цифровой урок что это
Методические рекомендации «Сценарии выстраивания «цифрового» урока на каждом этапе»
Сценарии выстраивания «цифрового» урока на каждом этапе
Учитель выбрал нужные электронные ресурсы, подготовил для класса учебные материалы. Спланируем само занятие. Рассмотрим несколько вариантов цифрового урока, примеры для разных этапов. Кроме того, разберем интерактивные задачки для школьников.
Сценарий 1. Цифровые ресурсы вы используете фрагментарно. С их помощью решаете только отдельные дидактические задачи. Суммарное время цифрового обучения на уроке не превышает 10 минут. Упор делаете на наглядность (интерактивная доска) или на простые тренировочные, контрольные задания.
Такой вариант подойдет, если у вас мало опыта в работе с цифровыми ресурсами или ваш кабинет недостаточно оснащен.
! Фрагментарно использовать цифровые ресурсы стоит, если у вас мало опыта в работе с технологиями или ваш кабинет недостаточно оснащен.
Сценарий 2. Ресурсы вы применяете постоянно. Делаете это как в классе, так и для домашних заданий. На уроке с помощью цифровых ресурсов вы решаете сразу несколько дидактических задач. Упор делаете на самостоятельную работу учеников, различные цифровые модели, исследовательские, творческие и проектные задания.
! Вариант хорош, если вы обладаете достаточным опытом в применении цифровых ресурсов, а в вашем кабинете могут работать с компьютерами или мобильным устройствами несколько учеников одновременно.
Сценарий 3. У вас цифровые ресурсы – единственное средство обучения. С их помощью вы решаете все без исключения дидактические задачи на уроке. Взаимодействие с детьми происходит с использованием компьютера.
Этот вариант подойдет, если вы работаете в системе дистанционки или с учениками на домашнем обучении.
Как использовать цифровые ресурсы на разных этапах урока
На каждом этапе урока педагог решает определенные методические задачи. Для этого надо тщательно подобрать ресурсы. Рассмотрим рекомендации для каждого из шести этапов занятия.
Показывайте ребятам видеоролики и иллюстрации. Лучше выбирать яркие, запоминающиеся образы, которые привлекут внимание детей. Можно показать изучаемые объекты с необычной стороны или с межпредметной точки зрения.
Как создать интригу урока с помощью фото
Тема урока: «Движение земной коры» (география, 6-й класс) Покажите школьникам три фотографии:
Дамбы в Нидерландах
Гималаи – высочайшие горы на Земле
Предложите детям установить, что общего у этих фотографий. Школьники должны высказать предположения. Если ребята затрудняются или сплошь ошибаются, расскажите им что-то о каждой фотографии. Например: «Строительство дамб в Нидерландах – одно из инженерных чудес современности. Дамбы защищают территорию страны от участившихся наводнений. Причина наводнений, не в поднятии уровня моря, а в медленном опускании земной коры».
Дети придут к выводу, что везде изображены последствия движений земной коры, и определят тему урока.
Подойдут тесты и другие виды заданий с автоматической проверкой. Они помогут быстро выявить начальный уровень владения материалом. Целесообразно также давать игровые виды заданий – они привлекут внимание детей, а победа создаст позитивную ситуацию успеха.
Каким может быть игровое задание
Например, проведите в классе мини-игру «Морской бой».
Тема урока: «Координаты на плоскости» (математика, 6-й класс)
Дети должны показать на поле для морского боя однопалубные корабли исходя из свободных клеток. Цель игры – актуализировать знания детей о координатах.
Чтобы структурировать знания школьников, составьте с ними интерактивные схемы.
Какую интерактивную схему можно сделать
Тема: «Признаки текста» (6-й класс)
С каждого элемента схемы открывается дополнительная информация.
На этапе актуализации знаний можно создавать ментальные карты-кластеры и облака слов.
Как выглядит кластер
В ходе актуализации знаний составьте с детьми схему-кластер «Персонажи сказки «Двенадцать месяцев» (образец ниже). На схеме разными цветами и шрифтами обозначены группы персонажей: главные и второстепенные, положительные и отрицательные и т. д.
На современном уроке учитель объясняет меньше, а дети больше действуют самостоятельно. Поэтому выбирайте материалы, с которыми школьники сумеют работать сами. Можно использовать видеоролики, фотографии, интерактивные схемы и другие наглядные материалы.
Еще более важна переработка информации. Здесь детям лучше создавать собственные презентации, совместно работать с онлайн-документами, составлять ментальные карты.
Как составить ментальную карту по теме «Течения Мирового океана» на уроке географии
Информационная основа – параграф учебника про океанские течения.
Можно использовать как полиграфическую, так и электронную версию учебника.
Вы создаете на доске заготовку ментальной карты. Там пишете вопросы, на которые дети должны ответить. По ходу изучения параграфа ребята дают краткие ответы и вносят их в ментальную карту.
Для исследовательских заданий можно использовать разнообразные интерактивные модели.
Каким сделать мини-исследование «Части Мирового океана» на уроке географии
Используйте схему, где обозначены части Мирового океана. Ученики исследуют схему и с помощью опорных слов дадут определение частям океана и элементам береговой линии.
Опорные слова: участок суши, группа, окруженный водой, вдающийся в сушу, узкое пространство, соединяющий, разделяющий, сообщающийся
Еще можно делать со школьниками интерактивные рисунки. Это интересно и несложно.
Как создать красочный интерактивный рисунок
Основа для задания – интерактивный рисунок «Обмундирование солдат эпохи
Ученики исследуют картинку и отвечают на вопросы. Текст может быть таким: «Пользуясь рисунком, опиши, из каких предметов состояло обмундирование солдата эпохи Петра I. С помощью подсказок выясни, как они назывались.
Пользуясь рисунком и дополнительной информацией, выясни значение слов «епанча», «фузея», «кафтан», «портупея». Самостоятельно сформулируй определения этих слов.
Сравни обмундирование и вооружение солдата эпохи Петра I и современного солдата. Что изменилось?»
Этап 4. Закрепление и применение новых знаний. Теперь ваша задача – выявить, насколько усвоены знания, и дать ученикам пояснения. Для этой цели лучше всего подходят опять же интерактивные задания, особенно на пропуски в тексте. Но сейчас они должны быть формирующего характера. То есть подсказывать ребенку, правильно ли он выполнил задание. Отметки при этом вы не ставите.
Каким может быть задание на закрепление знаний
Дети изучили учебник в полиграфической и цифровой форме, поработали с картами и цифровыми ресурсами. Теперь у них интерактивное задание – заполнение пропусков в тексте. Задание проверяется автоматически и может быть, например, таким.
«Части Мирового океана. Виды морей»
Этап 6. Самооценивание и рефлексия. В последнюю очередь используйте результаты заданий с автоматической проверкой. Тех, что давали детям на предыдущем этапе.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Цифровой урок что это
методических разработок педагогов
ИТОГИ
Всероссийского конкурса
методических разработок педагогов «ЦИФРОВОЙ УРОК»
Подведены итоги Всероссийского конкурса методических разработок педагогов «Цифровой урок».
В конкурсе приняли участие педагоги из 54 субъектов Российской Федерации.
Наиболее активными участниками создания современной цифровой школы оказались педагоги из Нижегородской, Московской, Иркутской, Оренбургской, Самарской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Высокую активность в конкурсе проявили педагоги Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Краснодарского края, Челябинской, Саратовской, Пензенской, Кемеровской, Ростовской, Воронежской областей.
Все участники, конкурсные заявки которых соответствуют требованиям Положения о конкурсе, получили по электронной почте электронный сертификат участника за подписью директора Института стратегии развития образования Российской академии образования С.В. Ивановой.
Призы и дипломы победителям будут вручены в декабре 2018 г.
Информация об образовательных организациях, получивших поощрительные призы по номинациям издательства «Экзамен-Медиа», будет направлена участникам по электронной почте.
Поздравляем победителей и лауреатов конкурса!
Желаем всем участникам конкурса крепкого здоровья и профессиональных успехов!
Оргкомитет Всероссийского конкурса методических разработок педагогов «Цифровой урок»
Завершился прием конкурсных материалов на Всероссийский конкурс методических разработок педагогов «Цифровой урок». Конкурс вызвал огромный интерес педагогов. Свыше 5 000 учителей школ и преподавателей учреждений среднего профессионального образования из всех субъектов Российской Федерации воспользовались возможностью ознакомиться с полными версиями современных средств обучения и проверить их эффективность в реальном учебном процессе.
Оргкомитет Всероссийского конкурса методических разработок педагогов «Цифровой урок» благодарит всех участников! Ваша творческая активность – значительный вклад в создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.
Всего на конкурс поступило 398 работ, в том числе по номинациям издательства «Экзамен-Медиа»:
1. Начальная школа. Математика с «Экзамен-Медиа» – 35
2. Начальная школа. Окружающий мир с «Экзамен-Медиа» – 27
3. Начальная школа. Русский язык с «Экзамен-Медиа» – 21
4. Начальная школа. Литературное чтение с «Экзамен-Медиа» – 8
5. Урок биологии с «Экзамен-Медиа» – 17
6. Урок математики с «Экзамен-Медиа» – 53
7. Урок физики с «Экзамен-Медиа» – 21
8. Урок химии с «Экзамен-Медиа» – 4
9. Урок русского языка с «Экзамен-Медиа» – 17
10.Урок литературы с «Экзамен-Медиа» – 5
11.Урок географии с «Экзамен-Медиа» – 11
12.Урок истории с «Экзамен-Медиа» – 19
13.Урок обществознания с «Экзамен-Медиа» – 1
по номинациям издательства «Русское слово»:
14.«ЭФУ – шаг в будущее» – 15
по номинациям корпорации «Российский учебник»:
15. «Классная работа» – 68
16. «Контрольная работа» – 2
17. «Сервисы будущего» – 74
Итоги конкурса «Цифровой урок» будут объявлены 2 декабря 2018 г.
Список победителей и лауреатов будет опубликован на официальном сайте конкурса http://www.instrao.ru/index.php/cifrovoy-urok/
Все участники, конкурсные заявки которых соответствуют требованиям Положения о конкурсе, получат электронный сертификат участника за подписью директора Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Победители и лауреаты конкурса получат награды и ценные призы.
Оргкомитет Всероссийского конкурса методических разработок педагогов «Цифровой урок»
Члены Оргкомитета Всероссийского конкурса методических разработок педагогов
« ЦИФРОВОЙ УРОК »
отвечают на вопросы участников конкурса (ответы по ссылке)
Оргкомитет Всероссийского конкурса методических разработок педагогов «Цифровой урок» выражает благодарность за информационную поддержку конкурса региональным органам управления образованием и институтам развития образования субъектов Российской Федерации:
Разработка игр
Знакомство с одним из самых быстроразвивающихся направлений ИТ-индустрии — разработкой игр. Ученики узнают, какие специалисты создают игры, что нужно уметь, чтобы попасть в профессию. Также ребята познакомятся со стадиями создания игр. Полученные знания помогут выбрать подходящую профессию в ИТ-сфере — и мотивируют изучать школьные предметы, способствующие развитию необходимых навыков и компетенций.
Кратко об уроке
«Урок цифры» по теме «Разработка игр» посвящён разбору понятий, задач и профессий, связанных с разработкой видеоигр.
Игровой рынок — один из самых активно развивающихся ИТ-рынков в мире. Игра — практически всегда имитация реальной деятельности. Строительство, управление персонажами, машинами, самолётами — всё это существует и в жизни. Однако в играх сложные процессы можно сделать доступными и интересными для игроков. В последнее время игры сильно изменились: они стали гораздо сложнее, реалистичнее. По результатам исследований последних лет психологи отмечают, что современные видеоигры могут способствовать развитию социальных и когнитивных навыков, дают людям новый эмоциональный опыт.
Компьютерные игры существенно повлияли на общество. Устойчивая тенденция к геймификации наблюдается во множестве областей, напрямую не связанных с играми: в интерфейсах разнообразных продуктов и даже в образовании.
В разработке видеоигр и геймификации неигровых проектов участвует множество профессионалов разных специальностей. Благодаря этому свойству индустрии знакомство с ней помогает профессиональному самоопределению школьников в области информационных технологий.
Основная идея и цель урока — сформировать у учеников представления о специалистах, которые участвуют в создании игр, о принципах их работы, о возможностях профессионального развития в этой сфере. Важно показать, что увлечение видеоиграми может перерасти в полноценную профессию, если активно изучать предметы школьной программы и проходить дополнительные курсы по разработке игр или смежным с ней направлениям. Все это поможет ребятам выбрать профессию и мотивирует их осваивать умения и навыки в сфере ИТ.
Узнайте подробнее о теме, разбираемых понятиях, целях, ожидаемых результатах, концепции и вариантах проведения этого урока
Как спланировать и провести урок?
Мы предлагаем вам методический комплект. Он поможет спланировать и провести занятия с учениками любого возраста и уровня подготовки:
Если нет возможности воспользоваться тренажером в классе, вы можете предложить ученикам самостоятельно поработать с ним дома. А на уроке, после просмотра и обсуждения лекции, использовать следующий материал:
Эти материалы также пригодятся, если ученики быстро справятся заданиями тренажера и у вас останется время на уроке — или если вы захотите углубиться в тему. Объем материалов позволяет организовать серию из двух-трех занятий.
Также разработан сценарий онлайн-урока:
Материалы
Видеолекции
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
Тренажеры
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
Методические рекомендации
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
Помочь улучшить «Урок Цифры»
Сбер поддержал «Урок цифры» в школах России
В школах России с 27 сентября по 10 октября 2021 года пройдет «Урок цифры» на тему «Искусственный интеллект в образовании». Содержание и программа урока разработаны Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Сбера. Организаторами образовательной акции выступают АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения России. Об этом «Ленте.ру» сообщили в пресс-службе Сбера.
В ходе «Урока цифры» дети познакомятся с понятием «искусственный интеллект», основными принципами его работы, а также узнают, как ИИ-технологии могут помочь человеку в различных профессиях.
В качестве практической части урока учащиеся пройдут игровой тренажер. С его помощью они смогут создать умного помощника для учителя математики — алгоритм, который умеет распознавать рукописный текст в тетрадях, искать в нем ошибки, анализировать их и даже давать рекомендации для педагога. Содержание и сопроводительные рекомендации к «Уроку цифры» по искусственному интеллекту и машинному обучению разработаны таким образом, чтобы занятия были доступными и интересными для школьников любого возраста.
«Наш фонд открывает «Урок цифры» в новом учебном году. В этот раз мы выбрали очень близкую для школы тему — «Искусственный интеллект в образовании». Благодаря участию в проекте и учителя, и ребята сами смогут попробовать интегрировать искусственный интеллект в учебный процесс. Для нас важно показать школьникам возможности и варианты применения знаний из области цифровых технологий и искусственного интеллекта, ведь владение инструментами анализа данных и машинного обучения становятся все более универсальными и важными для успешной деятельности в любой сфере», — рассказал исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец.
«»Урок цифры» по искусственному интеллекту и машинному обучению в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Сбером проводится в третий раз. В 2019 году в рамках проекта прошло 96 открытых уроков. Почти 10 тысяч педагогов воспользовались материалами и провели занятия для 3,7 миллиона детей. Результаты прошлого года — это 111 открытых уроков, а также 24 тысяч учителей, которые ознакомили с ИИ-технологиями более чем два миллиона школьников», — отметил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.
«С момента запуска «Урок цифры» показал себя как эффективный инструмент цифрового просвещения нового поколения и по праву завоевал любовь миллионов школьников и десятков тысяч учителей. Все тренажеры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план, согласно видению педагога. Мы ежедневно сталкиваемся с применением искусственного интеллекта в повседневной жизни и даже не задумываемся об этом. Рассказать, как это работает, доступным языком — наша общая задача, поэтому «Урок цифры» рассчитан на детей любого возраста. Отличительной особенностью проекта является то, что основы знаний по этой теме школьника дают ведущие российские цифровые компании. Кто знает, возможно, сегодняшний пятиклассник благодаря «Уроку цифры» станет высококлассным ИТ-специалистом и будет работать на благо российского цифрового будущего», — подчеркнула директор Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.
Проект «Урок цифры» по искусственному интеллекту и машинному обучению реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». За три года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 38 миллионов раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в 2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100+ стран прошли тренажёры от ведущих российских компаний цифровой экономики.
Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием.