Год издания чернышевский что делать
Что делать?
Автор: Николай Чернышевский
Год и место первой публикации: 1863, Санкт-Петербург
Опубликовано: в журнале «Современник»
Литературная форма: роман
СОДЕРЖАНИЕ
По определению филолога Ирины Паперно «Что делать?» — «это социальная и эмоциональная утопия, сюжет которой представляет собой сложную любовную историю с феминистской окраской».
Заявив в предисловии об отсутствии у себя какого-то ни было художественного таланта, автор приступает к повествованию о «новых людях» («Из рассказов о новых людях» — подзаголовок романа). По его мнению «со временем… все люди будут порядочные люди. Тогда будет очень хорошо». В «Что делать?» рисуется картина того, как устраивают свой быт люди будущего.
Героиня, Вера Павловна Розальская, томится в семье мелкого петербургского чиновника под опекой матери с задатками тирана, Марии Алексеевны. Последняя пытается против воли выдать Верочку за богатого дворянина Михаила
Ивановича Сторешникова. Верочка наотрез отказывается и решает как можно скорее оставить родительский дом. «Медицинский студент» Дмитрий Лопухов, который дает уроки младшему брату девушки, спешит вызволить Веру Павловну из «подвала» — как из идейных, так и из сердечных побуждений. Они вместе читают научные книги, при любой возможности общаются и пытаются найти девушке работу. Неудача подсказывает им необычное решение — Вера Павловна вступает в фиктивный брак с Лопуховым.
После женитьбы Лопухов, чтобы обеспечивать семейную жизнь, оставляет академию и устраивается управляющим на завод. Вера Павловна организует кооперативную швейную мастерскую для девушек, которая постепенно превращается в фаланстер, жизнь которого воссоздана детально. Однако через некоторое время продуктивно ровные отношения внутри коммуны прерываются — Верочка влюбляется в друга мужа, физиолога Александра Кирсанова. Разделяющий ее чувство Кирсанов не решается нарушать семейную жизнь своих друзей, влюбляется в проститутку Настю Крюкову, которую успешно перевоспитывает (вскоре она умирает от чахотки).
Лопухов, от которого не укрылся новый статус отношений в их троице, предлагает жить втроем. Однако Вера Павловна отвергает такую возможность. Тогда Лопухов инсценирует самоубийство и бежит в Америку. Это позволяет Кирсанову и Вере Павловне пожениться, у них рождается ребенок. Под началом нового мужа Вера Павловна начинает изучать медицину.
План Лопухова супругам раскрывает Рахметов — «особенный человек», рационалист, явно профессиональный революционер. Он идет по пути аскезы, чтобы бороться за социальную справедливость.
Лопухов возвращается в Россию под именем Чарльза Бьюмонта, американского бизнесмена и женится на Кате Полозовой, пациентке Кирсанова. В итоге две пары поселяются вместе.
Особое место в содержании романа традиционно отводится снам Веры Павловны, особенно четвертому, в котором создается известная утопия — «хрустальный дворец».
ЦЕНЗУРНАЯ ИСТОРИЯ
Чернышевский писал роман в тюрьме: в 1862 году его арестовали и приговорили к семи годам каторги и пожизненной ссылке в Сибирь. Обвинение в подрывной деятельности не подкреплялось никакими уликами; говорили, что у Александра II был зуб на публициста. Свою роль сыграла репутация Чернышевского. Он был идолом «радикалов» и «нигилистов», — следящих за модой молодых людей 1860-х годов, и в то же время их олицетворением. Достоевский во время майских пожаров в Петербурге в 1862 году пришел к малознакомому ему Чернышевскому с просьбой прекратить безобразия.
Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века: (Книги и периодические издания). 4.1–9. М., 1971; 2-е изд. доп. и перераб. Ч. 1 — З.М., 1981–1982 (по указателям).
Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Л., 1975.
Читайте также
8. Что делать?
8. Что делать? Рассматривая «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», бессмысленно ставить вопрос: «Кто виноват в антагонизме евреев и христиан?» Ответ на этот излюбленный вопрос российской интеллигенции не входит в задачу нашей книги. Ограничимся в этой
Комплимент: делать и принимать
Комплимент: делать и принимать Комплимент — уникальное средство воздействия на партнера, на его настроение и взаимоотношения в целом. Несколько приятных слов похвалы доставят радость и мужчинам, и женщинам.Комплимент во время свидания часто посвящен текущему моменту,
КАК ДЕЛАТЬ И КАК ПРИНИМАТЬ ПОДАРКИ
КАК ДЕЛАТЬ И КАК ПРИНИМАТЬ ПОДАРКИ Когда делают подарки, возникают вопросы не только «когда?» и «что?», но и «как?». От того, как вы преподнесете подарок, часто зависит, какой он произведет эффект. Переданный малоподходящим образом, он никому не доставит удовольствия. С
Что делать с неудовлетворительным материалом
Что делать с неудовлетворительным материалом После просмотра смонтированною фильма составьте список запомнившегося материала. Затем посмотрите по списку эпизодов, составленному при монтаже на бумаге, что вам не запомнилось. Человеческая память вполне целенаправленно
24. Что делать
24. Что делать Мы рассмотрели некоторые этапы эволюции концепции порабощения человечества от имени Бога на основе монополии на ростовщическую деятельность и этапы внедрения её в общество.И следует признать, что современный мир находится под пятой ростовщиков и не может
Брак Гиппиус и «Что делать?»
Брак Гиппиус и «Что делать?» Свадьба Гиппиус в ее собственном описании кардинально отличается от свадьбы Александра Блока в воспоминаниях его друзей и близких. Она была демонстративно нетрадиционной и неромантической, как и ухаживания. Хотя отчасти это может быть
VII Как делать деньги из музыки
VII Как делать деньги из музыки После войны в музыке произошло два экономических чуда. Первое свершилось примерно в шестидесятых годах, когда европейские правительства, восстановив свои разрушенные города, начали закачивать деньги в оркестры и оперные театры. «В
Что делать…
Что делать… Культивировать творческую, «поисковую» атмосферу, располагающую к открытому обсуждению возможных угроз проекту и методов противодействия.Нужно понять, что предлагаемый проект не является панацеей, способной мгновенно излечить нашу культуру от
Завтрак для чемпионов по Что делать
Завтрак для чемпионов по Что делать – Все люди домой поехали! – проговорил он в час пик. – А теперь все уже дома! – сказал он попозже, когда движение затихло. К. Воннегут, Завтрак для чемпионов – Я ненавижу вашу родину, потому что люблю ее, как свою, скажу я вам, подражая
Н.Г. Чернышевский «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Н.Г. Чернышевский «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н.Г. Чернышевский – вождь и идеолог революционной демократии в России конца 50-х – начала 60-х годов; он идейно возглавил второй этап освободительного движения. Стержневыми в мировоззрении Чернышевского были идеи крестьянской революции и
Что делать? (роман)
декабрь 1862 — апрель 1863
1867 (Женева), 1906 (Россия)
«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».
Содержание
История создания и публикации
Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.
Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.
Сюжет
Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.
Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.
Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.
Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):
Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова. (…) Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. (…) На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видитеХудожественное своеобразие
Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию. Роман Чернышевского — Что делать?Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы. Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889) История созданияРоман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги. Сюжетная линияНа первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями. Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера. Смысл романаОсновной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова. По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества. Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы. Жанр произведенияПо своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим. Основные раскрытые темыВ романе освещено несколько тем: Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей. Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений. Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем. Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством. Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова. ПроблематикаВ произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени: Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка. Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации. Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции. Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки. Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера. Характеристики главных героевПоступки и поведение Вера Павловна Розальская Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны). Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию. Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой. Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию. Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью. Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь. Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой. Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная. Марья Алексеевна Розальская Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов. Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем. Оценка романа современникамиПосле выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным. Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин. Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию. Актуальность для современного читателяТематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы. История создания романа «Что делать» ЧернышевскийРоман “Что делать?” – произведение, написанное Николаем Гавриловичем Чернышевским. Работа над произведением началась в декабре 1862 года. В то время Чернышевский находился в Петропавловской крепости. Писателя обвиняли в разжигании революционного настроя среди крестьян. Поводом для взятия Чернышевского под стражу послужила его прокламация “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”. Находясь в одиночной камере, Чернышевский начинает работу над романом. Написание произведения закончилось в апреле 1863 года. С января 1863 года Николай Гаврилович начинает передавать готовые части рукописи, чтобы с ними ознакомилась следственная комиссия. Так как комиссия оценивала главы по отдельности, суть романа так и осталась неясна, никакого политического подтекста цензура не обнаружила. Роман пропустили в печать, и в том же 1863 году он был опубликован в журнале “Современник”. Однако вскорости ошибка цензоров была замечена. Любовная линия была всего лишь ширмой, за которой скрывался глубокий политический подтекст. Все номера “Современника” были изъяты, однако роман переписывали от руки, и он стал популярным среди читателей. Официально роман был допущен до печати лишь в 1905 году. Считается, что прототипом Веры Павловны была Мария Александровна Бокова, одна из первых русских женщин-врачей. Она вступила в фиктивный брак со студентом П. И. Боковым, а после развелась с ним и заключила брак со своим университетским профессором, знаменитым физиологом И. М. Сеченовым. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. |