Что включает в себя мероприятия по подготовке к пропуску весенних ливневых вод
Что включает в себя мероприятия по подготовке к пропуску весенних ливневых вод
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 13 февраля 2018 г. N 30 «Об организации работы по подготовке сил и средств Росводресурсов к пропуску половодья и летне-осенних паводков в 2018 году»
В целях организации безаварийного пропуска весеннего половодья и летне-осенних паводков в 2018 году и в соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов», Положением о функциональной подсистеме противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов, утвержденным приказом Росводресурсов от 14 ноября 2005 г. N 195 «О функциональной подсистеме противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов» приказываю:
1. Ввести с 1 марта 2018 года и до особого указания режим повышенной готовности для территориального и объектового уровней функциональной подсистемы противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов.
2. Руководителям территориальных органов Росводресурсов:
2.1. Установить на период пропуска половодья и паводков режим круглосуточного дежурства оперативных дежурных БВУ, издав соответствующие приказы.
2.2. Обеспечить информационный обмен с оперативными службами территориальных органов МЧС России, Росгидромета, Росморречфлота. Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления об аварийных и чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, подведомственных Росводресурсам и на водных объектах.
2.3. Обеспечить немедленную передачу информации о возникновении нештатной, аварийной или чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях, подведомственных Росводресурсам, опасном развитии водохозяйственной обстановки на водных объектах и водохозяйственных системах оперативному дежурному Росводресурсов (тел./факс: (499) 719-01-11, (499) 125-52-79).
2.4. Обеспечить ежедневное представление информации о развитии водохозяйственной обстановки по соответствующей зоне деятельности:
— до 7.00 по мск. в установленном порядке в службу оперативных дежурных Росводресурсов на электронный адрес: oper@favr.ru, oper-favrl@yandex.ru и т.: +7 (499) 125-52-79, +7 (495) 719-01-11 по форме согласно приложению к приказу Росводресурсов от 20.10.2014 N 262 «О мерах по совершенствованию работы службы оперативных дежурных Росводресурсов»;
— до 10.00 по мск. по т.: +7 (499) 724-55-60 устный доклад начальнику Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Д.В. Савостицкому о развитии водохозяйственной обстановки по соответствующей зоне деятельности.
2.5. Обеспечить еженедельное (по четвергам до 16.00 по мск. на электронный адрес (zlobina@favr.ru, miklvaev@favr.ru, byts@favr.ru) представление в Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности (Савостицкий Д.В.) отчета о развитии весеннего половодья согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2.6. Провести в срок до 1 марта 2018 г. с участием представителей территориальных органов МЧС России, Росгидромета, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Ространснадзора, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации межведомственные совещания по организации безаварийного пропуска весеннего половодья в 2018 году по соответствующей зоне деятельности.
2.7. Инициировать совместно с представителями территориальных органов МЧС России, Росгидромета, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления проведение:
а) проверки готовности гидротехнических сооружений всех форм собственности и ведомственной принадлежности к пропуску половодья и паводков;
б) обследования возможных источников загрязнения и хозяйственных объектов, расположенных в водоохранных зонах и зонах прогнозируемого затопления, которые могут оказать негативное воздействие на качество водных ресурсов. Особое внимание обратить на опасные объекты (производств и складов токсичных веществ, химических удобрений и ядохимикатов, горючесмазочных материалов, накопителей сточных вод и жидких отходов, очистных сооружений).
2.8. Обеспечить проверку состояния акватории и водоохранной зоны водных объектов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
2.9. Обеспечить регулярное проведение заседаний межведомственных рабочих групп по регулированию режимов работы водохранилищ и их каскадов.
2.10. Представить в срок до 5 марта 2018 г. в Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности (на электронный адрес (zlobina@favr.ru,) по итогам межведомственных совещаний и обследований, проведенных в соответствии с пунктами 2.7, 2.8 настоящего приказа, доклады о прогнозе развития паводковой обстановки и мерах по обеспечению безаварийного пропуска половодья 2018 года по зоне деятельности по форме согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2.11. Обеспечить своевременное выполнение превентивных противопаводковых мероприятий по соответствующей зоне деятельности.
2.12. Обеспечить согласование планов мониторинга состояния гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении подведомственных Росводресурсам федеральных государственных бюджетных учреждений на 2018 год.
2.13. Назначить ответственных должностных лиц за информационное взаимодействие со средствами массовой информации в паводковый период.
2.14. Обеспечить представление в срок до 1 марта 2018 г. фотоматериалов о выполнении комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков и деятельности функциональной подсистемы РСЧС Росводресурсов. Фотоматериалы представляются с разрешением не менее 300 dpi, и расширением, имя. jpg, tif, png с комментариями, на электронный адрес (zlobina@favr.ru, miklyaev@favr.ru, byts@favr.ru).
2.15. Представлять в срок до 1 июля и 1 декабря 2018 г. в Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности отчеты о прохождении половодья и паводков и деятельности функциональной подсистемы РСЧС Росводресурсов в 2018 году по зоне деятельности по структуре согласно приложению 3 к настоящему приказу.
3. Директорам федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росводресурсам, обеспечить:
3.1. Эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении, с соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.
3.2. Немедленную передачу информации о возникновении нештатной, аварийной или чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях, подведомственных Росводресурсам, опасном развитии водохозяйственной обстановки на водных объектах, находящихся в зоне деятельности, в службу ответственных (оперативных) дежурных Росводресурсов, продублировав по телефону ответственном (оперативному) дежурному соответствующего БВУ.
3.3. Заблаговременное проведение комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, находящихся в оперативном управлении.
3.4. Непрерывное функционирование систем локального оповещения о нештатных, аварийных или чрезвычайных ситуациях на эксплуатируемых гидротехнических сооружениях.
3.5. Готовность аварийно-восстановительных формирований, материалов, техники, оборудования и автотранспорта, необходимых для оперативной ликвидации нештатных, аварийных и чрезвычайных ситуаций, на эксплуатируемых гидротехнических сооружениях.
3.6. В срок до 1 марта 2018 г. обеспечить:
— проведение обучения и аттестации специалистов, ответственных за эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении федеральных государственных учреждений и представление на электронный адрес (zlobina@favr.ru):
— ежеквартальное, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представление в соответствующие территориальные органы Росводресурсов и Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности сведений о состоянии гидротехнических сооружений, полученных в ходе реализации Планов, по форме согласно приложению 4 к настоящему приказу;
3.7. Подготовку и представление в БВУ по соответствующей зоне деятельности в срок до 20 ноября 2018 г. информационной записки о мерах по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении.
4. Установить персональную ответственность руководителей территориальных органов Росводресурсов, директоров федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Росводресурсов, за надлежащее и своевременное исполнение пунктов 2, 3 настоящего приказа.
5. Начальнику Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности (Д.В. Савостицкому) обеспечить еженедельное (по пятницам до 15.00 по мск.) представление врио руководителя Росводресурсов обобщенной информации о развитии весеннего половодья 2018 года на территории Российской Федерации.
6. Начальнику спецотдела Росводресурсов (Наумову В.В.), обеспечить деятельность комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) Росводресурсов.
7. Контроль и координацию исполнения настоящего приказа возложить на начальника Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Д.В. Савостицкого.
Врио руководителя | В.А. Никаноров |
Приложение 1
к приказу Росводресурсов
от 13.02.2018 N 30
Форма доклада о прогнозе развития и мерах по обеспечению безаварийного пропуска половодья 2018 года по зоне деятельности __________ БВУ*
Руководитель ______ БВУ ______ (Ф.И.О., подпись)
* В разрезе субъектов Российской Федерации.
Приложение 2
к приказу Росводресурсов
от 13.02.2018 N 30
Отчет о развитии весеннего половодья по зоне деятельности __________ бассейнового водного управления за период с ___ по ___ 2018 года
Субъект РФ | Общая характеристика изменения водохозяйственной обстановки за отчетный период | Проблемные участки и краткая характеристика складывающейся на них обстановки | Принимаемые меры | Прогноз развития |
---|
Руководитель ______ БВУ ______ (Ф.И.О., подпись)
Приложение 3
к приказу Росводресурсов
от 13.02.2018 N 30
Структура отчета о прохождении половодья и паводков 2018 года
1. Введение (основные бассейны рек в зоне деятельности БВУ, тип питания рек, населенные пункты и кол-во населения, проживающего в непосредственной близости).
2. Прогноз развития половодья по бассейнам основных рек.
3. Организация и осуществление информационного обмена с оперативными службами территориальных органов МЧС России, Росгидромета, Росморречфлота, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об аварийных и чрезвычайных ситуациях на водных объектах.
4. Анализ состояния готовности ГТС к пропуску половодья и паводков, в том числе оценка технического состояния и безопасности ГТС, находящихся в ведении Росводресурсов (привести организационно-технические мероприятия по подготовке к безаварийному пропуску половодья и паводков, мероприятия, выполняемые в рамках госзадания, фотоматериалы), меры по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, анализ состояния, ГТС, находящихся в ведении Росводресурсов Использование аварийно-восстановительных формирований, материалов, техники, оборудования и автотранспорта, необходимых для оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением половодья и паводков в зоне деятельности (случаи, затраты в тыс. руб.). Информация представляется в разрезе отдельных ФГБУ по каждому комплексу ГТС, с приложением фотоматериалов.
График декларирования ГТС, График мониторинга состояния, информация о проверках надзорных органов, информация о результатах проверок по каждому комплексу ГТС, в разрезе ФГБУ.
5. Планово-предупредительные мероприятия в 2017 году (текущего и капитального характера).
6. Превентивные противопаводковые мероприятия 2018 года.
7. Оценка фактического негативного воздействия вод по итогам пропуска половодья и паводков. Описание нештатных, аварийных и чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением весеннего половодья и паводков в 2018 году. Действия территориальных органов и подведомственных организаций Росводресурсов по их локализации и ликвидации.
8. Оценка своевременности и практического эффекта от проведения планово-предупредительных и превентивных противопаводковых мероприятий.
9. Информационное взаимодействие со средствами массовой информации.
10. Деятельность функциональной подсистемы РСЧС Росводесурсов. Информацию представить по региональному и объектовому уровням и всем элементам функциональной подсистемы РСЧС Росводресурсов.
10. Выводы и рекомендации.
Приложение 4
к приказу Росводресурсов
от 13.02.2018 N 30
Сведения о состоянии гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении
(наименование федерального государственного бюджетного учреждения)
за ___ квартал 2018 года
N п/п | Местоположение (с точностью до населенного пункта) | Сведения о декларации безопасности | Наименование гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) | Наблюдаемый показатель | Единицы измерения | Проектное значение | Фактическое значение | Вывод о техническом состоянии ГТС | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
наличие | дата завершения срока действия | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Директор __________ ___________
Приложение 5
к приказу Росводресурсов
от 13.02.2018 N 30
Отчет об инвентаризации гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росводресурсам
N п/п | Эксплуатирующая организация | Наименование ГТС/комплекса ГТС* | Класс сооружения | Год ввода в эксплуатацию** | Основания для декларирования безопасности ГТС*** | Наличие/Отсутствие декларации безопасности | Выводы о необходимости разработки декларации безопасности |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Зона деятельности БВУ |
Директор __________ __________
Для комплекса ГТС, указывается наименование комплекса ГТС, связанных между собою единым производственным циклом или назначением.
Декларация разрабатывается в составе ПСД на период строительства.
Обзор документа
Организована работа по подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья и летне-осенних паводков в 2018 г.
С 1 марта и до особого указания решено ввести режим повышенной готовности для территориального и объектового уровней функциональной подсистемы противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов.
Данны поручения руководству. Прилагаются формы документов.
Противопаводковые мероприятия
Рекомендации по противопаводковым мероприятиям и снижению негативного воздействия вод:
Уточнить план действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учётом источников прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и мест их вероятного возникновения.
Подготовить систему связи и оповещения, организовать взаимодействие со средствами массовой информации по оповещению населения, разработать текст сообщения на случай подтопления (наводнения).
Уточнить силы и средства, привлекаемые на выполнение противопаводковых мероприятий и проведение аварийных, спасательно-восстановительных работ.
Своевременно провести превентивные мероприятия по расчистке русел рек, водоотводных каналов.
Организовать подготовку ливневой канализации, оборудование водоотводных канав, расчистку существующих дорожных водоотводных сооружений и увеличение их пропускной способности. Осуществить контроль состояния готовности коллекторных систем к пропуску паводковых вод.
Осуществить контроль состояния ГТС с целью заблаговременного выявления их переполнения и предупреждения прорыва.
Определить и подготовить ПВР. Предусмотреть снабжение эвакуируемого населения продуктами питания, водой, теплыми вещами, предметами первой необходимости.
Принять меры по сохранению материальных ценностей на территориях вероятного затопления.
Осуществить контроль состояния противопаводковых дамб, с целью заблаговременного выявления наиболее слабых участков и принятия мер по их укреплению и предупреждению прорыва.
Уточнить запас строительных материалов предназначенных для ремонта и восстановления защитных ГТС.
Организовать силами ОМСУ посты наблюдения (мониторинга) за уровнем воды на реках с целью прогнозирования подтопления.
В период прохождения паводковых вод организовать ежедневное патрулирование паводкоопасных и затороопасных участков подконтрольной территории, организовать проведение необходимых превентивных мероприятий.
Оказывать содействие ФГБУ «Башкирское УГМС» и СНЛК Республики Башкортостан в организации и проведении специальных обследований водных объектов в период угрозы возникновения опасных гидрологических явлений.
Настоящий прогноз установленным порядком довести до органов исполнительной власти, органов местного самоуправления республики, субъектов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан, организаций.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СООРУЖЕНИЙ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА И ОБЪЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ К ЛЕДОХОДУ И ПРОПУСКУ ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
Настоящая Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод разработана отделом эксплуатационных обследований и технологии ремонта инженерных сооружений Проектно-технологическо-конструкторского бюро по заданию Главного управления пути МПС СССР.
Работа выполнена на основании обобщения опыта работы железных дорог по подготовке и проведению водоборьбы, а также анализа разрабатываемых железными дорогами мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод.
Рассчитана на линейных работников железнодорожного транспорта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Сооружения путевого хозяйства (земляное полотно, мосты, трубы, лотки, водоотводы) и объекты водоснабжения (плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные станции и др.) должны обеспечивать нормальный пропуск льда, весенних и ливневых вод, безопасность и непрерывность движения поездов, бесперебойное снабжение водой потребителей.
1.3. Подготовка сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод обеспечивается:
1) проведением ежегодных укрепительных, ремонтных и строительных работ по планам текущего содержания, капитального ремонта и переустройства сооружений;
2) выполнением организационно-технических мероприятий и неотложных работ на объектах по планам, разрабатываемым ежегодно на железных дорогах заблаговременно до наступления весеннего и ливневого периода в соответствии с разд. 2 настоящей Инструкции.
2. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДО НАСТУПЛЕНИЯ
ПЕРИОДОВ ЛЕДОХОДА, ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
2.1. Начальники дистанций пути и начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги ежегодно по результатам осеннего осмотра сооружений и с учетом опыта прошлых лет обязаны уточнить наличие опасных по размывам мест и до 1 ноября представить начальникам служб пути, начальникам отделений дороги и начальникам отелов водоснабжения и санитарно-технических устройств дороги мероприятия.
При осмотре опасных мест надлежит обращать особое внимание на следующие объекты и их состояние:
1) насыпи и выемки, подверженные деформациям;
2) неукрепленные или недостаточно укрепленные откосы земляного полотна, конуса насыпей у мостов и регуляционные сооружения;
3) пойменные насыпи в условиях длительного подтопления и с недостаточным возвышением бровки над горизонтом высоких вод;
4) мосты и трубы с недостаточным отверстием и трубы, работающие с подпором;
5) мосты и трубы, находящиеся в стадии переустройства;
6) временные (временно восстановленные) мосты и трубы;
7) мосты, имеющие опоры с малой глубиной заложения фундаментов, не защищенные от подмыва;
8) овраги, образующиеся вблизи железнодорожного пути и у сооружений;
9) водоотводные устройства земляного полотна и ливневой канализации;
10) русла искусственных сооружений и их укрепление (осмотр производить с обязательной очисткой от наносов);
11) барражные стенки и пазухи за ними;
12) селепропускные сооружения;
13) места переходов под железнодорожными путями различного рода трубопроводов;
14) автомобильные дороги вблизи пути, которые могут оказать влияние на железнодорожные сооружения при пропуске весенних и ливневых вод;
15) плотины прудов и различного рода водохранилищ, прорыв или сброс воды из которых может вызвать повреждения железнодорожных сооружений;
16) плотины, водосливы, насосные станции, водозаборные и другие гидротехнические сооружения хозяйства водоснабжения, которым угрожает подмыв.
В мероприятиях по каждому объекту должны быть определены работы, подлежащие выполнению до наступления весеннего паводка, и меры, которые необходимо предпринять в период прохода весенних и ливневых вод, с указанием потребных для этой цели материалов, инструмента и рабочей силы. При разработке мероприятий следует учитывать результаты классификации сооружений по водопропускной способности, гидрометеорологический прогноз, интенсивность снеготаяния, формирования и прохождения паводка, а также опыт прошлых лет.
2.2. Начальники служб пути и отделов водоснабжения и санитарно-технических устройств дороги рассматривают представленные дистанциями пути и дистанциями (отделами) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог мероприятия и на их основе разрабатывают дорожный оперативный план подготовки путевого хозяйства и объектов водоснабжения к пропуску льда, весенних и ливневых вод. Этот план согласовывается со всеми причастными службами управления дороги и представляется начальнику дороги на утверждение.
Мероприятия должны быть утверждены приказом: до 20 декабря на Закавказской, Среднеазиатской, Одесской, Молдавской и Львовской дорогах; до 10 февраля на Восточно-Сибирской, Забайкальской, Байкало-Амурской и Дальневосточной и до 10 января на всех остальных дорогах.
2.3. В мероприятиях, утвержденных начальниками дорог, должны быть предусмотрены:
1) основные организационно-технические меры, обеспечивающие непрерывность и безопасность движения поездов в период интенсивного снеготаяния, пропуска льда, весенних и ливневых вод;
2) перечень особо опасных объектов с указанием необходимых работ, материалов, сроков подготовки объектов и лиц, ответственных за обеспечение безопасного пропуска паводка (Приложение, форма 1);
3) перечень объектов, по которым предусматривается выполнение до паводка строительных и укрепительных работ организациями Минтрансстроя СССР или других министерств и ведомств, с указанием сроков и ответственных лиц; указанный перечень должен быть согласован с исполнителями работ (см. Приложение, форма 2);
4) план обеспечения дистанций пути и дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог противоразмывными материалами, топливом и спецодеждой в соответствии с ведомостью необходимых материалов для нужд водоборьбы (см. Приложение, форма 3);
5) план формирования противоразмывных поездов с указанием районов обслуживания, пунктов их стоянки, количества вагонов и материалов в них (см. Приложение, форма 4); при этом вагоны, занятые в противоразмывных поездах, необходимо относить к числу изъятых из рабочего парка;
6) в зависимости от местных условий в противоразмывные поезда могут быть включены платформы с пролетными строениями и разгружающими пакетами (см. Приложение, форма 5);
7) перечень мостов, у которых должны проводиться промеры русел с указанием сроков их проведения (как правило, 2 раза в год до и после прохождения паводка) (см. Приложение, форма 6);
8) план обеспечения насосных и фильтровальных станций топливом, реагентами и другими материалами на период разлива весенних вод;
9) перечень мостовых конструкций, которые могут быть привлечены из запаса для восстановления сооружений;
10) перечень взятых на учет жилых поселков, домов и грузов, расположенных в затопляемых зонах, и планы их эвакуации в случае необходимости.
2.4. Начальники отделений дорог в соответствии с дорожными планами подготовки путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод обязаны:
1) утвердить мероприятия отделения и перечень опасных мест с указанием необходимых работ и материалов, сроков исполнения, лиц, ответственных по каждому опасному объекту, порядок привлечения дополнительной рабочей силы от предприятий железной дороги, а также перечень объектов, требующих устройства телефонной связи, освещения, постоянного дежурства и других дополнительных мер; предусмотреть в случае необходимости возможность привлечения на договорных началах рабочей силы с предприятий и организаций других ведомств;
2) в предусмотренные планом мероприятий сроки обеспечить за счет имеющегося наличия и получения по фондам I квартала своевременное снабжение дистанций пути, дистанций (отделов) и участков водоснабжения и санитарно-технических устройств материалами, инструментом и спецодеждой, необходимыми для проведения укрепительных и ремонтных работ и для создания запаса на опасных объектах и в противоразмывных поездах;
3) осуществлять постоянный контроль за обеспечением дистанций пути и участков водоснабжения материалами, формированием противоразмывных поездов, ходом подготовительных работ и выполнением других противопаводковых мероприятий.
2.5. Заместители начальников отделений, ведающие путевым хозяйством, и начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог обязаны:
1) осуществлять постоянный контроль за ходом подготовительных работ по каждому опасному объекту, за обеспечением дистанций пути и участков водоснабжения материалами, формированием противоразмывных поездов и выполнением других предпаводковых мероприятий;
2) заблаговременно, в период осеннего осмотра инженерных сооружений совместно с территориальными организациями-владельцами провести проверку состояния плотин, временных мостов и земляного полотна автомобильных дорог, а также магистральных каналов и других объектов системы орошения, прорыв или разрушение которых может угрожать сохранности или нормальной работе железнодорожных сооружений. Обнаруженные разрушения и другие неисправности устраняются незамедлительно.
2.6. Начальники дистанций пути и дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог отвечают за своевременное выполнение следующих мероприятий:
1) заблаговременное проведение всех работ, предусмотренных мероприятиями по подготовке к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод;
2) своевременное получение и доставку к местам назначения укрепительных материалов, топлива, инструмента и спецодежды;
3) контроль за ходом и своевременным окончанием строительных и укрепительных работ на объектах, которые выполняются подрядными строительными организациями;
4) организацию технической учебы и инструктажа подчиненных работников, связанных с пропуском льда, весенних и ливневых вод, по подготовке каждого объекта и по порядку действий в период паводка.
2.7. Начальники дистанций пути обязаны также:
1) проверить положение работ на строящихся объектах вторых путей, развития узлов и станций, электрификации и реконструкции участков, которые не могут быть закончены до весеннего (или ливневого) паводка, и согласовать с подрядными строительными организациями перечень необходимых работ, которые должны быть выполнены для обеспечения безопасного пропуска весенних (ливневых) вод;
2) не допускать развертывания работ, которые могут создавать угрозу для безопасного пропуска паводка (устройство котлованов вблизи пути, разборка укреплений русел, конусов и откосов насыпей и др.);
4) организовать проведение зимних промеров русел рек у мостов в соответствии с Указаниями по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах и Инструкцией по содержанию искусственных сооружений от 18 января 1986 г. N ЦП/4363 и провести при необходимости укрепительные работы для предотвращения подмыва опор.
2.8. Начальники служб пути с учетом предложений отделений дороги должны в соответствии с планом мероприятий разработать заявки в правительства союзных и автономных республик, согласованные с облисполкомами, на привлечение в необходимых случаях рабочей силы и технических средств от территориальных организаций для работ по обеспечению сохранности железнодорожного пути и сооружений при возникновении стихийных бедствий и представить их руководству дороги.
3. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ
ЛЕДОХОДА И ПРОХОДА ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
3.1. Для обеспечения безопасного прохода льда, весенних и ливневых вод начальники дистанций пути обязаны обеспечить:
1) уборку снега с узлов и станций, вскрытие и очистку водоотводных устройств;
2) очистку от снега балластной призмы в местах, подвергающихся разжижению;
3) вскрытие и очистку от снега кюветов, нагорных и водоотводных канав, водоотводных лотков, труб и мостиков под переездами; эти работы следует вести от выходных концов сооружений;
4) устройство на откосах высоких насыпей и глубоких выемок поперечных канав в снегу до поверхности земли;
5) очистку от снега откосов насыпей и выемок, которые подвержены оползням, сплывам или другим деформациям;
6) устройство прорезей в снеговых валах для выпуска воды в нагорные канавы или устройство отвода воды вдоль валов в местах, где за снежными валами у щитов с нагорной стороны может скопиться вода;
8) расчистку от снега отверстий, входов и выходов у малых мостов и труб, устройство в снегу по руслу подводящих и отводящих канав; околку наледей, препятствующих нормальному проходу воды;
9) уборку находящихся вблизи сооружений материалов, которые при подъеме воды могут закрыть водопропускные отверстия;
10) уборку от отверстий труб щитов, закрывающих их на зиму;
11) ремонт щитов шандорных искусственных сооружений и опробование их действия;
12) околку льда у опор больших мостов, деревянных опор и ледорезов во избежание повреждения их примерзшим льдом при изменении горизонта ледяного покрова;
13) заготовку материалов для устройства волнобоев (бревен, старых шпал, фашин и др.) для защиты от размыва пойменных насыпей и насыпей в зоне водохранилищ, подверженных воздействию волнения воды;
14) подготовку необходимых подмостей и инструмента (багров) для ликвидации заторов льда под мостами;
15) подготовку лодок, спасательных кругов и необходимых материалов (веревок, шпагата и др.) для проведения взрывных работ по дроблению льда;
16) проведение технической учебы и инструктажа лиц, занятых в подготовке и проведении безопасного пропуска ледохода и ливневых вод.
3.2. Для нормальной работы объектов водоснабжения начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги обязаны обеспечить:
1) очистку водозаборных сооружений насосных станций от утепляющих материалов;
2) околку льда у плотин и водосливов, свайных кустов, оголовков самотечных линий и галерей и водозаборных колодцев;
3) обваловку зданий, установку резервных насосных агрегатов, их бесперебойную работу на весь период паводка и укладку временных всасывающих линий;
4) создание необходимого запаса топлива (твердого и жидкого) на насосных станциях, подверженных затоплению;
5) очистку нагорных канав в местах подхода к водопропускным трубам и лоткам.
3.3. Начальники геофизических станций железных дорог обязаны:
1) не позднее чем за две недели до наступления весеннего паводка сообщить отделениям дороги и линейным предприятиям гидрологические прогнозы по рекам и крупным водохранилищам с указанием дат начала ледохода и прохождения «пика» паводка, максимальных уровней воды;
2) совместно с начальниками дистанций пути заблаговременно проверить наличие водомерных реек у крупных сооружений, где предусмотрено проведение наблюдений, увязать «нули» реек с отметками реперов (в абсолютных отметках) и организовать регулярную передачу сведений об уровнях воды и состоянии снежного и ледяного покрова в службу пути.
3.4. Заместители начальников отделений дороги, ведающие путевым хозяйством, начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги и начальники дистанций пути после получении гидрологических прогнозов должны уточнить границы зон подтопления железнодорожного пути и сооружений с учетом ожидаемых максимальных уровней рек и водохранилищ, проанализировать влияние подтопления на конкретные объекты и участки пути и на основании этого анализа предусмотреть проведение дополнительных мер для обеспечения безопасного пропуска льда и паводка, а также для вывоза из зон затопления материалов, техники и т.д.
3.5. Начальники дистанций пути должны заблаговременно обеспечить устройство у всех малых мостов и водопропускных труб самофиксирующих реек для установления наивысшего за время паводка уровня подъема воды.
3.6. До наступления паводка в управлениях и отделениях дорог должны быть созданы оперативные группы для руководства работами по подготовке к водоборьбе, а также для принятия необходимых мер в период водоборьбы.
3.7. На дистанциях пути приказом должны быть четко определены:
1) расстановка командного состава на период водоборьбы;
2) ответственные лица за обеспечение безопасного пропуска льда и паводка по каждому опасному объекту;
3) объекты, по которым в период паводка устанавливается дежурство специальных работников или бригад.
Учет хода подготовки сооружений к пропуску ледохода, весенних, и ливневых вод, накопление материалов при формировании противоразмывных поездов постоянно ведутся в дистанциях пути в соответствии с формой 7 Приложения.
3.8. На особо опасных по размывам объектах, требующих постоянного надзора в период ледохода и паводка и специальных дежурств, по перечню, утвержденному отделением дороги, должны быть установлены телефоны (с включением в линейно-путевую, постанционную или перегонную связь).
1) подготовка опасных объектов (выполнение укрепительных и ремонтных работ, состояние укреплений, наличие запаса противоразмывных материалов);
2) положение с очисткой водоотводных устройств земляного полотна, подводящих и отводящих русел мостов и труб;
3) состояние работ на строящихся объектах и готовность к безопасному пропуску весенних (ливневых) вод;
4) наличие, состояние и возможность отгрузки имеющихся на дистанции пути подвесных рельсовых пакетов и находящихся в свободном наличии металлических пролетных строений, имеющихся плавсредств и съемных дрезин;
5) знания работников, которые будут привлекаться к водоборьбе, по применению наиболее эффективных приемов и методов предотвращения размывов на конкретных объектах с учетом их особенностей.
3.10. С целью усиления контроля за состоянием пути и сооружений в весенний и ливневый периоды управлениями дорог должны быть утверждены:
1) перечень опасных по размывам мест, при проследовании которых локомотивными бригадами должна проявляться особая бдительность (см. Приложение, форма 8);
2) порядок надзора за опасными местами в эти периоды.
Информация об угрозе размыва, о скоплении воды у пути и других опасных явлениях локомотивными бригадами и дежурными по станциям передается по действующей системе «Толчок в пути».
Выписки из указанного перечня вручаются под расписку всем старшим дорожным мастерам, мостовым мастерам, дорожным мастерам и бригадирам пути, локомотивным бригадам, обходчикам железнодорожного пути и искусственных сооружений.
4. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА
И ПРОПУСКА ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
4.1. С началом ледохода и пропуска весенних и ливневых вод все опасные по размыву объекты, в том числе железнодорожные плотины и водозаборы, места возможного перелива воды через путь, выхода селевых потоков, мосты и трубы с недостаточным отверстием, трубы, работающие с подпором, мосты с опорами мелкого заложения должны находиться под особо тщательным надзором с установлением специальных обходов или дежурств.
4.2. Контроль за особо опасными и сложными объектами осуществляется ответственными работниками управления или отделения дороги, которые, кроме того, оказывают необходимую помощь в проведении водоборьбы дистанциями пути и дистанциями (отделами) водоснабжения и санитарно-технических устройств.
4.3. Начальники дистанций пути, дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги, проверив выполнение мероприятий, предусмотренных оперативным планом водоборьбы, должны находиться на наиболее ответственных участках и объектах и принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности движения поездов, сохранности и бесперебойности работы сооружений.
4.4. Все работники, находящиеся на объектах водоборьбы, действуют в соответствии с принятым оперативным планом и конкретной обстановкой, не ожидая распоряжений руководства.
4.5. На период ледохода и пропуска весенних и ливневых вод в отделениях дорог, службах пути и в Главном управлении пути МПС при необходимости вводится непрерывное дежурство ответственных работников для информации о положении дел при ледоходе и паводке и для принятия надлежащих оперативных мер.
4.6. При проходе весенних и ливневых вод в целях своевременного обнаружения размывов и деформаций искусственных сооружений и земляного полотна необходимо:
1) вести наблюдения за изменением уровня подъема воды, характерными особенностями ее прохода (образование водоворотов, заторов, косина струй, изменение скорости и направления течения, застой воды);
2) измерять глубину русла у опор мостов, конусов и регуляционных сооружений (при неглубоком заложении опор, легко размываемых грунтах);
3) проверять состояние укрепления конусов и пойменных насыпей, укрепления насыпей в зоне водохранилищ;
4) вести наблюдения за работой водоотводов земляного полотна (кюветов, нагорных и водоотводных канав, лотков), за оврагообразованием вблизи пути, подходом к пути селевых потоков, состоянием неустойчивых откосов насыпей, выемок, склонов косогоров и скально-обвальных участков;
5) следить за работой искусственных сооружений, имеющих недостаточное отверстие; труб, работающих в напорном режиме; временных мостов и труб; сооружений, не законченных переустройством;
6) проверять места прокладки трубопроводов с целью обнаружения возможной фильтрации воды через тело насыпи.
4.7. Для предупреждения возникновения деформаций и размывов необходимо учитывать признаки, свидетельствующие о реальной угрозе сохранности объектов путевого хозяйства. К таким признакам относятся:
1) протекание воды вдоль земляного полотна с увеличением скорости течения;
2) насыщение влагой грунта отдельных мест и откосов выемок земляного полотна с просачиванием воды;
3) образование водоворотов, завихрений, промоин глубиной более 1 м от обреза фундаментов у малых искусственных сооружений;
4) уровень подпирания воды ниже бровки земляного полотна меньше чем на 0,5 м;
5) крупные водовороты у промежуточных опор с помутнением воды;
6) подъем воды в кюветах и канавах выше расчетного уровня (менее 0,25 м от бровки кювета);
7) выход жидкой грязи или более мутной воды из низового конца напорной трубы;
8) промоины в балласте в виде глубоких прорезей.
4.8. При пропуске льда необходимо:
1) обеспечить нормальный проход льда под мостами и не допускать образования заторов;
2) организовать наблюдения (в необходимых случаях) за возможным образованием заторов в верховой и низовой сторонах моста, в том числе и с применением авиации (по предварительно заключенным договорам с местными подразделениями гражданской авиации);
4.9. Если предотвратить возникновение размывов и деформаций не удалось, то ответственное на данном объекте лицо должно в соответствии с оперативным планом водоборьбы и сложившейся обстановкой принять экстренные меры для обеспечения безопасности движения поездов, локализации и последующей ликвидации повреждений.
5. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПРОХОДА
ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
Одновременно совместно с причастными территориальными организациями и организациями-владельцами проводится проверка состояния плотин, временных мостов и земляного полотна автомобильных дорог, а также магистральных каналов и других объектов системы орошения.
Проверка искусственных сооружений и земляного полотна, где спад высоких вод не произошел к моменту весеннего осмотра, производится дополнительно. Также отдельно проводится осмотр сооружений в случае повреждений их при проходе ливневых вод.
5.2. По результатам осмотров начальниками дистанций пути и начальниками дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги разрабатываются и осуществляются меры для ликвидации последствий прохода весенних и ливневых вод. В первую очередь выполняются следующие работы:
1) очистка заиленных кюветов, нагорных и водоотводных канав, пазух за барражными стенками, русел малых мостов и труб;
2) досыпка поврежденных конусов, откосов насыпей, регуляционных сооружений; досыпка насыпей и подъемка пути в местах перелива через пути;
3) предупредительные работы по оврагообразованию;
4) упорядочение поверхностного стока вод в местах деформации земляного полотна;
5) ремонт поврежденного укрепления конусов и русел, регуляционных сооружений, откосов и насыпей, берегоукрепления;
6) ремонт быстротоков, очистка и устранение повреждений водобойных колодцев и других сооружений;
7) очистка, промывка береговых водоприемных колодцев, самотечных линий и оголовков водозаборов;
8) очистка шахт, установка на место стационарного оборудования, восстановление автоматизации насосных станций и другие работы, связанные с переходом на стационарное оборудование.
Все повреждения, которые создают угрозу сохранности сооружений и земляного полотна или могут вызвать дальнейшее расстройство укреплений, должны устраняться незамедлительно.
5.3. При больших объемах повреждений, а также при необходимости привлечения к работам ремонтно-строительных организаций начальники служб пути и дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги разрабатывают мероприятия для ликвидации повреждений, причиненных ледоходом или паводком. При этом в случае необходимости корректируются планы капитального ремонта инженерных сооружений.
Мероприятия утверждаются руководством железных дорог.
Контроль за выполнением указанных работ осуществляют службы пути, отделения дорог и отделы водоснабжения и санитарно-технических устройств управлений и отделений дорог.
Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод, утвержденная МПС 06.05.75 N ЦП/3230, считается утратившей силу.