Мир это сон брахмы

Брахма — творец Вселенной

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождение Брахмы»

И значальным творцом Вселенной в ведической культуре считается бог Брахма. В составе триады главных божеств ведического пантеона — Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति — ‘три лика’, триединое божество) — Брахма является создателем Вселенной в начале времён, в то время как Вишну — её хранитель на протяжении периода её существования, а Шива — разрушитель Вселенной в конце времён. Такой тройственный божественный союз олицетворяет собой единство ипостасей трёх божеств, заключает в себе идею троичности Вселенной, так как все три божества являются проявлениями единой божественной сути в различных её аспектах. Эпическая поэма «Хариванша-пурана», формально считающаяся дополнительной 19-ой книгой «Махабхараты», так трактует идею триединства божественного проявления Вселенной: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма — творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте — вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота — это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу — проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра — зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как «Рождённый в лотосе» и как «Золотой зародыш»

«Шива-Махапурана». Глава 7

Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया — ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир — это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её — его проявление.

Брахма — лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52

Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы

Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту — з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प — ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय — ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» — ‘великое разрушение’) — период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.

Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.

День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, — время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение — 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период — «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Ночь Брахмы, или Пралайя, — время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы — это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.

Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи — второй половины жизни Бога-творца.

Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; — подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря — Варахи

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8

Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой — Кали-юга — берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.

Изображение бога Брахмы

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы — лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).

Жена Брахмы

Согласно текстам Пуран, жена Брахмы — богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्‍वती — ‘полноводная’ — являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.

Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.

Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी — ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них — Савитри, что означает ‘солнечная’.

Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент — как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин — это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма своей волей, начинает творить Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создаёт богов, асуров, прародителей человечества и людей. Объединившись с водами первичного океана, Брахма принимает частицу тамаса в себя. Изначально Брахма, приняв аспект ночи (качество косности, пассивности — проявление гуны Тамаса), создаёт асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем он отбрасывает это тело, в которое проник тамас, и оно становится ночью. Приняв форму дня, в состоянии благостного восторга, он создаёт богов, и, отбросив тело, оно становится днём. Всё так же находясь в качестве благости (проявление гуны Саттвы), как и в предыдущем теле, но уже в вечерние сумерки, думая о себе, как об отце Мира, он творит прародителей человечества (питары), отбрасывая и это тело, оно становится сумерками меж днём и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страстности — гуна Раджаса), или рассветом, и порождает людей, тело Брахмы становится сумерками, разделяющими ночь и день. Так, Брахма впоследствии создаёт и всех других живых существ.

Итак, создав четыре основных вида существ — богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи, якшей, пишачей, апсар, киннаров, ракшасов, птиц, скот, диких животных, змей и всё, что изменчиво или неизменно, всё, что тленно или нетленно. Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

В зависимости от времени творения, существа проявляют активность в определённое время суток: люди — утром, боги — днём, асуры — ночью, а питары — вечером. Символическим отображением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трёх гун материальной природы, так что все сотворённые Брахмой существа, от богов до людей, подвержены воздействию трёх гун.

Сыновья Брахмы

Брахма породил семь духовных сыновей — Великих Риши (Саптариши (санскр. सप्तर्षि — ‘семь мудрецов’), которые были призваны помочь ему в процессе творения Вселенной. Они являются прародителями живых существ. Изначально в «Ригведе» упоминаются семь Риши, однако, они ещё не «индивидуализированы» и не имеют имён. Позднее их количество достигает девяти: в «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», к семи Риши добавляются ещё по одному.

Так что, согласно текстам Пуран, Брахма породил силой духа своего наделённых разумом сыновей, подобных себе, имена которых: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.

Первый сын — Маричи (санскр. मरीचि — ‘светящийся огонёк’), рождённый от души Брахмы. Самым известным сыном Маричи является Кашьяпа, который выступает прародителем богов и асуров, людей и других живых существ, олицетворяет изначальное единство всего сотворённого во Вселенной.

Очи Брахмы сотворили его сына Атри (санскр. अत्रि — ‘поедающий’) — отец Бога луны — Сомы, а также бога Дхармы, защищающего справедливость.

Третьим сыном Творца Вселенной является великий Ангирас (санскр. अंगिरस्), который был порождён от уст Брахмы и выступал посредником меж богов и людей.

Четвёртый сын Брахмы Пуластья (санскр. पुलस्त्य) произошёл из правого уха Творца.

Пятый сын Творца Пулаха (санскр. पुलह) проявился из левого уха Брахмы.

Шестой, рождённый из ноздрей Брахмы, — Крату.

А седьмым был Дакша (санскр. दक्ष — ‘ловкий’), родился из большого пальца правой ноги Творца.

Восьмой сын, рождённый из кожи Брахмы, был Бхригу (санскр. भृगु — ‘сияющий’), который является хранителем небесного огня Агни, который он передал людям.

Девятый сын, рождённый разумом Брахмы, — Васиштха (санскр. वसिष्ठ — ‘великолепный’).

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

Не стоит понимать буквально рождение сыновей Брахмы из определённых частей тела отца, это аллегории того, что все они являются божественными творениями, неотделимые от Творца-прародителя, частицы его божественной сути, а каждая частица Бога есть сам Бог, вышедший из самого себя.

Варны, сотворённые Брахмой, или какая каста появилась из ступней ног Брахмы

Согласно тексту древнейших Пуран, Брахма создал людей, принадлежащих различным варнам (сословиям общества) с кармой, которую Брахма определил каждому сословию, и создал миры для исполняющих свою дхарму. Из уст Брахмы появились люди, обладающие мудростью и несущие знание остальным, в них сильно качество благости — брахманы; тем из них, кто с превеликим усердием исполнял свою дхарму, он определил мир Праджапати. Из груди или рук творца были созданы те, в ком преобладала страстность, варна воинов и правителей — кшатрии, самым храбрым и сильным был предназначен мир Индры. От его бедра произошли вайшьи — ремесленники и земледельцы, наделённые качествами и страстности, и косности, лучшим из них Брахмой уготован мир марутов. Наконец, те, кто обслуживал все вышеперечисленные варны, в ком главенствует косность, — шудры, произошли из ступней ног Брахмы, отменно услужливые представители этого сословия попадали в мир гандхарвов. Аллегория происхождения брахманов из божественных уст означает высшую священную мудрость, которой они владели, кшатриев из груди или рук — обладание ими власти и силы, вайшьи из бёдер — «богатство», шудр из ступней ног — служение, смирение и подчинение. Подробнее о варнах читайте: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/varni-etapi-na-puti-k-soverschenstvu/

Стрела Брахмы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая, Была сотворённая Брахмой стрела роковая, Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмы

В её острие было пламя и солнца горенье,
И ветром наполнил создатель её оперенье,
А тело стрелы сотворил из пространства.
Ни Меру, ни Мандаре не уступала она по размеру.
Стрела златопёрая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
Сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью,
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Железные копья она рассекала с разлёта
И с громом обрушивала крепостные ворота.
Стрела, о которой небесный напомнил возница,
Блистала роскошным своим опереньем, как птица.
И — смерти приспешница — ратников мёртвых телами
Кормила стервятников эта несущая пламя.
Для вражеской рати была равносильна проклятью
Стрела Праджапати, что Раме была благодатью!

«Рамаяна», ч.108, «Гибель Раваны

P. S. Для понимания истинной сути Брахмы, не стоит ограничивать свой разум материалистическими представлениями об образе бога, как некоего человекообразного существа, изволившего проявить весь мир в материальной форме. Изображения богов с присущими человеку атрибутами, как правило, заключают в себе антропоморфные представления, которые должны быть восприняты нами как аллегории и метафоры, олицетворяющие определённые аспекты божества.

Источник

Брахма – смертный индийский бог

Индуизм нельзя было бы представить без главной триады богов, Тримурти. Но если Вишну следит за равновесием в мире, а Шива выступает разрушителем в финале его существования, то кто же создал Вселенную? Конечно, третий (а правильнее сказать, первый) из божеств – Брахма. Как и во многих других религиях мира, в индуизме есть свой верховный творец.

Брахма олицетворяет созидающие силы. Его называют нерождённый и совершенным, ведь он создал себя сам, а не родился. “В нём – всё сущее”, – написано в индийских ведических трактатах. Какой же Брахма? Что можно сказать о его внешности и характере? Как почитают Брахму сегодня?

Брахма – созидающая сила, что есть всюду

Согласно представлениям сторонников индуизма, Брахма – это всё, что есть вокруг нас. Даже два других верховных божества – это тоже вариации воплощений создателя. Именно брахме принадлежит заслуга создания мира. Появившись в первозданной пустоте, этот бог создал Махадивью, первородное яйцо.

Нередко на изображениях Брахма восседает в яйце, что находится в лотосе, цветке духовности и чистоты. Стебель его исходит из пупка Вишну, что является хранителем материального мира, следящим за порядком и гармонией. Из-за такой внешней подачи Брахму нередко европейцы считают второстепенным божеством, но это неверно.

В переводе с санскрита “Брахма” переводится как “расширяться”, и, на мой взгляд, это имя очень точно характеризует своего обладателя. Если в целом объяснить мировоззрение о сотворении мира в индуизме, то получим сложную, но интересную картину.

Изначальная пустота, своего рода “вселенское всё” – это и есть Брахма. Расширяясь, он создаёт новый мир, наполняя его живыми существами, различными стихиями. В каждой частице того, что окружает человека, заключён этот бог. В понимании индийцев сила Брахмы – это бесконечная энергия, дающая жизнь Вселенной.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмыСкульптура Брахмы

Нерождённый и смертный бог

Одно из самых необыкновенных качеств Брахмы – отсутствие рождения. У него нет матери или отца, поскольку бог этот появился на свет сам, из лотоса. что плавал на дне первозданного океана. С другой стороны, есть несколько преданий, что указывают на причастность Вишну к появлению Брахмы.

В пуранических мифах говорится, что Вишну оставил своё семя в воде. Когда настал час, оно стало золотым яйцом, из которого родился Брахма. Несмотря на это, в Индии нет ни одного религиозного направления, где Вишну считался бы отцом Брахмы. И, согласитесь, бог-творец не нуждается в наличии родителей – он создал себя и других сам.

Когда Вселенная была сотворена, Брахма стал создавать людей. Он вдохнул жизнь в одиннадцать особенных божеств, что стали прародителями людей. После этого появились первые мудрецы. Руководствуясь их знаниями, Брахма совершенствовал мир и его законы. Хранителей мудрости изначально было лишь семь, но каждый из них родился из ума Брахмы.

Если большинство божеств бессмертны, то Брахма не является неожиданным исключением. Да, бог этот смертен, хотя и имеет длительный срок своей жизни. Индийцы верят, что срок очередной Вселенной – это жизнь одного из воплощений Брахмы.

Насчитывает это время 100 мифологических лет, которые в пересчёте на привычное нам время дают 311 040 000 000 000 лет. Когда путь божества подходит к финалу, он умирает вместе с миром, что заключён в нём. Однако после этого Брахма вновь рождается – уже несколько иным, в иной ипостаси Вселенной.

Внешность Брахмы

Несмотря на то, что Брахма может быть всюду, а значит, обладает невидимостью, у него есть вполне конкретный облик. На изображениях он часто облачён в алый наряд, имеет четыре головы, обрамлённые бородами. Все стороны света находятся под внимательным взглядом бога. В Индии рассказывают, что каждая из голов Брахмы читает свой раздел из Вед.

Напротив, Брахма отдаёт предпочтение мирным символам. Например, в одной из рук он сжимает черпак. С помощью этого предмета во время поднесения даров богам служители проводят ритуал пролитие гхи на пламя. Брахма – покровитель почитания божеств.

В другой руке Брахмы можно заметить кувшин. Эта священная ёмкость наполнена водой, что является первоисточником жизни. Также в одной из рук Брахмы можно есть чётки, что необходимы богу для расчета лет Вселенной.

Культ в наши дни

Меня поразил тот факт, что в Индии совсем немного храмов, посвящённых Брахме (в отличие от святилищ его “коллег”, которых построено десятки тысяч). Почему же так? Ответ стоит искать в мифах. Одни истории говорят, что Брахма слишком сурово обошёлся с людьми, а также пытался обмануть Шиву.

Другие предания рассказывают о злости мудреца Бхригу. Тот хотел пригласить Брахму на велике торжество, где определился бы верховный бог, но Брахма не услышал его зова, так как с упоением слушал музыку в исполнении супруги, Сарасвати. Оскорблённый мудрец проклял бога, что стало причиной спада уровня популярности его культа.

Мир это сон брахмы. Смотреть фото Мир это сон брахмы. Смотреть картинку Мир это сон брахмы. Картинка про Мир это сон брахмы. Фото Мир это сон брахмыХрам Брахмы в Индии

Пусть Брахма в наши дни не занимает лидирующих позиций в рейтинге почитаемых божеств Индии, люди не забывают о нём. Более того, в Таиланде этого бога ценят, считая, что он одаривает успехом и благополучием своих сторонников. Почитание Брахмы – один из самых древних культов в Азии, что, несомненно, отразилось на нём. Брахма уступил ведущую роль более молодым божествам, однако по-прежнему остаётся важной частью созданного им мира.

Источник

«Все мы лишь сон Брахмы»

Саша, дамы хотят чуда

— В Индии я провожу как минимум три месяца каждый год и это продолжается уже не первое десятилетие. Я летал по ней на самолете, путешествовал на машине с дипномерами, ездил на поезде классом для простонародья, ходил пешком. Индия очень разная, в ней есть место и высокодуховным центрам с библиотеками, где древние знания хранятся записанными еще на пальмовых листьях, и краям, где живут людоеды. Там я тоже был. Оттуда родом индийские леворадикалы, обычное дело: мама с папой людоеды, а сын образованный революционер. В Индии есть все. Это страна, нашпигованная всеми пластами истории и всеми религиями.

— А что-то общее у индийцев есть?

— Любовь к мистике. В Индии ты на каждом шагу можешь найти собеседника на тему есть ли бог и в чем смысл жизни. Опять-таки ты можешь в этой стране получить глубинные знания, философскую систему. А можешь фокусы, шарлатанство, обрывки каких-то практик в яркой упаковке. Смотря что тебе надо. Я сам возил в Индию людей и видел, как это бывает. Например, в 93 году я провез друга по крупным тибетским монастырям, мы хотели изучить Книгу Мертвых. У друга тогда убили сына, Илью Медкова, самого молодого миллионера России. Отец пытался что-то для себя понять, искал объяснений и успокоения. И мы получили доступ к очень серьезной литературе, мало какому иностранцу дано такое узнать. С другой стороны, я возил группы, где на лицах написано большими буквами желание обмануться. И эти люди тоже получали, что хотели. Помню, была группа, самостоятельные образованные дамы: психотерапевты, банкирши. Руководитель группы просил: «Саша, дамы хотят чудес. Устрой встречу со святым». А мы в гималайских горах. «Ты что, Толя, говорю, где я его возьму?». «Это твои проблемы». Остановились в Дхарамсале, у резиденции Далай-ламы, и я отправился искать местного махатму. Смотрю: идет дедуля, тюрбан, белая одежда, чистенький такой и с кружкой металлической значит, прервал уже суетные отношения с миром, живет на подаяние. Махатма это вроде звания, великая душа. И что важно он говорит на хинди, там же масса диалектов. Мы столковались: я дал ему пятьсот рупий, попросил группу благословить.

Повел его в автобус. Он помахал руками благословил. Но не ушел, достал малу четки и протянул одной из женщин. Она дала ему зачем-то 100 долларов и в экстазе: «Я чувствую, это все теплое, это все светит, какая энергетика! Это же настоящий святой!». Смотрю, старец еще четки вынимает и еще, и еще. К нему руки тянутся со стодолларовыми купюрами. А четки не кончаются! Индийское чудо. Я думаю: господи, боже мой. Их там было 26 человек, все купили и всем мало, старец по-прежнему четки вынимает, доллары берет. Толя говорит тихо: «Саша, останови его». Я старцу на хинди: «Хватит, ты получил свое». А он вроде и не слышит. Я повысил голос: «Выкину тебя сейчас из автобуса! Не имеешь права этим заниматься!». И тут происходит самое интересное. Дед поворачивается и важно говорит: «А я имею право. У меня сертификат!». Я говорю: покажи. Он достает из недр одежды бумажку, на которой по-английски от руки написано «Сертификат». И ниже: «Свами такой-то инициировал такого-то на то, что он может творить чудеса». Вместо подписи жирный отпечаток большого пальца. Анекдот! Я говорю: ты понимаешь, что у людей не хватит денег на обратные билеты? Сейчас полицию вызову и тебя арестуют». Старик сразу испарился. А женщины надулись.

Двинулись мы дальше. Я объявляю: «Раз вы на меня обиделись, я вас накажу. Сейчас я тоже покажу чудо: отключу ваши мобильные телефоны!» Наговорил им с три короба про энергию, которую на это чудо потрачу, сказал, что от такого напряжения можно даже умереть. У них лица серьезные, жмут на кнопки телефоны немы. Полтора часа мы ехали по горам в полной тишине, дамы подавлены, я не ожидал такого эффекта. Через 50 километров говорю: «Ладно, больше на вас не сержусь. Да и сил у меня уже мало. Включаю вам мобильники!» И телефоны зазвонили. Они так обрадовались, словно папуасы концу солнечного затмения.

— А как вы это сделали?

— Там «мертвая зона» была. Ни одной антенны. Я же по этой дороге сколько раз уже ездил

Пролетая над гнездом Саи-бабы

— Индией я заболел в далекой юности, прочитав Джавахарлара Неру. Это перевернуло мое сознание. Я поступил в Институт восточных языков, не предполагая, что это заведение, скажем так, со специфическим уклоном. В результате весь курс ездил на стажировку в Индию, не пускали только меня и одну девушку, которая тоже имела привычку говорить, что думала, она потом стала женой мэра Панамы. Но мистика началась уже в те годы! Люди, от которых я никак не ожидал помощи, помогли мне поехать в Индию.

Страна мне сразу понравилась невероятно. Любой русский должен себя чувствовать там свободно, потому что вокруг полно разгильдяев, как в России. Но есть два отличия. Индийцы не пьют, климат не позволяет. Зато будучи постоянно при солнце, они очень оптимистичны. Нищий просит у тебя денежку с улыбкой, и даже если ты отказываешь, это не повод, чтобы он перестал улыбаться. Какой-то поток жизни, который изливается из них бесконечно. И ты видишь, как все это сверкает, переливается, пузырится. Другое отличие: даже от последнего бомжа не пахнет. Вот он стоит в рубище, аж тело насквозь светится, а запаха нет. Потому что моется не один раз на дню и тряпки свои стирает.

— Ажиотаж среди европейцев вокруг индийских гуру на ваших глазах зародился?

Второй раз я видел Саи-бабу уже как обычный паломник, правда, у меня была машина с дипномером. Я наблюдал эту массовку, орущую толпу из европейцев, где каждый смотрел на Саи-бабу с благоговением, глазами умоляя выбрать, выбрать, выбрать именно его из этой толпы и лично благословить. Это был какой-то немыслимый экстаз и обожание. И я так понял, что судьба белой нации на исходе. И судьба христианской культуры под огромной угрозой.

— Саи-баба заурядный шарлатан?

— Я бы сказал, фокусник. И незаурядный. Только очень целеустремленная личность могла создать такую Систему: хорошо отлаженную, со сбором информации через разветвленную сеть собственных гостиниц. Задача любого создателя Системы будь то секта, учение или движение чтобы в тебя истово поверили женщины. Обычно это экзальтированные особы, истерички, кликуши, неважно, за ними подтянутся женщины поприличней, а те уже обработают своих мужей, родственников, коллег по работе. А если не обработают, то просто отодвинут их в сторону. У меня был знакомый еврей из Львова, который уехал в Штаты, стал миллионером. И вдруг его жена увлеклась Саи-бабой. Она поставило его фото в спальне и смотрела, не отрываясь. Даже сексом заниматься перестала. Вдруг выяснилось, что она тайно перевела на счет Саи-бабы два миллиона. Еврей кричал: «Что, этому вонючему негру!», хотя Саи-баба не негр. А потом эта женщина сбежала к своему кумиру в Индию, муж поехал ее искать. Мы с ним ходили по берегу моря и разговаривали как могло такое произойти! Он был на грани. Позже я узнал, что до жены он так и не добрался сошел с ума.

Каждый гуру должен учитывать роль женщин в своей Системе. Ошо Раджниш это недооценил, и все кончилось крахом. Любимая ученица, секретарь, его правая рука Шила Ма Ананд сделала заявление прессе о его финансовых махинациях, назвала наркоманом и аферистом. Ошо унижал ее сильно, вот она и отомстила. Все рухнуло в три минуты просто. А у него была империя! Я встречался с Ошо Раджнишем в его лучшие времена. Его поселок Раджнишпурам в Штатах, в Орегоне, был доходнейшим коммерческим предприятием, народ валом валил, особенно молодежь, потому что он никого не напрягал, даже посвящение давал сходу. Он придумал так называемую «динамическую медитацию», в которой намешал много всего от дзен-буддизма, суфизма, учений Кришнамурти и Гурджиева.

— Чем же эти гуру взяли Запад?

— Они сообразили, что медитацию можно продавать как товар. Беда современного западного человека в том, что у него глаза разбегаются на все, и мысли разлетаются в разные стороны, он не может сконцентрироваться на основном смысле своей жизнедеятельности. С одного автобуса на ходу в другой можно и под колеса попасть. Медитация дает возможность понять, куда вы должны въехать со своим умом, способностями, со своей кармой, дхармой и пр. Махариши Махеши Йоги, который тоже эту проблему углядел, преподнес Западу свою трансцендентальную медитацию и заработал миллиарды. У него люди в позе лотоса запрыгали, как блохи. Не Махариши эту методику придумал, но он обернул ее в правильную упаковку и сумел продать в таких масштабах. Открыл клиники по всей Европе, многие россияне там лечатся, Галина Волчек, другие деятели культуры.

— Каков Махариши вблизи?

— Индийский вариант Распутина, только маленького роста. Глаза пронзительные. И большая любовь к диктатуре. Например, он заявляет, что духовную власть на Земле последние сорок лет держит он, Махариши, а политическую Кастро. Поэтому он Кастро очень уважает и намерен отправить к нему тысячу пандитов, чтобы они в Гаване пели священные мантры. Это была публичная речь в его центре в Голландии, я в этот момент смотрел на ребят, которые в империи Махариши отвечают за финансы, у них был очень кислый вид. Оборот у империи 4 миллиарда, но им все равно жалко! Он и для нас расстарался. Была идея Примакова создать Союз евразийских государств, который не давал бы янки вмешиваться не в свои дела. Махариши оплатил самолет на 200 мест его переоборудовали так, чтобы комфортно могли чувствовать себя 25, со спальными местами, с рабочими кабинетами. И мы облетели Юго-Восточную Азию, встречались с премьер-министрами и другими официальными лицами. Правда, из этой идеи так ничего и не вышло.

— Вам в шкуре гуру побыть не хотелось?

— Не приведи господь! Я ведь почти что был. Повел одну экспедицию в долину Кулу. Сначала они цветы стали мне каждое утро преподносить, букетиками порог уставлять. А потом уже прану начали брать у ног у моих будто я святой. Ну, знаете, когда уважают гуру, то наклоняются к нему и ладонью касаются его ступней ног это прана называется. Таким образом уважение выказывают мол, черпаем у тебя энергию. Но я это дело сразу пресек.

У Пушкина весь путь гуру очень точно сформулирован: «Свободы сеятель пустынный, я вышел рано до звезды, в порабощенные бразды бросал спасительное семя, но потерял я только время, благие мысли и труды». А дальше самое главное: «Паситесь мирные народы, вас не разбудит честь и клич. К чему стадам дары свободы! Их должно резать или стричь». Вот резать мирные народы это негуманный путь, это то, к чему сегодня исламские фундаменталисты призывают. А стричь гуманный. Гуру как раз на этом пути. Если овцы есть, чего же их не стричь-то?

Я работал с разными гуру и знаю когда человек начинает заниматься этим, он моментально теряет чувство юмора, творческая искра пропадает. А я в свои 65 лет хочу по-прежнему писать стихи, любить красивых женщин. И совсем не хочу манипулировать людьми. Манипуляции страшны тем, что им надо подчинить всю свою жизнь, надо все время этому качество давать применение. Поэтому человек, который манипулирует, он все время в жутком напряжении. Я наблюдал и Ошо Раджниша, и Махариши Махеши Йоги и Шри Шри Равишанкара нынешнего они все время в напряжении, следят, чтобы их функционеры смуту не затеяли, потому что внутри таких движений появляются всегда какие-то партии, секты, которые хотят отделиться и угробить своего учителя.

Уже не говорю о том, какая это ответственность быть живым богом. Люди на тебя перекладывают все свои болезни, ты должен решать их мелкие и большие проблемы. И это такой груз, что думаешь: а нужны мне эти миллиарды?

В Шамбалу за Камасутрой

— Как сами индийцы относятся к своим землякам идолам Запада? Они тоже им поклоняются?

— Индийцы этих «святых», разводящих европейцев на деньги, насмешливо называют джет-гуру, то есть, реактивный гуру. По индийской кастовой системе эти люди, которым фанатичные поклонники готовы ноги омывать, отнюдь не стоят на высокой ступени. Это совсем не высокоученые брахманы, как логично было бы подумать. Обычно джет-гуру из касты земледельцев, торговцев. Что не мешает им иметь миллионы. В Индии есть, например, такая подкаста «дом», одна из низших, в нее входят люди, которые занимаются кремацией трупов. Это не могильщики, потому что в Индии нет могил, там тела сжигают и пепел бросают в священную речку. Так вот, эти крематоры очень богатые люди, потому что им достаются все ценные украшения с умершего человека. Их «царь» мультимиллионер. Но он не может жениться на девушке из более высокой касты. Каста дело святое.

— Но это же бред! Двадцать первый век на дворе.

— А кто в этой кастовой системе иностранцы?

— Они вне касты. Как неприкасаемые. Поэтому обмануть их совсем не грех. Индийцы по отношению к нам порой редкие жулики: обирают, обманывают, мошенничают. И при этом сами наивны, как дети. Я повез как-то в Индию группу российских литераторов. Среди них был писатель Леонид Юзефович. А Леонид я сразу обратил внимание ну просто вылитый Сатья Саи-баба, но не тот фокусник, который разводит под этим именем европейцев на деньги сегодня, а подлинный, средневековый суфий из Шадри Сатья Саи-баба, его изображение есть в долине Кулу на доме, стоящем около серных источников.

Показал я литераторам место, где йоги висят голышом вниз головой, каждый на одной ноге, похожие вместе на гроздь винограда. Неудивительно они там обкуренные висят. Потом повел группу к стене с изображением: «Леонид, вставайте рядом со своим средневековым двойником!» Он встал. Индусы сбежались все в отпаде, огромная толпа. Глазеют на Юзефовича. Говорю своим несите карамель, у кого есть. Притащили килограммов пять. И я: «Леонид, раздавайте! Вы же явление давно умершего святого». И пошло Юзефович леденцы горстями раздает, индусы у него прану уже берут и бегут звать соседей. Как дети. Был бы на месте Юзефовича аферист и часть денег, которые текут сегодня с Запада на Восток, повернули бы свое направление

— Что ищут в Индии россияне, которых вы сейчас туда возите?

— Обычно это очень богатые люди, которым я не могу отказать по каким-либо причинам. Да разное ищут. Недавно возил туда двух жен очень богатых новых русских. Обе надумали в Индии изучать Камасутру. Теоретически они еще в России подготовились и рассчитывали на практику. Им требовался, так сказать, источник практического знания. Ну источник я им не нашел. Я им объяснил: ваши мужья меня потом прибьют просто. Они сначала были разочарованы, а потом сублимировали свой сексуальный интерес в шопинг. Одна купила себе качели из серебра за сорок тысяч долларов. И столько же заплатила на таможне.

Часто люди, которых я везу в Индию, крупные бизнесмены, политики, актеры и писатели. Вот сейчас я отправлюсь туда в компании с Михаилом Задорновым. Что они хотят? Да чтобы всякие джет-гуру им лапшу на уши не вешали. Они не мистики, нет, просто им интересна другая культура.

— А Шамбалу никто из них не хочет поискать?

— Вход в Шамбалу находится в 28 километрах от поместья Рерихов в Кулу. Так утверждал Николай Константинович. Но обычно те, кто едут ее искать, делают это с помощью конопли, потому что в тех краях центр не только высокой духовности, но и наркобизнеса. Так что Шамбала пока обходится без визитеров.

— За что вас рериховцы не любят и грязью через СМИ неустанно поливают?

— Я дал интервью «Аргументам и фактам», где прямо сказал, что Рерихи работали на советскую разведку. Потому что я был в их доме, смотрел бумаги и увидел странные вещи. Замечания Юрия Николаевича, судя по почерку, о том, в каких ущельях лучше расположить дивизию, в каких долинах большой отряд, чтобы спастись от налетов вражеской авиации. Это конец 20-х 30-е годы кому могло предназначаться? Он вел топографический дневник, где фиксировал грузоподъемность мостов, вычислял, какая бронированная техника может по ним пройти. Я тогда подумал: что-то странное, стал заниматься этим глубже и понял, что он работал на советское правительство. И когда впервые публично об этом сказал: ой, что началось: что я мерзавец, клеветник. А сейчас на эту тему уже много книг вышло.

Пиарщица Индии духа

— Вы написали не одну книгу о Блаватской. Кто она, с точки зрения ученого?

— Образованная женщина с несчастной личной судьбой. Отчасти наша Новодворская, если говорить о любви к эпатажу, хотя политически она очень сильно отличалась от Новодворской. Своими философско-религиозными взглядами Блаватская подтачивала основы православия и при этом клялась в верности этому православию и батюшке-царю. Что сделала Блаватская? Она сумела собрать воедино весь мистический мусор, который находился в разных частях Европы и Америки, и соорудить из этого мусора нечто монументальное, вроде пирамиды.

— Блаватская сама понимала, что сделала из философий мира попсню?

— Не думаю. Вы к ней так строги, а представьте то время, позапрошлый век. Россия, страна помещиков, их женам не все же капусту квасить или смотреть, как крепостные в поле работают. Хотелось чего-то нового, к звездам поближе, но не каждая дама будет сидеть в телескоп смотреть, скучно это! И тут такой бестселлер появляется «Из пещер и дебрей Индостана», где ярким красочным языком очень доступно про мистическую Индию. Это ж можно обсуждать в гостях, на эту тему бесконечно фантазировать. Блаватская враз стала знаменитостью.

— Но ведь в своих книгах она откровенно врала?

— Как ученый, я более сдержан в оценках. Врала, но не сильно. Это уже позже она разошлась вовсю, когда статьи в «Люцифер» писала. Да, Блаватская не брезговала мистификацией, не стеснялась выглядеть в глазах других лгуньей, мошенницей и психопаткой. Вся жизнь этой фантастической женщины состояла из сплошных парадоксов и несуразностей. Дважды была замужем, имела любовников и даже внебрачного сына, однако, когда ей было уже за пятьдесят, клятвенно уверяла, что является девственницей. Похоже, граница между реальностью и нереальностью для нее была достаточно условной.

Отсюда нашумевшая история с письмами «махатм». Они стали появляться во множестве в годы, когда Блаватская жила в Индии. В них говорилось о карме, космической энергии, реинкарнации, важнейших понятиях индуизма. Однажды такое послание обнаружил на своем столе редактор бомбейской газеты «Пайонир». Потом их стали находить при «таинственных обстоятельствах» близкие в Елене Петровне люди. В ее присутствии письма буквально сыпались с потолка. Причем эти «гималайские махатмы» изъяснялись почему-то исключительно на английском, которым Блаватская неплохо владела. Позже за дело взялись эксперты и тут же обнаружили чисто русский характер переноса английских слов. Однако Елена Петровна никогда не чувствовала сильных угрызений совести в связи с обличающими ее фактами.

Подбирая материалы к своей книге о Блаватской, я некоторое время работал в ее бывшем поместье в Адьяре недалеко от Мадраса. В подвале архив, огромное количество книг на русском языке, которые она туда привезла потрясающая литература, но вся в плесени, приходилось работать в перчатках. Там я особенно ощутил сложность дела, за которое взялся. Ведь при всей противоречивости натуры Блаватской нельзя не признать, что во многом благодаря ей слово «Индия» отзывается в русском человеке тягой к неведомому и доверием к чуду.

Все мы сон Брахмы

— Так существует ли настоящая мистическая Индия? И если да, то что это такое?

— Конечно, существует. Но мало кто знает, какова она, потому что нет другой такой страны, где существовал бы столь колоссальный разрыв между религиозной философской теорией и практикой. Ведь первое, что видит там приезжий, даже если он настроен искать глубины такую пестроту, что глазам больно. Кукольный театр из 300 миллионов богов: это последние данные, на компьютере подсчитано. И у каждого бога свои ритуалы, от кровавых до наркотических. Нужно иметь огромное терпение, чтобы счистить всю внешнюю позолоту и обнаружить, что такие разные индийские религии имеют одну общую идею. Очень простую. Душа каждого человека атма в конечном счете сливается с мировой душой. Происходит освобождение мокша. Это цель и смысл жизни.

Кому интересно, он может вдаваться в детали. Например, что с точки зрения индийца все мы люди и наша земная жизнь это только сновидения бога Брахмы. Но каждый может выскочить из этого сна в реальность с помощью медитации, когда открываются немыслимые потенциалы в сознании, ты столько всего видишь и слышишь. Индусы убеждены: все, что рождает человеческий разум, существует во вселенной. Все ужастики, все фильмы, все эти образы, которые придуманы из головы. Мы рождаем чудищ, а дальше они существуют, хотим мы того или нет. Наш мозг он же связан с вселенной и создан вселенной, она оказывает на нас воздействие, а она бесконечна. Так думали еще древние индусы и к этому пришел в ХХ веке академик Вернадский, который предложил гипотезу о ноосфере информационном поле вокруг Земли, куда уходят все наши мысли. Даже не гипотезу это просто гениальная догадка, тезисы, которые занимают полторы странички текста.

— Я их примиряю в своем сознании. Потому что в конечном счете они об одном и том же. Да, христианство отрицает нет бесчисленных реинкарнаций, есть одно-единственное воскрешение. И эта иудейско-греческая традиция противоречит индусской традиции. Полностью. Абсолютно. Но что такое воскрешение? Это возвращение энергии живым существам, которые давно не имеют тела, истлело оно, а сами они непонятно кто и непонятно где. Теперь представим себе такую вещь. Человечество исчерпало свои земные ресурсы, ничего нет болше. Вот эта ноосфера, она тогда заработает. Потому что там же находится энергия наши мысли, наши желания, наши образы. Это и будет «воскрешение из мертвых» по христианству, по индуизму, по Вернадскому, по всем религиям мира.

Все сходится! Только азбука разная, язык разный, а смысл тот же самый. Все религии мира толкуют об одном и том же: что есть микрокосм и есть макрокосм, есть индивидуальная душа и есть мировая душа, и они обязательно сольются. Поэтому я так легко вошел в мистический мир Индии. Я, как и индийцы, верю, что история человечества насчитывает значительно большее количество времени, чем мы себе представляем. Человечество было когда-то единым, его духовная элита обменивалась знаниями, которые давались сверху под влиянием определенных космических процессов. Индийцы эту связь макрокосма и микрокосма поняли так давно, что она отражена еще в их Ведах. И ощущают ее ежеминутно. Эту глобальность, это звездное небо, которое раскрывается в любой хижине, когда они жарят лепешки.

Лина Дорн, Журнал « Патрон »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *