Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

«Бога нет, но никому об этом не говорите!» Вольтер: жизнь и смерть

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Известный враг религии, Вольтер всё же не был атеистом в строгом смысле этого слова. Попробуем взглянуть на «воинствующего атеиста» под несколько иным углом.

С ын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяких глупостей». Первый раз попал в Бастилию за сатирические стишки в адрес регента и его дочери. Позднее осмеял одного дворянина, за что был избит им, а потом ещё и в тюрьме оказался. В юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 года жизни, но, дожив до 63, шутник записал: «Я назло обманул астрологов уже тридцатью годами, за что прошу покорно извинить меня».

А потом начались издевательства над религией, гонения и постоянные скитания. Было немало сетовавших на Вольтера за литературные карикатуры. Его подозревали в политической ненадёжности, денежных спекуляциях и мошенничестве. К слову, в 1776 году годовой доход философа составил 200 тысяч ливров, что превращало его в одного из богатейших людей Франции.

Дружбой с Вольтером гордились многие просвещённые монархи. Его апофеоз наступил уже в конце жизни, но почивать на лаврах Вольтеру пришлось недолго: его стали беспокоить сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно. Он был вынужден принимать большие дозы опия. В начале мая ему был поставлен неутешительный диагноз: рак предстательной железы, а очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход.

Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Информация о последних днях Вольтера есть самая противоречивая. Говорят, что в предсмертные минуты он умолял своего врача: «Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад, и вы последуете туда же». Кто-то утверждает, что Вольтер, желая облегчить душу, добился-таки встречи со священником; другие сообщают, что свободомыслящие друзья философа не позволили ему сделать этого. Рассказывают также, что Вольтер в агонии кричал: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос!» За два месяца до смерти он был принят в масонскую ложу, а 30 мая 1778 года Вольтер скончался во сне в Париже. Есть информация, что сестра милосердия, француженка, провела несколько часов при смертном одре Вольтера. Позднее её пригласили помочь англичанину, который также был при смерти. Она сразу же спросила:

— А этот англичанин — христианин?

— О да! — ответили ей. — Он христианин, живший в страхе Божием. Но почему вы спрашиваете об этом?

— Сударь, я служила медсестрой у смертного одра Вольтера, и я вам говорю, что за все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника. Это было нечто ужасное.

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует его жестоким тираном, «которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями: «В этом недостойном образе я не признаю Бога, которого я должен чтить… Я не христианин».

Хотя Вольтер позволял себе едкие нападки на христианство, он в то же время не забывал призывать к веротерпимости: «Нет нужды в каком-то особом искусстве или в великолепно отточенном красноречии, чтобы доказать, что христианам нужно терпимо относиться друг к другу. Я, однако, пойду дальше и скажу, что следует всех людей считать нашими братьями. Как, турок — мой брат? Китаец — мой брат? И еврей? И сиамец? Да, это так. Разве все мы — не дети одного отца, не создания одного Бога?»

Однажды, когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил плотно закрыть дверь, а затем сказал: «Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».

К ак видим, несмотря на весь свой скептицизм, Вольтер прекрасно понимал, что нравственные ценности возможны лишь в том случае, если Бог есть. А если Бога нет, то всё можно: «Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах».

Вольтер, почитав Библию, пришёл к заключению, что она не достойна внимания. Он написал целый ряд трудов против Библии и считал, что достаточно опроверг её. Если же для её окончательного разоблачения будут нужны удары ещё, то их нанесёт Ля Гарп, молодой ученик Вольтера.

Во время французской революции, в дни террора, Ля Гарп был арестован и брошен в тюрьму с постоянной угрозой быть преданным смерти. В эти мрачные дни ему в руки попала Библия. Он прочёл её от начала до конца и обратился к Богу. После выхода из тюрьмы Ля Гарп стал известным защитником христианства.

В феврале 1778 года (год смерти), Вольтер после длительного отсутствия вернулся в Париж. Для человека 83 лет пятидневное путешествие оказалось слишком тяжёлым, и Вольтер готовился умереть. Он написал тогда: «Я умираю с любовью к Богу, к друзьям, без ненависти к врагам и с презрением к суеверию».

Уже в марте Вольтеру стало легче. Бог продлил его дни. Как распорядился отмеренным ему временем философ, остаётся загадкой. Как упоминалось выше, информация на этот счёт противоречивая.

Говорят, что у человека на небе будет два вопроса:

Кто знает, что было на сердце у умирающего Вольтера? Сказал же Христос разбойнику, распятому на соседнем кресте, что тот будет с Ним в раю. А что сказал Христос призывавшему Его Вольтеру? Может, и с Вольтером ещё свидимся…

Подготовила Елизавета Черникова

Источник

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Вольте́р (Франсуа-Мари Аруэ)
(1694-1778) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист.

Не будучи христианином и придерживаясь идеологии деизма, антиклерикал Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).
У Вольтера неоднократно встречается и аргумент «полезности», т.е. такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления. Не будучи христианином, Вольтер изъявлял уважение к личности Христа (в произведении «Обед у гражданина Булэнвилье» и в трактате «Бог и люди»)

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

НОВОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АТЕИСТА
Можно ли сказать, что части тела животных сообразованы с их
потребностями? Каковы эти потребности? Сохранение жизни и размножение. Но
следует ли удивляться тому, что из бесконечных комбинаций, произведенных
случаем, смогли выжить лишь те, что имели органы, приспособленные к питанию
и продолжению рода? И не должны ли были все остальные погибнуть в силу
необходимости?

ОТВЕТ
Это рассуждение, твердившееся не раз после Лукреция, достаточно веско
опровергается данным живым существам ощущением, а также разумом, дарованным
человеку. Каким образом комбинации, произведенные случаем, могли бы
произвести, в свою очередь, это ощущение и этот разум (в таком порядке, как
только что было сказано в предыдущем параграфе)? Да, несомненно, члены
животных созданы с непостижимым искусством для удовлетворения всех их
потребностей, и у вас не хватает даже смелости это отрицать. Вы больше не
касаетесь этого момента. Вы чувствуете, что вам нечего ответить на этот
великий аргумент, выдвинутый против вас природой. Расположения частей одного
только мушиного крылышка или органов улитки довольно для того, чтобы вас
сразить.

Источник

Реферат: Вольтер о религии

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА МАРИ АРУЭ

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил (уничтожьте подлую), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в Обеде у гражданина Булэнвилье), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате Бог и люди); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал Завещание Жана Мелье, священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.

Воинствующими противниками церкви и религии во Франции была группа философов-энциклопедистов, объединенная вокруг издания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которую называли тогда «осадной машиной против церкви и монархии».

Вольтер, живший в XVIII веке (1694-1778 гг.) ставил себе целью уничтожение старого, основанного в первые годы христианства «здания обмана», ту религию, которая своими когтями растерзала Францию, своими зубами пожирала людей, более десяти миллионов предала мучительной смерти.

Он считал, что глупость людей это и есть источник религии. Поэтому церковь так усердно поддерживает невежество и борется против науки. Пользуясь легковерием и глупостью, плуты говорят с людьми от имени богов. Они это делают для того, чтобы установить свое господство над людьми, чтобы придать своим честолюбивым замыслам вид божественной воли, которую человек должен исполнять.

Религия, по мнению Вольтера, возникает, когда обманщик найдет достаточно глупого человека, который поверит, что он говорит от имени бога. Вольтер писал, что в основе христианской религии нет ничего, кроме сплетения самых пошлых обманов, «сочиненных подлейшей сволочью, которая одна лишь и исповедовала христианство в течение первой сотни лет». «Отцы церкви фабрикуют фальшивые письма Иисуса Христа, письма Пилата, письма Сенеки, апостольские уставы, изречения сивилл, евангелия числом более сорока, деяния Варнавы, литургии Петра, Иакова, Матфея, Марка и т. д., и т. д.»

Вольтер подчеркивал, что церковь вредна для общества, потому что духовенство, само не работая, проповедует презрение к труду. А все благополучие и счастье человечества, говорил Вольтер, может быть основано только на труде. Церковники же требуют, чтобы люди молились, вместо того чтобы трудиться.

Когда папа получил известие о событиях той ночи, он приказал осветить Рим иллюминацией, выбить в честь этого события медаль и отправил в Париж кардинала с поздравлением «христианнейшего» короля Франции и его матери Екатерины Медичи. В Риме с крепости Святого Ангела стреляли пушки в честь доблестной победы над гугенотами. Папа приказал также устроить праздник для народа и сам торжественно посетил три храма, в которых благодарил бога за радостную весть о «великолепном всесожжении, устроенном французским королем во славу католической церкви».

Достаточно подсчитать всех тех, кого уничтожила христианская церковь во имя религии, чтобы уже не сомневаться в том, что религиозные идеи не всегда будут владеть миром. Сколько напрасно погибло людей во время кровавого безумия крестовых походов на Восток и во время крестовых походов рыцарей, опустошивших Балтийское побережье! А сколько было ненужных жертв во время резни альбигойцев и истребления других еретиков, всех этих десятков тысяч неповинных людей, которые были зарезаны или сожжены заживо во имя бога! А во время реформатских войн, когда «святые» папы, «святые» епископы, «святые» аббаты в течение двух столетий шагали по трупам! Если сосчитать все убийства, все головы священников и мирян, отрубленных палачом, тела сожженных на множестве костров во всех странах, кровь, пролитую от края и до края Европы, палачей, уставших от своих трудов во имя веры, жертвы Варфоломеевской ночи и тридцать гражданских войн из-за разногласий в правилах веры, то окажутся десятки миллионов человек, которые были зарезаны, утоплены, сожжены, колесованы, повешены во имя любви к христианскому богу! И в то время как эта страшная цепь убийств происходила в Европе, а в Америке были убиты, как дикие звери в охотничьем парке, несчастные индейцы, под предлогом, что они не хотели стать христианами, в то самое время римские папы наслаждались жизнью.

Римские папы затопили кровью невинных весь мир. Вольтер прекрасно видел, что вся история католической церкви состоит из войн, резни и пыток, и он не мог молчать. Духовенство постоянно следило за ним. Два раза Вольтер был заключен в Бастилию, а потом выезжал из Франции в Англию, Голландию или Швейцарию, подальше от французской полиции. Только в конце его жизнь стала спокойнее, когда он купил два поместья по обе стороны французско-швейцарской границы. От французской полиции он скрывался в Швейцарии, от преследований швейцарской полиции в своем французском поместье.

Сочинения Вольтера имели большой успех в России, где появлялись в переводах на русский язык. Но во время французской буржуазной революции 1789 года они были запрещены Екатериной II, как «вредные и наполненные развращением». С тех пор всякий безбожник, свободомыслящий человек и «бунтовщик» назывался в России «вольтерьянцем».

Источник

Борьба Вольтера за веротерпимость

Вольтер известен своей борьбой против религиозного фанатизма, против преследований невинно осужденных. Как отмечал В. Г. Короленко, «Вольтер сделал великое дело – выступил защитником несправедливо осужденного. Я не говорю о том, сколько мрачных предрассудков разрушено им, но вот эта его упрямая защита безнадежного, казалось, дела, это великий подвиг. Он понимал, что человек прежде всего должен быть гуманным человеком. Необходима – справедливость». Это высказывание о деле Жана Каласа (см. о нем далее) тем более ценно, что Короленко сам выступал защитником невинно осужденных.

Фернейский отшельник отнюдь не был сторонником принципа отделения церкви от государства в современном смысле слова, этот принцип уходит своими корнями в эпоху французской революции. Вольтер считал, что в государстве должна быть одна государственная религия, остальные являются только допустимыми. Однако во-первых, церковь должна быть подчинена государству, а во-вторых, недопустимо преследование инакомыслящих и верующих по-другому, прежде всего протестантов. В Библиотеке Вольтера имеются материалы по этим делам, в частности по знаменитому делу в защиту Жана Каласа и по делу Ла Барра и д’Эталлонда.

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

На обратной стороне листа – расписка вдовы Каласа:

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

Особый интерес Вольтера к вопросам веры отразился в составе его библиотеки, где имеются как священные книги мировых религий и богословские трактаты, так атеистические и деистические сочинения, а также обширная коллекция документов, связанных с защитой Вольтером жертв религиозного фанатизма и судебного произвола. Парадоксальным образом, Вольтер утверждал необходимость веры в Бога – и опасность религии, часто порождающей жестокость и суеверие. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» – но вера в Бога должна склонять людей к веротерпимости, а не к фанатизму.

Авторы: А.А.Златопольская,
при участии К.Пайяра и Н.Сперанской

Источник

«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»

И в XVIII и в XIX веке в массовом сознании, особенно религиозно-консервативном, широкое распространение получил миф о Вольтере как о вольнодумце, атеисте, человеке, подрывающем нравственно-религиозные основы общества. Даже в конце XIX века в статье, озаглавленной «Вольтер как глава и тип французского неверия», фернейский мыслитель характеризовался следующим образом:

Вольтер действительно был великим насадителем и распространителем рационализма в новейшей Европе. Это был злой гений прошлого века, на который он наложил печать своего духа, вместе с тем и сам воплотив в себе все его недостатки и пороки, под тяжестью которых гибли и не чуждые ему добрые начинания.

Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Смотреть картинку Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Картинка про Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет. Фото Вольтер критиковал католическую церковь и утверждал что бога нет

«Я забавлялся этим утром, сочиняя «Послание» против книги «О трех обманщиках». Я заканчиваю его и отошлю вам. Я считаю атеизм более опасным, чем суеверие».

В письме к маркизе дю Деффан, которой он отправил список «Послания», фернейский мыслитель замечает:

«Вот небольшое сочинение, направленное против атеизма; одна часть его назидательна, другая – несколько шутлива».

В 1773 году Вольтер повторяет этот афоризм, утверждающий необходимость существования Бога и веры в него в «Речи мэтра Белленгье» (1773):

Астроном, который наблюдает движение звезд, установленное согласно самым глубоким законам математики, должен обожать вечного Геометра. Физик, изучающий зерно хлеба или организм животного, должен признать вечного Мастерового. Нравственный человек, ищущий точку опоры в добродетели, должен допустить наличие существа, столь же справедливого, сколь и Высочайшего. Таким образом, Бог необходим миру в любом смысле и вместе с автором «Послания» можно сказать кропателю пошлой книги о трех обманщиках: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Вольтер о религии
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 03:16:11 02 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 168 Комментариев: 19 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать