Все что для человека имеет смысл воспринимается как
Тема: Психология познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания).
Работа на занятии.
А. Человек может мгновенно распознать известную фигуру, например, квадрат, независимо от его размера, цвета, угла зрения. От какой особенности восприятия это зависит?
Б. Иногда, разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки произносимых партнером слов. Это не мешает нам понимать его. Почему?
Тестовый самоконтроль (письменно)
I. Заполнить пробелы:
1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего….
4. Вся картина восприятия может перестраиваться, как только другой элемент … становится значимым.
6. Сенсибилизацией называется … чувствительности под влиянием воздействия слабого раздражителя.
II. Верно или неверно?
1. Восприятие – это отражение отдельного раздражителя.
2. У человека и животных способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.
4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.
5. В мире нет ничего, что не было бы нам дано в наших ощущениях.
6. Восприятие, также как и ощущение, связано с отдельным анализатором.
2. Познавательный психический процесс память.
Информационный материал:
Память – сохранение и последующие воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.
Основные процессы памяти:
— запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;
— сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;
— воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;
— забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.
Виды памяти выделяются:
1) по характеру психической активности
— двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
— эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;
— образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);
2) по характеру целей деятельности
— непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;
— произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.
3) по продолжительности сохранения
— кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение. Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.
— долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.
Входящая времен- перевод ная
информация ная память
Воспроизведение возможно в виде:
1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;
2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)
Забывание зависит от следующих факторов:
— наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);
— запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).
Для уменьшения забывания необходимо:
1) Понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца, информация забывается быстро и почти полностью).
2) Повторение информации.
Этапы логического запоминания:Осознание цели запоминания ® Понимание смысла запоминаемого ® Анализ материала ® Выявление наиболее существенных мыслей ® Обобщение ® Запоминание этого обобщения.
Работа на занятии
В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах провели материал через недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?
Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?
В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?
Почему при сжатой во времени и концентрированной подготовке к экзамену быстрее происходит забывание?
Работа на занятии
Необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и объяснить, что объединяет оставшиеся слова. Какие мыслительные операции потребовались для решения задач?
1. Собака, корова, овца, лось, кошка
Собака, корова, овца, лось, лошадь
2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло
Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон
3. Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка
Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон
Изобразите графически соотношение понятий: мать – женщина – дочь; мужчина – женщина – человек.
Работа на занятии
На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно, стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться приемом?
Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, затем опять садится. С чем могут быть связаны трудности при вхождении в работу?
Задание 4. С чем могут быть связаны трудности врача в описанной ситуации? «Когда я к концу амбулаторного приема очень уставал, то замечал, что рассматривая очередного пациента, не могу отделаться от мысли о предыдущем больном. Их жалобы и симптомы болезни у меня смешивались. Это очень затрудняло работу».
Тема: Психология познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания).
1.Познавательные психические процессы ощущение и восприятие.
Информационный материал:
Психические процессы – это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности.
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.
1. по модальности (по принадлежности определенным органам чувств) – зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.
2. по месту расположения рецепторов – экстероцептивные (при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела); проприоцептивные (при воздействии раздражителей на рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); интероцептивные (при воздействии на рецепторы, находящиеся во внутренних органах). В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.
Общие свойства ощущений:
1. качество – особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.
2. интенсивность – количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
3. длительность – временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.
Чувствительность – общая способность к ощущению.
Абсолютный порог чувствительности:
нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;
верхний – максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.
Адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя.
Восприятие – это активное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.
Образы восприятия – это та психическая реальность, которую человек может найти в своем сознании с помощью самонаблюдения.
Важнейшими свойствами образа восприятия являются:
Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Структурность – абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры.
Целостность – отражение объектов в совокупности их свойств.
Константность – способность системы анализаторов компенсировать изменения, происходящие с объектом.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность – отнесение воспринимаемого объекта к определенной группе, классу объектов и явлений.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.
К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связанная картина реальности, относятся:
— ограничения, связанные с органами чувств,
Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.
Достаточно посмотреть на фотографию, сделанную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ окружающего.
Культура берет на себя регулирование деятельности мозга, внося те или иные особенности мировосприятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. у различных культур.
Способ классификации воспринимаемого у каждого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им точное значение.
Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:
Принцип фигур и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.
Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.
Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.
Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализуется наибольшее число рассмотренных выше принципов.
2. по формам существования материи:
— восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;
— восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;
— восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.
Работа на занятии.
А. Человек может мгновенно распознать известную фигуру, например, квадрат, независимо от его размера, цвета, угла зрения. От какой особенности восприятия это зависит?
Б. Иногда, разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки произносимых партнером слов. Это не мешает нам понимать его. Почему?
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Тесты могут быть ориентированы не только на оценочные показатели
Название | Тесты могут быть ориентированы не только на оценочные показатели |
страница | 1/3 |
Дата публикации | 08.01.2014 |
Размер | 297.42 Kb. |
Тип | Тесты |
zadocs.ru > Психология > Тесты
Тестовые задания для проверки усвоения |
основных понятий темы
Верны или неверны следующие утверждения:
В следующих пунктах заполните пропущенные места:
б) выдвижение гипотезы;
в) проверку гипотезы;
е) психотерапевтическая помощь.
В следующих пунктах установите соответствие:
20. А-2,3,4,Б-1,5
Тестовые задания для выявления исходного уровня знаний.
б) отслеживание происходящих изменений;
в) взаимодействие с испытуемым;
г) относительно полный контроль переменных;
б) отслеживание происходящих изменений;
в) взаимодействие с испытуемым;
г) относительно полный контроль переменных.
12 симтоматическом(или эмпирическом),этиологическом, типологическом
Тестовые задания для выявления исходного уровня знаний
В следующих пунктах заполните пропущенные места:
б) в факторах внешней действительности;
в) в активности индивида;
б) способности индивида к поиску наиболее подходящих для себя условий;
в) способности к формированию условных рефлексов;
б) особенностями социогенеза психики;
в) различием условий жизни;
б) они зафиксированы в языке;
в) источником их служит не только личный опыт, но и опыт других;
1 культурно-исторического опыта
3 формированию навыков
4 элементарной сенсорной
5 процессах в нем происходящии,эволюционных процессах
7 период взросления
8 обострения противоречий
Тема: Восприятие
Тестовые задания для выявления исходного уровня знаний
В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:
б) с состоянием сознания;
г) со строением органов чувств;
б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;
в) сгруппировать сходные элементы.
14. принцип фигуры и фона
16.низкого культурного уровня, внушения, поспешных и необососнованных выводов, базирующихся на личном опыте.
Тестовые задания для проверки усвоения основных понятий темы
В следующих пунктах заполните пропущенные места:
б) формированию реакции;
б) способствует развитию других форм поведения;
в) препятствует определенной форме поведения;
г) все ответы неверны.
Эталоны ответов к тестовым заданиям.
1. реактивного, оперантного; когнитивное
Восприятие человека: основные принципы
Восприятие человека осуществляется по определенным принципам. Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное, то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам.
Образ восприятия— Отражение в субъективном плане реальных объектов и их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.
Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию.
Структурность восприятия.Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта.
В тех случаях, когда структура объекта противоречива, затрудняется и осмысленное восприятие объекта в целом.
Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.
Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):
Установка — Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Предубеждение— Установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
Перцепция социальная — Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.); факт социальной обусловленности восприятия.
Апперцепция— Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.
ТЕМА 9.3: Внимание
Переключение внимания– это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета (или вида деятельности) на другой.
Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях.
Устойчивость внимания— устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение сравнительно длительного времени оставаться непрерывно сосредоточенным на том или ином объекте. Это свойство внимания выступает как одно из наиболее существенных и основных, так как создает человеку возможность детально исследовать те или иные объекты. Состоянием, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т. е. его периодические отвлечения или ослабление.
Доминанта— Господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит «переключение» раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. Понятие введено А.А. Ухтомским. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения.
Ориентировочный рефлекс — Комплекс реакций организма в ответ на новый раздражитель: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга, повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.
Произвольное внимание — Внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект. Обычно рассматривается в противопоставлении вниманию непроизвольному, не связанному с волевыми усилиями.
Примеры произвольного внимания:
— студент заставляет себя слушать профессора,
— водитель ведет машину, стараясь не отвлекаться на посторонние сигналы,
-посетитель в определенном порядке рассматривает экспонаты в музее.
Непроизвольное внимание — Непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.
Послепроизвольное внимание —Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
ТЕМА 9.4: Память. Мнемические процессы.
Мнемические процессы— совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, воспроизведения, забывания и пр.
Запечатление у животных— Форма раннего научения животных, характеризующаяся связыванием некоторых врожденных инстинктов с отличительными признаками некоторых объектов (родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги), на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение.
Припоминание — Процесс актуализации когда-то запомненной информации.
Воспроизведение— Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.
Торможение— Нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма.
Проактивное торможение— Затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности.
Ретроактивное торможение — Тормозящее влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации.
Эйдетический образ — Образ предметов или композиций из них, сохраняемый в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющий отчетливость и деталировку.
Иконическая память— Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.). Имеет большую емкость; угасает примерно за четверть секунды; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Информация передается в кратковременную память.
Реминисценция— Явление, при котором воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Она связана первым делом с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на материале, вызывающем интерес.
Амнезия— Частичная утрата способности сохранять в памяти информацию, воспроизводить ее.
ТЕМА 9.5:Мышление как высший познавательный процесс.