Все команды паскаля и что обозначают
Pascal: Занятие №1. Часть 3: Типы данных в Паскаль
Типы данных в Паскале
Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.
Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.
Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.
Целочисленные типы данных в Паскаль
Тип | Диапазон | Требуемая память (байт) |
byte | 0..255 | 1 |
shortint | -128..127 | 1 |
integer | -32768.. 32767 | 2 |
word | 0..65535 | 2 |
longint | -2147483648..2147483647 | 4 |
Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).
Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:
Pascal | PascalABC.NET | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Pascal | PascalABC.NET | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕЙСТВИЕ | РЕЗУЛЬТАТ | СМЫСЛ |
---|---|---|
2 + 3 | 5 | плюс |
4 — 1 | 3 | минус |
2 * 3 | 6 | умножить |
17 div 5 | 3 | целочисленное деление |
17 mod 5 | 2 | остаток от целочисленного деления |
Порядок выполнения операций
var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.
Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal
Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.
Пример операции inc:
Более сложное использование процедуры inc:
Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.
Пример использования функции odd:
begin WriteLn(Odd(5));
Пример использования процедуры sqr в Pascal:
var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); <ответ 9>end.
Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:
Пример использования процедуры sqrt в Pascal:
var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); <ответ 3>end.
Pascal. Основы
Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.
Алфавит языка Паскаль включает:
Для описания величин в языке Паскаль используются константы и переменные.
Константы – величины, не изменяющие своего значения в процессе выполнения программы.
Переменные – величины, в ходе выполнения программы могут быть неоднократно переопределены.
Типы констант и переменных
Паскаль позволяет использовать следующие типы констант и переменных:
Каждому из перечисленных типов соответствует свой набор операций по обработке данных. Так, для целочисленного и вещественного типов используются операции арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Для логического типа выполняются операции and – логическое и, or – логическое или, xor – логическое исключающее или, not – логическое не.
Кроме того, Паскаль предусматривает возможность вычисления для каждого типа данных значений стандартных функций.
В данной таблице приведены стандартные арифметические функции.
Функция | Назначение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так выглядит окно программы Турбо Паскаль. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа на языке Турбо Паскаль имеет вид: PROGRAM [имя]; Упорство и труд все перетрут! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы программа была исполняемой, к ней необходимо сделать некоторые дополнения. Ниже мы опишем структуру программы на языке Паскаль, а в качестве примера будем использовать фрагмент с подсчетом количества положительных чисел. Пример : program proba; 2. Далеко не все команды, которые мы имеем возможность записать в программе, непосредственно обрабатываются компилятором. Беда в том, что возможных команд слишком много, чтобы обязывать компилятор знать их все. Поэтому в современных языках программирования используется такое понятие, как библиотека готовых команд. И, если мы используем ту или иную команду, которая не известна компилятору, мы должны указать имя библиотеки, где записан код этой команды. Приведем пример, как это сделать. Предположим, что у нас есть желание использовать команду clrscr, которая очищает экран. Если мы просто вставим эту команду в текст программы, то компилятор сообщит нам, что этот идентификатор ему не известен. Поэтому необходимо обратится к справочнику языка, найти в нем описание clrscr, а в описании найти слово Unit. И то, что будет записано после этого слова, есть имя библиотеки. Конкретно в нашем случае имя библиотеки будет Crt. А указать это имя в программе можно так : uses crt. Теперь наша программа будет выглядеть так: Далее в программе следует описание типов переменных. Выглядит это так: var список переменных : описание типа. В этой книге есть целая глава, посвященная описанию различных типов данных. Сейчас нам достаточно одного типа. Договоримся, что вводимые нами числа будут обязательно целыми. Тип целых чисел в языке Паскаль называется integer. Теперь наша программа будет выглядеть следующим образом: Обратите внимание, что сложный оператор также оформляется с помощью этих ключевых слов, из чего следует, что программу надо рассматривать как сложный оператор, но программа имеет то небольшое отличие, что после слова «end» в сложном операторе ставится точка с запятой, а после слова «end», заканчивающего программу, ставится точка. Окончательный вариант программы будет выглядеть следующим образом: 1. Блок описания переменных необязательно будет содержать описания только одного типа. После слова «var» можно создать сколько угодно описаний. 2. В нашем примере структура программы описана не полностью. Здесь отсутствует блок описания типов, определенных пользователем, и блок описания процедур и функций, но этому дальше будут посвящены отдельные главы Паскаль (Pascal) основы программирования для начинающих Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы. Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля», «Паскаль для чайников» и другие). История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых. С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования. Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль. Что такое язык программирования ПаскальЭто базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации. Особенности системы PascalABC.NETВсё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC. Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика: Pascal-ПаскальПрограммирование. Строки и символы Pascal-ПаскальПрограммирование. Строки и символы Pascal-ПаскальСтроки Pascal-ПаскальСтрока представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины: Строка в Паскале – упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Паскале может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII. Код ASCII (American Code for Information Interchange – Американский стандартный код для обмена информацией) имеет основной стандарт и его расширение. Основной стандарт использует шестнадцатеричные коды 00-7F, расширение стандарта – 80-FF. Основной стандарт является международным и используется для кодирования управляющих символов, цифр и букв латинского алфавита; в расширении стандарта используются символы псевдографики и буквы национальных алфавитов. Строковая константа Паскаля – последовательность символов, заключенная в апострофы. Например, ‘строковая константа’, ‘243’. Два следующих друг за другом апострофа (») обозначают пустую строку, т.е. строку с нулевой длиной. Описание строковой переменной ПаскаляДля описания строковых переменных в Паскале существует предопределенный тип string. В общем виде описание строковой переменной будет выглядеть следующим образом: Пример описания строковой переменной в Паскале: В приведенном выше описании строковая переменная s1 может содержать не более 10 символов, переменная s2 – не более 20 символов. Если же при описании строки ее максимальная длина не указывается, то по умолчанию принимается максимально допустимая длина, равная 255 символам (переменная smax).. Символы в строке упорядочены, каждый из них имеет порядковый номер, начиная с первого. Имеется возможность обратиться к любому элементу строки, указав его номер, так же как это делается в одномерных массивах. Например, s1[2] позволяет обратиться ко второму символу в строке s1, при этом мы можем поменять это значение, выполнив оператор присваивания s1[2]:= ‘r’, можем вывести на экран это значение или присвоить его другой переменной. Действия со строками в ПаскалеОперация слияния (сцепления, конкатенации) применяется для соединения нескольких строк в одну, обозначается знаком «+». Операция слияния применима для любых строковых выражений, как констант, так и переменных. Операции отношения позволяют сравнивать строки на отношение равенства (=), неравенства (<>), больше (>), меньше ( =), меньше или равно ( Пример действий со строками в Паскале: ‘строка’<>‘строки’ (верно, т.к. не совпадают последние символы); ‘Abc’ ‘век’ (отношение верно, т.к. буква ‘г’ в алфавите стоит после буквы ‘в’, а, следовательно, имеет больший код). Стандартные функции для работы со строками в ПаскалеCopy (S, poz, n) выделяет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – любое строковое выражение, poz, n – целочисленные выражения.
Concat (s1, s2. sn) выполняет слияние строк s1, s2. sn в одну строку.
Length(S) определяет текущую длину строкового выражения S. Результат – значение целого типа.
Pos(subS, S) определяет позицию первого вхождения подстроки subS в строку S. Результат – целое число, равное номеру позиции, где находится первый символ искомой подстроки. Если вхождение подстроки не обнаружено, то результат функции будет равен 0.
Стандартные процедуры для работы со строками в ПаскалеDelete (S, poz, n) удаляет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – строковая переменная (в данном случае нельзя записать никакое другое строковое выражение, кроме имени строковой переменной, т.к. только с именем переменной связана область памяти, куда будет помещен результат выполнения процедуры); poz, n – любые целочисленные выражения.
Insert(subS, S, poz) вставляет в строку S, начиная с позиции poz, подстроку subS. Здесь subS – любое строковое выражение, S – строковая переменная (именно ей будет присвоен результат выполнения процедуры), poz – целочисленное выражение.
Процедуры преобразования типов в ПаскалеStr(x, S) преобразует число x в строковый формат. Здесь x – любое числовое выражение, S – строковая переменная. В процедуре есть возможность задавать формат числа x. Например, str(x: 8: 3, S), где 8 – общее число знаков в числе x, а 3 – число знаков после запятой.
Val(S, x, kod) преобразует строку символов S в число x. Здесь S – строковое выражение, x – числовая переменная (именно туда будет помещен результат), kod – целочисленная переменная (типа integer), которая равна номеру позиции в строке S, начиная с которой произошла ошибка преобразования, если преобразование прошло без ошибок, то переменная kod равна 0.
ПрограммированиеИсходники Pascal (127)СправочникСправочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту
|