Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость

Устное народное творчество, с. 15 – 16

Сен 17

Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Смотреть фото Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Смотреть картинку Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Картинка про Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Фото Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость

Устное народное творчество, с. 15 – 16

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины. Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Источник

Классный час на тему «Народное творчество и народная мудрость» (3 класс)

МКОУ Таловская СОШ

и народная мудрость

Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Смотреть фото Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Смотреть картинку Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Картинка про Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Фото Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

Народное творчество и народная мудрость

освоение учащимися нравственных ценностей народа

приобщение детей к народному творчеству;

активизация познавательных интересов учащихся;

привитие уважения и любви к народным традициям.

иллюстрации с изображением лисы, волка, щуки и фламинго;

иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»;

портреты Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского;

рисунки, изображающие деда, комара, репей;

аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», «Игранчики»;

призы в виде шоколадок или конфет.

Ход классного часа

Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор»

Учитель: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».

— Какие виды и жанры произведений фольклора вы можете назвать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сказки, легенды, былины помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют её сжатость и мудрость. Давайте будем изучать и сохранять народное творчество.

Сегодня наш классный час пройдет в форме викторины.

Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.

Давайте познакомимся с правилами викторины:

викторина состоит из трех туров;

на обдумывание каждого вопроса дается пять секунд;

за правильный ответ игрок получает один балл;

после каждого тура отсеиваются игроки, набравшие наименьшее количество баллов.

Сейчас нам надо выбрать жюри, которое будет оценивать игру участников викторины и подсчитывать очки.

Проходят выборы жюри.

Учитель: Начинаем первый тур. Он будет посвящен сказкам. Прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки. В сказках также заключена мудрость наших предков. «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим!

Начинаем первый тур викторины.

Задание первое. Перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Соловей-разбойник. В русских народных сказках всегда сталкиваются добро и зло. Какой из этих героев является отрицательных персонажем?

Учитель: Задание второе. Какой сказочный герой смог победить двенадцатиголовое чудо-юдо?

Учащиеся: Иван Быкович.

Учитель: Задание третье. На этих иллюстрациях изображены персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка». Во всех ли сказках речь идёт о трёх братьях?

Учащиеся: В «Сказке о царе Салтане» говорится о трёх сестрицах.

Учитель: Задание четвёртое. Сказки бывают разные — волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и

хитростью. Но животные являются не только персонажами сказок, но и басен.

Перед вами иллюстрации животных — лисы, волка, щуки и фламинго.

Задание первое. Все ли эти животные являются персонажами басен Ивана Андреевича Крылова?

Учащиеся: Фламинго не является.

Учитель: Задание пятое. Кто из этих персонажей обладал волшебной силой в сказке о Емеле?

Учитель: Задание шестое. Как вы думаете, какое животное из представленных здесь чаще всего становилось героем русских народных сказок?

Учитель: Задание седьмое. Перед вами иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья». Все ли эти иллюстрации являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Звучат народные мелодии

Учитель: К большому сожалению, из конкурса выбывают несколько игроков. Чтобы вам не было горько, вручаем участникам сладкие призы.

Мы начинаем второй тур. Он посвящен пословицам и поговоркам. У каждого народа существует множество пословиц и поговорок. Одна из величайших способностей человека — способность передавать свои мысли, чувства, ощущения, своё восприятие окружающего мира и различных явлений жизни через меткое образное изречение. Пословицы и поговорки доходят до глубины души человека, ведь, в пословицах и поговорках содержится кладезь мудрости. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудро стью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица — всем делам помощница»

Задание первое. Знаете ли вы пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа?

Заслушиваются ответы учащихся:

«Одна голова хорошо, а две — лучше»,

«Один в поле не воин»,

«Одна рука узла не вяжет»,

«Хвастуну цена — три копейки»,

«У семи нянек дитя без глазу»,

«Семь раз отмерь — один отрежь»,

«Семеро одного не ждут»,

«Одним махом семерых убивахом»,

«Лук — от семи недуг» и т.д.

Учитель: Посмотрите на портреты писателей и педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского.

Задание второе. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил триста пословиц и поговорок?

Учащиеся: К.Д. Ушинский в книге «Родное слово»

Учитель: Задание третье. Кто из этих великих людей является автором классических книг, ставших в России образцами детской и народной литературы?

Учащиеся: Л.Н. Толстой.

Учитель: Задание четвертое. Назовите пословицу о дружбе.

Заслушиваются ответы учащихся:

«Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал»,

«Дружба крепка взаимностью»,

«Дружба — богатство бесценное»,

«Дружи с тем, у кого приятелей много, откровенничай с тем, у кого друзей мало»

Учитель: Задание пятое. Продолжи пословицу.

У настоящих друзей и. (дети дружны).

Уважай всякого, кто. (хочет жить в дружбе).

Худой мир лучше. (доброй ссоры).

Сила птицы — в крыльях, сила человека. (в дружбе).

Дружба крепка. (взаимностью).

Если друг твой слепой, и ты. (один глаз свой прикрой)

Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать записи фольклорных песен.

Звучат аудиозаписи фольклорных песен.

Учитель: И вновь из конкурса выбывают несколько игроков. Им также вручаются сладкие призы.

Начинаем последний, третий тур. Устное народное творчество многогранно — это сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни.

Задание первое. Нужно назвать жанр того произведения, которое я сейчас прочитаю.

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу Ягу лей по целому ведру!

Прокоп-укроп, Медный лоб. Сам с аршин, Голова с кувшин.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как вы уже поняли, третий тур посвящен потешкам, считалкам, дразнилкам, закличкам, а также загадкам. Загадки, приметы, заклички показывают, что человек одушевляет мир природы, относится к нему сердечно, как к живому, чувствуя своё родство с природой.

Задание второе. Вспомните и прочитайте песенку, закличку, дразнилку, потешку.

Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы.

Учитель: Задание третье. Послушайте, посмотрите на рисунки и отгадайте загадку: «Дедушка осердился, в бабушку вцепился».

Учитель: Может быть другой ответ на эту загадку? Или возможны оба ответа?

Учащиеся: Да. Комар. Репей.

Заслушиваются ответы учащихся

Заслушиваются ответы учащихся.

Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры

Учитель: И вновь звучат народные мелодии. Выбывшие из игры после третьего тура получают сладкие утешительные призы. Жюри подводит итоги викторины. А желающим я предлагаю рассказать, что нового узнали сегодня? Что заинтересовало? К чему хотелось бы вернуться вновь?

Заслушиваются ответы учащихся.

Проходит награждение победителей викторины.

Источник

Устное народное творчество стр. 15 — 16

Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

Устное народное творчество — это творчество народа, которое передавалась из уст в уста, то есть люди пересказывали друг другу различные сказки, истории, легенды и были.

Литературным языком это называется малые фольклорные произведения, а их автором — народ.

В большинстве произведений мы слышим фантазию о счастье и свободе, поэтому в творчестве так много волшебных предметов и сказочных превращений.

Например, сапоги-скороходы или шапка-невидимка помогала оказаться в любом месте и в любое время, а скатерть-самобранка сама готовила и сама накрывала на стол и могла накормить весь народ.

А также волшебные предметы, такие как меч-кладенец и другие помогали уничтожить самых страшных врагов и защитить свою землю от варваров.

Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.

Устное народное творчество — это творчество народа с помощью слова, то есть устно передаваемые сочинения из поколения в поколение, не записывая их на бумаге.

Какие виды народного творчества ты знаешь?

Устное народное творчество достаточно многообразно, так как люди различным образом выражали свои фантазии, знания об окружающем мире, психологии людей и доносили мудрость до следующих поколений.

Это сказки, сказания, мифы, поговорки, частушки, пословицы, песни и загадки…

Составь с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество».

Думаю, что на выставке народного творчества было бы уместно разместить сборник русских народных сказок Афанасьева, сказки народов России, сборник «Сказки со всего света», «Сказки о животных со всего света» и сборник В. Даль «Пословицы и поговорки русского народа».

Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

План сообщения о народном промысле России «Дымковская игрушка» для 3 класса.

Дымковская игрушка — это изделие ручной работы.

История этой народной игрушки начинается из Дымково Вятского края, где её начали изготавливать для весеннего праздника Свистунья.

Дымковские игрушки изготавливались, как свистульки, в виде людей в национальных костюмах и различных животных.

Каждое изделие создавалось одним мастером, красилось яркими красками и не было двух похожих свистулек.

Для изготовления Дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок.

Изделие долго сушили на солнце, а потом обжигали в печи.

После обжига искусные мастера начинали роспись свистулек различными красками, иногда даже сусальным золотом.

Сейчас Дымковскую игрушку можно посмотреть во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства и при въезде в город Киров в виде скульптуры.

Дополни текст заклички.

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку — скушай крошку.

Скушала крошку — принеси нам сладкого всё понемножку.

Источник

Устное народное творчество — источник вековой мудрости

Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Смотреть фото Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Смотреть картинку Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Картинка про Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость. Фото Вспомни что мы называем произведениями устного народного творчества используй опорные слова мудрость

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *