цифровая медицина что это такое
Цифровая медицина в России: как новые технологии применяются на практике
Содержание
В российском здравоохранении имеется масса проблем, которые необходимо решать:
Изменить сложившиеся условия возможно с внедрением цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий.
Цифровое здравоохранение представляет собой новый формат медицинской отрасли. Это совокупность сервисов и гаджетов для дистанционного взаимодействия с врачом, а также для удаленного мониторинга жизненных показателей пациента.
В развитии и внедрении цифрового здравоохранения, помимо врачей участвуют исследователи и ученые в области медицины, социальных наук, экономики.
Основные направления цифровизации
Цифровое здравоохранение направлено на то, чтобы повысить эффективность и качество оказываемой медицинской помощи.
Прежде всего, это выражается в поддержке врачей и создании дополнительных инструментов, способных улучшить их работу.
Появляется все больше устройств и сервисов, способных помочь врачу в ежедневной практике
Например, введение в практику медицинского центра электронных карт, заметно упростит работу доктору и будет гарантировать, что данные о пациенте не затеряются и не будут уничтожены, если в течение нескольких лет человек не появлялся в больнице.
Для больниц и клиник это означает, что все управленческие и экономические решения должны быть основаны на научных данных, а также и обеспечивать непрерывную медицинскую помощь, контроль качества и постоянное совершенствование.
Большое внимание нацелено на телемедицину – взаимодействию врача и пациента на расстоянии с помощью специальных сервисов, сайтов и мобильных приложений. Так, пациент сможет получать квалифицированную помощь онлайн в любое время, при это находясь дома. Такой подход сделает медицинские услуги более доступными.
Искусственный интеллект в рамках цифрового здравоохранения
Технологии искусственного интеллекта также будут востребованы цифровым здравоохранением. Когда необходимо собрать, систематизировать и проанализировать большой объем данных, нейросеть станет незаменимым помощником.
Кроме того, сегодня активно разрабатываются алгоритмы для помощи врачам при решении самых разнообразных задач:
Процесс сбора данных о пациенте ИИ
Российские клиники на пути к цифровой медицине
Переход на цифровое здравоохранение – одна из главных задач Пироговского центра. Основным результатом учреждения на данный момент стало создание комплексной медицинской информационной системы (МИС). Данная система включает в себя лабораторную часть и хранение медицинских изображений. Это решение ежедневно используют более тысячи сотрудников, в том числе врачей, медицинских сестер и руководителей.
В дополнение к этому, административно-хозяйственная деятельность, центра была переведена на единую платформу, в результате чего появилась возможность эффективнее следить за:
В дальнейшем планируется встроить в МИС подсказки для персонала, помогающие оценить возможный риск по определенной шкале, проверить корректность назначения медикаментов.
Хотите провести цифровизацию в вашем бизнесе?
Цифровизация здравоохранения: основные тренды
Автор: Валерия Перекопская, руководитель направления Life Sciences Accenture в России.
Решения для ранней диагностики заболеваний, помощь искусственного интеллекта и возможность удаленных консультаций с врачом уже меняют традиционное здравоохранение. А пандемия коронавируса рекордно ускорила этот процесс цифровизации. В то же время меняющиеся ценности людей всё больше расходятся с бизнес-моделями организаций здравоохранения: понимая пользу от новых информационных систем, пациенты озабочены рисками безопасности своих конфиденциальных данных. Разбираемся, как технологии меняют здравоохранение.
Пандемия вынудила людей использовать удаленные способы получения медицинской помощи: по всему миру в 15-20 раз увеличился объем предоставления телемедицинских услуг. Отчет Accenture Digital Health Technology Vision говорит о том, что в будущем как минимум одно из трех посещений медицинского учреждения будет виртуальным. Личный цифровой опыт в здравоохранении сегодня крайне важен для каждого. Человек хочет чувствовать свою значимость и получать весь спектр информации от врача. А докторам, в свою очередь, важно плотно работать с пациентами, предоставляя им более кастомизированную и прозрачную информацию. Получается, что информационные системы в здравоохранении могут превратить ранее пассивную аудиторию – пациентов – в активных участников рынка.
Благодаря различным гаджетам (смарт-часам, фитнес-браслетам) в облачные хранилища поступает огромное количество медицинских данных. Среди которых сердечный ритм, уровень насыщения кислородом и другие параметры. Индустрия здравоохранения может сосредоточиться на накоплении интегрированного опыта, консолидации данных для предсказания потребности пациентов, предупреждения и оперативного лечения болезней, реализации новых способов ухода за больными.
Медицинские организации должны стать партнерами для пациентов и использовать этот опыт сотрудничества, а производители ИТ-решений – найти способы предоставить людям больше свободы действий и сделать каждого «соавтором» своего цифрового опыта. Новые технологии, такие, как 5G, сделают такую кастомизацию опыта повсеместной, но создавать доверие организациям придется самостоятельно. Например, предоставляя людям выбор и прозрачность сбора данных. Для этого, к примеру, в инфосистемах создается подробный профиль пациента с указанием тех данных, которыми он готов поделиться.
Последнее исследование Accenture показало: в США и Европе уже 69% медицинских организаций начали пилотировать либо внедрять технологии искусственного интеллекта. Роль ИИ (включая обработку естественного языка и компьютерное зрение) как фундаментальной технологии, меняющей подходы к здравоохранению, возрастает с каждым годом. Медицинские организации подключают ИИ к существующим рабочим процессам: например, чат-боты помогают дифференцировать пациентов (первичный скрининг) или быстро восстановить цепочки поставок лекарственных препаратов, нарушенные из-за пандемии коронавируса. Цифровые ассистенты выполняют рутинные процедуры заполнения медицинской документации, позволяя врачам высвободить больше времени на уход за пациентами.
Искусственный интеллект не только ускоряет и облегчает работу врачей – он еще и трансформирует сами принципы этой работы, решая многие проблемы дистанционно. Смартфоны, оснащенные датчиками, могут непрерывно отслеживать состояние здоровье пациента, включая больных респираторными заболеваниями. И именно ИИ и машинное обучение могут оказать решающее значение при поиске вакцины от COVID-19, обеспечив быстрый подбор необходимых препаратов.
Радикально меняется само понятие собственности, владения цифровым продуктом – например, пользования облачным сервисом, основанном на данных медицинских гаджетов. Разработчики производят обновляемые решения с возможностью расширения услуг и пользовательского опыта, а значит, организации здравоохранения должны вписаться в эту новую парадигму — владения экосистемой вместе с пациентом. Многие люди охотно делятся данными, связанными с собственным здоровьем, но с этим связаны и некоторые риски. К примеру, негативный опыт ВКС-платформы Zoom, количество пользователей которой возросло с 10 млн в сутки в декабре 2019 года до 300 млн к апрелю 2020: вендор вынужден был оперативно устранять проявившиеся проблемы безопасности и конфиденциальности данных.
Субъекты здравоохранения должны встроить в свою операционную структуру возможность тестирования и новых продуктов – то есть, по сути, пойти наперекор свей политике минимального, по возможности, вмешательства в ИТ-сферу. Тестирование продуктов и услуг – то, что называется «постоянным beta» – позволит организации понять, как выжать максимальную ценность из технологии и снизить риск ее внедрения в критических системах. Пример такого продукта – виртуальная подписка на первичную медицинскую помощь для наблюдения и лечения пациентов на дому: служба включает в себя постоянный мониторинг лиц с хроническими заболеваниями с помощью портативных устройств, регистрацию и отслеживание параметров.
Потребности в удаленных услугах из-за коронавируса, привлекли дополнительное внимание к возможностям роботов, а внедрение сетей 5G (с самыми низкими задержками передачи данных) обеспечили им необходимую автономность.
Если раньше роботы, применяемые в здравоохранении, были «привязаны» к определенной локации (роботы-хирурги в операционной, рецептурные роботы в аптеке), то теперь машины могут свободно перемещаться по помещениям и улицам: выполнять доставку продуктов, проверять температуру, и даже контролировать социальное дистанцирование – как роботы-собаки Boston Dynamics в Сингапуре, которые патрулируют места скопления людей и предупреждают о важности поддержания физической дистанции.
Людям наиболее уязвимых групп населения, которые оказались в изоляции, роботы помогают поддержать моральный дух – как, например, Stevie ростом с человека или Huggable – робот-компаньон, похожий на плюшевого мишку.
Роботы способны делать то, чего не могут люди – это особенно важно в здравоохранении, где наблюдалась нехватка врачей во время пандемии. Роботы также прекрасно могут выполнять рутинные задачи: измерять показатели здоровья, дезинфицировать помещения, транспортировать медицинские принадлежности. Сегодня более половины (54%) руководителей медорганизаций в США и Европе говорят, что их сотрудникам придется учиться взаимодействовать с роботами.
Инновационная ДНК будет определять характеристики организации по мере ее развития точно так же, как человеческая ДНК определяет индивидуальные черты личности. На практике это значит, что внутри медицинских организаций начинает формироваться инновационная культура: открытость к экспериментам и сотрудничеству с другими игроками отрасли, готовность нестандартно мыслить. В государственной медицине этот путь будет более сложным, чем в частной: здесь выше ответственность за распределение бюджетных средств. Поэтому, вполне вероятно, «драйвером» внедрения инноваций станет именно частная медицина.
«Строительные блоки» так называемой «инновационной ДНК» – ИТ, научные достижения, а также несколько блоков технологий, к которым относятся:
Для разработчиков решений в области здравоохранения открывается беспрецедентный спектр инновационных возможностей – и каждый из них в тесном сотрудничестве с медиками будет формировать из этих кирпичиков собственную «ДНК», которая поможет сохранять жизни и здоровье людей.
Цифровизация сделает здравоохранение эффективным
Пандемия коронавируса показала необходимость форсировать цифровизацию здравоохранения. Пациенты, как и покупатели, в ситуации локдауна были значительно ограничены в возможности получить медицинские услуги. По данным главного внештатного специалиста-фтизиатра, главврача Забайкальского краевого фтизиопульмонологического центра Павла Фадеева, только на Дальнем Востоке из-за пандемии число профосмотров на туберкулез, например, снизилось на 35%, число плановых госпитализаций — на 38% и на 36% — число хирургических вмешательств.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 68% государств столкнулись с перебоями в предоставлении медуслуг, включая мониторинг диабета, гипертонии, скрининга рака. Такие сбои грозят ростом смертности от тяжелых заболеваний, отмечают в ВОЗ.
Начиная от «красных» зон реанимаций с тяжелыми пациентами с COVID-19, дистанционным обменом опытом врачей и заканчивая сопровождением больных на амбулаторном лечении — во всех этих случаях остро востребована стала телемедицина.
Коронавирус заставил медучреждения создавать новые мощности, организовывать удаленные консультации, отмечает основатель ИТ-компании «Доктор на работе» Станислав Сажин: «Но цифровизация — это в том числе big data, искусственный интеллект, носимые «умные» устройства».
Растет нагрузка на врачей, а также медицинские расходы, отмечает исполнительный директор департамента заботы о зрении «Алкон» в России Наталья Петлюк: «Возникла острая необходимость делать визиты к врачу максимально эффективными». Перевод части услуг в дистанционный формат, по ее словам, позволяет распределить нагрузку и сфокусировать внимание врачей на случаях, действительно требующих личного контакта. Частный бизнес активизирует процессы цифровизации. Например, организации оптометрической помощи (подбор очков и контактных линз), которая в основном оказывается частными организациями, с этого года могут работать в едином цифровом пространстве «Мои глаза» компании «Алкон».
Цифровое единение
Развитие цифровой медицины связывают с внедрением электронных медицинских карт, развитием концепции «подключенный пациент» — мониторинг и предоставление медуслуг с помощью встроенных интеллектуальных устройств и телемедицины.
Многие европейские страны, включая Эстонию и Финляндию, а также Израиль, Япония, Сингапур используют единую систему электронных медицинских карт (ЭМК). Финны, например, имеют 100-процентный доступ к своей ЭМК в режиме реального времени. Электронные медкарты фиксируют историю электронных рецептов и позволяют отслеживать в том числе доступность и реализацию лекарственных средств.
В России услуги в сфере здравоохранения остаются самыми востребованными среди государственных электронных услуг и по численности пользователей на треть опережают сервис в сфере налогов и сборов (второй по востребованности), говорится в исследовании уровня цифровизации здравоохранения Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (2020).
Доступ россиян к электронным медицинским документам, включая ЭМК, в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг в 2019 году предоставляли 5,3% медицинских организаций. Услугами в личном кабинете в 2019 году воспользовались 10,3 млн человек — в 2,8 раза больше, чем годом ранее.
С завершением формирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в течение ближайших четырех лет электронные карты пациентов, центральные архивы медицинских изображений и единые лабораторные системы должны стать доступны для всех медучреждений страны. Все государственные медучреждения должны будут обеспечить доступ граждан к своим электронным медицинским документам через Единый портал госуслуг.
Единый цифровой контур должен повысить эффективность управления, точность статистики и качество медицинской помощи — данные позволят детально анализировать заболеваемость в масштабах страны. На его создание в период с 2019 по 2024 год в федеральном бюджете предусмотрено 177,7 млрд руб.
Цифровой контур — это прежде всего регламент бизнес-процессов, инструмент эффективного взаимодействия между участниками системы здравоохранения, объясняли ранее в Минздраве РФ.
Эффект объединения
Региональные системы здравоохранения развивают электронные сервисы своих медучреждений с 2012 года. К началу 2019 года доступ к интернету имели практически все государственные медорганизации, 86,5% вели свой веб-сайт или страницу в Сети, 36% пользовались облачными сервисами, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Медицинские информационные системы, обеспечивающие взаимодействие с ЕГИСЗ, использовали 65,6% медучреждений.
Сейчас необходимо интегрировать разрозненные подсистемы в единый сервис, тогда система позволит собирать информацию и анализировать, насколько качественно оказывается лечение, отмечает заместитель директора по образовательной деятельности ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Александр Петровский.
Формирование единого цифрового контура упростит жизнь и врачам, и пациентам, говорит Наталья Петлюк: «Не нужно будет тратить время на заполнение документов и сбор анамнеза, что особенно важно в критических ситуациях».
Опыт стран с более развитой системой цифрового здравоохранения показывает, что отрасль становится экономически более эффективной, отмечает член правления, директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук.
Например, с развитием и внедрением в общую медицинскую практику технологий искусственного интеллекта (ИИ) связывают возможности обработки максимального количества данных о пациенте и похожих случаях и сокращение сроков принятия более обоснованных, непротиворечивых и доказательных решений.
Согласно отчету международной KPMG «Health-care insiders: Taking the temperature of artificial intelligence in healthcare», подавляющее большинство представителей здравоохранения (89%) считают, что ИИ уже повышает эффективность их работы. Девять из десяти руководителей здравоохранения уверены, что ИИ лучше всего проявит себя в том числе в управлении электронными медицинскими записями.
Общая база
Важно, чтобы государственная цифровая система оставалась открытой и для частного сектора, говорит Александр Пилипчук. ЕГИСЗ позволяет частным клиникам получить статус в системе, интегрироваться с госсервисами и представлять их на базе своих платформ.
«Наша клиника передает в ЕГИСЗ данные об оказании высокотехнологичной онкологической помощи», — отмечает директор службы информационных технологий АО «Медицина» Максим Петухов.
Но пока, по его словам, на портале госуслуг превалируют государственные медучреждения. При этом сам сервис активно меняется. Во время пандемии при помощи платформы москвичи, например, могли оформлять больничные листы, минуя поликлинику, напоминает Максим Петухов.
Доступная медицина
Объединенная информационная среда упрощает дистанционное получение медицинских услуг, говорят эксперты.
Географические особенности страны делают особенно востребованным сценарий телемедицины «врач — врач», отмечает Станислав Сажин: например, корпоративная система телемедицины на удаленных месторождениях «РН — Северная нефть», дочернего общества НК «Роснефть», связывает шесть здравпунктов за Полярным кругом и в Приполярье с Ненецкой окружной больницей. «РН — Северная нефть», по его словам, вошла в число 18 дочерних обществ компании для внедрения пилотного проекта телемедицины.
В Республиканской больнице № 2 Республики Саха (Якутия) работает телемедицинский центр для консультации врачей из отдаленных районов, где не хватает узких специалистов, рассказывает руководитель центра телемедицины Медицинского института Северо-Восточного федерального университета Александр Слепцов. Врач имеет возможность предварительно ознакомиться с анкетными данными пациента, симптомами и результатами лабораторных исследований, рассказывает Александр Слепцов: «Телемедицина — это передача медицинских данных, а не просто звонок врачу».
Дальнейшее развитие технологий он связывает с улучшением линии связи широкополосного интернета. По его словам, сегодня участковые врачи вынуждены оплачивать интернет за каждый час консультации. Способствовать расширению доступа высококвалифицированной медпомощи будет и развитие узконаправленных центров, например кардиологических, которые могли бы проводить мониторинг пациента в труднодоступных населенных пунктах.
Особенно ценна такая помощь узких специалистов в ведении онкологических больных, отмечает президент группы компаний «Новартис» в России Наталья Колерова: «Региональные диспансеры могут консультироваться с профильными федеральными центрами и активно этим пользуются».
Телемедицинский сценарий «врач — пациент», в свою очередь, позволяет пациентам с тяжелыми хроническими заболеваниями сократить число посещений больницы.
Опыт применения телемедицины для ведения пациентов во время пандемии повышает инвестиционную привлекательность телемедицины, говорит Станислав Сажин. Например, VEB Ventures инвестирует 1 млрд руб. в медицинскую компанию «Доктор рядом» после совместного телемедицинского опыта в период коронавируса. Но пока все проекты телемедицины, действующие по сценарию «врач — пациент», работают без легальных возможностей первичных телемедицинских консультаций, сетует эксперт на законодательные ограничения применения технологий.
Доступ к пациенту
Согласно закону о телемедицине, врач не имеет права давать какие-либо рекомендации без первичного приема. Но на повторный прием ограничений нет, поэтому многие клиники внедряют телемедицину.
Ставить диагноз удаленно и назначать пациенту лечение тоже запрещено, говорит Максим Петухов, и этот фактор сдерживает развитие телемедицины в стране.
В марте этого года крупные телемедицинские провайдеры ФРИИ и НТМА обратились к правительству с предложением поправок в закон о телемедицине. Но врачам разрешили лишь временно удаленно консультировать пациентов с уже установленным диагнозом «коронавирусная инфекция».
Врачам необходимо дать право устанавливать предварительный диагноз и самостоятельно решать, достаточно ли ему для этого информации, озвучил позицию Ассоциации частных клиник Александр Пилипчук.
Немаловажно и наличие понятного механизма оплаты телемедицинских консультаций, говорит Александр Петровский: либо в системе ОМС, либо из личных средств пациента.
Цифровая медицина
Цифровая медицина – организация медицинской помощи, при которой существенно повышается ее эффективность за счет использования результатов обработки и анализа больших объемов медицинских данных в цифровом виде.
Содержание
Что такое цифровая медицина
Составные элементы цифровой медицины:
На 2019 год исследователи Сеченовского университета совместно с сотрудниками НИИ организации и информатизации здравоохранения выделяют пять основных направлений использования цифровых технологий в медицине:
Интернет-навигацию граждан обеспечивает программа создания федеральной информационной системы, в которую к 2020 году должны войти медицинские учреждения, страховые компании, аптеки и спортивно-оздоровительные центры. Такая система позволит людям получать всю необходимую информацию о доступных медицинских услугах, лекарствах и оборудовании, программах профилактики и выбирать наиболее подходящие им.
Направление профилактики заболеваний и распространения здорового образа жизни требует еще много внимания и усилий: необходимо проработать порядок сбора и анализа данных, создать перечень мобильных устройств, которые могут собирать данные, и разработать программное обеспечение для них, обеспечить защиту персональных данных и безопасные способы коммуникации врача и пациента.
Телемедицина включает в себя технологии, позволяющие удаленно наблюдать за состоянием пациента, вести электронную медицинскую карту, проводить консультации и консилиумы врачей, покупать лекарства в онлайн-аптеках, в том числе по электронным рецептам. В России активно развиваются проекты, дающие возможность врачам из региональных больниц общаться с ведущими специалистами страны, обмениваться опытом, проводить консилиумы. По словам авторов исследования, можно значительно улучшить работу бригад скорой помощи, если оснастить их телемедицинским оборудованием. За последние годы продвинулось и законодательное регулирование телемедицины, без которого использование таких технологий было бы невозможно.
Еще одно направление, дистанционное образование, призвано служить как студентам, так и преподавателям и практикующим специалистам. В медицине сильнее, чем в любой другой области, востребовано непрерывное образование, постоянное получение новых знаний, и цифровые технологии предоставляют удобные форматы для такого обучения: онлайн-курсы, дистанционные лекции ведущих ученых, трансляции хирургических операций, а также доступ к электронным библиотекам и базам знаний. Сюда же входят просветительские проекты, направленные на повышение грамотности населения в вопросах здоровья.
Тесно связано с непрерывным образованием еще одно направление цифровой медицины – поддержка научных клинических решений. Для ее внедрения необходимо обеспечить как исследователям, так и практикующим врачам доступ к новейшим научным результатам, публикациям в научных журналах, базам данных, сведениям о программах поддержки исследований и грантах, а также быстрый и эффективный поиск по ним. Все это позволит врачам легче обмениваться информацией, необходимой для принятия решений в ходе диагностики и лечения.
2021: Взлет инвестиций в цифровое здравоохранение в США
За последнее десятилетие объем финансирования цифрового здравоохранения в США вырос более чем на 1200%.
Google, HP и Philips занялись разработкой стандартов цифровой медицины
В конце августа 2020 года крупные компании, работающие в области медицинских технологий, в том числе Philips, Google и HP, присоединились к новой инициативе организации Consumer Technology Association, чтобы разработать стандарты цифровой медицины. Проект должен дать четкие определения и установить понятную терминологию, которую можно будет использовать для описания цифровой медицины. Кроме того, инициатива будет включать обучение потребителей.
Специалисты отмечают, что возможности этой сферы почти безграничны, но для дальнейшего развития экспертам необходимо определить и задокументировать общие понятия и язык, на котором они смогут в дальнейшем обсуждать свои инновации.
В инициативе приняли участие компании:
Венчурные инвестиции в цифровую медицину быстро растут
На цифровую медицину приходится треть всех мировых венчурных инвестиций в здравоохранении. В 2016–2018 годах объем венчурных инвестиций стабильно рос, в среднем ежегодно на 30%. В I квартале 2020 года рост рынка сохранился.
2018: Федеральный проект ЕГИСЗ
В рамках выполнения государственной программы «Развитие здравоохранения» с 2018 года реализуется федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».
Электронное здравоохранение предполагает перевод в цифровой формат и объединение в единую базу значительной части информации о пациенте и ходе его лечения (историю обращений за медицинской помощью, данные с носимых устройств и гаджетов), а также электронный документооборот, оценку качества медицинских услуг, дистанционное образование и продажу лекарств и оборудования, телемедицину. Цифровое здравоохранение включает в себя все перечисленные меры плюс введение аналитических и математических методов обработки данных, в том числе для помощи в принятии врачебных решений.
2017: Актуальность внедрения технологий интеллектуальной обработки данных в медицине
В программе «Цифровая экономика», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р, нейротехнологии и искусственный интеллект определены в качестве одного из приоритетных направлений.
Повышение качества медицины в значительной мере достигается за счёт использования современных методов и средств диагностики, характеризующихся, в свою очередь, резким возрастанием объёма формируемых медицинских данных. Подобные массивы информации уже не могут быть обработаны вручную, а предполагают использование автоматизированных систем, в полной мере реализующих требования по оперативности, непрерывности и универсальности предоставления медицинских услуг, а также по независимости качества услуг от местонахождения пациента.
Применение ТИОД в медицине позволит:
2016: Запуск приоритетного проекта «Электронное здравоохранение»
В 2016 году в России был запущен приоритетный проект «Электронное здравоохранение».