Врите наглее чем чудовищнее ложь тем
Крах немецко-фашистской пропаганды в войне против СССР
28 января завершился сезон открытого образовательного проекта факультета журналистики МГУ на ВДНХ, посвящённый журналистике и СМИ военного периода и году 75-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, кандидат филологических наук Григорий Владимирович Прутцков рассказал о становлении нацистской пропаганды, её основных приёмах и причинах ее краха.
С приходом к власти нацисты задумались об оснащении своей партии пропагандистским аппаратом. 13 марта 1933 года было образовано министерство народного просвещения и пропаганды, возглавил которое соратник Адольфа Гитлера, партийный идеолог Йозеф Геббельс. Во многом благодаря Геббельсу система нацистской пропаганды достигла высокой эффективности в годы Третьего рейха и смогла оказать влияние практически на всю страну.
Пропаганда велась через традиционную прессу, в первую очередь через главную газету Третьего рейха Völkischer Beobachter и орган министерства народного просвещения и пропаганды газету Der Angriff. Основным же орудием нацистской пропаганды стало радиовещание. По инициативе Геббельса был создан дешевый Народный радиоприемник, ловивший только правительственные каналы пропаганды. Геббельс добился того, что такой приемник был практически у каждой семьи.
Пропагандистскому успеху нацистов способствовали и придуманные Геббельсом телетеатры, позволившие пропагандировать людей через небольшие группы в 20-30 человек.
Почему же нацистская пропаганда дошла до своего бесславного конца? По словам, Григория Владимировича, на это было несколько причин. «Нацисты не смогли создать стройной теоретической базы. Их теория в принципе не существовала как серьезное явление» — отметил лектор. Геббельс менял пропагандистские лозунги каждый год, тем самым подрывая доверие населения к официальной пропаганде. К тому же, нацистская пропаганда не скрывала своих целей: она открыто говорила об уничтожении неугодных партий, людей, народов. И эта «чудовищная искренность», по мнению Григория Владимировича, не могла существовать долгое время.
Фото: Георгий Никаноров.
Врите наглее чем чудовищнее ложь тем
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
история. кому верить?
Приписываемый Геббельсу тезис «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят» на самом деле был высказан Гитлером в книге «Майн кампф». Вот как это звучит в переводе Карла Радека:
Некоторые цитаты Геббельса.
Это видео падения Северной Башни. Здесь очень интересно заметить сильное землетрясение ровно за 12 секунд до начала падения башни, которое состояло из одного основного толчка и одного “после-толчка”. По степени сотрясения чётко видно, что магнитуда землетрясения явно превышала пять с половиной баллов по шкале Рихтера – что указывает на то, что само это землетрясение было вызвано не менее, чем 100-килотонным подземным взрывом. Кроме того, уже после падения Башни с правой стороны от неё (после проезда грузовика) хорошо видно как рассыпается в порошок одна из уцелевших периферийных несущих сборок (которая выглядит как стальная «пика») которую не задела падавшая верхушка Башни.
Для меня версия Халезова кажется убедительной.
Вывод неутещителен: на Земле есть «мутанты», не ограничивающие себя нравственными обязательствами, они находятся при власти и постоянно работают над её увеличением. Есть прихлебатели, реализующие их замыслы спецоперациями.
С помощью массмедиа эти спецоперации обосновываются, формируется социальный запрос, который порождает энтузиазм, и есть огромная масса людей и человеков, живущих повседневными заботами.
Может ли образование, в частности история, быть вне поля зрения этих властителей? Хорошо ли заплатят энтузиастам за нужную информацию?
Как при этом информация будет соотноситься с истиной?
Памятник «неолита» Стоунхендж.
http://kadykchanskiy.livejournal.com/11 7682.html
Германия. 1916 г. Великобритания, 20-е годы.
Портленд. 1930 г. Строительство Нотр Дам де Пари.
Брюссель. 1930 г. Античность на конвеере. 1926 г.
Хочется ещё отметить роль нумизматики в истории. Клады с древнеримскими, или другими древними монетами, подтверждающие официальную историю, как правило, находят случайно, чаще всего при обработке (пахоте) земли, т. е. близко к поверхности. Мне это кажется странным, поскольку перед мысленным взором сразу всплывает фото трёхуровнего Римского Форума и вспоминается опытный факт, что в средней полосе почва растёт на толщину около 10 мм в год. Ещё я припоминаю почём продаются на аукционах редкие, или древние монеты, какие деньги там крутятся, сколько экспертов этим кормится и меня не просто одолевают сомнения, но у меня возникает уверенность, что фальсификат неизбежен и здесь.
Врите наглее чем чудовищнее ложь тем
Я не боюсь потерять голову: я опасаюсь потерять лицо.
Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.
Порой так важна не сама цитата, как ссылка на её источник : http://nnm2.com/blogs/antiusa/lozh-na-cypochkah/
Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.
Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней
Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно, в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса.
Ложь должна быть примитивной — тогда люди непременно в нее поверят.
Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну, а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, всё-таки здесь есть доля истины…
« Юриспруденция — продажная девка политики».
« Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять».
Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым русские защищались на рубежах, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.
Если ложь повторить тысячу раз, она в конце концов становится правдой.
Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.
« Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!»
« Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе народа речь идет ни о чем другом, как о его бытие».
« Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!»
« В войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели».
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят. Эту фразу часто упоминают в политических дискуссиях на телевидении, обвиняя оппонента во лжи.
При этом намекают, что оппонент следует принципам известного нацистского преступника. А сам преступник — начальник управления пропаганды НСДАП Йозеф Геббельс. Мол именно он придумал эту формулу.
Но это ложное авторство. Фраза принадлежит вовсе не Геббельсу, а его боссу — фюреру Германии Адольфу Гитлеру. Вы спросите: какая разница?Один хуже другого. Но всё дело в контексте, в котором это выражение было употреблено.
Чем чудовищнее ложь, тем скорее надо найти другого лжеца
В 1925-26 годах вышел автобиографический двухтомник Адольфа Гитлера «Mein Kampf» — Моя борьба. В рамках данной статьи нас интересует только одна глава, а точнее всего один абзац из неё.
Десятая глава первого тома («Подлинные причины Германской катастрофы») посвящена анализу сложившейся на тот момент ситуации. В ней отвергается тезис, что виной всему — недавнее военное поражение в Первой мировой войне. Утверждается, что это тоже лишь следствие, а не сама причина.
И в этой связи отвергаются нападки оппонентов на бывшего заместителя начальника Генерального штаба армии генерала Эриха Людендорфа. На тот момент он был соратником Гитлера, и именно его обвинителям и были предназначены следующие слова:
«Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой.»
Получается, что смысл цитаты не в призыве к массовому обману населения путём беззастенчивой лжи, а указание на факт использования этого метода другой стороной процесса.
На что это влияет
Разумеется, сам этот факт никак не оправдывает ни рейхсканцлера, ни его начальника управления пропаганды в последующих событиях. Речь в общем-то вообще не о них. Приведённый факт кое-что говорит о тех, кто позже сознательно изменил авторство слов и их смысл.
Дело, начатое ещё до появления управления пропаганды, живёт и процветает. Сегодня употребление данной фразы со ссылкой на Геббельса говорит либо о необразованности человека, либо о его сознательной попытке манипулирования аудиторией.
Лично мне не хочется видеть в политике ни того, ни другого.
Вам могут понравиться другие похожие статьи, например:
Бессовестное движение. Ницше, Гитлер и другие
Бессовестное «движение» (Ф.Ницше, Гитлер и другие)
В последние полтора столетия появились «деятели», которые пренебрежительно стали относиться к морали и совести. Идеологом этого бессовестного движения стал немецкий философ Ф. Ницше. Его философия пронизана нигилизмом. Он призывал к переоценке всех ценностей, постарался разрушить все, что было наработано человеческой культурой. Мораль добра – хлам, совесть – чепуха.
Вот как, например, он характеризовал мораль (замечу: весьма односторонне!): «Взгляните с этой точки зрения на любую мораль, и вы увидите, что ее «природа» в том и заключается, чтобы учить ненавидеть laisser aller (нерадение, распущенность [фр.] – ред.), ненавидеть слишком большую свободу и насаждать в нас потребность в ограниченных горизонтах, в ближайших задачах; она учит сужению перспективы, а стало быть, в известном смысле, глупости, как условию жизни и роста.» (По ту сторону добра и зла, 188. – Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 309).
Ф. Ницше прямо ставил вопрос о преодолении морали. A. Н. Чанышев по этому поводу пишет:
«…полное освобождение от иллюзий, согласно Ницше, предполагает преодоление морали, в связи с чем провозглашается необходимость «добродетели, свободной от морали». По Ницше, человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая свое «человеческое», мораль как коллективно-эгоистический, в его понимании, способ выживания неспособных самостоятельно бороться людей — выживания посредством консолидации и организованного существования во взаимной социальной зависимости.» (A.Н.Чанышев. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. — См.: Шопенгауэр А. Собр. соч в 5-ти томах. Том 1. Мир как воля и представление. М.: „Московский клуб”, 1992).
Или: «Мораль — это важничанье человека перед природой». Этот с позволения сказать «афоризм» Ницше я услышал по радио перед информационной программой «Вести» (9.59) в воскресенье 27 апреля 2003 г. в рубрике «Полное собрание откровений Радио России». Что можно на это сказать? Опасное заблуждение философа повторяется другими людьми, распространяется как вирусная инфекция, как зараза. Вдумайтесь в эти слова Ницше. Если мораль — важничанье, то, следовательно, долой мораль! Совесть, добро, честь, долг — всё это важничанье человека перед природой, т. е. нечто недостойное, от чего надо избавиться.
Ф. Ницше породил традицию глумления над человеческой моралью. И до него были циники, но он превзошел всех, стал циником из циников. Десятки, сотни философов, писателей, деятелей театра, кино, художников, политических деятелей вслед за Ницше стали откровенно издеваться над фундаментальными человеческими ценностями (человечностью, гуманизмом, добром, совестью, милосердием…).
А вот что он писал о совести: «Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счет молчание». (Т. 1. С. 722, «Злая мудрость», 10). Или: «Угрызение совести — такая же глупость, как попытка собаки разгрызть камень» (Там же. С. 817, «Странник и его тень», 38).
Гитлер наверняка был вдохновлен Ницше, когда напыщенно провозглашал, обращаясь к солдатам: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью»
(вариант: «Я освобождаю вас от грязной и разлагающей химеры, именуемой совестью и моралью»).
(Примечание. Основной постулат Гитлера в программном обращении к армии перед Drang nach Osten звучит так: «Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью во славу Великого Рейха!»)
Еще в 1923 г. Гитлер говорил: «Совесть — еврейское изобретение». Варианты:
«. совесть — это еврейское измышление, предназначенное для порабощения других рас».
«Десять заповедей утратили свою актуальность. Совесть — еврейское изобретение, это недостаток, как обрезание».
Верный соратник Гитлера Йозеф Геббельс говорил в том же духе. Как министр пропаганды он без зазрения совести рекомендовал обманывать свой народ и всё человечество: «Врите наглее. Чем чудовищнее ложь, тем легче люди в нее верят»; «Тысячекратно повторенная ложь становится правдой».
Еще более верный соратник Гитлера (по совокупности) Герман Геринг заявил: «У меня нет совести! Мою совесть зовут Адольф Гитлер!»
Аморализм гитлеризма (немецкого нацизма), замешанный на ницшеанском отношении к совести и морали, всем известен. Цена этого аморализма: в развязанной им второй мировой войне погибло свыше 55-и миллионов людей. Советский Союз заплатил за этот аморализм 27 миллионов жизней.
Гитлеризм канул в лету. А вот попытки покончить с совестью не прекращались. Энрико Ферми, итальянский физик, участвовавший в атомном проекте США, в разгар дискуссий о правомерности предстоящей атомной бомбардировки двух японских городов (в августе 1945 г.) бросил фразу вполне в духе Ницше: «Не надоедайте мне с вашими угрызениями совести» (Эта фраза Э.Ферми взята из документального фильма о И.В.Курчатове «Цепная реакция», показанного по телеканалу «РТР» 12 января 2003 г. в 10.15). Цена этого «не надоедайте» — более 150 тысяч погибших в Хиросиме и Нагасаки (140 тысяч погибших и раненых в Хиросиме, 75 тысяч погибших и раненых в Нагасаки).
В Хиросиме во время взрыва атомной бомбы сразу погибло 70 тысяч человек, затем от лучевой болезни и ожогов в течение полугода умерло еще 70 тысяч; всего же умерло в результате атомной атаки на Хиросиму 240 тысяч людей.
Дух Ницше стал даже проникать в массовое сознание. Наглядная иллюстрация: в знаменитом американском фильме «Годзилла» (1998 г.) молодая журналистка обманула доверие своего старого друга, украв и обнародовав принадлежавший ему секретный видеоматериал; в результате он потерял работу. Жена молодого человека, коллеги этой журналистки, упрекнула его: «Ты убедил ее (журналистку – Л.Б.), что иметь совесть немодно». Если уж в фильм попала такая фраза, то это значит, что, действительно, в молодежной среде, в некоторых кругах активно проводится эта чудовищная и нелепая идея «иметь совесть немодно».
Аналогичную фразу я услышал в двух отечественных фильмах: «Гараж» (1979 г.): «Совесть сегодня не в моде» и «Наша дача» (1990 г.) из уст матери взрослого сына: «Совесть нынче не в моде». Какой негодяй первым произнес подобное? И как заразительны бывают порой такие подлые, бессовестные речи!
Если эта идея овладеет сознанием большого количества людей, то жди беды: либо гитлеризма в новом обличье, либо чего еще похуже.
Вот еще один образец уничижительного отношения к совести:
Лорд Генри в «Портрете Дориана Грея» (Оскар Уайльд) говорит: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. «Совесть» — официальное название трусости, вот и все». Фраза «Совесть — официальное название трусости» гуляет по разным энциклопедиям и цитатникам. Причем она приписывается непосредственно Оскару Уайльду, как будто он, а не герой его романа, циник лорд Генри, думает таким образом.