Воцерковление что это такое простыми словами
Что такое воцерковление и кто такой воцерковленный человек?
Воцерковление — переход человека ставшего на путь веры, от обычного прихожанина в истинно верующего, рассматривающего жизнь и происходящие в ней события с христианской точки зрения, человека понимающего и принимающего церковные Таинства, осознающего необходимость исповеди и причащения, умеющего распознать искушения и противопоставить им высокоумие, ставшего на путь освобождения от греховной зависимости и порочного рабства.
Между воцерковленными людьми, посетителями храма и обычными прихожанами есть существенная разница. Вторые и третьи ищут у бога решения своих проблем, помощи, иногда спасения, человек воцерковленный ищет самого Бога.
Нужно понимать, что воцерковление не мероприятие и не событие, это достаточно продолжительный период в жизни прихожанина, состоящий из следующих этапов.
Этапы воцерковления
Приобщение
Приобщение начинается с изучения и познания духовных законов — Священного Писания (Ветхого и Нового заветов). Эти рукописи являются источниками фундаментальных знаний о Боге, ложащимися в основание истинной веры.
Молитва
Молитва регулярная домашняя, и церковная общественная, совершаемая на богослужении, вначале с небольшим объёмом молитвенно правила, но регулярно производимая в храме, и ежедневно дома, с обязательным посещением храма в воскресные дни, поскольку, шесть дней мы должны работать, а седьмой посвящать Господу Богу своему. Чтобы стать полноценным и осознанным участником богослужений нужно понимать последование службы.
Таинства
Таинства церкви — это способы достижения Божественной благодати, регулярное участие в них обязательное условие для воцерковления.
Причащение
Приобщение к Таинствам начинается с Причащения и требует соблюдения как правил подготовки, так и правил проведения церковного священнодействия. Великое Таинство Причащения проводится натощак. Общий порядок не касается тех, кто не крещен, безусловно, в этом случае воцерковление необходимо начинать с Великого Таинства Крещения.
Исповедь
Исповедь также требует тщательной и сосредоточенной подготовки. Анализ своих поступков и действий на предмет нахождения в них греховной части, помогут найти суть того, в чем необходимо раскаяться. Помочь в этом может церковная литература. Тем, кто совершает церковные Таинства впервые, характерны волнение и растерянность, не будет предосудительным запись поступков, в которых хотелось бы покаяться.
Исповедь – таинство, в котором прощаются грехи исповеданные. Далеко не всегда человек может обнаружить и осознать все содеянные им прегрешения. Регулярное исповедание поможет научиться определять свои греховные деяния, и со временем фиксировать момент принятия решения, давая возможность избегать грехопадения.
Нужно знать, что исповедь — словесное признание и обращение за прощением. Наивно предполагать, что Господь не знал об этих прегрешениях, но послать прощение не осознавшему, невозможно. Регулярное исповедование позволяет вести человеку анализ своих поступков на предмет наличия греховных действий, важно не совершать одни и те же прегрешения, а стараться найти безгреховный выход из повторяющихся ситуаций.
Важно понимать, что в исповеди необходимо сообщить о всех содеянных грехах, без деления на большие и маленькие. Сообщить нужно о всех осознанных прегрешениях на тот час, иначе Таинство не будет выглядеть как сердечное откровение. Божественная благодать, дающая силу для воздержания от повторного греха нисходит только на озвученные.
Покаяние
Важно понимать, что покаяние не автоматическое избавление от ответственности за совершенные прегрешения, а обоюдное человеческое и Божественное действо, направленное на освобождение от содеянных грехов. Важно, не просто поведать о своих грехах, но и покаяться в них, осознать их в полной мере и изменить свою жизнь, чтобы их не совершать.
Духовный наставник
Обретение духовного наставника — не результат поиска, а акт духовного Благословления и окончательного принятия в ряды ищущих спасение. Учителя нужно встретить, дается на определенном этапе после части проделанного пути и ряда испытаний, подтверждающих твердость нахождения на избранном пути и готовность двигаться дальше.
Кто такой воцерковленный человек?
Воцерковленный человек — тот, кто прошел перечисленные выше этапы и приобщился к церковному образу жизни настолько, что стал неразделим с ним, и стал ответственным верующим, ведущим христианский образ жизни, понимающий, что цель христианской жизни – спасение.
Православная Жизнь
Давайте разберёмся со значением слова, которое очень часто употребляют верующие люди, нередко — не понимая его смысла.
Образ жизни
Воцерковление — очень широкое понятие, которое у многих ассоциируется с тем, что человек уверенно себя чувствует в храме, знает, где поставить свечку за здравие и где — за упокой, и отличает протоиерея от паникадила. Получается, что большинство считает воцерковлением освоение правил церковного этикета и знание хода богослужения. Сразу же замечу, что, к сожалению, многие люди, считающие себя воцерковлёнными, пренебрегают этими правилами, почему-то считая, что они не для них, а для «пришлых». Но главное не это.
Важно понимать, что воцерковление — это не только знание хода служб и умение себя на них вести, это образ жизни. Мы показываем, какие мы христиане, не на литургии, не в храме, а за его пределами. Увы, нередко люди, считающие себя воцерковлёнными, демонстрируют невежество в повседневной жизни. Например, позволяют себе обращаться на «ты» к незнакомым, оправдываясь тем, что они к Самому Богу так обращаются — так с чего же обычным людям «выкать»? Они спокойно проявляют неуважение и невоспитанность.
Истинно воцерковлённый человек — не тот, кто знает, что и почему происходит в храме, соблюдающий все церковные предписания и воспитанный в церковной традиции прихода или благочиния, в котором живёт. Воцерковлённость невозможна без обычной человеческой воспитанности. Нужно стараться стать человеком, на которого другие смогут равняться. Воцерковлённый человек не будет хамить, не отправит собратьям по вере сверкающую открыточку в три часа ночи, не станет заискивать перед священником и грубить «обычным» людям. Его доброжелательность распространяется на всех, а не только на прихожан его храма. Он старается в каждом, кого встречает, видеть Христа.
Не итог, но путь
Воцерковлённость — это не свершившийся факт, не точка, поставив которую можно над собой не работать. Это путь всей жизни. Каждый день, начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну, надо подтверждать, что мы — православные христиане. Перемена ума, или метанойя, которая в нас однажды свершилась, требует труда над собой. Готовы ли мы соответствовать высокому званию христианина? Будем ли достойно вести себя не только среди таких же, как мы, но и среди тех, кто нас не знает, кто, глядя на нас, примет решение — идти в храм или нет? Вот что должно заботить воцерковлённого христианина. К сожалению, многие верующие люди ведут себя неподобающим образом и вне храма, и даже в нём, считая себя на голову (а то и на две) выше остальных. А ведь христианин — это не тот, кто воцерковился сам, но тот, глядя на кого хотят воцерковиться другие.
Думаю, не я один замечаю, что у людей, считающих себя «духовными», очень много гордыни. У них, как правило, духовная жизнь отделена от повседневной, а ведь так не бывает. Как часто люди гонятся за нездоровой духовностью, которая граничит с мистицизмом! Но это лжедуховность, которой надо противостоять.
Ещё я заметил, что люди, считающие себя воцерковлёнными, либо перестают читать Евангелие — потому что им в нём всё давно известно, — либо читают его как адресованное другим. Не исполняют заповеди, но следят за тем, соблюдают ли их окружающие.
Должен ли воцерковлённый человек знать Священное Писание, как протестанты?
Воцерковлённый человек должен регулярно читать Евангелие, а не слушать его один раз в неделю во время воскресной литургии. Ещё хотелось бы, чтобы он читал отрывок из Нового Завета накануне службы, на которую он идёт. Сейчас это очень просто сделать: у всех есть смартфоны, на которые можно установить приложение «Православный календарь» и каждый день читать евангельское зачало дня. Это займёт от тридцати секунд до трёх минут, я засекал. Зачем всё это нужно? Дело в том, что воцерковлённый человек не может жить в отрыве от Христа, а значит, он не может не читать Евангелие и не причащаться.
Где Христос?
Очень часто из нашей церковной жизни Христос вымывается. Его там просто нет! Есть святые Серафим Вырицкий и Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Силуан Афонский. Есть какие-то старцы, коды, чипы и даже антихрист — а Христа нет. А ведь наша духовная жизнь должна сосредоточиваться вокруг Него! И священник не должен отвечать на вопросы о том, нужно ли делать прививки или продавать квартиру, его сфера — это помочь вам решить, сколько раз причащаться и как готовиться к принятию Святых Даров.
Воцерковлённый человек заботится о том, есть ли у него покаянное чувство — иначе вся его воцерковлённость внешняя, а это страшно. Именно такие люди две тысячи лет назад распяли Христа — фарисеи ведь были очень «воцерковлёнными» людьми. Самое страшное, что ничего не изменилось, и, приди Христос сейчас, Его снова распнут те, кому важнее, что говорят старцы, а не Он.
Если вы не знаете, как вести себя в храме — обратитесь к священнику. Он с радостью вам всё расскажет, как бы ни был занят. Однако самое важное не это. Воцерковлённый человек — это тот, кто любит. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — учит апостол. Это значит, что прежде всего нужно переживать о состоянии своей души, своего сердца и о том, как послужить ближнему. Всё остальное приложится.
Священник Димитрий Паламарчук
Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово “воцерковленный”? – протоиерей Андрей Милкин
Воцерковлённый христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью.
Какая разница между воцерковлёнными и невоцерковлёнными христианами? Что означает слово “воцерковлённый”?
отвечает протоиерей Андрей Милкин
Воцерковлённый христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.
Воцерковлённость человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Покаяния и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, воцерковлённый человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковлённому же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
20 комментариев
Здравствуйте.
Подскажите, как быть, когда нет возможности физической приходить в Храм?
Я инвалид, сама не хожу, только на коляске с посторонней помощью.
Крещеная, стараюсь, насколько Бог дает сил, жить как должно христианину, соблюдаю посты (имею в виду не ограничение в пище, а покаяние, смирение), молюсь, помогаю людям. Но из-за ограничений физических в Церковь не могу попасть. На крыльцо огромное мне не забраться, каждый раз нанимать грузчиков чтобы занесли по ступенькам очень дорого, по воскресеньям муж работает и меня просто некому одеть-собрать и пересадить на коляску, не говоря уже об остальном.
Получается что я попадаю в Церковь раз в 2 года, когда лежу в областной больнице прихожу в Церковь при больнице. Там испведаюсь, причащаюсь, а дома никак. Из-за того, что не бываю в Церкви, часто не могу даже толком помолиться, чувствую скованность, не знаю как правильно себя вести и все время оглядываюсь на кого-то.
Получается что такие люди как я, не воцерковленые, не посещающие Храм — “неполноценные”? Неужели нет веры и Христианской жизни без Храма? Я в последнее время очень переживаю из-за этого, молюсь, чтобы мне Господь даровал возможность посетить Церковь, обращалась к Владыке с просьбой соорудить пандус для колясочников, но пока все остается так же.
Пожалуйста, прокомментируйте мое письмо, буду очень признательна.
Ирина, имеет смысл приглашать священника для причащения домой. Это обычная практика.
По поводу пандуса лучше обратитесь к настоятелю храма. Или там епископ настоятель? Если так, то обратитесь в Патриархию.
Переживать не стоит, Господь видит, что Вы искренне стремитесь к участию в Евхаристии.
Добрый вечер. Самое главное, чтобы вы были близки к Богу душой. Господь везде. Если вас зовут ( вам хочется туда) в храм, церковь найдите способ побывать в нем. Господь поможет вам его найти 🙂
Господь, несомненно, везде. Но храм — место Его особого присутствия. Где ещё можно соединиться со Христом в Таинстве Святого Причащения?
Никогда в жизни не исповедовался, не причащался, хотя и был крещён в детстве.
И вооюще, ‑принимаю АТЕИЗМ уже давно за главную религию в своей жизни. На крайний случай — верую в Ярило, Перуна, Велеса и всех с ними!
Жаль, что Вас крестили, но не воцерковили, не привили к Богу, не научили духовной жизни…
Поддерживаю вас, принять атеизм это разумное решение здравомыслящего человека. Я тоже крещёный, но в бога и чёрта не верю. Это древнееврейские сказки мифы. Лучше бы мне вообще никогда не рассказывали ли бы о выдуманном людьми боге, только голову забили ненужной и бесполезной информацией.
Атеизм — это Ваш выбор, но к здравомыслию этот выбор не имеет отношения. Беда, когда неверие путают со здравомыслием.
Атеизм можно рассматривать и как одну из форм самоубийства, т.к. атеисты сознательно отвергают Бога – Источник жизни. Приверженность человека атеизму делает его духовно слепым, ограничивает его жизненный горизонт физиологическим и душевным уровнями бытия, препятствует постижению высшего смысла жизни, реализации высшего предназначения.
По сути атеизм является верой, т.к. его фундаментальные положения научно недоказуемы и являются гипотезами.
Посмотрите здесь видео, всего одна минута: https://azbyka.ru/ateizm
Церковь-это ковчег, Житейская суета и грехи-всемирный потоп. Решите для себя,остаться ли на суше и погибнуть,или вместе с другими взойти в ковчег и не погибнуть. Вне церкви нет спасения.
а как же быть людям которые исповедуют другую религию?
Войти в Церковь — корабль спасения.
Владимир, поделитесь тогда, пожалуйста, Вашими плодами веры без Церкви? Я, например, верю, что Вы есть? И что Вам с этой моей веры?
На 100% согласна с Вами. И готова подписаться под каждым вашим словом! Ибо считаю что Церковь и вера в господа Бога нашего и Стремление следовать заповедям Его, — совсем не одно и то же!
Юлия, для того, чтобы убедиться в ошибочности Вашего мнения, достаточно ознакомиться с заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Хотя бы с заповедью о Евхаристии.
А я читала у о. Даниила Сысоева, что обязательно ходить хотя бы раз в две недели, раз в три — причащаться. Некоторые батюшки говорят, что принуждение может вызвать у ребенка усталость и формальное отношение к вере.
Представьте, что ребёнку будет сказано: зубы каждый день чистить не обязательно, можно раз в 2–3 дня. Как думаете, он после этого будет хотя бы раз в неделю их чистить?
Принуждение действительно пагубно влияет на религиозность, необходимо объяснять, а не заставлять. У нас в семье дети видят и знают, что каждое воскресное утро семья участвует в Литургии и для них это естественно.
Отец Даниил говорил о необходимом минимуме, худшем из возможных вариантов.
Обязательно ли крещёному ученику 6 класса ходить каждое воскресенье в церковь или можно верить и молиться дома? Очень много уроков в школе, мальчик учится отлично. Спасибо.
Лидия, всё зависит от целей воспитания. Если цель — подготовка у вечности, то это необходимо. Если же цель — подготовить к краткой земной жизни — то и молиться необязательно, всё равно больше 100 лет не проживёт.
Для христианина вера и молитва должны стать естественной частью жизни, а не просто обязанностью. Вершиной общения с Богом является Таинство Святого Причащения.
Воцерковление
Воцерковление. По употребление в некоторых древнегреческих литургических рукописях термин «воцерковлять» значит «в первый раз ввести в храм». Такой именно смысл соединяется с ним в рукописи синодальной библ., № 279; – τὸ ἐκκλησιασθῆναι пояснено в ней словами: « ειτ οὖv ἀρχὴν λαβεῖν τοῦ εἰσάγεσθαι εἰς τὴν ἐκκλησίαν ». Сообразно с этим выражением «В.» означает «первое введете в храм» и на языке литургики прилагается к теме молитвословиям и действиям, который произносятся и совершаются над младенцем при первом его внесении в церковь в 40-й по рождении. От времени совершения они называются также «всороковлением». Под таким именем они известны в рук. синод, биб., № 280, ХV в. и рук. Севастьяновского собрания москов. публичного музея, № 472, ХIV-ХV в. И в той и другой термин « ἐκκλησιάσαι » заменён выражением « σαραντῆσαι » – всороковить.
Когда и где появился в первый раз обряд В., сказать невозможно. Некоторые видит указание на него в рассказе 67 гл. I апологии Иустина Мученика о введении новокрещённого в храм для участия в литургии и первого приобщения. Но это свидетельство говорит лишь о том, что во II в. крещение соединялось с литургиею, и что новопросвещённый обязывался сразу после крещения причаститься св. таин. Рассказ 67 гл. не даёт оснований предполагать существование особого акта введения новокрещенного в церковь; он просто в первый раз присутствуешь за литургиею. Нельзя равным образом видеть указание на В. и в следующих словах Григория Назианзина: «предстоите твоё (новокрещённого) великому алтарю, к которому будешь допущен тотчас по крещении, есть предъизображение тамошней (небесной) славы; псалмопение, с которым тебя введут, есть начало тамошнего песнопения; светильники, которые ты возжёшь, таинственно образуют тамошнее световодство». В приведённом месте описывается окончательный момент того же самого действия, о котором говорит И. Философ. Только здесь он представлен более торжественным. Но эта торжественность ничего не говорить в пользу описываемого акта, как В. В справедливости этого убеждает тот факт, что, по свидетельству чинопоследований крещения, новопросвещённый сразу же по крещении является на литургию со светом и при пении 31 пс. или же «Елицы во Христа крестистеся». Не имеет, наконец, оснований и усвоение чина В. Кириллу Александрийскому, именем которого он подписывается в одной рук. XII в. Бодлейянской библиотеки в Англии. Древнейшее из известных свидетельство о чине В. принадлежишь VIII-IX вв. От этого времени имеется уже изложение его состава в известном барбериновом евхологии. Им начинается целый ряд списков, ясно свидетельствующих, что в своём современном виде чин В. появился не сразу, а образовался путём разнообразных изменений своей первичной формы. Обильный материал для изучения его истории в данном отношении представляет целый ряд списков.
Первое место между разнообразными списками чина В. по справедливости занимаешь вышеупомянутый барбериновский св. Марка. По указанию его издателя Гоара, В. сводится в нем к одной молитве над матерью: «Господи Боже наш, пришедый на спасёте рода человеческого». Весьма близок к нему список Императорской публ. библ. из собрания преосв. Порфирия. И в нём чин В. ограничивается одною молитвой, читаемой над младенцем и сходною с третьею молитвой современного чина: «Господи Боже наш, в четыредесятый день младенец законному храму принесённый». Оба указанных списка представляют первую стадию существования рассматриваемого чина, воспроизводить его древнейшую редакцию. Отличаясь друг от друга молитвами, они представляют то общее, что не содержат указаний на совершение каких бы то ни было действий. Несколько сложнее составь чина В. по спискам крипто-ферратскому (ХIII в.) и современному ему барберинову второму. И в том и другом он состоит из одной молитвы над матерью, той самой, которая имеется в первом барбериновом сп., и из самого действия В. По сп. Крипто-ферратскому оно совершается следующим образом. После прочтения молитвы, иерей берет младенца па руки, преклоняешь его пред св. трапезою на 1-й глас «Радуйся, благодатная Богородице Дево». После этого говорить: «Ныне отпущаеши», и произносить отпуст: «Иже во объятиях праведного Симеона». В сп. барбериновом В. состоит в том, что священник, взяв свечи, (заранее зажжённые восприемником), и наклонив дитя к св. престолу поклоняется. При этом он говорить: «да поклонишися Господу Богу твоему и Ему единому да послужиши». Обойдя кругом престола, иерей выходить вон из алтаря и полагает дитя на землю, и берешь его восприемник. ещё полнее молитвами и действиями два других списка чина В., – ватиканский XVI в. и один из московских синодальных, содержащейся в рук. XIV в., № 279, или в так называемом Тактиконе императора Иоанна Кантакузена. По указанно первого, В. совершается следующим образом. «В 40-й день по рождении младенец опять приносится в храм матерью своею, уже очищенною и измовенною, чтобы воцерковиться ей. И когда она пред вратами храма преклонить главу вместе с младенцем, иерей, сотворив знамение креста и коснувшись главы её, говорить: «Господу помолимся. Господи Боже наш, пришедый на спасете рода человеческого». Потом, взяв младенца, вносить его в алтарь и приложив уста его как бы во образ целования к четырём сторонам св. престола, совершаешь образ поклонения. Если же младенец женского пола, то не подносить его к передней стороне престола, но к каждой из трёх остальных по трижды совершает поклонение. И говорить иерей: «Ныне отпущаеши», и полагает младенца у дверей алтаря, говоря: «Господу помолимся». «Господи Боже наш, иже через сорок дней но закону во храм пришедый». Чин В. синодального списка несколько сложнее, чем ватиканского. Тогда как в этом только две молитвы, в нем три: две над матерью и одна над младенцем. Первая – та самая, что и в современном чине, хотя начало её несколько иное: «Господи Боже наш, Тебя просим и Тебя молим»; вторая – та же, что первая в ватиканском списке и вторая в современном чине: «Господи Боже наш, пришедый на спасение», и, наконец, третья – та же, что третья в современном чине и вторая в ватиканском списке: «Господи Боже наш, в четыредесятый день». Что касается действий, то в них синодальный список повторяет ватиканский. Как на разницу можно указать лишь на то, что, по его предписание, уста младенца положено прикладывать не к престолу, но к обеим сторонам царских врат. Общая спискам черта та, что и в том и другом предписывается вносить в алтарь всех вообще младенцев; для детей женского пола не делается исключения. Совершенно иначе совершается В. по трём другим спискам, – двум синодальным, №№ 280 и 281, XV-XVI вв., и одному Румянцевского музея, Севастьяновского собрания, № 472. Первый и последний почти буквально сходны между собою и излагают чин В. следующим образом. «Должно внести дитя в главные врата, дунуть в лице его трижды и, знаменовав трижды рукою, говорить: «Господи Боже наш, иже в четыредесятый день». После молитвы иерей поднимаешь дитя и, если мужеского пола, то обносить кругом св. трапезы, а если женского, то вне святых врат. Знаменуя его при этом трижды, он говоришь: «Ныне отпущаеши». Потом полагает священник младенца пред св. вратами и произносить: «отроча жее растяше и крепляшеся духом». Восприемник, взяв дитя и сотворив три поклона, уходить». В. по сп. № 281 представляешь не мало особенностей. По прочтении молитвы 8-го дня, говорится, в нем, священник знаменуешь лоб и грудь младенца и читаешь молитву: «Господи Боже наш, иже в четвередесятый день яко младенец законному храму принесённый». После этого, взяв дитя на руки, входить в храм, говоря: «пречистый храм Спасов», и, дойдя до св. дверей, творить поклон и воцерковляет его, говоря: «Воцерковляется раб Божий» (трижды). И вносить его в алтарь и, сложив уста его как бы во образ (целования), на четыре страны св. престола совершает поклонение. Если же младенец женского пола, то не вносит его священник внутрь алтаря, но вне св. дверей совершает поклонение, говоря: «Иже утробу девичу освятив». Ныне отпущаеши. Потом восприемник творишь поклон и берет дитя от иерея, он лее читаешь молитву: «Господу помолимся. Господи Боже наш, иже через сорок дней законных во храм вошедый». и отпускает. Наконец, в чине В. по синодальной рук., № 281 находится указание, что священник, благословив младенца и мать, читаешь: Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш, тропарь, какой хочешь и т. д. Присматриваясь к составу и порядку изложенных чинопоследований, не трудно заметить, что почти ни одно из них не совпадаешь с другим; и тем не менее можно установить между некоторыми из них генетическую связь и зависимость, приведшую в результате к образованно современного чина, известного уже по рукописям XVI в. (Gоаr, Εὐχολόγιον ). Древнейшая редакция чина В. содержится в евхологиях барбериновом первом и порфириевом. Справедливость этого подтверждается тем, что показанные в них молитвы встречаются в буквальном переводе у Маронитов и Армян, а также в большей части перечисленных списков. В непосредственной связи с этой первоначальной редакцией стоит редакция чина В. по ватиканскому списку. Подобное значение усвояется ей на том основании, что она знает молитвы обоих евхологиев: барберинова над матерью и порфириева над младенцем. Новым элементом являются в ней лишь действия пред чтением каждой молитвы. Дальнейшее развитие и осложнение ватиканской редакции представляет редакция синодального списка по рук. № 279. Предписывая совершать те же, что и в ней, действия, она имеет уже три молитвы: две над матерью и одну над младенцем. Из этой последней редакции путём некоторых дополнений и изменений и получилась, как думают, редакция современная. И прежде всего к трём прежним молитвам в ней прибавлена четвертая новая: «Боже Отче Вседержителю, велегласнейшим пр. Исаией предвозвестивый нам»; во-вторых, выброшена вторая рубрика о внесении младенцев в алтарь и заменена новою, сходною с тою, которая встречается в синод. сп. по рук. № 281; и в третьих, эта вторая рубрика поставлена не пред последнею молитвою, а после неё, в заключение чина В.
Чин В. русской церкви становится известным только с XIV ст. Памятники этого века, напр., рукописный служебник софиевской библ., № 526, излагают его состав в том же самом виде, что и Тактикон Иоанна Кантакузена, т. е., предписывают чтение тех же трёх молитв, внесение младенца в алтарь, троекратное обхождение вокруг престола, если ребёнок мужеского пола, и обхождение только трёх сторон, если женского. Один памятник, – рукой, служебник москов. синодальной библ., № 347, не делает даже и этого исключения. Какого бы пола ни был младенец, священник «обходит трижды святую трапезу, в четырёх странах тоя творит образ поклонения (Горский и Невоструев, «Описание славянск. рукоп. москов. синод, библ.» III, 1, стр. 34). В заключение действия священник знаменовал, по указанно служеб. соф. библ., № 525, чело, уста и перси воцерковляемого и отпускал его. В XV в. чин В. получает некоторый дополнения и изменения. К первым принадлежит чтение обычного начала, – рукоп. требник солов. библ., № 1085, и последней молитвы современного чина: «Боже Отче Вседержителю, велегласнейшим пророком Исаиею», – рук. требник солов. библ., № 1086; ко вторым известное из синод. списка, № 281, предписание не вносить в алтарь дитя женского пола, а только прикладывать пли преклонять его к обеим сторонам царских дверей, – рук. служеб. соф. библ., № 836; требник соф. библ., № 1064 и т. п. Последование заканчивалось тем, что мать младенца клала 40 поклонов пред иконою Богоматери и затем уже брала дитя, после чего священник говорил отпуст, – рукоп. требник Солов. библ.,№ 1085. Чин В. XVI в. представляет новые особенности. Именно, в то время как по одним памятникам, рукоп. служеб. моск, синод, библ., 358, 378, он начинался чтением молитв, по другим – обычным началом, после которого читались или тропарь дневного святого, слава и ныне, «молитвами, Господи, всех святых», – рук. требник соф. библ., № 1062, или тропарь дня и прилучившегося святого, слава и ныне, «молитвами, Господи, всех святых», – рук. требн. солов. библ., №№ 1091, 1099, или же, наконец, тропарь дня, храму и святому, слава и ныне, «молитвами, Господи, всех святых», – рук. треб. соф. библ., 1066 и 1080. Во время самого В., которое совершалось так же, как и в XV в., священник читал или «Ныне отпущаеши», или тропарь и кондак Сретения, – рукоп. требн. соф. библ., 1086, 1066, а в заключение чинопоследования – молитву: «Господи Более наш, иже в четыредесятный день», или «Ныне отпущаеши», Трисвятое, Отче наш, тропари – воскресный и крещения, богородичен и молитву главопреклонения, – рукоп. требн. соф. библ., № 1068. С некоторыми новыми особенностями излагается чин В. в старопечатных требниках. Так, в треб. 1636 г. говорится, что после обычного начала матерь с младенцем преклоняет главу пред дверями церковными, священник творит на главе его крестообразно знамение и знаменает отрочати чело, уста и перси, говоря: «Господу помолимся». В требн. 1639 г. этого предписания не встречается, но зато повелевается прикладывать младенца к святым образам с произнесением тропаря: «Радуйся обрадованная» и кондака: «Иже утробу девичью освятив рождеством». По сравнению с изложением в рукоп. чин В. старопечатных книг отличается большим однообразием: число молитв теперь повсюду четыре, и во всех одинаково совершается В.: дитя мужского пола вносится в алтарь, где священник совершает с ним поклонение, а женского только прикладывается к святым дверям. Что касается современного чина В., то в первый раз он встречается в требнике Петра Могилы. По сравнению с таким же чином греческой церкви он представляет то отличие, что в последнем не встречается замечания: «и аще младенец крещён есть, творит иерей В. Аще же ни, творит сие по крещении. Молитвам же зде творит отпуст».
Как видно из приведённого замечания, чин В. совершается в настоящее время только над одними крещёнными. Практика древней церкви не знала такого ограничения: обряд В. совершался в ней как над крещёнными, так и не крещёнными Справедливость этого подтверждают прежде всего сами молитвы. Они составлены в том предположена, что будут читаться над младенцами некрещёнными. Такова особенно молитва: «Господи Боже наш, иже в четыредесятый день», содержащая прошение о том, чтобы принесённое дитя удостоилось в своё время «святого крещения» и «бани нетления». Существование обычая совершать В. над некрещёнными отмечает между прочим и Симеон Солунский. «Если дитя ещё не крещено, говорит он, то священник, встав пред входом в алтарь и совершив с младенцем поклонение к жертвеннику, отдаёт его матери и отпускает» (Писания отцов и учителей церкви, относящаяся к истолкованию богослужения, II т., стр. 48 – 9). Из русских памятников об этом обычае говорит рукописный служебник соф. библ., № 526 (XIV в.). После изложения чина В., совершаемого в 40 день, в нем встречается заметка: «и тако кум, взем е (дитя), нисходить к крещению». В том же духе высказывается и путешественник XVI в. Герберштейн. Допуская В. крещённых и некрещённых, церковь делала, но свидетельству Симеона Солунского, лишь то различие, что первых предписывала вносить в алтарь, а. со вторыми совершать поклонение пред св. дверями. Впрочем, некоторые исследователи предполагают, что в древности не было даже и такого разграничения. «Если, говорит, напр., проф. Красносельцев, молитвы составлены для младенцев ещё не крещённых, то естественно полагать, что и рубрики к ним присоединённый составлены в виду их же, и что действия, который предписано совершать в этих рубриках, должны быть совершаемы над теми же младенцами, над которыми читаются и молитвы». Отголоски такой практики сохранились, по словам проф., и у Симеона Солукского. Он замечает, что принесённое материю дитя предлагается Богу как дар, что священник вносит его в алтарь, как приношение Богу. Таким образом воцерковляемый младенец не есть ни мужчина, ни женщина, ни язычник, ни иудей; это – дар, приношение Богу. Правила о недопущении в алтарь разных лиц к нему, следовательно, не совсем приложимы.