Воспитатель группы компенсирующей направленности что это такое
Консультация «Группа компенсирующей направленности в детском саду: в чем отличие?»
Группа компенсирующей направленности в детском саду: в чем отличие?
В детском саду «Ласточка» функционируют две группы компенсирующей направленности: старшая группа и подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Часто эти группы называют «логопедические» так как с воспитанниками именно этих групп ежедневно занимается логопед и другие специалисты.
Среди родителей дошкольников бытуют два мнения о логопедической группе.
В отличии от «обычных» групп, логопедическую группу ребенку нужно посещать регулярно, так как программный материал подразумевает постепенное усложнение, необходимость многократного повторения. Только в таком случае коррекционная работа будет успешна и будет виден ее результат.
В логопедических группах родителям рекомендуют закреплять усвоенный материал и предлагаются задания для закрепления изученного материала, которые нужно выполнять вместе с ребенком. Такой комплексный подход обеспечивает полноценное усвоение ребенком специальной образовательной программы, у ребенка значительно расширяется словарный запас, формируются грамматический строй речи, навыки правильного письма, происходит подробное знакомство со звукобуквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты. А это значит, что к началу школьного обучения у дошкольника будут сформированы все компоненты необходимые для успешного обучения в школе.
Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные. В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, игры, те же утренники, то же самое питание.
Очень важно чтобы к 7 годам у ребенка сформировалась ясная и понятная речь. Это поможет ему в школе чувствовать себя раскованно, легко находить друзей и не стесняться отвечать на уроках.
Опыт работы в детском саду показывает, что нарушения речи у детей встречаются довольно часто. Такие дети, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Многие родители не понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Иногда логопед сталкиваться с такой ситуацией, когда родители 5–6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи, считая, что речь их ребенка нормальна или само собой нормализуется в школе. И родители отказываются от логопедической группы под самыми разными предлогами забывая при этом о правах ребенка.
Таким образом, логопедическая группа детского сада — не добро и не зло, это необходимость для тех детей, кто нуждается в коррекции речи. Поэтому, уважаемые родители, если педагоги детского сада предлагают вашего ребёнка перевести в логопедическую группу — не расстраивайтесь — это не катастрофа, это ему во благо! Не упускайте шанс полноценно и грамотно подготовить ребенка к самому важному и ответственному этапу жизни – школьному обучению. Желаем Вам, добра, мудрости вам и правильных решений.
Консультация «Детям о Блокаде Ленинграда» в старшей группе компенсирующей направленности 27 января – одна из самых значимых дат для петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этой исторической.
Фотоотчет «Космос» в группе компенсирующей направленности Группа компенсирующей направленности. Всю неделю с детьми проходили беседы о космосе. Показано фильмов, чтение книг, иллюстраций. Все дети.
Непосредственная образовательная деятельность «Остров дружбы» подготовительная группа компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие».
Воспитатель группы компенсирующей направленности что это такое
Автор: Перькова Нина Григорьевна
Организация: МБДОУ д/с №12
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Воспитатель группы для детей с речевыми нарушениями выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач. Они направлены на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого недоразвития. От слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя во многом зависит успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией. В первые две недели сентября воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Совместно с логопедом составляется комплексно-тематический план работы на год.
Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно. Это развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.д. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность повторения занятий. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за поставленными звуками и грамматической правильной речью. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.
Задача работы воспитателя заключается не в «обучении» и «формировании навыков» (это задачи логопеда), а в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…».
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей в фонетическом и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Речь воспитателя должна быть предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевыми нарушениями.
Воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Это способствует созданию основы для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка. А это в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. Воспитатели стремятся содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. А логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с определенными морфемами). Может быть и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивают у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки. Например, навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.
Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:
Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Например, дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель должен следить за правильностью речи детей, исправлять все их ошибки, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы. В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять домиков, семь стульев).
Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, а воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время и вне занятий.
Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности:
В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда (час после полдника). На вечерние занятия воспитатель может взять от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Рекомендуются следующие упражнения: закрепление хорошо поставленных звуков, повторение стихов, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирает логопед совместно с воспитателем. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя (настольными играми, играми по формированию мелкой моторики, раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием).
Рекомендуется выделить в группе логопедический уголок, т. е. место для логопедических занятий, в котором должны находиться игры для формирования правильной воздушной струи, для развития речевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется в течение учебного года по мере прохождения учебного материала.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с речевым недоразвитием, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и изменение условий общения.
В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных эмоций, связанных с речевым недоразвитием, формирование интереса к занятиям.
В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеучебное время воспитатель может предлагать детям тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывании и развязывании шнурков, сортировке мелких предметов.
Рекомендуемая литература:
1. В первый класс без дефектов речи. Ткаченко Т. А.
Подготовка к школе особенных деток: что такое детский сад компенсирующего вида и кому он подходит?
Существуют разные виды детских садов: комбинированные, компенсирующие, общеобразовательные. Какое заведение лучше посещать, может подсказать педиатр.
Детский сад компенсирующего вида, что это значит понимают далеко не все родители. Поэтому, если врач рекомендует отправить малыша в такое учебно-воспитательное учреждение, у родителей может возникнуть ряд вопросов.
Что это значит?
Детский сад компенсирующего вида – это тип учреждения, которое специализируется на подготовке малышей к поступлению в школу.
Особенность заключается в том, что используются образовательно-воспитательные программы, адаптированные под детей с физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья.
Обучение предполагает проведение реабилитационных занятий. Благодаря грамотно разработанной программе, удается устранить нарушение или уменьшить его выраженность.
Занятия проходят с использованием методик, разработанных для каждого типа нарушения. Это позволяет обеспечить правильное развитие ребенка с особыми потребностями. К каждому малышу подбирается индивидуальный подход.
Кому подходят компенсирующие группы?
Сделать заключение о том, надо ли малышу посещать компенсирующий садик, может комиссия врачей после проведения обследования.
Многие родители переживают, когда их детям рекомендуют посещать учебно-воспитательное учреждение оздоровительного типа. Они думают, что там находятся только умственно отсталые и физически неполноценные дети.
На самом деле в компенсирующих садиках есть разные группы. Туда могут отправлять детей с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют респираторными патологиями, простудами. Если такой ребенок начнет посещать обычный садик, то он будет постоянно болеть и пропустит больше половины занятий. В результате, нормально подготовить его к обучению в школе не получится.
В компенсаторные детсады также направляют таких малышей:
У детей, которые учились в компенсирующем садике, могут возникать проблемы при оформлении в обычную школу.
Как попасть в специализированный садик?
Чтобы попасть в специализированный садик, необходимо пройти медкомиссию и получить заключение о том, что малыш действительно не способен обучаться в обычном дошкольном заведении.
Ребенку потребуется посетить таких врачей:
Направить на консультацию к узким специалистам может педиатр детской поликлиники.
С выданной справкой нужно посетить психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты решат, необходимо ли направлять малыша в компенсирующий садик или он может обучаться в обычном ДОУ. Как правило, в дошкольные заведения подобного типа оформляют детей с 3-5 лет. Многое зависит от того, какие нарушения имеет человек.
Если психолого-медико-педагогическая комиссия признала, что малыш нуждается в специализированной дошкольной подготовке, то выдается заключение соответствующего содержания. С этим документом следует отправиться к заведующему ДОУ.
Основанием для посещения детского сада компенсирующего вида является результат медкомиссии
Для оформления в детсад дополнительно потребуются такие документы:
Какие специалисты работают с детьми?
В ДОУ компенсирующего типа есть обслуживающий персонал: повар, нянечка, подсобные рабочие. Занятия с детьми проводят специалисты разных сфер. Все зависит от того, какие группы действуют в детсаду.
Как правило, в компенсирующих дошкольных заведениях есть:
День ребенка, специалисты организовывают таким образом, чтобы усвоение дошкольной программы сочеталось с корректировкой физических либо психологических нарушений.
Видео по теме
Как выбрать хороший садик для ребенка:
Компенсирующий садик следует посещать детям, которые имеют медицинские показания: слабый иммунитет, нарушения опорно-двигательного аппарата, речевые дефекты и т.п.
Для оформления в специализированное учреждение придется пройти ряд этапов. В таком заведении подготовка к учебе сочетается с коррекцией существующих физических и психологических нарушений.
«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы)
Маргарита Будкина
«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы)
У детей с речевыми недостатками в области «Физическое развитие»отмечается:
— нарушение общей и мелкой моторики
-отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.
Совместная работасо специалистами перед началом учебного года:
1. Учитель – логопед знакомит меня с диагнозами детей (их речевой характеристикой, психологической характеристикой и возрастными особенностями.
2. Обследование детей (заполнение ИПР, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).
3. Совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
4. Знакомство с комплексно – тематическим планированием в группах компенсирующей направленности.
5. Составление совместного плана работы с учителем – логопедом, воспитателями, и плана работы с родителями.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности в направлении «Физическое развитие»осуществляются следующие задачи:
— забота об охране и укреплении здоровья детей
— развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
— общей и мелкой моторики;
— закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
— речевого и физиологического дыхания;
— формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
Что бы добиться результатов считаю главным сформировать у детей интерес к предстоящей деятельности и поддержать его на протяжении всего занятия. А для этого я использую народные и авторские сказки, согласно тематики недели. НОД построенная на сказках отличается интересным содержанием, радостной атмосферой, положительными детскими эмоциями, красивой образной речью взрослого и речевым сопровождением двигательных заданий.
Двигательная деятельность с речевым сопровождением во время непосредственно образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей с ОНР. Речь и движения дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, контролируют свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Формирование движений тоже происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и мелкой моторики. Движения становятся более выразительными, ритмичными, чёткими. С помощью стихотворной речи вырабатывается правильный темп, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Подвижные и пальчиковые игры с текстом, элементы артикуляционной гимнастики помогают закрепить речевые навыки. К таким занятиям дети должны быть подготовлены в эмоционально-психологическом плане. Необходимо заблаговременно напомнить им содержание художественного произведения, на котором будет основана НОД по физическому развитию. И здесь на помощь нам могут прийти родители. Важным направлением в своей работе я считаю пропаганду ЗОЖ, обеспечение компетентности родителей в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Так как детям с ОНР свойственна быстрая утомляемость, то обязательным элементом коррекционной работы является зрительная гимнастика. Комплекс зрительной гимнастики так же соответствует теме недели. И включает в себя упражнения на расслабления и тренировку глазных мышц. Зрительная гимнастика обязательно проводится в игровой форме. Атрибуты к таким играм чаще всего делают сами дети (самолетики, тучка, солнышко, птичка).
Переносное оборудование, для более успешного развития всех групп мышц и совершенствования физических качеств помогает сделать занятия более интересными и разнообразными, улучшить эмоциональный фон и улучшить общее самочувствие детей.
Проявляя творчество, мы постоянно обновляем и пополняем копилку сценариев различных спортивных праздников, которые мы адаптируем для детей групп компенсирующей направленности, чтобы каждый из них смог принять участие в интересном и увлекательном мероприятии. Яркие костюмы, сказочные персонажи, дружеская атмосфера, участие воспитателей делают такие праздники очень интересными и запоминающимися.
Не менее интересны для детей совместные спортивные досуги, в которых принимают участие и родители воспитанников, и ребята из других групп. Теплая дружеская атмосфера, создаваемая нашим коллективом, позволяет улучшить социализацию детей с ОНР, помогает родителям и детям стать ближе друг другу.
Результат моей работы: Дети подготовительных к школе групп компенсирующей направленности вместе с родителями являются активными участниками городских спортивных мероприятий, участвуют в конкурсах различного уровня,занимаются в спортивных секциях, танцевальных кружках, занимают призовые места в плавании.
Своим опытом делюсь с коллегами на методических объединениях, педагогических советах. Являюсь активным участником конкурсов профессионального мастерства различных уровней.
Взаимодействие в работе с учителем логопедом способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Дети выразительно и точно выполняют физические упражнения. В двигательной деятельности проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу.
В ходе выполнения физических упражнений стремятся к лучшему результату, осознавая зависимость между качеством и результатом.
Научились согласовывать слова и движения, внимательно выслушивать словесные инструкции, выполнять их.
Это всего лишь часть моей работы с детьми с ОНР. Более подробно мой опыт работы вы сможете посмотреть на сайте детского сада «Сказка» г. Нефтегорска и на моей страничке. До свидания!
Годовой план работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Годовой план работы воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Кораблик» 2016 – 2017 учебный год.
Коллективная работа «Осеннее дерево». Подготовительная группа компенсирующей направленности Коллективная работа «Осеннее дерево» Подготовительная группа компенсирующей направленности «Цветочный городок» Воспитатель Холодная Ю. Ю.
Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической,.
Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы) СЛАЙД 1 Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические. СЛАЙД 2 Дети с речевыми нарушениями.
Представление опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности Тема опыта: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста в совместной деятельности в условиях.
Работа со сказкой с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать». Так про сказку написал наш великий татарский.
Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Демина А. А. Фролова Н. Н.
Сообщение из опыта работы воспитателя «Работа с интеллектуально одарёнными детьми» Каждый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии педагогу необходимо оценить реальные проявления детской одарённости. Андрей.
Воспитательная работа с детьми в процессе организации трудовых поручений в уголке природы (из опыта работы младшей группы). Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения.
Особенности работы в детском саду компенсирующего вида
В последние годы в результате реформирования системы дошкольного образования по итогам государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений появились дошкольные учреждения различных видов: центры развития ребенка, детские сады общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного вида и др. Вид каждого ДОУ устанавливается в соответствии с направленностью, реализуемой в нем образовательной программы.
Работа в детском саду компенсирующего вида предполагает реализацию, наряду с комплексными программами, специализированных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков детей (например, речевых и физических).
Следует отметить, что реализация разнообразных программ воспитания и обучения обязана обеспечивать выполнение стандартов по дошкольному воспитанию.
Важным моментом в данной ситуации является грамотное комплексирование всех программ и технологий, реализуемых в ДОУ и кооперация деятельности всех педагогов и специалистов.
Стремясь к переводу своего учреждения из режима функционирования в режим развития, коллектив нашего детского сада за основу педагогической деятельности взял инновационные педагогические технологии, на которых я подробно остановлюсь
Так что такое инновация?
— Итак, счисление, и геометрию, и все подготовительные науки. следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным.
— Потому что ни одну науку свободный человек не должен изучать, как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно.
— Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.
Платон. «Государство». Книга VII
Этим мыслям Сократа о педагогике 2,5 тысячи лет, но правила эти действуют и справедливы для нашего времени. Сократ определил в коротком диалоге тот педагогический подход, который в современной педагогике называют личностно-ориентированным. Обучать и воспитывать, направлять развитие и уметь вовремя скорректировать поведение ребенка без насилия, уважая свободную личность ребенка, выявляя и развивая его потребности и склонности, и все это делать в игре — перечисленные принципы описывают суть личностно-ориентированной педагогики.
Теперь немного поговорим о тех педагогических технологиях, которые применяем в своей работе.
Технология «Метод проектов»
Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н. И.Сац сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.
В широком понимании проектом называют все, что задумывается, планируется, т. е. это разработка сценариев предстоящих действий.
Значение технологии метода проектов
— Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
— Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, за счет этого интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Е. Полат (1999)характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
— документы на разных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира;
— технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, DVD проигрыватели, компьютеры;
— возможность выхода за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.
2. Роль воспитателя.
3. Формы деятельности.
Возможны: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.
Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.
5. Результаты работы.
Частным, конкретным результатом работыдля дошкольников могут быть:
• подготовленный концерт, спектакль,
• урожай овощей и пр.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
“Почему?” – этот детский вопрос очень часто приходиться слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывает на формирование чувств детей повседневные жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, необходимо создавать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Я слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
Хотелось бы отдельно остановиться на познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность затем перерастет в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Именно Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Поисково-познавательная деятельность – это активность ребенка,направленная:
— на постижение устройства вещей;
— на нахождение связей между явлениями окружающего мира;
— на их упорядочение и систематизацию.
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Какова же роль экспериментирования в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Именно в ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, тем самым, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Целью работы в данном направлении является обеспечение условий для развития у детей естественнонаучных представлений, например, о физических свойствах окружающего мира, в соответствии с возрастными возможностями детей, используя приемы детского экспериментирования. Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности: прогулку, прием пищи, занятия, игры, решая важнейшие проблемы наших детей, будь то первые попытки донести до рта свою руку или разобрать новую машину, только что подаренную на день рождения. Только собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности, поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям.
Для того чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, созданы необходимые условия. Экспериментальные уголки с мини-лабораториями, организованные в каждой группе,имеют все необходимое для проведения опытов:
1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы);
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.);
6.разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
7.красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. И наша задача – научить ребенка понимать окружающий мир и правильно к нему относится.
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
• констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление,
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса,
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Как и любая деятельность,деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В заключение хочется привести слова академика К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
«Школа молодого бойца». Утренник к 23 февраля с участием родителей (группа компенсирующего вида) Воспитатель: Здравствуйте ребятишки, Девчонки и мальчишки! Здравствуйте и зрители, Дорогие родители! Сегодня мы собрались, чтобы поздравить.
«Святочное волшебство» — развлечение для детей старшей и подготовительной групп компенсирующего вида «Святочное волшебство» (для детей старшей и подготовительной групп компенсирующего вида) Горбова Н. М. Музыкальный руководитель ГБДОУ.
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. «Дети должны жить в мире красоты,.
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе компенсирующего вида «Путешествие в сказочный лес» Конспект НОД по ФЭМП в средней группе компенсирующего вида. Тема: Путешествие в сказочный лес. Программное содержание:• Продолжать учить.
Конспект НОД в старшей группе компенсирующего вида «Каша — сила наша» Задачи: Сформировать у детей представления о завтраке как об обязательном компоненте ежедневного меню. Расширять представление детей о крупяных.
Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.
Проект «Моя семья» в детском саду компенсирующего вида (для детей с ОВЗ) Проект «Моя семья» Автор: Старший воспитатель Рязанова Марина Юрьевна. МДОУ ДСКВ №8 г. Ейска МО Ейский район Друг друга храните.