Вы про что мужики жмурки
Интересные факты о фильме «Жмурки»
1. Рабочее название фильма было «Кавардак», на кинофестивале в Хельсинки он шёл под названием «Блеф мертвеца», а в американском прокате — под названием «Блеф слепца». В российский прокат фильм вышел под названием, в котором зашифрована не только старинная русская игра, но и сленговое слово «жмурик».
2. Персонаж Кабан взят из сериала «Бригада». Он был подручным Белого, но ни разу не появился в кадре. Он был отражен только в телефонных переговорах, и «Алле, Кабан, здорово, брат, это Белый» в начале 2000-х разошлось на рингтоны. В «Жмурках» Кабана играет Юрий Степанов.
3. Дмитрий Певцов играет адвоката — это намёк на сериал «Бандитский Петербург», где актёр играл бандита по кличке «Адвокат». Фамилия его героя Борщанский, что созвучно с фамилией знаменитого адвоката Борщевского.
4. После съёмок режиссёр Алексей Балабанов решил переозвучить героя Алексея Панина, и в фильме Сергей говорит голосом Юрия Гальцева. Зато сам Панин озвучил студента-медика в исполнении Сергея Глазунова.
5. Композитором фильма стал Вячеслав Бутусов. Всего он написал музыку к четырём фильмам Алексея Балабанова — «Брат», «Брат-2», «Война» и «Жмурки».
6. Казалось бы невероятным, но фрагмент из художественного фильма «Жмурки» в котором Сергей Михайлович (Никита Михалков), сжигает в камине неудачливого архитектора, скорее всего заимствован из реальной чудовищной истории 90-х годов.
В марте 1995 архитектор Алексей Галанин руководил бригадой рабочих, которые занимались ремонтом квартиры в доме известного криминального авторитета Сергея Мамсурова (Мансура) по адресу улица Петровка дом 19.
Мамсуров будучи в агрессивном наркотическом угаре, недовольный выполненным ремонтом выстрелил в Алексея, что привело к смерти последнего. Желая затем избавится от следов, он не нашел ничего лучше как расчленить и сжечь тело, с помощью своих охранников в собственном камине. Правовое наказание за данное преступление он не понес, так как вскоре был убит в апреле 1995 года.
«Жмурки»: смешное кино Балабанова, от которого хочется плакать
«Жмурки» были первой и единственной комедией в послужном списке знаменитого уже к тому времени режиссера. И он действительно хотел сделать смешное кино. Но почему-то смеяться, глядя на жесточайшие разборки местных бандитов, мало у кого не получается что тогда, что сейчас, – гротескные персонажи нагоняют жути, а кровища на экране льется если не ручьями, то десятками литров. Кто-то даже подсчитал, что за время съёмок было израсходовано не менее 50 (в человеке всего 5,6) литров ценного реквизита, – для экономии дорогую искусственную кровь мешали с томатным соком.
Известно, что Балабанов всегда снимал только то, что писал сам. Но в этот раз все пошло не по плану. Продюсер Сергей Сельянов, который давно работал с режиссером, показал ему сценарий не абы кого, а почти профессионального футболиста, играющего за юношескую сборную, – Стаса Мохначева. Сюжет про двух накосячивших бандитов, пытающихся за сутки разрулить непростую ситуацию и спасти свои жизни, понравился Балабанову. Только он полностью переписал диалоги и добавил кое-что из реальной жизни. Тогда и появились все эти знаменитые, грубые и ни разу не толерантные фразы:
Для съемок Балабанов собрал по-настоящему звездный состав актеров и нашпиговал свое произведение отсылками к популярным кинохитам 90-х годов.
На одну из главных ролей он позвал Дмитрия Дюжева, которого двумя годами ранее прославила на всю страну роль Космоса в «Бригаде». По ходу действия появляется Кабан, один из ближайших друзей и соратников Саши Белого. И если в том фильме он закадровый персонаж, то в «Жмурках» вполне живой, воплощенный актером Юрием Степановым (Александр Матросов в «Войне»).
Звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов зашел в кадр на 44 секунды. У Балабанова он – адвокат Борщанский, но вся страна отлично помнила его обаятельного бандита по кличке «Адвокат».
У Алексея Панина тогда еще не было проблем ни с законом, ни с алкоголем, – в начале 2000-х он сыграл свои лучшие роли, в «Жмурках» в том числе. Даже в эпизодах легендарного фильма задействованы сплошь знаменитые артисты от Татьяны Догилевой до Ренаты Литвиновой и Гарика Сукачева.
Апофеозом этой звездной команды мог стать только настоящий мэтр, – на роль главаря Михалыча Балабанов пригласил Никиту Михалкова. Артист уже редко снимался в так называемых чужих проектах, – много ставил и продюсировал сам, но Балабанову не отказал. После выхода фильма оба в интервью рассказывали, как хорошо им работалось вместе. Режиссер даже признавался, что Михалков был единственным артистом, с которым по ходу работы вообще не возникало проблем.
Съемки начались в октябре и закончились до начале зимы, – в картине сплошь тусклая и хмурая осень. Все сцены были сняты в Нижнем Новгороде. Балабанову этот город был хорошо известен. Он пять лет изучал иностранные языки в Горьковском пединституте в 70-е годы.
Режиссер считал Нижний красивым, очень фактурным и подходящим для кино, – две реки, Кремль, набережные. Представительные здания, глухие дворы, старинные церкви, – здесь всего этого было в достатке. Многие локации сохранились и теперь по ним водят туристов.
Одним из обязательных пунктов такой экскурсии являются Ковалихинские бани, которые считаются самыми старыми из сохранившихся в Поволжье. Здесь снималось начало фильма, – перестрелка в морге. Массовку – по сути кучу обнаженных трупов – составили актеры самодеятельного театра. Сцену, которая от длится около двух минут, едва закончили за два полных дня. Сложнее всего оказалось «мертвецам» сохранять неподвижность во время выстрелов – от громких звуков люди рефлекторно вздрагивали.
В прокате картина собрала не самую большую кассу, – около 3 млн долларов. Критики одновременно и ругали, и хвалили «Жмурки». Нравилось обычно тем, кто воспринимал кино не иначе, как пародию, но таковых были единицы. Эта работа Балабанова оказалась одной из немногих, не получивших никаких наград даже на своих кинофестивалях. Лишь МТV отметило работы актеров, – Дюжева и Михалкова.
Когда «Жмурки» выходил на экраны многие говорили, что Балабанов таким образом закрывает тему 90-х годов. Кино называли своего рода прощанием с эпохой, однако сам режиссер не считал, что в 2005 году бандитская тема себя исчерпала. Он был уверен, что снимать про братву будут еще лет 10, а то и 15. Но ошибся, – подобные фильмы выходят до сих пор.
Жмурки
Жмурки — художественный фильм Алексея Балабанова в жанре боевика и чёрной комедии.
Сюжет [ править ]
В прологе в безымянном экономическом институте преподаватель на лекции по теме накопления начального капитала касается темы того, как этот самый капитал в России накапливался в дикие времена девяностых. Упоминаются олигархи, финансовые пирамиды и, наконец, деятельность криминальных структур. И дальше начинается фильм, являющий собой условную иллюстрацию к лекции преподавателя.
Середина 1990-х, апогей того самого живописного времени. В крайне мрачных декорациях морга бандит по кличке Палач ведёт допрос жертвы, подходя к своему делу со всей любовью. Но его ласковую беседу с подопечным прерывают безликие головорезы. Один из них, впрочем, оказывается не таким уж и безликим. Палач тут же распознает в нем некоего легавого, что вызывает скоротечную перестрелку, в результате которой только этот самый легавый и выживает. Он уходит из морга с найденной у Палача запиской, на информацию из которой и будет в дальнейшем ориентироваться, проводя довольно опасные махинации.
Далее — эпилог. В котором показывается, что Серёга был прав. 2005-й год. Он и Саймон стали депутатами, и заседают в кабинете с окнами на Красную Площадь. В то время, как их бывший босс работает в том же здании вахтёром, а Владик у них работает мальчиком на побегушках. Тем и заканчивается гангстерская сага.
Актёры и персонажи [ править ]
Остальные персонажи не столь важны для сюжета, но тоже очень колоритны.
Рецензия на к-ф Жмурки
Но друзья присоветовали всё же посмотреть. Один говорил: «Глуповато, но Михалков неплохо играет себя», другой: «Под шишки идёт нормально, а Дюжев – конкретно прикольный бычара».
Что ж, в актёрских дарованиях Никиты Михалкова я ни разу не сомневался, и он действительно всегда неплохо играет себя, но, признаюсь, больше я польстился на Космоса, который из «Бригады».
Посмотрел. «Ты знаешь, у меня двоякое чувство» (цитата из объекта рецензии). И это, пожалуй, хорошо для фильма: подавляющее большинство позднесоветских и постсоветских бандитских и околобандитских кинцов вызывают эмоции вполне «одноякие»: в помойное ведро, и крышку поплотней. (К чести Балабанова сказать, его Браты-раз-два сняты объективно неплохо, но к ним у меня тоже «двоякое чувство». Впрочем, это другая тема.)
Но ладно, по порядку. Начинается фильм с пролога – урока политэкономии в каком-то провинциальном ПТУ (ну не вузе же!). Тема –накопление начального капитала. Типа, завязка для перехода в недавнее родное прошлое, где средь финансовых пирамид веяли жаркие самумы бандитского беспредела. На мой вкус, завязка эта – ни пришей кобыле хвост. Или посмешнее, посмачнее можно было сделать, или ограничиться парой вводных фраз за кадром. А можно – предварить фильм уплывающим вверх по наклонной текстом, то есть, «саллюзить» ещё и у Лукаса за компанию: «В одной отдалённой от цивилизации стране в середине девяностых годов прошлого столетия бушевали криминальные войны…» Что-то вроде. Сразу – чёткая претензия на «галактический» масштаб.
Далее начинается собственно фильм. Первая сцена в морге: циничный допрос какого-то спакованного коммерса (или бандюка – какая разница). Вокруг полоски пластыря на ротовом отверстии узнается неподражаемо одухотворенная репа Баширова. Прозектор-экзекутор с вызывающе оригинальной кличкой Палач – ничего так, интеллигентный молодой человек. Спокойный, доброжелательный. Без подколок – нормальная сценка, комичная. Благо, к пыткам Палач перейти не успевает, поскольку в морг вламываются трое оперов с пушками наголо, в штатском, но в чёрных масках (это тоже смешно).
Ну ладно, будем считать, решил я, что это всё же комедия абсурда. Правда, когда, скажем, в «Не наезжай на Южный Централ…» крутые ниггеры меряются оборонными потенциалами, по нарастающей, возгоняясь до термоядерного экстрима – претензий к реалистичности не возникает за отсутствием притязаний на реализм. Вот и здесь бы усугубить маразм: развешать пулемёты по стенам морга, показать дыбу, испанские сапожки крупным планом, наборы плеточек и клещей, всякий такой сАдовый инвентарь. Чтобы сразу ясно было, в какую именно сказку попали терпила Баширов и зритель.
Но дальше дело пошло веселей. Появилась сладкая парочка: тот самый бычара Саймон, который Дюжев, и его друган Серёга. Вот эти – уже вполне жизненные типажики. Саймон, может, и чуть утрирован в своей мрачной отмороженности, да и к штампам из «классики жанров» тяготеет, а второму – однозначно «зачот» на пять баллов. Симпатичный пацанчик получился, живой, не дебил и не дрянь. К слову, играет его Алексей Панин, не путать с Андреем, который тоже в фильме присутствует (а может, кому-то «ник» сценический взять?)
Потому что терпеть его вечное нытье и безосновательные наезды – святой бы не сдюжил. Его стиль руководства – какой-то совсем уж совковый. Наверно, к тому у него и наколочки на груди: СССР и профиль Сталина (ещё хлеще было бы – МВД и фас Берии, хотя, конечно, понимаю: перекличка со звучащей рядом «Банькой» Высоцкого).
Что-то вроде, какая-то такая пурга. И чтоб девчонок очаровать своей крутизной – оно, конечно, мило, но делать в подобной манере выволочки бойцам, которые только-только с того света вернулись – может лишь индивид, совершенно не обременённый инстинктом самосохранения. Тем более, что это именно пахан Михалыч виноват в проколе, а никак не его ребята: полной информацией не снабдил, наличие крыши у объекта не пробил, послал пацанов в очень стрёмный блудняк, по сути – подставил их. Те влетели под стволы – но геройски выкрутились. И по возвращении – они ему должны предъявлять, а не он их отчитывать, как в кабинете завуча за разбитое окошко. Впрочем, повторю, смотрится это по-своему забавно, а Михалков действительно хорош. Но неуместен. Но хорош. Такой вот он загадочный в этом фильме.
Ещё странность – аномальная, иррациональная агрессивность и отчаянность людей сугубо мирных профессий. Что прозектор-палач, невесть зачем дающий вооруженный отпор троим ментам, что некий Доктор, наркохимик-надомник.
По-настоящему, эти убийцы в белых халатах – и есть главные отморозки в фильме, безумные и суицидальные. Такое ощущение, что сценариста зверски мучили в детстве уколами, и к бандюганам он относится ровно, а на врачей зубец-то наточил (и поострей, чем на строителей-дизайнеров).
Зато – этим эпизодом, по сути, заканчиваются потуги на «комедию абсурда». Дальше – более-менее реалистичное кино с естественными ходами и примесью этакой ненапряжной, занимательной чернухи. Создатели будто определились, наконец, с жанром и стилем. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Порадовал момент, когда вынесли мозги Гарику Сукачеву, предводителю каких-то мутных мясисто-стероидных каманчей. Ничего личного, но он запарил своими идиотскими мегаломанскими истериками (в фильме) и перманентно фальшивой актёрской игрой (согласен, он не виноват, что и при таком бакланистом фейсе уркаганов играть не умеет, по чистоте душевной, – ну так и репу ему ж понарошку продырявили, это ж кино).
Эпизод, в котором грохнули мужика-соседа (в блестящем исполнении Андрея Краско, сумевшим насытить своим неподражаемым колоритом даже такую пустяшную, трёхсекундную роль), на свою беду зашедшего в смежную квартиру, – просто мрачная шутка. Умом понимаешь, что грех мочить «цивилитиков», но тут – стильно исполнено. Да и нефиг буровать на ровняке, тем паче – с незнакомыми людьми. Хочешь, чтоб музыку потише сделали, в дневное-то время – попроси по-человечески. Знаем мы таких соседушек-пролетариев: сами день-деньской всё стены сверлят да молотком долбят, дятлы обугленные, а как кто рядом поставит приличный, старый-добрый роккабилльский музон – возмущенным разумом вскипают. Так что, я не осуждаю Саймона за это, казалось бы, левое мочилово. Оно имеет большое воспитательное значение.
И политизированность натужноватая какая-то в этом финале. Хотя – претензии на крамолу, конечно. Мы-то думали, что у власти сейчас Диктатура Законности, своим горячим сердцем и чистыми руками самоотверженно преградившая криминалу дорогу к кормилам и кормушкам, а тут – эвона как обернулось-то!
Резюме в целом: смотреть можно. Правда, лицам, обременённым чрезмерной заботой о духовности, детям (особенно – тем, которые ещё внутри мамаш), а также благонравным персонами, ни разу в жизни не отрывавшим крылья-ноги пойманным слепням, – сильно не рекомендуется. Местами – даже «находочно», встречаются кое-какие яркие стилистические оборотцы. Есть и шутки нетупые.
Однако – нормальный повод пожелать Балабанову и задействованным актёрам дальнейших творческих успехов и «расти над собой». Благо, твердь небесная как вертикальный стопор отменена ещё Коперником, и с тех пор звёздное небо над нами реально подобно глубине внутряного нравственного закона: всегда есть куда стремиться, не рискуя ушибиться головой о небо или дно.
Так или иначе, определённое удовольствие при просмотре фильма «Жмурки» я получил – и буду свиньёй, если не поблагодарю за доставленное. И, значит, поблагодарил.
5 интересных фактов о фильме «Жмурки»
Всем доброго времени суток!
Фильм «Жмурки» — русская черная комедия, где показаны приключения двух бандюганов Сереги и Саймона, которым поручают вроде бы обычные криминальные дела, а они их не могут нормально выполнить.
1. Рабочее название фильма было «Кавардак», на кинофестивале в Хельсинки он шёл под названием «Блеф мертвеца», а в американском прокате — под названием «Блеф слепца». В российский прокат фильм вышел под названием, в котором зашифрована не только старинная русская игра, но и сленговое слово «жмурик».
2. Персонаж Кабан взят из сериала «Бригада». Он был подручным Белого, но ни разу не появился в кадре. Он был отражен только в телефонных переговорах, и «Алле, Кабан, здорово, брат, это Белый» в начале 2000-х разошлось на рингтоны. В «Жмурках» Кабана играет Юрий Степанов.
3. Дмитрий Певцов играет адвоката — это намёк на сериал «Бандитский Петербург», где актёр играл бандита по кличке «Адвокат». Фамилия его героя Борщанский, что созвучно с фамилией знаменитого адвоката Борщевского.
4. После съёмок режиссёр Алексей Балабанов решил переозвучить героя Алексея Панина, и в фильме Сергей говорит голосом Юрия Гальцева. Зато сам Панин озвучил студента-медика в исполнении Сергея Глазунова.
5. Композитором фильма стал Вячеслав Бутусов. Всего он написал музыку к четырём фильмам Алексея Балабанова — «Брат», «Брат-2», «Война» и «Жмурки».
Спасибо за просмотр!
— И вообще я в голову не целился
отличный фильм, Михалков, кажется, сыграл самого себя)
Это лучшая чёрная комедия постсоветской России.
У знаменитого адвоката фамилия Б(А)рщевский, а не бОрщевский! Исправьте пожалуйста
Еще я, кстати, слышал от одного пожилого архитектора, что эпизод с архитектором и камином основан на реальных событиях 🙂
После съёмок режиссёр Алексей Балабанов решил переозвучить героя Алексея Панина
Этого героя (архитектора) играет не Алексей Панин, а Андрей Владимирович Панин.
Андрей Панин говорит голосом Андрея Панина.
А теперь оказывается что один собакоеб, а другой обиженное гламурное чмо. И неизвестно еще что хуже.
Не знал, что Панина озвучивал Гальцев!
Кабан совершенно эпичный там, что не говори.
Кабан на Рона Уизли похож
«Какой героиня?! Да что вам вообще от меня нужно!»
про 4 пункт спасибо большое
я все не мог понять че за хрень с его голосом и медика
Отличная «чёрная тэш-комедия» на уровне если не лучше Thursday хотя красивой девушки и не хватает. Конечно не Pulp Fiction, но «а кто снял лучше?»
Насчет того что Гальцев озвучил Серегу не знал, подозрения, что что-то не то появились, когда недавно пересматривал и обратил внимание на рассинхрон в голосе и движении губ. Ну голос медика показался смутно знакомым. Хорошо фильм под рукой, на телефоне и можно проверить все немедля
«Жмурки» огонь конечно.
Я своим работничкам, когда они косячат, стараясь подобрать голос Михалкова задвигаю монолог про кучу говна на бильярдном столе, в которой они умудряются утонуть.
Ну и про «просак» конечно. А вообще там много конечно фраз.
На мой взгляд, это самый слабый фильм Балабанова.
Отличный фильм, актеры классные! Продолжение неплохое.
Гнилое кинцо, но на счет Гальцева не знал.
Я изза этого пидора панина теперь пересматривать не хочу. А фильм то отличный 🙁
Так адвоката сыграл Трахтенберг,или я ошибаюсь?
самый главный факт- панин пидр. офигел когда сосала его жена и он заглотил
Фильму в этом году исполняется 15 лет. Картина вышла в 2005 году, снимали её в Нижнем Новгороде.
Автор арта: Slava Ptrk
Работа: Ну что бандиты? Из серии «Детство перед телевизором»
Работа называется: Пороть вас надо! Из серии «Детство перед телевизором».
Здесь угадываются персонажи Сергей Михайлович и его сын Владик (Владик Толочко)
Сделано по наводке данного перса:
Давай ещё про Жмурки так сделай и мы будем пытаться найти отличия.
Интересные факты о съемках фильм «Бриллиантовая рука» (10 фото)
28 апреля 1969 году состоялась премьера одного из самых популярных фильмов режиссера Леонида Гайдая в истории советского кино – «Бриллиантовая рука».
Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». Искрометный юмор, тонкая ирония режиссера — фильм прочно завоевал место в сердце каждого, кто хоть раз посмотрел его. Но знаете ли вы, что фильм мог быть совсем другим?
Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе.
Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.
Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. в «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
«Заграничная» часть снималась в Узбекистане, а «город Горбункова» — в Крыму.
Изначально фильм дожен был называться «Контрабандисты», и финал фильма предполагался иным — более лиричным. А именно:
Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит:
«Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»
Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.
В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».
В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».
«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».
Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо.
Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.
Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!
Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама, — «Не виноватая я. »
Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.
Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.
Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист — герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина — фамилия супруги Каневского.
Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.
Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.
В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженным в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актера.
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?», — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет.
В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.
В фильме использовалось много декораций: у поселка Атой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»!
время рыбалки Лелик (Папанов) в сердцах произносит «Идиот!» Однако эта фраза адресована не Геше, а кому-то из съемочной группы, задержавших съемки — вода была ледяная.
В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу — Л. Гайдаю — и он вложил ее привычные слова в уста героини.
Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.
В финале фильма эпизод, где подъемый кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о корюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.
В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину — зеленая.
Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
Помните? «ДитЯм — мороженное, бабе — цветы!» Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженного в вазочках. Чудо!
В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две розы.
В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.
В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!
Пегас в магазине («А у вас есть такой же, но без крыльев?») снимался также в фильме «Служебный роман», под его тяжестью изнывал герой А. Мягкова в эпизоде с «лошадью», а потом и в интерьере квартиры композитора в комедии «Ширли-мырли». Этот конь до сих пор хранится в реквизиторском отделе «Мосфильма». Реквизит!