Все разделы языкознания и что они изучают
Все разделы языкознания и что они изучают
Данную информацию необходимо разместить на этом сайте, чтобы посетитель имел представление «что с чем мы тут собираемся связывать».
Языкознание: общее и частное.
Изучается в синхронном и диахронном планах.
1. Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков (фонем).
2. Графика — раздел языка, изучающий алфавит, буквы языка и элементарные соответствия между звуками и буквами.
3. Орфография — раздел языка, изучающий принципы правильного написания слов. Помимо выбора букв, орфография включает изучение прописных и строчных букв, слитные и раздельные написания (а также дефисные), и, наконец, правила переноса.
4. Орфоэпия — раздел, изучающий правильное произношение слов. Помимо всего прочего орфоэпия «занимается» ударением и правилами его постановки.
5. Словообразование/морфемика — раздел языка, изучающий образование одних слов от других.
6. Грамматика — пожалуй, самый обширный раздел языкознания. Грамматика изучает грамматический строй языка. Грамматический строй заключается в верном построении языковых единиц: слов, словосочетаний (синтагм) и, наконец, предложений. Грамматика традиционно делится на две большИе части: морфологию и синтаксис. 6а) Морфология — раздел языка, изучающий части речи, категории частей речи и различные речевые словоформы. 6б) Синтаксис — раздел языка, изучающий словосочетания и предложения. Синтаксис учит правильно строить словосочетания и предложения, не ошибаться в порядке слов, верно связывать их друг с другом.
7. Лексикология — раздел языка, изучающий слова языка, словарный запас языка (лексикон).
8. Этимология — раздел языка, изучающий происхождение слов. Этимология изучает историю слов, проясняя вопрос о том, откуда появилось то или иное слово.
9. Стилистика — раздел языкознания, изучающий принципы объединения и организации слов, синтагм и предложений в более крупную единицу — текст. Стилистика, в частности, занимается проблема выбора стиля: художественный, один из официальных (научный, официально-деловой, публицистический) или разговорный стиль.
Имеются и иные разделы: семантика, прагматика, переводоведение, изучение письменности, дешифровка письменных систем и другие.
Лингвистика
Языкознание (лингвистика) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную и практическую.
Что изучает лингвистика
Общеизвестно, что лингвистика изучает все существующие (и когда-либо существовавшие) языки вообще. Они выступают как объект языкознания.
Предметом же языкознания являются:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отмечается особенность языкознания как науки: субъект исследования (сам лингвист) зачастую неотделим от объекта (языка), так как в той или иной степени является его носителем (либо в силу того, что этот язык — его родной, либо в силу глубокого изучения).
Язык, как объект изучения лингвистики, представляет собой организованное целое, обладающее определенной структурой и образует единство своих элементов как некоторой системы.
Выделяют семь языковых единиц (элементарных частиц):
Некоторые относят к единице языка также абзац.
Основные разделы
Классификация разделов лингвистики
Говоря о разделах языкознания, в первую очередь следует учитывать, что оно подразделяется на общее и частное.
Общее языкознание занимается свойствами, присущими любому языку. К его функциям и задачам относится следующее:
Частное языкознание всесторонне изучает какой-нибудь один язык или группу языков, близких по происхождению и/или географическому положению. Например, русистика изучает русский язык.
Частное языкознание может быть двух видов.
Классификация по применению лингвистики подразумевает два раздела:
Фонетика
Фонетика — раздел лингвистики, который изучает звуки речи и звуковое строение языка, а также интонацию.
Выделяют фонетические единицы языка, которые связаны между собой количественно:
Существует множество разделов фонетики:
Лексикология
Лексикология — раздел лингвистики, изучающий лексику.
В лексикологии рассматриваются:
Лексикология включает в себя следующие разделы:
Грамматика
Грамматика — раздел языкознания, занимающийся грамматическим строем языка и включающий в себя морфологию и синтаксис.
Грамматика изучает следующее:
Одной из особенностей грамматики как раздела лингвистики является то, что, как и лексикология, она изучает лексемы, но при этом полностью игнорирует их смысл.
Грамматический способ выражения слов — материальное выражение грамматических значений, то есть определенная техническая комбинация морфем и фонем.
Базовой грамматической категорией любого языка являются части речи.
Морфология — это раздел грамматики, занимающийся описанием внутренней структуры слова.
Синтаксис — это раздел лингвистики, в котором изучаются такие языковые единицы, как предложение и словосочетание, а также способы их превращения в текст.
Пограничные разделы лингвистики
Приведем несколько примеров, когда лингвистика в сочетании с иной научной дисциплиной дает начало новому разделу науки.
Разделы языкознания
Общее языкознание изучает общие свойства, присущие любому языку.
Частное языкознание изучает свойства, присущие
1. отдельным языкам (напр., русистика);
2. группам родственных языков (напр., славистика, тюркология, германистика, романистика);
3. определенным географическим областям (ареалам), где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика).
Частные разделы языкознания:
Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии.
Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина – морфонология – изучение фонологического состава морфологической единицы языка.
Грамматика – раздел языкознания, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов языкознания выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение.
Синтаксис – изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания). Словарем языка занимаются несколько разделов языкознания: семантика и примыкающие к ней разделы языкознания (фразеология, семантический синтаксис).
Лексическая семантика – занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими.
Фразеология – исследует несвободные лексические сочетания.
Лексикология – исследует словарь (лексику) языка.
Лексикография – написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей.
Ономатология – исследование терминов в различных областях практической и научной жизни.
Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности.
Ономасиология – изучает развитие слова от предмета.
Социолингвистика – состояние языка и общества. Прагма лингвистика– функционирования языка в различных ситуациях общения.
Психолингвистика – психологические механизмы порождения речи.
Паралингвистика – около языковые средства – жесты и мимика.
Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа.
Генеалогическая классификация языков опирается на историческое родство языков, устанавливаемое при помощи сравнительно-исторического метода. По признаку исторического родства языки могут быть разделены на несколько крупных разрядов, именуемых обычно семьями. Языки внутри одной семьи связаны близкими или далекими «родственными отношениями», а это значит, что в их структурах есть общие черты, которые можно было бы объяснить, приняв мысль о том, что все эти структуры восходят к некоему языку-предку, языку-основе.
Языки, принадлежащие разным семьям, не обнаруживают признаков исторического родства: в них нет слов и форм, имеющих общее происхождение (разумеется, кроме слов-заимствований, которые могут проникнуть из одного источника и в родственные и в неродственные языки). Каждая языковая семья включает в себя несколько языков. При этом одни семьи обнаруживают большее, другие меньшее внутрисемейное расхождение и сближение отдельных языков. Иначе говоря, одни языки внутри семьи могут оказаться более близкими друг другу, чем другие. Группировки языков внутри семьи называются обычно ветвями (группами).
Языки одной ветви ближе друг другу, нежели языки двух ветвей. Например, славянские языки образуют особую ветвь индоевропейской семьи языков. Они ближе друг другу, чем, например, русский и французский, польский и испанский, чешский и итальянский (французский, испанский и итальянский языки принадлежат к другой ветви — романских языков).
Внутри ветви также близость между языками может оказаться неодинаковой степени. Поэтому некоторые ветви членятся на группы (подгруппы). Так, славянская группа индоевропейских языков делится на южнославянскую, восточнославянскую и западнославянскую.
Могут оказаться и языки «вне классификации»; у них не обнаруживается языков-родственников.
Единицами классификации языков являются: семья, ветвь, группа, подгруппа
Родство языков – это происхождение от одного общего праязыка. Сами языки, происходящие от одного общего праязыка, называются родственными. Родство языков может быть более близким и более далеким.
Сравнительно-исторический метод — совокупность приемов, позволяющих доказать родство определенных языков и восстановить древнейшие факты их истории.
Метод был создан в XIX в., его основоположники — замечательные ученые Расмус Раек (Дания), Франц Бопп (Германия), Якоб Гримм (Германия) и Александр Востоков (Россия).
Родословное или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные егопотомки — «листья»
4. учебник стр.411
5. лекция индоев.семья.
6. учебник стр.414-416. Лекция инд.языках.
9. лекция сущность языка…Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
Натуралистический (биологический) подход к языку
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера Натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как «Теория Дарвина и наука о языке», «Значение языка для естественной истории человека» По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления применять к изучению языка точные методы естественных наук.
Психический подход к языку
Существует точка зрения, что язык явление социальное.
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом.
Язык как система знаков
Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка [источник не указан 421 день] :
§ идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский языкиспользуется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.
Язы?к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Лингвистика как наука: понятие, разделы, историческая справка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лингвистика, языкознание, языковеденье… Все эти термины обозначают одну и ту же науку, которая стала предметом нашей статьи.
Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.
Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.
Лингвистика — это.
Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.
Оба представленных термина – по сути, кальки с латинского первоисточника – термина лингвистика. Происходит слово от корня lingua, что переводится как «язык». Таким образом, получаем очевидное определение:
Лингвистика – это наука о языке.
На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.
Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.
На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:
Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.
Разделы лингвистики
Все мы в школе слышали о таких разделах языкознания, как фонетика, морфология, синтаксис… Если так ответить о членении языковой науки, это не будет ошибкой. Однако на академическом уровне лингвистика имеет более крупную классификацию.
Её высшими уровнями стали:
Разумеется, это не жестко обособленные сферы. В большинстве исследований ученые используют методы если не всех, то 2х — 3х разделов.
Эпоха чистой теоретической лингвистики – в прошлом. Сегодня ставится акцент на прикладном аспекте.
Чтобы углубиться в дальнейшую классификацию, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Теоретическое языкознание
Лингвистика в теоретическом проявлении базируется на исследовании и выведении законов языка. Ученые, которые специализируются в этом направлении, формулируют теории.
Нормативная лингвистика также называется предписательной или прескриптивной, поскольку указывает пользователю, как написать / сказать будет правильно.
В зависимости от универсальности / частности предмета изучения выделяют:
Для частного языковеденья характерны более конкретные названия. К примеру, изучение русского языка называют русистикой, китайского – китаистикой. Есть варианты и для групп: славистика для славянских языков, германистика для германских…).
Внутри теоретической лингвистики вычленяют знакомые многим разделы:
Практическая лингвистика
Трудно назвать практическую лингвистику единой системой. Это скорее совокупность различных видов языковой и околоязыковой деятельности человека.
Самыми крупными стали такие направления:
Прикладная лингвистика
В большинстве аспектов повторяет то, что представлено в практической лингвистике. Однако описывает это с точки зрения теории.
Ключевые векторы:
Эмпирическое языкознание строится на применении крупного набора методик. Описывать их в рамках ненаучного текста нет смысла.
Такова на первый взгляд эта особая наука – лингвистика. Надеемся, что описание её предмета и разделов пролило свет на эту глубинную отрасль человеческих знаний.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.
Разделы науки о языке языкознания
Родной язык для каждого народа свой. У всех в чем-то различные или похожие правила и особенности. Мало научиться разговаривать. Необходимо знать определённые нормы, чтобы точно произносить и писать различные слова, использовать их в нужном контексте. Всему этому дети начинают учиться в школе на уроках русского языка. При этом знания даются в структурированной системе, переходя от одного раздела языкознания к другому.
Довольно часто, не разобравшись до конца с одной темой, сложно понять следующую. Отсюда возникают грубые речевые, орфографические или грамматические ошибки.
В школьном курсе делают акцент на такие лингвистические разделы как:
Основные разделы
Фонетика и графика
С этой областью языкознания человек начинает знакомиться неосознанно с самого рождения. Ведь довольно часто ребёнок произносит сначала отдельные звуки, а потом уже первые слова. А именно звуковому ряду посвящена фонетика. Система обучения в дошкольных учреждениях построена на изучении фонетического состава слов, знание алфавита приходит позже.
В школе идёт более широкое знакомство с фонетикой. Дети узнают, что такое:
В письменной речи звуки обозначаются квадратными скобками: [в], [м], [ы].
Графика тесно взаимосвязана с фонетикой, так как этот раздел науки о языке объясняет, как звуки передаются на письме, то есть он посвящён буквам.
Лексикология и фразеология
Предметом изучения лексикологии являются слова. Тут даются их определение, история происхождения, примеры правильного употребления в речи.
Фразеология — категория, которая сильно переплетается с лексикой, так как тут рассматриваются различные фразеологизмы и все, что с ними связано.
Словообразование и орфография
Область лингвистики, которая занимается методами формирования производных от различных слов, называется словообразование. В некоторых источниках можно встретить «морфемика», так как части слов носят название морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).
В орфографии изучают правила правописания. В большинстве случаев произношение слова и его написание отличаются. Для этого и необходимо знание орфографических правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком.
Грамматика и пунктуация
Одна из самых обширных категорий лингвистики. В неё входят:
Морфология — раздел языкознания о частях речи, которые делятся, в свою очередь, на самостоятельные (существительное, наречие, прилагательное, местоимение, глагол) и служебные (союзы, предлоги, междометия). В курсе школьной программы прописаны все основные понятия, которые должны усвоить учащиеся: изменения по падежам и родам, склонения, соответствие частей речи друг другу.
Синтаксис — наука о предложениях и словосочетаниях.
Изучение пунктуации происходит в рамках синтаксиса, так как это раздел о знаках препинания, используемых в предложениях, и их функциях. В младших классах даётся общее представление об этих разделах. Более подробно их начинают изучать с 8 класса.
Изучение
Культура речи и стилистика:
Культура речи учит нормам использования литературного языка в разговоре и на письме.
Стилистика — раздел лингвистики, посвящённый стилям речи, их особенностям и разнообразным жанрам. На уроках детей научат определять, к какому направлению относится тот или иной текст, когда уместно употреблять различные фразы и выражения.
Все области языкознания очень взаимосвязаны между собой. В младших классах закладываются основы знаний, которые с каждым учебным годом повторяются и закрепляются, а затем расширяются и углубляются.
В 5 классе упор делается на следующих категориях:
Программу русского языка в шестом классе можно увидеть в таблице «6 класс, разделы науки о языке»:
Чем старше становится ребёнок, тем больше усложняется материал и требования к знаниям. С учётом этого меняются и критерии к написанию и оцениванию изложений и сочинений. В начальной школе учитель незначительно будет придираться к стилевому оформлению. Но после прохождения соответствующей темы это будет грубой ошибкой и отметка, естественно, снижается.
Таким образом, можно прийти к выводу, что все разделы науки о языке очень взаимосвязаны и взаимодействуют между собой на довольно глубоком уровне. Не зная правил в какой-либо области русского языка, можно с лёгкостью наделать ошибок в другой. Для грамотного и образованного человека это жизненно необходимые умения.