Восточный мордор что это
10 лет назад Oxxxymiron выпустил альбом «Вечный жид». Как он слушается сейчас?
В начале 10-х русский рэп все еще оставался в андерграунде — но уже тогда закладывался фундамент для его превращения в народную музыку. Гуф и Centr покорили страну текстами про молодость с сильным наркотическим флером. Баста сочетал несочетаемое — улицу с мелодичностью и лирикой; этот путь вскоре приведет его на стадионные арены. Noize MC брал лучшее от рэпа, рока и электроники, классно рифмовал и убойно фристайлил. Каста за десяток лет в игре созрела и окрепла. Концертный бизнес был в зачаточном состоянии, но эти имена без радио и ТВ собирали на свои выступления по несколько тысяч зрителей.
В ТЕМУ
Что их всех объединяло? Назовем это русским почвенничеством, нежеланием равняться на запад. В 2010-м году Канье выпустил «MBDTF», а Drake — «Thank Me Later», уже гремели Rick Ross, Young Money, Gucci Mane и Waka Flocka. Русский рэп на стыке нулевых и десятых не то что не хотел подражать этому звуку и визуалу — он ему оппонировал. Никто не мерился деньгами, все идеализировали бессеребреничество, шутили, что рэперская валюта называется «респект».
Но у этого оформившегося русского рэп-андерграунда был свой нижний подвальный отсек. Он базировался на рэп-форуме hip-hop.ru — кармашке интернета, где устраивались баттловые зарубы. Там было не важно, крутят ли твой клип по ящику — там было важно, какой балл тебе выставили за технику, рифму и раскрытие темы.
И в противоположность почвенникам можно было выделить западников: чаще всего это были рэперы, иммигрировавшие в Германию и впечатлившиеся местным рэпом с сильной баттловой составляющей. St1m, Drago, 1Klass, Czar, Schokk — все они считали, что рэп должен быть агрессивным, жестким, провокационным, направленным на оппонента.
Одним из рэп-западников был Мирон Федоров. Сын физика-теоретика, он родился в Петербурге, с родителями перебрался в Германию, а уже оттуда в Лондон, где поступил в Оксфорд. Интерес к рэпу в начале 2000-х привел его на форум hip-hop.ru — там он не очень успешно баттлился, на несколько лет взял перерыв от рэпа и начал подавать признаки жизни к 2008 году.
Чтобы понять Оксимирона того периода достаточно двух треков — “Я хейтер” и “Лондон против всех”. Письма ненависти “мягкому как паштет” русскому рэпу — немецкий баттл-рэп и английский грайм, которыми тогда заслушивался Мирон, такими по его мнению не были. “Вы читаете рэп? Да. Это бэттл-рэп? Нет — значит, это графоманские стихи, положенные на бит. Небаттловый рэп — это изначально тупое лизание корпоративного анала”, — писал он в середине 2000-х на форуме.
В ТЕМУ
Оксимирон объявлял прежнему русскому рэпу газават — и эта сильная эмоция привлекла к нему внимание. Тур, в который они поехали с Шокком в 2010-м, назывался “Октябрьские события”, намекая на грядущий переворот (в этой команде был и свой Ленин). На концертах поклонники скандировали «На*** Касту!»
В 2011 году в возрасте 26 лет он выпустил дебютный альбом “Вечный жид”, который — по своим же словам — “выстрадал, вырвал, вызвал и выдавил”. 15 сентября записи исполнилось 10 лет. Как этот релиз, которым Мирон бросал вызов русскому рэпу и показывал, как надо на самом деле, звучит сегодня? На том же самом hip-hop.ru были популярны рецензии — и они обязательно были потрековыми. Последуем традиции.
Восточный Мордор
Альбом начинается с яркой зарисовки о жизни Ист-Энда, восточного района Лондона, где “всюду блуд, Болливуд, хлам”. Это классический рэп про райончик, только лихо зарифмованный — там, где условный Гуф рисовал картинку двумя простыми предложениями, Мирон сыпал лексиконом, после которого ты шел гуглить. Эти песни недостаточно было просто слушать — в них надо было вслушиваться и копаться.
В новинку было и звучание — Оксимирон читал под грохочущий околограйм, когда слишком уж много русского рэпа писалось по схеме “кик + снейр + грустный сэмпл пианино”. Не он первым оседлал английские биты — но он первым сделал это настолько умело.
Через “Восточный Мордор” тянется еще одна линия — противостояние Оксимирона и русского рэпа, которому присваиваются эпитет “бабский” и обобщение “парад педерастов”, в то время как сам рэпер выделяется на его фоне как Око Саурона. Серьезных аргументов не приводилось, а спустя время пришло понимание, что их и не могло быть — та же группа АК-47, которая чисто эстетически обязана была вызывать у Оксимирона если не ненависть, то презрение, на поверку оказалась крайне самобытным явлением, чьи тексты в прямом смысле писались на коленке, и чей гений был в наивной простоте.
А тогда Оксимирон думал так: “Я даже проводил следственный эксперимент — пару раз накуривался в полную смятку и ставил “АК-47” и все такое. И меня впирало!”
В том же треке Мирон озвучивал планы на будущее — “Я уйду лишь, когда будет под пятьдесят”.
Тентакли
Депрессивная (бит созвучен дождливому Лондону) зарисовка, которая сводится к тому, что Мирон бросает работу и запрыгивает на мчащийся поезд русского рэпа в надежде то ли захватить кабину, то ли пустить под откос.
“Я только закончил университет, работал по 12-15 часов в день без выходных и жил в подвале без двери у одного сердобольного профессора, а позже — в немебелированной, неотапливаемой комнате над тату-салоном, которую снимал у палестинского мошенника, ныне сидящего в тюрьме”, — так Оксимирон описывал себя того периода.
Рэпер, который пытается пробиться — один из классических архетипов жанра. И, возможно, “Тентакли” дожила до сольных концертов и сохранилась лучше остальных треков с альбома благодаря этому — отчаянно рефлексирующему Мирону на ней легко сопереживать.
“Я знаю, мне не хватает самоорганизации // Ведь я умею только жаловаться и огрызаться” — через несколько лет Мирон начнет, по своим же словам, строить империю, а к списку умений прибавится “делать рэп и *******”.
А к 2021 году станет очевидно, что поезд пошел совсем по иному направлению, а некогда машинист либо сошел с него, либо затаился в топливном отсеке.
Спонтанное самовозгорание
Кто не знал, до “Биполярочки” у Оксимирона уже была песня про маниакально-депрессивный психоз — и есть ирония, что “Спонтанное самовозгорание” расположено в альбоме сразу после “Тентаклей”.
А еще здесь Мирон забавно протягивает “Неееееееет” и “Вагабууууууунд” в припеве. Вообще, есть небольшой парадокс — если Мирон читал рэп по западным стандартам, то вот пел он с интонациями советского рока (а в интервью рассказывал, что до хип-хопа много слушал Аквариум и Гражданскую оборону). Из этой манеры пения в будущем родится песня “Хитиновый покров”. Возможно, лучшая у него.
CCTV
Самая необычная песня на альбоме, где нет баттла, агрессии, да и самого Мирона — а есть антиутопичный рассказ про “большого брата”. “Горгород” выйдет только 4 года спустя и заставит половину интернета массово читать или писать эссе с разбором сюжета — но его черновик можно найти на “Вечном жиде”. И если включить его в треклист альбома 2015 года, то никто не заметит подвоха.
До сих пор МС
Одна из главных претензий Мирона тех лет к русским рэперам звучала так — они могут только копировать, а если делают что-то свое, то быстро упираются в комфортные рамки. А вот Мирон не такой — он как все начинает с “пачек кассет”, потом ищет “своего персонажа” (“Весь мой рэп — это была помесь Саваша и Маршалла”) и не лезет на свет, пока не отточит скиллы (“Я не вылезал специально из катакомб, пока не понял все трюки на битах // Весь арсенал метафор, первый в UK и последний из могикан”).
В припеве он провозглашает себя создателем нового стиля и шеймит подражателей. Но сейчас очевидно, что если копии Оксимирона и существовали в реальности, то дальше фанатских пабликов они не продвинулись. Вообще, он оказался слишком индивидуальным, чтобы породить сонм артистов-последователей. Много ли мы знаем таких как Кендрик Ламар? А таких как Future — легионы.
“Если я, не дай бог, что-то зачитал и вылетел из ритма на миллисекунду, я вернусь на студию через весь город и перезапишу”, — так Мирон объяснял свое отношение к рэпу.
Кстати, ходит байка, что “До сих пор МС” не была дописана в срок, поэтому вместо третьего куплета в ней играет инструментал как будто с вечеринки Boiler Room.
Привет со дна
Некоторые непостиронично названные песни со временем становятся постиронично названными песнями. Через несколько лет Мирон запишет фит с талантливым белорусом и выйдет хит, а пока что попытки в лиричные песни получаются вот такими. Смешнее всего вспоминать, какой локальный всплеск породил фит Оксимирона с рэпером dom!No — Мирон называл его полностью самобытным, а вот форумщики считали “суицидальным нытиком”.
Вечный жид
Вечный жид — библейский персонаж, вынужденный скитаться до второго пришествия Христа. И этот несомненно романтичный образ странника станет важной частью образа Оксимирона — лейбл Vagabund, тур и микстейп “Долгий путь домой”, песня “Пора возвращаться домой”, строчка “Дон ли, Волга ли течет, котомку на плечо” в конце концов. Эмигрант, который не может найти себе место в русском рэпе, совсем не нужен западному и поэтому должен протаптывать свою дорогу.
А звучит песня, как если бы у Amnesia Scanner был сайд-проект с рэпом. Сейчас и тогда — трек, через который нужно было пробиваться как айтишнику через строки поломанного кода. Но, возможно, в этом и был смысл заглавной песни альбома, претендующего на терраформирование жанра. Не осилил — проверку не прошел.
В бульбуляторе
Оксимирон под булькающий бит занимается самокопанием — вспоминает, как подростком не смог остановить компанию, решившую накурить хомяка. По параноидальности это почти духовный наследник “Вождя” Гуфа и доказательство — Мирона интереснее всего слушать, когда он баттлит не кого-то, а себя.
Судьба моралиста
Когда-то мамо-закончите-сами казалось страшной провокацией. Для западного баттл-рэпа, на который равнялся Мирон, это было нормой — а в России к этому привыкли только с появлением “Версуса”.
Неподготовленный слушатель, скорее всего, дослушивал “Судьбу моралиста” с непониманием — у него не было необходимого контекста, он вряд ли подозревал о существовании онлайн-баттлов и был в курсе форумных приключений Оксимирона. Таким “Вечный жид” и кажется как альбом — ответкой хейтерам из комментариев. Мирон не зазывал нового слушателя, он стремился доминировать над старым и по пути раздать вербальных оплеух недостойным.
Со временем Оксимирон откажется от бессмысленной агрессии — как минимум будет чаще направлять ее на себя, а не на абстрактных “неправильных”. У него начнется период усиленной саморефлексии — выйдут “Неваляшка”, “Не от мира всего”, “Признаки жизни”, “Хитиновый покров”. В них будет куда легче сопереживать герою, нервному и внезапно для себя оказавшимся нужным как глянцу, так и слушателям.
Цифры и цвета
Еще один пример, что “Вечный жид” писался в режиме баттловика — одна большая схема-автобиография, начерченная в строго заданных условиях. Первый куплет Мирон перерифмовывает порядковые числительные, второй — строит нарратив через цветные метафоры и фразеологизмы. В интернете этот трек считали доказательством, что у Оксимирона синестезия — то есть он ассоциирует буквы и слова с определенными цветами.
Russky Cockney
Мини-экскурс по жизни Лондона, по которому лучше не ходить туристам, а в идеале — наблюдать строго за толщиной пуленепробиваемого стекла. 2 минуты Оксимирон в режиме Duolingo под дребезжащий бит учит британскому сленгу с его “вагванами”, “скруфейсами” и “бадманами”.
И в этом отыскивалось привлекательное противоречие — Оксимирон представлялся одновременно лондонским снобом и русским эмигрантом (тут вспоминается клип “Я хейтер”, где Мирон появляется в цилиндре), оксфордским умником и форумным троллем, он читал в английском стиле, но пел так, как слышал это в детстве на кассетах с русским роком. В жанре, как казалось, попросту не было таких комплексных персонажей.
А в клипе на секунду мелькнул молодой рэпер Markul. В этом году он стал соавтором хита “В моменте”, а вот у его ментора 10 лет назад было другое настроение — вслед за “Russky Cockney” идет композиция “В говне”.
В говне
У любого рэпера на одном из его дисков должен быть трек о том, как все вокруг плохо и из этого надо выбираться. Это первый небаттловый трек Оксимирона (получается, страггловый?), написанный им с дипломом в одном кармане и с дырой — в другом. Его автору 26 лет — кажется, что врываться в рэп уже поздно, звездами становятся куда более молодые герои, а он продолжает переть, потому что “тут уж либо бэттл-рэп, либо на шею петлю”.
Многие песни с “Вечного жида” — это переработки старого материала. Оригинальная версия “В говне” начиналась со слов “В Лондоне по-прежнему идут дожди”, а вот в обновленной звучит “Прошло три года и ничего не изменилось”.
Крокодиловы слезы
Очень личный трек, которых в дискографии рэпера меньше чем рифм на глаголы. Оксимирон читает про распавшийся брак — и пускай во второй половине песня превращается в рассказ о себе, все равно становится очевидно, что Мирон может не только изощренно кричать на облака, но и непошло писать про любовь (“Я сказал железно: «Всё!» — но ты коррозия металла”).
Жук в муравейнике
Финальная песня альбома сводится к мысли, что русский рэп — сборище бестолковых муравьев, когда Оксимирон — способный навести шороху жук. Название трека позаимствовано у Стругацких, где нюансов было куда больше — жук там оказывался лишь теоретической угрозой и в идеале спокойно бы покинул муравейник, никому не навредив.
Меньше чем через год Мирон переберется в Россию, влюбит в себя все медиа, выпустит отличные песни, станет собирать на концертах толпы и раскрутит Версус. Словом, всё докажет всем — и в первую очередь, себе самому. Параллельно муравейник русского рэпа тоже претерпит существенные изменения. И станет казаться, что перепахал его не жук-Оксимирон, а просто сам ход времени, смена поколений, трендов и ориентиров, новые соцприложения, новые потребительские привычки и прочее, и прочее. Найдется ли теперь в новом муравейнике место старому жуку — это интересный вопрос.
40 самых нелепых цитат из треков Оксимирона. От челюсти питекантропа до лифта для карликов
Рифмы ради рифмы, абсурдные сравнения и прочая пыль в глаза.
Оксимирона принято считать рэпером-поэтом и мастером слова. Конечно, у него есть проработанные сочинения вроде «Где нас нет» или «Хитинового покрова». Но чаще всего треки Окси – формалистское словоблудие, в котором тяжело разглядеть содержание.
Сложные рифмы, замороченные вордплеи и редко употребляемые слова маскируют явные недостатки стихосложения Мирона. Если внимательно вслушаться в половину его песен, то у непредвзятого слушателя они скорее вызовут смех, чем восхищение. Ниже – несколько доказательств, что за интеллектуальным пафосом и напыщенной серьёзностью часто скрываются довольно ленивые строки.
Неудачные сравнения и панчи через тире
Оксимирон обожает сравнения. Одно из самых дурацких появилось как раз на свежайшем треке:
А вот пример из классики:
Мы выступаем сильно, будто челюсть питекантропа
Город под подошвой
Этот панч высмеял ещё Гнойный в легендарном противостоянии: «Вы выступаете как смазка на ######». Не меньше на батлах потешаются и над следующей строчкой:
Мы вас разносим, будто в цирке сахарную вату
Лондон против всех
Спустя десяток лет Мирон придумал очередное странное сравнение. Туберкулёз явно не захватывает дух – ни в прямом, ни в переносном смысле.
С этих полётов дух захватит в лёгких как туберкулёз
Погружение
Переслушивая треки, я заметил, что Окси особенно часто ругает синоптиков и метеорологов. На «Горгороде» досталось целому Гидрометцентру:
Но она не делает погоды как Гидрометцентр
Слово мэра
А на фите с Porchy Окс в одной строфе бахнул двойной дозой кринжовых сравнений:
Я выпью, лишь если ты воду лил как Wayne
Я был на грани, – там рая нет
И я ходил по краю как краевед
Earth Burns
И ещё несколько примеров неудачных сравнений:
Я в этом пансионате самый престарелый
Да я староста, раздет, как Александр Пистолетов
Я подкатил к твоей маме шары как хренов бильярд
Пролив Дрейка
Мне 26, но я развиваюсь с трудом, будто заштопанный флаг
Я как жук-навозник – я толкаю своё дерьмо
Дегенеративное искусство
Дерьмо Окси часто толкает с помощью панчей через тире – в тех же батлах их давно считают зашкваром. Особенно когда речь о неймдроппинге.
Вот самый сложный и безумный пример – не каждый киноман вспомнит провальный фильм «Чужой: Воскрешение» и актрису, играющую там главную роль. А уж если вспомнит, то строчка Окси гарантирует кринж.
Я за своё и против чужого – Винона Райдер
Жук в муравейнике
Впрочем, пример с использованием в тексте другой знаменитости ничуть не хуже – позавидовал бы любой профессиональный бэдбарс-батлер.
А я б уже был богаче, если б филки не промотал
Big business, а твой договор, как диплом у Киркорова
Earth Burns
И абсолютный эталон бэдбарсового панча через тире:
Если в Wiki задашь «Кеннинг Таун», выкинет аж
Статью, что тут полная жопа – Ники Минаж
Абсурд и рифма ради рифмы
Этот большой блок – иллюстрация того, как Оксимирон пишет песни. По нескольким примерам очевидно, что часто он вставляет какое-либо «умное» слово только ради рифмы. И попутно странными образами пускает пыль в глаза, чтобы скрыть пустоту содержания.
Мой любимый пример – фрагмент из трека «Больше Бена», после которого невозможно сдержать хохот даже после повторных прослушиваний.
Я умудряюсь ######## кадиллак, зачитавшись томом Александра Дюма
Выйти, как ни в чём не бывало, и сказать: «Как дела?»
Больше Бена
Хотите смеяться пять минут? Послушайте, с какой агрессивной серьёзностью Мирон читает эти строки, а затем в деталях представьте себе эту сцену – как чувак читает за рулём Дюма, попадает в аварию, а потом выходит и спрашивает: «Как дела?».
Был агностик, от злости стал как гностик
Ярчайшее доказательство, что Окси часто вставляет малоизвестные понятия только ради рифмы. Причём в этом случае – катастрофически плохой рифмы. С чего это приверженцы вполне мирного религиозно-философского течения стали злыми? Да, в мифологии гностицизма есть злой Демиург, но они же ему не поклоняются. Или это такая сложная отсылка к строчке из песни «Волапюк», где «не Амур близорук, Демиург – ######».
Мы всё преодолеем, если нет, то я не водолей
Город под подошвой
А тут из малоизвестной философии Мирон внезапно ударился в попсовую астрологию. Интересно, как много новых фанаток появилось у него после конкретно этого панча?
Но что изменилось? Ничего внутри, а с виду зело
Ведь закрутили в узелок сильные мира сего
До того, что стресс, кипиш, бег, квиддич
Раньше я думал, что в 30 лет – финиш
Башня из слоновой кости
Откуда тут взялся квиддич? Панч, между прочим, появился задолго до канала DropDead и шутливых сравнений Оксфорда с Хогвартсом.
Не от мира сего
Что за приметы Джареда Лето? Такие, такие или, может быть, такие? Очередной бессмысленный набор слов.
Я не преступен, хотя тут вам
Даже дети продадут грамм
Восточный Мордор
Да, столько сложных отсылок Мирон нагородил только ради гениальной рифмы «неприступен – не преступен».
Везде томатный кетчуп
Последний звонок
А кетчуп бывает другим?
Куни в десять лет – вот мой университет
Cпонтанное самовозгорание
Гении с сайта Genius утверждают, что здесь Окси использовал вордплей: якобы речь о CUni – Columbia University. Но лучше от этого не становится.
С лифтом, где нужно тянуться до кнопки
Что это за лифт такой? Или повествование ведётся от лица карлика?
В мире идиллий и мишки Гамми
Наивны, как мир у героини «Амели»
Не было обиды, вины, анафемы
Трек «До зимы» – вершина абсурда в творчестве Мирона. Каждый куплет – абсолютная шиза. Но кусок про «Мишек Гамми» – самый уморительный.
А добить прослушивание этого мозговыносящего бреда можете следующей подборкой перлов. Комментарии тут излишни:
Мимо окна, такие кратковременные атмосферные осадки
Ultima Thule
Чтобы тёлки бельё – стопкой миллиард
А на полдник омар, но не тот, что Хайям.
Бездыханным
Он показал, что у тебя щёчки геймера
Дело нескольких минут
Ты стираешь бельё, я – твой CD-ROM
Special Delivery
Но я бы скорее ногти отрастил
И с Газпром-сити сиганул бы в костюме Hello Kitty, Бог видит
Ошибки и незнание темы
В батле Гнойный точно заметил, что Оксимирон рождает не панчи, а перлы. Часто проблема в фактчеке – Мирон иногда не находит время проверить текст до записи песни. В итоге остаются совсем уж стыдные детские ошибки.
Из спины что-то торчит, я то ли ангел, то ли бронтозавр
Больше Бена
Бронтозавр выглядит вот так:
Возможно, этот здоровяк всегда завидовал стегозавру, который, конечно, совсем не ангел:
Худой отпечаток плеча оставляя на кафеле
«Это попросту безграмотно!»
Переплетено
Кто такая швейка? Возможно, неудачное сокращение сочетания «швейная машинка». Но, судя по тексту, речь о человеке. Если Оксимирон не задумывал сложную отсылку на бравого солдата Швейка, то это ошибка.
Детектор лжи
Дебетных карт нет, зато есть дебетовые. И с ударением тут тоже проблема.
Ещё хуже, когда Оксимирон явно не шарит в теме, но зачем-то пытается поумничать. Заметнее всего это на примере спортивных панчей
Для меня Ингрия свята земля как зенитовцам
Зенитовцы – игроки «Зенита». Если святость Ингрии для фанатов клуба ещё как-то можно объяснить, то при чём тут футболисты – непонятно.
Пролив Дрейка
Почему известен? На протяжении десятилетий команды более-менее равны по силам. Культовых матчей с разгромами тоже не было. Очередной пример от балды.
Эталон комфортного отдыха: гольф, ипподром, кёрлинг,
Мировой гандбольный рекорд […]
Слово мэра
В припеве мэр Горгорода перечисляет достоинства города. Двор торговый и фуд-корты – это ещё куда ни шло. Но кёрлинг? С каких пор этот спорт стал поводом для гордости? Видимо, в той же вселенной, где появляются гандбольные мировые рекорды, кёрлинг и боулинг – важные городские достопримечательности.
Ленивая грамофания
В финальном блоке покажу пять откровенно детских бэбарсов, где дополнительные объяснения точно не нужны.
Ты считал что «Код да Винчи» был котом этого гения Италии
Твой IQ – как твои гениталии
Я хейтер
Для кого-то Бруно – Марс
Восточный Мордор
У меня синица в руке – зовите меня орнитологом
Я хейтер
Знаешь, мне снилось, будто мы снова спали вдвоём
Спальный мешок, спальный вагон или спальный район
Соря в спальне бельём и кутаясь спальным бельём
Я столько раз сказал «спальня», что это двуспальный альбом
Крокодиловы слёзы
Над пропастью во ржи, над пропастью поржи
Биполярочка
Оксимирона принято считать мрачным интеллектуалом и мистификатором, создающим целый мир из напичканных метафорами песен. Отчасти это правда. Как правда и то, что творчество Мирона переоценивают, а половина всей красоты – в ушах слушающих. Подобных откровенно графоманских строчек в треках Окси точно больше сорока – глупо отрицать, что он не всегда доводит тексты до идеала и часто впадает в откровенную графоманию.
Проблема только в до комичного серьёзном отношении Окси к творчеству и самому себе. Оттого все перечисленные перлы в сочетании с раздутым пафосом и агрессивным флоу становятся ещё более смешными.
Забавно, что первым это понял Слава Гнойный: его проект Валентин Дядька – иллюстрация того, насколько нелепыми оказываются тексты Мирона, если убрать из них гремящие биты и кричащий речитатив.
Возможно, именно поэтому Оксимирон проиграл как батл, так и идеологическое противостояние. Здравая доля самоиронии и улыбка вместо серьёзных щщей наверняка помогла бы ему раскрыться по-новому. По крайней мере, в комик-рэпе и бэдбарс-батлах Окси с такими панчами уже был бы одним из лидеров.