Война с саламандрами о чем
Краткое содержание Чапек Война с саламандрами
Научно-фантастический роман «Война с саламандрами», созданный чешским писателем Карелом Чапеком в 20 веке, написан в жанре антиутопии.
Капитан Вантах в одной бухте обнаруживает саламандр — мыслящих чёрных существ, похожих на тюленей. Мужчина привлекает их к ловле жемчуга, который успешно продаёт. А затем вывозит с острова.
Саламандры очень быстро размножаются и постепенно распространяются по всему миру, и люди с удивлением обнаруживают, что они говорят на разных языках, читают и даже рассуждают. Люди начинают применять труд разумных существ на различных предприятиях. На научных конгрессах учёные обмениваются информацией об этих существах. Люди пытаются создать учебные заведения для расплодившихся саламандр и законы, регулирующие их жизнь.
Очень скоро в среде саламандр начинается движение на отделение их от людей. Начинаются конфликты между людьми и мыслящими существами, которые столь быстро адаптировались в человеческом обществе, вооружены и способны взять осадой любой портовой населённый пункт. На стороне саламандр то, что люди разобщены и не имеют общей цели. А саламандры начинают объединяться и требовать от человечества, освободить им территории. Последняя глава посвящена способам спасения человеческого общества.
Произведение заставляет задуматься об изъянах человеческого общества.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
С давних времен Добродетели и Пороки враждовали между собой. Пороки жили весело, гуляли, кутили и веселились да еще всегда при деньгах были. А Добродетели жили бедно и серо, но зато во всех книжках приводились как образец для подражания
В книге идет рассказ о порте, который находится на севере. В ней повествуется о молодости и счастье. В порт Талый пришел пароход, у которого весь трюм был забит под завязку апельсинами.
Алексей Александрович Арсеньев родился на хуторе Каменка. Первое его воспоминание было об освещенной солнцем комнате. У Алексея были старшие братья и младшая сестра. В детстве он много времени проводит, наблюдая за природой.
Произведение Звоните и приезжайте Анатолия Алексина рассказывает о жизни мальчика, у него замечательная мама, и добрый отец-хирург.
Карел Чапек «Война с саламандрами»
Карел Чапек стал одним из крупнейших авторов чешской литературы XX века. Признанный еще при жизни, он отчетливо видел, какая участь ждет Европу в надвигающейся Второй мировой войне. В 1936 году им был написан роман-предупреждение «Война с саламандрами». Книга была хорошо принята читающей публикой, но так и не смогла отвратить катастрофы.
Карел Чапек
Карел Чапек родился в 1890 году в Австро-Венгрии. Его отец был врачом, а мать увлекалась народным творчеством. Карел стал третьим ребенком в семье, все дети которой в будущем, так или иначе, занимались искусством.
Детство будущего писателя проходило в небольшом городке Упице, где работал отец Чапека. Образы обычных рабочих людей остались в памяти мальчика, и он их впоследствии часто воспроизводил на страницах своих произведений.
Еще в подростковом возрасте вместе со своим старшим братом Чапек начал писать небольшие произведения. Будучи студентом, он не забросил свое увлечение литературой, издавая местные сборники рассказов и статей. В этот же период Карел начинает интересоваться живописью, опять же, не без помощи брата.
Высшее образование Чапек получал в Праге, где изучал философию. Свое дальнейшие познания он углублял в других городах Европы, среди которых Париж и Берлин.
После окончания учебы Чапек начинает работать журналистом в различных чешских газетах. С этого же времени он активно занимается литературой и сотрудничеством с театрами, для которых пишет пьесы. Во время Первой мировой войны Чапек не взяли в армию из-за слабого здоровья, которое с возрастом у писателя все хуже.
Творчество и наследие
Постепенно авторитет и слава Чапека, как в Чехии, так и по всей Европе, возрастали. Он состоял во многих литературных объединениях континента. Герберт Уэллс даже предлагал ему возглавить один из них, но Чапек был вынужден отказаться из-за все ухудшающегося здоровья.
В эти годы активной литературной деятельности писателем создаются такие его известные произведения, как:
В 1936 году Чапек даже был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но не получил ее из-за выпущенного раннее романа «Война с саламандрами», который оказался оскорбителен для руководства нацисткой Германии.
Чапек активно выступал против нацистского режима и очень болезненно переживал события, которые в 30-х годах происходили в Германии. Оккупация Судетской области в 1938 году и полное бездействие остальных европейских держав окончательно подорвали здоровье писателя. Чапек умер в конце декабря того же года, и не увидел полного захвата своей страны Германией.
Нацисты не забыли оскорбления, нанесенного им писателем, и после оккупации Чехии провели обыски в его доме. Наследие Чапека было спасено стараниями его жены, заранее спрятавшей рукописи и бумаги автора.
После окончания Второй мировой войны, несмотря на его антикоммунистические взгляды, Чапека печатают в Чехословакии. Его произведения экранизируются и ставятся на сцене.
Сюжет книги «Война с саламандрами»
Роман «Война с саламандрами» написан в жанре социальной фантастики. Начинается он с того, что на островах Юго-Восточной Азии обнаруживается вид разумных саламандр, которые хорошо поддаются обучению.
Находясь на примитивном уровне развития, саламандры попадают в круг экономических интересов европейцев. С ними начинается торговля. Постепенно земноводных начинают использовать для различных тяжелых работ, в особенности под водой. Каждое из крупных европейских государств обзаводится своими саламандрами и использует их в личных целях.
Люди же, в жажде наживы и богатства, всячески потакают новому рынку сбыта. Когда цивилизация саламандр достигает по своему уровню человеческую, а их количество начинает в несколько раз превышать людей, земноводные решают начать войну, чтобы стать новыми хозяевами суши и морей.
Война с саламандрами
Капитан судна «Кандон-Баддунг» Вантах, занимающийся промыслом жемчуга возле берегов Суматры, неожиданно обнаруживает на острове Танамас удивительную бухту Дэвл-Бэй. По свидетельству местных жителей, там водятся черти. Однако капитан находит там разумных существ — это саламандры. Они чёрные, метр-полтора в высоту и с виду похожи на тюленей. Капитан приручает их тем, что помогает раскрывать раковины с их любимым лакомством — моллюсками, и они вылавливают ему горы жемчуга. Тогда Вантах берет в своей судоходной компании отпуск и едет на родину, где встречается со своим Земляком, преуспевающим бизнесменом Г. X. Бонди. Капитану Вантаху удаётся убедить богача пуститься в предлагаемую им рискованную авантюру, и вскоре цена на жемчуг из-за резко возросшей добычи начинает падать.
Тем временем проблема саламандр начинает интересовать мировое общественное мнение. Сначала ходят слухи, будто Вантах развозит по свету чертей, затем появляются научные и околонаучные публикации. Учёные приходят к выводу, что обнаруженные капитаном Вантахом саламандры — это считавшийся вымершим вид Аndrias Scheuchzeri.
Одна из саламандр попадает в лондонский зоопарк. Как-то она заговаривает со сторожем, представившись как Эндрью Шейхцер, и тут все начинают понимать, что саламандры — разумные существа, способные говорить, причём на разных языках, читать и даже рассуждать. Однако жизнь ставшей сенсацией зоологического сада саламандры оканчивается трагически: посетители перекармливают ее конфетами и шоколадом, и она заболевает катаром желудка.
Вскоре происходит собрание акционеров Тихоокеанской экспортной компании, занимающейся эксплуатацией саламандр. Собрание чтит память скончавшегося от апоплексического удара капитана Вантаха и принимает ряд важных решений, в частности о прекращении добычи жемчуга и об отказе от монополии на саламандр, которые так быстро плодятся, что их невозможно прокормить. Правление компании предлагает создать гигантский синдикат «Саламандра» для широкомасштабной эксплуатации саламандр, которых планирует использовать на различных строительных работах в воде. Саламандр развозят по всему свету, поселяя их в Индии, Китае, Африке и Америке. Кое-где, правда, проходят забастовки в знак протеста против вытеснения с рынка человеческой рабочей силы, но монополиям выгодно существование саламандр, поскольку благодаря этому можно расширить производство необходимых саламандрам орудий труда, а также продуктов сельского хозяйства. Высказываются также опасения, что саламандры создадут угрозу для рыболовства и своими подводными норами подроют берега материков и островов.
Между тем эксплуатация саламандр идёт полным ходом. Разработана даже градация саламандр: лидинг, или надсмотрщики, самые дорогие особи; хэви, предназначенные для самых тяжёлых физических работ; тим — обыкновенные «рабочие лошадки» и так далее. От принадлежности к той или иной группе зависит и цена. Процветает также нелегальная торговля саламандрами. Человечество изобретает все новые и новые проекты, для осуществления которых можно использовать этих животных.
Параллельно проводятся научные конгрессы, обменивающиеся информацией в области как физиологии, так и психологии саламандр. Разворачивается движение за систематическое школьное образование расплодившихся саламандр, возникают дискуссии, какое образование следует давать саламандрам, на каком языке они должны говорить и т. п. Появляется международная Лига покровительства саламандрам, которая ставит своей целью построить отношения между человечеством и саламандрами на началах приличия и гуманности. Принимается связанное с саламандрами законодательство: раз они мыслящие существа, то должны сами отвечать за свои поступки. Вслед за изданием первых законов о саламандрах появляются люди, требующие признать за саламандрами и определённые права. Однако никому не Приходит в голову, что «саламандровый вопрос» может иметь крупнейшее международное значение и что с саламандрами придётся иметь дело не только как с мыслящими существами, но и как с единым саламандровым коллективом или даже нацией.
Вскоре саламандры осознают собственные интересы и начинают давать отпор людям, вторгающимся в сферу их интересов. Одним из первых возникает конфликт между объедавшими сады саламандрами и крестьянами, недовольными как саламандрами, так и политикой правительства. Крестьяне начинают отстрел мародёрствующих саламандр, на что те выходят из моря и пытаются отомстить. Нескольким ротам пехоты с трудом удаётся их остановить, в отместку они взрывают французский крейсер «Жюль Фламбо». Через некоторое время находившийся в Ла-Манше бельгийский пассажирский пароход «Уденбург» подвергается нападению саламандр — оказывается, это английские и французские саламандры не поделили что-то между собой.
На фоне разобщённости человечества саламандры объединяются и начинают выступать с требованиями уступить им жизненное пространство. В качестве демонстрации силы они устраивают землетрясение в Луизиане. Верховный Саламандр требует эвакуировать людей с указанных им морских побережий и предлагает человечеству вместе с саламандрами разрушать мир людей. У саламандр действительно большая власть над людьми: они могут блокировать любой порт, любой морской маршрут и тем самым уморить людей голодом. Так, они объявляют полную блокаду Британских островов, и Великобритания вынуждена в ответ объявить саламандрам войну. Однако боевые действия саламандр гораздо более успешны — они просто начинают затапливать Британские острова.
Тогда в Вадузе собирается всемирная конференция по урегулированию, и адвокаты, представляющие саламандр, предлагают пойти на все их условия, обещая, что «затопление континентов будет проводиться постепенно и с таким расчётом, чтобы не доводить дело до паники и ненужных катастроф». Тем временем затопление идёт полным ходом.
А в Чехии живёт-поживает пан Повондра, швейцар в доме Г. X. Бонди, который в своё время мог не пустить капитана Вантаха на порог и тем самым предотвратить вселенскую катастрофу. Он чувствует, что именно он виноват в случившемся, и радует его лишь то, что Чехия расположена далеко от моря. И вдруг он видит в реке Влтаве голову саламандры.
В последней главе автор беседует сам с собой, пытаясь придумать хоть какой-то способ спасения человечества, и решает, что «западные» саламандры пойдут войной на «восточных», в результате чего будут полностью истреблены. А человечество станет вспоминать этот кошмар как очередной потоп.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
3. 075. Карел Чапек, Война с саламандрами
3.075. Карел Чапек, «Война с саламандрами»
Карел Чапек
(1890—1938)
Чешский писатель, первый председатель Чехословацкого пен-клуба, член Комитета Лиги Ниций по литературе и искусству, Карел Чапек (1890—1938) — автор многих произведений, в т.ч. философско-фантастических пьес («R.U.R.», «Средство Макропулоса»), циклов иронических детективов («Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана») и комических миниатюр («Год садовода», «Дашенька», «Как это делается»).
Как мастер «большой» прозы писатель прославился философской трилогией («Гордубал», «Метеор», «Обыкновенная жизнь») и сатирическими антиутопиями о катастрофических последствиях научных открытий («Фабрика Абсолюта», «Кракатит»), а также научно-фантастическим сатирическим романом — «V;lka s mloky» — «Война с саламандрами» (1936).
«Война с саламандрами»
(1936)
Задумав в середине 1930-х гг. написать идиллию из жизни врача и дать экскурс в патологию общества, Чапек не мог избавиться от тревоги за судьбу человечества.
Как вспоминал сам писатель, «я по какому-то поводу написал фразу: «Вы не должны думать, что развитие, которое привело к возникновению нашей жизни, было единственно возможной формой развития на этой планете». С этого и началось. Эта фраза и повинна в том, что я стал автором «Войны с саламандрами».
Начатый как авантюрный, роман стал пародией на газетные репортажи и научные статьи, острой сатирой на нравы общества, анализом двурушнической политики мировых держав, философским трактатом, посвященным природе и человеку.
Впервые он был напечатан в газете «Лидове новины», а также издан отдельной книгой с подзаголовком «Утопический роман».
В переизданиях автор подзаголовок убрал, поскольку рецензенты в своих отзывах привязались именно к нему. «Критика сочла мою книгу утопическим романом, — писал Чапек, — против чего я решительно возражаю. Это не утопия, а современность. Это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, но зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем».
А жил Чапек после развала Австро-Венгерской империи в самой гуще гуманизма и демократии, разоблаченной еще великим Аристотелем как системы общественной организации, от природы не приспособленной к существованию и умеющей выживать только посредством «костылей» лжи, корысти и клеветы.
Сущность этой «гущи» как базовой основы самоуничтожения человеческого общества, как тупик общественного развития писатель помимо воли (был он убежденным демократом и общество человеческое представлял себе сугубо с интеллигентских позиций) показал и вскрыл в своем блистательном романе, приобретшем за три четверти века еще большую актуальность.
Чапек создал воистину свифтовскую критику на систему общественных отношений, способную и готовую оправдать любой порок, любое злодейство в их зародыше, и мнимым добросердечием и ложной справедливостью неизбежно довести малое зло до ужасного и непоправимого Великого Зла разрушения человеческого мира.
Причем «добренькие» и оправдывавшие приход этого зла (того же фашизма), как всегда остаются в стороне и начинают винить в случившемся кого угодно, только не себя. Страдают же те, кто просто жил обыденной жизнью и на чьих плечах держится все благое в человеческом обществе.
Наилучшим отзывом на книгу стал приказ А. Гитлера, прибывшего в Прагу 15 марта 1939 г., вскоре после Мюнхенского сговора, который открыл его завоевательным походам путь на Восток — арестовать автора возмутительного пасквиля, представившего вождя фашистов в образе Верховного Саламандра (но при этом все-таки человека, во имя маниакальной жажды мирового господства прикинувшегося примитивным саламандром)!
Гитлер до глубины души был оскорблен тем, что его — невинное дитя демократии, рафинированного интеллигента, художника объявили узурпатором, диктатором и пр. Но вот ведь обида (!) — эсэсовцы не смогли выполнить приказ фюрера, поскольку писатель уже три месяца как покинул мир, оккупированный фашистскими «саламандрами».
Капитан голландского судна, уроженец Чехии, капитан Ян ван Тох, посланный своим правлением в Амстердаме для поиска новых месторождений жемчуга, обнаружил в одной из бухт в районе Зондских островов разумных человекоподобных ящерок ростом с десятилетнего ребенка.
Пожилой одинокий капитан быстро привязался к милым зверушкам, взял отпуск и целый год провел в их обществе. Сообразительные ящерки чрезвычайно быстро обучались ремеслам.
У животных был опасный враг — акулы. Ван Тох научил их с помощью ножа и гарпуна обороняться от морских хищников. За это ученики приносили ему жемчужницы. Обезопасив себя от акул, ящерки стали быстро размножаться (за год их популяция возрастала в десятки раз). Для кладки яиц они выворачивали рычагами камни и строили плотины-волнорезы. Через год жемчуг в районе острова кончился. На других островах его было много, но там не водились ящерки, а сами они не могли переплывать открытое море.
Задумав найти корабль, чтобы развезти животных на другие острова, ван Тох приехал на родину, в Чехию, и стал искать спонсора. Встретившись с приятелем детства, некогда маленьким веснушчатым еврейским мальчиком, ныне ставшим председателем двух десятков компаний и трестов Г.X. Бонди, капитан заинтересовал миллиардера рассказом о ящерках и своем «честном бизнесе», а еще больше возможностью расширить торговлю с перспективным районом.
Получив финансовую помощь, старый Тох развез несколько тысяч ящериц по другим островам, а затем время от времени навещал их, отправляя в Европу посылки с жемчугом.
Через несколько лет про ящерок узнал весь мир — из рассказов моряков, ходивших с ван Тохом, газетных сообщений, снятого кинематографистами фильма. Морские черти, тритоны и пр. пользовались успехом у читателей, вошли в моду.
«Стали утверждать, будто «морские черти» умеют говорить (!) и строят в населяемых ими бухтах целые системы насыпей и плотин наподобие подводных городов». Когда в «Национальном географическом ежемесячнике» появился бюллетень научной экспедиции Колумбийского университета по изучению «чертей» и в сочинении XVIII в. д-ра Шейхцера нашли описание Исполинской саламандры полинезийской, названной автором допотопным человеком, за ящерками закрепилось название саламандры.
Одну саламандру доставили в лондонский зоологический сад. Благодаря тесному общению со сторожем зверек быстро освоил человеческий язык и научился читать газеты. В печати появились сообщения о том, что саламандра по интеллекту и духовной жизни вполне сравнима со средним англичанином.
Старый капитан скончался, и дела в свои руки взял его компаньон. Кризис перепроизводства жемчуга вызвал перепрофилирование созданного Бонди синдиката «Саламандра» на торговлю саламандрами — «S-Trade», или, как окрестили ее в СМИ, «работорговлю».
Со смертью ван Тоха ящерки лишились своего единственного защитника и испытали на себе весь ужас рабства — их перевозили в переполненных трюмах кораблей (см. новеллу П. Мериме «Таманго»), морили голодом, убивали, ставили на них медицинские опыты, из их мяса на случай войны готовили консервы.
Все это напоминало прежний тюлений промысел. Видную роль в развитии торговли саламандрами сыграла также наука, изучавшая физиологию и психологию животных и грандиозная волна технического прожектерства по созданию огромных территорий для Рабочих Моря.
На саламандроторговле обогащались корсары. Использовали животных на строительстве подводных сооружений, дамб, плотин и пр. Саламандрами заселили индийские и китайские порты, африканское побережье, американский континент; в Мексиканском заливе создали инкубаторы — это встретило в ряде стран протест против ввоза дешевой рабочей силы, но протестующие оказались бессильными перед алчностью дельцов.
Некая мадам Циммерман выступила застрельщиком Саламандрового Вопроса — выкинула лозунг «Дайте саламандрам систематическое школьное образование!». Были учреждены гимназии и Морской политехникум для саламандр, Саламандровый университет. В ряде государств были изданы законы против вивисекции, собирались уже предоставлять ящерицам подводную автономию.
Пока дискутировали, можно ли крестить саламандр, те сами выбрали для себя поклонение Молоху. Вскоре саламандры «могли уже похвастать сотнями собственных подводных газет, выходящих миллионными тиражами, прекрасно оборудованными научными институтами и так далее». У них появились свои подводные и подземные города, свои столицы в пучине, свои перенаселенные фабричные кварталы, гавани, транспортные магистрали и миллионные скопления населения.
У них не было доменных печей и металлургических заводов, но люди доставляли им металлы и взрывчатые вещества в обмен на их работу. Число саламандр на земном шаре превысило число людей в десять раз, и они стали делиться на свои колонии — британские, французские, балтийские, немецкие… «От исполинской саламандры — к немецкой сверхсаламандре. Нам нужны новые жизненные пространства для наших саламандр», — писали германские газеты.
Мнения людей разделились. Одни благодушно верили в то, «что мир саламандр будет счастливее, чем был мир людей; это будет единый, гомогенный мир, подвластный единому духу». Другие призывали покончить с «гастарбайтерами».
Вскоре Верховный по радио призвал человечество освободить морские побережья для будущих поселений саламандр. Человечество не пошло на это, и началась война — многие боевые корабли были потоплены, Верховный Саламандр закрыл Ламанш, Суэцкий канал, Гибралтарский пролив, блокировал порты, а затем последовала серия взрывов, обрушившая южное побережье Европы в воду.
Не помогли людям и переговоры с уполномоченными саламандр (людьми — профессиональными адвокатами). Более того — после того как пятая часть Европы уже была потоплена, все банки и все правительства продолжали доставлять саламандрам взрывчатые вещества, торпеды и сверла, а также ссужать их деньгами и «финансировать Конец Света, новый всемирный потоп».
Человечество подошло к собственному концу. Обыватели рассуждали: «Были бы только саламандры против людей — тогда еще, наверное, что-нибудь можно было бы сделать; но люди против людей — этого, брат, не остановишь».
Одно лишь соображение вселяло в них надежду — также как люди воюют друг с другом, так и саламандры вскоре начнут уничтожать друг друга. Тем более что уже образовалось несколько колоний саламандр, например, Атлантида и Лемурия, представители которых презирали друг друга за происхождение и отсутствие «исконной саламандренности». Вполне вероятно, что они перережут друг друга и отравят моря химическими ядами и культурами смертоносных бактерий. «А это, брат, конец. Саламандры погибнут» — уповали на развалинах цивилизации обыватели.
«Хотя саламандры послужили лишь предлогом для изображения человеческих дел, — признался Чапек, — автору пришлось вживаться в их образ; при таком эксперименте легко подмочить свою репутацию, но в конечном счете дело это столь же удивительное и столь же страшное, как и вживание в образ человеческих существ».
На русский язык роман переводили А. Гурович и О. Малевич.
Несмотря на тягу кинематографистов к постановке фильмов-катастроф, пока ни один из них не взялся за экранизацию «Войны с саламандрами».
Дистопия. О «Войне с саламандрами» Карела Чапека
У людей, мало-мальски знакомых с антиутопией, при упоминании жанра в памяти, как правило, всплывает «классическая тройка»: Хаксли, Оруэлл, Замятин (порядок индивидуален, но все же озвучу собственное мнение: Оруэлл is da best ). Вот Вики, к примеру, гребет лопатой и в список антиутопических произведений пропихивает еще и постапокалиптику с киберпанком, что не совсем верно. Я хочу немного порассуждать о произведении, издававшемся огромными тиражами в тридцатых-пятидесятых, но сейчас несколько позабытом. Во всяком случае до того, как вместо привычной плитки «Бабаевского» в последнюю встречу я получил от бабушки «Классиков и современников» восьмидесятого года издания, о произведении слышать не приходилось. Как и быть знакомым с чем-то еще у автора. Речь о «Войне с саламандрами» Карела Чапека, романе-пророчестве, в котором безошибочно угадываются события мировой истории конца тридцатых-начала сороковых годов, до многих из которых писатель, к несчастью, не дожил.
Если подойти к вопросу определения жанра совсем уж скрупулезно, то «Саламандр» нельзя считать классической антиутопией наподобие «1984» Оруэлла. Если последний демонстрирует мир, уже повсеместно пришедший к тоталитаризму, то Чапек, скорее, прокладывает дорогу. Собственно война занимает меньше трети романа. Остальное же — череда «неслучайных случайностей», политической демагогии, соглашательств, и моментов, демонстрирующих алчность и бесхребетность народов и лидеров.
Роман создавался в атмосфере лихорадочного беспокойства, поскольку многие вещи, крутившиеся в голове автора, уже на следующий день становились реальностью. В части глав ясно видны метания, когда за счет тех или иных, зачастую весьма обтекаемых формулировок находится оправдание тем или иным, порой ужасным поступкам. Насколько хорошо жить в мире, полном либеральных идей? Так ли ценна эмансипация, избирательное право, свобода искусства, когда можно собрать монолитное общество, ведомое сильным лидером? «Эпохальная заслуга саламандр в том, что их так много». «Все будущее мира. в том, чтобы произвести еще больше продукции и еще больше сожрать». Мир саламандр — это не только планета, пораженная фашистской заразой. Это будущее, в котором стерта индивидуальность ради некоего призрачного общего блага, спущенного сверху; общество, в котором наука и искусство подчинены потреблению, а идеи станут не нужны, ведь «что такое цивилизация, как не умение использовать то, что придумал кто-то другой».
Если порыться, как следует, то в интернетах можно откопать некоторые размышления о «саламандризации» в наши дни. Честно говоря, предостережения Чапека несколько меркнут перед чередой безумств, уже совершенных человечеством за последние лет шестьдесят-семьдесят, но ведь, наверное, дистопические(да, давайте уже употреблять этот термин) произведения тем и ценны, что по прошествии энного количества десятилетий можно сказать: «А вот он-то предупреждал!» Верно?