Воцерковление что это такое простыми словами

Что такое воцерковление и кто такой воцерковленный человек?

Воцерковление — переход человека ставшего на путь веры, от обычного прихожанина в истинно верующего, рассматривающего жизнь и происходящие в ней события с христианской точки зрения, человека понимающего и принимающего церковные Таинства, осознающего необходимость исповеди и причащения, умеющего распознать искушения и противопоставить им высокоумие, ставшего на путь освобождения от греховной зависимости и порочного рабства.

Между воцерковленными людьми, посетителями храма и обычными прихожанами есть существенная разница. Вторые и третьи ищут у бога решения своих проблем, помощи, иногда спасения, человек воцерковленный ищет самого Бога.

Нужно понимать, что воцерковление не мероприятие и не событие, это достаточно продолжительный период в жизни прихожанина, состоящий из следующих этапов.

Этапы воцерковления

Приобщение

Приобщение начинается с изучения и познания духовных законов — Священного Писания (Ветхого и Нового заветов). Эти рукописи являются источниками фундаментальных знаний о Боге, ложащимися в основание истинной веры.

Молитва

Молитва регулярная домашняя, и церковная общественная, совершаемая на богослужении, вначале с небольшим объёмом молитвенно правила, но регулярно производимая в храме, и ежедневно дома, с обязательным посещением храма в воскресные дни, поскольку, шесть дней мы должны работать, а седьмой посвящать Господу Богу своему. Чтобы стать полноценным и осознанным участником богослужений нужно понимать последование службы.

Таинства

Таинства церкви — это способы достижения Божественной благодати, регулярное участие в них обязательное условие для воцерковления.

Причащение

Приобщение к Таинствам начинается с Причащения и требует соблюдения как правил подготовки, так и правил проведения церковного священнодействия. Великое Таинство Причащения проводится натощак. Общий порядок не касается тех, кто не крещен, безусловно, в этом случае воцерковление необходимо начинать с Великого Таинства Крещения.

Исповедь

Исповедь также требует тщательной и сосредоточенной подготовки. Анализ своих поступков и действий на предмет нахождения в них греховной части, помогут найти суть того, в чем необходимо раскаяться. Помочь в этом может церковная литература. Тем, кто совершает церковные Таинства впервые, характерны волнение и растерянность, не будет предосудительным запись поступков, в которых хотелось бы покаяться.

Исповедь – таинство, в котором прощаются грехи исповеданные. Далеко не всегда человек может обнаружить и осознать все содеянные им прегрешения. Регулярное исповедание поможет научиться определять свои греховные деяния, и со временем фиксировать момент принятия решения, давая возможность избегать грехопадения.

Нужно знать, что исповедь — словесное признание и обращение за прощением. Наивно предполагать, что Господь не знал об этих прегрешениях, но послать прощение не осознавшему, невозможно. Регулярное исповедование позволяет вести человеку анализ своих поступков на предмет наличия греховных действий, важно не совершать одни и те же прегрешения, а стараться найти безгреховный выход из повторяющихся ситуаций.

Важно понимать, что в исповеди необходимо сообщить о всех содеянных грехах, без деления на большие и маленькие. Сообщить нужно о всех осознанных прегрешениях на тот час, иначе Таинство не будет выглядеть как сердечное откровение. Божественная благодать, дающая силу для воздержания от повторного греха нисходит только на озвученные.

Покаяние

Важно понимать, что покаяние не автоматическое избавление от ответственности за совершенные прегрешения, а обоюдное человеческое и Божественное действо, направленное на освобождение от содеянных грехов. Важно, не просто поведать о своих грехах, но и покаяться в них, осознать их в полной мере и изменить свою жизнь, чтобы их не совершать.

Духовный наставник

Обретение духовного наставника — не результат поиска, а акт духовного Благословления и окончательного принятия в ряды ищущих спасение. Учителя нужно встретить, дается на определенном этапе после части проделанного пути и ряда испытаний, подтверждающих твердость нахождения на избранном пути и готовность двигаться дальше.

Кто такой воцерковленный человек?

Воцерковленный человек — тот, кто прошел перечисленные выше этапы и приобщился к церковному образу жизни настолько, что стал неразделим с ним, и стал ответственным верующим, ведущим христианский образ жизни, понимающий, что цель христианской жизни – спасение.

Источник

Православная Жизнь

Давайте разберёмся со значением слова, которое очень часто употребляют верующие люди, нередко — не понимая его смысла.

Образ жизни

Воцерковление — очень широкое понятие, которое у многих ассоциируется с тем, что человек уверенно себя чувствует в храме, знает, где поставить свечку за здравие и где — за упокой, и отличает протоиерея от паникадила. Получается, что большинство считает воцерковлением освоение правил церковного этикета и знание хода богослужения. Сразу же замечу, что, к сожалению, многие люди, считающие себя воцерковлёнными, пренебрегают этими правилами, почему-то считая, что они не для них, а для «пришлых». Но главное не это.

Важно понимать, что воцерковление — это не только знание хода служб и умение себя на них вести, это образ жизни. Мы показываем, какие мы христиане, не на литургии, не в храме, а за его пределами. Увы, нередко люди, считающие себя воцерковлёнными, демонстрируют невежество в повседневной жизни. Например, позволяют себе обращаться на «ты» к незнакомым, оправдываясь тем, что они к Самому Богу так обращаются — так с чего же обычным людям «выкать»? Они спокойно проявляют неуважение и невоспитанность.

Истинно воцерковлённый человек — не тот, кто знает, что и почему происходит в храме, соблюдающий все церковные предписания и воспитанный в церковной традиции прихода или благочиния, в котором живёт. Воцерковлённость невозможна без обычной человеческой воспитанности. Нужно стараться стать человеком, на которого другие смогут равняться. Воцерковлённый человек не будет хамить, не отправит собратьям по вере сверкающую открыточку в три часа ночи, не станет заискивать перед священником и грубить «обычным» людям. Его доброжелательность распространяется на всех, а не только на прихожан его храма. Он старается в каждом, кого встречает, видеть Христа.

Не итог, но путь

Воцерковлённость — это не свершившийся факт, не точка, поставив которую можно над собой не работать. Это путь всей жизни. Каждый день, начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну, надо подтверждать, что мы — православные христиане. Перемена ума, или метанойя, которая в нас однажды свершилась, требует труда над собой. Готовы ли мы соответствовать высокому званию христианина? Будем ли достойно вести себя не только среди таких же, как мы, но и среди тех, кто нас не знает, кто, глядя на нас, примет решение — идти в храм или нет? Вот что должно заботить воцерковлённого христианина. К сожалению, многие верующие люди ведут себя неподобающим образом и вне храма, и даже в нём, считая себя на голову (а то и на две) выше остальных. А ведь христианин — это не тот, кто воцерковился сам, но тот, глядя на кого хотят воцерковиться другие.

Думаю, не я один замечаю, что у людей, считающих себя «духовными», очень много гордыни. У них, как правило, духовная жизнь отделена от повседневной, а ведь так не бывает. Как часто люди гонятся за нездоровой духовностью, которая граничит с мистицизмом! Но это лжедуховность, которой надо противостоять.

Ещё я заметил, что люди, считающие себя воцерковлёнными, либо перестают читать Евангелие — потому что им в нём всё давно известно, — либо читают его как адресованное другим. Не исполняют заповеди, но следят за тем, соблюдают ли их окружающие.

Должен ли воцерковлённый человек знать Священное Писание, как протестанты?

Воцерковлённый человек должен регулярно читать Евангелие, а не слушать его один раз в неделю во время воскресной литургии. Ещё хотелось бы, чтобы он читал отрывок из Нового Завета накануне службы, на которую он идёт. Сейчас это очень просто сделать: у всех есть смартфоны, на которые можно установить приложение «Православный календарь» и каждый день читать евангельское зачало дня. Это займёт от тридцати секунд до трёх минут, я засекал. Зачем всё это нужно? Дело в том, что воцерковлённый человек не может жить в отрыве от Христа, а значит, он не может не читать Евангелие и не причащаться.

Где Христос?

Очень часто из нашей церковной жизни Христос вымывается. Его там просто нет! Есть святые Серафим Вырицкий и Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Силуан Афонский. Есть какие-то старцы, коды, чипы и даже антихрист — а Христа нет. А ведь наша духовная жизнь должна сосредоточиваться вокруг Него! И священник не должен отвечать на вопросы о том, нужно ли делать прививки или продавать квартиру, его сфера — это помочь вам решить, сколько раз причащаться и как готовиться к принятию Святых Даров.

Воцерковлённый человек заботится о том, есть ли у него покаянное чувство — иначе вся его воцерковлённость внешняя, а это страшно. Именно такие люди две тысячи лет назад распяли Христа — фарисеи ведь были очень «воцерковлёнными» людьми. Самое страшное, что ничего не изменилось, и, приди Христос сейчас, Его снова распнут те, кому важнее, что говорят старцы, а не Он.

Если вы не знаете, как вести себя в храме — обратитесь к священнику. Он с радостью вам всё расскажет, как бы ни был занят. Однако самое важное не это. Воцерковлённый человек — это тот, кто любит. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — учит апостол. Это значит, что прежде всего нужно переживать о состоянии своей души, своего сердца и о том, как послужить ближнему. Всё остальное приложится.

Священник Димитрий Паламарчук

Источник

Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово “воцерковленный”? – протоиерей Андрей Милкин

Воцер­ко­в­лён­ный хри­сти­а­нин – это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни – спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Церковью.

Какая разница между воцерковлёнными и невоцерковлёнными христианами? Что означает слово “воцерковлённый”?

отве­чает про­то­и­е­рей Андрей Милкин

Воцер­ко­в­лён­ный хри­сти­а­нин – это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни – спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Цер­ко­вью. Для такого чело­века хри­сти­ан­ство – норма жизни, пост для него не про­сто огра­ни­че­ние в пищи и питии, но и радост­ное время пока­я­ния о своих гре­хах, и время для твор­че­ской духов­ной жизни, цер­ков­ные празд­ники – время тор­же­ства о собы­тиях, име­ю­щих пря­мое отно­ше­ние к Про­мыслу Божию о спа­се­нии чело­века, а глав­ное – к нему самому.

Воцер­ко­в­лён­ность чело­века прямо вли­яет на его слу­жеб­ные и лич­ные отно­ше­ния. Они ста­но­вятся ярче, глубже и ответ­ствен­нее. Нару­шая цер­ков­ные уста­нов­ле­ния, он пони­мает, что посту­пает не про­сто непра­вильно, но обед­няет и губит этим свою жизнь. И при пер­вой же воз­мож­но­сти он при­бе­гает к Таин­ствам Пока­я­ния и При­ча­ще­ния, видя в них един­ственно воз­мож­ное лекар­ство для исце­ле­ния своей души, всту­пив­шей на путь греха. Нако­нец, воцер­ко­в­лён­ный чело­век – это тот, кто ощу­щает себя сыном Церкви, тот, для кого вся­кое отда­ле­ние от нее мучи­тельно и тра­гично. Нево­цер­ко­в­лён­ному же чело­веку лишь пред­стоит обре­сти в себе такое сынов­нее чув­ство и понять, что без Церкви спа­стись и не погиб­нуть в пучине греха и без­за­ко­ния, не про­жить впу­стую свою жизнь про­сто невозможно.

Рекомендуемые записи

Оставить комментарий

Отменить ответ

20 комментариев

Здрав­ствуйте.
Под­ска­жите, как быть, когда нет воз­мож­но­сти физи­че­ской при­хо­дить в Храм?
Я инва­лид, сама не хожу, только на коляске с посто­рон­ней помощью.
Кре­ще­ная, ста­ра­юсь, насколько Бог дает сил, жить как должно хри­сти­а­нину, соблю­даю посты (имею в виду не огра­ни­че­ние в пище, а пока­я­ние, сми­ре­ние), молюсь, помо­гаю людям. Но из-за огра­ни­че­ний физи­че­ских в Цер­ковь не могу попасть. На крыльцо огром­ное мне не забраться, каж­дый раз нани­мать груз­чи­ков чтобы занесли по сту­пень­кам очень дорого, по вос­кре­се­ньям муж рабо­тает и меня про­сто некому одеть-собрать и пере­са­дить на коляску, не говоря уже об остальном.
Полу­ча­ется что я попа­даю в Цер­ковь раз в 2 года, когда лежу в област­ной боль­нице при­хожу в Цер­ковь при боль­нице. Там испве­да­юсь, при­ча­ща­юсь, а дома никак. Из-за того, что не бываю в Церкви, часто не могу даже тол­ком помо­литься, чув­ствую ско­ван­ность, не знаю как пра­вильно себя вести и все время огля­ды­ва­юсь на кого-то.
Полу­ча­ется что такие люди как я, не воцер­ко­в­ле­ные, не посе­ща­ю­щие Храм — “непол­но­цен­ные”? Неужели нет веры и Хри­сти­ан­ской жизни без Храма? Я в послед­нее время очень пере­жи­ваю из-за этого, молюсь, чтобы мне Гос­подь даро­вал воз­мож­ность посе­тить Цер­ковь, обра­ща­лась к Вла­дыке с прось­бой соору­дить пан­дус для коля­соч­ни­ков, но пока все оста­ется так же.
Пожа­луй­ста, про­ком­мен­ти­руйте мое письмо, буду очень признательна.

Ирина, имеет смысл при­гла­шать свя­щен­ника для при­ча­ще­ния домой. Это обыч­ная практика.
По поводу пан­дуса лучше обра­ти­тесь к насто­я­телю храма. Или там епи­скоп насто­я­тель? Если так, то обра­ти­тесь в Патриархию.
Пере­жи­вать не стоит, Гос­подь видит, что Вы искренне стре­ми­тесь к уча­стию в Евхаристии.

Доб­рый вечер. Самое глав­ное, чтобы вы были близки к Богу душой. Гос­подь везде. Если вас зовут ( вам хочется туда) в храм, цер­ковь най­дите спо­соб побы­вать в нем. Гос­подь помо­жет вам его найти 🙂

Гос­подь, несо­мненно, везде. Но храм — место Его осо­бого при­сут­ствия. Где ещё можно соеди­ниться со Хри­стом в Таин­стве Свя­того Причащения?

Нико­гда в жизни не испо­ве­до­вался, не при­ча­щался, хотя и был кре­щён в детстве.

И вооюще, ‑при­ни­маю АТЕИЗМ уже давно за глав­ную рели­гию в своей жизни. На край­ний слу­чай — верую в Ярило, Перуна, Велеса и всех с ними!

Жаль, что Вас кре­стили, но не воцер­ко­вили, не при­вили к Богу, не научили духов­ной жизни…

Под­дер­жи­ваю вас, при­нять ате­изм это разум­ное реше­ние здра­во­мыс­ля­щего чело­века. Я тоже кре­щё­ный, но в бога и чёрта не верю. Это древ­не­ев­рей­ские сказки мифы. Лучше бы мне вообще нико­гда не рас­ска­зы­вали ли бы о выду­ман­ном людьми боге, только голову забили ненуж­ной и бес­по­лез­ной информацией.

Ате­изм — это Ваш выбор, но к здра­во­мыс­лию этот выбор не имеет отно­ше­ния. Беда, когда неве­рие путают со здравомыслием.

Ате­изм можно рас­смат­ри­вать и как одну из форм само­убий­ства, т.к. ате­и­сты созна­тельно отвер­гают Бога – Источ­ник жизни. При­вер­жен­ность чело­века ате­изму делает его духовно сле­пым, огра­ни­чи­вает его жиз­нен­ный гори­зонт физио­ло­ги­че­ским и душев­ным уров­нями бытия, пре­пят­ствует пости­же­нию выс­шего смысла жизни, реа­ли­за­ции выс­шего предназначения.
По сути ате­изм явля­ется верой, т.к. его фун­да­мен­таль­ные поло­же­ния научно недо­ка­зу­емы и явля­ются гипотезами.
Посмот­рите здесь видео, всего одна минута: https://azbyka.ru/ateizm

Цер­ковь-это ков­чег, Житей­ская суета и грехи-все­мир­ный потоп. Решите для себя,остаться ли на суше и погибнуть,или вме­сте с дру­гими взойти в ков­чег и не погиб­нуть. Вне церкви нет спасения.

а как же быть людям кото­рые испо­ве­дуют дру­гую религию?

Войти в Цер­ковь — корабль спасения.

Вла­ди­мир, поде­ли­тесь тогда, пожа­луй­ста, Вашими пло­дами веры без Церкви? Я, напри­мер, верю, что Вы есть? И что Вам с этой моей веры?

На 100% согласна с Вами. И готова под­пи­саться под каж­дым вашим сло­вом! Ибо счи­таю что Цер­ковь и вера в гос­пода Бога нашего и Стрем­ле­ние сле­до­вать запо­ве­дям Его, — совсем не одно и то же!

Юлия, для того, чтобы убе­диться в оши­боч­но­сти Вашего мне­ния, доста­точно озна­ко­миться с запо­ве­дями Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Хотя бы с запо­ве­дью о Евхаристии.

А я читала у о. Дани­ила Сысо­ева, что обя­за­тельно ходить хотя бы раз в две недели, раз в три — при­ча­щаться. Неко­то­рые батюшки гово­рят, что при­нуж­де­ние может вызвать у ребенка уста­лость и фор­маль­ное отно­ше­ние к вере.

Пред­ставьте, что ребёнку будет ска­зано: зубы каж­дый день чистить не обя­за­тельно, можно раз в 2–3 дня. Как дума­ете, он после этого будет хотя бы раз в неделю их чистить?
При­нуж­де­ние дей­стви­тельно пагубно вли­яет на рели­ги­оз­ность, необ­хо­димо объ­яс­нять, а не застав­лять. У нас в семье дети видят и знают, что каж­дое вос­крес­ное утро семья участ­вует в Литур­гии и для них это естественно.
Отец Даниил гово­рил о необ­хо­ди­мом мини­муме, худ­шем из воз­мож­ных вариантов.

Обя­за­тельно ли кре­щё­ному уче­нику 6 класса ходить каж­дое вос­кре­се­нье в цер­ковь или можно верить и молиться дома? Очень много уро­ков в школе, маль­чик учится отлично. Спасибо.

Лидия, всё зави­сит от целей вос­пи­та­ния. Если цель — под­го­товка у веч­но­сти, то это необ­хо­димо. Если же цель — под­го­то­вить к крат­кой зем­ной жизни — то и молиться необя­за­тельно, всё равно больше 100 лет не проживёт.
Для хри­сти­а­нина вера и молитва должны стать есте­ствен­ной частью жизни, а не про­сто обя­зан­но­стью. Вер­ши­ной обще­ния с Богом явля­ется Таин­ство Свя­того Причащения.

Источник

Воцерковление

Воцерковление. По употребление в некоторых древнегреческих литургических рукописях термин «воцерковлять» значит «в первый раз ввести в храм». Такой именно смысл соединяется с ним в рукописи синодальной библ., № 279; – τὸ ἐκκλησιασθῆναι пояснено в ней словами: « ειτ οὖv ἀρχὴν λαβεῖν τοῦ εἰσάγεσθαι εἰς τὴν ἐκκλησίαν ». Сообразно с этим выражением «В.» означает «первое введете в храм» и на языке литургики прилагается к теме молитвословиям и действиям, который произносятся и совершаются над младенцем при первом его внесении в церковь в 40-й по рождении. От времени совершения они называются также «всороковлением». Под таким именем они известны в рук. синод, биб., № 280, ХV в. и рук. Севастьяновского собрания москов. публичного музея, № 472, ХIV-ХV в. И в той и другой термин « ἐκκλησιάσαι » заменён выражением « σαραντῆσαι » – всороковить.

Когда и где появился в первый раз обряд В., сказать невозможно. Некоторые видит указание на него в рассказе 67 гл. I апологии Иустина Мученика о введении новокрещённого в храм для участия в литургии и первого приобщения. Но это свидетельство говорит лишь о том, что во II в. крещение соединялось с литургиею, и что новопросвещённый обязывался сразу после крещения причаститься св. таин. Рассказ 67 гл. не даёт оснований предполагать существование особого акта введения новокрещенного в церковь; он просто в первый раз присутствуешь за литургиею. Нельзя равным образом видеть указание на В. и в следующих словах Григория Назианзина: «предстоите твоё (новокрещённого) великому алтарю, к которому будешь допущен тотчас по крещении, есть предъизображение тамошней (небесной) славы; псалмопение, с которым тебя введут, есть начало тамошнего песнопения; светильники, которые ты возжёшь, таинственно образуют тамошнее световодство». В приведённом месте описывается окончательный момент того же самого действия, о котором говорит И. Философ. Только здесь он представлен более торжественным. Но эта торжественность ничего не говорить в пользу описываемого акта, как В. В справедливости этого убеждает тот факт, что, по свидетельству чинопоследований крещения, новопросвещённый сразу же по крещении является на литургию со светом и при пении 31 пс. или же «Елицы во Христа крестистеся». Не имеет, наконец, оснований и усвоение чина В. Кириллу Александрийскому, именем которого он подписывается в одной рук. XII в. Бодлейянской библиотеки в Англии. Древнейшее из известных свидетельство о чине В. принадлежишь VIII-IX вв. От этого времени имеется уже изложение его состава в известном барбериновом евхологии. Им начинается целый ряд списков, ясно свидетельствующих, что в своём современном виде чин В. появился не сразу, а образовался путём разнообразных изменений своей первичной формы. Обильный материал для изучения его истории в данном отношении представляет целый ряд списков.

Первое место между разнообразными списками чина В. по справедливости занимаешь вышеупомянутый барбериновский св. Марка. По указанию его издателя Гоара, В. сводится в нем к одной молитве над матерью: «Господи Боже наш, пришедый на спасёте рода человеческого». Весьма близок к нему список Императорской публ. библ. из собрания преосв. Порфирия. И в нём чин В. ограничивается одною молитвой, читаемой над младенцем и сходною с третьею молитвой современного чина: «Господи Боже наш, в четыредесятый день младенец законному храму принесённый». Оба указанных списка представляют первую стадию существования рассматриваемого чина, воспроизводить его древнейшую редакцию. Отличаясь друг от друга молитвами, они представляют то общее, что не содержат указаний на совершение каких бы то ни было действий. Несколько сложнее составь чина В. по спискам крипто-ферратскому (ХIII в.) и современному ему барберинову второму. И в том и другом он состоит из одной молитвы над матерью, той самой, которая имеется в первом барбериновом сп., и из самого действия В. По сп. Крипто-ферратскому оно совершается следующим образом. После прочтения молитвы, иерей берет младенца па руки, преклоняешь его пред св. трапезою на 1-й глас «Радуйся, благодатная Богородице Дево». После этого говорить: «Ныне отпущаеши», и произносить отпуст: «Иже во объятиях праведного Симеона». В сп. барбериновом В. состоит в том, что священник, взяв свечи, (заранее зажжённые восприемником), и наклонив дитя к св. престолу поклоняется. При этом он говорить: «да поклонишися Господу Богу твоему и Ему единому да послужиши». Обойдя кругом престола, иерей выходить вон из алтаря и полагает дитя на землю, и берешь его восприемник. ещё полнее молитвами и действиями два других списка чина В., – ватиканский XVI в. и один из московских синодальных, содержащейся в рук. XIV в., № 279, или в так называемом Тактиконе императора Иоанна Кантакузена. По указанно первого, В. совершается следующим образом. «В 40-й день по рождении младенец опять приносится в храм матерью своею, уже очищенною и измовенною, чтобы воцерковиться ей. И когда она пред вратами храма преклонить главу вместе с младенцем, иерей, сотворив знамение креста и коснувшись главы её, говорить: «Господу помолимся. Господи Боже наш, пришедый на спасете рода человеческого». Потом, взяв младенца, вносить его в алтарь и приложив уста его как бы во образ целования к четырём сторонам св. престола, совершаешь образ поклонения. Если же младенец женского пола, то не подносить его к передней стороне престола, но к каждой из трёх остальных по трижды совершает поклонение. И говорить иерей: «Ныне отпущаеши», и полагает младенца у дверей алтаря, говоря: «Господу помолимся». «Господи Боже наш, иже через сорок дней но закону во храм пришедый». Чин В. синодального списка несколько сложнее, чем ватиканского. Тогда как в этом только две молитвы, в нем три: две над матерью и одна над младенцем. Первая – та самая, что и в современном чине, хотя начало её несколько иное: «Господи Боже наш, Тебя просим и Тебя молим»; вторая – та же, что первая в ватиканском списке и вторая в современном чине: «Господи Боже наш, пришедый на спасение», и, наконец, третья – та же, что третья в современном чине и вторая в ватиканском списке: «Господи Боже наш, в четыредесятый день». Что касается действий, то в них синодальный список повторяет ватиканский. Как на разницу можно указать лишь на то, что, по его предписание, уста младенца положено прикладывать не к престолу, но к обеим сторонам царских врат. Общая спискам черта та, что и в том и другом предписывается вносить в алтарь всех вообще младенцев; для детей женского пола не делается исключения. Совершенно иначе совершается В. по трём другим спискам, – двум синодальным, №№ 280 и 281, XV-XVI вв., и одному Румянцевского музея, Севастьяновского собрания, № 472. Первый и последний почти буквально сходны между собою и излагают чин В. следующим образом. «Должно внести дитя в главные врата, дунуть в лице его трижды и, знаменовав трижды рукою, говорить: «Господи Боже наш, иже в четыредесятый день». После молитвы иерей поднимаешь дитя и, если мужеского пола, то обносить кругом св. трапезы, а если женского, то вне святых врат. Знаменуя его при этом трижды, он говоришь: «Ныне отпущаеши». Потом полагает священник младенца пред св. вратами и произносить: «отроча жее растяше и крепляшеся духом». Восприемник, взяв дитя и сотворив три поклона, уходить». В. по сп. № 281 представляешь не мало особенностей. По прочтении молитвы 8-го дня, говорится, в нем, священник знаменуешь лоб и грудь младенца и читаешь молитву: «Господи Боже наш, иже в четвередесятый день яко младенец законному храму принесённый». После этого, взяв дитя на руки, входить в храм, говоря: «пречистый храм Спасов», и, дойдя до св. дверей, творить поклон и воцерковляет его, говоря: «Воцерковляется раб Божий» (трижды). И вносить его в алтарь и, сложив уста его как бы во образ (целования), на четыре страны св. престола совершает поклонение. Если же младенец женского пола, то не вносит его священник внутрь алтаря, но вне св. дверей совершает поклонение, говоря: «Иже утробу девичу освятив». Ныне отпущаеши. Потом восприемник творишь поклон и берет дитя от иерея, он лее читаешь молитву: «Господу помолимся. Господи Боже наш, иже через сорок дней законных во храм вошедый». и отпускает. Наконец, в чине В. по синодальной рук., № 281 находится указание, что священник, благословив младенца и мать, читаешь: Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш, тропарь, какой хочешь и т. д. Присматриваясь к составу и порядку изложенных чинопоследований, не трудно заметить, что почти ни одно из них не совпадаешь с другим; и тем не менее можно установить между некоторыми из них генетическую связь и зависимость, приведшую в результате к образованно современного чина, известного уже по рукописям XVI в. (Gоаr, Εὐχολόγιον ). Древнейшая редакция чина В. содержится в евхологиях барбериновом первом и порфириевом. Справедливость этого подтверждается тем, что показанные в них молитвы встречаются в буквальном переводе у Маронитов и Армян, а также в большей части перечисленных списков. В непосредственной связи с этой первоначальной редакцией стоит редакция чина В. по ватиканскому списку. Подобное значение усвояется ей на том основании, что она знает молитвы обоих евхологиев: барберинова над матерью и порфириева над младенцем. Новым элементом являются в ней лишь действия пред чтением каждой молитвы. Дальнейшее развитие и осложнение ватиканской редакции представляет редакция синодального списка по рук. № 279. Предписывая совершать те же, что и в ней, действия, она имеет уже три молитвы: две над матерью и одну над младенцем. Из этой последней редакции путём некоторых дополнений и изменений и получилась, как думают, редакция современная. И прежде всего к трём прежним молитвам в ней прибавлена четвертая новая: «Боже Отче Вседержителю, велегласнейшим пр. Исаией предвозвестивый нам»; во-вторых, выброшена вторая рубрика о внесении младенцев в алтарь и заменена новою, сходною с тою, которая встречается в синод. сп. по рук. № 281; и в третьих, эта вторая рубрика поставлена не пред последнею молитвою, а после неё, в заключение чина В.

Чин В. русской церкви становится известным только с XIV ст. Памятники этого века, напр., рукописный служебник софиевской библ., № 526, излагают его состав в том же самом виде, что и Тактикон Иоанна Кантакузена, т. е., предписывают чтение тех же трёх молитв, внесение младенца в алтарь, троекратное обхождение вокруг престола, если ребёнок мужеского пола, и обхождение только трёх сторон, если женского. Один памятник, – рукой, служебник москов. синодальной библ., № 347, не делает даже и этого исключения. Какого бы пола ни был младенец, священник «обходит трижды святую трапезу, в четырёх странах тоя творит образ поклонения (Горский и Невоструев, «Описание славянск. рукоп. москов. синод, библ.» III, 1, стр. 34). В заключение действия священник знаменовал, по указанно служеб. соф. библ., № 525, чело, уста и перси воцерковляемого и отпускал его. В XV в. чин В. получает некоторый дополнения и изменения. К первым принадлежит чтение обычного начала, – рукоп. требник солов. библ., № 1085, и последней молитвы современного чина: «Боже Отче Вседержителю, велегласнейшим пророком Исаиею», – рук. требник солов. библ., № 1086; ко вторым известное из синод. списка, № 281, предписание не вносить в алтарь дитя женского пола, а только прикладывать пли преклонять его к обеим сторонам царских дверей, – рук. служеб. соф. библ., № 836; требник соф. библ., № 1064 и т. п. Последование заканчивалось тем, что мать младенца клала 40 поклонов пред иконою Богоматери и затем уже брала дитя, после чего священник говорил отпуст, – рукоп. требник Солов. библ.,№ 1085. Чин В. XVI в. представляет новые особенности. Именно, в то время как по одним памятникам, рукоп. служеб. моск, синод, библ., 358, 378, он начинался чтением молитв, по другим – обычным началом, после которого читались или тропарь дневного святого, слава и ныне, «молитвами, Господи, всех святых», – рук. требник соф. библ., № 1062, или тропарь дня и прилучившегося святого, слава и ныне, «молитвами, Господи, всех святых», – рук. требн. солов. библ., №№ 1091, 1099, или же, наконец, тропарь дня, храму и святому, слава и ныне, «молитвами, Господи, всех святых», – рук. треб. соф. библ., 1066 и 1080. Во время самого В., которое совершалось так же, как и в XV в., священник читал или «Ныне отпущаеши», или тропарь и кондак Сретения, – рукоп. требн. соф. библ., 1086, 1066, а в заключение чинопоследования – молитву: «Господи Более наш, иже в четыредесятный день», или «Ныне отпущаеши», Трисвятое, Отче наш, тропари – воскресный и крещения, богородичен и молитву главопреклонения, – рукоп. требн. соф. библ., № 1068. С некоторыми новыми особенностями излагается чин В. в старопечатных требниках. Так, в треб. 1636 г. говорится, что после обычного начала матерь с младенцем преклоняет главу пред дверями церковными, священник творит на главе его крестообразно знамение и знаменает отрочати чело, уста и перси, говоря: «Господу помолимся». В требн. 1639 г. этого предписания не встречается, но зато повелевается прикладывать младенца к святым образам с произнесением тропаря: «Радуйся обрадованная» и кондака: «Иже утробу девичью освятив рождеством». По сравнению с изложением в рукоп. чин В. старопечатных книг отличается большим однообразием: число молитв теперь повсюду четыре, и во всех одинаково совершается В.: дитя мужского пола вносится в алтарь, где священник совершает с ним поклонение, а женского только прикладывается к святым дверям. Что касается современного чина В., то в первый раз он встречается в требнике Петра Могилы. По сравнению с таким же чином греческой церкви он представляет то отличие, что в последнем не встречается замечания: «и аще младенец крещён есть, творит иерей В. Аще же ни, творит сие по крещении. Молитвам же зде творит отпуст».

Как видно из приведённого замечания, чин В. совершается в настоящее время только над одними крещёнными. Практика древней церкви не знала такого ограничения: обряд В. совершался в ней как над крещёнными, так и не крещёнными Справедливость этого подтверждают прежде всего сами молитвы. Они составлены в том предположена, что будут читаться над младенцами некрещёнными. Такова особенно молитва: «Господи Боже наш, иже в четыредесятый день», содержащая прошение о том, чтобы принесённое дитя удостоилось в своё время «святого крещения» и «бани нетления». Существование обычая совершать В. над некрещёнными отмечает между прочим и Симеон Солунский. «Если дитя ещё не крещено, говорит он, то священник, встав пред входом в алтарь и совершив с младенцем поклонение к жертвеннику, отдаёт его матери и отпускает» (Писания отцов и учителей церкви, относящаяся к истолкованию богослужения, II т., стр. 48 – 9). Из русских памятников об этом обычае говорит рукописный служебник соф. библ., № 526 (XIV в.). После изложения чина В., совершаемого в 40 день, в нем встречается заметка: «и тако кум, взем е (дитя), нисходить к крещению». В том же духе высказывается и путешественник XVI в. Герберштейн. Допуская В. крещённых и некрещённых, церковь делала, но свидетельству Симеона Солунского, лишь то различие, что первых предписывала вносить в алтарь, а. со вторыми совершать поклонение пред св. дверями. Впрочем, некоторые исследователи предполагают, что в древности не было даже и такого разграничения. «Если, говорит, напр., проф. Красносельцев, молитвы составлены для младенцев ещё не крещённых, то естественно полагать, что и рубрики к ним присоединённый составлены в виду их же, и что действия, который предписано совершать в этих рубриках, должны быть совершаемы над теми же младенцами, над которыми читаются и молитвы». Отголоски такой практики сохранились, по словам проф., и у Симеона Солукского. Он замечает, что принесённое материю дитя предлагается Богу как дар, что священник вносит его в алтарь, как приношение Богу. Таким образом воцерковляемый младенец не есть ни мужчина, ни женщина, ни язычник, ни иудей; это – дар, приношение Богу. Правила о недопущении в алтарь разных лиц к нему, следовательно, не совсем приложимы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *