Вождь и старейшины составляли что племени
Племенные вожди и старейшины
В первую очередь, к вождям племен и этноплеменных объединений следует отнести широкий круг лиц, обозначаемый в китайских источниках общим термином «князь» (ван). Их следует отличать от высшей хуннской аристократии (сянь-ван, лули-ван и пр.). Чаще они упоминаются без всяких приставок как просто «князья» или с прибавлением «небольшие» или «мелкие» князья. Но в то же время следует иметь в виду, что они вполне соответствуют по характеру своих должностных обязанностей и прав полуавтономным вождям племен, поскольку в ханьскую эпоху термином ван назывались не чиновники, а лица, получившие от китайского императора право на управление той или иной территорией [Таскин 1973: 12].
Помимо «князей» среднего и низшего ранга в китайских источниках упоминаются следующие основные хуннские титулы, обладатели которых могут быть интерпретированы как племенные вожди разных иерархических уровней:
дувэй – титул упоминается еще в описании политической системы хунну у Сыма Цяня и доживает до нашей эры [Лидай 1958: 206, 254; Бичурин 1950а: 82, 106; Материалы 1968: 87-88, 92; 1973: 28, 57]. Однако среди перечня южнохуннских должностных лиц уже не упоминается;
данху – титул, существовавший во все периоды хуннской истории, так как упоминается на всех этапах хуннской истории [Лидай 1958: 17, 680; Бичурин 1950а: 49, 119-120; Материалы 1968: 40; 1973: 73; Материалы 1989: 153];
окичоку – титул, упоминаемый Фань Е и другими историками у южных хунну [Лидай 1958: 680; Бичурин 1950а: 119–120; Материалы 1973: 73]. Если допустить этимологическое родство этого термина с титулом жичжу-князя, то можно допустить его появление не ранее начала I в. до н.э. Под 11г. н.э. упоминается еще один созвучный титул – юйсучжичжихоу – один из самых мелких в хуннской номенклатуре чинов [Лидай 1958:255; Материалы 1973: 60; 1989: 153];
цецзюй – один из низших рангов у хунну, существовал на протяжении всей хуннской истории до разделения на северных и южных хунну и позже [Лидай 1958: 17, 680; Бичурин 1950а: 49, 119-120; Материалы 1968: 40; 1973: 73; 1989: 153].
Каждый из перечисленных выше должностных лиц имел в своем подчинении определенное число кочевников и скота. Фань Е
пишет, что их положение на иерархической лестнице «определялось степенью влияния и количеством подчиненных им людей» [Лидай 1958: 680; Бичурин 1950а: 120; Материалы 1973: 73].
Круг выполняемых обязанностей племенных вождей, судя по всему, был традиционен. В мирное время – управление перекочевками, улаживание конфликтов между подданными, редистри-буция и тд. В военное время вожди выполняли функции офицерского корпуса в зависимости от того места, которое они занимали в военно-административной иерархии империи. Китайские летописи упоминают, например, указ шаньюя Учжулю от 11 г. н.э., в котором он
«объявил всем дувэям правых и левых земель и всем пограничным князьям, чтобы они совершали грабительские набеги на пограничную линию, причем крупные шайки насчитывали более десяти тысяч, средние – несколько тысяч и мелкие – несколько сот всадников» [Лидай 1958: 254; Материалы 1973: 57; Бичурин 1950а: 106].
Самые низшие уровни иерархической пирамиды власти составляли тысячники, сотники и десятники. Сыма Цянь проводит четкую грань между ними и другими административными титулами (дувэями, данху и пр.) [Лидай 1958: 17; Бичурин 1950а: 49; Материалы 1968: 40]. Интересно, что Фань Е при описании политической системы Южнохуннской конфедерации уже не упоминает о десятичной системе [Лидай 1958: 680; Бичурин 1950а: 119–120; Материалы 1973: 73]. Возможно, это не случайно и связано с тенденцией ослабления военно-административных связей в обществе на данном этапе, что привело к замене двойной системы военных и гражданских чинов (введенной при Модэ) единой общегражданской системой племенных и надплеменных титулов кочевой аристократии.
Можно допустить, что часть тысячников были племенными вождями, поскольку исторические параллели допускают такую численность племен [Материалы 1984: 63, 92, 155]. Однако сотники и десятники являлись родовыми (клановыми) старейшинами различных рангов. В обязанности вождей и старейшин входили хозяйственные, судебные, культовые, фискальные и военные функции. Для иллюстрации последнего тезиса можно воспользоваться сравнительно-историческими параллелями, например, с монголоязычными соседями хунну [Крадин 1993; 19946], однако нужно иметь в виду, что ни ухуани, ни сяньби в указанный период не имели такой же, как хунну, имперской политической системы.
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 7 От первобытности к цивилизации
Стр. 34. Ключевые вопросы
№ 1. К каким изменениям в жизни древних людей привело развитие скотоводства, земледелия и ремесла?
С развитием земледелия, скотоводства и ремесла возникает обмен продуктами труда. С появлением денег обмен превращается в торговлю. Между людьми исчезает былое равенство. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы. Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству.
№ 2. Что историки относят к признакам цивилизации?
К признакам цивилизации ученые относят:
— Появление имущественного неравенства
— Начало правления царей
— Появление армии и чиновников
— Появление письменности, науки и искусства
Стр. 38. Итоговые вопросы
№ 1. Как вы объясните выражение «на смену каменному веку пришёл бронзовый век»? Как это изменение повлияло на хозяйственную деятельность людей?
После открытия металлов появились излишки продуктов. Работая металлическими орудиями, человек мог вырастить урожая больше, чем ему самому было нужно для жизни. Труд одного обеспечивал сразу многих. В поселениях увеличивались стада домашних животных, больше стало ремесленных изделий.
№ 2. Что привело к появлению обмена? Представьте в виде схемы, чем могли обмениваться скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Земледелие и скотоводство вначале существовали вместе, затем произошло разделение: одни племена стали заниматься исключительно земледелием, другие — скотоводством
Между племенами земледельцев и скотоводов возник обмен продуктами их труда. Скотоводам нужны были хлеб и овощи, а земледельцам — шерсть, шкуры, скот, которые в избытке имелись у скотоводов. В поселениях земледельцев появились ремесленники, живущие только за счёт своего ремесла. Они обменивали свои изделия на продукты питания.
Скотоводы (шерсть, шкуры, скот) Земледельцы (хлеб и овощи)
№ 3. Какую роль в обмене продуктами играли деньги? Что использовалось в качестве денег в древних обществах?
Но часто случалось так, что людям приходилось по многу раз обменивать продукты, скот, вещи, чтобы получить то, что им нужно. Для удобства требовался такой товар, на который можно обменивать другие товары. Так появились деньги. В качестве денег использовались раковины, слоновая кость, перья птиц. Удобнее всего оказались слитки золота и серебра. Металл был дорог, его можно было делить на части, он отличался прочностью и не портился от времени. Расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. С появлением денег простой обмен превратился в торговлю. Появились и люди, которые занимались только этим делом, — торговцы и купцы.
№ 4. Сравните родовую и соседскую общины.
А. Заполните таблицу (используйте ранее изученный материал из параграфа 6).
Родовая община | Соседская община | |
---|---|---|
Отношения между членами общины | Члены одного рода | Члены общины не связаны кровными родственниками |
Пользование землей и угодьями | Коллективная обработка земли и равное распределение продуктов | Каждая семья самостоятельно обрабатывает свой участок |
Ведение хозяйства | Община | Отдельные семьи |
Имущественное положение членов общины | Все имущество общее | Появление имущественного неравенства |
Руководители общины, их положение | Старейшина рода. Имел равное положение с общинниками | Вождь. Имел привилегированное положение |
Б*. Какие новые черты появились в сельской общине? Почему это произошло?
Начинают возникать посёлки, где жили уже не родственники, а соседи. Для совместной работы, которая была по-прежнему необходима, люди продолжали объединяться в общины, но уже не родовые, а соседские.
Между людьми исчезает былое равенство. Одни семьи становились богаче, другие беднели. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы.
Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Захваченных на войне пленных старейшины превращали в рабов.
Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству. Теперь положение человека в общине и племени зависело от его происхождения и богатства.
№ 5. Назовите основные признаки цивилизации. Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, районы древнейших цивилизаций. Основными признаками цивилизации являются:
— Вместо вождей начинают править цари
— Появление армии и чиновников
— Появление письменности, науки и искусства
§ 8. На пути к цивилизации
1. Чем отличалось управление в родовой общине и племени? Как вы думаете, почему изгнание из племени считалось самым жестоким наказанием?
Родовая община управлялась одним из членов рода — вождем (старейшиной). Это был самый опытный и уважаемый сородич, хорошо знавший повадки животных, свойства растений и правила поведения, помогающие выжить в нелегких условиях. Старейшина следил за справедливым распределением продуктов, одежды и мест в жилище.
Во главе племени стоял совет старейшин. Старейшины обсуждали вопросы хозяйственной жизни, разбирали споры между людьми, определяли наказания. Наиболее важные дела, например переселение на новые земли, решались на совместном собрании взрослых соплеменников.
Изгнание из племени считалось самым жестоким наказанием, потому что один человек не мог прожить (отсутствие жилища, еды) и в конце концов умирал либо от голода, холода, либо его убивали животные или другое племя.
2. Кто составлял родовую знать? Чем были знамениты эти люди? Чем они могли гордиться?
Родовую знать составляли вожди и старейшины. Вожди во время войны или стихийного бедствия становились во главе племени. Это были очень отважные и умелые воины.
3. Дайте определение понятию «государство». Какие государства современности вы знаете?
Государство — это форма организации и управления обществом на определенной территории. Государство имеет границы, правителя, единые законы и армию, собирает налоги с населения, обеспечивает порядок и стабильность в обществе.
Государства современности:
— Республика Беларусь
— Российская Федерация
— Украина
— Республика Польша
— Латвийская Республика
— Литовская Республика
4. Объясните логическую цепочку: переход к производящему хозяйству → соседская община → племенные союзы → племенная знать → неравенство → государство.
Совершенствование орудий труда привели к переходу к производящему хозяйству, развитию земледелия, животноводства и ремесла. Из родовой общины начали выделяться большие семьи, которые селились отдельно. Рядом с ними строили свои жилища семьи из других родов. Такие общины назывались соседскими.
В результате развития земледелия и животноводства образовались
племена. Со временем отдельные племена разрослись и начали делиться. Некоторые из них стали вновь объединяться. Так появились племенные союзы.
Вожди и старейшины составляли племенную знать, которая начала передавать свое имущество, а затем и должности по наследству. Знатные люди становились богаче других соплеменников. Так возникло неравенство.
Появление неравенства и необходимость защищать свои земли привели к возникновению государства.
Вождь и старейшины составляли что племени
А.Лукьянов ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ
Автор посвящает написанный им учебник «Всемирная история для школьников» памяти своей матери Валерии Ивановны Лукьяновой
Данный учебник является модулем единого цикла «Всемирная история для школьников». Он служит органическим продолжением пропедевтического курса «Рассказы Клио» для начальной школы, но рассчитан и на самостоятельное использование его учащимися школ и гимназий, стремящимися углубить свои знания.
Внимание! В связи с участившимися недоразумениями автор вынужден подчеркнуть, что учебник применяется на первом году обучения истории.
Учебник может быть также применен и для самообразования. Автор настоятельно просит преподавателей не использовать учебник в «усеченном» виде, не пытаться «усовершенствовать» его, не применять для обучения школьников младшего или старшего возрастов. Тщательно отлаженный именно для первого года изучения истории в средней школе, методический аппарат учебника совершенно исключает такого рода «новаторство» и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению.
Автор просит учителей по всем вопросам обращаться за консультацией лично к нему и готов оказать любую помощь.
Автор дает свое разрешение издательствам и частным лицам на свободное тиражирование и распространение настоящего учебника как в печатной так и в электронной форме, как на коммерческой так и на некоммерческой основе в течение 2009-2010 учебного года. Письменное уведомление об этом владельца авторских прав является обязательным. Никакое нарушение целостности и неизменности учебника, без ведома и прямого согласия владельца авторских прав не допускается.
С откликами, вопросами и замечаниями автору, а так же по вопросам использования данного учебника обращайтесь непосредственно к автору по адресу электронной почты: [email protected] или 644077, Омск-77, Омский государственный университет, пр.Мира 55а, корп. 2, ист.фак-т, к-дра первобытной истории, к.515.
Уважаемые ребята! В этом учебном году вы начинаете изучение новых предметов, которых не было в начальной школе. Один из этих предметов называется историей. История будет сопровождать вас в течение всех дальнейших семи лет учебы.
Очень надеемся, что история увлечет многих из вас, научит понимать мир, объяснит неизвестное. Будем рады, если вы не ограничитесь учебником и будете читать другие книги по истории.
Автор и редактор учебника » История первобытной эпохи «
Введение в историю
Рассказ 1 Что такое история и для чего её изучают в школе?
1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кинофильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории?
2.Попробуйте ответить, что изучают историки. Для этого вспомните, что говорил на уроке учитель и внимательно прочтите этот рассказ.
1. История – наша общая память
Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт.
Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 годах шла кровопролитная Великая Отечественная война. Но ведь вы родились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории. История-это память всего человечества о своем прошлом.
2. Что изучает история?
3. В истории –много разделов
4. Для чего нужна история?
Невежды иногда спрашивают: «Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?» Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и без техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.
Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к другим народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.
Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными заблуждениями, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от религиозных заблуждений, не обижая при этом верующих людей.
История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. Можно с удовольствием смотреть на древний дворец и восхищаться им, даже не зная, кто и когда его построил, кто в нем жил. Но, если знать это, чувство радости и гордости будет еще сильнее. Запомните: история учит понимать прекрасное, умное и доброе искусство.
5. История сражается за правду и справедливость
В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же?
История (8 стр.)
Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII–VI тысячелетиях до н.э. в Мятой Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солнце кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к Другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на крышах, где находились двери в жилища. Жители занимались выращиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.
Начало формирования народов.
С освоением производящего хозяйства усиливаются различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сельского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-климатические условия сказались и в холе формирования разных народов.
Лингвисты размешают мертвые и современные языки по языковым семьям, группам. Предполагается, что некогда предки носителей родственных языков составляли единые общности, жили в одном месте. Затем отдельные группы этих общностей расходились на разные территории, смешивались с другими племенами, в их языках появлялись различия.
Ученые спорят, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания там производящего хозяйства. В этом регионе формировались многие языковые семьи. В частности, там, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.
Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевропейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевропейским языкам относятся и славянские языки.
Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев является предметом споров ученых уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных землях от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). В настоящее время большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV–III тысячелетиях до н. э. Но есть мнения и о более раннем периоде (VI–V тысячелетия до н.э.).
Эволюция общественных отношений. Соседская община.
У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община уступала место соседской. В ней родовые связи сменялись территориальными.
Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине становятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.
У истоков государственности.
Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины, племени начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становления производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных общин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины (дружинники).
Во многих древних обществах вожди также приобретали жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами при храмах.
После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и пленные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных условиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные ирригационные сооружения.
Начало цивилизации.
Период первобытности в отдельных районах земли закончился на рубеже IV–III тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизацией. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.
К концу периода Древнего мира (V в. н.э.) область распространения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлантического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации расширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.