Что включает понятие справочной информационной системы

Справочно-информационные системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Справочно-информационные системы — это тип информационных баз, которые служат для информационной помощи юристам и другим специалистам смежных сфер деятельности.

История создания

Справочно-правовые системы были разработаны в шестидесятые годы двадцатого века вместе с появлением компьютерных технологий и телекоммуникационных систем. Одной из первых электронных компьютерных картотек для нахождения информации из области права бала система, разработанная в Бельгии и запущенная в эксплуатацию в 1967 году. Она была реализована совместно Бельгийским университетом и союзом нотариусов и адвокатов.

В СССР в 1975 году была создана первая информационная база нормативных документов, которая называлась «Эталон» и предназначалась для применения в государственных органах. В начале девяностых годов прошлого века наступил этап быстрого прогресса российской правовой базы и параллельно стали повсеместно использоваться персональные компьютеры.

В этот период появилась справочно-правовая система «Гарант», спроектированная Научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). Далее от него отпочковалась фирма «Гарант-Сервис», которая и по сей день работает с системой «Гарант».

В 1992-ом году НПО «ВМИ» реализовало систему «Консультант Плюс», которая как впитала прошлый опыт, так и представила новые находки. Прежде всего появилась возможность оперативно обновлять данные на компьютерах пользователей. Кроме того, была отлажена работа отличного сервиса для пользователей по распространению правовых данных.

Особенности справочно-информационных систем

Информационные системы обладают некоторым тематическим направлением. В основание систем заложены подразделы, которые содержат правовые акты различных государственных органов России. В них включены как базовая документация, которая касается работы всех организаций и людей, так и отраслевые акты отдельных ведомств.

Справочно-информационные системы являются отдельным классом информационных баз данных, которые содержат указы, постановления и решения разных органов государственной власти. Помимо нормативов, там содержаться консультации работников права, проблемам бухгалтерии и налогам, решения судов, стандартные форматы различных документов и так далее. Существенные объёмы информации из области права и её качественная юридическая обработка являются основой надёжной справочно-информационной системы. Чем больше документов имеется в распоряжении аудитора, том больше возможностей найти в нужный период времени требуемую информацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Пользователями экспертных систем являются бухгалтера, аудиторы, юристы и руководящие работники, а также специалисты других отраслей, у которых деятельность сопряжена с выработкой решений и выполнением проверки их согласованности с существующими нормами права.

Главными отличиями экспертных систем от справочно-информационных являются:

Справочно-информационные системы России

На текущий момент в России есть много справочно-информационных систем. Наиболее распространены, следующие коммерческие системы:

К государственным справочно-информационным системам относятся:

НТЦ «Система». Является эталонной базой правовых актов высших государственных органов власти. Там расположены следующие документы:

Справочно-информационная система «Закон». Это система Правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания России, которая является главным поисковым источником различных актов по нормативам и праву в Госдуме РФ.

База данных научного центра правовой информации Министерства Юстиции Российской Федерации. Эта база основывается на нахождении и переработке информации по вопросам права, поиску обновлений и поддержке информации в актуальной форме. Информация, которая хранится в этой базе, может быть предоставлена государственным структурам, а также другим организациям на основании договора.

Справочно-информационная система «Закон» включает в свой состав не только текущие законодательные акты России, но и другой набор документов, который может потребоваться в работе специалистов. Справочно-информационная система «Закон» обеспечивает пользователям следующие возможности:

Все текстовые документы правовых актов не могут считаться официальными и служат только информацией пользователям об их существовании.

Источник

Информационная система

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.

Российский ГОСТ РВ 51987 определяет информационную систему как «автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования».

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

Содержание

Классификации информационных систем

Классификация по архитектуре

По степени распределённости отличают:

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.

В двухзвенных (англ. two-tier ) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (англ. multi-tier ) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным ПО.

Классификация по степени автоматизации

По степени автоматизации ИС делятся на:

Классификация по характеру обработки данных

По характеру обработки данных ИС делятся на:

Классификация по сфере применения

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

Источник

Информационно-справочные системы (АИСС).

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Информационно-справочные системы – это автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС), предназначенные для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера.

Такие электронные справочники с ​базой данных (БД), построенные на компьютере с помощью СУБД, позволяющие ​сократить время, затрачиваемое на поиск нужной информации. Это локальные полнотекстовые БД по различным областям знаний (Гарант, Консультант + и др.)

Можно привести следующие примеры информационно-справочных систем: городская справка, диспетчерская служба организации, отделы поиска данных в хранилищах и другие.

Отдельно стоят в ряду АИСС справочно-правовые системы СПС (информационно-правовые системы) — как класс компьютерных баз данных, направленных на информационное сопровождение правовой работы граждан и предприятий: содержат нормативные правовые акты, судебную практику, постатейные комментарии, профессиональные юридические журналы и прочую профессиональную юридическую литературу и обеспечивают некоторый уровень связности этих элементов через механизмы перекрёстных ссылок, истории версий и поиска.

Основные СПС на сегодня: «КонсультантПлюс»; «Кодекс»; «Гарант».

Такие СПС позволяют совершать онлайн поиск через соответствующий сайт в Интернете, так существуют как отдельным приложением для компьютера (или серверное решение для предприятий).

Гарант — справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, разрабатываемая ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года). Распространяется через дилерскую сеть из более чем 250 компаний в России и СНГ. http://ivo.garant.ru

1. Поиско́вые систе́мы в Интернете

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

· поисковый робот, собирающий информацию с сайтов сети Интернет или из других документов,

· индексатор, обеспечивающий быстрый поиск по накопленной информации, и

Основана в 1998 году Ларри Пейджем и Сергеем Брином.

Первая по популярности система (77,05 % [6] ), обрабатывает 41 млрд 345 млн запросов в месяц (доля рынка 62,4 % [7] [8] [9] ), индексирует более 25 миллиардов веб-страниц [10] (на закрытой конференции в начале мая 2014 [11] представитель Google упомянул, что на данный момент проиндексировано 60 триллионов документов, и как можно заметить в результате тестов, счётчик в поиске Google ограничен числом 25 270 000 000, также на это число при выдаче влияют фильтры, встроенные в алгоритм ранжирования выдачи).

Поддерживает поиск в документах форматов PDF, RTF, PostScript, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и других.

«Я̀ндекс» — поисковый движок, принадлежащий российской корпорации «Яндекс», основной продукт компании.

Доля «Яндекс.Поиска» составляет 50,9 % на рынке Рунета (октябрь 2018 года) [1] и 7 % на рынке Турции (по данным на октябрь 2015 года)

Проблеммы поисковых систем:

— Проблемы с авторскими правами;

— Проблемы с неприкосновенностью личной жизни (Выдача частных данных пользователей и организаций)

Интеллектуальные поисковые системы:

«Siri»— виртуальный ассистент от Apple.

— Cortana от Microsoft

«Siri»— виртуальный ассистент от Apple. (ˈsɪəri, рус. Сири, бэкр. англ. Speech Interpretation and Recognition Interface) — облачный персональный помощник и вопросно-ответная система, программный клиент которой входит в состав iOS, iPadOS, watchOS, macOS, и tvOS компании Apple. Данное приложение использует обработку естественной речи, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации. Siri приспосабливается к каждому пользователю индивидуально, изучая его предпочтения в течение долгого времени.

— Google Assistant, Google Assistant (Google Ассистент) — облачный сервис персонального ассистента, разработанный компанией Google и представленный на презентации Google I/O 18 мая 2016 года. Он считается продолжением более раннего Google Now, но в нем появилась возможность участия в двухсторонних [ уточнить ] переговорах. Помощник может использоваться в смартфонах, также он включен в Google Allo — приложение для мгновенного обмена сообщениями, Google Home — умный голосовой Wi-Fi динамик для управления вашим домом, Android Wear — умные часы от Google.

Источник

Структура и состав информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Информационная система представляет собой среду, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства. А информационная технология есть совокупность операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. В результате информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Информационная система (ИС) представляет собой совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенных для сбора, обработки, хранения и выдачи информации и принятия управленческих решений. Функционирование ИС во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира.

Набор этих функций определяет процессы в информационной системе:

— ввод информации из внешних и внутренних источников;

— обработка входящей информации;

— хранение информации для последующего ее использования;

— вывод информации в удобном для пользователя виде;

— обратная связь, то есть использование переработанной информации для сопоставления с исходной, с целью корректировки входящей информации.

Если ранее информационные системы воспринимались как средство автоматизации вспомогательной деятельности предприятия, то теперь информационные системы стали средством получения конкурентного преимущества.

Структура каждой информационной системы состоит из функциональных и обеспечивающих подсистем (рис. 1.9).

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системыФункциональные подсистемы ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности предприятия, характерные для структурных подразделений предприятия и функций управления. Функциональная подсистема представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между ними. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление заработной платы, учет заказов, оформление брони и т.д.). Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональная подсистема – это подсистема, реализующая одну или несколько взаимосвязанных функций. Назначение подсистемы, ее основные задачи, цели и функции определяются видами деятельности производственных и хозяйственных объектов: производственная, кадровая, финансовая, маркетинговая. Указанные направления деятельности и определяют типовой набор функциональных подсистем ИС.

Обеспечивающая подсистема – это среда, в которой используются средства для преобразования информации независимо от сферы применения. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как программная, техническая, организационная, правовая, информационная, эргономическая, лингвистическая и математическая подсистемы.

1. Подсистема «Программное обеспечение» – это совокупность программ, реализующих функции ИС; инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения; а также персонал, занимающийся разработкой и сопровождением программ на весь период жизненного цикла ИС.

Программное обеспечение делится на два комплекса: общесистемное (операционные системы, операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды для разработки прикладных программ, СУБД, сетевые программы, антивирусные программы, тестовые и диагностические программы) и прикладное программное обеспечение (совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем, и контрольные примеры).

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

2. Подсистема «Техническое обеспечение»это комплекс технических средств, предназначенных для обработки данных в ИС; методические и руководящие материалы, техническая документация; обслуживающий эти технические средства персонал. В состав комплекса входят компьютеры, средства сбора и регистрации информации, средства передачи данных по каналам связи, средства накопления и хранения данных и выдачи результатной информации, вспомогательное оборудование и организационная техника (рис. 1.10).

Средства вычислительной техники предназначены в основном для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами:

— персональные компьютеры, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного работника;

— корпоративные компьютеры (main frame), обеспечивающиесовместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов;

суперкомпьютеры– это вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов (военная, космическая области деятельности, фундаментальные научные исследования, глобальный прогноз погоды).

Средства коммуникационной техники обеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности – передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают использование разнообразных методов и технологий.

К средствам коммуникационной техники относятся:

— средства и системы стационарной и мобильной телефонной связи;

— средства и системы телеграфной связи;

— средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи;

— средства и системы кабельной и радиосвязи, включая оптико-волоконную и спутниковую связи (вычислительные сети).

Средства оргтехники предназначены для автоматизации и механизации управленческой деятельности. Реализуются технологии хранения, представления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.

Всю совокупность оргтехники можно представить в виде следующих групп:

— средства изготовления текстовых и табличных документов;

— средства репрографии и оперативной полиграфии;

— средства обработки документов;

— средства хранения, поиска и транспортировки документов;

— офисная мебель и оборудование;

3. Подсистема «Организационное обеспечение» является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В составе организационного обеспечения можно выделить четыре группы компонентов.

Первая группа включает важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:

— общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС;

— типовые проектные решения;

— методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии;

— методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.

Вторым компонентом в структуре организационного обеспечения ИС является совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (типовые пакеты прикладных программ, типовые структуры управления предприятием, унифицированные системы документов, общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

Третьим компонентом подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы: технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию.

Четвертым компонентом подсистемы организационного обеспечения является персонал, где представлена организационно-штатная структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов системы и специалистов по функциональным подсистемам управления.

4. Подсистема «Правовое обеспечение» предназначена для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результатной информации системы.

К правовым документам, действующим на этапе создания системы, относятся: договор между разработчиком и заказчиком; документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы.

К правовым документам, создаваемым на этапе внедрения, относятся: характеристика статуса создаваемой системы; правовые полномочия подразделений ИС; правовые полномочия отдельных видов процессов обработки информации; правовые отношения пользователей в применении технических средств.

5. Подсистема «Информационное обеспечение» представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС (информационные потоки). Она включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях.

В состав подсистемы включаются два комплекса. Это компоненты внемашинного информационного обеспечения (классификаторы технико-экономической информации, кодификаторов информации, справочные данные, унифицированные системы документации) и компоненты внутримашинного информационного обеспечения (макеты/экранные формы для ввода/вывода информации, структура информационной базы). В нее также входит персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных, через которую осуществляется обмен данными различных задач. База данных обеспечивает интегрированное использование различных информационных объектов в функциональных подсистемах.

6. Подсистема «Эргономическое обеспечение» – это совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования ИС, предназначенная для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека (персонала) в ИС, для ее быстрого освоения. Она содержит комплекс различной документации, регламентирующей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также способы реализации этих требований и осуществление эргономической экспертизы уровня их реализации.

7. Подсистема «Лингвистическое обеспечение» включает совокупность научно-технических терминов, применяемых в процессе разработки и функционирования ИС, и других языковых средств, используемых в информационных системах. Языковые средства делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с компьютером (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

8. Подсистема «Математическое обеспечение» представляет собой совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники. В нее входит также комплекс средств и методов, используемых для решения экономических задач и в процессе проектирования информационных систем; техническая документация (описание задач, заданий по алгоритмизации экономико-математической модели, задач и конкретных примеров их решения); персонал (специалисты по вычислительным методам, проектировщики ИС, постановщики задач управления и т.д.).

Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами. Подсистема «Организационное обеспечение» определяет порядок разработки и внедрения ИС, организационную структуру ИС и состав работников, правовые инструкции для которых содержатся в подсистеме правовое обеспечение.

Функциональные подсистемы определяют составы задач и постановки задач, математические модели и алгоритмы, решения которых разрабатываются в составе подсистемы «Математическое обеспечение» и которые, в свою очередь, служат базой для разработки прикладных программ, входящих в состав подсистемы «Программное обеспечение».

Функциональные подсистемы, компоненты математического и программного обеспечения определяют принципы организации и состав классификаторов документов, состав информационной базы.

Разработка структуры и состава информационной базы позволяет интегрировать все задачи функциональных подсистем в единую информационную систему, функционирующую по принципам, сформулированным в документах организационного и правового обеспечения.

Объемные данные потоков информации вместе с расчетными данными относительно степени сложности разрабатываемых алгоритмов и программ позволяют выбрать компоненты технического обеспечения. Выбранный комплекс технических средств дает возможность определить тип операционной системы, а разработанноепрограммное, информационное обеспечение позволяет организовать технологию обработки информации для решения задач, входящих в соответствующие функциональные подсистемы

В соответствии с характером обработки информации в ИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) классифицируются соответственно следующие типы информационных систем: система обработки данных, информационная система управления и система поддержки принятия решений.

Идеальной считается ИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем.

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

На рис. 1.11 представлена классификации информационных систем по профессиональному признаку с учетом уровней управления и квалификации специалистов на базе линейки информационных систем для гостинично-ресторанного бизнеса, представленной фирмой Libra (www.libra-russia.ru).

В верхней части пирамиды на уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена. Система бизнес-аналитики Mozaik Business Intelligence (BI) используется менеджерами для осуществления многомерного анализа и стратегического планирования бизнеса в рамках всего предприятия. Дополнительный модуль Libra Control Panel позволяет руководству гостиницы сравнивать плановые показатели работы гостиницы с фактическими результатами, позволяя контролировать выполнение бюджета и получать наглядную информацию о деятельности гостиниц в реальном времени.

На тактическом уровне управления (в средней части пирамиды) менеджеры среднего звена с помощью системы корпоративного управления Core могут управлять сетью гостиниц, обеспечивая их прямую интеграцию с локальными и международными каналами продаж. Система Karyon представляет для них новый сервис провайдинга, предназначенный для продвижения отеля по множеству международных каналов продаж. А с помощью доступной по подписке системы Libra OnDemand CRM менеджеры осуществляют управление продажами, мероприятиями и взаимоотношениями с клиентами.

Как следует из рис. 1.11, чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистами с помощью информационных систем. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы, ее роль в принятии решений специалистами.

Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ИС.

Корпоративная (интегрированная) ИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления, является многопользовательской системой и функционирует в распределенной вычислительной сети. В качестве примера можно привести ИС «Эдельвейс» компании Reksoft (www.rea.ru/hotel/it/, Саак А.Э.), которая обеспечивает полную автоматизацию гостиниц (рис. 1.12). Система реализована по архитектуре «клиент-сервер», на центральном сервере системы хранится вся информация, когда-либо занесенная в систему. По периметру располагаются рабочие станции, которые являются клиентскими местами пользователей. На рис. 1.12 они сопоставлены конкретным отделам, а количество рабочих мест в каждом отделе устанавливается по необходимости.

Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть фото Что включает понятие справочной информационной системы. Смотреть картинку Что включает понятие справочной информационной системы. Картинка про Что включает понятие справочной информационной системы. Фото Что включает понятие справочной информационной системы

Стрелками показаны основные информационные потоки, протекающие между рабочими станциями и сервером. Конкретное распределение функций между отделами, названия и количество структурных подразделений могут меняться от гостиницы к гостинице. При этом может меняться и количество необходимых рабочих станций, и список выполняемых ими функций.

Локальная ИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления, может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *