Что включает в себя процесс создания и развития информационного ресурса
Возникновение и развитие информационных ресурсов
С начала деятельности человека на земле его взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой приносили огромный опыт и накапливающиеся знания, которые выражаются в виде субъективной и объективной информации. При этом непосредственный опыт человека образует первичную информацию, или информацию первого порядка. Знания, полученные человеком в результате обработки первичной информации или в результате некоторых сведений об имеющемся опыте других людей, представляет собой вторичную информацию, или информацию второго порядка. Таким образом, получаемые знания первого или второго порядков человеком фиксируются, сохраняются, обрабатываются и передаются другим людям, что служит основой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.
История возникновения и развития ИР показывает динамику развития человека как разумного существа, способного не только эффективно использовать свои умственные и духовные способности для общения между собой и активного взаимодействия с природой, но также создавать методы и средства фиксации, хранения, обработки и передачи информации и таким образом развивать информационные технологии и формировать информационную среду для своего существования. В процессе своего развития человечество создавало и создает новые, все более совершенные, механизмы и технологии производства, хранения, обработки и передачи информации для удовлетворения своих информационных потребностей и обеспечивает тем самым формирование множества ИР.
В истории и развитии ИР условно можно отметить следующие фазы.
Первая фаза связана с возникновения речи и развитием информационного обмена между людьми на речевом и сигнальном уровнях, что позволяло оценивать разнообразный опыт деятельности человека в категориях информации и передавать последнюю от поколения к поколению. Устная информация явилась толчком к развитию речи, которая позволила выделить человека из животных и запустить механизмы информационных технологий.
Вторая фаза развития ИР относится к эпохе возникновения письменности (приблизительно конец 4 — начало 3 тысячелетия до н.э. в Египте и Месопотамии), когда общение между людьми и обмен знаниями перешли на более высокий уровень — на уровень документального общения. При этом возникла технология хранения информации в единичных экземплярах на примитивных носителях (папирус, глина и т.п.), которые можно было перемещать в пространстве и времени. Появились возможности доступа (хотя малого и ограниченного) к информации текущего момента и исторического характера. В те времена создавались первые хранилища документов с информацией, отражающей состояние и поведение отдельных людей и общественной жизни.
Третъя фаза характеризуется появлением печати (в середине ХI в. в Китае, в середине XV в. в Европе, в середине XVI в. в Москве). Это изобретение позволило тиражировать документы в виде книг или газет, распространять их в пространстве, а также формировать библиотеки, архивы и хранилища, Т.е. накапливать источники знаний, сконцентрированные в одном месте, что создало основу системы общего и отраслевого профессионального образования и распространения этих знаний по всему миру. Формируемые таким образом ИР начали приближаться к уровню информационных потребностей человека, которые, в свою очередь, пропорционально вырастали.
Это вызвано быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ, постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности, появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.).
Если в начале XX в. во всем мире насчитывалось примерно 10 тыс. наименований журналов по всем областям знаний, то сейчас ежегодно публикуется около 100 тыс. журнаов более чем на 60 языках, свыше 5 млн. научных статей, книг, брошюр, более 250 тыс. диссертаций и отчетов, Огромное количество документов (отчеты о научно-исследовательских работах, проектная и производственная документация и д.р.) остаются неопубликованными, их число и 3-5 раз превышает опубликованные.
Развитие современных средств вычислительной техники и связи, создание компьютерных сетей, в частности Интернета, привело к расширению сферы науки и образования, сферы влияния электронных средств массовой информации, а следовательно, и к новому взрывному процессу резкого увеличения объема вновь генерируемых ИР, Так, в конце XX — начале XXI вв. это увеличение по сравнению с предыдущим периодом (за первые три четверти XX в, информационный поток увеличился примерно в 30 раз) приняло скачкообразный характер и получило название «информационного взрыва», или «информационной революции».
Таким образом, наступили некоторые противоречия между возможностями человека по восприятию и переработке информации, с одной стороны, и существующими мощными потоками лавинообразно нахлынувшей на него информации и колоссальными массивами хранящихся ИР с другой. При этом возникает информационный «шум», т.е. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезного и нужного для потребителя ИР, а их объемы, распределенные в мировом информационном пространстве, не позволяют ему быстро и эффективно извлекать искомую информацию.
В настоящее время впервые за всю историю человечества темпы роста ИР перекрыли темпы роста информационных потребностей человека, которые приближаются к своему пределу При этом объем ИР в мире продолжает расти так же интенсивно, а информационные потребности остановили свой в силу ограниченных возможностей самого человека усваивать или «переваривать» эти ресурсы. Таким образом, наступила эпоха информационного насыщения, или эпоха информационного кризиса, разрешение которого возможно только за счет НТП в области информационных технологий.
За последние годы широкое использование компьютеров и микропроцессоров, сетей передачи данных, спутниковых и наземных каналов связи позволило объединить мир в единую гигантскую систему, практически не имеющую границ и обеспечивающую хранение колоссальных по объему разнообразных ИР, пополнение и широкие возможности их освоения. Разрабатываются новые методы, оптимизирующие процессы обработки информации (например, распараллеливание процессов), ее хранения (например, сжатие) и распространения.
Современные информационные технологии по формированию и использованию ИР привели к созданию информационной индустрии, которая по своим масштабам и экономическим показателям опередила энергодобывающую, промышленную и сельскохозяйственную индустрии. Она связана как непосредственно с поиском и предоставлением информации, так и с разработкой программного и технического обеспечения и продажей его все большему числу пользователей. При этом возникла проблема экономической оценки как самих ИР, так процессов их хранений и передачи. Появились множественные службы и организации по управлению и распространению ИР, а также программных и технических средств их хранения, переработки и доставки.
В итоге развитие мировых ИР и эволюция информационных технологий на настоящий момент позволили:
Discovered
О финансах и не только…
Информационные ресурсы
Ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества, т.к. для обеспечения экономической деятельности требуются природные, материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Но в эпоху научно-технического прогресса ведущую роль занимают информационные ресурсы.
Владение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. Не зря ведь говорят, что «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую, военную мощь их владельца.
Роль информационных ресурсов постоянно возрастает; одним из свидетельств этого является то, что они становятся товаром, совокупная стоимостью которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Что такое информационные ресурсы?
Информационные ресурсы — в широком смысле — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.
В организации (обществе, компании, предприятии и др.) информационные ресурсы — объем информации, которой располагает организация для решения стоящих перед ней задач управления.
Таким образом, информационные ресурсы – это совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении (см. База данных).
Виды информационных ресурсов
Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.
К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.
Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Такая информация базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая информация, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.
Виды информационных ресурсов
Информационные ресурсы также классифицируются и по уровням:
В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:
В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:
По категории доступа информационные ресурсы могут быть:
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
По характеру содержания информационные ресурсы классифицируются на:
По признаку тематической принадлежности информационные ресурсы могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:
По признаку коммерциализации информационные ресурсы можно разделить на:
Особенности информационных ресурсов
Ключевые особенности информационных ресурсов:
Рынок информационных ресурсов и услуг
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.
В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:
Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).
Информационный процесс, понятие
Определение информационного процесса
Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. [1]. Люди знакомые с информатикой, конечно же, знают этот термин, да и не только они. Вполне можно утверждать, что информационные процессы являются основой той жизни, которую мы знаем. В этой статье представлены основные алгоритма информационного процесса, различные формы его исполнения.
Информационный процесс как научное понятие
Любые действия, производимые с информацией, называются информационными процессами. Основную роль тут играют сбор, обработка, создание, сохранение и передача информации. На протяжении всей своей истории человечество развивала эти и другие процессы, а так же смежные отрасли. Одним из основных критериев развития общества было именно совершенствование информационных процессов. Искусство, религия, письменность, шифрование, книгопечатание, авторское право, телеграф, радиоэлектроника, компьютеры, интернет – это лишь основная часть достижений человечества в области работы с информацией.
Нужно отметить, что несмотря на кажущуюся определенность, научном сообществе не прекращаются споры об универсальности самого термина «информация». В частности, «информация» не синоним «данным», хотя в разговорной речи зачастую это и так. «Данные» это интерпретированная, обработанная и зарегистрированная в понятном виде информация, продукт информационного процесса [2]. То есть, информация это ресурс, данные это конечный, обработанный продукт прошедший обработку информационным процессом. Но как и любой продукт, данные потребляются для получения какого-то результата. В самом простом виде, можно представить такую схему:
ИСТОЧНИК | ИНФОРМАЦИЯ | ПРИЕМНИК/ОБРАБОТЧИК | ДАННЫЕ |
Звезда ХХХ | Световые, радио и прочие волны | Телескоп и ЭВМ | Температура, яркость, размер, дальность и т.д. |
Иностранец | Речь на непонятном языке | Переводчик | Речь на понятном языке |
Информационные процессы присущи всем биологическим организмам на планете, от простейших до человека. Но человек создал вычислительные системы и специфические каналы информации, которые породили особый их вид — информатику. Несмотря на единую схему алгоритма информационного процесса, как в природе, так и в информатике, они достаточно сильно различаются по своей сути. И различия, в первую очередь, в интерпретации.
В частности, если поместить в комнату человека, собаку, змею, цветок и через громкоговоритель дать голосовой сигнал, реакция у всех будет принципиально разная, а значит из одной и той же информации, каждый обработчик выдаст совершенно разные данные. В частности собака и змея обе способны слышать, но если собака хоть как-то может понимать команды человека, то змея на это неспособна. Цветок вообще не сможет даже воспринять звуковой сигнал, хотя в принципе он способен получать и обрабатывать информацию — некоторые растения могут даже двигаться вслед за солнцем или если их потревожить. Итак, следующей схемой является возможность интерпретации:
ВОСПРИЯТИЕ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | ЭФФЕКТ | |
Человек | Да | Да | Полный |
Собака | Да | Да | Частичный |
Змея | Да | Нет | Нет |
Растение | Нет | Нет | Нет |
Основные элементы информационного процесса
Информационный процесс – это последовательные действия выстроенные в алгоритм, совершаемые с информацией, представленной в любом виде (цифровые/аналоговые данные, слухи, теории, факты, наблюдения и т.п.) для достижения некой цели (любой). Данный алгоритм состоит из ряда шагов, которые могут значительно отличаться в той или иной ситуации, но общая концепция выглядит следующим образом:
Основные виды информационных процессов
Сбор информации. Нахождение и сбор первичной информации, извлечение ее из ее «среды». Иногда, возможно даже без конкретной итоговой цели. Полученная в итоге сбора информация может быть использована различными обработчиками с различной целью. Так археологи, ведущие раскопки собирают все найденные ими предметы, которые покажутся им интересными, но лишь после тщательного анализа они превратятся в какие-то научные данные, причем итог анализа может оказаться совершенно неожиданным, а так же кроме осколков древних кувшинов могут быть обнаружены залежи полезных ископаемых.
Поиск информации. Нахождение более-менее конкретной информации по определенному вопросу с конкретной целью из конкретных источников. При этом поиск происходит среди ранее кем-то собранной и возможно обработанной информации, а не из «среды». Для поиска в основном используются различные базы данных (места хранения информации), например вопрос к поисковой сети «как варить борщ».
Обработка информации. Совокупность действий направленных на то или иное преобразование исходной информации в новую. Вероятно самый важный и сложный информационный процесс. Хотя, иногда в обществе может быть сложно отличить его от других, например от представления информации, но у обработки информации всегда есть задача добиться чего-то нового от уже существующей информации, фактически создать новый информационный объект. Писатель, записывающий свои мысли на бумагу фактически ведет представление информации, но вот обработка прошла в его мозгу чуть раньше — из собственных знаний, опыта и эмоций он создал слова, которые в итоге представил в виде текста.
Представление информации. Изменение исходной информации в вид удобный и актуальный для ее использования в текущей ситуации. Наиболее часто встречается в информатике — в памяти компьютера вся информация храниться в виде двоичного кода, но пользователю представляется в виде графических данных и звуков. Но и человек очень часто представляет информацию, например, в виде составления картотек из разрозненных документов, переводя иностранные тексты или играя музыку по нотам на бумаге.
Хранение информации. Возможно, наиболее широко используемый вид информационного процесса. Так или иначе, все биологические объекты хранят информацию, хотя бы в виде генома. Хранение информации разделяется на два основных вида — долговременное и кратковременное. Предназначены они, само собой для совершенно разных целей. Под хранение информации может подходить только те действия, которые в итоге должны приводить к повторному использованию сохраненной информации.
Передача информации. Доставка информации от источника к потребителю без фактического участия передающего в каких-либо других частях информационного процесса. В качестве передатчика может выступать совершенно любой объект, как биологический (гонец с депешей, собака лающая на чужого во дворе), так и любые физические носители или ретрансляторы (книга, радиопередатчик, флеш-карта). Передача информации не всегда тождественна коммуникациям, в виду того что здесь передающий объект выступает лишь инструментом.
Защита информации. Любые действия, использующие какие-то дополнительные средства для защиты информации от использования другой стороной. Защита информации актуальна лишь в сложных информационных системах со многими участниками, в виду туго, что она нужна исключительно для того чтобы не дать нежелательному элементу воспользоваться некой информацией. Фактически единственный способ защиты информации это шифрование того или иного рода. Скрывание информации было бы неверно называть способом ее защиты, так как сокрытая информация и не требует защиты, ибо не участвует ни в каком процессе.
Использование информации. Самый объемный информационный процесс. Являет собой обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности в самом широком смысле.
Формирование и использование информационных ресурсов
Введение
В последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используется такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии» и т.д. [1]
Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций. Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию. Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и следовательно мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания. Что обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной. Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.[2]
Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.[3]
Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизацииво всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.
Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.
Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информационной индустрии, а следовательно, информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В нашей стране эту основу составляют сетевые технологии – область достаточно новая и очень быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются условия для свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации благодаря организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных систем.
Формирование и использование информационных ресурсов
Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.
Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как:
v федеральные информационные ресурсы;
v информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
v информационные ресурсы субъектов РФ.[4]
В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:
v негосударственные (в том числе коммерческие);
v смешанной собственности.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития. Основные направления государственной политики в сфере информатизации является:
v обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
v формирование и защита информационных ресурсов;
v создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
v создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
v содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
v формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
v создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
v развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.[5]
Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.
Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информационного пространства России, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.
Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением скоординированного формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов, что значительно снизит затраты по их формированию. Это относится в первую очередь к таким организациям, как:
v Государственный комитет РФ по статистике;
v Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
v Комитет РФ по геологии и использованию недр;
v Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
v Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
v Федеральная служба занятости России;
v Государственной таможенный комитет Российской Федерации;
v Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
v Государственная налоговая служба Российской Федерации
А также всех организаций и граждан Российской Федерации. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, которое обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации, средств ее обработки и распространения.
Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры Российской Федерации, «под патронажем» которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.
Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа. К информации открытого типа относятся:
v законодательные и другие нормативные акты устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права и обязанности граждан;
v документы содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях … необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов и населения в целом;
v документы содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
v документы накопленные в открытых фондах библиотек, архивов, информационных систем органов государственной власти.[6]
На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Для увеличения активности пользователей необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, создание центров свободного доступа к глобальным информационным системам мира, провести широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати, издание соответствующей массовой литературы и т.д.
В области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики государственная политика должна способствовать:
v предоставлению возможности негосударственным структурам доступ в установленном порядке к государственным информационным ресурсам;
v доступу граждан и организаций к негосударственным информационным ресурсам;
v расширению сферы платных информационных услуг.
Особую поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя. Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в оказании на их основе информационных услуг при наличии соответствующей государственной лицензии.
К государственным информационным ресурсам относятся:
v ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
v ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Обеспечение работ по созданию государственных информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.
Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации. Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.
Важнейшим этапом формирования государственной политики является определение приоритетов для государственных информационных ресурсов, к которыми следует отнести:
v правовую информацию, связанную с построением правового государства;
v информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
v информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
v открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
v информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
Формирование и использование государственных информационных ресурсов должно организовываться по принципу прямого доступа. На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо обеспечить выделение из информационных ресурсов открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, доступным всем организациям и гражданам.
В регионах информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. Информацию, входящую в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.
По мере оснащения библиотек соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа. При разработке схемы доступа к государственным информационным ресурсам следует учитывать, что все более весомо заявляют о себе коммерческие информационные центры и телекоммуникационные сети, ориентирующиеся в основном на обслуживание финансовых и предпринимательских структур. Они также могут быть использованы для организации доступа к государственным информационным ресурсам на договорных условиях.
Информационная политика.
Как и всякая политика, информационная политика представляет собой особую деятельность по достижению социально значимых целей.
Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики.
Государственная политика в области информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач:
v обеспечение условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворение их информационных потребностей;
v создание всех необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;
v установление порядка формирования и использования информационных ресурсов,
v обеспечение совместимости и взаимодействия систем информатизации на базе современных информационных технологий,
v определения государственных органов, ответственных за ведение отдельных информационных ресурсов;
v создание эффективной системы сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов;
v повышение уровня информационной грамотности;
v обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения;
v обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве России.
v создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства, средств для их реализации;
v развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей; содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба;
v подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации. [8]
Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры России должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах. В условиях ограниченности бюджетных ассигнований целесообразно:
v установить приоритеты региональной информатизации;
v определить оптимальные средства связи и передачи данных для каждого региона с учетом ожидаемой информационной нагрузки и территориальной удаленности субъектов телекоммуникации (спутниковые каналы связи, оптоволоконные линии связи, радио и радиорелейные, телефонные, телеграфные линии связи и т.д.).
v организовать сервисное обслуживание пользователей, применяющих отечественные технологии.
При этом отечественные предприятия информационной индустрии должны взять на себя сопровождение и развитие средств информатизации, приобретенных пользователем, по мере появления новых технических и программных продуктов.
Государство должно обеспечить максимально быстрое развитие всех систем связи, прежде всего телекоммуникационной, на основе прогрессивной информационной технологии. Развитие современных систем связи – оптоволоконной, спутниковой, радиорелейной, и т.д. – необходимое условие совершенствования государственного управления, развития рыночных структур, нормальной кредитно-финансовой системы и т.д. В условиях огромных размерах территории России наличие хороших систем связи является первым условием экономического развития. Создание телексной системы, электронной почты и т.д. могло бы позволить с минимальными потерями решить огромное количество транспортных, энергетических, управленческих и других проблем.
На основе систем связи, создаваемых общегосударственными, региональными, международными и коммерческими структурами может осуществляться информатизация органов государственной власти. Она предполагает компьютеризацию, автоматизированную обработку информации и автоматизированную поддержку принятия решений на уровне Администрации Президента РФ, правительства, законодательного корпуса, а также министерств и ведомств. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, обеспечивающие соответствие информационно-технологических продуктов и решений, реализуемых и производимых в России, высшим международным стандартам. Создавать условия для развития информатизации в сфере информационной индустрии – вот главная задача государственных органов, вырабатывающих и осуществляющих информационную политику России.
Центр тяжести в российской информационной политике смещается в сферу региональной информационной политики. Это смещение имеет глубокие социальные, политические, экономические и исторические основания.
Решение почти всех социальных и экономических проблем упирается в неразвитость системы телекоммуникаций и отсутствие необходимой информации. Самый большой дефицит информации существует не на уровне центральных органов управления, а на уровне региональных органов управления, так как создание основных информационных ресурсов и управление ими осуществляется из центра. Факторы времени и стоимости информации являются решающими, а массовость в сфере информационного обслуживания и доступность технических программ и средств лучше всего могут быть обеспечены на региональном уровне, поэтом региональная информационная политика становится основным средством, способствующим развитию России.
Информационная политика в целом, как система отдельных политик не может формироваться в отрыве от социально-экономической стратегии. Если стратегия общества предполагает его быструю модернизацию, защиту прав человека, создание современной и развитой экономики, то формирование информационных политик должно строиться при несомненном приоритете информационной политики, ориентированной на удовлетворение реальных потребностей регионов и проживающих там людей.