Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно

«Воспоминание в Царском Селе» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, идея, образы

Пребывание в Царскосельском лицее было знаковым временем для становления молодого Пушкина как поэта и как личности. Он посвятил ему много стихов, первое из которых – “Воспоминание в Царском Селе”. Краткий анализ “Воспоминание в Царском Селе” по плану поможет ученикам 4 класса понять чувства и мысли молодого стихотворца. Анализ можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Смотреть фото Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Смотреть картинку Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Картинка про Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Фото Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.

История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, ее военная слава и подвиги.

Композиция – трехчастная.

Жанр – сочетание оды и элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырех– и шестистопного ямба.

Эпитеты“священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.

Метафоры“до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил свое творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Основная тема этого произведение – величие России и военные подвиги ее народа. Очевидно, что такой патриотический порыв продиктован недавним окончанием Отечественной войны 1812 года, чьи отголоски еще слышались, в том числе и в Царском Селе.

Но есть и вторая тема, которой Пушкин также уделяет внимание – это роль поэта в обществе, ведь, по мнению молодого творца, именно поэзия вдохновляет людей на подвиги, в том числе ратные.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Поскольку молодой поэт работал еще в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма и соединяет в себе черты классической элегии и оды. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырех- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

С помощью этих троп он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьезный настрой.

Источник

Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина

Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Смотреть фото Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Смотреть картинку Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Картинка про Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Фото Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно

Всего получено оценок: 41.

Всего получено оценок: 41.

Пребывание в Царскосельском лицее было знаковым временем для становления молодого Пушкина как поэта и как личности. Он посвятил ему много стихов, первое из которых – “Воспоминания в Царском Селе”. Краткий анализ “Воспоминание в Царском Селе” по плану поможет ученикам 4 класса понять чувства и мысли молодого стихотворца. Анализ можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Смотреть фото Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Смотреть картинку Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Картинка про Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно. Фото Воспоминания в царском селе пушкин о чем оно

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.

История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, её военная слава и подвиги.

Композиция – трёхчастная.

Жанр – ода, есть и черты элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.

Метафоры“земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия”.

Олицетворения“чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись”.

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил своё творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Основная тема этого произведение – величие России и военные подвиги её народа. Очевидно, что такой патриотический порыв продиктован недавним окончанием Отечественной войны 1812 года, чьи отголоски ещё слышались, в том числе и в Царском Селе.

Но есть и вторая тема, которой Пушкин также уделяет внимание – это роль поэта в обществе, ведь, по мнению молодого творца, именно поэзия вдохновляет людей на подвиги, в том числе ратные.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учёбы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечёт Чесменская колонна, посвящённая одной из самых значимых побед за всю русско-турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящён другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стихотворения – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и всё произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Поскольку молодой поэт работал ещё в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма, соединяет в себе черты классической оды и элегии. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

С помощью этих тропов он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьёзный настрой.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Воспоминания в Царском cеле» по плану

1. История создания

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» — одно из самых ранних произведений Пушкина. Оно было написано юным лицеистом осенью 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, который состоялся 8 января 1815 года.

Упомянутый в стихотворении Г. Р. Державин, стилю которого отчасти подражал Пушкин, присутствовал на экзамене и высоко оценил дарования молодого поэта. «Вот тот, кто заменит меня», — произнёс первый стихотворец России, убелённый к тому времени сединами.

Лицеисты поздравляли товарища с настоящим триумфом, а Пушкин засвидетельствовал произошедшее в поэме «Евгений Онегин»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях классицизма.

Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.

Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.

Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).

В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.

3. Род

Данное произведение можно назвать лиро-эпическим, так как в нём сюжеты русской истории, кратко изложенные рассказчиком, освещены личным отношением автора.

Прошлое, настоящее и будущее находятся в фокусе зрения лирического героя.

4. Жанр

Стихотворение сочетает черты оды и элегии.

Гражданская тема выполнена в одической традиции, а пейзажно-философская – в элегической.

Пушкин смело совмещает жанры, становясь новатором в первых же поэтических опытах.

5. Проблематика

Проблема произведения может быть определена формулировкой «Человек в истории».

Лирический герой произведения, находясь в Царском селе, постигает смысл российской истории, восхищаясь славными победами предков и вдохновенным творчеством поэтов-предшественников.

Образы прошлого, подобно царскосельским монументам, обступают его и требуют продолжения.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема величия России, прославления её воинских побед и гражданских добродетелей, отражающих победоносный дух зарождающегося нового искусства.

7. Идея

Идея произведения – в утверждении державного величия России, связи настоящего с прошлым и будущим.

8. Пафос

Пафос стихотворения зиждется на энергии жизнеутверждения, молодых надеждах, предчувствии широких горизонтов.

9. Система образов

Образы государственных деятелей, о которых вспоминает лирический герой, любуясь статуями царскосельского парка, олицетворяют славу России.

Образы русских стихотворцев, явленные не только через называние фамилий, но и через стилистику, усиливают героико-патриотическое звучание текста.

Наиболее оригинальным представляется образ лирического героя, в восприятии которого сливаются образы природы (пейзаж) и образы человеческой культуры (статуи, эпизоды истории, строки стихотворений, «звуки лиры»).

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Он выступает в роли современника-очевидца, прогуливающегося по Царскому селу и наслаждающегося его красотами.

В тексте упоминаются герои прошлого (Орлов, Румянцев, Суворов), императрица Екатерина Великая, император Александр Павлович, одержавший победу над Наполеоном, поэты Державин и Петров.

В конце стихотворения дан намёк на Жуковского, которого Пушкин именует «скальд России вдохновенный».

11. Лирический герой

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

12. Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией

Первые 3 строфы (восьмистишия) представляют собой пролог, описывающий красоты Царского села.

Следующие 4 строфы посвящены блестящей екатерининской эпохе.

Затем в 12 строфах описывается победа русских над французами в Отечественной войне 1812 года. Это описание представляет собой основную часть сюжета.

Завершающая строфа стихотворения, обращённая к Жуковскому, выполняет функцию эпилога.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным (от 4 до 6 стоп) ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Перекрёстная рифмовка и одинаковое количество строк в каждой строфе (8) напоминают планировку регулярного парка. Пушкин старается выдержать традиции классической оды.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует его композиции.

В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».

Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.

В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.

Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.

Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.

16. Средства художественной выразительности

Эти средства художественной выразительности оживляют пейзаж, создают атмосферу таинственности.

В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

17. Значение произведения

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» помогло Пушкину войти в русскую литературу. Поэт предопределил в нём своё место в мире, осознав себя как часть российской истории и культуры.

18. Актуальность

Актуальность «Воспоминаний» состоит скорее в факте обращения к важнейшим эпизодам отечественной истории допушкинского периода, нежели в значимости стихотворения для последующих поколений.

Оно дорого нам, как триумфальная проба сил юного гения, как пушкинский рассвет, озаривший собой весь 19 век.

19. Моё отношение

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» показалось мне сложным для восприятия. Оно написано старинным слогом, в нём много устаревших слов.

В то же время поражает, что Пушкин написал это стихотворение в 15 лет! В столь юном возрасте поэт уже чувствовал себя гражданином, отзывался на исторические события, знал современную ему литературу.

Трудно представить, что кто-то из моих ровесников напишет сегодня что-то подобное. Мне стало понятно, как тяжело было Пушкину реформировать русский поэтический язык.

Он сделал огромный шаг вперёд, благодаря чему высокая поэзия стала доступна каждому человеку.

20. Чему учит

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» учит нас ценить и уважать родную историю, гордиться славой русских полководцев и поэтов.

У России великое героическое прошлое. Только осознав это, можно уверенно строить настоящее и мечтать о будущем.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»

Обучение в Царскосельском лицее было особенным временем для юного Александра Сергеевича. В тот период происходило его становление как личности и как творца. Село было малой родиной поэта, он посвящал ему много стихов. Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» поможет понять чувства и мысли молодого поэта, его отношение к месту своего обучения.

История создания

Александр Пушкин написал это стихотворение в октябре-ноябре 1814 года. Оно было создано специально для прочтения на публичном экзамене, на котором решался бы вопрос перехода поэта с младшего курса лицея на старший.

Незадолго до проведения экзамена руководство лицея узнало, что к ним приедет Гавриил Державин — известный поэт и чиновник Российской империи. К тому моменту в учебном заведении уже знали о поэтическом таланте Пушкина.

И тогда преподаватель словесности предложил пятнадцатилетнему юноше написать стихотворение, которое было бы достойно такого события. Впервые это произведение Пушкин прочитал за несколько дней до предстоящего экзамена по просьбе министра просвещения империи Разумовского. Он потребовал, чтобы для него провели репетицию решающего дня.

Решающий день

Экзамены проходили 21 января 1915 года (по старому календарю). К тому моменту Державину уже было за семьдесят. Он очень устал, проверка лицеистов шла довольно долго. Однако поэт оживился, когда пришло время экзамена по русской словесности. Большинство учеников решили прочитать и сделать разбор стихотворений Державина. Поэт слушал юношей внимательно и с удовольствием. В конце вышел Пушкин.

После, вспоминая о своем чтении, Александр признался, что он очень боялся, ведь стоял всего в двух шагах от Державина. В момент, когда он дошел до строк, в которых вспоминался деятель, его сердце начало биться в усиленном темпе, а голос сменился. Пушкин настолько переживал, что забыл, как он закончил декларацию стиха и куда потом убежал.

Однако Державин был восхищен юным поэтом. Ему понравилось стихотворения Пушкина, и он требовал, чтобы его немедленно нашли. Гавриил Романович хотел лично поблагодарить лицеиста и обнять его. Однако его никто так и не сумел найти в тот день. Сам же Гавриил Державин отозвался о Пушкине следующим образом: «Вот кто заменит меня».

После экзамена последовал званый ужин. На нем Разумовский молвил отцу Пушкина, что хотел, чтобы Александр также поупражнялся в прозе, но тут вмешался Державин и попросил оставить его поэтом.

Значение события

Даже для современников очень много значил тот факт, что сам патриарх литературы назвал пятнадцатилетнего лицеиста своим преемником. Они были удивленны такому факту, но считали Пушкина талантом. Когда же слава поэта достигла своего эпопея, то это событие стало символичным. Это была словно передача творческой эстафеты от лучшего поэта XVIII столетия лучшему поэту XIX столетия.

Похвала Гавриила Романовича произвела огромное впечатление на самого Пушкина и нашла отражение в его творчестве. Поэт несколько раз вспоминал этот факт в своих произведениях. Особенно известными стали строки в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Это выражение стало крылатым, ведь оно символизировало передачу полномочий от одного великого поэта другому.

Илья Репин посвятил экзамену Пушкина одну из своих картин. Она называлась «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Нынче она хранится в Царскосельском лицее, где сейчас находится музей памяти известного поэта.

Судьба стихотворения

После Пушкин отправил Гавриилу Романовичу по его личной просьбе список «Воспоминаний в Царском Селе». Второй экземпляр он отправил своему дядюшке, через которого о стихотворении и его авторе узнали многие известные литературные деятели тех времен.

Первая публикация стихотворения состоялась в 1815 году в журнале «Российский музеум». Это было первое произведение Пушкина, при издании которого он подписался своим полным именем. Во время подготовки к печати своего первого сборника поэзий в 1819 году Пушкин изменил текст стихотворения, исключив из него упоминание Александра Первого как спасителя Европы.

Александр Сергеевич включил стих в рукописный вариант своего сборника, который отправил в цензуру в 1825 году. Однако, оказаться в конечном варианте книги ему не удалось, и в печать произведение не попало. Вероятно, цензоры заметили отсутствие стихов об Александре Первом: работа была хорошо известна в Российской империи в первичном виде, поэтому подобная публикация могла бы вызвать подозрения.

В 1829 году Александр написал одноименное стихотворное произведение. Эти два стиха часто путают.

Основная тема и идея

Основная тема произведения — величие Российской Империи и воспевание ее воинских подвигов. Столь патриотичные идеи, скорее всего, появились в голове юного поэта из-за недавнего окончания Отечественной войны 1812 года.

Другая тема, которую поднимает в своем произведении автор — роль поэта в мире и обществе. По мнению Александра, именно поэзия способна вдохновить человека на свершение героических поступков.

Идеей произведения является утверждение величия Российской Империи. Проблема стиха — это место человека в истории. Лирический герой произведения понимает всю глубину и трагизм судьбы России, восхищается победами своих предков.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из двенадцати четверостиший. У него линейная композиция. По смыслу произведение поделено на три части:

Краткое содержание «Воспоминаний в Царском Селе» передает сюжет произведения, а также раскрывает основные идеи Пушкина и передает торжественное настроение, которым проникнут стих.

Направление и жанр

Стихотворение Пушкин написал в традициях классицизма. Произведение можно считать лиро-эпическим. В тот период поэт только искал себя и особенный стиль, поэтому стих написал в подражательной манере. Чувствуется, что он был написан под влиянием творчества Жуковского и Батюшкова.

По жанру стихотворение одновременно похоже на оду и элегию. Пейзажно-философское настроение напоминает элегию, а отрывки с раскрытием гражданской темы больше похожи на оду. Александр Сергеевич умело совмещает два жанра, в этом проявляется его новаторство.

Произведению присущи не только черты классицизма, но и романтизма и сентиментализма. Они выражаются в описаниях природы и героических достижений.

Стихотворный размер — четырех- и шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная. В произведении чередуются мужские и женские рифмы. В тот период творчества Александр Сергеевич находился в творческом поиске и пробовал почти все размеры, за исключением разве что анапеста.

Художественные приемы

В стихотворении Пушкин во время написания использовал множество средств выразительности. Так, в нем присутствуют:

Благодаря этим тропам поэт сумел воссоздать торжественное настроение произведения, создал атмосферу таинственности и сумел передать свои мысли и воспоминания о Царскосельском лицее. Пушкин в стихотворении также использовал инверсию и анафору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *