Воспитанный человек сделает вид что не заметил
Чехов
Чехов говаривал, что не тот человек культурен, что не прольет соуса на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделает другой. Я добавлю: кто не проливает соуса на скатерть, но делает замечание тому, кто его проливает, тот не только некультурный человек, но и гордец, и мещанин – в худшем значении этого слова.
К 12 классу Лицея при консерватории я заметил странную закономерность: все мои одноклассники, что во все годы учебы брали на занятия собойки, в выпускной год вдруг резко прекратили это делать. Наверное, к 12 классу одноклассники повзрослели и считали зазорным, недостойным их возраста занятием брать с собой бутерброды и на перемене жевать. Между тем одноклассники не голодали:
живя по близости, они ездили обедать домой. К сожалению, я не мог последовать их примеру, так как жил далеко от Лицея. Столовки я избегал, домой не ездил, поэтому по старинке брал с собой бутерброды и на переменке жевал.
Однажды мой одноклассник, Павел Немцов, мне высокомерно заметил, что я пахну колбасой. Я понял, что это насмешка, но не понял, в чем конкретно заключается упрек, потому спросил: «А ты что амброзией питаешься?» Мне было непонятно, чем Павел меня упрекает (он что колбасу не ест?), зачем он мне всё это говорит, и можно ли, культурно ли такое говорить.
Однажды у меня был насморк. Я ел колбасу, дыша при этом ртом, и по этой самой причине чавкал, хотя совсем и не желал этого не делать. Павел, сидящий рядом, мне заметил: «Не чавкай!» Я смиренно объяснил ему причину: я не могу не чавкать, потому что не могу не открывать рот – у меня насморк. Павел посоветовал мне идти в столовую. Тогда я взорвался:
– А кто ты такой, чтобы мне делать замечания и давать советы? Ты ведь не учитель, а я не ученик! Мы – равны. И как равный я могу за твое высокомерие дать тебе в лоб!
Павел промолчал, так как считал себя культурным человеком, который выше грубых слов и тем более выше драки. Может, мне и следовало бы пойти в столовую, но если Павел культурный человек, он мог бы и помолчать. Чем он, не чавкающий, был лучше меня, чавкающего?
Если перефразировать Чехова, получится так: «Культурный человек это не тот, кто не чавкает, а тот, кто, будучи сытым и здоровым, не заметит, как будет чавкать его товарищ, голодный и больной».
Был бы Чехов жив, он бы под этими словами подписался. Я в этом уверен.
Воспитанный человек сделает вид что не заметил
« Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…» Так Чехов сказал. В восьмом томе собрания сочинений. Удивительно мудрое замечание, между прочим. Я когда прочитал, так даже поразился: как мне это самому в голову не приходило? Считаем себя интеллигентными людьми, а не дай бог кто-нибудь прольёт за столом соус — так уж сразу шум, крики… А Чехов с этим борется. Он прямо говорит: хорошее воспитание не в том, чтоб, значит, самому не гадить, а совсем наоборот.
Я когда это прочитал, то сразу решил, что буду жить по Чехову. А тут как раз и случай подвернулся — день рождения жены. Пришли гости — родственники, сослуживцы. Сидим едим, интеллигентные разговоры ведём — про погоду, про дублёнку, про Евтушенко, про то, про сё… Хорошо сидим, мирно, соуса никто не проливает.
Но тут один из гостей, некто Куликов, за бутылкой потянулся и фужер с пивом на скатерть и опрокинул. Смутился, стал быстро пятно салфеткой вытирать.
Я сижу — ноль внимания. Просто абсолютно не реагирую. То есть сижу с таким видом, будто он ничего не проливал. Будто и не было этого.
Но тут я замечаю, что никто не замечает, что я не замечаю, как он скатерть залил. Мне как-то обидно стало. И я говорю:
— Хорошее воспитание, — говорю, — не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…
Гость Куликов покраснел и говорит:
— Я никакого соуса не проливал!
— При чём здесь соус? Дело не в соусе… Просто приятно, что здесь собрались хорошо воспитанные люди. Вот вы пиво пролили, а никто даже глазом не моргнул. И это очень радостно, тем более что скатерть новая, недавно куплена.
Гость Куликов почему-то ещё больше смутился, что-то стал бормотать и вдруг уронил тарелку на пол. Тарелка — вдребезги! Гость Куликов стал красный как рак. Все молчат. А я стараюсь не замечать этого нового конфуза, хотя про тарелку у Чехова ничего не сказано.
— Не смущайтесь, пожалуйста! Какие пустяки! Никто ничего не видел. Бог с ней, с тарелкой! Она из сервиза! Антикварная. Саксонский фарфор!
Гость Куликов почему-то весь затрясся, бросился осколки подбирать — да от волнения скатерть зацепил. На пол посыпались бутылки, рюмки… Я губу закусил, но всем видом стараюсь показать, что ничего этого не замечаю. Я даже, наоборот, насвистывать что-то весёлое стал, чтобы показать всем, как мне это всё безразлично.
И тут, представляете, жена Куликова вскакивает и кричит мне:
— Что вы третируете моего мужа?
Я ей вежливо отвечаю:
— Никто вашего мужа не третирует! Наоборот, стараемся не замечать его хамства. Вот вы, например, своей вилкой в общий салат лезли, а я этого даже не заметил.
Тут она чего-то заплакала, а все гости стали почему-то возмущаться. Какой-то родственник жены вскочил, кричит:
— Уйдём отсюда! Над нами здесь издеваются!
— Да кто же над вами издевается? Пришли, понимаешь, пол замызгали, пепел в тарелки сыплете, пьёте неумеренно… Я стараюсь не обращать внимания, а вы ещё что-то вякаете!
Тут гости вскочили, бросились в переднюю за пальто. Я им крикнул вдогонку:
— Ну и ладно! Валите отсюда! Попутного ветра!
Это, конечно, я уже грубо крикнул. Не надо бы этого! Мне бы им чего-нибудь из Чехова вдогонку послать, что-нибудь про соус или в этом роде, но как-то цитаты не подобрал.
Слава богу, бутылкой не запустил, сдержался…
Кодекс моральных основ: 8 качеств воспитанного человека по мнению Антона Чехова.
Метки
Антон Павлович Чехов — это великая фигура в мировой литературе. Он не только писал восхитительные произведения, но и был человеком с большой буквы.
С детства у писателя сформировался характер, в котором было сочетание мягкости и твердости, оптимистичности и доброжелательности. В юности он был очень требовательным к людям и верил, что можно победить невоспитанность.
Воспитание — это не то, как человек здоровается, ест и пьет, это, по его мнению, совершенно другое, то, что основано на моральных принципах. Наверное, многие слышали такие цитаты Антона Павловича: «Воспитанный человек — это не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого» и «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой».
Сегодня мы предлагаем тебе прочесть отрывки из его письма брату в виде цитат, в которых он говорит о качествах воспитанного и интеллигентного человека.
Качества воспитанного человека по Чехову
Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность.
Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае».
Антон Павлович Чехов считал, что если воспитывать себя правильно, то можно в одно прекрасное утро превратиться из раба в настоящего человека.
Поделись со своими друзьями этими качествами воспитанного человека. Об этом должен знать каждый интеллигент!
Воспитанный человек сделает вид что не заметил
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…» Так Чехов сказал. В восьмом томе собрания сочинений. Удивительно мудрое замечание, между прочим. Я когда прочитал, так даже поразился: как мне это самому в голову не приходило? Считаем себя интеллигентными людьми, а не дай бог кто-нибудь прольёт за столом соус — так уж сразу шум, крики… А Чехов с этим борется. Он прямо говорит: хорошее воспитание не в том, чтоб, значит, самому не гадить, а совсем наоборот.
Я когда это прочитал, то сразу решил, что буду жить по Чехову. А тут как раз и случай подвернулся — день рождения жены. Пришли гости — родственники, сослуживцы. Сидим едим, интеллигентные разговоры ведём — про погоду, про дублёнку, про Евтушенко, про то, про сё… Хорошо сидим, мирно, соуса никто не проливает.
Но тут один из гостей, некто Куликов, за бутылкой потянулся и фужер с пивом на скатерть и опрокинул. Смутился, стал быстро пятно салфеткой вытирать.
Я сижу — ноль внимания. Просто абсолютно не реагирую. То есть сижу с таким видом, будто он ничего не проливал. Будто и не было этого.
Но тут я замечаю, что никто не замечает, что я не замечаю, как он скатерть залил. Мне как-то обидно стало. И я говорю:
— Хорошее воспитание, — говорю, — не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…
Гость Куликов покраснел и говорит:
— Я никакого соуса не проливал!
— При чём здесь соус? Дело не в соусе… Просто приятно, что здесь собрались хорошо воспитанные люди. Вот вы пиво пролили, а никто даже глазом не моргнул. И это очень радостно, тем более что скатерть новая, недавно куплена.
Гость Куликов почему-то ещё больше смутился, что-то стал бормотать и вдруг уронил тарелку на пол. Тарелка — вдребезги! Гость Куликов стал красный как рак. Все молчат. А я стараюсь не замечать этого нового конфуза, хотя про тарелку у Чехова ничего не сказано.
— Не смущайтесь, пожалуйста! Какие пустяки! Никто ничего не видел. Бог с ней, с тарелкой! Она из сервиза! Антикварная. Саксонский фарфор!
Гость Куликов почему-то весь затрясся, бросился осколки подбирать — да от волнения скатерть зацепил. На пол посыпались бутылки, рюмки… Я губу закусил, но всем видом стараюсь показать, что ничего этого не замечаю. Я даже, наоборот, насвистывать что-то весёлое стал, чтобы показать всем, как мне это всё безразлично.
И тут, представляете, жена Куликова вскакивает и кричит мне:
— Что вы третируете моего мужа?
Я ей вежливо отвечаю:
— Никто вашего мужа не третирует! Наоборот, стараемся не замечать его хамства. Вот вы, например, своей вилкой в общий салат лезли, а я этого даже не заметил.
Тут она чего-то заплакала, а все гости стали почему-то возмущаться. Какой-то родственник жены вскочил, кричит:
— Уйдём отсюда! Над нами здесь издеваются!
— Да кто же над вами издевается? Пришли, понимаешь, пол замызгали, пепел в тарелки сыплете, пьёте неумеренно… Я стараюсь не обращать внимания, а вы ещё что-то вякаете!
Тут гости вскочили, бросились в переднюю за пальто. Я им крикнул вдогонку:
— Ну и ладно! Валите отсюда! Попутного ветра!
Это, конечно, я уже грубо крикнул. Не надо бы этого! Мне бы им чего-нибудь из Чехова вдогонку послать, что-нибудь про соус или в этом роде, но как-то цитаты не подобрал.
Слава богу, бутылкой не запустил, сдержался…
Посмотрите, как Сергей Юрский выступал на сцене с этим номером.
8 качеств воспитанного человека по Антону Чехову
Воспитанные люди, по мнению великого русского классика, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня.
Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь.
Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!
6. Они не суетны.
Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным.
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его.
Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.
8. Они воспитывают в себе эстетику.
Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. [. ]
Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, [. ] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность. [. ] Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае. Ибо им нужна mens sana in corpore sano.
Таковы воспитанные.
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда.
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля.
Тут дорог каждый час. Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть. Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать. хотя бы Тургенева, которого ты не читал…».