Всем двс что это приветствие
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Цитатник
Братские могилы: новый ГОСТ в России #делягин #голикова #гост В России с 1 февраля 22-ого года в.
Таки гениальная метафора… как порой привычные вещи наполнены бездонным смыслом. Эти два традиц.
—Метки
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
ДВС! или об ослепляющем эстетическом чувстве и ослеплённой предвзятости.
«Доброго времени суток». О мещанском политесе
Поэтому смело употребляйте «день» в значении «сутки». Так всех и приветствуйте, без различия часовых поясов: «добрый день!» Позвольте себе распоясаться. Если ваше письмо раскроют утром или ночью, вы все равно не ошибетесь, потому что и утро, и вечер, и ночь – это части дня. Сколько букв и секунд рабочего времени будет сэкономлено в мировом масштабе от такого рацпредложения!
комментарий к цитате:
Вот, до чего доводит незнание фактов, помноженное на предвзятость, идущую на поводу у эстетического чувства с глазами на спине 🙂
Во второй половине девяностых (в нулевых волна сошла нанет), массово пошли в ход как сетевые форумы и конференции, так и почтовые программы в случае конференций и формы в случае форумов, использующие настраиваемые шаблоны, включая автоподстановку цитат. (В даннмо случае шаблон – это автоматически подставляемое программой или формой приветствие, прощание/подпись и автоматической оформление цитаты письмо, на которое отчаете.) Особым пунктом в этом ряду стояла сеть FIDO, где, благодаря совершенно особому обилию возможностей шаблоностроения в купе с отсуттствием иных, нежели текст, способов «украшения» писем, шаблоностроение превратилось чуть ли не в вид творчества, если не сказать «спорта».
В сознании человека конкретные времена суток всегда друг-другу противопоставлены, никто и никогда просто так не назовёт день ночью, а утро вечером, более того, называние одного времени суток другим всегда несёт некий смысл и говорит о дезориентации говорящего во времени, например, если сказать днём «Доброе утро», нормлаьным ответом на это было бы «Вообще-то, уже день» с подтекстом «долго же ты спишь», «хорошо же ты вчера повеселился» или «смотри-ка, какой беззаботный, а работать кто будет?». Естественно, в сети, пусть не все, но многие за неимением лучшего применения остроумию, да и из-за того, что за это уж слишком явно глаз цепляется, многие реагировали в духе «Вообще-то, уже ночь, а не день/вечер».
В те времена в сети сидели, в основном, энтузиасты сетевого общения и компьютерных технологий, они разговаривали, в основном, как раз, ночью, после работы, а между прочим, ни по-русски, ни по-английски, ни по-немецки конвенциональное приветствие не может содержать слово «ночь», иначе приветствие автоматически становится прощанием.
В сетевом общении стало (в противовес всему предыдущему человеческому опыту) невозможно предугадать, когда адресат получит письмо, а если адресатов несколько, как в форуме/конференции — тем более.
В сознании человека конкретные времена суток всегда друг-другу противопоставлены, никто и никогда просто так не назовёт день ночью, а утро вечером, более того, называние одного времени суток другим всегда несёт некий смысл и говорит о дезориентации говорящего во времени, например, если сказать днём «Доброе утро», нормлаьным ответом на это было бы «Вообще-то, уже день» с подтекстом «долго же ты спишь», «хорошо же ты вчера повеселился» или «смотри-ка, какой беззаботный, а работать кто будет?»; или на приветствие «Доброе утро» человек, который долго был таз занят, что ещё не спал, отвечает «Это у тебя утро, а у меня ещё вечер». Естественно, в сети, не все, но многие (например, за неимением лучшего применения остроумию, да и из-за того, что за это уж слишком явно глаз цепляется) реагировали в духе «Вообще-то, уже ночь, а не день/вечер».
Ещё хуже ситуация с чатами, где общение происходит в полноценном режиме диалога в реальном времени и часто неизвестно время суток собеседников, посему чуть ли не треть всех разговоров была про этот самый день-вечер-ночь, в форумах и конференциях, да и в личных письмах эта тема постоянно звучала. И буквально всем надоела. Точнее, у многих просто не получается «не замечать» этих несоответствий, но когда другие постоянно на них указывают, это начинает раздражать. Это всё происходило совершенно одинаково в разой языковой среде, и в русской, и в англоязычной, где люди из совершенно разных стран вели себя совершенно одинаково, что говорит о том, что сеть привнесла некий новый элемент в восприятие времени, категорию общую зля носителей разных языков и представителей разных культур. То есть мы имеем дело с сугубо экстралингвистическим фактором.
Так вот, здесь на помощь пришли те самые шаблоны, о которых я упоминал вначале. Сети начинались с энтузиастов, объединённых в некую общность нарождающейся субкультурой, и формальности и всякий политес, как, например, обращение на «вы» в русском сегменте, были малоуместны, если не сказать, считались дурным тоном и всяческим образом вышучивались, карикатурировались, в том числе и посредством гротеска между нарочито формальным стилем шаблона и собственно содержанием письма.
Таким образом, если в качестве приветствия стоит «доброе время суток», это означает не » Мою-то цидульку прочтут неизвестно где и когда, пусть и воспримут мое пожелание близко к сердцу, на заре – как пожелание прекрасной зари и т.д. Ради такой учтивости не жалко накатать много лишних букафф.», а: «Да-да, я знаю, что у тебя там, скорее всего, не вечер, но это — просто формлаьное шаблонное приветствие, которое ни к чему не имеет отноешния, просто совсем без приветствия – как-то шершаво, поэтому приходится что-то писать. Ну вот, с реверансами закончили, а сказать я хотел вот, что. «, — то есть, прямо противоположное: это никакое не щегольство, а с одной стороны, вышучивание всяческих политесов как класса и возможной неловкости ситуации, с другой стороны, подчёркивание контраста между шаблонным, вставленным компьютером, текстом и собственно содержанием письма, текстом написанным живым человеком, и вот тут канчеляритовый оттенок фразы подходит как нельзя лучше. Кроме того, это дружелюбный сигнал о нежелании развивать «тему дня и ночи». Таким образом, если в этом контексте, вообще, уместно говорить о жаргоне, то это не его новоприобретение, а его новоизобретение. Новые люди в интернет приходят постоянно, поэтому ситуация повторяется и будет повторяться.
Совет говорить «добрый день» ошибочен.
Потому что, полных синонимов в языке не бывает 🙂
Точнее:
Во-первых, как правильно замечено в посте, словом «день» обозначается промежуток времени длиной в сутки, но это даже не просто интервал, смысл тут ещё более узкий, это исключительно единица измерения времени, а не обстановка вокруг, не жизненное обстоятельство и даже не отсылка ко времени. Всё равно, ночь днём никто и никогда не назовёт, если не вкладывает в это дополнительных смыслов. Посему отсылка к этому значению слова «день» — это только жалкий, мелочный, формальный предлог, под которым зарегистрирована попытка навязать языку эстетически приятный автору оборот, им настойчиво отторгаемый.
— Добрый день.
— Как, всего один? Мне одного доброго дня мало.
Ситуация игры аналогична вышеупомянутому «А у меня сейчас ночь».
Во-вторых, именно это и пытались делать в девяностых большинство общающихся в сети людей, и именно этот трюк массово не сработал, что привело к нынешнему положению дел с «добрым временем суток».
Отсылки к Зощенко, вообще, можно отнести исключительно к эстетической предвзятости человека, чувство стиля, а главное, чувство реальности которого сформировалось задолго до появления «этих наших интернетов».
Ну в самом деле, «обмывочных пунктов» может быть много, ванна, баня, тазик, сауна, джакузи, душ. Если бы человек каждый раз, желая помыться был вынужден чуть ли не кидать жребий ввиду принципиальной невозможности знать, что ему выпадет на сей раз из перечисленного, а в случае ошибки получал бы порцию иронии в свой адрес, как это происходит с сетевым приветствием, действительно, чтобы обезопасить себя, ему пришлось бы говорить «обмывочный пункт», и это было бы необходимостью.
То, что до появления интернета время суток считалось либо самим собой разумеющимся, либо неважным, возможно, и придаёт словосочетанию «время суток» канцелярский оттенок, однако, это происходит с любым громоздким выражением. А вот, например, давно востребованное «время года» канцеляритом не считается, и Чайковский, наверное, не из бюрократических устремлений назвал так своё произведение. И тут мне вспоминается великолепная книжка Корнея Чуковского о языке «Живой, как жизнь».
Автора цитаты, действительно, никак не назовёшь консерватором, и тем более, пуристом. Тем удивительнее выглядит то, что человек, занимающийся словотворчеством, одновременно и содержательно и увлекательно рассказывающий в телевизоре про превед и олбанцкий езыг, так вызверивается на невинное шаблонное приветствие «ДВС». Думаю, процитированный текст — это наглядный пример того, как замыливается взгляд, и человеку, несмотря на всю его общую компетентность в вопросе, трудно оставаться профессионально беспристрастным, а главное — профессионально внимательным, к отдельным языковым единицам, когда он работает с их тысячами.
Авто из Европы и США
В связи с ситуацией с ценами на авторынке в РФ появились мысль приобрести б/у авто за границей.
По стоимости растаможки и установки ГЛОНАСС есть представление. Не понятно как и через кого заказать доставку и какие ещё есть нюансы. Поделитесь опытом.
Автомобильное сообщество
14.5K постов 37.2K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
За Европу не скажу, но в Штатах цены тоже взлетели. Хорошее авто и у нас будет стоить недёшево.
Смотрел авторевизоро,там для хайпа больше информация, особенно,что касается цен в Европе. Конкретики мало.
И ещё вопрос к знатокам: правда что в Германии не мотают пробег? Слышал,что у них за это уголовка.
как будто там дефицита нет.
как сейчас хз, в прошлом году были новости что в сша бу машины стали стоить дороже новых
Ввозная пошлина может быть по цене авто 😅
Частушки
Рынок новых автомобилей в России в 2020 году
В 2020 году авторынок России упал на 9,1% по сравнению с прошлым годом.
Продано 1 млн 599 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей против 1 млн 760 тысяч в 2019-м (данные Ассоциации европейского бизнеса).
Топ-15 автокомпаний по продажам в России легковых и легких коммерческих автомобилей за год (2006-2020):
А вот какие модели предпочитали покупать в России в разные годы:
К примеру с 2006-го по 2008-й Ford Focus был самым продаваемым иностранным автомобилем (в 2008-м было продано 93,5 тысячи автомобилей). Начиная с 2011 года звание самой популярной иномарки стабильно у корейских авто Hyundai Solaris и KIA Rio. Причем Solaris в 2016-м с результатом 90,4 тысячи стал вообще самой продаваемой моделью в России, опередив отечественный автопром. В 2017-м уже Rio возглавил рейтинг, с результатом 96,7 проданных авто. В 2018-м лучшей стала Лада Веста (108 тысяч), последние два года лидерство у Лады Гранты (в 2020-м продано более 126 тысяч авто).
Марки автомобилей каких стран предпочитали покупать россияне (с 2006 по 2020 год):
Почти каждый год автомобили отечественного производства занимают первую строчку. Только в 2014-м японский автопром стал лидером на нашем рынке. Но, конечно, с тех пор японские автопроизводители значительно сократили свои продажи в России. За последние 15 лет очень сильно упали продажи американских автомобилей. Выросли продажи автобрендов Германии, Чехии (Skoda) и Франции (вырос только Renault, Citroen и Peugeut напротив упали в продажах).
«Автоподбор» от Роговмобиль, осторожно Дмирий Рогов!
Мой первый пост, про данного персонажа уже есть публикации, но это самый свежий отзыв о «работе» с этой компанией.
Давайте поднимем, в топ, чем больше прочитают, тем больше вероятность того, что мой пост кому-то поможет не покупать свой опыт за свои же деньги иобращаться в данную контору за авоподбором.
На его сайте, в комментариях под его видею на ютубе, в ег оинстаграмме вы не найдете правдивых и отрицательных отзывов. он все подчищает, так что сила ПИКАБУ призываю тебя, верю в тебя.
на дворе июль 2020 года, я владею Шкодой Октавия 2011 года А5 1.6 мкпп с пробегом чуть более 150 тыс. км. Машина полностью исправна, без косяков, но я владею ей более 3х лет и пора бы ее сменить на что-то более свежее. Тем более пару лет мониторю на ютубе и в инстаграмме аккауны автоподборщиков в МСК. в 2017 году почти заказал подбор автомобиля у Паши из helpbuyauto, но на моменте согласования договора подвернулась машина не месте и я ее купил в Волгограде.
Выбор мой пал на компанию Рогов мобиль, правильные речи на ютубе, отчеты в инстаграмме хороших машин за хорошую цену, звоню ему, Дмитрий берет рубку, обговариваем условия, а они такие:
-фольксваген Джетта 6 го поколения
-ДСГ (изначально я планировал МКПП но в разговоре Дмитрий сказал, сто на МКПП у джетты бедные комплектации и не стоит этого делать)
-до 100 тыс км пробега.
Дмитрий подтверждает, что за данную сумму можно найти хорошую машину, но займет это дело дней 40, а лучше 50, присылает мне договор, чтобы я заполнил техническое задание, там все то же, что я перечислил выше. только добавляется не интересный цвет и срок действия.
Тут начинается то, над чем надо было задуматься, Дмитрий говорит, что они не готовы искать мне только белую машину, в смысле? вы же подборщики, а я хочу белую джетту, тем более, что это ее самый распространенный цвет, он говорит максимум 2 цвета, которые точно не нравятся, оставленные типа как пойдет. Странно, это точно автоподбор? Тут надо бы соскочить, но нет… Подписываем договор 22.07.2020, срок 50 дней, аванс 15 000 руб. скидываю ему на карту тинькоф, остальное после подбора в момент приобретения автомобиля.
Осталось только ждать предложения, покупать билет и лететь в МСК за машиной. Но не было бы этого поста, если бы все пошло по плану. Мне выделяют эксперта Алексея, и буквально через пару дней он присылает фото в вотсапе, джетта 2016 год 96к пробег, 1,4, мкпп, белая, 730 тыс.
и типа времени на размышление 30 мин, смотрю фотки, она в общем ничего, но коцки на бамперах, ссадины, сколы подкрашены не тем цветом и это давление 30 мин на принятие решения.
Отказываюсь, Алексей негодует, вообще по общению с ним сложилось впечатление, что не я ему деньги плачу, а он мне. С клиентами так не разговаривают, ни здравствуйте, ни до свидания
какой-то быдло стайл. Ну ладно, посмотрим. что будет дальше.
Еще через 2 дня присылает фото синей джетты, 27к пробек, снова мкпп, беднейшая комплектация, но новая машина по факту, говорю интересно, дохожу до компа посмотреть фото и нет, там барабан только кондер и все, ничего больше нет, даже подлокотника, звоню Алексею, чтобы сказать о том, что эта машина совсем мне не интересна, трубку не берет.
Потом шлет фото уже с места осмотра машины, у нее в 27 тыс км протерто водительское сиденье (!), она беднота по комплектации, но пробег родной и по технике норм.
Конечно я отказываюсь, сколько нытья от Алексея, что я выделываюсь, надо брать то, что предлагают, ситуация такая, машин нет, а ты выделываешься, все это в быдло стайле.
Типа ее купили через 15 мин после моего отказа, ну ок, купили и купили.
А дальше 2 недели тишина, совсем.
Пишу Дмитрию, как ситуация? почему эксперт не контактный?, он начинает меня обвинять в том, что я хочу круто и за дешево, я выделываюсь, что эксперт у него отличный, а я не понимаю то, что машину с царапинами и вмятинами надо брать и бежать не оглядываясь, разговор не как с клиентом, а как буд-то это он мой клиент., скрины есть приложу. Я ему говорю, Дмитрий, если не можете найти, давайте разорвем договор вы мне верните аванс и разойдемся, он хорошо, разорвем, но аванс вы не имеете право требовать назад.
У нас есть пункт в договоре по которому аванс не возвращается при разрыве договора по вашей инициативе, доводы он никакие не принимал, ну хорошо тогда выполните договор, найдите машину.
Да мы найдем, мы выполним, а вы типа выделываетесь зря, надо брать то, что дают.
Проходит 2 недели и «эсперт» Алексей присылает фото объявления джеттыё за 830 тыс, я ему говорю о том, что это не по ТЗ и это дорого, дальше он в своем стиле (скрины ниже) рассказывает,
что цены взлетели и ты эту машину осенью за лям будешь покупать.
Время идет, тишина, 50 дней закончились, я пишу Дмитрию, не выполнили вы договор, верните 10 из 15 тыс мне на карту и разойдемся.
На что он мне ответил, что я не вправе требовать возврата аванса, они мне предложили 2 машины а я отказался, скрин договора выложу ниже, там написано, что мне надо отказаться от 3х машин
чтобы договор считался исполненным и мне не вернули аванс, а сейчас он не вернет мне аванс.
Вот так я купил себе опыт за 15 000 рублей, пост создан исключительно для того, чтобы такие как я перед заключением сделки с этими мошенниками подумали несколько раз.
Нет там автоподбора- они через знакомых менеджеров перехватывают машины, сданные в Трейд-ин официальных дилеров, этих машин нет в объявлениях и не будет, они продаются через такие конторки, это точно не автоподбор, хотя даже такую схему я считаю приемлемой. Но тут они не смогли по такой схеме найти, переоценили свои возможности или рынок реально взлетел и не то время и не то место, ну давайте разойдемся, заберите 5000 руб. указанные в договоре, а остальное верните. По-моему, так должны работать фирмы, уважающие клиентов, которые работают на имя, на будущее, а мошенники, однодневки могут и будут обмораживаться и говорить, нет мы не вернем, мы отработали на 200%.
10 раз подумайте, прежде, чем обратиться к таким ухарям.
Я пишу заявление в полицию г. Мытищи, поскольку ИП Рогов зарегистрирован там и по номеру рогова гугл выдает обьявление о сдаче квартиры в г. Мытищи, оперуполномоченный вызывает его на опрос, где Рогов заявляет, что случайно отправил мне подписанный договор с левыми реквизитами, что деньги не вернет.
Мне отказывают в возбуждении уголовного дела по факту мошенничество и предлагают перевести в гражанско-правовой аспект. Ну чтож, я никуда не тороплюсь, своего я добьюсь, суд, значит суд.
Если нужны пруфы- есть скрины всех переписок, электронных писем, отчетов по авто.
Мальчик из Ганы спрятался в двигателе самолёта, мечтая улететь из страны. Он решил, что идея сработает
Однако он был вовремя замечен правоохранителями. Трагедии удалось избежать.
Баяны
183K постов 12.1K подписчика
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
Плохо жить без образования. Недавно слышал, как школота делится мнением о способности железного корабля плавать. Я офигел, они этого не понимают.
Вот гаденыш, чуть двигатель не сломал!
уже второй год залазит, никак сбежать не может
Не знал он, что это двигатель.
В Гане с преподаванием\изучением физики совсем плохо, да.
Кстати, это не из Ганы, часом, танцующие гробовщики родом? Может мальчик тоже хотел чуточку веселья?
пацан сказал, пацан сделал
Я в шоке,так и живём
В Гане заметили полосатого филина, которого не видели 150 лет
Это один из крупнейших представителей семейства совиных в Африке.
Британские ученые, работающие в Гане, заново открыли для науки полосатого филина Bubo shelleyi, которого не видели в тропических лесах Африки в течение 150 лет. Редкую птицу заметили доктор Джозеф Тобиас из Департамента естественных наук Имперского колледжа Лондона и эколог Роберт Уильямс.
Впервые полосатый филин был описан в 1872 году Ричардом Боудлером Шарпом, хранителем коллекции птиц в Музее естественной истории в Лондоне и основателем Клуба британских орнитологов. Он получил экземпляр филина от местного охотника в Гане.
Однако с 1870-х годов и по сей день других подтвержденных наблюдений полосатого филина в Гане не случалось – поступали лишь крайне противоречивые сведения из других мест. Существуют зернистые изображения похожей птицы, сделанные в 1975 году в зоопарке Антверпена, но теперь у орнитологов появились новые фотографии филина.
Птицу заметили в лесу возле горного хребта Атева на юго-востоке Ганы.
«Он был настолько большим, что сначала мы приняли его за орла. К счастью, он сидел на низкой ветке, и, когда мы посмотрели в бинокли, у нас отвисли челюсти. В тропических лесах Африки нет другого такого филина», – сказал Джозеф Тобиас.
Исследователи наблюдали птицу только 10-15 секунд, но за это время удалось сделать фотографии, подтверждающие видовую принадлежность филина благодаря его характерным черным глазам, желтому клюву и внушительным размерам. Все эти данные в совокупности исключают, что в кадр попалась какая-то другая африканская сова.
«Это сенсационное открытие. Мы много лет искали эту загадочную птицу в западных низинах, поэтому найти её здесь, в горных лесах восточной области страны, стало огромным сюрпризом», – заявил Натаниэль Аннорба из Университета окружающей среды и устойчивого развития в Гане.
Полосатый филин официально классифицируется как близкий к уязвимому положению. Хотя ученым и не удавалось наблюдать его на протяжении сотни с лишним лет, считается, что популяция птицы может достигать нескольких тысяч особей.
«Мы надеемся, что это событие привлечет внимание к лесу Атева и его важности для сохранения местного биоразнообразия. Надеюсь, открытие такой редкой и великолепной птицы приумножит усилия по спасению одного из последних диких лесов в Гане», – заключил Роберт Уильямс.
Пережестил
Побеги из СССР и других стран #4. Угон Ту-154 в Пакистан
Раз уж я начал тему террористов-неудачников, вот вам просто бриллиантовый случай. В прошлый топ он не вошёл потому, что формально задуманное угонщикам удалось. В смысле, самолёт-то они угнали… Но обо всём по порядку:
Следующие пять часов ушли на торг с местными властями. В обмен на броники, парашюты и рации, угонщики отпустили вертухаев и прочих женщин с детьми, а заодно взяли на борт ещё пару своих корешей (одному из которых и принадлежал этот хитрый план), после чего полетели в Ташкент с остановкой в Красноярске. В Ташкенте они отпустили 45 пассажиров, вместе с которыми с этого Титаника успели сойти шестеро зеков, не знавших о планах угонщиков и выбравших досидеть свои невеликие сроки под шелест родных берёзок. Остальные 11, прикрываясь оставшимися на борту заложниками, взлетели и направились в Пакистан.
Что? Какого хрена? Почему именно Пакистан? Логика была проста: у Пакистана уже давно были неважнецкие отношения с СССР, так что ребята были уверены, что обратно в советскую тюрьму их не выдадут (таки да) и примут с распростертыми объятиями (таки нет).
Пакистану, у которого на тот момент хватало и собственных проблем, десяток уркаганов и дальнейшие осложнения с Союзом нужны были, примерно, как зайцу – стоп-сигнал, поэтому к пересекшей границу воздушного пространства «тушке» подканали два F-16 с предложением заворачивать оглобли обратно. Зеки заявили, что терять им нечего и в совок они не вернутся, век воли не видать. В итоге ероплан долго кружился над Карачи, и лишь когда топляк почти закончился, а пилоты уже прикидывали, как бы половчее сесть на пузо в чистом поле, пакистанские власти поняли, что эти отморозки не улетят и дали полосу в аэропорту. В принципе, выбор у них был неважнецкий: разбившийся из-за бездействия властей иностранный борт выглядит в новостях ещё хуже, чем разрешение на посадку угнанного.
Итак, «тушка» благополучно села в Карачи, заложники отпущены живыми-здоровыми, самолёт дозаправили, и он благополучно вернулся с экипажем на родину, запрос о выдаче угонщиков отклонён. Успех? Чёрта с два, у наших урок приключение только началось.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Побеги из СССР и других стран #3. Студенты Гилёв и Поздеев
Автор: Тимофей Бердикин.
В наше время для того, чтобы пересечь Керченский пролив, достаточно всего лишь проехать по Крымскому мосту. А вот лет этак 50-60 назад для этой задачи использовали паромную переправу.
Или аэротакси. Звучит необычно, но фактически, это были небольшие самолётики, поставляемые союзной Чехословакией, они выполняли рейсы на полуостров и обратно.
Один из таких самолётиков в 1970 году как раз и был захвачен студентами, хотевшими сбежать из СССР.
Итак, знакомьтесь, наши «герои» – Николай Гилёв и Виталий Поздеев, молодые студенты, двоюродные братья, связанные мечтой как можно скорее убежать заграницу.
Что интересно, свою мечту они пытались осуществить уже не в первый раз. Например, годом ранее, в 1969, Виталий запланировал дерзкую попытку побега в Турцию на круизном лайнере «Армения». План сорвался – из-за резкого ухудшения своего состояния по причине морской болезни студент вынужден был сойти на берег в Одессе.
Но братья не сдаются и позже проникают на лайнер «Украина», укрывшись в ящике для плавсредств. Увы, и эта затея проваливается – «зайцев» находит один из матросов, договориться с которым, видимо, не получилось.
К чёрту море, надо пробовать по воздуху! Как это сделать? Угнать самолёт, конечно же! Большие пассажирские для этой цели не годятся, а вот маленькие чехословацкие «Моравы», регулярно летающие туда-сюда – почему бы и нет?
Я не устаю поражаться смелости и решительности Гилёва и Поздеева – ребята погрузились в авиационную литературу и на полном серьёзе изучали управление самолётом. Пусть, наверное, небольшие «Моравы» были не особо сложны в пилотировании, но тем не менее.
И вот он, день Х, 27 октября 1970 года. Дальновидные студенты выкупили все 4 места, но увы, сотрудники аэропорта увидели, что на регистрацию пришло только два человека и продали ещё билет какому-то товарищу с фамилией Дербенёв.
Впрочем, это им не сильно помешало. У ребят с собой было всё необходимое. Когда самолёт взлетел, ребята, угрожая пилоту муляжом пистолета (или гранаты, по другим данным), связали его и надели ему на голову мешок. Товарищ третий пассажир, появление которого в планы угонщиков изначально не входило, отделался обычным бондажом, так как второго мешка у братьев уже не было. Да и вроде как он был пьян, а потому не сильно сопротивлялся.
Первое время всё шло по плану. Когда на земле забеспокоились, что борт до сих пор не прибыл, самолёт уже пересёк воздушную границу СССР и летел в направлении Турции.
Вот она, заграница! Вдыхаем воздух свободы! К самолёту подъехал грузовик с военными, радостные студенты вышли им навстречу и поехали. Пилот же вместе с грустным третьим пассажиром остались в самолёте, отказавшись выходить.
Для возвращения самолёта на Родину потом был выделен отдельный борт – Ил-14П, через несколько дней успешно приземлившийся в том же аэропорту. «Морава» была осмотрена и успешно отправилась обратно. Ну как успешно. Были определённые трудности с перебоем одного из механизмов, который как будто кто-то специально подпортил. Но тут уже точно не выяснишь.
Пассажира отпустили с миром, а вот пилота ещё несколько месяцев допрашивали. Потом, разумеется, снова допустили к полётам.
А что же наши герои?
О, не сомневайтесь, их тоже допрашивали, и ещё как! Американцы, которым, собственно, и принадлежала авиабаза, подумали, что это вовсе и не студенты, а тайные агенты КГБ, и очень долго пытались у них разузнать побольше информации о военных объектах в Крыму. Увы, братья не могли ничего им рассказать.
Турки поместили их в лагерь беженцев в одном из районов Стамбула, где уже разочарованные в своём побеге студенты жили больше года. Вместо хорошей жизни за рубежом – бараки, вместо тёплого приёма – допросы. Один раз они даже попытались убежать из города, но их поймали и бросили в карцер.
Тем временем дипломаты СССР и США после этого прецедента сели за стол переговоров в Гааге и договорились считать угон гражданского воздушного судна общеуголовным преступлением, а не актом политического протеста, а потому угонщики, как рядовые преступники, не могут претендовать на получение политического убежища. Это соглашение также подписали ещё 77 стран-участниц Международной организации гражданской авиации.
Правда, по всей видимости, такая договорённость обратной силы не имела. Турция не соглашалась на экстрадицию ребят, вроде как дав им политическое убежище, но самим ребятам от этого было не легче. Они подали заявку на визу США, но процесс этот довольно сильно затянулся. Спустя где-то полгода такой жизни в Стамбуле ребятам приходят письма от родных, в которых те уговаривают беглецов вернуться, убеждают, что на Родине им всё простят. К ребятам даже приходил советский журналист Валентин Зорин, который настойчиво убеждал их вернуться, обещал им восстановление в институтах и даже, по некоторым данным, сулил отдельную квартиру каждому. В общем, посыл был примерно следующий: ребята, в побег вы уже наигрались, поняли, что это ничем хорошим не закончится, давайте, возвращайтесь на Родину, а Родина вам, так уж и быть, всё простит.
И ребята сломались. В ответных письмах родным они раскаивались в своём поступке и уже желали скорейшего возвращения в СССР.
Этим, кстати, впоследствии, воспользовалась пропаганда, опубликовавшая в газетах их письма.
Фрагмент письма Поздеева:
«Только здесь я понял, как велика Россия, только здесь понял, что значит остаться без Родины, без родных. Когда я жил дома, я не замечал ничего хорошего вокруг себя, видел только плохое, и вот дурная голова завела на страшное преступление, прощения которому быть не может. »
Турецкая газета, освещавшая событие. В советских СМИ упоминаний мне найти не удалось.
Турки предупреждали их об опасности возвращения в Советский Союз, говорили, что их ждёт тюрьма и лагеря, но Гилёв и Поздеев уже приняли решение. Есть информация, что им якобы даже начали ускоренно готовить визу, но и это не помогло.
Итак, 20 декабря 1971 года, спустя почти 14 месяцев после побега, братья вместе с турецкими и советскими представителями по договорённости пересекают советско-турецкую границу близ посёлка Сарпи. Говорят, их очень дружелюбно встретили, кормили, поили – в общем, создавали полную иллюзию того, что Родина приняла обратно и простила своих блудных сыновей.
Почему иллюзию? Да потому что на следующий день ребята сели на самолёт в Батуми и полетели в Москву, где их арестовали прямо в аэропорту и отвезли в СИЗО Лефортово. Обвинялись они по известной статье номер 64 УК СССР «Измена Родине».
«Родина слышит, Родина знает», а ещё Родина не прощает побегов. Судили братьев в 1972 году на открытом процессе в Керчи, свидетелем против них выступал тот самый лётчик, которому они угрожали. И если Гилёв полностью признал свою вину и раскаялся, то Поздеев, напротив, обвинил советских дипломатов во лжи и лицемерии и заявил, что очень жалеет о своём возвращении и ненавидит советский строй. По итогам суда братья получили 10 и 12 лет лагерей соответственно.
Раскаявшийся Гилёв вышел досрочно в 1978 году, вернулся в Керчь и всю оставшуюся жизнь работал электриком в железнодорожном депо. Поздеев же отсидел свои 12 лет полностью и уехал в Свердловск, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Впоследствии лёгкие самолёты на этом направлении убрали и от самой идеи аэротакси отказались в связи с недостаточной безопасностью и ненадёжностью.
Мораль: совершив преступление в одной стране, не ждите, что другая примет вас с распростёртыми объятиями. Если уж что-то начали, то нужно идти до конца. И, конечно же, всегда надо помнить, что Родина вряд ли хорошо к тебе отнесётся после побега – независимо от страны, из которой ты сбежал.
Автор: Тимофей Бердикин.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Слава настоящим героям
Побеги из СССР и других стран #2. Бразинскасы
Автор: Тимофей Бердикин.
Ну что, снова побег из СССР?
Сегодня у нас на повестке дня самый первый угон пассажирского самолёта из Советского Союза. Жестокое и мерзкое преступление, оправдание которому сложно найти.
Пранас Бразинскас с сыном Альгирдасом
Знакомьтесь, главный заговорщик и зачинщик сего действа – Пранас Бразинскас. По фамилии несложно догадаться, что литовец. Родился он в 1924 году, окончил сельскохозяйственную школу, затем оказался в оккупации с началом Великой Отечественной.
И вот с этого момента вся дальнейшая жизнь Бразинскаса показывает нам его с очень и очень неприглядной стороны. Следите за руками:
– Во время войны Пранас помогал немцам, служил в строительных войсках, собирал понтонные мосты. Впрочем, ладно, это не преследовалось после войны, так как в странах Прибалтики немцы обычно всех мобилизовали принудительно.
– После войны, работая завскладом, продавал товар налево. Был пойман за руку в 1955 году. Гуманный советский суд дал ему всего год исправительных работ с сохранением должности.
– Ещё через десять лет уже заведующий магазином Бразинкас попался на воровстве хранимых товаров, а это, емнип, хищение социалистической собственности (поправьте, если ошибаюсь). Тут уже, учитывая предыдущие «заслуги», дали пять лет тюрьмы. Но вышел наш герой по амнистии, раньше половины положенного срока.
– Сменил фамилию, чтобы отвлечь внимание, перебрался в среднюю Азию и сколотил там неплохой капитал, сбывая товары на чёрном рынке республик.
Короче, перед нами типичный мелкобуржазный антисоветский элемент с уголовным прошлым, как сказали бы 50 лет назад.
Это всё была преамбула, чтобы вы не сильно удивлялись тому, что произошло дальше.
А дальше Бразинкас решил бежать из Союза. Понятно, что с двумя судимостями за плечами его в качестве туриста никуда не пустят, а бежать тропами контрабандистов слишком опасно и дорого… почему бы не УГНАТЬ САМОЛЁТ, например?
К побегу Бразинскас подготовился основательно: купил 6 тысяч долларов, форму советского офицера и пистолеты. Непонятно, как он это сделал, но, скорее всего, воспользовался связями на чёрном рынке.
Кстати, почему пистолеты? По идее ведь он должен был бежать один?
Но беглец решил взять с собой 13-летнего сына и тоже его вооружить. 13-ЛЕТНЕГО, КАРЛ!
Итак, день Х. 15 октября 1970 года, рейс Сухуми – Батуми. Почти сразу после взлёта Бразинскас-старший, одетый в форму, передал стюардессе Надежде Курченко записку следующего содержания:
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
(Свободная Европа) П. К. З. Ц.
Самолёт сел в Трабзоне.
Итак, каков расклад на данный момент? На руках беглецов – первый успешный угон пассажирского самолёта в СССР, ранения почти всех членов экипажа и убийство стюардессы. А я напомню, в этом во всём участвовал тринадцатилетний мальчик. Кем надо быть, чтобы втянуть в активное участие ребёнка?
Севший самолёт встречала полиция. На земле уже обо всём знали и, несмотря на пафосные заявления старшего Бразинскаса о том, что он борец за свободную Литву и захватил самолёт, сбегая от кровавого режима, его вместе с сыном арестовали и посадили в тюрьму.
Всем раненым была тут же оказана помощь. Буквально через два дня ТАСС сообщил, что на Родину вернулись все пассажиры и экипаж самолёта. Штурман, правда, был тяжело ранен, и ему делали операцию, он вернулся позже. Тело Надежды Курченко вывезли обратно в СССР и похоронили в Сухуми.
Нельзя не упомянуть о том, что подвиг бортпроводницы Родина не забыла. Надежда была посмертно награждена боевым Орденом Красного знамени за отвагу и мужество. Её именем были впоследствии названы некоторые улицы городов, а в её честь установлены пара памятников.
Но нам, к сожалению, нужно вернуться к преступникам.
Вот такой самолёт был угнан в Турцию
Бразинскасов выдавать Турция отказалась, решив самостоятельно наказать беглецов, чтобы отношения с Советским союзом не портить сильно. В политическом убежище им тоже отказали и принялись судить.
Уж неизвестно, помогло ли отцу-преступнику то, что его адвокатом стал бывший министр юстиции, или он сам до такого додумался, но дальнейшие события показали, что в Бразинскасе-старшем погибает великий актёр. То, что угонщик рассказывал на суде, превращало его из обычного уголовника и теневика в борца за независимость гордой и маленькой Литвы, которого постоянно преследовал и угнетал кровавый режим советской власти. Застрелившие его отца «лесные братья» ВНЕЗАПНО стали скрытыми агентами НКВД, которые, конечно же, и в лагеря его дважды отправляли, и всячески мешали нормально жить и существовать. Они же, кстати, и стюардессу в самолёте застрелили. Он вообще бежал из СССР, чтобы спасти от этого ужаса сына!
Ну это если верить его богатой фантазии, конечно.
Турки, впрочем, частично поверили, потому что проверить это было никак нельзя. Уж не знаю, сколько там максимальное наказание по тогдашнему турецкому УК, но впаяли отцу 8 лет, а сыну 2 года.
Впрочем, полностью, конечно же, Пранас не отсидел – через 4 года, в 1974 объявили широкую амнистию, приуроченную к 50-летию провозглашения республики. Он быстро нашёл сына, с которым решил перебираться в какую-нибудь другую страну.
На всякий случай американцы спросили у турков, мол, вы правда собирались их выдать Стране Советов? Турки сказали, что это, как обычно, всё плод воображения литовца, но было неплохо этих ребят уже реально куда-то сплавить, ибо уже надоели всем. А тут как бы ещё и Советский Союз выглядывает из-за занавеса, смотрит с любопытством, что там, как дела у великого «борца за независимость». Не пора ли и в самом деле вернуть беглецов на родину?
Внезапно (как часто я повторяю это слово!) помогла Венесуэла, возможно, как раз по просьбе американцев. Бразинскасам быстро оформили визы и доставили транзитом через Италию.
Но какая, к чёрту, Венесуэла? Литовец мечтал о США. И через некоторое время таки сумел туда попасть с сыном, купив билет в Канаду с пересадкой в Нью-Йорке. На пересадку он, понятное дело, не пошёл.
Пранас сумел выйти на литовскую диаспору, которая довольно сильно помогла ему и первое время покрывала от преследования властей. Также преступник успел жениться на литовке с американским паспортом.
Тем временем Большой Брат, всё это время пристально следивший из-за океана, наконец решил вмешаться и потребовать экстрадиции беглецов. Литовцы, в свою очередь, снова запросили политического убежища и завели старую песню о борьбе за независимость и страшные преследования.
Американцы, к слову, приняли довольно мудрое решение. Понятное дело, в рассказы Пранаса и сына никто не поверил, потому и убежище не дали, посчитав в итоге преступление совершенно не политическим. В то же время, экстрадировать не стали, потому что с СССР договора об экстрадиции не было, да и отсидели беглецы в турецкой тюрьме уже, хватит с них.
А вот у миграционной службы всё-таки оставались вопросы насчёт легальности их нахождения в США. Спустя несколько лет судов Бразинскасы всё-таки выиграли право остаться. Во многом благодаря той же диаспоре и тому факту, что Пранас успел жениться на американке.
Дальнейшая история наших «героев» грустна и довольно прозаична.
Если сын Альгирдас смог выучить язык и интегрироваться в общество, то у Пранаса это не получилось от слова совсем. Постепенно Бразинскас-старший всё больше видел несоответствие реальной Америки и его фантазий. А ещё у него проявлялась паранойя – он начинал везде видеть сотрудников КГБ. Характер его испортился и стал совершенно невыносим.
Подозреваю, что в 2018 году он должен был выйти на свободу, однако какой-либо информации о дальнейшей его судьбе мне найти не удалось.
Автор: Тимофей Бердикин.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Угнавшие «Шторх»: первый побег из немецкого плена на самолете
Попав в плен, он на всех допросах придерживался версии, что его сбили в первом же бою, призван был недавно, поэтому ничего толком не знает о своей части, количестве самолетов и так далее. В конце концов немцы, видимо, ему поверили и даже предложили молодому летчику сотрудничество. По разным версиям, речь шла то ли о службе в гитлеровской авиации (на вспомогательных работах), то ли о так называемой авиации русской освободительной армии. Лошаков уже тогда решил, что так сможет получить шанс на побег, и в итоге не прогадал.
Улучить момент для побега удалось вечером 11 августа. На аэродром только что приземлился самолет коменданта «Шторх», немцы отправились ужинать, а Денисюк в это время должен был заправить крылатую машину. Взлететь удалось сразу, а пока на земле сообразили, что самолет угнан, прошло достаточно времени, чтобы уйти от огня немецких зениток. До советской территории лететь было около 300 километров, там уже встретил огонь наших зенитных орудий. Лошаков вновь был ранен, но все же сумел посадить подбитый самолет.
Побег с Пенемюнде: как советские пленные немецкий самолёт угнали
27-летний лётчик-истребитель, старший лейтенант Михаил Девятаев попал в плен 13 июля 1944 года — его самолёт сбили под Львовом. Пытался бежать из лагеря, был пойман и направлен с жетоном смертника в Заксенхаузен: обычно люди с подобным приговором быстро гибли на тяжёлых работах. Но с помощью лагерного парикмахера Михаил подменил жетон, присвоив имя и фамилию умершего соседа по бараку — учителя с Украины Григория Никитенко. В октябре 1944-го Девятаева направили на остров Узедом на севере Германии: в концлагерь, обслуживающий полигон Пенемюнде — там работал ракетный центр Третьего рейха, конструирующий ракеты “Фау-2”. Идея совершить побег на нацистском самолёте уже давно пришла ему в голову, и Михаил принялся собирать вокруг себя группу единомышленников. Мысль сразу поддержали Кривоногов, Соколов и Кутергин, в дальнейшем к заговору примкнули Владимир Немченко (во время прошлой попытки побега охранники-эсэсовцы выбили ему глаз), Фёдор Адамов, бывший партизан Иван Олейник, экс-политрук Михаил Емец, Николай Урбанович (уроженец деревни под Бобруйском) и сосед Девятаева по нарам в лагере Заксенхаузен Тимофей Сердюков.
Во время работы на аэродроме и по вечерам Девятаев изучал приборные панели и оборудование двухмоторного “Хейнкеля-111”: рядом с аэродромом немцы устроили свалку пришедших в негодность бомбардировщиков. Позже, в своих воспоминаниях он отмечал — “Людей, пытавшихся бежать, убивали… помню, как пойманного югослава перед строем затравили насмерть овчарками… мы понимали — нас всех рано или поздно уничтожат, объект-то секретный”. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года: нервничая, узники всю ночь не спали, а Соколов отдал пленному французу тёплый свитер за пять (!) сигарет, чтобы успокоить лётчика Девятаева, изводившегося без курева. Убив конвоира, группа проследовала к намеченному заранее “Хейнкелю-111”: с большого расстояния всё выглядело так, словно эсэсовец как обычно ведёт на работу группу пленных. У хвостовой двери ломом пробили дыру, Михаил просунул в неё руку и открыл запор изнутри. Соколов и Кривоногов расчехлили моторы, ключ зажигания, к счастью, отказался на месте. Охрана СС вообще не выразила никакой тревоги, когда самолёт стал рулить на взлётную полосу: на то и бомбардировщик, чтобы лететь на фронт. Однако в последний момент побег едва не сорвался…
Михаил Петрович Девятаев
Снимок полигона Пенемюнде, сделанный с британского самолета-разведчика 23 июня 1943
“Мишка, почему не взлетаем?!”
…Девятаев привык управлять одномоторным истребителем — тут же моторов было два. Штурвал не отклонялся, “Хейнкель” не взлетал: бомбардировщик выкатился за взлётную полосу, его пришлось резко развернуть — машина сильно ударилась о землю, но шасси не пострадали. Немцы тут же поняли — внутри вовсе не пилот люфтваффе. Поле ожило — все, кто были на аэродроме, моментально побежали к “Хейнкелю”. Пленные, осознававшие — после убийства эсэсовца-конвоира их ждёт в лучшем случае виселица, пришли в ужас. Кутергин начал бить Девятаева в спину прикладом винтовки, и кричать: “Мишка, почему не взлетаем?!” Михаил направил самолёт на полосу, разметав сбежавшихся туда немецких механиков. Тут он сообразил, что взлететь мешают триммеры руля высоты, установленные “на посадку”. Трое пленных навалились на руль, и “Хейнкель” взмыл в облака. Вся операция заняла 21 минуту, и лётчик ликовал: “Ребята, топлива в баках — хоть до Москвы!” Немцы срочно отправили на перехват истребитель, пилотируемый кавалером двух “Железных крестов”, обер-лейтенантом Гюнтером Хобомом. Но нацистский лётчик вскоре потерял след — гнаться за угнанным бомбардировщиком было уже поздно. Через полчаса на “Хейнкель” наткнулся другой немецкий ас — полковник Вальтер Даль на “Фокке-Вульфе-190”. Но и тут узникам необычайно повезло: Даль получил приказ по радио об уничтожении самолёта, но он возвращался с задания, полностью расстреляв боеприпасы, с горючим почти на нуле — преследовать беглецов полковник не смог.
“Братцы, не стреляйте!”
Пролетев примерно 350 километров, “Хейнкель” с беглецами приблизился к линии фронта. И тут началось самое страшное. Завидев в небе немецкий бомбардировщик, советская ПВО открыла огонь и… подбила его — несколько узников были ранены, правый мотор задымился. Девятаев посадил самолёт на открытое деревенское поле, использовав всё своё мастерство, не допустив катастрофы. Заготовив винтовку убитого эсэсовца и авиационный пулемёт, недавние военнопленные залегли внутри фюзеляжа — они ещё не знали, на чьей стороне фронта находятся. Только услышав грозные крики на русском — “Фрицы, сдавайтесь!”, радостно завопили в ответ — “Мы свои, братцы, не стреляйте!”. Окружившие “Хейнкель” советские солдаты в полном изумлении смотрели, как из кабины выбрались истощённые (на тот момент каждый весил не более 40 килограммов) люди в полосатых робах, измазанные кровью и грязью. Увидев красноармейцев, они расхохотались, обнялись и заплакали навзрыд.
На допросе Девятаев и остальные беглецы подробно рассказали про ракетную базу на Узедоме, дав её точные координаты. Через несколько дней Пенемюнде был накрыт “ковровой бомбардировкой” союзной авиации, было убито и ранено 3 500 немецких солдат — и больше ракеты “Фау-2” оттуда на Лондон уже не летели. Михаила поместили в фильтрационный лагерь, где он подвергся дотошному допросу сотрудников НКВД — не добровольно ли сдался, не сотрудничал ли в плену с немцами? Лётчика отпустили на свободу только в сентябре 1945 года: его, как заключённого Узедома, попросил о помощи конструктор советских ракет Сергей Королёв. Вместе с академиком Михаил отправился на Пенемюнде: там Девятаев показывал места расположения пусковых установок и подземные цеха “Фау”, помогал собирать уцелевшие детали ракет. К тому времени большинства его друзей по побегу уже не было в живых. По одним сведениям, они ушли на фронт добровольно, по другим — были туда направлены в штрафную роту. 14 апреля 1945 года при форсировании реки Одер геройски погибли Соколов и Урбанович, 27–30 апреля во время штурма Берлина были убиты Кутергин, Сердюков и полуслепой Немченко. Партизан Олейник пал смертью храбрых в августе на войне с Японией. Уцелели лишь Кривоногов, Емец и Адамов — после Победы разъехавшиеся по родным деревням.
…Освободившемуся из лагеря герою оказалось не так-то легко найти работу — бывшему военнопленному запретили служить лётчиком. Девятаев устроился дежурным в Казанском речном порту, затем выучился на капитана-механика, в 1952 году стал капитаном баркаса “Огонёк”, впоследствии управлял теплоходом. В 1957 году академик Королёв настоял, чтобы Михаилу Девятаеву присвоили звание Героя Советского Союза, и наградили других участников побега (в том числе посмертно). Девятаеву повысили зарплату, он стал принимать участие в съездах ветеранов, выступал в школах с рассказами о боевом прошлом. В 2002 году лётчик приехал на Пенемюнде, где встретился с немецким асом — Гюнтером Хобомом, тем самым, кто был отправлен за ними в погоню и кто не сумел перехватить угнанный “Хейнкель”. Вскоре в возрасте 85 лет Михаил Петрович скончался и был погребён на Арском кладбище в Казани. Про его подвиг неоднократно пытались снять фильм — последний раз съёмки приостановили год назад, и с тех пор о киновоплощении побега с Пенемюнде ничего не слышно. Конечно, у нас лучше будут снимать мультики типа “Т-34”, чем истории о реальной человеческой смелости.