Что включает в себя проект зсо
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения из опыта работы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».
Вокруг источника водоснабжения (водозаборной скважины) устанавливается зона санитарной охраны.
Зона санитарной охраны (ЗСО) – специально выделенная территория вокруг источника водоснабжения, на которой должен соблюдаться специальный режим с целью охраны водоисточника и окружающей территории от загрязнения.
— первый пояс (зона строгого режима), включающий территорию расположения водозабора и предназначенный для защиты места водозабора от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;
Организация зоны санитарной охраны отображается проектом зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
Необходимость разработки проекта ЗСО регламентирована Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Законом РФ № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах» (статья 74, статья 104), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Стандартный проект ЗСО источника водоснабжения включает в себя:
1.Общие сведения об участке водозабора.
3.Общие сведения о водозаборе подземных вод.
4.Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения.
5.Физико-географические условия. Климат.
6.Геологические условия и геоморфология.
7. Гидрогеологические условия.
8.Химический состав и качество подземных вод.
9.Зона санитарной охраны подземных вод.
— обоснование границ трех поясов ЗСО;
11.Санитарный режим в пределах поясов зон санитарной охраны.
12.Санитарно-оздоровительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны.
-план первого пояса ЗСО водозаборных скважин масштабом 1:500 – 1:1000;
-план второго и третьего поясов ЗСО водозаборных скважин масштабом 1:10000 – 1:25000;
— ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесение водопроводных площадок и линии водовода скважин масштабом 1:10000 – 1:25000;
— гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора.
14.Приложения: исходные данные, результаты расчетов, учредительные документы.
Утвержденный проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.
При проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, во-первых, оценивается полнота представленных материалов, включающая в текстовой части проекта:
— характеристику санитарного состояния источника водоснабжения;
— анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
-данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
-данные о перспективах строительства в районе расположения источника водоснабжения;
-определение границ 1-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО с соответствующим обоснованием;
-перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных, с определением источников финансирования;
Одной из главных задач экспертизы проекта является оценка определения границ ЗСО (трех поясов) с соответствующим обоснованием и оценка перечня мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника водоснабжения.
Схематично отражение этой оценки представлено рисунком № 2.
Необходимо заметить, что мероприятия по организации ЗСО должны быть конкретными, с учетом существующих санитарных ситуаций в пределах ЗСО и на перспективу. Перечень предусмотренных мероприятий должен быть согласован с землепользователями (администрацией населенного пункта или хозяином скважины) с обязательным указанием сроков их исполнения и ответственными исполнителями. Согласование данных мероприятий с владельцами объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды, является наиболее проблематичным и зачастую не позволяет обеспечить в должной мере выполнение санитарных мероприятий в пределах второго и третьего поясов ЗСО.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» за период с 2015 года по 2017 год проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза 33 проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения с общим количеством водозаборных скважин 86. Из общего числа проектов организации зон санитарной охраны эксплуатационных скважин 13 проектов возвращались на доработку, корректировку для устранение замечаний и несоответствий требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
Проведенным анализом причин несоответствия проектов ЗСО требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 являются следующие замечания:
а) по п.1.12.
-.отсутствие согласованных мероприятий с землепользователями, расположенными во втором и третьем поясах ЗСО;
б) по п. 1.12.1.
— представление анализов воды в объеме, не соответствующем требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
— при наличии водоочистных установок отсутствие информации о системе водоподготовке с анализами воды;
— отсутствие данных, характеризующих взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема ; отсутствие информации о наличии или отсутствии гидравлической связи;
— отсутствие данных о перспективах строительства в районе расположения источника водоснабжения;
— отсутствие должного обоснования размеров и границ первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны;
— в ряде проектов несогласованность расчетных размеров и предлагаемых для утверждения (расхождение цифровых значений);
в) по п.1.12.1 и п.3.2.1.1.
— неполнота характеристики санитарного состояния территории первого пояса ЗСО;
г) по п. 1.12.2.
— несоответствие исходных данных величинам, использованных в расчетах; несоответствие текстового материала и картографического;
д) по п. 1.15.
— отсутствие информации об объектах, расположенных во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны ;
е) по п. 2.1.1.
-отсутствие обоснования степени естественной защищенности водоносного горизонта с расчетами дальности распространения загрязнения;
ж) по п. 2.2.1.1.
Не менее значимыми несоответствиями отмечаются:
-отсутствие в проектной документации информации об использованных методиках гидрогеологических расчетов;
-отсутствие информации об области питания водоносного горизонта и его разгрузке;
— отсутствие данных о смежных водозаборах;
— отсутствие информации о категориях земель, на которых размещены скважины;
— отсутствие подтверждения соответствующими документами размещения скважин на земельных участках;
— несоблюдение требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации производственного контроля за качеством подземных вод согласно п.5.3, п. 5.8 СП 2.1.5.1059-01.
В процессе санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения заказчиками, включая разработчиков проектной документации, в целях снятия избыточных требований к документации и снижению затрат в рабочем порядке вносились соответствующие изменения, корректировки и доработки, что позволяло в установленные сроки провести экспертизу.
Заключение.
Аналитика Публикации
Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции
Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.
Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.
Общая информация
Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.
Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.
Границы и режим ЗСО
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Для поверхностных источников границы устанавливаются:
для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;
для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.
В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.
Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):
посадка высокоствольных деревьев;
все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
прокладка трубопроводов различного назначения;
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
применение ядохимикатов и удобрений;
спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
На территории второго пояса запрещается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).
На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.
Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:
согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;
недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;
использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проект ЗСО и порядок его утверждения
Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:
сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;
план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:
проектную документацию с ее обоснованием;
заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;
экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.
Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.
Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.
Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.
Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.
Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.
В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.
Заключение
Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.
В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.
[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm
[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).
Что включает в себя проект ЗСО
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Ксения Морозова
Вопрос: Каким юридическим лицам необходимо разрабатывать проект ЗСО? Что включает в себя проект ЗСО?
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
СанПиН 0−02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 0−02).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается (п. 1.6 СанПиН 0−02):
— определение границ зоны и составляющих ее поясов;
— план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
— правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроки их проведения и исполнители (п. 1.12 СанПиН 0−02).
Текстовая часть должна содержать (п. 1.12.1 СанПиН 0−02):
— характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;
— анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;
— гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) — при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные — при подземном источнике;
— данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
— данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
— границы первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков проведения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;
— правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в ЗСО всех поясов.
Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме (п. 1.12.2 СанПиН 0−02):
а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе:
— при поверхностном источнике водоснабжения — 1:50 000 — 1:100 000;
— при подземном — 1:10 000 — 1:25 000;
б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора — при подземном источнике водоснабжения;
в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 — 1:1000;
г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10 000 — 1:25 000 — при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25 000 — 1:50 000 — при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.