Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения онтогенеза

1. Дайте определения понятий.
Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от начала ее существования до конца жизни.
Метаморфоз – процесс превращения личинки во взрослую особь.
Плацента – эмбриональный орган у всех самок плацентарных млекопитающих, некоторых сумчатых, живородящих хрящевых рыб, а также ряда других групп животных, позволяющий осуществлять перенос материала между циркуляционными системами плода и матери.

2. Какое биологическое значение имеет существование личиночной стадии развития в жизненном цикле некоторых животных? Ответ проиллюстрируйте конкретным примером.
Смысл существования личинок заключается в том, что они питаются другой пищей, и, таким образом, расширяется пищевая база вида. Например, питание гусениц (листья) и бабочек (нектар) или головастиков (зоопланктон) и лягушек (насекомые).

3. Заполните таблицу.

Типы онтогенеза

Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

4. Сроки периодов онтогенеза у разных животных неодинаковы. Выскажите предположение, от чего они зависят. Приведите примеры.
У многих позвоночных большую часть своего существования особь находится во взрослом состоянии. У многих насекомых взрослая стадия – самая короткая и длится всего несколько часов, необходимых для оставления потомства. У примитивных животных личинки живут долго, накапливая необходимые вещества для размножения. Более развитые животные живут долго во взрослом состоянии, чтобы не только оставить потомство, но и передать свой жизненный опыт молодому поколению.

5. Рассмотрите рисунок, на котором изображен жизненный цикл многоклеточного животного она примере рыбы. Подпишите, что изображено под цифрами 1-9.
1 – взрослая самка
2 – взрослый самец
3 – гаметы
4 – оплодотворение яйцеклетки
5 – зигота
6 – икринка
7 – личинка
8 – малек
9 – молодая особь (неполовозрелая).

Какие из указанных на рисунке этапов относятся к эмбриональному периоду развития? 4, 5, 6.
Какие этапы относятся к постэмбриональному периоду? 7, 8, 9, 1, 2.

6. Каковы основные причины, вызывающие нарушения онтогенеза?
Нарушения онтогенеза могут вызвать многие факторы: это и неблагоприятные воздействия окружающей среды, влияющие на зародыш (химические вещества, радиация, прием лекарств, алкоголя и курение у человека), а также болезни и инфекции у матери.

Ход работы
1. Рассмотрите рис. 71 на стр. 191 учебника.
2. Выявите черты сходства зародышей человека с зародышами свиньи.
На ранних стадиях развития эмбрионы свиньи и человека имеют большое сходство. На более поздних стадиях зародыши все более и более отличаются по внешнему и внутреннему строению. Так, в ходе развития зародыша свиньи вначале появляются свойство позвоночных, затем – класса млекопитающих, и лишь потом свойства данного конкретного вида – свиньи.
3. Ответьте на вопрос: о чем свидетельствует сходство зародышей?
Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения.

8. Сформулируйте суть биогенетического закона.
Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа.

9. У животных встречаются циклы развития с полным и неполным превращением. Чем отличаются эти типы развития? Приведите примеры животных, для которых они характерны?
Цикл развития с полным превращением включает с себя несколько личиночных стадий. Например, яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Цикл развития с неполным превращением включает в себя только одну личиночную стадию. Например, икринка, головастик, лягушка.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека

1. Дайте определение понятий.
Эмбриональный период развития – период, начинающийся с оплодотворения и представляющий собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов.
Постэмбриональный период развития – период, начинающийся с завершения эмбрионального и включающий в себя половое созревание, взрослое состояние, старость и заканчивающийся смертью.
Репродуктивное здоровье – состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и/или процессов в ней, а также способность к воспроизведению.

2. Заполните таблицу.

Этапы индивидуального развития человека

Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

3. Соотнесите органы и структуры организма человека с зародышевыми листками, из которых они формируются в процессе дифференцировки клеток. Внесите в таблицу соответствующие цифры.

Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

1. Блуждающий нерв
2. Головной мозг
3. Желудок
4. Кровеносные сосуды
5. Легкие
6. Мышцы
7. Печень
8. Половые железы
9. Почки
10. Сердце
11. Скелет
12. Слюнные железы
13. Спинной мозг
14. Толстый кишечник
15. Эпидермис кожи.

5. Что понимают под здоровым образом жизни?
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Источник

Дополнительная информация.

Практическая работа № 3

«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».


Цель:выявить признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, говорящие об их эволюционном родстве.

Ход работы

1. Прочитать текст «Эмбриологические доказательства макроэволюции» и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (Приложение 2).

2. Выявить черты сходства и различия зародышей человека и других позвоночных (Приложение 1).

3. Ответить на вопросы:

А. Какой период развития называют эмбриональным? Какие стадии он включает?

Б. Приведите формулировку биогенетического закона. Кто является автором этого закона?

В. Изложите сущность закона зародышевого сходства К. Бэра.

Приложение1

Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

Рис. 1. Сходство зародышей разных классов позвоночных на разных этапах (I—III) онтогенеза.

Приложение 2

Эмбриологические доказательства. Образование половых клеток, гаметогенез сходен у всех многоклеточных организмов, и все организмы развивались из одной диплойдной клетки(зиготы) Это свидетельствует о единстве мира живых организмов. Блестящим доказательством служит сходство зародышей на ранних стадиях развития. Все они имеют хорду, потом позвоночник, жаберные щели одинаковые отделы тела (голову, туловище, хвост). Различия проявляются по мере развития. В начале зародыш приобретает черты характеризующие класс, затем отряд, род и наконец вид, такое последовательное расхождение признаков свидетельствует о происхождении хордовых от общего ствола, давшего в процессе эволюции несколько ветвей. Связь между индивидуальным и историческим развитием организма выразили немецкие ученые Геккель и Мюллер. Генетический закон. Во 2 половине 19 века Геккель и Мюллер установили закон онтогенеза и филогенеза, который получил название биогенетического закона. Индивидуальное развитие особи (онтогенез) кратко повторяет историческое развитие вида. Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, поэтому повторение происходит в сжатой форме с выпадением ряда этапов, кроме того эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Пример: У зародыша образуются жаберные щели и у млекопитающих и у рыб, но у рыб из них получаются жабры, а у млекопитающих другие органы. Биогеографическое доказательство.

Дополнительная информация.

Факт единства происхождения живых организмов был подтвержден на основе эмбриологических исследований. Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе индивидуального развития они проходят стадии дробления, образования двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.

У всех представителей одного типа (например, хордовых) наиболее общие особенности строения эмбрионов (хорда, кишечник, зачатки передних и задних конечностей) формируются довольно рано в онтогенезе и по одним и тем же рецептам. На ранних стадиях органогенеза зародыши сходны друг с другом.

Русский ученый Карл Бэр (1792-1876) обнаружил поразительное сходство зародышей различных позвоночных. Он писал: ««Зародыши млекопитающих, птиц, ящериц и змей, в высшей степени сходны между собой на самых ранних стадиях, как в целом, так и по способу развития отдельных частей. У меня в спирту сохраняются два маленьких зародыша, которые я забыл пометить, и теперь я совершенно не в состоянии сказать, к какому классу они принадлежат. Может быть, это ящерицы, может быть — маленькие птицы, а может быть — и очень маленькие млекопитающие, до того велико сходство в устройстве головы и туловища у этих животных. Конечностей, впрочем, у этих зародышей еще нет. Но если бы даже они и были на самых ранних стадиях своего развития, то и тогда мы ничего не узнали бы, потому что ноги ящериц и млекопитающих, крылья и ноги птиц, а также руки и ноги человека развиваются из одной и той же основной формы».

На более поздних стадиях развития различия между эмбрионами увеличиваются, появляются признаки класса, отряда, семейства. Ч. Дарвин рассматривал сходство ранних стадий онтогенеза у разных представителей крупных таксонов как указание на их эволюционное происхождение от общих предков.

Современные открытия в области генетики развития подтвердили дарвиновскую гипотезу. Было показано, например, что важнейшие процессы раннего онтогенеза у всех позвоночных совершаются по одним и тем же рецептам: они контролируются одними и теми же генами. Более того, многие из этих генов-регуляторов обнаружены и у беспозвоночных (червей, моллюсков и членистоногих).

Приведенные здесь и многие другие примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. Эта связь нашла свое выражение в биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем в 19 веке: «Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится. Таким образом, в индивидуальном развитии животных повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.

Вывод: ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия?

Источник

Эмбриологические доказательства эволюции

Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

Растения, животные, тело человека состоят из клеток. Такое сходство в строении тела всех живых существ является доказательством того, что все они произошли от одного предка. Наличие в клетках растений, животных и человека мембраны, цитоплазмы, ядра, цитоплазматических органоидов: эндоплазматической сети, рибосом, митохондрий, аппарата Гольджи, общность генетического кода у всех живых существ также свидетельствуют о единстве происхождения различных представителей органического мира. Индивидуальное развитие всех многоклеточных животных начинается с оплодотворённой яйцеклетки — зиготы. При этом наблюдается деление зиготы, формирование двух- и трёхслойного зародыша, из зародышевых листков образование различных органов.

История изучения

Анализ онтогенезов позвоночных животных впервые дал Карл Бэр. Ковалевский изучил онтогенезы морского ежа, ланцетника и асцидии — промежуточных групп между позвоночными и беспозвоночными. Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали био­генетический закон.

А. Н. Северцов показал пути изменения онтогенезов и сформулировал теорию филэмбриогенезов.

Сходство стадий эмбриогенеза

При сравнении эмбрионального развития бросается в глаза сходство ранних этапов индивидуального развития у животных, относящихся к одному типу или классу. Так, у представителей позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) на ранних этапах эмбрионального развития голова, тело, хвост, жаберные щели очень похожи.

По мере развития зародыша сходство между эмбрионами животных различных классов уменьшается. У них начинают появляться признаки и свойства, присущие определённому классу, отряду, семейству, роду и виду. Так, зародыши гориллы и человека вначале очень похожи друг на друга, однако на последующих стадиях эмбрионального развития у зародыша человека наблюдается выпячивание лобных, а у зародыша гориллы — челюстных костей. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Следовательно, у зародышей каждого животного на ранних стадиях эмбрионального развития появляются признаки, присущие крупной систематической группе, а на последующих этапах — более мелкой. Другими словами, в период эмбрионального развития происходит расхождение признаков от общего к частному (рис. 44). Онтогенезы позвоночных животных (акула, кистеперая рыба, саламандра, ящерица, курица, шимпанзе, человек) показаны на рисунке 117.

Биогенетический закон

Приведённые выше факты свидетельствуют о том, что каждая особь в своём индивидуальном развитии — в онтогенезе — вкратце повторяет историю развития своих предков. Краткое повторение филогенеза в онтогенезе называется биогенетическим законом.

Источник

Методическая разработка практического занятия «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Саянский медицинский колледж»

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА ЗАРОДЫШЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ПОЗВОНОЧНЫХ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИХ ЭВОЛЮЦИОННОГО РОДСТВА

Методическая разработка практического занятия № 4

для обучающихся по дисциплине Биология

для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовка

Составитель: Пыжьянова И.В.,

Рассмотрено на заседании

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от _____ 2015 г.

Председатель ЦМК ____ Павловская Т.В.

Учебно-методическая карта (план) занятия № 4

Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта с эталонами ответов

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа № 4

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

Цель: выявить признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, говорящие об их эволюционном родстве; научиться анализировать и сравнивать.

Методическая разработка практического занятия для обучающихся, планшет Зародыши позвоночных, учебный видеофильм Онтогенез.

Обучающийся должен уметь :

— выявлять и описывать сходства зародышей человека и других позвоночных;

Обучающийся должен знать:

— определение эмбрионального развития;

— стадии эмбрионального развития позвоночных;

— формулировку биогенетического закона.

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний – письменный терминологический диктант;

3. Демонстрационная часть

4. Самостоятельная работа обучающихся, контроль знаний

5. Подведение итогов занятия.

6. Инструктаж домашнего задания

Константинов В.М. Биология / В.М. Константинов, А.П. Рязанова. М.: Академия, 2010.

Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта

с эталонами ответов

1. Индивидуальное развитие организма

2. Оплодотворенная яйцеклетка

3. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет

4. Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри

5. Двухслойный зародыш с полостью внутри

6. Наружный слой клеток двухслойного зародыша

7. Внутренний слой клеток двухслойного зародыша

8. Третий зародышевый листок

9. Стадия развития зародыша, на которой происходит закладка всех внутренних органов

10. Период индивидуального развития, который начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов. Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе онтогенеза).

Самостоятельная работа обучающихся

Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.

Эмбриология– наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе эмбрионального развития они проходят стадии дробления, образование двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.

С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: форма тела (все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы), зачатки конечностей, по бокам тела –зачатки жабр, один круг кровообращения и др.

Зародыши не только земноводных, но и всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, характерные для рыб. Например, птичий зародыш в первые дни насиживания также представляет собой хвостатое рыбообразное существо с жаберными щелями. На этой стадии будущий птенец обнаруживает сходство и с низшими рыбами, и с личинками амфибий, и с ранними стадиями развития других позвоночных животных (в т.ч. и человека). На последующих стадиях развития зародыш птицы становится похожим на пресмыкающихся.

Основываясь на приведенных выше, а также множестве других фактов, немецкие ученые Ф.Мюллер и Э.Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе)повторяет историю развития своего вида(филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, которая совершалась тысячи или миллионы лет. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Так, в онтогенезе млекопитающих и рыб имеется этап, на котором у зародышей образуются жаберные дуги. У зародыша рыбы на основании этих дуг образуется орган дыхания – жаберный аппарат. В онтогенезе млекопитающих повторяется не строение жаберного аппарата взрослых рыб, а строение закладок жаберного аппарата зародыша, на основе которых у млекопитающих развиваются совершенно иные органы (хрящи гортани и трахеи). В разработке теории онтогенеза выдающуюся роль сыграли исследования академика А.Н.Северцова. Он доказал, что изменение исторического развития обусловлены изменениями хода зародышевого развития. Наследственные изменения затрагивают все стадии жизненного цикла, в том числе и зародышевый период. Мутации, возникающие в ходе развития зародыша, как правило, нарушают взаимодействие в организме и ведут к его гибели. Однако мелкие мутации могут оказаться полезными и тогда сохранятся естественным отбором. Они передадутся потомству, включатся в историческое развитие, влияя на его ход.

После прочтения текста в тетради дайте письменный ответ на вопросы:

1.Как называется наука о зародышевом развитии организмов?

2. Какие три стадии проходят в процессе эмбрионального развития все многоклеточные животные?

3. Перечислите признаки сходства зародышей у позвоночных.

4. Какие ученые сформулировали биогенетический закон?

5. Дайте определение терминам онтогенез и филогенез.

6. Приведите формулировку биогенетического закона.

7. Исследования какого из отечественных выдающихся ученых сыграли очень важную роль в разработке теории онтогенеза?

Рассмотрите схему образования комплекса осевых органов у ланцетника. Зарисуйте стадию формирования осевых органов (хорды, кишечной трубки, нервной трубки), обозначьте их. Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

Зарисуйте зародыши рыбы и человека на первой и последней стадии развития.

Источник

Технологическая карта урока по Биологии» Практическая работа №1 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа № 1

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

Цель: выявить признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, говорящие об их эволюционном родстве; научиться анализировать и сравнивать.

Методическая разработка практического занятия для обучающихся, планшет Зародыши позвоночных, учебный видеофильм Онтогенез.

Обучающийся должен уметь :

— выявлять и описывать сходства зародышей человека и других позвоночных;

Обучающийся должен знать:

— определение эмбрионального развития;

— стадии эмбрионального развития позвоночных;

— формулировку биогенетического закона.

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний – письменный терминологический диктант;

3. Демонстрационная часть

4. Самостоятельная работа обучающихся, контроль знаний

5. Подведение итогов занятия.

6. Инструктаж домашнего задания

Константинов В.М. Биология / В.М. Константинов, А.П. Рязанова. М.: Академия, 2010.

Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта

с эталонами ответов

1. Индивидуальное развитие организма

2. Оплодотворенная яйцеклетка

3. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет

4. Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри

5. Двухслойный зародыш с полостью внутри

6. Наружный слой клеток двухслойного зародыша

7. Внутренний слой клеток двухслойного зародыша

8. Третий зародышевый листок

9. Стадия развития зародыша, на которой происходит закладка всех внутренних органов

10. Период индивидуального развития, который начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов. Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе онтогенеза).

Самостоятельная работа обучающихся

Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.

Эмбриология– наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе эмбрионального развития они проходят стадии дробления, образование двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.

С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: форма тела (все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы), зачатки конечностей, по бокам тела –зачатки жабр, один круг кровообращения и др.

Зародыши не только земноводных, но и всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, характерные для рыб. Например, птичий зародыш в первые дни насиживания также представляет собой хвостатое рыбообразное существо с жаберными щелями. На этой стадии будущий птенец обнаруживает сходство и с низшими рыбами, и с личинками амфибий, и с ранними стадиями развития других позвоночных животных (в т.ч. и человека). На последующих стадиях развития зародыш птицы становится похожим на пресмыкающихся.

Основываясь на приведенных выше, а также множестве других фактов, немецкие ученые Ф.Мюллер и Э.Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе)повторяет историю развития своего вида(филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, которая совершалась тысячи или миллионы лет. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Так, в онтогенезе млекопитающих и рыб имеется этап, на котором у зародышей образуются жаберные дуги. У зародыша рыбы на основании этих дуг образуется орган дыхания – жаберный аппарат. В онтогенезе млекопитающих повторяется не строение жаберного аппарата взрослых рыб, а строение закладок жаберного аппарата зародыша, на основе которых у млекопитающих развиваются совершенно иные органы (хрящи гортани и трахеи). В разработке теории онтогенеза выдающуюся роль сыграли исследования академика А.Н.Северцова. Он доказал, что изменение исторического развития обусловлены изменениями хода зародышевого развития. Наследственные изменения затрагивают все стадии жизненного цикла, в том числе и зародышевый период. Мутации, возникающие в ходе развития зародыша, как правило, нарушают взаимодействие в организме и ведут к его гибели. Однако мелкие мутации могут оказаться полезными и тогда сохранятся естественным отбором. Они передадутся потомству, включатся в историческое развитие, влияя на его ход.

После прочтения текста в тетради дайте письменный ответ на вопросы:

1.Как называется наука о зародышевом развитии организмов?

2. Какие три стадии проходят в процессе эмбрионального развития все многоклеточные животные?

3. Перечислите признаки сходства зародышей у позвоночных.

4. Какие ученые сформулировали биогенетический закон?

5. Дайте определение терминам онтогенез и филогенез.

6. Приведите формулировку биогенетического закона.

7. Исследования какого из отечественных выдающихся ученых сыграли очень важную роль в разработке теории онтогенеза?

Рассмотрите схему образования комплекса осевых органов у ланцетника. Зарисуйте стадию формирования осевых органов (хорды, кишечной трубки, нервной трубки), обозначьте их. Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Смотреть картинку Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Картинка про Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия. Фото Вывод ответить на вопрос о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия

Зарисуйте зародыши рыбы и человека на первой и последней стадии развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *