Все что нужно знать о джазе
Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю
Сегодня джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Чарли Паркера или Майлза Дэвиса уже неприлично. Как разобраться в этом музыкальном явлении, если джаз прошел мимо вас?
Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.
Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.
Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.
В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.
Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.
Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.
Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.
Регтаймы Скотта Джоплина
Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.
Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино
Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.
Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.
И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.
Подборка 100 популярных блюзовых песен
Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.
Классический буги-вуги
Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.
Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.
Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6
Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.
Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»
В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.
Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.
Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.
Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band
Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?
Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.
Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.
А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.
В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.
В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.
Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.
In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера
Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).
Все что нужно знать о джазе
Что такое джаз, история джаза
Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Джаз – что это такое
Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.
В чем особенности джазовой музыки?
Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.
Популярные джазовые композиции
«Chattanooga Choo Choo». Песня, сочинённая поэтом Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, впервые была записана джаз-оркестром Гленна Миллера в мае 1941 года. Прозвучавшая в том же году в фильме «Серенада Солнечной долины», она сразу заняла высшую строчку хит-парадов США, а вскоре пластинка с композицией стала первым «золотым диском» в истории грамзаписи, так как её продажи значительно превысили миллион экземпляров.
«Caravan». Одна из самых известных композиций, написанная Дюком Эллингтоном в творческом тандеме с Хуаном Тизолом в 1936 году, признана джазовым стандартом. Популярность пьесы среди музыкантов настолько велика, что в нынешнее время сложно перечислить все кавер-версии и аранжировки, сделанные неравнодушными к ней джазменами.
История джаза
После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.
Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Именно в этом южноамериканском городе в самом начале двадцатого столетия диковинный околоэтнический стиль стал значительно преобразовываться. Основоположниками новоорлеанского джаза, который впоследствии получил название «традиционный», а также «диксиленд», были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори. Благодаря творчеству этих музыкантов «синкопированная музыка» стала стремительно набирать популярность и активно распространяться по стране.
Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.
Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.
В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.
В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.
Джаз в России
Первое знакомство с джазовой музыкой в Советской России произошло 1 октября 1922 года, когда театральный деятель Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление, сформированного им ««Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Этот коллектив просуществовал не долго, но на смену ему пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Исполняемые ими концертные программы в основном состояли из модных танцев, таких как фокстрот и чарльстон, а также джазовых переложений произведений композиторов-классиков и эстрадных композиций современных зарубежных авторов.
Поскольку популярность таких коллективов в СССР быстро набирала обороты, то в следующие годы были созданы ещё несколько больших джазовых оркестров, среди которых «ТЕА-джаз» Леонида Утёсова, «Ленинградская джаз-капелла» Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева. Немного позднее сформированы оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.
Интересные факты
Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Джаз
Что такое джаз? История джаза. Особенности стиля джаз. Знаменитые джазовые хиты
Джаз — музыкальное направление, возникшее в начале XIX века на юге США в результате слияния нескольких музыкальных культур.
История возникновения
Началом зарождения стиля можно считать период появления африканских рабов в Америке. Невольники были выходцами из разных земель и родов, они привезли с собой разнородные музыкальные традиции. Все африканские фольклорные стили объединяет особая ритмичность, сопровождение музыки танцем с притопами в такт.
В Америке на них стала оказывать влияние европейская гармоничная музыка. Африканские и европейская музыкальные культуры стали изменяться и переплетаться, влияя друг на друга, таким образом появлялись новые стили: блюз, регтайм и протоджаз, а затем — джаз.
Историки не пришли к единому мнению о том, где именно зародилось новое музыкальное направление. Некоторые исследователи считают, что это произошло на севере США, где миссионеры-протестанты обращали негров в христианство, а они в ответ создали свои духовные песнопения — Spirituals. Другие уверены, что это было на юге, где негритянский фольклор почти не испытывал вмешательств и оставался более самобытным.
Но неоспоримо то, что в 1910–1920-е годы центром джаза стал Новый Орлеан. Именно здесь была записана первая пластинка с джазовыми композициями в исполнении Original Dixieland Jazz Band. Музыку и стиль новоорлеанских исполнителей принято считать «традиционным».
Довольно быстро джаз распространился по другим городам Америки и стал очень популярным, покорив впоследствии весь мир. В течение XX века джазовая музыка развивалась, преображалась, разделялась на разные стилевые направления. Современное понятие термин «джаз» обрел в 50-е годы прошлого века. С тех пор он обозначает отдельный музыкальный жанр и объединяет все многообразие стилей:
Весь этот джаз: как полюбить джазовую музыку и начать в ней разбираться
«Джаз — это мы сами в лучшие наши часы», — писал Сергей Довлатов, удивительно точно выражая теплоту и многогранность этого музыкального направления. Джазовые музыканты представляются нам волшебниками, которые способны на все, а их инструменты — магическими вещицами с уникальными свойствами.
Уже приметили саксофониста вашей мечты, но не знаете, чем обратить на себя его внимание? Мы попросили известного джазового музыканта Тимофея Хазанова рассказать, как полюбить джаз, а заодно — как произвести впечатление на мужчину из мира джаза.
Тимофей Хазанов,
джазовый саксофонист,
основатель группы «Black Sax Band»
С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой?
Знакомство с джазом лучше всего начать с похода на концерт. Если вы в Москве, то выбор достаточно большой: можно пойти в джазовый клуб или в хороший большой концертный зал. Почему я советую live выступление? Потому что джазовая музыка импровизационная и сиюминутная, ее нужно слушать и наблюдать именно тот момент, когда она создается.
Для знакомства советую выбирать известных и признанных музыкантов, иначе есть риск попасть на концерт непрофессионалов, из-за чего впечатление о джазе испортится.
Какие композиции обязательно нужно послушать новичку?
Что касается аудиозаписей, то я порекомендую классический джаз — то, что слушает весь мир. Это Луи Армстронг, Элла Фитджеральд, Чарли Паркер, Фрэнк Синатра, Стэн Гетц, Антонио Карлос Джобим, Дэйв Брубек, Дюк Элингтон, Каунт Бэйси, Майлз Дэвис и многие другие.
При этом в джазе существует очень много стилей. Новичку для похода на концерт я бы посоветовал выбрать smooth jazz — просто потому, что человеку неподготовленному лучше начинать с более современных, простых и доступных направлений.
Какие термины важно знать, чтобы поддержать разговор о джазовой музыке?
В джазе существуют термины, которые описывают то, что происходит на сцене в той или иной композиции. Самое главное в этой музыке — соло. Поэтому когда, например, саксофонист закончит играть и все ему зааплодируют (кстати, после каждого соло нужно аплодировать, это очень важно), повернитесь к своему молодому человеку и скажите: «Потрясающее соло!». Он обязательно оценит.
Когда саксофонист или трубач берет высокую ноту и долго ее тянет, также принято проявлять эмоции (можно похлопать и крикнуть «Уау!»). Джаз должен вызывать эмоции, не стесняйтесь их проявлять: хочется аплодировать — хлопайте, хочется крикнуть «Браво!» — кричите, хочется петь или танцевать — смело делайте это!
О чем девушке нельзя говорить ни в коем случае, если она сказала, что разбирается в джазе (а на самом деле не очень)?
Вообще на музыкальных концертах лучше не говорить, а слушать музыку. Но если уж вам довелось что-то обсуждать, то лучше избегать названий музыкальных инструментов, осособенно когда в них не разбираешься. Потому что можно перепутать саксофон с трубой, и тогда ваш маленький обман моментально раскроется.
Также избегайте названий композиций и имен авторов. У девушек в арсенале масса уловок, чтобы сбить с темы мужчину, и если вы оказались в такой ситуации, то самое время их применить.
Топ-5 фраз, которые выдают дилетанта:
Как освоить джаз за вечер?
Купите бутылочку хорошего вина, придите домой, поставьте диск Луи Армстронга и с первой композиции начинайте осваивать. А если серьезно, то это, конечно, невозможно, так что на концерте просто расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки. По большому счету, нет необходимости знать все названия инструментов, имена композиторов и терминологию — вы же пришли не на экзамен в музучилище.
Произвести впечатление в таком случае лучше своим сногсшибательным внешним видом и хорошим настроением. Найдите в Сети сайт клуба или концертного зала, в который собираетесь пойти: не в каждое джазовое место ходят в вечерних платьях и со сложными прическами. Если вам будет комфортно, то свидание пройдет прекрасно и без джазовых терминов.
В чем состоит специфика джазовых концертов и к чему стоит подготовиться заранее?
Существует музыка «берущая» и «дающая». Тут нужно понимать, что вы хотите: получать удовольствие и расслабляться или же слушать более сложную музыку, которая заставит задуматься и пропустить переживания через себя. В джазе очень много направлений: от классики до авангарда. Выберете что-то более доступное, иначе рискуете провести два часа в муках и уйти с концерта с мигренью.
10 композиций, которые помогут влюбиться в джаз:
Мой любимый джазец. Список для тех, кто давно хотел угореть по джазу, но не знал, с чего начать
30 апреля был Международный день джаза. И даже наплевать, что он уже прошел. Это хороший повод рассказать про жанр и познакомить с ним тех, кто далековат от всей этой темы. Я обожаю джазец, но не вправе говорить о нем так, словно я — чертов знаток и глубокий ценитель. Поэтому расскажу просто, искренне и субъективно. Это очень личный список, составленный без системы и снобства, зато с любовью.
Hank Mobley — No Room For Squares
Хэнк Мобли — мой любимый джазмен, если не сказать исполнитель музыки вообще. Его называли «чемпионом в среднем весе среди саксофонистов». А еще «одним из самых недооцененных музыкантов эры бопа» — ужасное упущение!
Хэнк Мобли — это идти по улице майским днем с плеером в гости к другу. Или валяться на полу субботним летним утром. Это очень ясная и простая музыка, под которую хочется притоптывать ногой и плавно двигать телом. А еще, судя по всем его фото, Хэнк Мобли был чертовски выпендрежным типом. Но, говорят, он вообще не умел импровизировать — играл только разученное.
Hank Mobley — Remember
И опять Хэнк Мобли! Но я уже сказал, что люблю этого засранца больше остальных бибоп-скибидибоп артистов. Чтоб вы понимали, эта мелодия года четыре была у меня на звонке. Начинать с нее день было приятно. Даже теперь она не вызывает у меня отторжения. Разве что тело по привычке начинает бодриться. А вообще, эта мелодия ассоциируется у меня с долгим и счастливым смотрением в широко распахнутое окно — тоже такая летняя тема: только что проснулся, выходной день, а с улицы уже идет приятный жар. Мобли для меня — музыка выходного дня, как вы уже поняли.
Hank Mobley — Dig Dis
Последний раз Мобли! Но я просто обязан поделиться этой композицией. Тем более, она сколько-то лет была у меня на звонке (да, не оригинально). Услышав ее, я до сих пор вздрагиваю и лезу за телефоном. Почему я поставил на звонок именно ее? Раньше я ненавидел разговаривать по телефону, всегда испытывал какое-то потаенно раздражение и тревогу. Поставив грандиозно расслабляющую Dig Dis, я решил эту проблему — звонки стали ассоциироваться с чем-то чилловым. Тем более, мне, как правило, звонят только приятные люди.
Bill Evans — Sunday at the Village
Без шуток, один из величайших пианистов XX века. Его музыка очень тонка и воздушна. Если Мобли делал идеальный cool-jazz для соблазнения, а Чарли Мингус (он ниже) — для веселого пьяного секса, то Эванс — это что-то такое, что ассоциируется с поцелуями. Еще под него круто перезагружать мозги, если ваша работа связана с большим массивом информации. Лежа в темноте и слушая Sunday at the Village, отдыхаешь даже лучше, чем в полной тишине. Голову словно поливают прохладной водой из ручья.
Charles Mingus — Moanin
Charles Mingus — Goodbye Pork Pie Hat
Pork pie hat — это такая шляпа из 20-х годов: уплощенная, словно пирог, по которому проехался паровоз. Вы точно видели ее на актере Бастере Китоне. Судя по всему, эта мелодия — прощание с этой шляпой, хотя звучит она так, словно речь вовсе не о предмете, а о чем-то или ком-то значительно более важном. Слушая ее, я почему-то представляю чикагского детектива времен Сухого закона, который находит в реке своего старого товарища, утопленного гангстерами. Печально! Но не время для грусти — промозглый город, расследование и притоны ждут детектива — и будут манить его всегда, до конца жизни.
Art Blakey Moanin’
Еще одно «утро», но уже от Арта Блэки. Вообще, под конец жизни он поменял имя и стал зваться Абдулла ибн Бухаин, но все продолжали помнить его по старому имени. Будем так звать его и мы. Блэки — редкий типаж в мире бопа и хардбопа (моднейших джазовых жанров 50-х и 60-х). Он не сторчался на героине, не страдал от депрессий, не имел проблем с законом и не заводил себе смертельных врагов среди коллег. Он нашел себе другую зависимость: был трудоголиком. С 15 лет и до самого конца он шпарил в различных оркестрах и джаз-бендах, за что был безмерно уважаем, даром что барабанщик.
Конкретно эта мелодия идеально отражает свое название. Под нее хорошо вставать утром, одупляясь ото сна. Сходил в туалет, умылся, бахнул чаю, закурил сигарету (опционально). Как раз можно уложиться в 9 минут 30 секунд. А еще в ней есть что-то вкрадчивое, что-то кокетливо-игривое. Что ассоциативно подводит нас к следующему джазмену, который напоминает мне Арта Блэки — Биллу Дженнингсу.
Bill Jennings — Enough Said!
У гитариста Билла Дженнингса даже нет своей страницы на русской «вики» — вот, где истинная недооцененность! Да и вообще, про него известно подозрительно мало. Он был левшой, поэтому держал гитару «вверх ногами», чем поначалу смешил публику («Да этот бездарь даже инструмент держать не умеет!»).
Он служил во флоте, потерял палец на руке (но не факт, что там) и зарабатывал себе на жизнь тем, что играл на вторых ролях в относительно попсовых соул и r&b группах. Отсюда и его фирменное звучание: в нем проскакивает какой-то соул, но не как что-то плохое. Лично мне музыка Билла напоминает саундтрек к детективно-шпионским комедиям, где главный герой — какой-то удутый черный парень.
Bill Jennings & Jack McDuff — Glide On
Если предыдущий альбом Билла Дженнингса более разнообразен по настроению, то этот, Glide On, ассоциируется у меня со шпионскими комедиями настолько сильно, что я не могу воспринимать его в ином ключе. Так и представляется что-то в духе старой «Розовой Пантеры». Кстати, забавный факт о синестезии: под Enough Said мне всегда хочется есть груши (желтая обложка альбома!), а под Glide On — свежий инжир (лиловая обложка альбома!). Но это так, к слову.
Like It Is — Yusef Lateef
Вообще-то Юсефа Латифа изначально звали Уильям Эмануэль Хадлестон. Но потом он по моде того времени принял ислам и угорел по восточной тематике, совершил хадж в Мекку и все такое прочее. Джаз Юсефа действительно очень «восточный», он как дым от благовоний — извивается и дарит ощущение чего-то экзотического. Но, честно говоря, нравится мне у него только эта мелодия. Остальное — круто, но слишком меланхолично. Здесь же, на мой взгляд, идеально соблюден баланс спокойствия и силы — под такую музыку, наверное, здорово практиковать кунг-фу.
John Coltrane — Blue Train
Джон Колтрейн — один из самых известных джазменов в истории. Да это и неудивительно: он был не только невероятно талантлив, но и водил дружбу с шоблой таких же ультра-харизматичных гениев. Майлз Дэвис, Телониус Монк, Сонни Роллинз, Диззи Джилеспи — все они были его корешами. А если дружишь с такими глыбами — изволь соответствовать. К сожалению, Колтрейну не удалось взмыть в небосвод надолго. Он стал популярным в 33, а в 41 уже умер из-за рака печени. Ужасная потеря.
Его музыка — одновременно меланхоличная, но ловкая и даже «шустрая». Описываю ее как заправский идиот, но, думаю, вы меня поняли. Только сел спокойно попить остывающий чай, глядя, как чайки за окном дерутся за дохлую крысу, как вдруг потянуло встать и потанцевать, притопывая ногой — а чай в это время и вовсе остыл. Вот такой он, Колтрейн!
Miles Davis — Kind of Blue
Майлз Дэвис, наверное — самый известный из джазменов. Даже тот, кто не слышал его имя, слышал его музыку — где-нибудь в фильмах или даже ремиксах. На Дэвиса молились как на икону джазмены, рокеры, а потом и рэперы. Его называли «Пикассо в мире джаза» — и это чертовски удачное определение. Он был экспериментатором, каких поискать: оставил свой след в таких жанрах, как cool-jazz, джаз-рок, фьюжн и даже фанк. И везде сносил крышу современникам — в этом он был большой мастер.
К сожалению, мне по душе лишь его период кул-джаза. Он отошел от него относительно рано — на фоне остальных работ даже кажется, что просто побаловался и пошел дальше. Но зато он оставил гениальный Kind of Blue, который можно слушать десятки раз и не устать. Это идеальная музыка для всего: для работы, отдыха и сонных размышлений о том, как устроена вселенная. Но лучше всего кул-джазовый Майлз идет в полночь. Обязательно попробуйте послушать его в полночь!
Thelonious Monk — Live in Norway. 1966
Телониус Монк (или Манк, как вам удобнее) — безумный гений бибопа, который обожал странные шапки и действительно считал себя монахом джаза. Как и положено джазмену его эры, он жутко бухал и сторчался на героине, а на взгляд современников вообще не умел играть на своем фортепиано. Он держал пальцы прямо, как барабанные палочки, и щелкал ими по клавишам с таким исступлением, словно впал в транс. Телониус постоянно генерировал какие-то безумные идеи, которые тут же подхватывали его более успешные коллеги — из-за этого кто-то даже говорит, что Монк придумал бибоп, а остальные его просто украли.
Он был наивен и не приспособлен к жизни, словно огромный ребенок-гений. Постоянно все ронял и терял; вообще, кажется, не понимал функцию денег — если бы не его жена, он просто стал бы бомжом, и ему было бы норм. Под конец жизни его взяла под свое крыло фанатка, баронесса Панноника де Кенигсвартер, которая поселила Телониуса у себя в поместье как птицу в золотой клетке. Ему это даже понравилось — общество его тяготило, а так он мог беззаботно играть для себя дни напролет. Наверняка за это время он провернул пару музыкальных революций, но оставил их при себе. Кстати, Клинт Иствуд — большой поклонник Телониуса Монка и даже продюсировал документалку о нем.
Chet Baker — Best Of Chet Baker
Чет Бейкер, по-моему — лучший джазовый трубач, какого носила земля. Его музыка, как правило, невероятно грустна, но это приятная светлая грусть. Продуктивная меланхолия, так сказать. ЛУчшая музыка, чтобы грустить о потерянной любви или посреди ночи готовить пасту с мидиями, попивая вино и пританцовывая на кухне, где нет штор и тебя видит весь двор.
Еще Чет — типичный гений боп-эры, но в плохом смысле: сидел на героине и кокаине, был плохо приспособлен к реальной жизни и закончил жизнь самоубийством (хотя тут есть разные мнения — вплоть до убийства маниакальным фанатом). Кстати, он не только прекрасно играл на трубе, у него еще и прекрасный юношеский голос.
Dave Brubeck — Take Five
Take Five Дэйва Брубека — это классика, которую знают абсолютно все. Я помню, как слышал ее еще совсем мелким — мелодия была заставкой к какой-то популярной программе на радио. Думаю, отсюда многие из нас вообще узнали, что такое джаз (и cool-jazz в частности). Так что Take Five наверняка исподволь вызывает в нас всех эффект утенка: мы неосознанно сравниваем всю джазовую музыку с ней (и как правило, она проигрывает в качестве, потому что мелодия великолепна!).
Cab Calloway — The Reefer Man
Думаю, вы уже устали от бибопа, хардбопа, кула и прочих выпендрежных стилей. Самое время вспомнить стариннейшую классику! Кэб Кэллоуэй — это столп из тех времен, когда джаз был не сложным и псевдоэлитарным, а очень простым, угарным и демократичным. Кэб делал нарочито простую музыку для танцзалов, но делал это с неистовой страстью, которая завораживает. К слову, Кэллоуэй — истинный изобретатель «лунной походки».
Slim and Slam — Dopey Joe
Еще одна песня, которая гуляет по полуюмористическим подборкам в духе Cannabis Jazz или Weed Oldies, и этим все сказано. Песня рассказывает о парнях, которые ждут не дождутся, когда к ним из далеких краев (из Мексики или из Балтимора) прибудет дилер. В общем, слушайте ее исключительно из культурологического интереса, но не смейте получать от нее удовольствия. Мы же здесь все против пропаганды наркотиков, верно?
The Comet Is Coming — Summon The Fire
Ну, и немного современного. The Comet Is Coming — один из трех проектов современного бесшабашного гения по имени Шабака Хатчингс. Музыка — буйная и лихая, чистый ян. Под такую круто тягать гирю (говорю исходя из своего опыта) и, должно быть, мутузить грушу. Истинное дикарство.
И ЕЩЕ НЕМНОГО ВЕСЕЛОГО БРАССА!
Что такое брасс? Это жирные духовые, это гудящие дудки и атмосфера новоорлеанского карнавала. Эдакая замена рок-н-роллу. Музыка, словно специально созданная для солнечного дня! Вот, навскидку, три прекрасных вещи:
Hot 8 Brass Band — Sexual Healing
Rebirth Brass Band — Do Watcha Wanna
No BS! Brass Band — Khan
Nate Smith — Rambo
Нейт Смит — барабанщик от бога. Шпарит так, что кровь закипает в жилах. В 2018 я даже назвал его альбом Pocket Change своей персональной музыкой года. И не зря!
Hugh Masekela — Grazing In The Grass
А это — просто идеальная майская музыка. Легкая, но расслабленная, как проснувшийся по весне шмель. Приятная, как холодное пиво на веранде. Абсолютно не приедающаяся, как шутка старого друга.