Выполняя мыслительную операцию сравнение что ребенок находит гораздо быстрее
Формирование мыслительной операции «сравнение».
Сравнение– мыслительное выделение в двух или более предметах (явлениях) признаков сходства и различия.
Для того чтобы обучить детей этой мыслительной операции, первоначально целесообразно научить детей находить одинаковые предметы.
Можно предложить детям найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые. Игры подобного типа могут носить такие названия как: «Найди такую же игрушку», «Чудесный мешочек». Цель игры та же. В полотняный мешочек кладут несколько предметов, например, 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.
Можно предложить ребёнку отыскать одинаковые изображения предметов, на следующих образцах:
|
|
|
После этого детям предлагаются задания на нахождение в предметах признаков различия. Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья и бантов и т.д.
Для облегчения детям выполнения операции сравнения, им предлагается план сравнения (сначала сказать, чем похожи предметы, затем, чем не похожи).
Наиболее трудным для детей является словесное сравнивание без опоры на наглядный материал. Например, детям предлагается сравнить:
o Ромашку и василёк;
o Ромашку и одуванчик;
o Жука и божью коровку и т.д.;
«Похож – не похож»:
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребёнок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т.д.
Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 1102 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Развитие мыслительных операций у дошкольников посредством обучающих и развивающих компьютерных игр
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых вариативных программ, новых форм, направленных на развитие мыслительных процессов проблемного ребенка.
Один из эффективных форм – использование современных информационных компьютерных технологий, в частности развивающих и обучающих компьютерных игр, программ, мультимедийных презентаций, которое носит полифункциональный характер. Оно способствует не только развитию мыслительных операций детей дошкольного возраста, но и развитию возможностей ребенка, преодоление
каких- либо, если таковые имеются, отклонений в развитии ребенка.
Об эффективности использования современных компьютерных информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе говорят труды таких ученых, как Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова, Л. Р. Лизунова. Они утверждают, что использование мультимедийных продуктов и комплекса компьютерных развивающих и обучающих игр способствует развитию таких важных мыслительных операций детей дошкольного возраста как классификация, обобщение, анализ, синтез, а также значительно ускорит темп развития и повысит качество формирования наглядно-действенного мышления у данной категории детей, что позволит создать базу для становления наглядно-образного мышления и элементов словесно-логического мышления, что в конечном итоге повлечет за собой интенсивное развитие познавательной активности (восприятия, памяти, произвольного внимания, речи, развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников.
Была анализирована имеющаяся литература по этому вопросу, как отечественная, так и зарубежная,передовой опыт педагогов-новаторов по данной проблеме и сделан вывод: использование компьютерных развивающих и обучающих игр ребенком оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития, в том числе и на развитие мыслительных операций.
Был выявлен исходный уровень сформированности мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития мыслительных операций использовались:
методика Р. С. Немова, методика Н. А. Бернштейна, методика «Четвертый лишний».
Обследование уровня сформированности операций логического мышления проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Результаты диагностики показали, что ни один ребенок не владеет логическими приемами мышления на высоком уровне, 30% детей (3 человека) – владеют на среднем уровне, у остальных 7 человек (70%) логические приемы мышления развиты ниже среднего уровня.
Анкетирование родителей показало, что 80% родителей не проводят в семье работу по развитию логических операций у детей, в основном надеются на работу детского учреждения.
Далее было проанализировано состояние рынка общедоступных обучающих программ для детей дошкольного возраста. Здесь можно увидеть пестрый калейдоскоп игр от таких издателей и фирм-производителей как «Новый диск», «Медиа Хауз», «Руссобит – М» и др. в лицензионных и нелицензионных версиях.
Анализ компьютерных развивающих программ показал, что существуют разные компьютерные программы, в которых перед ребенком ставят те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений, другие – к задачам закрытого типа (имеют только одно решение). Те и другие программы могут быть игровыми,обучающими, познавательными, способствующими развитию специальных качеств мышления детей.
Только на основе проведенной работы была разработана система работы по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса развивающих и обучающих компьютерных игр, авторских мультимедийных презентаций.
Была составлена подборка компьютерных игр, игровых заданий, направленная на развитие процесса восприятия:
— развитиезрительного восприятия и внимания: «Перевернутые изображения», «Посади бабочку на свой цветок», «Разложи кубики по цветам», «Наложенные изображения», «Спрятанные изображения», «Расставь игрушки по величине»;
— формирование целостного образа предметов: «Собери картинку», «Поставь заплатку», «Собери вазу», «Сложи узор»;
— умение воспринимать пространственные отношения: «На какой полке зайка?», «Куда летит ракета?», «Куда двигается?», «Компьютерные прятки», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди спрятанный предмет»;
— группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величин): «Размести игрушки в свой домик», «Собери все предметы круглой формы», «Угадай овощ» и т. д.
Все игры были подобраны по принципу постепенного усложнения дидактической задачи.
Были разработаны авторские мультимедийные презентации на решение проблемной ситуации: н/р, игра «Достань грушу», «Что сначала, что потом» и т. д.
«Зачем и почему?», «Причина-следствие», «Рассказ по алгоритму», загадки; занимательные логические задачи и т. д.
К подборке компьютерных игр подходила разумно, избирательно и, конечно, творчески, учитывала их соответствие возрастным психофизиологическим и индивидуальным возможностям детей с ЗПР, их обеспечение дальнейшей перспективы развития детей. Прежде, чем предложить игру детям, тщательно изучала ее цели и содержание, для удобства использования при планировании коррекционной работы с ребенком составила каталог с аннотациями игр.
Все компьютерные игры расписывались по месяцам с подгруппой детей или индивидуально с каждым ребенком в соответствии с индивидуальными потребностями и уровнем развития ребёнка.
Использование различных компьютерных игр в развитии мыслительных процессов у детей старшего дошкольноговозраста действительно показало эффективность их применения:
— использование компьютерных игр дает возможность педагогу подбирать материал в игровой форме разной степени сложности, учитывая индивидуальный маршрут развития ребенка.
— предъявляемый ребенку материал красочно оформлен, привлекает ребенка. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным.
— с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка;
— компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения;
— ребенок учится правильно выполнять задание, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
— глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы, он получает одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
— при необходимости, ребенок может самостоятельно вернуться к той части материала, которую не усвоил или выполнять одно и то же задание многократно, пока не усвоит.
В результате использования компьютерных игр у детей:
— ускорился темп развития зрительного, слухового восприятия;
— качественно изменился и ускорился уровень развития логических операций (обобщение, классификация, сравнение). Дети с легкостью объединяют предметы в группы по определённым признакам, выстраивают логический ряд из определённой группы фигур или предметов, выделяют предмет в группах, не подходящий к общим признакам, выстраивают последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам, самостоятельно решают логические задачи, сравнивают предметы друг с другом, выявляют несоответствие между ними, подбирают подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу, самостоятельно применяют знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач.
— сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения, что способствовало повышению уровня интеллектуального, социально-личностного, речевого развития детей с разным уровнем развития;
— сформировался начальный уровень оценочной деятельности, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
— повысился интерес к занятиям, изменилась мотивация обучения и его результативность.
— родители воспитанников группы научились использовать обучающие и развивающие компьютерные игры для развития и воспитания своих детей, а не как средство времяпровождения.
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино», г. Лагань Республика Калмыкия. Младший дошкольный возраст очень важный.
Консультация для воспитателей «Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр» «Развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет посредством дидактических игр» На современном этапе развития российской системы образования.
Особенности развития мыслительных операций у дошкольников. Особенности развития мыслительных операций. Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические.
Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие.
Развитие логического мышления посредством развивающих игр «Кубики для всех» Никитина В основе интеллекта лежит развитое логическое мышление. Этот процесс развития методически состоит в формировании и развитии обобщенных приёмов.
Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр Вашему вниманию представлен проект: Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр. Актуальность данного.
Технология развития ЭМП дошкольников с нарушениями зрения посредством развивающих игр (с применением ИКТ) Технология развития математических способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством развивающих.
Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для.
Особенности развития мыслительных операций у дошкольников.
Особенности развития мыслительных операций.
Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирование логической сферы дошкольников является одной из главных проблем. Мыслительные операции являются инструментом познания окружающей действительности, поэтому, развитие их является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте нужно больше уделять для работы с детьми по формированию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
И здесь на первый план становятся игры, упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью использования логических задач, упражнений можно повысить уровень развития мыслительных операций дошкольников.
Наиболее значительными исследованиями в этой области явилась работа Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка» (1941, где доказывает, что формирование понятия о числе ребенка (а также понимание смысла арифметических операций) находится во взаимной зависимости с развитием самой логики (формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, то есть классификации, и формированию асимметричных отношений, то есть качественных сериаций).
Развитие ребенка наиболее эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственна огромная познавательная активность к восприятию нового. Поэтому если эти качества вовремя не развивать, они могут быть безвозвратно утеряны.
Необходимость развития логической сферы дошкольника неоспоримы, как и то, что это проблема наиболее всего именно математического развития. Вопрос лишь в том, на каком содержании наиболее оптимально развитие логических умений дошкольников: на традиционном арифметическом содержании или менее традиционном – геометрическом. В наибольших работах авторов, занимающихся этой проблемой, используется геометрическое содержание.
Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения этой задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция и классификация.
В возрасте 1-3 лет начинаются складываться мыслительные операции. Формирование интеллектуальных операций в раннем возраст, согласно Д. Б. Эльконину, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, так как эти действия более определены и постоянны, в отличии от других действий. В процессе формирования предметных действий ребёнок выделяет в предметах общие и постоянные требования, на основе чего складываются обобщения.
Элементарные мыслительные операциивыступают в сравнении и различении признаков: формы, величины, цвета. Различие требует анализа предметов и установление их сходства и различия. Сравнение малыша третьего года жизни привлекает и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребёнок переходит к обобщениям.
В отличии от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Дошкольник может думать о том, что в данный момент не воспринимает, но знает по своему прошлому опыту.
Изменение в мышлении дошкольника связано с тем прежде всего, что устанавливаются всё более тесные связи с речью. Такие взаимосвязи приводят к развитию мыслительных операций.
У дошкольника изменяется характер обобщений. Они постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения помогает ребёнку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем мире и умением выделять в предмете существенные признаки.
Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности ребёнок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Они являются основными компонентами мышления. Каждый из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в тесной связи с другими операциями.
Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от них. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди по указанным признакам»: Что из этих предметов желтое? (мяч, медведь) Что желтое круглое? (мяч) и так далее.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем несколько упражнений для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, сериации и сравнения. Предлагаемые упражнения предназначены для детей дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.
Упражнения на развитие анализа.
1. Какой кусочек подойдёт?
Материал: рисунок А и рисунок Б.
Задание: внимательно рассмотреть рисунки. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б.
2. Найди одинаковые.
Материал: таблица с геометрическими фигурами.
Задание: рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.
Упражнения на развитие синтеза.
Материал: карточки с рисунками.
Задание: рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка.
Материал: карточка с несложным рисунком, разделённая на несколько частей.
Задание: рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.
Упражнения на классификацию.
Материал: Лист бумаги с тремя кругами, наклейки геометрических фигур.
Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном не было фигур с углами и т. д.
Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида.
Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы.
Упражнения на сериацию.
1. Расставь по порядку.
Материал: карточки с рисунками.
2. Разложи по росту.
Материал: бумажные полоски разного размера и цвета.
Задание: разложить полоски по длине, начиная с самой длинной.
Упражнения на сравнение.
Материал: схема с рисунками, набор геометрических фигур.
Задание: рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же, как на схеме, заполните схему.
Материал: таблицы с рисунками, наклейки геометрических фигур.
Задание: найти заплатку соответствующего цвета и формы.
Упражнения на обобщение.
Материал: таблица с рисунками.
Задание: рассмотреть фигуры, назвать чем похожи, какая фигура лишняя и почему.
2. Найди знакомые фигуры.
Материал: карточки с рисунками.
Задание: рассмотреть рисунки, определить, что на них нарисовано, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.
В группах должен быть оформлен уголок занимательной математики.Содержание уголка: логические игры, разработанные А. А. Столяром, различные головоломки, дидактические игры и упражнения, а также игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и другие. Детям должен быть обеспечен свободный доступ к игровому материалу. На ряду с пополнением уголка математики, мы организовали игру «Танграм», направленную на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре привлекла цель- создать увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа.
В работе нужно использовать логические блоки Дьенеша, которые позволяют моделировать важные понятия математики.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают основами математики. Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.
Дидактическое пособие «Малыш Гео» для формирования и развития мыслительных операций Дидактическое пособие «Малыш Гео» из цикла «Раннее развивающее обучение» «Учимся играя» (сокращенный вариант) Цель: Прямая: формирование.
Тренировка мыслительных операций и деятельных способностей дошкольников в играх с занимательным материалом Тренировка мыслительных операций и деятельных способностей дошкольников через игры с занимательным материалом. Развитие психологических.
Формирование навыков сравнения у дошкольников с ОНР при помощи игр и упражнений
Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность графического образа буквы.
Овладение детьми таким процессом как сравнение наиболее легко происходит с помощью различных игр и упражнений. Играя, дети учатся сравнивать предметы, буквы и находить сходства и различия. Это является одним из необходимых условий успешного обучения в школе.
Игры на сравнение
В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа:
Все игры и упражнения направлены на развитие словаря ребёнка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.
Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.
Можно использовать следующие задания:
а) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?
б) Среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.
Учим ребёнка искать различные свойства предметов.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»
Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.
Игра «Что не подходит?»
Цель: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.
Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.
Учим ребёнка сравнивать предметы.
Предлагаемые ниже упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребёнка, когда он пойдёт в школу.
Игра «Сравни пары картинок»
1. Обогащение и активизация словаря, развитие фразовой речи, формирование навыка сравнения пар предметов, изображённых на картинках.
Оборудование: Парные картинки с предметами, отличающимися по какому-либо признаку
Описание: Детям последовательно выставляются пары картинок и предлагается найти и назвать что общего у машины и самолёта и чем они отличаются. Для усложнения игры можно не использовать картинки, а дети выполняют задание, опираясь на собственные знания и данных предметах.
Игра «Найди отличия»
(подбираются слова написание которых отличается по одному признаку)
Игра «Сравни слова»
(подбираются слова написание которых отличается по двум признакам)