Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

ВЫБОРОЧНЫЕ ОПРОСЫ

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

Н.Дж. Смелзер. Социология

Требования к выборке

Сплошное и выборочное исследования

Выборочный метод в социологии

1. Сплошное и выборочное исследования

2. Типы и виды выборки

Генеральная совокупность – это все элементы, составляющие объект исследования.

Объект – выпускники средних школ г. Екатеринбурга. Они и

составляют генеральную совокупность, объем которой равен числу

выпускников в текущем году = N человек.

Сплошное исследование –непосредственным объектом изучения являются все элементы, составляющие генеральную совокупность.

При сплошном опросе выпускников средних школ г.

Екатеринбурга необходимо провести анкетирование всех

выпускников в соответствии с имеющимся списком.

Целесообразность проведения сплошного исследования:

· В качественных исследованиях, когда объект представлен небольшим числом элементов.

· В количественных исследованиях, когда генеральная совокупность составляет менее 500 человек.

— интервьюирование 15 экспертов;

— социометрический опрос в группе из

Выборочное исследование – ограничивается непосредственным изучением лишь части генеральной совокупности.

Соблюдение правил построения выборки позволяет распространить полученные выводы на всю генеральную совокупность.

Преимущества выборки:

o широкая область применения

Сложности выборочного исследования:

1. Трудоемкость методики и техники исследования

2. Недостижимость полного соответствия выборочных данных генеральной совокупности.

Среди выпускников средних школ девушки составляю

52%, а юноши – 48%. Соответственно, эта гендерная пропорция

должна быть соблюдена при построении выборки.

Типичностьозначает, что лица, включенные в выборку, обладают основными социальными признаками, присущими опрашиваемой группе респондентов.

Если генеральную совокупность составляет безработная

молодежь, среди которой есть юноши и девушки с различным

уровнем образования, то те, кто попал в выборку, должны

обладать соответствующими свойствами, в частности, иметь

различный уровень образования.

Исследование выборки вместо изучения всего населения имеет много преимуществ. Среди них главными являются экономические факторы. Например, для прогнозирования результатов выборов опросы, проводимые Институтом Гэллапа, радиовещательной компанией «Колумбия» и другими организациями, охватывают представителей тщательно отобранной выборки, включающей от 1,5 тыс. до 2 тыс. человек. Это стоит значительно дешевле, чем интервьюирование всего населения (т.е. всех зарегистрированных избирателей). Кроме того, благодаря выборке процесс исследования сокращается и уменьшается объем данных, которые необходимо обработать. Помимо этого, при очень высокой численности населения.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

Источник

Методика социологических исследований

Основные принципы и понятия выборочного метода в социологии. Особенности сплошного, монографического и выборочного видов социологического исследования. Случайный и типический виды выборки, расчет ее объема и потенциальной общей ошибки исследования.

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления30.07.2011
Размер файла71,8 K

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Институт непрерывного образования

Факультет сокращенной подготовки

Екатеринбург 2010 г.

Введение


В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.


1. Принципы и основные понятия выборочного метода в социологии


Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.


В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка.


Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части.


Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.


Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.


1. Случайная (вероятностная) выборка это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.


Виды вероятностной выборки:


2. Неслучайная (целенаправленная) выборка это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.


Виды неслучайной выборки:


Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.


2. Сплошное, монографическое и выборочное исследования


Не сплошное наблюдение бывает нескольких видов:


монографическое


метод основного массива


выборочное исследование.


Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного, достаточно типичного и представительного отдельного объекта. Глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного села нередко с определенными временными интервалами. Монографическое исследование иногда проводят перед основным с целью разработки программы, изучения различных организационных вопросов.


В социологии сплошное и монографическое исследования не часты. Наиболее распространено выборочное исследование.


Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности. Эта часть называется выборочной совокупностью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. Вся сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражала бы все его основные характеристики. Это позволило бы судить о целом по его части.


3. Виды выборки


В целом нужно отметить, что определение вида выборки зависит от характера решаемых в исследовании задач, да и от проблемы тоже, другими словами, от типа исследования.


4. Объем и ошибки выборки


Объем выборки рассчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки; между ними существует обратно пропорциональная зависимость.


Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее построении допускаются ошибки, то не может спасти и большой объем.


Проведение исследовательского проекта всегда подразумевает некоторые ошибки. Общая ошибка исследования является разностью между истинным значением (в совокупности) наблюдаемой переменной и ее наблюдаемым значением (в выборке).


Общая ошибка исследования состоит из двух компонентов: ошибки выборки и ошибок, не связанных с выборкой. Если разность истинных и наблюдаемых значений объясняется только лишь использованием выборки, то такую ошибку называют ошибкой выборки. Ошибки, не связанные с выборкой, могут наблюдаться как при проведении сплошного исследования, так и при использовании выборки. Среди ошибок, не связанных с выборкой, выделяют ошибки измерения, записи и ввода данных, анализа данных, ошибки вследствие неполучения ответа.


Ошибки выборки могут быть уменьшены за счет увеличения размера выборки. Однако, по мере роста выборки снижается контроль качества исследования. Следовательно, возрастают ошибки, не связанные с выборкой. Таким образом, возникает ситуация компромисса между ошибкой выборки и ошибками, не связанными с выборкой.


Практическое задание.


Собрать статистику на предприятии по полу, возрасту и образованию работников: сделать квотную выборку.


Таблица 1

Среднее специальное образование

социологическое исследование выборочный объем

Заключение


Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было ба неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.


Список использованной литературы

1. Венецкий И.Г. Виды выборки. // Вестник статистики, 1974, № 2

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.

презентация [682,7 K], добавлен 11.04.2013

Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.

реферат [22,0 K], добавлен 01.02.2010

Понятие и сущность выборочного метода маркетинговых исследований, его основные ошибки. Практическое применение метода в работе предприятий социокультурной деятельности. Определение необходимого объема выборки в исследовании клиентов службы занятости.

курсовая работа [106,4 K], добавлен 21.05.2014

Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

учебное пособие [339,5 K], добавлен 14.05.2012

Суть выборочного метода и его роль в социологии. Понятие случайной и систематической ошибки. Генеральная и выборочная совокупность. Случайные и неслучайные выборки в социологии. Стратификация и кластеризация, определение параметров дизайн-эффекта.

контрольная работа [130,9 K], добавлен 06.08.2013

Виды, структура и функции социологического исследования, его классификация и этапы. Роли программы в социологическом исследовании. Понятие и виды выборки. Характеристика наиболее распространенных методов сбора информации. Структура анкеты и вопросы.

презентация [682,7 K], добавлен 18.03.2014

Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

реферат [35,1 K], добавлен 22.07.2015

Источник

ПОЛНОЕ И ВЫБОРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Если психологическому исследованию (наблюдению, изме­рению, эксперименту) подвергаются все представители изучае­мой генеральной совокупности, то такое исследование называ­ют полным, или сплошным.

Предполагается, что, в соответствии с задачами, гипотезами и планом, полное обследование генеральной совокупности по­зволяет получить исчерпывающую информацию об изучаемых в ней психологических закономерностях. Однако в отечественной и зарубежной психологии еще никогда не проводилось сплошно­го исследования по той причине, что на практике определить размеры той или иной генеральной совокупности и, тем более, исследовать её – задача нереальная и, кроме того, в определен­ной степени избыточная. Если выборка испытуемых по своим ха­рактеристикам репрезентативна генеральной совокупности, то есть основания полученные при её изучении результаты распро­странить на всю генеральную совокупность. Нельзя упускать из вида также и то, что работа психолога, по существу, представ­ляет собой сложный вид деятельности, требующий высокой профессиональной компетентности и нередко много времени для работы с каждым испытуемым.

Если психолог производит выбор ограниченного числа эле­ментов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое ис­следование называют частичным, или выборочным.

Выборочный метод является основным в экспериментальной работе психолога при изучении генеральных совокупностей. Его преимущество перед полным (сплошным) исследованием всех элементов генеральной совокупности заключается в том, что он сокращает как время, так и затраты труда, а главное – позволя­ет получать информацию о таких группах, полное обследование которых принципиально невозможно или нецелесообразно.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ВЫБОРКИ

Выборки называются независимыми (несвязными), если про­цедура эксперимента и полученные результаты измерения неко­торого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают вли­яния на особенности протекания этого же эксперимента и ре­зультаты измерения этого же свойства у испытуемых (респонден­тов) другой выборки.

И, напротив, выборки называется зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измере­ния некоторого свойства, проведенные на одной выборке, ока­зывают влияние на другую. Следует подчеркнуть, что одна и та же группа испытуемых, на которой дважды проводилось психо­логическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, признаков, особенностей), по определению оказывает­ся зависимой, или связной выборкой.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРКЕ

К выборке применяется ряд обязательных требований, опре­деленных, прежде всего, целями и задачами исследования. Плани­рование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических ис­следованиях важно требование однородности выборки. Оно озна­чает, что психолог, изучая, например, подростков, не может, включать в эту же выборку взрослых людей. Напротив, исследо­вание, выполненное методом возрастных срезов, принципиаль­но предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям, в первую очередь таким, как возраст, пол. Основаниями для формирования однородной выборки могут служить разные характеристики, такие, как уровень интеллекта, национальность, отсутствие определенных заболеваний и т.д., в зависимости от целей исследования.

В общей статистике имеется понятие повторной и бесповторной выборки, или, иначе говоря, выборки с возвратом и без возврата. В качестве примера приводится, как правило, выбор шара, доставаемого из какой-либо емкости. В случае выборки с возвратом каждый выбранный шар опять возвращается в емкость и, следовательно, может быть выбран снова. При бесповторном выборе однажды выбранный шар откладывается в сторону и больше не может участвовать в выборке. В психологических ис­следованиях можно найти аналоги подобного рода способам организации выборочного исследования, поскольку психологу нередко приходится несколько раз тестировать одних и тех же испытуемых при помощи одной и той же методики. Однако, строго говоря, повторной в этом случае является процедура тес­тирования. Выборка испытуемых при полной тождественности состава в случае повторных исследований всегда будет иметь не­которые отличия, обусловленные функциональной и возрастной изменчивостью, присущей всем людям. Подобная выборка по ха­рактеру проведения процедуры является повторной, хотя смысл термина здесь, очевидно, иной, чем в случае с шарами.

Важно подчеркнуть, что все требования, предъявляемые к любой выборке, сводятся к тому, что на ее основе психологом должна быть получена наиболее полная, неискаженная информация об особенностях генеральной совокупности, из которой взята эта выборка. Иными словами, выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной со­вокупности.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ

Состав экспериментальной выборки должен представлять (моделировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в эксперименте, предполагается в дальнейшем пе­ренести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна обладать особым качеством – репрезентативностью, позволяющей распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.

Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать её крайне сложно. Так, хоро­шо известен факт, что от 70% до 90% всех психологических ис­следований поведения человека проводились в США в 60-х годах XX века с испытуемыми – студентами колледжей, причем боль­шинство из них были студентами психологами. В лабораторных исследованиях, выполняемых на животных, наиболее распрост­раненным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслу­чайно психологию называли раньше «наукой о студентах-второ­курсниках и белых крысах». Студенты коллед­жей составляют всего 3% от общей численности населения США. Очевидно, что выборка студентов нерепрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.

Репрезентативная выборка, или, как еще говорят, предста­вительная выборка, – это такая выборка, в которой все основ­ные признаки генеральной совокупности представлены прибли­зительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной сово­купности, которую она должна отражать. В той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно с большой долей уверенности считать применимыми ко всей генеральной совокупности. Это распространение результатов называется генерализуемостью.

В идеале репрезентативная выборка должна быть такой, чтобы каждая из основных изучаемых психологом характерис­тик, черт, особенностей личности и т.п. была бы представлена в ней пропорционально этим же особенностям в генеральной совокупности. Согласно этим требованиям процедура форми­рования выборки должна иметь внутреннюю логику, способ­ную убедить исследователя, что при сравнении с генеральной совокупностью она действительно окажется репрезентатив­ной, представительной.

Нарушение принципов случайного выбора порой приводило к серьезным ошибкам. Стал знаменитым своей неудачей опрос, проведенный американским журналом «Литературное обозрение» относительно исхода президентских вы­боров в США в 1936 году.

Кандидатами на этих выборах были Ф.Д.Рузвельт и А.М.Ландон. В качестве генеральной совокупности редакция журнала использовала телефонные книги. Отобрав случайно 4 миллиона адресов, она разослала по всей стране открытки с вопросом об отношении к кандидатам в президенты. Затратив большую сумму на рассылку и обработку открыток, журнал объявил, что на предстоящих выборах президентом США с большим перевесом будет избран Ландон. Результат выборов оказался противоположным этому прогнозу.

Здесь были совершены сразу две ошибки – во-первых, телефонные книги сами по себе дают не репрезентативную выборку из населения страны, хотя бы потому, что абоненты – в основном зажиточные главы семейств. Во-вторых, прислали ответы не все, а люди, не только достаточно уверенные в своем мнении, но и привыкшие отвечать на письма, т.е. в значительной части представители делового мира, которые и поддерживали Ландона. Если бы редакция критически подошла к своей работе, она поняла бы, что методика опроса страдает изъянами.

Явление, подобное только что описанному, когда выборка представляет не всю генеральную совокупность, а лишь какой-то ее слой, какую-то ее часть, называется смещением выборки. Смещение – один из основных источников ошибок при использовании выборочного метода.

Однако для тех же самых президентских выборов социологи Дж.Гэллап и Э.Роупер правильно предсказали победу Рузвельта, основываясь только на 4 тысячах анкет. Причиной этого успеха, прославившего его авторов, было не только правильное составление выборки. Они учли, что общество распадает­ся на социальные группы, которые более однородны, в том числе по своим политическим взглядам. Поэтому выборка из слоя может быть относительно малочисленной с тем же результатом точности. Имея результаты обследования по слоям, можно характеризовать общество в целом. Сейчас такая методика является общепринятой.

В своей конкретной деятельности психолог действует следую­щим образом: устанавливает подгруппу (выборку) внутри гене­ральной совокупности, подробно изучает эту выборку (проводит с ней экспериментальную работу), а затем, если позволяют результаты статистического анализа, распространяет полученные выводы на всю генеральную совокупность. Это и есть основные этапы работы психолога с выборкой.

Начинающий психолог должен иметь в виду часто повторяю­щуюся ошибку: каждый раз, когда он осуществляет сбор любых данных любым методом и из любого источника, у него всегда появляется соблазн распространить свои выводы на всю гене­ральную совокупность. Для того чтобы избежать подобной ошиб­ки, надо не просто обладать здравым смыслом, но, прежде все­го, хорошо владеть основными понятиями математической ста­тистики.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ

Возникает закономерный вопрос: как сформировать репрезен­тативную выборку? С точки зрения статистики, репрезентативность выборки означает, что представленное в выборке распределение изучаемых признаков соответствует (с определенной долей по­грешности) их распределению в генеральной совокупности.

Опишем два метода, обеспечивающие репрезентативность выборки.

Первый метод – формирование простой случайнойвыборки. В этом случае выборка состоит из элементов, отобранных из гене­ральной совокупности таким образом, чтобы каждый элемент этой совокупности имел равные возможности (равную веро­ятность) попасть в выборку. Полученная таким образом выборка называется простой случайной выборкой.

Получить простую случайную выборку можно путем обычной жеребьевки (по аналогии с лотереей) или с помощью специаль­ных таблиц случайных чисел. В последнем случае элементы гене­ральной совокупности перенумеровываются и из таблицы слу­чайных чисел, открытой на произвольной странице, выписыва­ются номера элементов, которые должны быть взяты в выборку. Данная процедура трудно осуществима, поскольку для ее реали­зации необходимо учитывать каждого представителя генеральной совокупности.

Второй метод основывается на понятии стратифицированной случайной выборки. Для этого необходимо разбить элементы гене­ральной совокупности на страты (группы) в соответствии с не­которыми характеристиками. Например, при обследовании спро­са на некоторый товар генеральную совокупность желательно разбить на группы, различающиеся по величине дохода, соци­альной принадлежности или даже по месту жительства (город, деревня). Если произведена подобная разбивка совокупности и случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты), то полученная в итоге выборка носит название стра­тифицированная случайная выборка.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ

Как определяется объем выборки? Подчеркнем, что он зави­сит, прежде всего, от задач исследования. Психолог может изучать единичные случаи, если те по каким-либо причинам представ­ляют особый интерес для науки. Так, например, строится работа с одаренными детьми, каждый из которых, как правило, имеет свои неповторимые особенности. Предметом отдельного иссле­дования могут служить также редкие или уникальные случаи на­рушения развития. В частности, пристальное внимание известно­го ученого П.К. Анохина и его сотрудников было сосредоточено на изучении особенностей функционирования организма срос­шихся сиамских близнецов Маши и Даши (это пример так назы­ваемой минимальной выборки).

Когда психолог ставит целью изучение характеристик, прису­щих многим представителям генеральной совокупности, возника­ет вопрос о наиболее приемлемом объеме выборки. В этих случаях очевидно, что больший объем выборки позволяет получить бо­лее надежные результаты. Объем выборки зависит также от степе­ни однородности изучаемого явления. Как правило, чем более од­нородно изучаемое явление, тем меньше может быть объем вы­борки. Например, психолог изучает выраженность уровня маску­линности-феминности у мастеров спорта по хоккею. Поскольку подобная группа спортсменов представляет собой достаточно од­нородную выборку, то ее объем может быть весьма небольшим, например, в пределах одной команды – 12-20 человек.

Кроме того, объем выборки зависит от тех статистических ме­тодов, которые предполагается использовать. Одни методы требу­ют большого количества испытуемых в выборке, другие могут применяться при относительно небольшом их количестве. Напри­мер, некоторые непараметрические критерии различий могут ис­пользоваться при сравнении групп численностью в 5-7 человек, а факторный анализ наиболее адекватен, если объем выборки со­ставит около 100 человек.

Для психологических исследований рекомендуется использо­вать экспериментальную и контрольную группы, так чтобы чис­ленность обеих сравниваемых групп была не менее 30-35 испы­туемых в каждой.

В целом для определения объема выборки в социальных системах можно выделить следующие методы:

§ вольный подход по «методу научного тыка»; например, определяется, что достаточное количество опрошенных для получения надежных результатов в социологии или педагогике должно быть 5 или 10% от совокупности. Анализ литературных источников, посвященных расчетам объемов выборок, ни теоретически, ни эмпирически не подтверждает такие объемы;

§ принято считать, что при n ³ 60 выборка большая или репрезентативная, но такое деление тоже весьма условно;

§ по аналогии с другими исследованиями, например, известно, что при социологических опросах выборка составляет 1000–1200 человек, соответственно назначается и размер данной выборки;

§ с учетом стоимости затрат; когда сумма, что может быть использована на исследования, определена заблаговременно;

§ на основе статистического анализа, когда объем выборки определяется, исходя из условий надежности и достоверности полученных результатов.

Для определения статистически обоснованного объема выборки различные источники дают одну формулу, основанную на уже известных характеристиках распределения:

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное(6.1)

где n – объем выборки,

σ – стандартное отклонение,

N – объем генеральной совокупности,

a – предельная ошибка репрезентативности, за­дается обычно в пределах от 0,01 до 0,10 с наи­более частым употреблением 0,05 (5%);

t – табулированная константа, табличные значения этой величины следующие: t=1,96, при a=0,05; t=2,58, при a=0,01.

Если о характеристиках статистических величин ничего не известно, то дисперсия может быть оценена по правилу «ше­сти сигм»:

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное(6.2)

где хmax максимальное значение шкалы из­мерения,

хmin минимальное значение шкалы,

K – значение, установленное по таблице 6.1 (по Плохинскому, 1970).

n2-56-1516-4950-200201-1000>1000
K

Для исследования в социальных системах можно использовать также таблицу 6.2

Объем генеральной совокупности N, (ед.)¥
Объем выборки, n (ед.)

В завершение приведем несколько рассуждений об оптимальном объеме выборок.

Рассмотрим следующий пример, заимствованный из Nisbett, etal., 1987. Имеются 2 больницы. Предположим, что в первой из них ежедневно рождается 120 детей, во второй только 12. В среднем отношение числа мальчиков, рождающихся в каждой больнице, к числу девочек 50/50. Однажды девочек родилось вдвое больше, чем мальчиков. Спрашивается, для какой больницы данное событие более вероятно? Ответ очевиден для статистика, однако он не столь очевиден неискушенному. Конечно, такое событие гораздо более вероятно для маленькой больницы. Объяснение этого факта состоит в том, что вероятность случайного отклонения (от среднего) возрастает с уменьшением объема выборки.

Если связь между переменными «объективно» слабая (т.е. свойства выборки близки к свойствам генеральной совокупности), то не существует иного способа проверить такую зависимость, кроме как исследовать выборку достаточно большого объема. Даже если выборка, находящаяся в вашем распоряжении, совершенно репрезентативна, эффект не будет статистически значимым, если выборка мала. Аналогично, если зависимость «объективно» (в генеральной совокупности) очень сильная, тогда она может быть обнаружена с высокой степенью значимости даже на очень маленькой выборке.

Другой пример. Представьте, что вы бросаете монету. Если монета слегка несимметрична и при подбрасывании орел выпадает чаще «решки» (например, в 60% подбрасываний выпадает орел, а в 40% «решка»), то 10 подбрасываний монеты было бы недостаточно, чтобы убедить кого бы то ни было, что монета асимметрична, даже если был бы получен, казалось, совершенно репрезентативный результат: 6 «орлов» и 4 «решки». Не следует ли отсюда, что 10 подбрасываний вообще не могут доказать что-либо? Нет, не следует, потому что если эффект, в принципе, очень сильный, то 10 подбрасываний может оказаться вполне достаточно для его доказательства. Представьте, что монета настолько несимметрична, что всякий раз, когда вы ее бросаете, выпадает «орел». Если вы бросаете такую монету 10 раз и всякий раз выпадает «орел», большинство людей сочтут это убедительным доказательством того, что с монетой что-то не то. Другими словами, это послужило бы убедительным доказательством того, что в генеральной совокупности, состоящей из бесконечного числа подбрасываний этой монеты «орел» будет встречаться чаще, чем «решка». В итоге этих рассуждений мы приходим к выводу: если зависимость сильная, она может быть обнаружена даже на малой выборке.

Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Смотреть картинку Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Картинка про Выборочное исследование используется чаще чем сплошное. Фото Выборочное исследование используется чаще чем сплошное

? ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Дайте определение следующим понятиям: выборка и генеральная совокупность; выборочное и сплошное исследования; зависимые и независимые выборки; выборки повторные и бесповторные.

2. Дайте характеристики следующим выборкам: однородная, простая, случайная, стратифицированная, репрезентативная.

3. Перечислите и охарактеризуйте методы формирования выборки и методы определения ее объема.

4. Психолог ставит целью своего исследования доказать различия в результативности обучения чтению в двух группах первоклассников, обучающихся по разным методикам. Определите для исследования требования к выборкам учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *