какую форму правления б спиноза считал идеальной

Жизнь и взгляды Бенедикта Спинозы

Биография Бенедикта Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский политический мыслитель, философ и пантеист — родился в 1632 г. в семье зажиточного купца еврейской общины. Учился в религиозном училище. Отличаясь, нестандартным мышлением и острым умом, Спиноза в юном возрасте проникся идеей демократии, вольнодумства и отверг веру и традиции еврейской общины.

27 июля 1656 г. Спиноза был прозван еретиком и отлучен от религиозной общины, поэтому мыслитель был вынужден покинуть Амстердам и переехать в деревню.

В своей работе «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» Б. Спиноза впоследствии изложил свое формирующееся философско-политическое мировоззрение

Политические идеи Спинозы

Рассуждая о политике, Спиноза во многом руководствовался собственными этическими учениями о свободе и необходимости, в которых раскрываются мотивы поведения человека в социуме и в системе политической власти. Согласно Спинозе граждане любого общества движимы своими частными эгоистическими интересами, которые, по сути, являются природным и естественным состоянием. Однако Спиноза не отрицал возможность гармоничного сочетания таких интересов с общественными.

Во всех исследованиях Спинозы можно выделить основную тему – свобода или демократия, которую автор считал упорядоченной свободой. В основе свободы лежит разум – источник личной автономии и правоспособности, своеправия. Именно благодаря разуму человек получает способность естественным образом (из природы) познавать вечные божественные законы и следовать им как основным постулатам добродетели.

Спиноза считал, что общество переходит от естественного права к гражданскому состоянию при наличии любой верховной власти как организации публичного правления (res publico). Государство при этом выступает в качестве совокупного тела этой верховной власти.

Цель государственного устройства, по мнению Спинозы, заключается в достижении и защите свободы, в первую очередь, политической и религиозной. Государство при этом имеет столько прав, сколько мощи.

«Своеправие отдельного гражданина обратно пропорционально степени могущества государства: каждый гражданин, когда действует по праву, по праву и обладает чем-либо и защищает это с общего решения государства. В противном случае все вернется в естественное состояние»
Б. Спиноза

Автор также отмечал, что общество не способно существовать без силы и власти, и, следовательно, без законов, которые призваны усмирять и сдерживать необузданные страсти и порывы людей. Объединяясь в общество, люди своеобразным образом заключают общественный договор, основанный на идеях естественного права.

Суть общественного договора: каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права

Спиноза полагал, что в демократии объединены два начала, благодаря которым устанавливается правопорядок: принцип повиновения верховной власти в лице государства и свободу.

Основные признаки демократического устройства

Согласно Спинозе у демократии есть четыре основных признака:

Спиноза отмечал, что благодаря государственной власти подчинение всеобщему правопорядку становится для каждого необходимым и обязательным. Иными словами правомочность действий каждого гражданина основывается на определенной санкции (общем решении) государства. Так, Спиноза формулирует зависимость человека от государства: государство не является чем-то противоестественным, носящим характер тотального принуждения – на самом деле оно есть залог правопорядка, исключающий произвол отдельного лица.

Взгляды Спинозы на форму государственного правления

В своей работе «Политический трактат» Спиноза выводит жесткую взаимосвязь между суверенитетом и мощью государства и свободой человека: для обоих общим условием развития выступает главенство разума. Согласно мыслителю, свобода является необходимым условием спокойствия и благочестия в общественной и государственной жизни.

Разум свободного человека – это единственное средство истинного познания нужности всеобщих законов (определяемых богом), способное лучше всего прочего укрощать аффекты (страсти) людей и укреплять общественную жизнь.

Так, Спиноза приходит к главному выводу по поводу определения сути понятия свободы: «свобода есть осознанная необходимость»

В гражданском (правоподчиненном) состоянии автор не усматривает чего-либо, что противоречило бы естественному разуму и его императивам. Спиноза полагал, чем более человек руководится разумом, т.е. чем более он своеправен и свободен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти».

При этом Спиноза полагал, что естественная основа государства все же должна выводиться не только из указаний разума, но «из общей природы и строя людей», поскольку люди, составляющие массы, «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума». Таким образом, Спиноза рассматривал такие человеческие аффекты, как любовь, гнев, ненависть, честолюбие, сострадание, зависть и иные движения души, не в качестве пороков человеческой природы, а как естественные, природные свойства, характерные людям.

Теория естественного права Б. Спинозы отличается от таковой у Т. Гоббса – она более натуралистична, как и его теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, которые обладают верховной властью. При этом форма правления не играет никакой роли

Политическое учение Б. Спинозы отрицает всякое суеверие, а также все то, что не имеет естественного, здравого смысла. Антиклерикализм его суждений нашел свое отражение в критике догматизма и суеверия церкви, но при этом Спиноза не отрицал религию, связывая ее с мудростью.

«Между религией и суеверием, — писал философ в одном из своих писем, — я признаю, главным образом, то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость»
Б. Спиноза

Рассуждая об отношениях между духовной и светской властью, Спиноза категорично отрицал необходимость наделения священнослужителей политической властью. Можно сказать, что Спиноза фактически одобряет принцип отделения церкви от государства, поэтому настаивает на том, чтобы только одна верховная власть была вправе решать, что законно или незаконно.

Таким образом, политические идеи Б. Спинозы оказали влияние на развитие свободомыслия в Западной Европе, особенно в Германии XVIII-XIX вв. и Франции XVII- XVIII вв. Его рассуждения оказали влияние на формирование политических идей многих других мыслителей, например, Шеллинга, Гегеля и пр.

Источник

Учение Б. Спинозы о государстве.

Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

В 1670 г. был издан (без указания имени автора) «Богословско-политический трактат», посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии.

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с «мощью» — способностью любой части природы к самосохранению: «Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается

определенная ему мощь». Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной — противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства. «Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, — писал Спиноза, — то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах». Однако человеческая природа устроена иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде. «Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей». Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы «сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно».

Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.

Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный

разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей.

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию: монарх, силы которого недостаточно для удержания подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей верхушки; правление решительно неразумно, враждебно общему благу.

Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими государствами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и угнетение.

Единственно абсолютное государство, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо, — это демократия, «народная форма верховной власти».

Спиноза осуждал абсолютную монархию. право (власть) государства далеко не беспредельны. Власть государства имеет границы.

Граница государственной власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Спиноза развивает мысли Макиавелли о социально-психологических основах власти, о страхе и любви подданных как опоре правительства, о ненависти и презрении — причине возмущений против него.

Особенность демократии в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе.

Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они принимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогашаются противоречивые страсти.

При создании демократического государства люди «договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов». Подчинение этому первоначальному решению обеспечивает общее равенство и свободу. Демократическое государство наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому.

Концепция Спинозы — первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

19. Политико-правовая идеология Дж. Локка.

Джон Локк (1632–1704) – один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу «и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т. д.». Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом – собственность.

Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определенно предвосхищала идею «правового государства», обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII–XIX вв.

Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства.

Публично-властные правомочия государства должны были быть четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).

Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г.

Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень формальных прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.

Источник

Учение Спинозы о государстве и праве.

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). Высший закон природы заключается в стремлении каждого к самосохранению. Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены.

Верховная власть, «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться».

Политико-правовое учение Спинозы было определенным шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление силы и права, «мощи» и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования «границ государственной власти», прогрессивных политико-правовых программных требований.

Представление о силе как основе права было определенным выходом за рамки чисто рационалистических схем, ориентировало теоретический поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства.

Источник

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Политико-правовые взгляды Б. Спинозы

XVII в. эпоха буржуазных революций.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) (Амстердам; семья купца; занимался с отцом купеческой деятельностью; изгнан из еврейской общины и подвергнут проклятию; подрабатывал шлифовкой линз; умер от чахотки).

«Этика, доказанная геометрическим способом».

Происхождение государства.

Происхождение государства и права (естественная необходимость; обращение к природе человека, к естественным основам общежития; нет учения о развитии общества — исходит из вечной и неизменной природы человека, которая должна объяснить происхождение и сущность государства).

Государству предшествует естественное состояние (нестабильный и конфликтный характер; естественное право человека простирается до предела, до которого простирается его мощь; человек имеет столько прав, сколько имеет силы; интересы людей вступают в противоречия, решаемое борьбой за утверждение своих прав).

Самосохранение человека лучше всего обеспечивается господством разума (разум предписывает человек искать общения с другими людьми, так как он не сможет в одиночку приобрести все, что ему нужно для жизни) (вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, он подчиняется чужой силе — поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское).

Государство — организация, служащая интересам все членов общества (люди соединяют силы и естественные права, создают государственную власть, чтобы жить наилучшим образом; договор следует за действительным объединением сил людей).

Характеристика государства (определение государства).

Государство наделяется большой властью над гражданами, но его полномочия не безграничны (никто не может отказаться от способности суждения; нельзя заставить человека полюбить того, кого он ненавидит, ненавидеть того, кого он любит).

Верховная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу (подавление мысли и совести со стороны государства — лицемерие, вероломство, обман).

Религиозная свобода подлежит ограничениям (не следует терпеть безбожников; религия должна быть обязательной для граждан в определенных пределах).

Государство наделено правом контролировать религиозные организации и убеждения граждан.

Формы государства (идеальное государство).

Лучшая форма государства — та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан.

Его симпатии на стороне демократии.

Цель государства в действительности его свобода (лучше всего достигается в демократическом государстве (больше всего подходит к естественному состоянию), каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, а на большую часть общества, членом которого он является).

Демократическое государство, которое он имел в виду:

1) Нидерландская республика, сосредоточившая власть в руках буржуазно-патрицианских фамилий — олигархия;

2) не видит реальной возможности для подавляющего большинства народа достичь свободы (высшей цели государственной жизни).

Реакция на отрыв масс от образованности и культуры (типична для общества, в котором царит социальное неравенство).

Категория толпы имеет не только социальное, но и этическое содержание (включает в нее простонародье и представителей высших классов).

Провозглашая целью государства свободу, мир и безопасность, он не приемлет абсолютистского государства (его политический идеал — республика).

В условиях постоянных угроз не исключает аристократии (власть переносится на достаточно многочисленное собрание, совет, способный более эффективно нести бремя управления (подразумевается торговая, коммерческая аристократия)) (прототип проекта — конституция Венецианской республики).

Устойчивость аристократической формы (открывает путь к власти большинству богатых; в отличие от монархии не допускает секретных расходов, обременительных для подданных; народ, не участвуя непосредственно в управлении государством, внушает страх власть имущим, сохраняет за собой свободу).

При аристократическом правлении власть принадлежит патрициату (соотношение патрициев и населения 1:50; из своей среды они выбирают Совет синдиков (только лица старше 60 лет) и Сенат).

Демократия (каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе; не приходится опасаться нелепых постановлений — мотивы народоправства и предвосхищение некоторых идей Руссо (о народном суверенитете, о решении наиболее важных вопросов в обществе самим народом, об общей воле).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Естественное право (сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все).

С образованием государства создается общее для всех право (обеспечивается мощью всех объединившихся людей; общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы).

Особенности теории.

Придерживается метафизического механистического материализма (выводит мир из единого начала; утверждения о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из себя самой — разрыв с религиозными представлениями, согласно которым мир создан Богом).

Мир не есть продукт творения (природа не создана Богом; природа и есть Бог).

Строгий детерминизм (в природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного; действия человека также подчинены строгой необходимости, все в его деятельности совершается в силу определенных причин).

Свобода мыслима только в пределах необходимости (человек свободен, когда руководствуется только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы; человек — часть природы, его и его действия нужно рассматривать как если бы речь шла о линиях, телах, плоскостях (геометрический метод)).

Способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви (один из создателей светской теории государства).

Симпатии к демократии.

Соотношение прав человека и государственной власти (сознавал необходимость компромисса; не нашел путей его достижения; склонялся к уступкам воле суверена).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *