Выход через сувенирную лавку о чем
Выход через сувенирную лавку
составлен из 12
отзывов с оценкой
составлен по 4
рецензиям критиков
Трейлер
Видеообзоры
Просмотр
Описание о чём фильм
Отзывы зрителей
Писать рецензию на фильм «Выход через сувенирную лавку» приятно хотя бы потому, что в фильме уже сформулированы и озвучены несколько важных проблем. Является ли стрит-арт, который производится новичками в промышленных масштабах и даже промышленными способами – является ли он искусством? почему он нравится зрителям и продаётся за большие деньги? может ли каждый заниматься таким искусством?
Бытует мнение, что уличное искусство, стрит-арт, не является искусством в прямом смысле слова. Что им занимаются не ради эстетического удовольствия, а ради самовыражения, доходящего до противопоставления себя среде, и даже до бунта против этой среды. Но мы прекрасно видим, что никакого протеста в фильме нет. Все художники в фильме – это обеспеченные люди, живущие в благополучных странах, и никто из них не выражает неудовлетворённости условиями своей жизни. Столкновения молодых людей с полицией носят не воинственный, а комический характер, они вносят в стрит-арт элемент опасности и азарта, которые являются источниками удовольствия и важными составляющими творческого процесса. Эти молодые люди не выступают против системы, она нужна им как элемент игры. Но они и не выступают за что-либо, не призывают к каким-либо действиям или решению социальных проблем. На вопрос о целях занятия искусством они отвечают однотипно: «Мне это нравится», «Это прикольно».
Зачем же они это делают? Во-первых, всех героев фильма объединяет материальная обеспеченность и большое количество свободного времени. Из фильма видно, что их работа, например, владение магазином одежды, не предполагает больших трудовых усилий и полного посвящения себя профессии. Следовательно, этот потенциал в форме свободного времени, денег и нереализованной энергии ищет выход и находит его в занятиях уличным искусством.
Во-вторых, причиной заниматься стрит-артом является как раз указанная потребность в ощущении опасности, в преодолении страха перед полицией и высотой многоэтажных домов, а также сложностей, связанных с большим форматом рисунков и труднодоступностью стен, на которых можно рисовать.
В-третьих, причиной заниматься уличным искусством является потребность в большой аудитории. Рисунки на знаниях видны всем, мимо них проходят тысячи людей. В силу запрета на такое искусство, как запрета на вандализм, эти рисунки привлекают повышенное внимание репортёров и телекамер, что позволяет увидеть произведения стрит-арта миллионам телезрителей по всему миру. Это объединяет стрит-арт с другими видами уличных шоу, такими, как танцы, прыжки с высотных зданий, паркур, катание на роликах, байках, скейтах и так далее.
Для уличных художников не так важно донести свои рисунки или какие-либо идеи, заключённые в этих рисунках, до большого числа людей. Содержание рисунков вообще не является значимым, что несколько раз прямо говорится в фильме. Значимой является только численность людей, которые это увидят. Или то, что эти люди являются друзьями художника. Именно потребностью в большой аудитории можно объяснить желание Шепарда Фейри расклеить миллионы изображений силача Андре с надписью OBEY (повинуйся) по всему миру. Само изображение и надпись, естественно, не несут никакого смысла.
Потребность в большой аудитории является ответом на вопрос о высокой стоимости произведений стрит-арта, даже изготовленных по трафаретам или отпечатанных на принтере. Покупателей восхищает в рисунках не только эстетическая красота. Им нравится и то, что, покупая работу, они становятся причастны к миллионной аудитории, увидевшей эти произведения.
Желание причастности справедливо не только для стрит-арта, но и для других видов изобразительного искусства, в том числе традиционных. Это осознание, что стрит-арт становится «обычным» видом искусства, больше не наполненным романтикой приключений, болезненно даётся таким художникам, как Бэнкси, который субъективно продолжает оценивать своё творчество, как протест или как самоцель, не связанную с извлечением из него доходов. Ирония заключается в том, что сам Бэнкси стал одним из первых художников, начавшим продавать свои работы и тем самым, возможно, похоронившим стрит-арт как искусство бунтарей.
Рецензия на фильм «Выход через сувенирную лавку»
Толстый француз Терри Гетта торговал в Лос-Анджелесе ношеными тряпками, называя их «винтажом», и всю свою жизнь снимал на камеру. Все, что угодно, друзей, детей, собственный поход в сортир. Однажды он познакомился с уличными художниками – не арбатскими мазилами, разумеется, а теми, кто пишет гигансткие граффити, переводит на стены трафареты, рисует всякие бессмысленные афиши, то, что называется «стрит-арт». И тогда он начал снимать их, лазить с ними на крыши, работать у них на стреме, вместе объяснятсья с полицией. По идее у него уже должен был бы получиться прекрасный, глубокий фильм о стрит-арте, ему не хватало одного только Бэнкси. Неуловимый арт-партизан, самый дорогой художник-хулиган современности, не давался ему в руки. Но вы не беспокойтесь – дался, стал лучшим другом и дал путевку в большое искусство, хотя успел об этом пожалеть.
Камера бесстрашно следует за художником, а закадровый голос с гробовой интонацией вещает: «и в этот день в жизни Терри наступил перелом». Местами это истерически смешно и тридцать секунд из девяностоминутного фильма – это, кажется, лучшее, что есть в творчестве Бэнкси, хотя сам он, с затемненным лицом и измененным голосом, дезавуирует это кино, как бред опасного сумасшедшего.
Вся эта история с наблюдением наблюдателей за наблюдающими плавно переходит в превращение самого Терри в успешного современного художника Мистера Мозгоправа и иллюстрацию к популярному суждению о том, что нанять рисовальщиков, приделать Моне Лизе рога в фотошопе, снять склад, устроить грандиозную выставку и разогатеть может каждый энергичный безумец. Бэнкси при этом время от времени намекает, что Мистер Мозгоправ – это на самом деле кто бы вы думали? Даже шляпа у него примерно такая же, да и арт, который он создает, примерно такой же, как у самого маэстро уличных провокаций и асоциальной рекламы.
Заметив, что бристольский шут провоцирует дискуссию о том, что такое современное искусство, что такое искусство вообще и где границы между ним и удачным жульничеством, умный человек этой дискуссии избежит, ничего, кроме позора, из нее не выйдет. Тем более, что самое интресное тут, конечно, то, что за всеми провокациями и фальшгивками «Выход через сувенирную лавку» остается документальным кино. Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash) существует, у него в этом году откроется выставка в Нью-Йорке, дебютная выставка «Жизнь прекрасна» действительно была анонсирована LA Weekly и состоялась два года назад. Критики действително говорили, что смесь поп-арта и стрит-арта – новая свежая струя в искусстве, и коллекционеры это покупают. Он нарисовал обложку последней пластинке Мадонны (переделав ворхолловский портрет Мерилин Монро).
Ведутся, правда, разговоры о том, что Бэнкси придумал всю эту историю, что это все фальшивка. Но даже если это и было фальшивкой два года назад, то теперь все по-настоящему: этот крошка Цахес вырвался на свободу. «Город становится графическим романом», говорят критики-энтузиасты. Скептики, включая самого Бэнкси, намекают, что нас поимели, но не говорят прямо – кто.
Стоит сходить на «Выход…», чтобы разобраться в этом жизненно важном вопросе.
Фильмы: «Выход через сувенирную лавку»
ARTinvestment.RU 02 июля 2020
Псевдодокументальный фильм, который сделал стрит-арт из маргинального течения частью мирового рынка современного искусства
«Выход через сувенирную лавку» (Оригинальное название: Exit Through the Gift Shop)
Режиссер: Бэнкси
год выхода: 2010
87 мин.
кинокомпания: Paranoid Pictures, Великобритания
Представители жанра «мокьюментари» (от англ. to mock –— дурачить, и documentary — документальное кино) — псевдодокументальные фильмы, созданные не для обмана публики, но для лучшей передачи высказывания авторов. Через визуально бóльшее погружение зрителя увеличивается и его сопереживание происходящему на экране. Впервые этот трюк применил Орсон Уэллс, сделав радиопостановку «Войны миров» на американском радио CBS в 1938 году: люди, думая, что слушают новость о вторжении инопланетян, подверглись массовой панике. В последующие десятилетия к «мокьюментари» обращались и Питер Гринуэй («Падение»), и Вуди Аллен («Зелиг»), и Джей Джей Абрамс (автор и продюсер фильмов «Ведьмы из Блэр» и «Монстро»). Однако «Выход через сувенирную лавку» — фильм о рынке искусства, к тому же снятый художником, в этом ряду стоит особняком.
Само название отсылает нас к известной музейной аксиоме: чтобы продать посетителям сувенир, музейный магазин должен располагаться не на входе, а на выходе. Согласно исследованиям британского маркетолога Эндрю Макинтайра, проведенным за год до выхода фильма (2009), 2/3 посетителей музеев приходят в него без намерения приобрести сувенир, но 3/4 готовы к этому на выходе, вдохновленные увиденным. Другими словами, название фильма прямо говорит нам: «Вы купите то, что захочет продать вам рынок. Но лишь после того, как красиво завернет для вас покупку».
Те, кто поверят в серьезность происходящего на экране, просто не знакомы с методами работы Бэнкси. Провокация сопровождает не только творчество художника, но и все, что он делает. В 2003 году он пронес в Tate Modern и закрепил на стене свою работу — пейзаж XVIII века, дополненный ограничительной полицейской лентой (сотрудники музея, к слову, обнаружили чужака лишь спустя несколько часов). В 2005-м проделал то же самое в Музее естественной истории: в данном случае чужеродным объектом в собрании стал кусок доисторической стены с изображением пещерного человека с продуктовой тележкой (на этот раз между монтажом инсталляции и ее обнаружением прошло две недели). Очередной акцией таинственного художника в 2010-м стал полноценный фильм, который, к слову, прошел горнило самой высшей пробы — американский кинофестиваль Sundance, куда, в отличие от «Оскаров», плохое кино просто не допускают. На «Оскара» «Выход через сувенирную лавку» также был номинирован (в качестве лучшего документального фильма), но уступил «Инсайдерам», что очень символично: рефлексия по поводу кризиса 2008–2009 годов («Инсайдеры») обошла рост арт-рынка в последующее десятилетие («Сувенирную лавку»).
Логически фильм разбивается на две части: в первой — героизируется направление уличного искусства и его авторов, во второй — показывается путь художника, который решил сделать из стрит-арта современный продаваемый китч. Первая часть действительно собрана из документальных кадров работы уличных художников во время авантюрных ночных вылазок, полных опасности, будь то падение с крыши или вмешательство полиции. Вторая часть также снята в документальной манере и с теми же героями, но уже постановочно и с изрядной долей едкой сатиры. Переход между частями настолько незаметен, что зритель верит. И не просто верит, а, понимая всю абсурдность происходящего, хочет этим искусством обладать.
По всему фильму перлами рассыпаны цитаты, обличающие рынок искусства, но и добавляющие ему притягательности. Вот лишь несколько из них:
С приходом Интернета появилась возможность показать свои прежние, недолговечные шедевры, миллионной аудитории.
Об одном из факторов роста рынка уличного искусства
Стрит-арт вот-вот должен был стать самым крупным культурным движением со времен панка.
Одна из ключевых фраз фильма, перекочевавших в головы коллекционеров
— Это у тебя работа такая?
— А зарабатываешь как?
— То так, то этак. Но сейчас у меня перерыв.
О распределении времени более 90 % художников
Традиционное искусство долговечно. Литье из бронзы или картина на холсте могут просуществовать сотни лет. Но стрит-арт живет очень недолго. Поэтому ему просто необходимы режиссеры-документалисты.
Официальная причина появления фильма «Выход через сувенирную лавку», озвученная Бэнкси
О создании мифа через известные зрительные образы
Это была спираль, по которой я падал вниз. Падал — и делал искусство.
О творческом начале в работе некоторых художников
Народу пришло не меньше, чем в музей современного искусства. Только наша выставка длилась три дня и разместилась в трущобах. Я думаю, многие люди искусства не совсем понимали, как такое могло произойти. Мы и сами этого не поняли.
Бэнкси, скромно описывающий свой маркетинговый ход
Стрит-арт оказался вытащен на свет божий, под пристальное внимание публики. В течение нескольких месяцев коллекционеры устремились на этот рынок, и цены на ведущих художников стрит-арта взлетели до небес.
Бэнкси — едва заметно о четком разделении
рынка уличного искусства на «ведущих» и остальных
Стрит-арт вдруг стал модным товаром. Никакая коллекция современного искусства отныне не могла считаться полной без работ Бэнкси.
Маркетинговый посыл тем, кто еще не купил Бэнкси к моменту выхода фильма
Я увидела Бэнкси и сразу поняла, что он гений. И все, кому я о нем рассказывала, в итоге что-нибудь из него купили: это были люди, у которых есть работы Пабло Пикассо, Пита Мондриана или Пауля Клее.
Вэнди Эшер, коллекционер и куратор, о круге своих знакомств
и влиянии экспертного мнения на их вкусы
Бэнкси — о том, что любое высказывание
должно быть подкреплено бюджетом для его продвижения
Многие из его братьев по искусству уже перешли с улиц в галереи.
О судьбе уличных художников,
хотят монетизировать свои высказывания
Это очень неприятная ситуация — когда художник показывает тебе свою работу, а она такое дерьмо, что ты даже не знаешь, что сказать
Бэнкси о братской поддержке среди художников
Взять, к примеру, Дэмиена Херста — одного из самых дорогих художников. На него работают сотни человек. Или, вы думаете, он сам сидит и бумажки клеит?
О внутренней кухне искусства, начиная с некоторых старых мастеров
Как я стал художником? Как будто лег спать — и проснулся художником!
Возможно, самый лаконичный и честный персональный манифест
начинающего автора, решившего заняться искусством в зрелом возрасте
Я хотел сделать похожей на шоу, на парк развлечений, на аттракцион искусств. Я превращаю аттракцион в искусство
Из пресс-релиза к первой выставке начинающего автора из прошлой цитаты
А потом стал платить нам зарплату, чтобы не тратить времени на производство и каждый день придумывать что-то новое… и менять все на ходу.
Ассистенты художника о рабочем процессе подготовки к персональной выставке
Только теперь, под постоянным действием болеутоляющих, наконец осознал всю значительность мероприятия, которое затеял.
О пользе трезвого взгляда на рабочий процесс со стороны автора
Газеты оценили рекламный ход : первые двести посетителей получали бесплатные тиражные работы. Оставалось только придумать, как превратить двести одинаковых эстампов в коллекционные образцы творчества.
О разнице между задумкой и реализацией отличной с виду идеи
За шумихой в прессе подтянулись и частные коллекционеры, начавшие прицениваться к работам еще до открытия.
О роли СМИ до открытия (и рецензий арт-критиков)
Краска — она как золото: стоит брызнуть ею не холст — и цена вырастет
Я никогда не видел столько работ на персональной выставке художника. Не знаю, какие эльфы ему это все наклепали, но они молодцы!
О том, что рынок все понимает, но удержаться от покупок не может
Знаете, это такое событие! Не знаю толком, что увижу, но уже волнуюсь
О том, как нужно формировать образ успешного события
В конце концов, когда до открытия выставки осталось три часа, команда монтировщиков решила вешать картины самостоятельно.
О скромной роли главных лиц, ответственных за успех выставки,
в то время как художник раздает интервью в день открытия
Людям так необходимо было попасть внутрь, что те, кого не вместил зал, сочли необходимым выломать двери.
О самом действенном способе придать
событию значимости: ограничить пропускную способность
— Почему у вас эта тема так часто повторяется в работах?
— Потому что это — часть поп-культуры. Энди Уорхол умер, а я здесь
О мастерстве художника давать лаконичные ответы на интервью
Все дело во времени. Потому что только со временем вы сможете понять, настоящий это художник или нет.
Бэнкси — о себе и своих собратьях по баллончику и трафарету
не «Унесенные ветром», конечно, но какая-то мораль в нем есть.
Неосторожная фраза Бэнкси,
которую, возможно, вскоре придется вырезать из картины
Ни один обзор творчества Бэнкси не обходится без обсуждения его таинственной личности, поэтому выскажем и свою версию: Бэнкси — это беспрецедентный маркетинговый продукт, одинаково наполненный духовно и успешный коммерчески. Залог такого союза — идейная продуктивность его создателей, напускная таинственность центрального персонажа, выпуск работ как в некоммерческом (инсталляции), так и в рыночном (живопись и тиражная продукция) форматах, а также регулярная поддержка шоковыми акциями. Наиболее распространенное мнение за кулисами арт-рынка: Бэнкси — это не один человек, а группа людей, объединенных общим менеджментом. И бóльшая часть этой группы предстала в фильме в тех или иных ролях.
По словам бывшего президента международного союза арт-критиков ICOM Марека Бартелика, «даже если завтра нам укажут на конкретного человека, это уже ничего не решит. Бэнкси перешел в разряд культурных феноменов, он уже обезличен. А обезличенный герой не может быть разоблачен. Бэнкси — это фактически каждый из нас».
Выход через сувенирную лавку
ё
Посмотрел вчера этот фильм! Если кто то не видел, очень советую! Интересно и поучительно для многих многих будет увидеть творчество наших заграничных коллег, чем и как они живут и как завоевывывают любовь зрителей. Не буду рассказывать о морали, которую пытается донести фильм, мне хотелось бы что бы каждый сформировал эту мораль для себя и было бы здорово если бы мы в комментариях обсудили это кино, поделился впечатлениями. Мне бы было очень интересно!
Кино можно найти в социальной сети Вконтакте или на торрентах.
ага, скачал, буду смотреть.
skyns75: В главной роли не Бэнкси, а Mr. BrainWash (Мистер Мозгоправ). Бэкнси там в маске сидит. Фильм с очень серьезным подсмыслом внутренним на самом деле и я вот жду кто его осознал. )
спасибо, скачал, ночью посмотрю:)
смотрел ещё по осени, классный фильмец, сам рисую на стенах, надеюсь на выходных сделаю чё-нить)
народ собрался кстати на фильм разного возраста, от 15 до 50))
такое нужно смотреть в кинотеатрах, я для этого проехал 250 километров)
Непомнящий Дмитрий:Тут как раз и суть фильма в этом поступке того самого человека, который простоял почти сутки в погоне за куском принтованной бумаги (не оригинала заметьте), который мог распечатать сам из дома с сайта автора 🙂
Курбатова Маша: Это понятно, что за подписью автора6 но на самом деле кто определяет стоимость этой подписи, если не толпа? 🙂
Я правда так и не понял почему фильм называется Выход через сувенирную лавку?
Выход через сувенирную лавку
Рецензия
Cобственно, главный герой «Выхода…» — вовсе не Бэнкси, а живущий в Лос-Анджелесе француз-экспат Тьерри Гетта (он же Mister Brainwash), витальная посредственность и эпигон британского стрит-артиста. Поначалу не совсем ясно, куда клонит анонимный режиссер фильма (вроде бы «Выход…» cнят Бэнкси, но в титрах режиссер вообще не указан, так что полной уверенности в этом нет), — кино, как обычная эпическая документалка, начинается с истоков. Гетта приезжает в Америку, открывает магазин винтажной одежды, богатеет и параллельно приобретает навязчивую страсть: он снимает на камеру любой пук своих детей и каждый свой поход за хлебом. Потом Тьерри обнаруживает, что его кузен (знаменитый сегодня Space Invader) занимается оригинальной формой уличного искусства — приклеивает к карнизам домов резиновые мозаики с головоногами (вы наверняка видели эти пиксельные картинки, прогуливаясь по Лондону или Парижу). Тьерри берет камеру и выходит с братом в ночной город. Обратного пути нет — хипстер из Лос-Анджелеса превращается в городского партизана, планомерно знакомится со всеми важнейшими граффитчиками, таскает для них краску, стоит на стреме и документирует, документирует, документирует. Для полной коллекции ему не хватает лишь Бэнкси.
И тут фильм совершает неожиданный разворот — знакомство с самым радикальным и изобретательным граффитчиком оказывается вовсе не кульминацией истории, а ее началом. Дело в том, что на самом деле «Выход…» — кино не о рождении, а о смерти стрит-арта. Его могильщик — сам Гетта, в какой-то момент вообразивший себя художником и вывернувший стратегию стрит-артистов наизнанку. Вместо рискованного творческого вандализма на улицах он стал сразу вставлять свои, похожие на плохие пересказы Бэнкси, принты в рамки, и народ повалил валом! Аншлаги, галеристы, успех — и больше никакой критики, провокации и риска. Да, хочется верить, что все это фейк, возможный, но необязательный сценарий развития событий. Но, увы, художник Mister Brainwash действительно продает свое говно за 25 тысяч.