Вциом что это расшифровка аббревиатуры
Новое в блогах
ЧТО ТАКОЕ ВЦИОМ? Из чего состоит, как и на кого работает.
Очень часто, в дискуссиях соц. сетей, обсуждающих и критикующих социально-экономическую политику России, оппоненты критиков приводят несокрушимый довод в ее защиту, опираясь на то, что 86-90% населения РФ по данным опроса ВЦИОМом эту политику одобряют.
Но в этой публикации я хочу показать вам, что же такое ВЦИОМ, в который так свято верят наши граждане, из кого и чего он состоит, эта, так называемая, «некоммерческая организация», как и под чьим непосредственным руководством, заказам и указаниям, она действует. Его суть можно выразить 2-мя фразами его сотрудников на условии анонимности:
Офшоры ВЦИОМа: «Нам платят за лояльность возможностью воровать»
«Каждую пятницу в президентской администрации заранее утверждают пресс-выпуски ВЦИОМа».
А теперь подробности:
Главная кузница общественного мнения России – ВЦИОМ, идет в ногу со временем. Чиновники от социологии готовы интерпретировать цифры так, как того требуют кураторы из администрации президента, что в преддверии парламентских и президентских выборов приобретает особую ценность. Награда за послушание — де-факто приватизация государственного учреждения, возможность осваивать бюджетные деньги, уклоняться от налогов и выводить деньги в офшоры.
«Социологи-спойлеры». Заместитель начальника управления внутренней политики президентской администрации Алексей Чеснаков неустанно следит за работой социологов.
По словам одного из сотрудников ВЦИОМа, директор центра Валерий Федоров лично согласует с Чеснаковым все вопросы анкет для еженедельных всероссийских экспресс-опросов общественного мнения. Каждую пятницу в президентской администрации заранее утверждают и пресс-выпуски ВЦИОМа (Аналитические отчеты по результатам опросов, как правило, по социально-политической тематике.), которые готовятся к выходу на следующей неделе. Таким способом там готовится негативное отношение к той или иной партии, лидерам оппозиционных движений, тому или другому неугодному Кремлю политику, или бизнесмену, варианты наводящих опросов.
Эти, так называемые, наводящие или формирующие вопросы, то есть вопросы, которые предопределяют ответ респондентов. Среди серьезных социологов такой подход к исследованиям считается в лучшем случае непрофессиональным, в худшем — сознательной манипуляцией общественным мнением. Это – не наука, это либо жульничество, либо политтехнологии, но к социологии никакого отношения не имеет ,
Это мнение подтверждает и руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМа Леонтий Бызов: «Это замаскированный под социологию способ вбрасывания в общественное мнение каких-то проблем, идей, пропаганды и т.д. Иногда в формулировках вопросов уже содержится подсказка, и наш профессионализм заключается в том, чтобы максимально от этого отойти». При этом Бызов подчеркнул, что подобными вещами грешат все социологические компании, включая ВЦИОМ. И мы в этом не безгрешны. У нас, наверное, тоже бывают вопросы, которые можно критиковать. Я говорю это смело, потому что не все вопросы пишу я. Иногда мне что-то не нравится, но тем не менее это пропускают,— говорит социолог. Бызов отметил, что подобная практика во время избирательных кампаний становится особенно популярной.
Социологи-«киприоты». Лояльность и готовность предоставлять необходимые цифры, особенно накануне выборов, как оказалось, дело вполне выгодное. В случае со ВЦИОМом— возможностью использовать государственное учреждение и все полагающиеся к тому льготы для ведения вполне частного и непрозрачного бизнеса. Подчеркнем: речь идет о компании со 100-процентным государственным капиталом, которая, казалось бы, должна быть особенно щепетильна в финансовых вопросах, включая налоговые платежи.
Так, в распоряжении The New Times оказалась схема финансовой деятельности центра, из которой следует, что ВЦИОМ выводит деньги в иностранные офшоры, а также использует черные и серые схемы уклонения от налогов. Еще раз подчеркнем: любой бизнес стремится к минимизации налогового бремени (Михаилу Ходорковскому это стремление стоило 8 лет тюрьмы). И это нормально, если находится в рамках закона. Ненормально, когда по черным и серым схемам действуют государственные организации, чей основной капитал— деньги налогоплательщиков. По сути это не что иное, как двойное налогообложение сограждан.
С документами о финансовой деятельности ВЦИОМа The New Times обратился к экспертам—специалистам по налоговому праву. Их вывод: ВЦИОМ использует в своей практике довольно сложные схемы. Часть денег, которые эта госорганизация получает в качестве оплаты за различные работы — от социологии общественного мнения до маркетинговых исследований,— выводится за границу в офшорные зоны на счета двух компаний. Одна—Ritsel Ventures Inc — зарегистрирована на Британских Виргинских островах (БВО). Другая —Incorece Ltd — на Кипре. Делами офшоров, как показало расследование The New Times, занимаются специалисты (их имена имеются в распоряжении редакции) в московском филиале кипрского банка The Cyprus Popular Bank, а также в компании Amond&Smith, которая осуществляет юридическое сопровождение офшоров. Наличие иностранных оффшоров у государственной компании вызывает недоумение,— говорит партнер крупной финансовой консалтинговой компании на условиях анонимности.— Цель понятна— уклонение от налогов и вывод капиталов за пределы страны. Но зачем это нужно государственной организации? Риски ведь слишком большие.
«НИИЧаВо (Вспомним повесть Аркадия и Бориса Стругуцких «Понедельник начинается в субботу» про Институт Чародейства и Волшебства (НИИЧаВо)
Наконец, в третью компанию— РУСОМАР — переводятся материальные активы ВЦИОМа. О РУСОМАРе в узких кругах говорят как о возможном запасном аэродроме для всего менеджмента в случае развития неблагоприятной ситуации после марта 2008 года. Именно поэтому все материальные активы сливаются сейчас туда,— говорит на условиях анонимности сотрудник ВЦИОМа. Одним из учредителей компании является кипрский офшор Incorece Ltd. На сегодняшний день в задачи РУСОМАРа входит также открытие региональных отделений во всех семи федеральных округах. Кстати, на официальном сайте ВЦИОМа указано, что в ближайшее время планируется открытие региональных отделений— уже самого ВЦИОМа—в тех же семи федеральных округах .
Полный текст статьи « Технология опроса граждан России ВЦИОМом»
Всероссийский центр изучения общественного мнения
Валерий Фёдоров — директор, Константин Абрамов, Максим Муссель, Степан Львов
социологические и маркетинговые исследования, опросы общественного мнения,
Всеросси́йский це́нтр изуче́ния обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году.
Содержание
Описание
Старейшая на постсоветском пространстве социологическая компания (образована в 1987 году постановлением президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР как Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения, с 1992 — Всероссийский. ВЦИОМ проводит маркетинговые, социальные и политические исследования полного цикла — от разработки концепции и инструментария до подготовки аналитических отчетов и презентации результатов.
Исследования проводятся как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также за рубежом. Существуют партнерские связи и ведутся исследования как на пост-советском пространстве, так и в странах ЕС, в Японии, Китае и т. д. Среди партнеров и заказчиков исследований Центра — ведущие российские и зарубежные компании, ВУЗы, государственные институты: Международный комитет Красного Креста, Программа развития ООН, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Издательский дом «КоммерсантЪ», Reuters, NATO (Бюро НАТО в Москве), Госдепартамент США, НИУ-ВШЭ, РГСУ, Роснефть, РУСАЛ, Samsung, Intel и т. д.
Структура и сотрудники
Центральный офис ВЦИОМ находится в Москве. Филиалы компании работают во всех 7 федеральных округах страны. В московском офисе компании работает более 70 специалистов в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии, статистики. Руководит Центром Валерий Фёдоров. С 2011 года Председателем Совета директоров является Юрий Войцеховский.
Среди сотрудников компании — доктора и кандидаты наук, выпускники ведущих российских и зарубежных ВУЗов (Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, Венской и Московской дипломатических академий, Высшей школы экономики и др.). Собственная сеть интервьюеров насчитывает около 5000 человек. Ведущие департаменты компании включают:
Исследования ВЦИОМ
На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:
В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т. п.). Среди методов обработки информации — как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т. п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).
Некоторые проекты ВЦИОМ за последние 5 лет
Научная и преподавательская деятельность
ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 года ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 года находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера [7] ). В редколлегии «Мониторинга» (полностью обновившейся в 2003 году) — ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, ГУ—ВШЭ, ГфК-Русь и др.
На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ — научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 года). ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых учёных — социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.
Центр регулярно издает авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию общественного мнения в России. Среди последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005). [8] ). Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.
Коллективом ВЦИОМ ведется архив, в котором представлены исследования общественного мнения начиная с 1992 года. Так, в базе данных ВЦИОМ «Архивариус» — [9] результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 года по настоящее время, а в расширенном тематическом архиве [10] — есть функции углубленного поиска в архиве Центра.
История
Рождение. Первый в России институт изучения общественного мнения. 1987 г.
В 1988 году во ВЦИОМ пришёл работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным, Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».
«Первый среди новых». 1992—2003 гг.
В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.
В 1994, 1999 и 2003 годах прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады. [13] [14] 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.
2003 год. Конфликт
С самого основания ВЦИОМ был государственной социологической компанией. Так, в 1987 учредителями Центра были ВЦСПС и Госкомтруда СССР, затем (в 1998 г.) Центр был перерегистрирован как федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в августе 2003 решением Министерства имущественных отношений ФГУП ВЦИОМ было преобразовано в ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения». Как и прежде 100 % собственником организации оставалось государство. Совет директоров компании, состоящий из представителей акционера — государства, принял решение сменить руководителя Центра (Юрия Леваду), [16] который возглавлял компанию в 1992—2003 гг. На его место был назначен молодой политолог Валерий Фёдоров. Претензиями к Леваде, по словам нового руководителя, были: «застой в научной сфере»[17] и то, что при нём были «незаслуженно забыты» исследования «социальной ситуации в стране, проблемы бедности, безработицы, занятости, рынка труда, эмиграции».[16] Одной из главных задач Валерия Фёдорова на посту директора, по его собственным словам, было сохранение исследовательского коллектива ВЦИОМ:
«Он [Левада] хочет представить собственное отстранение как разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович пытается представить свое увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим». [17]
Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ вслед за Юрием Левадой и создали службу «ВЦИОМ-А». В начале 2004 года Федеральная антимонопольная служба РФ, запретило прежнему коллективу использовать название «ВЦИОМ-А» и название журнала «Мониторинг общественного мнения», оставив это право за ОАО «ВЦИОМ». В результате этого решения организация «ВЦИОМ-А» была переименована в Левада-Центр. Также стали одновременно издаваться два журнала: «Мониторинг общественного мнения» — во ВЦИОМ, прежний коллектив «Мониторинга» стал издавать «Вестник общественного мнения». В одном из интервью первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская, возглавившая правление Левада-Центра, так отозвалась о произошедших переменах:
«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд». [18]
ВЦИОМ сегодня. 2003—2009 гг.
ВЦИОМ продолжил вести исследовательские программы, начатые прежним коллективом, и издавать журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (прежний редакторский коллектив с 2003 года продолжил работу во вновь созданном журнале «Вестник общественного мнения»).
С 2003 года бОльшее значение приобрели исследования и на постсоветском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» [21] и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами — ведущими социологическими компаниями этих государств.
Появились новые регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы слова в российских регионах, Состояние высшего профессионального образования в России и др.
Новая, более прикладная и прагматичная фокусировка исследовательских программ ВЦИОМ выразилась и в смене девиза Центра: вместо прежнего «От мнения — к пониманию» (Ю.Левада) им стал: «Знать — чтобы побеждать!»
Критика
Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи из ВЦИОМ по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определённые ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен», и «пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы. [24] Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.
ВЦИОМ
Приветствуем вас на странице Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Какие книги покупают россияне? За кого голосуют? Сколько денег тратят на продукты? Во что играют? Что делают в интернете? Как реагируют на события в России и мире? и многое другое..
Каждый день мы публикуем только свежие #данные_исследований ВЦИОМ. Также у нас есть #инфографика, видеоматериалы, информация о конкурсах, обучающих программах ВЦИОМ и много интересного.
Хотите посмотреть, как работает фабрика знаний изнутри?
Для студентов и специалистов мы предлагаем целый ряд программ, начиная от стажировок(http://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/programma_stazhir..) и заканчивая специальными курсами (https://konkurs.wciom.ru/). Welcome!
ВЦИОМ запись закреплена
82-й выпуск подкаста «Кто говорит? ВЦИОМ!»
1) Наличные деньги: запретить или оставить?
2) Над границей тучи ходят хмуро. Как наши сограждане относятся к ситуации на белорусско-польской границе?
3) Семья и дети: установки и реалии.
Делитесь мнением о подкасте в комментариях. Приятного прослушивания!
ВЦИОМ запись закреплена
Приглашаем студентов и преподавателей на вебинар для участников конкурсов научно-исследовательских работ по социологии «Дипломник года» и «Студент года».
Вебинар состоится 7 декабря в 16:30 на платформе Zoom.
Для участников выступят эксперты конкурса:
Показать полностью.
Михайлова Елена, советник генерального директора ВЦИОМО требованиях к подготовке и оформлению работы;
Как выбрать и структурировать материал;
Как выбрать корректный подход и эффективные методы анализа для исследуемой проблемы.
Заитова Татьяна, исследовательский менеджер ВЦИОМКак работает мозг (человека) респондента? Что он слышит, когда мы ему задаём вопрос, как получить релевантный ответ.
Какие типовые формулировки помогают нам узнать детали?
Как избежать распространенных ошибок?
Для получения ссылки необходимо зарегистрироваться здесь: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSefum4h1-JRH..
ВЦИОМ запись закреплена
В последние два-три года 71% россиян не приходилось никуда летать на самолете. Использовали это средство передвижения с различной степенью частоты 29% опрошенных. Каждый десятый опрошенный летал один раз (9%), 11% летали два-три раза. Более шести раз за последние два-три года в небо поднимались 5% граждан, чаще — жители Москвы и Санкт-Петербурга (18%), люди в возрасте от 35 до 44 лет (9%) и мужчины (7%).
Показать полностью.
Большинству из тех, кто летал в последние два-три года на самолете, в той или иной степени понравились аэропорты, которыми они пользовались при последнем перелете (89%, притом 42% определенно понравились, а 47% — скорее понравились).
Россияне, которые летали на самолете в последние 2-3 года и оценили аэропорты положительно:28% отметили внимание и вежливость персонала,
каждый пятый доволен чистотой и порядком (20%),
15% опрошенных отметили комфорт и отсутствие очередей,
каждый десятый похвалил организацию пассажиропотока (11%).
ВЦИОМ запись закреплена
Большинство опрошенных россиян (82%) знают, как расшифровывается аббревиатура СССР, 19% не смогли назвать Союз Советских Социалистических Республик. Правильно ответили на вопрос 94-95% граждан старшего поколения и только 59-60% молодежи.
На просьбу назвать республики, входившие в состав СССР, чаще всего россияне называли Украинскую ССР (65%), Белорусскую ССР (59%), а также Узбекскую ССР (49%). Кроме того, 48% вспомнили Казахскую ССР, по 45% назвали Латвийскую и Литовскую ССР.
Чаще всего россияне ассоциируют СССР с верой в светлое будущее (21%), положительными эмоциями (13%), детством (11%) и многонациональной страной (10%).
ВЦИОМ запись закреплена
Россияне часто бывают уверены в своем чувстве юмора: 40% считают, что обладают им в большой степени, 45% полагают, что обладают им в некоторой степени, 9% — только в малой степени. Лишь 4% опрошенных признались, что практически лишены чувства юмора.
Россияне высказались о том, можно или нельзя шутить на некоторые темы. Наиболее уместными для шуток россияне считают такие темы, как отношения с начальством (69%), отношения в семье и экономические и социальные проблемы России (по 63%).
По мнению россиян, нельзя шутить над особенностями здоровья других людей (91%), над церковью (80%), национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи (по 69%).
ВЦИОМ запись закреплена
Владимиру Путину доверяют 63,9% опрошенных россиян (-0,2п.п. за неделю), одобряют его работу на посту Президента РФ 58,8% (+0,3п.п. за неделю).
ВЦИОМ запись закреплена
Подавляющее большинство россиян (86%) скорее согласны с утверждением, что супруги должны иметь детей, 12% с ним скорее не согласны.
Наиболее частые ответы россиян на вопрос о том, для чего нужны дети: для продолжения рода (33%), это счастье и радость (20%), это наше будущее (12%), это смысл жизни (9%), это будущее страны (6%), дети нужны, чтобы их любить (6%).
Показать полностью.
Имея идеальные условия, только 6% россиян не стали бы заводить детей, 6% хотели бы иметь одного ребенка, 32% хотели бы иметь двух детей, 32% — трех, а 19% — четырех и более.
По мнению россиян, некоторые люди сознательно отказываются от родительства по следующим причинам:тяжелое материальное положение (26%),
эгоизм (14%),
не хотят брать на себя ответственность (13%),
глупые и бестолковые (10%),
проблемы со здоровьем (8%).
Тем не менее, говоря о супругах, которые могут, но не хотят иметь детей, более половины россиян (58%) ответили, что в жизни бывают разные ситуации и каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно, 34% считают, что их не следует осуждать.
ВЦИОМ запись закреплена
ВЦИОМ представит сразу пять новых книг на Non/Fiction№23.
Со 2 по 6 декабря в «Гостином Дворе» пройдет Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction№23, на которой ВЦИОМ примет участие со своим стендом.
Около 300 универсальных и специализированных издательств и литературных объединений из 25 стран мира предоставят читателям качественный выбор гуманитарной, образовательной, научно-технической и художественной литературы.
Показать полностью.
В этот раз ВЦИОМ представит аудитории сразу 5 новых книг:
Александр Братерский, Анна Кулешова «Открытый (в)опрос: общественное мнение в современной истории России. Том 2»
Джозеф Сутерс «Социология и военные исследования. Классические и современные основания»
Илья Штейнберг «Метод «длинного стола» в качественных полевых социологических исследованиях»
Энди Лок, Том Стронг «Как устроена матрица? Социальное конструирование реальности: теория и практика»
Университетский город: архитектура смыслов. Cборник статей / Под ред. Алексея Щербинина и Алексея. Расходчикова
Приглашаем вас принять участие в Ярмарке и первыми увидеть новые издания ВЦИОМ. Встречаемся на стенде Е-10!
Подробнее о книгах читайте на нашем сайте: https://book.wciom.ru/ Приобрести билеты и узнать подробности о Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction№23 можно по ссылке: https://moscowbookfair.ru/