Все науки о языке и что они изучают
Современные науки, занимающиеся изучением языка и речи
Что составляет предмет науки о языке
Языкознанием называется наука, изучающая языки. Она имеет и другое определение — «лингвистика». Данный термин произошел от латинского слова lingua, которое переводится как «язык».
Языкознание исследует естественный человеческий язык в целом и языки мира в лице их представителей. Лингвистика классифицируется на:
Языкознание занимается как существующими языками, так и мертвыми (например, латинский). Они являются объектами изучения. Предметами лингвистики выступают:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Лингвист является субъектом исследования, и он тесно взаимосвязан с объектом — языком. Лингвист выступает носителем определенного языка или с рождения, или в процессе глубокого изучения языка, который не является для него родным.
Язык — это единый и сложный организм, включающий в себя выстроенные в организованную структуру элементы.
Всего система состоит их семи основных языковых единиц. К ним относятся:
Ряд ученых вносит в этот перечень абзац.
Лингвистика в аспекте гносеологии
Лингвистика в гносеологическом срезе заключает в себе следующие виды деятельности:
Факты делятся на внутренние и внешние. Первые представлены в виде языковых, вторые — физиологических и психологических, а также социальных фактов.
Кибернетическая модель языка проходит проверку посредством сходства с реальной человеческой речью. Мертвые языки анализируются в результате раскопок и археологических находок новых текстов, составленных на старинных языках.
Что представляет субъект и объект лингвистики
Языкознанию присущи основные черты гуманитарных наук. Однако лингвистика не каждый раз разделяет субъект, т.е. самого лингвиста, от объекта — исследуемого языка, особенно это актуально при изучении родного языка.
Лингвисты — люди, обладающие языковым чутьем и языковой рефлексией (умение анализировать свою языковую интуицию). Интроспекция — это опора на рефлексию для обретения словесной информации в письменном или устном виде.
Основные понятия в области лингвистики и способы их изучения
Лингвистика представлена несколькими разделами:
Это разделы, которые изучают в школьной программе. Графика и орфография рассматриваются совместно с другими блоками: графика идет в разделе с фонетикой, а орфография — в купе с фонетикой, морфологией и словообразованием. Лексикография не рассматривается как отдельная ветвь; стилистика входит в процедуру изучения развития речи; пунктуация идет в совокупности с синтаксисом.
Объектами изучения разделов языкознания выступают:
Синтаксис и морфология входят в состав грамматики.
Фонетика и графика
Фонетику и графику языкознания человек впитывает с неосознанного возраста. Первым делом ребенок выдает звуки, затем складывает их в слова.
Фонетика изучает звуки. Дошкольники проходят фонетический состав слов, и только потом ими усваивается полный алфавит. Школьная программа предусматривает подробное изучение фонетики. Ученики проходят:
Письменно звуки заключаются в квадратные скобки: [о], [йа], [к].
Графика граничит с фонетикой. Данный раздел дает разъяснения, каким образом звуки обозначаются на письме.
Лексикология и фразеология
Основой лексикологии является слово, выступающее объектом исследования. Раздел науки дает понятия, рассматривает историю происхождения и показывает примеры их верного употребления. Фразеология тесно связана с лексикой. Она изучает фразеологизмы и смежные с ними понятия и явления.
Словообразование и орфография
Словообразование — раздел языкознания, изучающий методику формирования производных от определенных слов.
Орфография отвечает за правильное написание слов.
Грамматика и пунктуация
Грамматика — самый большой раздел языкознания, включающий несколько категорий. В ее состав входят следующие ветви:
Синтаксис изучает предложения и словосочетания. Пунктуация входит в состав синтаксиса — она исследует знаки препинания в предложениях и их функционал. Ученикам младших классов программа дает общие понятия о разделах, а детальный анализ изучается в средней школе с 8 класса.
Морфология занимается изучением частей речи. Они разделяются на самостоятельные и служебные. К самостоятельным относят: существительные, местоимения, глаголы, прилагательные. К служебным: союзы, предлоги, частицы. Программа обучения включает необходимые для изучения многочисленные грамматические категории: склонения по падежам, спряжение глаголов и т.д.
Культура речи
Культурой речи называется раздел языкознания, изучающий нормы художественного языка в устной и письменной форме. В рамках данного направления исследуются нормы литературного языка: произношение, орфография, пунктуация, морфология, словообразование, речь.
Разделы языкознания
Лингвистика имеет несколько направлений:
Теоретическая
Теоретическая лингвистика предполагает разработку теорий в области языкознания.
Теоретическая лингвистика рассматривает разнообразные законы языка, чтобы впоследствии сформулировать их в виде теорий. Данный раздел языкознания подразделяется на отрасли:
1. Нормативная лингвистика — данная отрасль определяет, как именно нужно произносить и писать слова.
2. Общая лингвистика — занимается изучением общих черт всех существующих языков эмпирически и дедуктивно, путем исследования общих тенденций их функционирования. Она разрабатывает научные методы и разъясняет лингвистические понятия. В ее состав входит типология, которая сопоставляет языки без привязки к их родству между собой. Общая лингвистика создает языковые универсалии — гипотезы.
3. Частная лингвистика. Предметом исследования выступает отдельный язык, языковая группа или смежные языки. Это могут быть разделы о конкретных языках:
Прикладная лингвистика
Прикладная лингвистика решает практические задачи, направленные на изучение языка и на практическое использование лингвистической теоретической науки.
Самые древние формы данной отрасли: письмо, способ обучения родного и неродного языков, лексикография. Затем образовались терминология, орфография, переводы, расшифровки и т.д.
Практическая лингвистика
Практическая лингвистика включает в себя категории ненаучной деятельности:
Практическая лингвистика
Практическая лингвистика включена в сферу, которая занимается языковыми экспериментами. Их цель — верифицировать положения теории и проверить эффективность продуктов прикладного языковедения.
Эмпирическая лингвистика
Данный раздел изучает материал путем эксперимента с текстами и речевыми конструкциями.
Эмпирическая лингвистика получает языковые сведения:
Сравнительная и одноязычная лингвистика
Одноязычная лингвистика, которая ранее называлась описательной, занимается описанием определенного языка, при этом выделяет языковые подсистемы с целью изучения схожих черт между ними и различий.
Например, диахроническая лингвистика занимается сопоставлением временных срезов в языковой истории; диалектология — сопоставляет отличия между территориальными вариациями языка; стилистика — занимается исследованием различий между функциональными видами языка.
Сравнительная лингвистика занимается сравнением языков между собой. В нее входят:
Историей языков занимается сравнительно-теоретическое языкознание. Этот раздел также исследует генеалогические связи между языками. Сравнительно-теоретическая лингвистика описывает хронологию языка в тот или иной период истории. Также занимается изучением изменений, произошедших в языке в процессе его перехода от одного поколения к другому.
Внешняя и внутренняя лингвистика
Внешняя лингвистика исследует язык во всем его социальном разнообразии, изучает систему функционирования. Языковая система зависит от:
Внутренняя лингвистика рассматривает язык в его однородности.
Лингвистика языка и речи
Лингвистика языка подходит к изучению языка как к коду, как к системе имеющихся социально установленных знаков и правил их использования. Лингвистика речи исследует деятельность речи, в которую входит говорение и понимание, происходящее в динамике. Сюда же входят результаты — т.н. речевое произведение.
Языкознание речи состоит из лингвистики говорящего и лингвистики слушающего. Для первой характерна деятельность отправителя тех или иных сообщений — т.н. кодирование. Сюда относятся тексты, письменная речь и говорение. Лингвистика слушающего — пассивное деятельное состояние, когда сообщение доходят до слушателя (декодирование). Это чтение текстов или их слушание.
Статическая и динамическая лингвистика
Статистическая лингвистика занимается изучением языковых способностей индивидуума, уровня его владения языком.
Динамическая — исследует определенные процессы, касающиеся изменений языка во временных рамках, а также фазы обретения языкового навыка: развитие речевых способностей, владение языком, его забывание.
Разделы науки о языке языкознания
Родной язык для каждого народа свой. У всех в чем-то различные или похожие правила и особенности. Мало научиться разговаривать. Необходимо знать определённые нормы, чтобы точно произносить и писать различные слова, использовать их в нужном контексте. Всему этому дети начинают учиться в школе на уроках русского языка. При этом знания даются в структурированной системе, переходя от одного раздела языкознания к другому.
Довольно часто, не разобравшись до конца с одной темой, сложно понять следующую. Отсюда возникают грубые речевые, орфографические или грамматические ошибки.
В школьном курсе делают акцент на такие лингвистические разделы как:
Основные разделы
Фонетика и графика
С этой областью языкознания человек начинает знакомиться неосознанно с самого рождения. Ведь довольно часто ребёнок произносит сначала отдельные звуки, а потом уже первые слова. А именно звуковому ряду посвящена фонетика. Система обучения в дошкольных учреждениях построена на изучении фонетического состава слов, знание алфавита приходит позже.
В школе идёт более широкое знакомство с фонетикой. Дети узнают, что такое:
В письменной речи звуки обозначаются квадратными скобками: [в], [м], [ы].
Графика тесно взаимосвязана с фонетикой, так как этот раздел науки о языке объясняет, как звуки передаются на письме, то есть он посвящён буквам.
Лексикология и фразеология
Предметом изучения лексикологии являются слова. Тут даются их определение, история происхождения, примеры правильного употребления в речи.
Фразеология — категория, которая сильно переплетается с лексикой, так как тут рассматриваются различные фразеологизмы и все, что с ними связано.
Словообразование и орфография
Область лингвистики, которая занимается методами формирования производных от различных слов, называется словообразование. В некоторых источниках можно встретить «морфемика», так как части слов носят название морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).
В орфографии изучают правила правописания. В большинстве случаев произношение слова и его написание отличаются. Для этого и необходимо знание орфографических правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком.
Грамматика и пунктуация
Одна из самых обширных категорий лингвистики. В неё входят:
Морфология — раздел языкознания о частях речи, которые делятся, в свою очередь, на самостоятельные (существительное, наречие, прилагательное, местоимение, глагол) и служебные (союзы, предлоги, междометия). В курсе школьной программы прописаны все основные понятия, которые должны усвоить учащиеся: изменения по падежам и родам, склонения, соответствие частей речи друг другу.
Синтаксис — наука о предложениях и словосочетаниях.
Изучение пунктуации происходит в рамках синтаксиса, так как это раздел о знаках препинания, используемых в предложениях, и их функциях. В младших классах даётся общее представление об этих разделах. Более подробно их начинают изучать с 8 класса.
Изучение
Культура речи и стилистика:
Культура речи учит нормам использования литературного языка в разговоре и на письме.
Стилистика — раздел лингвистики, посвящённый стилям речи, их особенностям и разнообразным жанрам. На уроках детей научат определять, к какому направлению относится тот или иной текст, когда уместно употреблять различные фразы и выражения.
Все области языкознания очень взаимосвязаны между собой. В младших классах закладываются основы знаний, которые с каждым учебным годом повторяются и закрепляются, а затем расширяются и углубляются.
В 5 классе упор делается на следующих категориях:
Программу русского языка в шестом классе можно увидеть в таблице «6 класс, разделы науки о языке»:
Чем старше становится ребёнок, тем больше усложняется материал и требования к знаниям. С учётом этого меняются и критерии к написанию и оцениванию изложений и сочинений. В начальной школе учитель незначительно будет придираться к стилевому оформлению. Но после прохождения соответствующей темы это будет грубой ошибкой и отметка, естественно, снижается.
Таким образом, можно прийти к выводу, что все разделы науки о языке очень взаимосвязаны и взаимодействуют между собой на довольно глубоком уровне. Не зная правил в какой-либо области русского языка, можно с лёгкостью наделать ошибок в другой. Для грамотного и образованного человека это жизненно необходимые умения.
Разделы науки о языке
Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделы науки о языке»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Какие мы знаем разделы науки о языке?
· Что изучает каждый раздел науки о языке?
· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
Такими разделениями занимается морфемика.
Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
А из предложений потом получается текст.
Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
Фонетика – она занимается звуками.
Графика имеет дело с буквами.
Лексикология изучает слова и их значения.
Морфемика имеет дело с морфемами.
Морфология рассматривает части речи.
А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.
Лингвистика
Языкознание (лингвистика) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную и практическую.
Что изучает лингвистика
Общеизвестно, что лингвистика изучает все существующие (и когда-либо существовавшие) языки вообще. Они выступают как объект языкознания.
Предметом же языкознания являются:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отмечается особенность языкознания как науки: субъект исследования (сам лингвист) зачастую неотделим от объекта (языка), так как в той или иной степени является его носителем (либо в силу того, что этот язык — его родной, либо в силу глубокого изучения).
Язык, как объект изучения лингвистики, представляет собой организованное целое, обладающее определенной структурой и образует единство своих элементов как некоторой системы.
Выделяют семь языковых единиц (элементарных частиц):
Некоторые относят к единице языка также абзац.
Основные разделы
Классификация разделов лингвистики
Говоря о разделах языкознания, в первую очередь следует учитывать, что оно подразделяется на общее и частное.
Общее языкознание занимается свойствами, присущими любому языку. К его функциям и задачам относится следующее:
Частное языкознание всесторонне изучает какой-нибудь один язык или группу языков, близких по происхождению и/или географическому положению. Например, русистика изучает русский язык.
Частное языкознание может быть двух видов.
Классификация по применению лингвистики подразумевает два раздела:
Фонетика
Фонетика — раздел лингвистики, который изучает звуки речи и звуковое строение языка, а также интонацию.
Выделяют фонетические единицы языка, которые связаны между собой количественно:
Существует множество разделов фонетики:
Лексикология
Лексикология — раздел лингвистики, изучающий лексику.
В лексикологии рассматриваются:
Лексикология включает в себя следующие разделы:
Грамматика
Грамматика — раздел языкознания, занимающийся грамматическим строем языка и включающий в себя морфологию и синтаксис.
Грамматика изучает следующее:
Одной из особенностей грамматики как раздела лингвистики является то, что, как и лексикология, она изучает лексемы, но при этом полностью игнорирует их смысл.
Грамматический способ выражения слов — материальное выражение грамматических значений, то есть определенная техническая комбинация морфем и фонем.
Базовой грамматической категорией любого языка являются части речи.
Морфология — это раздел грамматики, занимающийся описанием внутренней структуры слова.
Синтаксис — это раздел лингвистики, в котором изучаются такие языковые единицы, как предложение и словосочетание, а также способы их превращения в текст.
Пограничные разделы лингвистики
Приведем несколько примеров, когда лингвистика в сочетании с иной научной дисциплиной дает начало новому разделу науки.