Всш что это такое

Характеристика структурных компонентов ВСШ.

Понятие «воспитательная система школы». Типы ВСШ.

Воспитательная система школы (ВСШ) — это развивающийся во времени и пространстве педагогический комплекс, система взаимосвязанных компонентов: цели, ради которых она создаётся; деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей; субъекты деятельности, организующие и участвующие в ней; рождающиеся в деятельности и общении отношения, которые интегрируют субъектов в некую общность; среда, освоенная субъектами; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Авторы теории ВСШ считают, что при благоприятных условиях ВСШ может быть создана в микрорайоне, селе, городе или даже в регионе. Но, на наш взгляд, такие проекты утопичны. Исторический и педагогический опыт свидетельствует, что гигантомания не приводит к хорошим результатам.

ВСШ является одним из видов педагогических систем. Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то ВСШ выглядит с одной стороны как система психолого-педагогическая (поскольку влияет на школьников как педагогический фактор: через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы); с другой стороны, ВСШ является системой социально-педагогической, поскольку влияет на школьников через их включённость в окружающую среду, через отношения между детьми, педагогами, родителями, шефами, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного учебного заведения.

Кроме того, ВСШ включает в себя в качестве подсистем «систему воспитательной работы» (как совокупность взаимосвязаны воспитательных мероприятий, дел, акций) и «дидактическую систему»(как процесс реализации целей в сфере образования).

Краткий историко-педагогический экскурс в проблему ВСШ.

(см.: учебно-методическое пособие Н.С.Даведьяновой, М.В.Назаровой, Приложение 7, с. 63).

Характеристика структурных компонентов ВСШ.

Какие цели и задачи решаются в процессе создания и развития ВСШ:

— формирование в учебном процессе и внеклассной работе целостной

научной картины мира, которую дети дополняют из окружающей среды;

— формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

— приобщение к культурным ценностям (общечеловеческим или религиозным) и формирование адекватного поведения;

— формирование креативности как черты личности;

— формирование личностного Я, его самосознания; помощь ребенку в самореализации.

Деятельность (не всякая деятельность является системообразующей). Она должна быть творческой, целенаправленной, личностно значимой и результативной. Игра, учение и труд как виды деятельности всегда имеют предметный результат, а общение может его не иметь.

Игра– способность к свободному проявлению и развитию самодеятельности. Традиционные игровые формы – творческие комплексные праздники: День Учителя, День Именинника, День Открытых Дверей, День Взросления, День девочек (мальчиков), «Юморина», День погружения в ….(учебные предметы), Недели любимых литературных героев, Неделя необязательных знаний….

Отношения гуманные: на основе свободы выбора, добровольности деятельности, взаимного уважения, терпимости, личной ответственности, взаимопомощи, соучастия, сорадования…..

Управление. Его функции:

· организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых, ориентирование на культурные, духовно-нравственные ценности;

· корректировка возникающих отношений;

· рациональное использование воспитательного потенциала среды,

Важен личностный аспект управления. Поскольку цель ВСШ – личность развивающегося человека, значит надо эффективно управлять процессом взаимодействия системы и личности. Этот аспект управления требует оптимального включения личности в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих к рефлексии, самопознанию, самореализации. Этапы развития ВСШ сформулированы в соответствии с «законом движения коллектива» (А.С.Макаренко).

Этапы развития ВСШ:

1) этап становления;

2) этап более или менее стабильного развития, отработка содержания деятельности и структуры системы;

3) завершающий: выход на новое качественное состояние, интенсивный процесс педагогизации ученической среды;

4) обновление и перестройка (может приобретать характер кризиса).

Источник

Всш что это такое

Смотреть что такое «ВСШ» в других словарях:

ВСШ — вечерняя средняя школа образование и наука Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ВСШ высокочастотный сейсмический шум ВСШ Высшая следственная школа образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур

Бужор, Валерий Георгиевич — Бужор Валерий Георгиевич Род деятельности: Криминология Дата рождения: 4 марта 1958(1958 03 04) (54 года) Место рожде … Википедия

Домодедово (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Домодедово. Город Домодедово Флаг Герб … Википедия

Гаспарян, Владимир Сергеевич — Владимир Сергеевич Гаспарян арм. Վլադիմիր Գասպարյան … Википедия

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Авиационный (микрорайон Домодедово) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авиагородок (значения). Микрорайон Авиационный … Википедия

Волгоградская академия МВД России — Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВА МВД России) Год основания 1967 Тип федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессиоан … Википедия

Надтеречное — Село Надтеречное чеч. Лаха Нёвре Страна РоссияРоссия … Википедия

Источник

Всш что это такое

вечерняя средняя школа

образование и наука

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

высокочастотный сейсмический шум

Высшая следственная школа

образование и наука

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

высшая сельскохозяйственная школа

ВСШ Вайенштефан в Германии

Германия, образование и наука

выездная социологическая школа

образование и наука

высокочастотные сейсмические шумы

Вурнарская средняя школа

образование и наука

воспитательная система школы

образование и наука

Веневская средняя школа

образование и наука

выпрямитель селеновый школьный

Полезное

Смотреть что такое «ВСШ» в других словарях:

ВСШ — вечерняя средняя школа высокочастотный сейсмический шум высшая следственная школа … Словарь сокращений русского языка

Бужор, Валерий Георгиевич — Бужор Валерий Георгиевич Род деятельности: Криминология Дата рождения: 4 марта 1958(1958 03 04) (54 года) Место рожде … Википедия

Домодедово (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Домодедово. Город Домодедово Флаг Герб … Википедия

Гаспарян, Владимир Сергеевич — Владимир Сергеевич Гаспарян арм. Վլադիմիր Գասպարյան … Википедия

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Авиационный (микрорайон Домодедово) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авиагородок (значения). Микрорайон Авиационный … Википедия

Волгоградская академия МВД России — Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВА МВД России) Год основания 1967 Тип федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессиоан … Википедия

Надтеречное — Село Надтеречное чеч. Лаха Нёвре Страна РоссияРоссия … Википедия

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлексей Воронин

Похожие презентации

Презентация по предмету «История» на тему: «Воспитательная система школы. План Понятие о ВСШ Движущие силы ВСШ Этапы развития ВСШ Показатели эффективности ВСШ Воспитательные системы в истории педагогики.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Воспитательная система школы

2 План Понятие о ВСШ Движущие силы ВСШ Этапы развития ВСШ Показатели эффективности ВСШ Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе

3 Воспитательная система как педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов которой следует назвать Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову и др.

4 ВСШ – целостный социальный механизм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: целей,субъектов, содержания, способов деятельности и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, психологический климат.(Новикова Л.И.)

5 Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции; 3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); 4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность; 5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

6 Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы.

7 Чтобы воспитательная деятельность являлась системообразующей, она должна быть совместной, творческой, личностно значимой и носить гуманистический характер. Именно эти факторы в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы. Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу. Это означает, что создание воспитательной системы, по сути, есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.

8 Любая гуманистическая воспитательная система является открытой системой, т. е. в ее становлении, функционировании и развитии большую роль играет окружающая среда – и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой эта среда освоена).

9 Движущие силы ВСШ Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности; поэтому она – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен: в нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения.

10 Источником развития воспитательной системы служит прежде всего разрешение противоречия между ее нарастающей упорядоченностью (процесс интеграции) и тенденцией к возрастанию независимости различных элементов (процесс дезинтеграции). Интеграция выражается в сплочении коллектива, в установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т. д., дезинтеграция – в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, возникновении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, и т. д.

11 Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития воспитательной системы конкретизируются в противоречиях между системой и личностью. Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе способствуют отчуждению между ребенком и педагогом.

12 Этапы развития ВСШ Этап становления В существующую или вновь создаваемую школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: намечаются принципы деятельности педагогического и ученического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятельности, формы их организации. Основная цель первого этапа – отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. В процесс создания системы вовлекается все большее количество педагогов, учащихся, их родителей, участвующих в совместной деятельности. Главная характеристика воспитательной системы школы на данном этапе – ее стремление к упорядоченности.

13 Этап стабильного развития Развивается школьный коллектив, ведущей становится коллективная деятельность, формируется стабильное общественное мнение. Создаются органы само– и соуправления, отрабатываются наиболее эффективные педагогические технологии. Главная трудность педагогического управления школьной воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов.

14 Третий этап – окончательное оформление воспитательной системы школы – характеризуется тем, что школьный коллектив действует как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, совместной деятельностью, отношениями творческого сотрудничества. В центре внимания воспитательной системы находятся воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической позиции, освоение технологий гуманистического воспитания. Система накапливает и передает свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют.

15 Четвертый этап – перестройка воспитательной системы школы – наступает, когда усиливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, оригинального в жизни школьного коллектива. Причинами таких явлений могут быть дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Явление кризиса – естественный процесс в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития, где преобладающими вновь становятся интеграционные процессы.

16 Перестройка или обновление воспитательной системы может носить не только прогрессивный (развивающий), но и консервативный (разрушающий) характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, а также доминирующий вид деятельности, выступающий главным системообразующим фактором. Система меняется коренным образом в том случае, если вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогические концепции. Система обновляется за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Однако новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не последует очередного витка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал воспитательной системы нередко связан с уходом из школы ее автора.

17 Показатели эффективности ВСШ упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы); наличие сложившегося единого школьного коллектива; интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий. степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы; общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся. Данные критерии условны, они могут конкретизироваться применительно к той или иной воспитательной системе школы.

18 Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. Самые древние системы воспитания, описанные в ряде источников и дошедшие до наших дней в виде отдельных идей и направлений, были созданы в греческих городах-государствах Спарте и Афинах и отражали специфику их экономического и политического устройства.

20 Афинская система воспитания ставила своей целью воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, показателями чего служили победы в соревнованиях по гимнастике, танцах, музыке, в словесных спорах. Система воспитания также реализовывалась поэтапно. На первом этапе (7-16 лет) дети посещали одновременно мусическую (музыкальную) и гимнастическую школы (палестры), в которых получали литературное, музыкальное и военно-спортивное воспитание. На втором этапе (16–18 лет) юноши совершенствовали свое образование и воспитание в гимнасиях, где приобретали опыт красноречия и ведения споров. На заключительном этапе (18–20 лет) лучшие юноши совершенствовали военное мастерство в эфебиях.

21 Афинская система воспитания была ориентирована на овладение «совокупностью добродетелей», которые в дальнейшем получили известность как «семь свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа вошла в историю как символ греческой образованности.

23 Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек. Главными составляющими в его воспитании выступают: 1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; 2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; 3) трудовое воспитание, основанное на знаниях по экономике и сельскому хозяйству, владениях ремеслами; 4) развитие любознательности и интереса к учению, которое должно иметь теоретическую направленность и практический характер.

24 Вальдорфская педагогика Воспитательная система немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера (1861–1925), известная как вальдорфская педагогика (по названию фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела.

25 Воспитательная система вальдорфских школ была призвана одновременно развивать интеллект (дух), тело и нравственность (душу) человека. Главный принцип, лежащий в основе данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая при этом обязательно предусматривает ответственность. Школа представляет собой социальный организм нового типа. Прежде всего в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.

26 Педагоги вальдорфской школы были незаурядными личностями, высокоэрудированными, прекрасно подготовленными специалистами, для деятельности которых характерны: 1) выбор в качестве основных средств обучения яркого, живого слова, ритма, природного материала, игры, творческой деятельности; 2) опора на индивидуальные особенности детей, их душевные переживания как стимул для развития и осознания своего «Я»; 3) ориентация на развитие у детей способности чувствовать, творчески созидать, изучать природу, воспринимать культуру и искусство; 4) установка на обучение без отметок, на показ того, что педагог вместе с учениками ищет ответы на поставленные вопросы, не всегда зная ответы; 5) стремление оказать помощь ученику в форме суждения-совета, который высказывается как пожелание в ходе свободного общения.

27 Воспитательная система итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952) ВС разработана в русле идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Главную задачу школы Монтессори видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка.

28 Основными концептуальными положениями воспитательной системы М. Монтессори выступают следующие: 1) обучение и воспитание должны проходить совершенно естественно в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает; 2) девизом воспитательной системы должно быть обращение ребенка к педагогу («Помоги мне сделать это»); 3) вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности; 4) в организации воспитания необходимы учет сензитивности и спонтанности развития, единство индивидуального и социального развития; 5) в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; 6) сущность разума – в упорядочении и сопоставлении; 7) не надо обучать ребенка: необходимо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры; 8) сознание ребенка является «впитывающим», поэтому главное в воспитании заключается в том, чтобы организовать окружающую среду для такого «впитывания».

29 Одной из центральных в воспитательной системе М. Монтессори является идея воспитывающей (культурно- развивающей, педагогической) среды, которая необходима для того, чтобы реализовать природные силы развития, заложенные в ребенке. В дошкольный период воспитывающая среда содержит так называемый монтессори-материал, подобранный в соответствии с индивидуальностью ребенка и его стремлением к движению, выступающий психологическим инструментом опосредованного восприятия мира и необходимый для развития практических умений, мелкой моторики и сенсорики, рук, глаз, речи ребенка. Часть этого материала создается из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, вкусу, весу, температуре. Взрослый как конструктивный элемент воспитательной среды всегда готов прийти на помощь в желании ребенка познать окружающий его мир и самого себя.

30 В младшем школьном возрасте «монтессори- материал» содержит специально созданные яркие, наглядные дидактические средства (числовые таблицы, цифры, буквы и геометрические фигуры из шершавой бумаги, числовой материал из бусин, средства письма, библиотечку). Взрослый как организатор воспитательной среды проводит беседы, рассказы, разговоры, игры. Главное в его позиции: исследовать, наблюдать, организовывать воспитывающую среду, уважать право ребенка быть самим собой и отличаться от взрослых и других детей.

Источник

Сущность, принципы и подходы ВСШ.

Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе стимулируют процессы социальной автономизации ребенка и педагога. Таким образом, развитие воспитательной системы есть условие социализации ее субъектов.

В.А.Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы школы. Первая группа критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности школы, наличие сложившегося единого школьного коллектива, единство воспитательных воздействий в педагогические комплексы.

Вторая группа — критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность. Об этом говорят степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции; общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие детей и педагогов, внутренний комфорт; уровень воспитанности выпускников школы.

Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы.

Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Л.И.Новикова выделяет следующие подходы ВСШ: деятельностный, дифференцированный, личностный, средовой, индивидуальный, дихотомический.

Деятельностный подход подразумевает два компонента: «отношенческий подход» и «событийный подход». Отношенческий связан с идеями коррекции отношений детей в совместной деятельности и общении.

Событийный подход призван превратить мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, которое должно оставить яркий след в памяти участников.

Личностный подход – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к ответственному субъекту собственного развития.

Средовой подход подразумевает включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включение среды в воспитательный процесс школы. Это и интеграция всех влияний.

Дифференцированный подход в сфере воспитания – это учет и индивидуальных интересов ребят, и их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.

Индивидуальный подход в воспитании означает ориентировку на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал.

Дихотомический подход – это последовательное использование в воспитании событийности и повседневности, эмоциональности и рассудочности, поощрение и наказание и т.д.

Основные принципы воспитания: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип дополнительности в воспитании, принцип центрации воспитания на развитии личности.

Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А.Караковский), рассматриваемые как совокупность научно обоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными: воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.

Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Познавательная деятельность основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что с 10—11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.

Современная система школы имеет три функции: интегрирующая, регулирующая и развивающая. Интегрирующая приводит к соединению в одно целое ранее разрозненных воспитательных воздействий. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой – в ее поступательном развитии, обновлении, совешенствовании.

Наблюдения позволяют выделить новые функции ВСШ – функций защиты, корректировки и компенсации.

На этапе стабильного развития воспитательной системы продолжается упорядочение всех процессов. Ведущей становится коллективная деятельность. Создается стабильное общественное мнение. Стандартизируются жизненные ситуации. Дезинтеграционные явления проявляются слабее. Система функционирует в заданном режиме. Через некоторое время, как правило, наступает этап кризисного развития системы. Термин «кризисное развитие» условен; в это время просто усиливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, оригинального в жизни школьного коллектива. Причины таких явлений — дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Кризис воспитательной системы может преодолеваться по-разному: путем изменения ведущего вида деятельности и восстановления системообразующих связей; путем создания на базе прежней системы новой, включающей определенные ценности и традиции своей предшественницы, но основанной на другом типе системообразующих связей; наконец, может наступить развал воспитательной системы, характеризующаяся распадом системообразующих связей. Явление кризиса — естественный процесс в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития. На нем преобладающими вновь становятся интеграционные процессы.

Перестройка или обновление системы может иметь не только прогрессивный, но и консервативный, не только развивающий, но и разрушающий характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, адекватность ее перспективам развития общества. Большое значение имеет и доминирующий вид деятельности, являющийся главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системообразующей деятельности к другому сам по себе очень сложен, но он менее болезнен, если совершается в рамках одной педагогической концепции. Если же вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогическиё концепции, это меняет систему коренным образом. Если система сориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества, такая перестройка гуманистична по своему характеру и типу. Если же новая система сориентировала на воспитание послушания, постоянным и основным механизмом ее воздействия становится скрупулезное предъявление требований, а дисциплина является главным показателем развития системы, то вольно или невольно она нивелирует личность, а потом и подавляет ее.

Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Эти изменения и поднимают ее на новую ступень. Новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не, последует очередного нитка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал системы нередко связан с уходом из школы ее автора. Перестройка системы, если она в целом прогрессивна, идет, как правило, в сторону усложнения: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими отношения, более разветвленными связи, и конечно же, организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

Обновление и перестройка системы — противоречивый процесс. Новообразования далеко не всегда вписываются в нее органично. Их введение вызывает сбои в развитии системы как целостного образования. В связи с этим и требуется предварительное моделирование нового состояния системы, предусматривающее те изменения, которые произойдут в ее структуре, функциях, внутренних и внешних связях, отношениях системы школы.

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите известную вам авторскую воспитательную систему.

2. Дайте характеристику воспитательной системе известного вам образовательного учреждения.

3. Составьте таблицу, отразите в ней этапы становления воспитательной системы.

4. Что такое воспитательная система?

5. Как развивается воспитательная система?

6. Как создать воспитательную систему в школе?

7. Каковы критерии развитости воспитательной системы?

Литература:

Воспитательное пространство как объект педагогического исследования.- Калуга, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *