Во что разрешается ум53 в мажоре

Разрешение уменьшенных трезвучий.

Уменьшенное трезвучие и увеличенное трезвучие требуют после себя разрешения, т. к. крайние звуки Ум 5 3 – уменьшенная квинта (тритон, требующий разрешения), а крайние звуки Ув 5 3 – увеличенная квинта(характерный интервал, требующий разрешения).

Уменьшенные трезвучия разрешаются в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенное трезвучие на VII(на VII натур. мажора или на VII# гармонич. минора) разрешается в терцию на I (тоническую терцию), т. е. нижнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука(иначе говоря, в неполное тоническое трезвучие). Уменьшенное трезвучие на II (в натур. миноре или гармонич. мажоре) разрешается в терцию на III, т. е. верхнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука.

* Почему Ум 5 3 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенная квинта (тритон), являющаяся крайними звуками уменьшенного трезвучия, разрешается по правилу тритона ум.5 («сужается» в терцию, т. е. ее верхний звук опускается в соседнюю устойчивую ступень, а нижний ее звук поднимается в соседнюю устойчивую ноту). Средний же звук уменьшенного трезвучия разрешается по основному правилу (основное правило разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые: II→I,IV→III,VI→V,VII→VIII(I)). В результате в разрешении уменьшенных трезвучий, строящихся на вводных ступенях, образуется терция с удвоением ее нижнего звука.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореПример: разрешение уменьшенных трезвучий в тональностях B-dur (Си-бемоль мажор), g-moll (соль минор), G-dur (Соль мажор), b-moll (си-бемоль минор).

Заметьте, что одно и то же уменьшенное трезвучие можно разрешить в 4 тональности, представив его находящимся на VII натурального мажора, на VII# гармонического минора, на II натурального минора и гармонического мажора. Таким образом, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль может находиться в Си-бемоль мажоре (B-dur), соль миноре (g-moll), Соль мажоре гармонич. (G-dur), си-бемоль миноре гармонич. (b-moll).Т. к. в натуральных параллельных ладах элементы полностью совпадают, находясь на разных ступенях, данное уменьшенное трезвучие находится в паре параллельных натуральных тональностей – B-dur и g-moll. Гармонический вид лада приближает его к одноименному натуральному, откуда он заимствует элементы, поэтому в гармоническом b-moll появляется на VII# такое же уменьшенное трезвучие, как в натуральном B-dur на VII, а в гармоническом G-dur – такое жеуменьшенное трезвучие на II, как в натуральном g-moll. Так, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль оказывается в 4 тональностях– паре параллельных и двух одноименных к этим параллельным (оно является натуральным в паре параллельных тональностей B-dur и g-moll; т. к. гармонический b-mollзаимствует натуральное уменьшенное трезвучие B-dur, делая его своим, гармоническим, а гармонический G-durзаимствует натуральное уменьшенное трезвучиеg-moll, делая его своим, гармоническим, данное уменьшенное трезвучие находится, в качестве гармонического, и в этих тональностях).

Если же сопоставлять одноименные лады оба в гармоническом виде, то, т. к. они различаются только III ступенью, определяющей лад (мажор/минор), оба уменьшенных трезвучия на вводных ступенях у них совпадают (см. трезвучия ля-до-ми-бемоль и до-ми-бемоль-соль-бемоль в B-dur и b-moll; трезвучия фа-диез-ля-до и ля-до-ми-бемоль в G-dur и g-moll; при этом совпадают натуральное Ум 5 3 мажора с Ум 5 3 гармонического минора и натуральное Ум 5 3 минора с Ум 5 3 гармонического мажора).

Можно заметить также, что, т. к. трезвучие VII ступени разрешается в тоническую терцию, т. е. нижнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум 5 3 на VII в натур. мажоре образуется большая терция, а в разрешении Ум 5 3 на VII# в гармонич. миноре – малая терция. Т. к. уменьшенное трезвучие II ступени разрешается в верхнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум 5 3 на II в натур. миноре образуется большая терция, а в разрешении Ум 5 3 на II в гармонич. мажоре – малая терция.

В параллельных натуральных ладах совпадает по нотам натуральное уменьшенное трезвучие с его разрешением (в большую терцию), но находится данное построение на разных ступенях в натуральном мажоре и натуральном миноре.

В одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия на вводных ступенях совпадают,то естьсовпадают их расположение (вводные ступени) и их звуки (но разрешаются, естественно, совпадающие в одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия по-разному).Совпадает VII 5 3натурального мажора и VII# 5 3 гармонического минора; в мажоре, естественно, трезвучие седьмой ступени разрешается в мажорную тоническую большую терцию, в гармоническом миноре трезвучие седьмой повышенной ступени – в минорную тоническую малую терцию. Совпадает II 5 3натурального минора и г.II 5 3 гармонического мажора, в миноре, естественно, трезвучие второй ступени разрешается в большую терцию (верхнюю терцию минорного тонического трезвучия), в гармоническом мажоре трезвучие второй ступени, включающее VIb, – в малую терцию(верхнюю терцию мажорного тонического трезвучия).

Таким образом, уменьшенные трезвучия натуральных ладов разрешаются в большую терцию, а уменьшенные трезвучия гармонических ладов – в малую терцию.

Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением.

Если уменьшенное трезвучие разрешается в веселую большую терцию, то это Ум 5 3 наVII(VII 5 3) натурального мажора или на II(II 5 3) натурального минора (звучит данное построение вне контекста весело).

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию (малая терция звучит, как начало песни «Подмосковные вечера» – «не слышны в саду даже шорохи», слоги «не слыш») и звучание при этом не грустное, а светлое, то это Ум 5 3 на II (г.II 5 3) гармонического мажора.

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, то это Ум 5 3на VII# (VII# 5 3) гармонического минора.

Примечание. Почему при разрешении уменьшенного трезвучия гармонического мажора и уменьшенного трезвучия гармонического минора образуются малые терции, а звучат разрешения по-разному (светло в гармоническом мажоре и грустно в гармоническом миноре). Потому что при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического мажора верхний голос опускается на полутон, а при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического минора верхний голос опускается на тон.

Примечание. Аналогично определяем на слух местонахождение уменьшенной квинты (ум. 5 – интервал, тритон), являющейся крайними звуками Ум 5 3. Если Ум 5 3 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука, то интервал ум. 5 (тритон) – просто в терцию. Аналогично, если ум.5 разрешается в большую терцию (что вне контекста звучит весело), то это натуральные лады, если в малую терцию и звучание при этом светлое, то это гармонический мажор, если в малую терцию и звучание при этом грустное, то это гармонический минор. Т. к. ув.4 (тритон) – это обращение ум.5 (тритон), то в случае с ув.4 все представляем в обращении, т. е.: если ув.4 разрешается в м.6 («Прекрасное далеко», в данном же случае вне контекста м.6 звучит мажорно) – это натуральные лады, если в б.6 («В лесу родилась елочка») и звучание при этом светлое – это гармонический мажор, если в б.6 и звучание при этом грустное – это гармонический минор (но необходимо еще помнить ступени, на которых находится ув.4 во всех этих случаях, см. тему «Интервалы»).

Задание теме: построить и спеть Ум 5 3 в B-dur (Си-бемоль мажоре).

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Разрешение увеличенного трезвучия (не указано в теме билета). Как видно на схеме трезвучий натуральных и гармонических ладов, увеличенные трезвучия образуются только в гармонических ладах (т. к. интервал ув.5, являющийся крайними звуками Ув 5 3, – характерный интервал, образующийся только в гармоническом виде лада); одно увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре (на VIb) и одно увеличенное трезвучие в гармоническом миноре (на III, включает в себя VII#, т. к. минор гармонический). Увеличенное трезвучие разрешается по основному правилу разрешения, т. к. по этому правилу разрешаются все интервалы, входящие в его состав; среди них нет тритона,разрешающегося особым образом, увеличенная же квинта (крайние звуки) разрешается по основному правилу, как и все характерные интервалы.

Увеличенное трезвучие, как видно на схеме ниже, в гармоническом мажоре, находясь на VIb, разрешается вT 6 4(тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре увеличенное трезвучие, находясь на III, разрешается в t6(тонический секстаккорд).

Увеличенное трезвучие в гармоническом До мажореи гармоническом ля миноре:

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

* Можно заметить, что увеличенное трезвучие включает в себя два устойчивых звука, в гармонич. мажоре – большую терцию, являющуюся нижней терцией T 5 3, а в гармонич. миноре – большую терцию, являющуюся верхней терцией t 5 3. В гармоническом мажоре неустойчивый звук увеличенного трезвучия – VIb, а в гармоническом миноре –VII#.При разрешении увеличенного трезвучия в гармоническом мажоре движется вниз нижний звук, приразрешении увеличенного трезвучия в гармоническом миноре движется вверх верхний звук.

Для слухового анализа по всей теме данного билета.

Мажорное (Б 5 3) – весело, минорное (М 5 3) – грустно, эти два трезвучия – консонирующие.

Уменьшенное (Ум 5 3) –резко, напряженно, драматично, увеличенное (Ув 5 3) – удивленно, загадочно (не путать с минорным, в котором нет ни малейшего оттенка удивления). Эти два трезвучия – диссонирующие, т. к. крайние звукиУм 5 3 – ум.5 (тритон), а крайние звукиУв 5 3 – ув.5 (характерный интервал).

Как определить на слух обращения мажорного и минорного трезвучий. Мажор или минор – определяем по настроению. Звучит ли само трезвучие или его обращение – по чистой кварте, в самих трезвучиях нет кварты, они строятся по терциям, в секстаккорде кварта находится вверху, в квартсекстаккорде – кварта внизу. То есть, например, если звучит грустный аккорд с квартой вверху, это М6 (минорный секстаккорд), если звучит веселый аккорд с квартой внизу – Б 6 4 (мажорный квартсекстаккорд).

Как определить диссонирующие трезвучия с разрешениями.

Про Ум 5 3 см. подробно выше, в разделе «Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением», в разделе «Разрешение уменьшенных трезвучий». Кратко: если Ум 5 3 разрешается в большую терцию, это натуральные лады (необходимо знать на какой ступени в таком случае оно находится в натур. мажоре и на какой в натур. миноре). Если Ум 5 3 разрешается в малую терцию и звучание при этом светлое, это гармонический мажор (необходимо знать расположение Ум 5 3 в данном случае), если Ум 5 3 разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, это гармонический минор (необходимо знать расположение Ум 5 3).

Разрешение увеличенного трезвучия (Ув 5 3 – только в гармонических ладах). Если разрешение веселое – гармонический мажор, если разрешение грустное – гармонический минор. Кстати, при разрешении Ув 5 3в гармоническом мажоре движется нижний звук, а при разрешении Ув 5 3в гармоническом миноре движется верхний звук Необходимо помнить расположение Ув 5 3в гармонических ладах, а также, что в гармоническом мажоре оно разрешается в T 6 4 (тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре– в t6 (тонический секстаккорд).

Билет 2

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3644 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Четыре вида трезвучий и их обращения

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореВ основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Минорное трезвучие

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореВ основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Увеличенное трезвучие

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореУвеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореУменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореВсе трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореМажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореМалый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореСекстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажореУменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

ТРЕЗВУЧИЯ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

МИНОРНЫЕ

УВЕЛИЧЕННЫЕ

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3Ум.6 = м.3 + ув.4Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть фото Во что разрешается ум53 в мажоре. Смотреть картинку Во что разрешается ум53 в мажоре. Картинка про Во что разрешается ум53 в мажоре. Фото Во что разрешается ум53 в мажоре

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *