Всегда кажется что осень подкрадывается незаметно разве
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Сложносочиненные предложения» (закрепление изученного)
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: тексты о природе, иллюстрации об осенней природе, мультимедийные средства.
Эпиграф: «Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее». (И.С.Тургенев)
Слово учителя.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные. Природа дарит человеку удивительные минуты наслаждения. Общение с природой – это большая радость. Сегодня мы на уроке поговорим о красоте природы, которая волновала многих поэтов и писателей. На примерах их произведений мы закрепим знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, при анализе текстов и построении своих высказываний.
Прощание с летом
(1)Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам.(2) В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпаны лесные дорожки.
(3)Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года.(4) В воздухе, напоенным ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина.(5) Остро чувствуется: каждый песчаный холмик, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист – все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.
(6)Каждый человек встречает осень по-своему.(7) Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес.(8) На вечерней зорьке хорошо думается.(9) Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.
1. Определить стиль, тип речи.
2. Определить тему, основную мысль.
3. Найти слова, употребленные в переносном значении. (Осень подкралась, плывет серебристо-сизая паутина, прощается природа).
– С какой целью их употребляет автор?
Выполнить задания А.
А1 Укажите ошибку в синтаксической характеристике 9-го предложения.
1) А – простое, распространенное
2) Б – сложноподчиненное
3) В – сложное, бессоюзное
4) Г – сложносочиненное.
Выполнить задание В
В1. Выписать обособленное определение из предложения(4).
В2. Выписать страдательное причастие из предложения (5).
В3. Найти в предложении(8)существительное с чередующимся гласным звуком.
В4. Найти среди (6-9) предложений односоставное безличное предложение.
Переписать, вставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточных предложений.
Богата красками р..дная природа. Разумно ра..пределяет она их по временам года.
Люблю я п..ру увядания, когда что-то волшебно-сказочное в природе. В похолад..вшем небе заг..рается осеннее солнце, блекнут поля, в л..сах меняется окраска листвы.И какие это краски! Будто х..лодные пожары полыхают в березняках и осенниках. Открываются бе..крайние дали.
Прочитать отрывки из стихотворений русских поэтов об осени, определить вид придаточных предложений, составить их схемы.
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен и тих.
Вот дождь! Уж это не впервые:
Прольется – и уйдет из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель дополняет ответы учащихся. Вывод о поэтическом синтаксисе в лирике русских поэтов.
Написать сочинение-рассуждение по тексту.
Когда солнышко начинает ниже ходить по небу, в темном лесу просыпается бабушка с золотой косой. Эту бабушку зовут Осень. Она тихо идет зелеными лугами. Где остановится, там на траве остаются белые кристаллики льда. Люди утром говорят: «Заморозок»
Приходит Осень в сад. Дотронется золотой косой до дерева, и листья на нем становятся желтыми, красными, оранжевыми. А люди утром говорят: «Золотая осень» А днем Осень с золотой косой прячется в лесу, ждет ночи.
Учащиеся в качестве раздаточного (наглядного) материала получают таблицы-памятки:
Таблица №1. Приемы написания вступления
Прием | Пример |
1. Обоснование актуальности проблемы | Проблема, поднятая в тексте актуальна, т.к. |
2. Начало с ключевого слова текста | Осень …. Какая удивительная пора! |
3. Описание ситуации, аналогичной изображенной в тексте | Часто бывает так, что мы … |
4. Сообщение сведений об авторе текста или о его книгах | А. Сухомлинский – талантливый педагог |
5. «Рассказ» о впечатлении, которое произвел текст | Этот прочитанный текст заставил меня задуматься. |
Таблица №2. Приемы написания заключения.
Прием | Пример |
1. Риторический вопрос | Можно ли не любить природу? |
2. Восклицание | Как красива природа осенью! |
3. Высказывание | По-моему, осень – самое замечательное время года |
4. Яркие высказывания (пословицы, изречения известных людей) | Не любить природу – значит, не любить свою Родину. |
Возможные варианты сочинения-рассуждения
Домашнее задание
Составить предложения по данным схемам о своем любимом времени года, чтобы получился связный текст.
[ глагол ], ( когда).
[ имя существительное ], (который)
(хотя),[ ]
( Для того чтобы ),[ ]
Раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
В каких случаях в сложносочинённых предложениях не ставится запятая перед союзом и?
1. В. сна начинается медле (н, нн) о и осень (не) заметно по… крадывает ся?. (М. Пришвин) 2. Здесь Пушкина и… гнанье началось и Лермонтов кончилось и… гнанье. (А. Ахматова) 3. Вскоре после восхода наб… жала туча и брызнул к… роткий дождь. (А. Пушкин) 4. Лампы г. рели (по) зимнему и камин тихонько тр… шал. (В. Солоухин) 5. Я устал на охоте за лисицами и мне захотелось где-нибудь о. дохнуть. (М. Пришвин) 6. Небо (ли) такое белое или солью выцв… ла в… да? (С. Есенин) 7. Но Леля спала так спокойно и в ее р. сницах казалось роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна (не) решилась разбудить дочь. (К. Паустовский) 8. С в. стока надвигались тёмные д. ждевые тучи и оттуда п… тягивало влагой. (А. Чехов) 9. Неужели вы это не знали и и вам сказал новость?» (И. Тургенев) 10. К вечеру холоднело над рекой и постепе (н, нн) о всё и… чезало (во) тьме. (М. Пришвин) 11. Ст. новилось жарко и я посп. шил домой. (М. Лермонтов) 12. Едва св. ча засв. тилась (тот) час подн. лось дружное н.. пр.. рывное гудение и к… мары густо полезли на свет. (П. Проскурин) 13. За всю зиму (н…) разу (не) потеплело и (не) закапала с т.. совых крыш су.. тливая талая вода, (К. Паустовский) 14. Изредка обл.. ка вспыхивают угрюмым о.. блеском молний и (не) уклюжими рывками гр.. мит гром. (К. Паустовский)
1. Весна начинается медленно, и осень незаметно подкрадывается, а зима приходит внезапно. (М. Пришвин) 2. Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А. Пушкин) 4. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал. (В. Солоухин) 5. Я устал на охоте за лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть. (М. Пришвин) 6. Небо ли такое белое или солью выцвела вода? (С. Есенин) 7. Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К. Паустовский) 8. С востока надвигались тёмные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой. (А. Чехов) 9. Неужели вы этого не знали и я вам сказал новость? (И. Тургенев) 10. К вечеру холоднело над рекой и постепенно всё исчезало во тьме. (М. Пришвин) 11. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Лермонтов) 12. Едва свеча засветилась, тотчас поднялось дружное непрерывное гудение и комары густо полезли на свет. (П. Проскурин) 13. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. (К. Паустовский) 14. Изредка облака вспыхивают угрюмым отблеском молний и неуклюжими рывками гремит гром. (К. Паустовский)
Фотоотчёт «Леснушка и дети. Осенний пеший поход с детьми подготовительной группы»
Елена Корсунова
Фотоотчёт «Леснушка и дети. Осенний пеший поход с детьми подготовительной группы»
Фоторепортаж. Осенний пеший поход с детьми подготовительной группы.
» Человек и природа тесно связаны друг с другом.
Мы должны помнить,что леса и луга,звери и птицы,почвы
и чистые воды нужны не только живущему поколению.
Наша задача на сегодня сберечь природу,сохранить ее
огромные богатства для будущего поколения. «
Сегодня мы вместе с детьми ходили в поход. День был солнечным и теплым. Всегда кажется,что осень подкрадывается незаметно. И только тогда,когда вспыхнет золотом все вокруг понимаешь:
ноябрь последний месяц осени. Мы взрослые доставили этим походом море радости детям.
Ребята встретили на поляне Леснушку,которая охраняла лес. Рассказали ей о правилах поведения на природе. Читали стихи о осени,пели песни. А потом мы играли в спортивные и подвижные игры.
Леснушка отблагодарила детей и угостила всех яблоками. А в конце мы
с фотографировались на память. И у детей,и у взрослых было хорошее настроение.
Фотоотчёт. Поход в осенний лес. Цель: создать радостное настроение детям. Задачи:воспитание взаимопомощи, доброты, бережного отношения к природе. Участники похода: дети.
Фотоотчёт «Экскурсия в осенний лес с детьми средней группы» Фотоотчёт «Экскурсия в осенний лес с детьми средней группы» Падают с ветки желтые монетки. Под ногами целый клад! Это осень золотая.
Клуб выходного дня «Поход в осенний лес» детьми и родителями старшей группы. Цель: Воспитание интереса к играм на воздухе, любознательности, дисциплинированности, организованности, коллективизма, любови и бережного.
Конспект итогового мероприятия с детьми подготовительной группы «Дети против войны» Актуальность темы заключается в том, что вот уже прошло не одно десятилетие, когда закончилась ВОВ. А дети до сих пор гибнут под бомбами.
Конспект НОД с Детьми подготовительной группы ТНР на тему «Дети и Театр» ЦЕЛЬ: Умение детей владеть разными видами театра («Пальчиковый театр», «Театр Петрушки», кукольный театр «Би-ба-бо») на материале русских.
Нетрадиционная техника рисования «фроттаж» с элементами аппликации с детьми подготовительной к школе группы «Осенний ковёр» Как прекрасен листопад! Листья жёлтые летят! Над землёй и над водой Вихрь кружится золотой! Осень дождички роняет И деревья раздевает, Устилая.
Стенгазета про целевую экскурсию с детьми подготовительной группы «Осенний сосновый бор» Одним прекрасным утром 6.10.2016года мы с детьми отправились на экскурсию, Было яркое, теплое, осеннее утро. Дети с удовольствием гуляли.
Туристический поход с детьми старшей группы «Мы-туристы» Цель: формирование простейших туристических навыков. Задачи: 1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе, 2.
«Чудеса природы». Экскурсия в «Осенний парк» дети подготовительной группы Цель: Организовать отдых детей. Обратить внимания на изменении природы, как парк выглядел летом, и что случилось с ним теперь. Почему.
Экскурсия в осенний парк с детьми подготовительной группы Цель:обогатить и систематизировать знания детей об осени. Задачи:формировать представления детей об экологических взаимосвязях в природе;.
Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения» (Закрепление изученного на материале текстов о природе)
Тема: «Сложноподчиненные предложения» (Закрепление изученного на материале текстов о природе)
1. Закрепить навыки пунктуации в сложноподчиненных предложениях.
2. Научить школьников комплексному анализу текста. Выработать навыки построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ.
3. Обучить конструированию предложений по лирике русских поэтов.
4. Воспитать любовь к природе.
Оборудование: тексты о природе, иллюстрации об осенней природе, мультимедийные средства.
Эпиграф : «Человека не может не занимать природа.
Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее».
Всех нас окружает природа. Она многообразна. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные. Природа дарит человеку удивительные минуты наслаждения. Общение с природой- это большая радость. Сегодня мы на уроке поговорим о красоте природы осенью. Это мимолетное, прекрасное время года волновало многих поэтов и писателей, на примерах этих произведений мы закрепим знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, при анализе текстов и построении своих высказываний.
(1)Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам.(2) В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпаны лесные дорожки.
(3)Ранняя осень- чудесная, неповторимая пора года.(4) В воздухе, напоенным ароматом увядающей травы, плывет серебристо- сизая паутина.(5) Остро чувствуется: каждый песчаный холмик, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист- все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.
(6)Каждый человек встречает осень по-своему.(7) Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес.(8) На вечерней зорьке хорошо думается.(9) Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом. (По В. Солдатову).
1.Определить стиль, тип речи.
2.Определить тему, основную мысль.
3.Найти слова, употребленные в переносном значении(осень подкралась, плывет серебристо-сизая паутина, прощается природа).
С какой целью их употребляет автор?
Выполнить задания А.
А1 Укажите ошибку в синтаксической характеристике 9-го предложения.
1)А- простое, распространенное
Выполнить задание В
В1.Выписать обособленное определение из предложения(4).
В2.Выписать страдательное причастие из предложения (5).
В3. Найти в предложении(8)существительное с чередующимся гласным звуком.
В4.Найти среди (6-9) предложений односоставное безличное предложение.
Переписать, вставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточных предложений.
Богата красками р..дная природа. Разумно ра..пределяет она их по временам года.
Люблю я п..ру увядания, когда что-то волшебно- сказочное в природе. В похолад..вшем небе заг..рается осеннее солнце, блекнут поля, в л..сах меняется окраска листвы.И какие это краски!Будто х..лодные пожары полыхают в березняках и осенниках. Открываются бе..крайние дали.
1. Найти метафоры в тексте.
2. Сделать словообразовательный разбор слов: похолодавшем, бескрайние, осинниках.
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен и тих.
Вот дождь! Уж это не впервые:
Прольется- и уйдет из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все- простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. Ф.И.Тютчев
Учитель дополняет ответы учащихся. Вывод о поэтическом синтаксисе в лирике русских поэтов
Написать сочинение-рассуждение по тексту.
Когда солнышко начинает ниже ходить по небу, в темном лесу просыпается бабушка с золотой косой. Эту бабушку зовут Осень. Она тихо идет зелеными лугами. Где остановится, там на траве остаются белые кристаллики льда. Люди утром говорят: «Заморозок»
Приходит Осень в сад. Дотронется золотой косой до дерева, и листья на нем становятся желтыми, красными, оранжевыми. А люди утром говорят: «Золотая осень» А днем Осень с золотой косой прячется в лесу, ждет ночи.
Учащиеся в качестве раздаточного (наглядного ) материала получает таблицы- памятки:
Таблица№1. Приемы написания вступления
Проблема, поднятая в тексте актуальна, т.к.
Осень …. Какая удивительная пора!
3.Описание ситуации, аналогичной изображенной в тексте
Часто бывает так, что мы …..
4.Сообщение сведений об авторе текста или о его книгах
А. Сухомлинский- талантливый педагог
5.«Рассказ» о впечатлении, которое произвел текст
Этот прочитанный текст заставил меня задуматься.
Таблица №2. Приемы написания заключения.
Можно ли не любить природу?
Как красива природа осенью!
По-моему, осень-самое замечательное время года
4.Яркие высказывания (пословицы, изречения известных людей)
Не любить природу-значит, не любить свою Родину.
Возможные варианты сочинения-рассуждения
Мне очень понравилось, как Сухомлинский описывает это время года, умело употребляя эпитеты, метафоры. Проблема любви к природе, которую поднимает автор,- одна из основных проблем в жизни человека. Природу надо любить и беречь.
Любить природу- значит любить свою Родину.
Составить предложения по данным схемам о своем любимом времени года, чтобы получился связный текст.
Незаметно подкралась осень
Опять надежда сердцу лгала,
Предчувствий сладких ложь даря.
И снова вечер, снова алой,
Ласкает нежностью заря.
Меж алых зорь двух, дни и ночи,
Рассвет с закатом их венчал.
Печаль, мне вещий сон пророчил,
В него, как я в яму я упал.
Я точка малая Пространства,
Живу зачем — не знаю сам.
Вновь осень листопада танцем,
Что всё пройдёт, напомнит нам.
Повсюду люди, все дорогой,
Идя своей, живут своим.
Печалью душу мне не трогай,
Надежд несбыточности дым.
Незаметно подкралась пора
Отойти от любовного зноя.
Как солдат, обессилив от ран,
Сдал позиции сердца без боя!
А вокруг золотиться листва
И ложится ковром на дорогу.
И седеет моя голова,
Оставляя весну за порогом.
Мне тоскливых деревьев не жаль,
И судьбы я не жду уже лучшей –
За деревьями синяя даль
Омрачается снежною тучей!
Но подожди не закрывай,
Свой том.
Незаметно подокралась осень.
Пролилась холодными дождями.
Ранним утром, оставляя проседь
На траве, играется лучами
Вышедшего солнца из-за тучи.
Обещает день быть тёплым снова,
И согреть нас, прежде день грядущий
Не сорвёт прекрасного покрова
Из деревьев золотом одетых.
С ним уйдёт тепло, придёт унылость.
Жалостно скрипя застонут ветви,
Погружаясь в будничную сырость.
«Ветер, подожди ещё немного,
Не свисти, не вой ты так сердито.
Тёплых дней остались только крохи.
Как незаметно пришла осень,
И как-то враз, лес пожелтел.
И куст рябины между сосен,
Уже почти весь облетел.
Прохладно, пасмурно и утром,
Опять туман весь путь застил.
Сырым и невесомым пухом,
Тропинку, предо мною скрыл.
Лес тих осенний, птиц не слышно,
Лишь шорох листьев под ногой.
Из чащи сыростью, грусть дышит,
В ней страх пред долгою зимой.
Замшелый пень, зелёно-мокрый,
Торчит меж листьев, как укор.
Укор за то, что век недолгий,
У древа, что срубил топор.
Знать бы, что будет за тем поворотом,
Что мне судьба поднесёт, улыбаясь?
Клён неопавший украсил собою
Миг приходящий краской горячей.
В лёгкой прохладе бушует мой разум,
Жизнь я.
Солнце бездомное ласково лижет
Стены, березы. будя ностальгию.
Сколько по городу девушек рыжих
Столь же прелестные и остальные.
Упадёт на Землю грязную,
Первый жёлтый лист с берёз.
Сквозь заката в зорьку ясную,
Улетит в нирвану грёз.
Незаметно снова осень,
Феей грустной в мир придёт.
Жёлтый лист с берёзы бросит,
Вниз, в падение-полёт.
Журавлинный клин тоскою,
С миром делится с небес.
Ледянных дождей слезою,
Будет вымыт пустой лес.
А потом нас бабьим летом,
Мир порадует опять.
Землю солнце ярким светом,
Будет жарко целовать.
Осень словно старость ломкая,
Сон волшебный, грустный чуть.
В небе.
Дождём стучится осень в двери, окна,
Как будто плетью хлещет наотлёт.
Стучится день, уже холодный, воглый,
как в мутной каше скрылся горизонт.
Потоки брызгами стекают по асфальту,
Промокла куртка, влагой напоясь.
Почти плывут машины, жмут педали
Водилы, на погоду матерясь.
Октябрь резвится, ветром нападая,
Открылась осень мачехой, недоброй стороной,
И у подъездов запертых собаки дробно лают,
Стремясь в полутепло, в полууют домов.
Скользнув, прижмутся к полутёплым трубам.