чак берри что это
Чак Берри
Биография
Наверняка каждый поклонник Квентина Тарантино помнит легендарную сцену из фильма «Криминальное чтиво», где Миа Уоллес (Ума Турман) и Винсент Вега (Джон Траволта) танцуют зажигательный твист в ресторане «Джек Рэббит Слимс». Недаром мэтр постмодернизма выбрал музыкальное сопровождение короля рок-н-ролла Чака Берри (песня «You never can tell»), ведь он считается одним из самых влиятельных исполнителей этого жанра.
Также песню этого музыканта можно услышать в фантастической картине Роберта Земекиса «Назад в будущее». The Beatles, Rolling Stones, The Yardbirds, The Animals и многие другие считали этого мастера мелодий своим наставником, а Джон Леннон однажды сказал: «Если попытаться подыскать рок-н-роллу другое название, то пусть это будет Чак Берри».
Детство и юность
Хотя зимой 1865 года после гражданской войны было отменено рабство, в Соединенных Штатах действовали кулуарные законы Джона Кроу, по которым темнокожие люди воспринимались в обществе на ранг ниже, нежели белые американцы: цветное население ущемляли в правах, а иногда и вовсе не считали за людей. И только в 50–60-х годах Мартин Лютер Кинг смог в корне поменять сложившуюся ситуацию.
Музыкант Чак Берри
В это смутное и жестокое время осенью 1926 года в независимом городе Сент-Луисе родился великий музыкант, оставивший след в истории рок-н-ролла, – Чарльз Эдвард Андерсон Берри. Мальчик рос и воспитывался в среднестатистической многодетной семье (Чак – четвертый из шестерых детей), его отец Генри Уильям Берри был набожным человеком, и в его жизни религия занимала отнюдь не последнее место: он работал подрядчиком и служил дьяконом в ближайшей баптистской церкви. Мать музыканта Марта Белл трудилась директором в государственной школе.
Чак Берри в детстве
Детство Чака прошло в северном районе Сент-Луиса, который славился как типичное гетто, населенное чернокожими людьми среднего класса. В этой местности царили законы джунглей: каждый житель квартала был сам за себя, поэтому неудивительно, что маленький мальчик наблюдал социальное неравенство, а иногда по ночам слышал стрельбу из пистолетов в стиле Дикого Запада. Так что хулиганство, мятежи и постоянные погони полиции за воришками были для этого злачного местечка обычным делом.
Чак Берри в молодости
Как известно, «талант – это развитие природных склонностей» (Оноре де Бальзак), а склонность Берри как раз-таки заключалась в постижении музыки. Будущий король сцены начал осваивать мир хитросплетенных мелодий и звуков еще с детства: будучи учеником средней школы, Чак дал свой первый концерт на гавайском четырехструнном инструменте укулеле.
Чак Берри в тюрьме
К сожалению, в биографии Чака есть черная полоса. Но, так как парень вырос в неблагополучном районе, этого следовало ожидать: когда Берри исполнилось 18 лет, он вместе с друзьями был приговорен к тюрьме сроком на 10 лет за угон автомобиля и вооруженное ограбление трех магазинов (ребята пользовались сломанным пистолетом). Находясь в заключении, Берри продолжал увлекаться музыкой и даже организовал собственную группу, состоящую из четырех человек. Через три года Чака выпустили досрочно за примерное поведение.
Чак Берри в молодости
Освободившись от тюремных оков, будущий музыкант понял, что с помощью преступного мира нельзя построить свое счастье, поэтому, чтобы заработать на жизнь, Чак устроился рабочим на местный автомобильный завод. Также, по слухам, Берри подрабатывал уборщиком, парикмахером и косметологом. Но молодой человек не забывал о любимом деле: он поменял свой укулеле на более серьезный инструмент – электрогитару – и начал выступать в клубах Сент-Луиса.
Музыка
Во всем мире принято считать, что бог рок-н-ролла – это Элвис Пресли. Другие уверены, что основателем взрывоопасного, но мелодичного жанра стал Литтл Ричард, который родился в 1932 году. Однако по праву лавры почести достаются Чаку Берри, ведь именно он стал первым, кто начал смешивать в одном флаконе мотивы кантри и блюза. В 1953-м Берри стал создателем творческого коллектива Johnnie Johnson Trio, благодаря которому начал сотрудничать с небезызвестным американским пианистом Джонни Джонсоном.
Гитарист Чак Берри
Музыканты выступали в клубе «Cosmopolitan» и по-настоящему заводили публику: Берри не только профессионально перебирал струны Гибсон (любимая гитарная марка музыканта), но и умудрялся радовать аудиторию короткими стишками собственного сочинения. Познав прелесть громких аплодисментов и криков «на бис», Чак начал всерьез задумываться о том, чтобы бросить автомобильный завод и окунуться с головой в океан музыки.
Впрочем, так оно и случилось. По совету американского предводителя чикагской школы блюза Мадди Уотерса Чак познакомился с видным деятелем музыкальной индустрии Леонардом Чессом, которому понравилось новаторство гитариста и его опыты с кантри. Благодаря сотрудничеству этих двух одаренных людей 21 мая 1955 года у Берри вышел дебютный сингл «Maybellene», который был растиражирован миллионами экземпляров, а также занял первую строчку в американских чартах. Осенью этого же года песня заняла пятую позицию в «Горячей сотне Billboard» (национальный хит-парад Соединенных Штатов).
Чак Берри на сцене
С этого момента у Чака началась дорога к славе. Он сочинял и исполнял хиты, которым подпевала вся Америка. Таким образом, поклонники услышали синглы, ставшие классикой жанра, например, «Brown Eyed Handsome Man», «Rock and Roll Music», «Sweet Little Sixteen», «Johnny B. Goode» и т.д. Кстати, один из ранних хитов Берри – «Roll Over Beethoven» – исполняли легендарные The Beatles в начале своей творческой карьеры. Они пели про «танец с Бетховеном» на ранних гамбургских концертах.
Безусловно, Чак Берри является как профессиональным музыкантом, так и поэтом: он придумывал все тексты не только с расчетом на то, что слова будут в рифму, но и старательно вкладывал в них кусочек своей биографии и философский смысл. Например, лирика песни «Johnny B. Goode» описывает жизнь деревенского паренька Джонни Би Гуда, который родился в Луизиане. Он не умел писать и читать, но мечтал прославиться при помощи гитары, на которой играл словно звенящий колокольчик. Некоторые критики сходятся во мнении, что Берри не похож на Джонни Би Гуда: этих парней объединяет любовь к музыке, но, в отличие от песенного персонажа, Чак умудрился окончить колледж и получить диплом.
Альбомы Чака Берри
Песня «Sweet Little Sixteen» (которую перепел Джон Леннон) повествует о переживаниях 16-летней девчонки, мечтавшей стать группиз. Вообще, Чак был одним из первых артистов, который признался в том, что понимает подростков. За свою продолжительную карьеру Берри успел выпустить 20 альбомов и записать 51 сингл. На своих концертах темнокожий музыкант собирал толпы поклонников, и, если Майкл Джексон придумал «лунную походку», то Чак стал изобретателем «утиной» (впрочем, позже эту «утиную походку» позаимствовал гитарист группы AC/DC Ангус Янг, использовавший ее на концертах и в клипах).
По слухам, за свои выступления мэтр всегда требовал роялти в размере 2000$ вне зависимости от продолжительности концерта и количества публики. По окончании работы Чак складывал свой гонорар в кейс от гитары и уезжал на такси. Когда артист перестал мелькать на сцене, его хиты старательно исполняли представители «британского вторжения»: The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks и прочие популярные коллективы.
Чак Берри
Но некоторые артисты обращались с творчеством Чака слишком вольно, например, группа The Beach Boys использовала мелодию «Sweet Little Sixteen», не указав истинного автора, а Джон Леннон стал автором песни «Come Together», которая, по мнению экспертов, оказалась похожей на одну из композиций Чака.
Но стоит сказать, что и самого музыканта не раз обвиняли в плагиате. В 2000-м году его бывший напарник Джонни Джонсон заявил, что Берри украл хиты, принадлежавшие ему по праву: «Roll Over Beathoven» и «Sweet Little Sixteen». Однако на вопрос о том, почему блюзмен вспомнил о своих авторских правах спустя столько лет, Джонни не ответил ничего вразумительного. Поэтому суд посчитал нужным не разбираться в этом темном деле и отклонил судебный иск Джонсона.
Личная жизнь
Осенью 1948 года Чак Берри женился на Теметте «Тодди» Саггс. Примечательно, что тогда музыкант не был популярным, поэтому девушка приняла его предложение руки и сердца далеко не в корыстных целях. Через два года после свадьбы в семье родилась прелестная дочь Дарлин Ингрид Берри. Любовные похождения музыканта окутаны ореолом тайны, однако следует предположить, что Берри не был примерным семьянином: по слухам, в 1959 году мэтр, подобно герою из романа Набокова, вступил в интимную связь с несовершеннолетней девочкой, чем спровоцировал скандал вокруг своей персоны.
Чак Берри с женой в молодости
Чак оправдывался тем, что не знал истинный возраст своей «Лолиты», но тем не менее артист не избежал наказания и «отдохнул» от сцены в течение 20-ти месяцев. По словам гитариста Карла Перкинса, который нередко ездил с музыкантом в турне, после тюремного заключения Берри словно подменили: если раньше он любил зажигать в гримерках, то сейчас слыл холодным и отчужденным человеком. Друзья короля рок-н-ролла нередко говаривали о том, что у темнокожего артиста сложный характер, однако поклонники запомнили его как улыбающегося и лучезарного исполнителя.
Чак Берри с женой в старости
Примером непростого характера Чака может послужить случай, произошедший в 1981 году. Кит Ричардс поджидал музыканта за кулисами после концерта. Увидев обожествляемого кумира, молодой человек бросился к нему с объятиями, но вместо заветного автографа гитарист The Rolling Stones получил синяк: Берри ударил своего поклонника, считая, что перед ним надоедливый фанат. Эту встречу со звездой один из создателей «Роллинг Стоунс» запомнил на всю жизнь. В биографии музыканта много ироничных и спорных моментов, и случай, произошедший в 1959 году, – не последний казус в жизни исполнителя: в будущем Чаку вновь приходилось наблюдать «небо в клеточку».
Чак Берри и Кит Ричардс
В начале 1960-х артист умудрился нарушить закон Манна (федеральный закон Америки, который запрещал укрытие проституток-иммигранток). Дело в том, что в одном из клубов Чака Берри работала гардеробщица, которая занималась проституцией. За этот проступок музыкант был оштрафован на 5 тыс. долларов и приговорен к 5 годам лишения свободы. Через три года популярного гитариста амнистировали досрочно. А в 1979 году он вновь побывал на зоне за уклонение от уплаты налогов.
Но и это еще не все. В 1990-ом в доме знаменитого рок-н-рольщика нашли пакетик с легкими наркотиками, а также несколько сотрудниц, которые работали в личном клубе Берри, обвинили 64-летнего артиста в вуайеризме. По словам девушек, Чак установил видеокамеры в женском туалете и коллекционировал кассеты, на которых хранилось непристойное «реалити-шоу». После того, как музыкант заплатил компенсацию (предположительно, 1,2 млн долларов), жертвы «всевидящего ока» забыли о сексуальной девиации гитариста и решили не доводить это дело до суда.
Смерть
На свое 90-летие артист сообщил поклонникам, что к 2017 году готовит выход нового альбома «Chuck». Но неожиданно для всех в марте 2017-го великий музыкант скончался поздно вечером, находясь в своем доме в Миссури.
Чак Берри умер в 2017 году
Соболезнования по поводу смерти основателя классического рок-н-ролла и создателя новой эпохи выразили такие знаменитые исполнители, как Ринго Старр, Мик Джаггер, Брюс Спрингстин и другие.
От тюрьмы до Зала славы рок-н-ролла. Как жил Чак Берри
В ночь с 18 на 19 марта ушёл из жизни легендарный исполнитель рок-н-ролла Чак Берри. Лайф рассказывает о том, через какие испытания музыкант пришёл к мировой славе.
Коллаж: © L!FE Фото: © AP/EAST NEWS
Чак Берри дожил до 90 лет. За свою жизнь он повидал многое: тюремные камеры, заводские цеха, стены лучших концертных залов мира и Зала славы рок-н-ролла.
Юный гангста и совратитель
Берри родился в 1926 году в Сент-Луисе и рос в негритянском квартале в многодетной семье диакона баптистской церкви и директора школы. Музыка его интересовала с подросткового возраста, но начать заниматься ею всерьёз он не успел. В 1944 году Чака и ещё двух его друзей арестовали за ограбление магазина и угон машины. Нерадивым юным гангстерам назначили суровое наказание — 10 лет лишения свободы.
Находясь в заключении, Берри не забыл о своём увлечении музыкой. Он собрал небольшой коллектив, который активно участвовал в художественной самодеятельности. Во многом выступления помогли Чаку досрочно освободиться из мест лишения свободы — он отбыл три года наказания и был отпущен.
Дело расследовали два года, музыкант прошёл через два судебных процесса. Но по результатам обоих его признали виновным. В феврале 1962 года Чак оказался в федеральном исправительном учреждении в Терре-Хоте.
Никогда не видел более изменившегося человека, — вспоминал музыкант Карл Перкинс. — Мы вместе гастролировали по Англии после его освобождения. Раньше он был общительным парнем, «джемовал» в гримёрке, сидел, обмениваясь гитарными пассажами и шутками. В Англии он был сухим, холодным и злым
Фото: © REUTERS/Felix Ordonez
Несмотря на все эти события, Чак с середины 60-х годов продолжил активно выступать и записываться, зарабатывая немалые деньги. Правда, со своих приличных доходов Чак не платил налоги. За это в 1979 году в отношении Берри было заведено очередное уголовное дело. Суд приговорил музыканта к четырём месяцам тюрьмы и тысяче часов общественно-принудительных работ.
Когда Берри разбогател, он открыл свой ночной клуб. И это заведение не обошли скандалы. В 1990 году несколько женщин заявили о желании подать в суд, поскольку они заметили в туалетных комнатах скрытые камеры. Но этот вопрос адвокатам владельца клуба удалось решить мирным путём — потерпевшим выплатили солидные компенсации.
Музыка чёрных для белых
В самом начале пути Чак использовал свои музыкальные способности для заработка — основным местом его работы был цех автомобилестроительного завода, а игра на гитаре в составе небольшой группы в клубах Сент-Луиса давала дополнительный доход.
В середине 50-х годов молодой музыкант обратился за помощью к владельцу известного звукозаписывающего блюзового лейбла Леонарду Чессу. Берри впервые решился сам написать несколько песен. Он представил Чессу четыре композиции, и тот выбрал одну, ставшую потом известной под названием Maybellene. Сингл, сочетавший блюз чёрных и кантри белых, получил огромную популярность, был распродан тиражом более миллиона экземпляров и занял первое место в американском хит-параде. С этого момента Чак Берри стал мировой звездой.
Берри выпускал хит за хитом. Только в 50-х он выпустил десятки песен, ставших классикой рок-н-ролла: Thirty Days, Brown Eyed Handsome Man, Roll Over Beethoven, RocknRoll Music, Johnny B. Goode, Sweet Little Sixteen.
Берри можно назвать любимчиком кинорежиссёров. Вим Вендерс использовал отрывок записи концерта музыканта в фильме «Алиса в городах». Режиссёр Роберт Земекис включил в фильм «Назад в будущее» сцену, где Чаку Берри в ноябре 1955 года звонит его кузен Марвин и даёт послушать игру Марти Макфлая, исполняющего песню Берри Johnny B. Goode.
Но самая хитовая киноцитата Чака Берри — в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино. Свой твист Джон Траволта и Ума Турман исполняют под композицию Берри You Never Can Tell.
После 1979 года Чак Берри перестал выпускать альбомы и полностью переключился на гастрольную деятельность. В 80-х он в числе первых музыкантов был включён в Зал славы рок-н-ролла.
Я уйду, когда устану играть или когда меня устанут слушать. Думаю, последнее случится раньше. Я всё рассчитал: я никогда не буду играть меньше чем за тысячу. Так, однажды мне позвонит какой-нибудь двадцатилетний панк-менеджер и скажет, что очень меня хочет, но может предложить только девятьсот пятьдесят долларов. И я отвечу: «Поздравляю, сынок, ты только что стал человеком, отправившим на пенсию великого Чака Берри!»
На пенсию Чак Берри так и не успел выйти. Когда он праздновал своё 90-летие в 2016 году, он анонсировал первый за 38 лет альбом, который должен появиться в 2017 году. Дата выпуска пока не известна, но пластинка «Чак», посвящённая жене музыканта, уже готова. «Моя дорогая, я становлюсь старым! Я долго работал над записью этого альбома. Теперь я могу считать своё дело законченным», — сказал на свой юбилей Берри.
Легенда рок-н-ролла: каким мир запомнит Чака Берри
Элвис Пресли подарил рок-н-роллу чувственность и эротизм, но именно Чак Берри заложил основу нового музыкального направления и стиля жизни. Он же — задолго до появления Боба Дилана — внес социальный подтекст в популярную музыку. «В 50-е, когда все пели «О, детка, я люблю тебя», у Берри были хорошие и интеллигентные стихи», — заметил однажды Джон Леннон.
Sweet Little Sixteen Чака Берри — одна из первых песен о фанатах рок-н-ролла, невинная ода молодым девушкам, которых позже будут называть группиз. Roll Over Beethoven и Rock and Roll Music — это настоящие гимны рок-музыке, причем последний перепели практически все, от The Beatles до Manic Street Preachers. Back in the U.S.A. — трибьют чернокожего человека своей стране (причем Берри чествовал Америку в то время, когда его легко могли не обслужить в придорожных забегаловках и кафе, которые он воспевал).
Johnny B. Goode — история о деревенском парнише-гитаристе, чья мама говорит ему, что он станет звездой. Это, пожалуй, самая известная песня Берри и одно из самых восхитительных творений в истории музыки. На ее создание музыканта вдохновил Джонни Джонсон, пианист, который работал над многими хитами Чака. Но Johnny B. Goode легко может быть песней о самом Берри, о Пресли и о многих других. Коммерческий расчет сделал ее универсальной: в первоначальном варианте текста Берри хотел назвать Джонни «цветным мальчиком», но, чтобы попасть в ротацию на радио, заменил слово «цветной» на «деревенский».
Джонни Би Гуд мог быть только гитаристом. Это инструмент рок-н-ролла, это позывной Чака Берри, за которым последовало не одно поколение музыкантов, от Кита Ричардса из The Rolling Stones, Джорджа Харрисона из The Beatles и Брюса Спрингстина до Пита Таунсенда из The Who.
Чарльз Эдвард Андерсон Берри родился в Сент-Луисе 18 октября 1926 года. В детстве он частенько ходил на полусогнутых, что позволяло ему легко соскользнуть при случае под стол, — эта привычка уже в зрелые годы трансформировалась в его знаменитую «утиную походку». Его мать, как и мать Джонни Би Гуда, говорила ему, что он станет знаменитым.
Берри начал свою музыкальную карьеру в 15 лет, когда впервые вышел на сцену школы, чтобы сыграть собственную версию Confessin’ the Blues Джея МакШенна. Он никогда не забудет оваций, которые тогда получил. «Успех того выступления долгое время вдохновлял меня, помогал мне в программировании песен и даже в их подаче аудитории. Я наблюдал за реакцией зрителей на разные жесты и выбирал песни, которые бы постоянно их стимулировали», — писал Берри в своей автобиографии.
Потом у него начались проблемы с законом. В 1944 году поездка Берри с друзьями в Канзас-Сити обернулась тремя вооруженными ограблениями и угоном машины. Музыкант отбыл три года (из десяти) в исправительном учреждении.
Спустя год после освобождения Берри встретил свою будущую жену Теметту Саггс, которая оставалась с ним до конца его жизни, несмотря на то, что музыкант не раз публично оступался. Затем Берри начал репетировать с местными группами, к 50-м годам освоил шестиструнную электронную гитару и начал делать первые сырые записи на катушечный магнитофон.
В новогоднюю ночь 1952 года ему позвонил Джонсон и предложил заменить на концерте в The Cosmopolitan Club в Ист-Сент-Луисе (штат Иллинойс) заболевшего саксофониста в его группе Sir John Trio. Это был первый коммерческий концерт Чака, на котором он заработал четыре доллара.
Под влиянием Луи Джордана (американский джазмен и саксофонист. — Esquire), блюзового гитариста Ти-Боун Уокера и джазмена Чарли Крисчена, а также на волне популярности стиля кантри Берри в 1955 году подписывает контракт с Chess Records в Чикаго. Первая его запись Maybellene — переработанная версия американской народной песни Ida Red — вошла в десятку национальных поп-чартов, что было редким достижением для чернокожего артиста в то время.
Затем последовало еще несколько хитов, включая Roll Over Beethoven, School Day и Sweet Little Sixteen, а также другие песни: Too Much Monkey Business, Nadine, No Particular Place To Go, Almost Grown и колоритная My Ding-A-Ling, которая возглавила чарты в 1972 году.
Берри также отметился в нескольких фильмах своей знаменитой «утиной походкой». В 1987 году Кит Ричардс спродюсировал документальный фильм Hail! Hail! Rock ‘n’ Roll о концерте в честь 60-летия Чака Берри в Сент-Луисе. В нем приняли участие сам Ричардс, Эрик Клэптон, Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис.
Песни Берри перепели многие кантри-, поп- и рок-артисты, включая The Beatles (Roll Over Beethoven), Эммилу Харрис (You Never Can Tell), Бака Оуэнса (Johnny B. Goode) и AC/DC (School Days). Первый сингл The Rolling Stones был кавером на Come On, группа также перепела Around and Around, Let it Rock и другие песни. Гитарные риффы Берри появляются в бесчисленном количестве песен, от хищной роллинговской Brown Sugar до Peaceful Easy Feeling — кантри-рок-баллады от Eagles.
Некоторые артисты обращались с творчеством Берри слишком вольно. Например, The Beach Boys заимствовали мелодию из Sweet Little Sixteen в своей Surfin’ U.S.A., вообще не указав авторство Берри. Песня Джона Леннона Come Together оказалась очень похожей на песню You Can’t Catch Me — в итоге это привело к судебному иску от издателя Чака Берри Морриса Леви. Разногласия удалось разрешить вне суда: Леннон согласился записать и включить You Can’t Catch Me в свой шестой студийный альбом Rock ‘n’ Roll.
Самого Берри тоже обвиняли в краже песен. В 2000 году Джонни Джонсон подал на него в суд, требуя отчислений, которые якобы полагались ему как соавтору в течение 20-летней совместной работы. Два года спустя иск был отклонен. Среди тех, кто считал Джонсона обманутым, был Кит Ричардс. В своих мемуарах «Жизнь» он писал, что многие песни Берри были записаны в нотах, больше подходящих для пианино (Джонсон был пианистом. — Esquire).
Берри был неравнодушен к деньгам. Он владел клубом в Сент-Луисе и небольшим развлекательным центром Berry Park, который включал дом, бассейн в форме гитары, ресторан, коттеджи и концертный зал. Он отказался от постоянной команды, предпочитая работать с местными музыкантами, которые готовы были играть за небольшие деньги. Среди аккомпаниаторов Берри когда-то был Брюс Спрингстин.
Карьера Берри едва не завершилась в 60-е, когда его обвинили в нарушении закона Манна (так называемый «Закон о перевозке белых рабов», был принят для борьбы с проституцией. — Esquire). Присяжные (все были белыми) признали его виновным, но обвинения были сняты после того, как судья сделал расистские комментарии. В 1961-м Берри все-таки приговорили к трем годам тюрьмы, из которых он отсидел полтора. На свободе музыкант продолжил записываться, его наследие должным образом почтили The Beatles и The Rolling Stones, но время настоящих хитов было уже позади.
«Кажется, я делаю большую ошибку раз в 15 лет», — вспоминал Берри в своих мемуарах.
Оригиал статьи опубликован в американском Esquire.