Вотивный портрет что такое
Вотивный предмет
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней.
Содержание
История
В археологии принято отличать закопанные вотивные предметы от клада: хотя они могли содержать одинаковые вещи, клады предназначались для откапывания хозяевами в будущем, а дары богам — нет.
Археологические предметы, в которых можно видеть прототипы вотивных предметов, известны с эпохи неолита. На территории России особенно много артефактов обнаружено при раскопках древнего жертвенного места — Гляденовского костища (IV в. до н. э. — X в. н. э.). При раскопках в Вергине было обнаружено множество сосудов, монет, гирек для ткацких станков, которые являлись традиционными пожертвованиями в святилище Матери богов, датируемое IV веком до н. э.. [1]
Жертвоприношения водной стихии
В Европе находят мечи и копья, которые будучи предметами высокой стоимости, закапывались, или, что чаще, бросались в воду или в болота. Часто эти предметы были сломаны, что делало их непригодными для будущего использования, поэтому предполагают, что делалось это с ритуальными целями. (До сегодняшнего дня сохранился обычай бросать монетки в фонтаны). Исследователи кельтской мифологии [2] пишут о том, что вода, родники, колодцы и ритуальные шахты были для этих племён связаны с загробным, потусторонним миром, видимо, являясь точкой перехода. Среди находок стоит упомянуть клад, найденный в котле у Гигантских родников под Дачевом в Чехословакии (из двух тысяч предметов, главным образом брошей и браслетов), находки в Ла-Тене на озере Невшатель, или у Ллин Керриг Бах на Англси, в озерах на юге Шотландии (котлы), и в Гундеструпе. [3] [4]
У классических авторов мы находим свидетельства о галльских сокровищах, открытых напоказ, но нетронутых в туземных святилищах. Одно из них, Тулузский клад, был разграблен консулом Цепионом в 106 году до н. э., по описанию Посидония, сокровище это находилось в священных приделах и прудах, причём вес его исчислялся приблизительно в 100 000 фунтов золота и 10 000 фунтов серебра. Григорий Турский в VI веке н. э. описывает галло-римский фестиваль на берегу озера в Севеннах, во время которого в воду бросали жертвенных животных и вотивные приношения. Такие ежегодные праздники продолжались там вплоть до 1868 года. [5]
В Месоамерике подобные артефакты были обнаружены в ольмекском поселении Эль Манати (1600—1200 г. до н. э.) и священном колодце майя в Чичен-Ице (850—1550 г. н. э.), на дне которого было обнаружено множество сломанных золотых предметов, которые бросались в качестве жертвы во время проведения церемоний (вместе с человеческими жертвоприношениями).
Исцелительные вотивы
Исцелительные вотивы — дары с изображением больного органа, которые приносили больные с просьбой об исцелении или в благодарность за него. Внешний вид определялся принципом подобия магического сознания.
Много подобных материальных свидетельств дошло со времен античности. Большая коллекция исцелительных вотивов, выполненных из глины, демонстируется в музее святилища Асклепия в Эпидавре. [6] Интересны исцелительные вотивы иберов, найденные у горячих источников. [7] Про обычай в христианстве см. ниже.
Вотивные предметы в христианстве
В католицизме они называются ex-voto. Их приносят в дар храму либо по данному обету, либо в благодарность. В наши дни, как правило, это специальные таблички со словами молитвы и благодарности, свечи, цветы, произведения искусства (статуи и их одеяния).
Примеры известных пожертвований: статуя супруги Генриха III, сделанная из золота и подаренная Вестминстеру; восковой сокол, установленный Эдуардом I на гробницу св. Вульстана; рубин с бриллиантом, украшающие гробницу Томаса Беккета; многочисленные костыли, оставленные в Лурдском гроте. [8] В католических церквях небольшими металлическими предметами («вотами») оказываются завешенными целые стены. [9] В повести Куприна «Гранатовый браслет» злосчастное украшение в конце концов также оказывается в церкви:
Часто для подношения вотивов люди отправлялись в паломничество. Например, игумен Даниил предпринял путешествие в Иерусалим, что бы помолиться у Гроба Господня и сделать приношение. Так в «Житии и хожении Даниила, игумена Русской земли» сказано об этом:
. пошел к князю Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовию и спросил: “Что хочешь, игумен русский?”. Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным, и ничуть не гордился. Я же сказал ему: “Князь мои, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кандило (лампаду) на святом гробе от всей русской земли. |
К своеобразной форме вотивных подношений можно отнести ранее существовавший обычай жертвовать отрез дорогой парчи с гроба покойника на пошив иерейских и диаконских облачений. Затем родственники просили священника в память об усопшем на Пасху служить в этом облачении, но так как жертвователей было много, то возник обычай на Пасху менять облачения по ходу службы. [14]
Вотивные предметы в буддизме
В период раннего средневековья в Тохаристане как вотивные предметы использовались и миниатюрные модели монолитных ступ. В Хишттепа было найдено порядка 60 миниатюрных ступ. Модели ступ изготовляли из необожжёной глины, основание таких ступ не превышало 6,5-8,5 см. Во многие миниатюрные ступы были вмазаны круглые плоские таблички, похожие на таблетки, на этих табличках письмом брахми были записаны тексты, сопровождавшие приношения. Такие миниатюрные ступы были популярными вотивными предметами для буддистов и использовались наряду с другими традиционными подношениями — чирогами, фруктами и цветами.
Вотивы
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней.
Содержание
История
В археологии принято отличать закопанные вотивные предметы от клада: хотя они могли содержать одинаковые вещи, клады предназначались для откапывания хозяевами в будущем, а дары богам — нет.
Археологические предметы, в которых можно видеть прототипы вотивных предметов, известны с эпохи неолита. На территории России особенно много артефактов обнаружено при раскопках древнего жертвенного места — Гляденовского костища (IV в. до н. э. — X в. н. э.). При раскопках в Вергине было обнаружено множество сосудов, монет, гирек для ткацких станков, которые являлись традиционными пожертвованиями в святилище Матери богов, датируемое IV веком до н. э.. [1]
Жертвоприношения водной стихии
В Европе находят мечи и копья, которые будучи предметами высокой стоимости, закапывались, или, что чаще, бросались в воду или в болота. Часто эти предметы были сломаны, что делало их непригодными для будущего использования, поэтому предполагают, что делалось это с ритуальными целями. (До сегодняшнего дня сохранился обычай бросать монетки в фонтаны). Исследователи кельтской мифологии [2] пишут о том, что вода, родники, колодцы и ритуальные шахты были для этих племён связаны с загробным, потусторонним миром, видимо, являясь точкой перехода. Среди находок стоит упомянуть клад, найденный в котле у Гигантских родников под Дачевом в Чехословакии (из двух тысяч предметов, главным образом брошей и браслетов), находки в Ла-Тене на озере Невшатель, или у Ллин Керриг Бах на Англси, в озерах на юге Шотландии (котлы), и в Гундеструпе. [3] [4]
У классических авторов мы находим свидетельства о галльских сокровищах, открытых напоказ, но нетронутых в туземных святилищах. Одно из них, Тулузский клад, был разграблен консулом Цепионом в 106 году до н. э., по описанию Посидония, сокровище это находилось в священных приделах и прудах, причём вес его исчислялся приблизительно в 100 000 фунтов золота и 10 000 фунтов серебра. Григорий Турский в VI веке н. э. описывает галло-римский фестиваль на берегу озера в Севеннах, во время которого в воду бросали жертвенных животных и вотивные приношения. Такие ежегодные праздники продолжались там вплоть до 1868 года. [5]
В Месоамерике подобные артефакты были обнаружены в ольмекском поселении Эль Манати (1600—1200 г. до н. э.) и священном колодце майя в Чичен-Ице (850—1550 г. н. э.), на дне которого было обнаружено множество сломанных золотых предметов, которые бросались в качестве жертвы во время проведения церемоний (вместе с человеческими жертвоприношениями).
Исцелительные вотивы
Исцелительные вотивы — дары с изображением больного органа, которые приносили больные с просьбой об исцелении или в благодарность за него. Внешний вид определялся принципом подобия магического сознания.
Много подобных материальных свидетельств дошло со времен античности. Большая коллекция исцелительных вотивов, выполненных из глины, демонстируется в музее святилища Асклепия в Эпидавре. [6] Интересны исцелительные вотивы иберов, найденные у горячих источников. [7] Про обычай в христианстве см. ниже.
Вотивные предметы в христианстве
В католицизме они называются ex-voto. Их приносят в дар храму либо по данному обету, либо в благодарность. В наши дни, как правило, это специальные таблички со словами молитвы и благодарности, свечи, цветы, произведения искусства (статуи и их одеяния).
Примеры известных пожертвований: статуя супруги Генриха III, сделанная из золота и подаренная Вестминстеру; восковой сокол, установленный Эдуардом I на гробницу св. Вульстана; рубин с бриллиантом, украшающие гробницу Томаса Беккета; многочисленные костыли, оставленные в Лурдском гроте. [8] В католических церквях небольшими металлическими предметами («вотами») оказываются завешенными целые стены. [9] В повести Куприна «Гранатовый браслет» злосчастное украшение в конце концов также оказывается в церкви:
Часто для подношения вотивов люди отправлялись в паломничество. Например, игумен Даниил предпринял путешествие в Иерусалим, что бы помолиться у Гроба Господня и сделать приношение. Так в «Житии и хожении Даниила, игумена Русской земли» сказано об этом:
. пошел к князю Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовию и спросил: “Что хочешь, игумен русский?”. Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным, и ничуть не гордился. Я же сказал ему: “Князь мои, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кандило (лампаду) на святом гробе от всей русской земли. |
К своеобразной форме вотивных подношений можно отнести ранее существовавший обычай жертвовать отрез дорогой парчи с гроба покойника на пошив иерейских и диаконских облачений. Затем родственники просили священника в память об усопшем на Пасху служить в этом облачении, но так как жертвователей было много, то возник обычай на Пасху менять облачения по ходу службы. [14]
Вотивные предметы в буддизме
В период раннего средневековья в Тохаристане как вотивные предметы использовались и миниатюрные модели монолитных ступ. В Хишттепа было найдено порядка 60 миниатюрных ступ. Модели ступ изготовляли из необожжёной глины, основание таких ступ не превышало 6,5-8,5 см. Во многие миниатюрные ступы были вмазаны круглые плоские таблички, похожие на таблетки, на этих табличках письмом брахми были записаны тексты, сопровождавшие приношения. Такие миниатюрные ступы были популярными вотивными предметами для буддистов и использовались наряду с другими традиционными подношениями — чирогами, фруктами и цветами.
Со святыми – по-свойски. Откуда на иконах посторонние предметы
Вотивные фигурки на православных иконах
Сергей Зотов историк, культуролог, популяризатор науки
Чего только ни встретишь на православных иконах! Необычные религиозные изображения и их объяснения вот уже четыре года собирают участники сообщества «Иконографический беспредел» — и теперь самые экзотические вошли в одноименную книгу. Почему и на Севере России, и в Греции иконы порой едва видны из-за навешанных на них странных предметов? Что означают ножка и ручка, прикрепленные к иконе Богородицы? На эти вопросы отвечает одна из глав этой увлекательной книги.
На этой в общем-то обычной иконе Одигитрии из Белоруссии мы видим несколько непривычных деталей: ножку и ручку, висящие отдельно от кого-либо в воздухе справа и слева от Богородицы. Части тела не были нарисованы изначально: специальные жертвенные образы, называемые вотивными, покупались (или изготавливались) молящимися за свое или чужое здравие, а затем прикреплялись к иконе.
Икона Божией Матери «Одигитрия» Минская. Белоруссия. Западное Полесье. Кобрин (?). 1750. Минск. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Эта практика уходит своими корнями в Античность: древние греки и римляне посвящали языческим богам глиняные фигурки тех частей тела, от болезней которых избавились благодаря молитвам. Это могли быть конечности, глаза, груди, легкие и даже матка или пенис.
В христианской Европе восковые или металлические вотивы имели необычайное распространение, и паломники порой обвешивали образ вотивами так усердно, что его почти не было видно. Самые посещаемые церкви даже очищали от лишних вотивов раз в несколько лет, сжигая восковые жертвы и переплавляя серебряные.
Алтарная панель с изображением вотивов, свечей и костылей у надгробия св. Вольфганга. XV в. Германия. Мюнхен. Пиппинг. Церковь св. Вольфганга
Традиция вотивов в России
В Россию вотивы (как в виде частей тела, так и другие) пришли из Византии. Эта традиция обосновывалась житием св. Иоанна Дамаскина, пожертвовавшего серебряную руку иконе Богородицы, которая до этого, по легенде, вернула ему отрубленную кисть. Жертвенные «приклады» к иконам на Руси были не менее распространенными, чем в Европе: на некоторых образах висело по несколько сотен вотивов. К примеру, вотивные зубы вешали на иконы св. Антипы, целителя зубной боли.
Однако из-за указа Святейшего синода с 1722 г. вотивы активно уничтожались. Драгоценные привесы — цепочки, кольца, монеты, крестики и образки — передавались в церковную казну, но несмотря на это традиция продолжала жить. Даже сама императрица Екатерина II в 1768 г. украсила своей короной оклад иконы Казанской Божией Матери. А простые люди тем временем носили в храмы амулеты в форме больных органов или просимого имущества, например коровы. Из серебра или более дешевого металла делали ноги и руки (от перелома или боли), сердца и глаза.
Серебряные вотивы с подписями. Россия. 2-я половина XIX в. Частная коллекция
Наибольшее количество российских вотивов сохранились в церквях и музеях Русского Севера: в Каргополе, Архангельске, Тотьме, Устюге, Сольвычегодске. Среди них можно найти также торсы, уши, зубы, головы, изображения мужской или женской груди и целые фигурки младенцев, взрослых людей или святых. Фигурки домашнего скота могли прикрепляться к иконам святых покровителей для исцеления животных.
Изготовляли жертвенные образы не только из металла, но и из дерева, ткани и бумаги, а совсем бедные люди приносили просто предметы одежды: платок означал просьбу об исцелении головы, чулки — ног, и так далее. В церквях под эти нужды приходилось устанавливать специальные веревки или жердочки под иконами, чтобы развешивать на них белье. А у святых источников одежду вешали на кресты или на деревья вокруг. Иногда на вотивах писали, гравировали или вышивали свое имя или надпись о том, чего именно просят у Бога или святого.
Во многих православных регионах «творение чести» иконам ради удачи в службе или торговле, а также для исцеления, до сих пор остается полноправной религиозной практикой. В церквях Греции и Кипра можно без труда отыскать вотивы — монеты, банкноты, часы, ордена, украшения, модели инструментов, а иногда даже продукцию известных брендов в фирменной упаковке. В греческой церкви на Принцевых островах недалеко от Стамбула, к примеру, на иконе св. Георгия под стеклом висит внушительная запечатанная коробка с логотипом Dolce & Gabbana — правда, неизвестно, что в ней и насколько подлинное.
В местах с чудодейственными иконами всегда можно найти традиционные формы: серебряные плашки с изображением органов, людей, домов, лодок или автомобилей или ключей от них. Популярны и восковые вотивы-свечи — в форме глаз, ушей, сердец, рук, ног, младенцев и их голов. Реже попадаются фигуры в человеческий рост, видимо, изготовлявшиеся по размеру и даже весу заказчика, подобно тому как на Руси делали «мерные» иконы.
Восковые вотивы. XX–XXI вв. Кипр. Троодос. Деревня Калопанайотис. Монастырь св. Иоанна Лампадиста
На острове Родос в церквях у иконы архангела Михаила можно встретить жертвенные мечи (его атрибут) или ножи, а также веники, которыми сперва нужно убрать церковь (символы «выметания» из организма болезни). На других греческих островах в качестве вотива в церковь помещали даже чучела крокодилов.
Взаимовыгодные отношения со святыми
Возникает вопрос: что же делали прихожане, если их просьба не исполнялась? Чаще всего ничего. Но в редких случаях они подвергали пыткам и поруганию образы святых, которых просили об услуге, взамен оставив им вотивный дар. Особенно это практика была распространена на Западе, где статуи или картины могли сечь, жечь или публично осквернять словом.
Начиная с XVIII в. в России появляются следственные дела против богохульников, угрожающих иконам. Причины их негодования были самыми разными — плохая погода, кража, невыполненная просьба об исцелении, разного рода неудачи (к примеру — позвали на службу во внеурочное время). С икон снимали оклады, бросали их на пол, разбивали надвое, ругали их матерной бранью, обещали молиться вместо них черту, грозились: «Я бы взял Бога и бил его в три плети и высек бы впроводку кнутом».
Во все времена находились христиане, которые полагали отношения со святым взаимовыгодными и выстраивали их как своего рода деловое партнерство. В православной теологии, в отличие от католической, икона — не просто изображение, но окно в духовный мир, а следовательно, и возможность почти что физически вступить в отношение со святым посредством его образа. Поэтому на Руси иконам придавалось такое значение — их заказывали по особым случаям, чтобы защитить родных от болезней или привлечь к себе удачу в делах. Особенно важным считалось появление на свет нового члена семьи, — а потому вокруг события рождения возникло множество интересных традиций, связанных с образами святых защитников.
Вотивы и ретаблос: как правильно благодарить святых с помощью диких картин, восковых ног и других предметов
Ретаблос (букв. «за алтарем») — это небольшие масляные картины на олове, дереве и иногда на меди, которые использовались в Мексике для почитания «на дому» многочисленных католических святых. Уникальный жанр искусства, зародившийся в Европе, распространился в Америке стараниями испанских католиков: местные жители охотно переняли традицию рисовать подобные сценки по малейшему поводу. Ретаблос адресовали святым, если болело дитятко, солдат воевал далеко от дома, а любимое животное потерялось. Проситель, благодарный за чудо или ожидающий его, заказывал небольшую картину с кратким посвящением небесному заступнику и описанием своей жизненной ситуации внизу. Об аналогах ретаблос в Европе и в православном мире, об их связи с вотивами (ногами и руками, которые вешали на алтари) и о путешествии жанра по лабиринту современного искусства рассказывает историк Сергей Зотов.
Содержание
Ретаблос можно считать разновидностью вотивов, то есть объектов, которые люди жертвовали Богу. Специальные изделия покупались (или изготавливались) еще в Античности — тогда греки и римляне посвящали языческим небожителям глиняные фигурки частей тела, исцеленных благодаря их заступничеству.
Это могли быть конечности, глаза, грудь, легкие и даже матка или пенис. Целые россыпи «неприличных» вотивов хранятся в музее Неаполя в знаменитом Секретном кабинете.
Восковая нога, ключ от машины и русская корона: вотивы-объекты
Языческая по происхождению, эта традиция отлично прижилась и в христианстве. В католической Европе вотивы (особой популярностью пользовались восковые и металлические) чаще всего складывались у алтарей, помещались у икон или крепились к ним. Порой паломники обвешивали ими образ так усердно, что его было почти не видно. Самые посещаемые церкви даже очищали от лишних вотивов раз в несколько лет, сжигая восковые изделия и переплавляя серебряные. Торговцы продавали жертвенные фигурки прямо перед храмами, особенно в местах паломничества. Эту практику можно увидеть и сегодня в испанском соборе Сантьяго-де-Компостела или в индийском Старом Гоа.
Современные восковые вотивы у торговки у католической церкви в Старом Гоа
Во многих православных и католических регионах «творение чести» иконам ради удачи в службе или торговле, а также для исцеления до сих пор остается распространенным религиозным обрядом. В храмах Греции и Кипра можно без труда отыскать местные вотивы — тамата: монеты, банкноты, часы, ордена, украшения, модели инструментов, а иногда даже продукцию известных брендов в фирменной упаковке.
В церкви на Принцевых островах недалеко от Стамбула на иконе святого Георгия под стеклом висит внушительная запечатанная коробка с логотипом Dolce & Gabbana — правда, неизвестно, что там хранится и насколько подлинно ее содержимое.
В местах с чудотворными иконами часто можно найти традиционные формы — серебряные плашки с изображением органов, людей, домов, лодок и автомобилей или ключей от них.
Вотивные подвески XX–XXI веков на иконе в церкви святого Георгия на Принцевых островах в Турции
Восковые вотивы XX–XXI веков в церкви святого Саввы Сербского в Никосии, Кипр
Одно из первых упоминаний практики дарения вотива иконе содержится в греческом тексте, описывающем деяния Иоанна Дамаскина. Этот святой, живший в Сирии в VII веке, выступил против расцветавшего тогда иконоборчества. Византийский император жестоко наказал его за это: узнав о своем идеологическом противнике, тот навлек на него гнев правившего неподалеку халифа, который отрубил Иоанну кисть. Святой приложил отсеченную ладонь к своей руке перед иконой Богородицы, начал молиться и уснул. Через некоторое время он очнулся с уже приросшей кистью. В качестве благодарности за чудо Иоанн изготовил вотив в виде серебряной руки и приложил его к образу Богоматери.
В Россию эта практика пришла из Византии, а «теоретической базой», убеждавшей в ее необходимости, служило житие упомянутого Иоанна Дамаскина. Поэтому ножки и ручки, висящие рядом с образом Богородицы, на русской иконе встречались не реже, чем на Западе: на некоторых образах таких «прикладов» было по несколько сотен. К примеру, вотивными зубами «украшали» святого Антипу, целителя зубной боли.
Однако после указа Синода с 1722 года народные жертвы Богу стали активно уничтожаться. Драгоценные привесы: цепочки, кольца, монеты, крестики и образки — передавались в церковную казну. Но, несмотря на это, традиция продолжала жить. Даже сама императрица Екатерина II в 1768 году украсила своей короной оклад иконы Казанской Божией Матери. А простые люди тем временем носили в храмы амулеты в форме больных органов или просимого имущества, например коровы. Из серебра или более дешевого металла делали ноги и руки (от перелома или боли), сердца и глаза.
Больше всего вотивов сохранилось в церквях и музеях Русского Севера: в Каргополе, Архангельске, Тотьме, Устюге, Сольвычегодске. Среди них можно найти также торсы, уши, зубы, головы, изображения мужской и женской груди и целые фигурки младенцев, взрослых людей и святых.
Фигурки домашнего скота могли прикрепляться к иконам святых покровителей для исцеления животных. Изготавливали жертвенные объекты не только из металла, но и из дерева, ткани и бумаги, а совсем бедные люди приносили просто предметы одежды: платок означал просьбу избавить от головной боли, чулки — от немощи в ногах и т. д. В церквях под эти нужды приходилось устанавливать специальные веревки или жердочки под иконами для белья. А у святых источников одежду вешали на кресты или на деревья вокруг. Иногда на вотивах писали, гравировали, вышивали свое имя или надпись с указанием, чего именно просят у Бога или святого.
Покровитель свиней, летающий пищевод и блюющая дама: вотивы-образы
В Европе, кроме вотивов-объектов, постепенно стали появляться образы — небольшие деревянные панели, на которых было запечатлено знаменательное для человека, города или прихода событие. Особой популярностью такие изображения пользовались в Испании, Нидерландах и Германии, где их называли Votivtafel.
Внешне они заметно отличались от алтарных панелей и церковных картин, используемых для украшения храмов и в качестве молельных образов, где обычно рисовали святых, Иисуса, Богородицу или сцены из Библии. На вотивах, которые по размеру были существенно меньше торжественных алтарных фресок, можно увидеть практически всё что угодно. Как правило, такие иллюстрации вешали в церквях паломники, сходившие к далекой святыне, или верующие, полагавшие, что их спасло Божественное заступничество.
Чаще всего на них изображен обычный человек (или супружеская пара и даже вся семья), молящийся святым в небесах. Иногда рядом с ним рисуют церковь, куда он ходил.
Немец Матиас Шмид в 1664 году посвятил это изображение святому Альбану за то, что он исправил его недостаток внешности и убрал два лишних лица
Однако порой в Votivtafel демонстрируются целые житейские сценки. На основе хранящихся в Германском национальном музее образцов мы можем себе представить, как выглядел зажиточный приход, сплошь усеянный образами-вотивами.
Вот баварский бюргер вышел из дома, на него упала борона — а он помолился Христу и миновал страшной участи. Вот другой человек застрял в сбруе взбрыкнувшего коня, но чудом выжил. А вот лошадь бьет копытом женщину прямо в лицо, однако она тоже спасается благодаря молитвам.
Далее хозяйка стаи гусей благодарит Мадонну за вмешательство. Святой Антоний защищает стадо свиней. Женщина помолилась святому Леонарду, и ее лошадь выздоровела. А вот эти двое небесных покровителей уже вместе с Марией спасают целое стадо коров. На образе рядом за гигантскими спинами буренок, вставших вокруг распятого на кресте Иисуса, едва можно разглядеть святого Энгльмара. Женщина лежит при смерти и харкает кровью в судно, но просит о заступничестве баварскую святую Вольфсинду — и сразу же поправляется. На расположенном отдельно и роскошно украшенном вотиве богатый купец изобразил сцену спасения своего торгового корабля от шторма и венецианских солдат.
Судя по старым фотографиям немецких церквей, иногда все стены храма могли быть завешаны подобными полотнами, а в некоторых случаях — даже потолок и колонны.
Часто образы-вотивы выглядят совершенно сюрреалистично: супружеская пара молится сотне зависших в воздухе глаз; бюргеру является Дева Мария, а рядом с ним стоят две гигантские человеческие ноги.
Богоматерь парит над изображенными отдельно от тела конечностями, глазами и пищеводом; женщина приносит в дар Христу огромное око; человек привязывает ногу к дереву; с облака, на котором восседает святой Эразм, свешивается окровавленное легкое.
Конечно же, во всех эти сценах показано, как горожане и крестьяне несли в церкви вотивы-объекты, а сам образ как бы свидетельствовал о том, что их обет, данный небесам, выполнен.
В церквях такие изображения соседствовали с обычными алтарными панелями, густо обвешанными серебряными и восковыми, железными и тканевыми, глиняными и деревянными ножками, ручками, сердцами, глазами, легкими, грудями, ушами, младенцами, изваяниями святых и обычных людей в полный рост, конями, коровами, подковами, фигурками козьего вымени, ульев, колосьями пшеницы и даже жабами (символ проблем с маткой, которая считалась чуть ли не отдельным существом, живущим внутри женщины и способным передвигаться по ее телу). А иногда — просто красивыми безделушками, например медальонами, ложками с вырезанными ликами святых или красными шариками с шипами (напоминающими коронавирус), а также костылями — знаками исцеления.
Некоторые вотивы-объекты перерисовывали, и тогда нога, рука или что-нибудь еще из той же серии появлялось уже на картине. А на самых известных можно увидеть карманные или домашние мини-изображения, которые называли Andachtsbilder, дословно — «молитвенные образы». Так практика изготовления и дарения жертвенных объектов эволюционировала и приобретала всё новые формы.
Ангел с рыбой, Христос с головой-луковицей и кровавая рука: ретаблос
Колонизировавшие Новый Свет испанцы в XVI веке привезли народам Америки не только своих солдат, но и европейскую культуру и религию. После того как в 1530-х изначальная цель конкистадоров — найти описанные в мифах тонны золота — так и не была достигнута, они стали организовывать поселения. Лишенные прочной связи с родиной, испанцы, обосновавшиеся на новых территориях и веками их не покидавшие, сохраняли старые привычки и традиции архаичной религиозной культуры. Они разыгрывали драматические представления на библейские сюжеты, пели гимны и развешивали в храмах ретаблос — вотивные картины, написанные в устаревшем, едва ли не средневековом стиле в наивной, провинциальной технике.
Испанцы, жившие севернее, в Нью-Мексико, продавали свои сантос (так называли ретаблос со святыми) переселенцам, обитавшим на территории современной Мексики. Народ приносил в церкви и традиционные вотивы-объекты — милагрос.
В первой половине XVIII века стали появляться локальные ретаблос. Местные художники — в большинстве своем уже потомки смешанных браков, а не чистокровные испанцы — писали картины на шкурах, деревянных досках и на холсте, который покупали в метрополии. Материалы для изготовления ретаблос становились всё дешевле благодаря промышленной революции, в качестве холста начали использовать даже металлические пластины.
В последней четверти XIX века этот жанр превратился в визитную карточку Мексики. Над созданием ретаблос корпели сотни провинциальных мастеров, никогда не имевших художественной выучки и использовавших традиционные пигменты. Художник мог рисовать один и тот же образ тысячи раз, чтобы снова и снова выставлять его на продажу. Чаще всего это был святой или распространенная аллегорическая сцена.
Как правило, ретаблос покупали те, кто хотел исполнить свое желание, помолившись небесному покровителю, поэтому круг таких персонажей ограничен.
К примеру, Сан-Исидро Лабрадор, как считалось в народе, помогал фермерам и отвечал за хорошую погоду. Его призывали перед пикниками, молили о хорошем урожае — наверное, по этой причине на ретаблос он всегда изображается работающим в поле или стоящим рядом со стадом коров.
Художники творили в наивной манере, и Исидор на их картинах часто превосходил по размерам своих помощников и даже скот. Согласно мексиканской легенде, Бог сказал святому, что не нужно работать в субботу, однако тот не послушался и всё равно продолжал трудиться. Только с третьего раза Господу удалось уговорить Исидро, и, чтобы начатое им дело было всё же окончено, с небес на помощь ему послали ангела.
Камилло де Леллис изображался с красным крестом на рукаве: считалось, что он помогал всем больным и умирающим выздороветь или попасть в рай. На ретаблос его часто окружали демоны, пытающиеся забрать душу человека в ад.
Не менее популярным был образ Эль-Ниньо де Аточа — младенца Иисуса, названного в честь населенного пункта, где Он якобы являлся местным жителям и творил чудеса. Город оккупировали мавры, которые взяли множество христиан в плен. По легенде, ребенок в костюме паломника приходил в тюрьму к тем, кто молился Господу, и приносил им воду и еду. Жители, спасенные Им, осознали, что это был Сам Иисус.
В Мексике Он почитался как покровитель путешественников и заключенных, а также всех тех, кто попал в опасную ситуацию. Особенно импозантно выглядят ретаблос с Эль-Ниньо де Аточа, нарисованные в XIX веке неизвестным мастером, прозванным «художник головы-луковицы». Как считается, он страдал дислексией, однако это не помешало ему войти в историю наивной живописи.
Нередко ретаблеро изображали и ближайшего помощника Господа — архангела Рафаила. Его рисовали в виде крылатого человека в паломнической одежде, держащего в одной руке посох, а в другой — форель, которую он, по легенде, использовал, чтобы исцелять слепых.
Также в ретаблос был распространен сюжет Mano Poderosa, или «Могущественная рука». Она аллегорически изображала пять фигур Святого семейства: Деву Марию, Ее сына Иисуса, мать Анну, отца Иоакима и мужа Иосифа. Эти персонажи соотносились с пальцами Божественной длани, нарисованной отдельно от тела, а также с пятью ранами Спасителя.
Из крестной раны на руке Христа кровь стекает в бассейн, из которого пьют семеро ягнят, олицетворяющих добродетели.
На некоторых изображениях такого рода каждый из пятерых святых касается своей обнаженной ступней пальцев висящей в воздухе ладони, показывая мистическую связь Господа и Его семьи. В Мексике считается, что к Mano Poderosa нужно обращаться тем, кто хочет избавиться от бедности, страданий и защитить себя от зла. Это изображение часто используется как оберег.
В иных случаях прихожане заказывали ретаблеро конкретные образы, связанные с их жизнью, и получившиеся картины поразительно напоминали те вотивы, что за четыре века до этого начали создавать в Европе. Солдаты, возвращавшиеся с войны, мужчины, спасшиеся от бешеного быка, родители, у которых выздоровел ребенок, хозяин, нашедший пса, — все спешили заказать работу, где они на коленях благодарят святого за спасение. В XIX–XX веках в Мексике времена были неспокойные, а потому темы многих сюжетов той поры — разбой и уличный произвол.
В XX веке ретаблос стали активно интересоваться американские и европейские туристы. Фрида Кало, известная мексиканская художница, популяризировала жанр и даже коллекционировала произведения этого вида искусства (первой стала работа, заказанная ее родителями в честь спасения дочери в аварии). Естественно, после такой «рекламы» спрос вырос.
Мексиканские художники быстро подметили, что «гринго» любят экзотические, странные образы, и чем необычнее будет изображенное, тем проще и дороже его можно продать. Так родилась новая традиция «псевдоретаблос», сделанных на потребу туриста или для галереи современного искусства и уже не связанных с церковной традицией. На них творится невообразимая дичь. Эти картины можно рассматривать как жанр совриска, и с вотивом они не имеют ничего общего, кроме формы.
На сайте retablos.ru, созданном российским энтузиастом Сергеем Клисуновым, собрана богатая коллекция таких работ.
На них люди молятся святым за то, что они уберегли их от НЛО, помогли осознать себя геем или любителем БДСМ-практик, спасли от неправедных сутенеров или послали любимые наркотики.
Персонажи псевдоретаблос могут предаваться разврату, вести себя непристойно и аморально, но всё равно продолжают взывать к небесным защитникам и благодарить их за «милости», которые те, вообще-то, посылать вовсе не должны. Контраст между напускным благочестивым тоном дарителей и абсурдом происходящего на картинах и сделал их такими популярными.
Сегодня правительство Мексики поощряет и настоящих мастеров-ретаблеро, и современных художников, использующих образность, характерную для этого жанра, в своих работах (одной из первых и здесь была всё та же Фрида Кало). Так что корпус произведений, созданных на пересечении иконографии и китча, только растет с каждым годом. И в некоторых случаях по одной фотографии вне контекста сложно сказать, что это — плод воспаленной фантазии современного художника или настоящее ретабло в мексиканском храме.