Воспитание социализация образование информатизация что лишнее
Что лишнее из слов воспитание социолизация образование информатизация
Воспитание это лишнее слово
потому-что остальные слова это к окружающей среде не относящиеся лично для тебя
Функции юридической ответственности:1. Обеспечительная. Юридическая ответственность обеспечивает нормальное действие механизма правового регулирования, будучи элементом правового регулирования, одним из юридических средств воздействия на регулируемые общественные отношения.
2. Охранительная. Юридическая ответственность – средство охраны, защиты установленного в государстве правопорядка.
3. Карательная (штрафная). Юридическая ответственность влечет претерпевание правонарушителем лишения определенных, принадлежащих ему благ.
4. Восстановительная (компенсационная). Юридическая ответственность (имущественная) предполагает восстановление нарушенного имущественного субъективного права путем возмещения причиненного ущерба, являющегося следствием данного правонарушения.
5. Частнопревентивная. Применение мер юридической ответственности к правонарушителю предупреждает его о недопустимости совершения в будущем правонарушений, влекущих неблагоприятные последствия.
6. Общепревентивная. Применение мер юридической ответственности к правонарушителям предупреждает иных людей о недопустимости совершения правонарушений.
7. Воспитательная. Юридическая ответственность способствует формированию у людей мотивов правомерного поведения.
Что лишнее из слов воспитание социолизация образование информатизация?
Что лишнее из слов воспитание социолизация образование информатизация.
Воспитание это лишнее слово
Помогите плз?
Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и культурных ценностей назывался.
А) информатизации б) гуманизации в) гуманитаризации г) вестернизации.
Что является лишним в приведенных рядах?
Что является лишним в приведенных рядах?
Армия, образование, кастовая принадлежность, семья?
В чём состоит взаимосвязь образования и воспитания?
В чём состоит взаимосвязь образования и воспитания?
Что с вашей точки зрения должно быть приоритетом в образовании : обучение или воспитания?
Что с вашей точки зрения должно быть приоритетом в образовании : обучение или воспитания?
Раскройте смысл слова «воспитание»?
Раскройте смысл слова «воспитание».
Помогите, пожалуйста)Нужно написать рассказ об исторической личности, в котором бы рассказывалось 1) о его образовании и воспитании ; 2) о его поступках, в том числе о том, чем они известен?
Нужно написать рассказ об исторической личности, в котором бы рассказывалось 1) о его образовании и воспитании ; 2) о его поступках, в том числе о том, чем они известен.
Нужно постараться объяснить там, где это возможно, как образование и воспитание повлияло на его поступки человека.
Что с Вашей точки зрения должно быть приоритетом в образовании : обучение или воспитание?
Что с Вашей точки зрения должно быть приоритетом в образовании : обучение или воспитание?
Я точно не знаю какие там статьи, но могу сказать некоторые права : 1. Каждый человек имеет право на образование. 2. Каждый человек имеет свободу голоса. 3. Каждый человек имеет право на имение жилья и материальной поддержке со стороны государства..
Потому что в жизнe всe хорошee и плохоe возращяеться и если ты поможешь то тебе тоже помогут.
Ответ : 1) верно только А.
Самостоятельность, не всегда может приводить к положительным результатам. Ну а так, смотря какая ситуация, время и действия.
Юридические тонкости»Основание прекращения права собственностиПоискРубрикиБизнес идеи для начинающихБизнес планБизнес статьиБухгалтерияЖизнь и бизнесИдеи для автобизнесаИностранныеИстории успехаКак заключать договорКак заработать на FOREXКРЕДИТЫ БИЗН..
Каждому своё, но моё мнение сходится к тому, что это так называемое зло. Разве хорошо, когда в школ дразнят учеников за их национальность или внешний вид? Конечно нет, а ведь это и есть социальное неравенство.
Олимпиада 8 класс муниципальный этап
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада 8 класс муниципальный этап»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не со- гласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Свободные блага доступны для всех нуждающихся в них.
Разрешение глобальных проблем требует коллективных действий людей, общих усилий всех народов.
Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести является закрепленная в Конституции теократическая форма правления.
Рост безработицы ведет к повышению потребительского спроса
Взаимодействие отдельных людей, социальных групп образует социальную структуру общества.
Высшим проявлением гражданственности является патриотизм.
По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 12 баллов.
Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу
Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя?
а) П., семнадцатилетняя выпускница школы
б) М., находящийся под следствием по обвинению в краже
в) Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима
г) В., военнослужащий срочной службы
е) Д., восемнадцатилетний студент вуза.
Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
а) производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потре- бителя;
б) семья является основной производственной ячейкой общества;
в) большинство населения занято в промышленном производстве;
г) широкое применение механизмов, облегчающих труд;
д) в центре социальной организации находятся церковь и армия;
е) природные факторы в большей степени влияют на развитие экономики
К полномочиям Президента Российской Федерации относится:
а) решение вопросов предоставления гражданства;
б) управление федеральной собственностью;
в) осуществление верховного руководства Вооруженными Силами РФ;
г) разработка федерального бюджета;
д) назначение на должность председателя Центрального банка Российской Федерации;
е) принятие решения об отставке Правительства.
По 1 баллу за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.
Установите соответствие между видами потребностей человека и их примерами. Свой ответ запишите в таблицу.
М. выходит замуж, потому что хочет иметь собствен- ную семью
О. ищет высокооплачиваемую работу, чтобы иметь воз- можность купить квартиру
Д. организует собственную фотовыставку
К. предложил реализовать новый проект, чтобы полу- чить повышение по службе
Н. приобрела билеты в театр, чтобы посмотреть поста- новку нового спектакля
По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.
Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и обос- нуйте свой выбор.
Христианство, буддизм, иудаизм, ислам
Восприятие, суждение, ощущение, представление
Воспитание, социализация, образование, информатизация.
По 1 баллу за верно указанный лишний элемент, до 3 баллов за верное обоснование. Всего 12 баллов.
Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии про- изошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации и тексты. Помогите вос- становить презентацию по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста. Запол- ните схему, указав общую для всех изображений обществоведческую категорию, а также, составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным вами элементам.
А)
Б)
В)
«Это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и по- купаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быст- ро выравниваться» (А.Маршалл)
«Масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая пора- зительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий всё равно регулярно получали заработную плату и премии» (Янош Корнаи)
«Ее следует рассматривать обособленно, поскольку она имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Индивид здесь принадлежит своей изначальной общности,
потребности не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства, плохо поддается реформированию». (Макконнелл К., Брю С.)
«Свободное распоряжение своим трудом является наиболее священным и не- прикосновенным видом собственности» (А.Смит)
«Все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так ну-ждаемся» (В.И.Ленин)
Ответ:
По 3 балла за верно указанный лишний элемент, всего 15 баллов.
Решите политологическую задачу.
Старший вожатый оздоровительного лагеря, проводя с вожатыми отрядов занятие, рассказал о признаках и функциях государства. В ходе обсуждения его доклада вожатый Фомин заявил: «Получается, что лагерь — это тоже государство, так как оно обладает оп- ределенной территорией, определенным населением, имеет аппарат власти, а налоги в ла- гере — это деньги, уплаченные родителями детей за путевки». Между участниками заня- тия возник спор.
Определите, правильны ли рассуждения вожатого Фомина. Что такое государство?
Назовите его основные признаки.
Рассуждения Фомина неверны, так как государство — это особая организация по- литической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управле- ния обществом для обеспечения его нормальной деятельности, которая имеет общие при- знаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую ор- ганизацию общества. К ним относятся:
издание правовых норм
обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функ- ции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание междуна- родного сотрудничества.
Поэтому оздоровительный лагерь не может являться государством.
Прочитайте отрывок из работы Ральфа Дарендорфа «Тропы из утопии».
Опираясь на данный отрывок, дайте определение санкций.
Перечислите все виды социальных санкций. В чем их основные свойст- ва?
Приведите примеры всех видов социальных санкций.
Общество не только создает форму для каждой из имеющихся в нем позиций, но и следит за тем, чтобы занимающий эту позицию не пытался по невнимательности или на- меренно устранить форму, которую он обнаружит, и создать свои собственные формы. Подобно самим формам, связанные с ними санкции также подвержены изменениям, одна- ко как формы, так и санкции вездесущи и неумолимы. […] Социальные роли вытекают из принуждения, навязываемого индивиду — независимо от того, воспринимает ли он их как путы для его личных желаний или же как опору, дающую ему ощущение безопасности. Этот характер ролевых ожиданий основан на том, что общество имеет в своем распоряже- нии санкции, с помощью которых оно в состоянии добиться исполнения собственных предписаний силой. Кто не играет свою роль, того наказывают; кто ее играет, того награ- ждают или по меньшей мере не наказывают.
Дарендорф Р. Тропы из утопии, М: Праксис, 2002
Социальные санкции — совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной группы (общест- ва). (Источник: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе, Москва: «Русская пано- рама»,2011)
Социальные санкции бывают формальные и неформальные, при этом как те, так и другие делятся на позитивные и негативные санкции. Таким образом, получаем 4 вида со- циальный санкций: (1) формальные позитивные (2) формальные негативные (3) нефор- мальные позитивные (4) неформальные негативные. Формальная санкция имеет место там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность.
Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с сис- темой наказаний, представленной судами и тюрьмами. […] Большинство дорожных пра- вонарушений наказываются штрафами или лишением прав, но эти наказания достаточны для того, чтобы водители, сознательно нарушая правила движения, старались не попа- даться на глаза полиции. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюрем- ное заключение и казнь. Позитивных формальных санкций существует немного. Для сти- мулирования образцового вождения в качестве поощрения предлагаются знаки отличия типа «за отличное вождение» или «знаток дорог». Формальные позитивные санк- ции можно найти и в других сферах социальной жизни: награждение медалями за храб- рость в бою, степени и дипломы, свидетельствующие об академических успехах, награды за участие в спортивных состязаниях и др.
Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выра- жаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине. Негативные нефор- мальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, де- монстративное игнорирование индивида. (Источник: Гидденс Э. Социология, Москва: URSS, 2005)
Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 9 класс
№ 1. Задания с несколькими вариантами выбора ответа:
1. Любое государство характеризуется:
а) Политическим плюрализмом;
б) Господством командно-административных методов управления;
в)Деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе;
г) Подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.
2. Разделение общества на различные социальные группы – это:
а) Социальная стратификация; б) Социальная мобильность;
в) Социальная интеграция; г) Социальная коммуникация.
3. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется: а) облигация; б) акция; в) вексель; г) аккредитив.
4. В Федеральное собрание Российской Федерации входят:
а) Государственная Дума; б) Совет Федерации;
в) Совет Безопасности; г) Администрация Президента;
д) Конституционный суд.
5. Под словом «культура» изначально подразумевались:
а) способы обработки земли; б) правила поведения в обществе;
в) способы создания искусственной природы;
г) средства производства новых знаний.
6. К духовной культуре относится:
а) универсальный магазин; б) машиностроительный завод;
в) музыкальное произведение; г) правильного ответа нет.
7. Религия обладает функцией:
а) мировоззренческой; б) регулятивной;
в) терапевтической; г) все указанное выше.
8. Перед школой стоят цели:
а) воспитания учащихся; б) обогащение учащихся знаниями;
в) профессиональной ориентацией; г) все перечисленное.
9.Укажите характеристики российского государства, ныне закрепленные в ст. 1 Конституции РФ:
а) демократическое; б) социалистическое; в) общенародное;
г) федеративное; д) союзное; е) конфедеративное;
ж) правовое; з) с республиканской формой правления.
№ 5 . Определите, что или кто является лишним в ряду (лишнее подчеркните):
а) Французские просветители:
И. Кант, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций.
б) Мировые религии современности:
христианство, буддизм, иудаизм, ислам.
в) Формы чувственного познания:
восприятие, суждение, ощущение, представление.
г) Приобщение человека к знаниям, ценностям, нормам общества:
воспитание, социализация, образование, информатизация.
№ 6 . По какому принципу образованы ряды?
а) Обычай, прецедент, закон._______________________________________
б) Эпос, былины, предания, сказки._________________________________
в) Сократ, Платон, Аристотель._____________________________________
г) табу, обычаи, правила вежливости, мораль._________________________
№ 7. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон».
1) Общество влияет на естественную среду обитания человека.
2) Общество – это система государственной власти.
3) В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами.
4) В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности.
5) Общество в широком смысле это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия.
6) Капитал и управление – первичные экономические ресурсы.
7) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
8) С ростом цен растет и величина спроса.
9) Средства труда – это временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель.
№ 3 . Заполните пропуски в предложении:
а) федеральные, региональные и местные ____________являются основным источником дохода соответствующих бюджетов.
б) понятие ______________используется для обозначения стремления к образованности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня.
в) в основе норм и морали лежат понятия ___________и __________________.
№ 4. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например: Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
№ 8. Работа с иллюстративным рядом
Перед вами рисунки, иллюстрирующие одно из основных социологических понятий. Запишите какое.
Типология олимпиадных заданий.
На школьном этапе олимпиады по обществознанию рекомендуется
использовать задания следующих типов:
1. Задания с несколькими вариантами выбора ответа, например:
1. Любое государство характеризуется:
1) Политическим плюрализмом;
2) Господством командно-административных методов управления;
3) Деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе;
4) Подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.
2. Разделение общества на различные социальные группы – это:
1) Социальная стратификация;
2) Социальная мобильность;
3) Социальная интеграция;
4) Социальная коммуникация.
3. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется:
4. В Федеральное собрание Российской Федерации входят:
1) Государственная Дума;
3) Совет Безопасности;
4) Администрация Президента;
5) Конституционный суд.
Комментарий: 3; 1; 2; 1.
2. Задания, в которых ученику предлагается определить правильность или ошибочность утверждений, например:
1) Общество влияет на естественную среду обитания человека.
2) Общество – это система государственной власти.
3) В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами.
4) В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности.
5) Общество в широком смысле это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия.
Комментарий:1;5 – Да. 2;3;4. – Нет.
3. Задания на объяснение логического ряда, например:
1) По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
1. Верховенство права, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация государственной власти на основе принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.
2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.
Комментарий: 1. признаки правового государства. 2. виды административных правонарушений.
4. Задания на определение хронологической последовательности, например:
1) Федеральные, региональные и местные ____________являются основным источником дохода соответствующих бюджетов.
2) Понятие ______________используется для обозначения стремления к образованности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня.
Комментарий:1. налоги, 2. самообразование.
5. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например:
Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПКИ | ВИДЫ ПРОСТУПКОВ | ||
1) | остановка автомобиля под запрещающим знаком | А) | гражданские проступки |
2) | публичное оскорбление | Б) | административные проступки |
3) | опоздание на службу | В) | дисциплинарные проступки |
4) | нарушение авторского права | ||
5) | нарушение правил пожарной безопасности |
Комментарий:1-Б; 2-А; 3-В; 4-А; 5-Б
Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов
Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Типовым Положением о проведении школьного и муниципального этапов по обществознанию среди учащихся 9-11 классов.
Содержание олимпиадных заданий.
Школьный и муниципальный этапы лежат в основе Всероссийской олимпиады. Крайне важно, чтобы уже на этой стадии был задан общий камертон, идеология проведения соревнований.
1.1. При определении содержания и структуры заданий рекомендуется исходить из следующих позиций:
— проведение предметной олимпиады должно опираться на действующие нормативные документы, прежде всего на обязательный минимум содержания обществоведческого образования основной и старшей (полной) средней школы, – приказы Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 и 30.06.1999 г. №56, отражая требования к уровню подготовленности учащихся, данные в них;
— отбор заданий необходимо осуществлять с учетом содержания школьных программ по обществознанию и учебников для основной и средней (полной) школы, включенных в Федеральный перечень, опираясь на обозначенный Министерством подход, при котором все учебники, допущенные и рекомендованные для использования в школе, рассматриваются в качестве равноценных;
— содержание заданий олимпиады предусматривает возможность привлекать знания, полученные учащимися при изучении других предметов (история, литература, экономика, право, география, мировая художественная культура и др.);
— при отборе заданий важно учитывать уровень требований школьного этапа олимпиады.
1.2. При выполнении олимпиадных заданий предполагается:
— предъявить задания, касающиеся основных содержательных линий интегративного курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера.
Особенностями при составлении заданий муниципальной олимпиады по сравнению со школьным этапом являются:
ü больший по сравнению со школьным туром объем олимпиадных заданий вследствие расширения временных рамок проверки знаний и познавательных способностей школьников;
ü расширение типологии заданий открытого типа при приоритете заданий закрытого и полуоткрытого типа, содержащих готовые варианты ответов, шаблон при выполнении и.т.п.
ü наличие заданий творческого типа;
ü расширение числа информационных источников (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
ü отражение в заданиях разнообразных видов деятельности.
Типология олимпиадных заданий
I тур
На муниципальном этапе олимпиады по обществознанию в первом письменном туре рекомендуется использовать задания следующих типов:
1. Задания, в которых ученику предлагается определить правильность или ошибочность утверждений, например:
«Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
1) Капитал и управление – первичные экономические ресурсы.
2) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
3) С ростом цен растет и величина спроса.
4) Средства труда – это временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель
5) Земля и труд – первичные экономические ресурсы.
6) Отличительная черта денег – их ликвидность.
7) Зарождение биржи связано с укреплением системы налогообложения.
8) Подоходный налог относится к числу косвенных.
Комментарий: Нет, да, нет, нет, да, да, нет, нет.
2. Задание на определение лишнего в ряду, например:
Что или кто является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.
1. Французские просветители:
И. Кант, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций.
2. Мировые религии современности:
христианство, буддизм, иудаизм, ислам.
3. Формы чувственного познания:
восприятие, суждение, ощущение, представление.
4. Приобщение человека к знаниям, ценностям, нормам общества:
воспитание, социализация, образование, информатизация.
Комментарий:И. Кант, иудаизм, суждение, информатизация.
3. Задания на объяснение логического ряда, например:
По какому принципу образованы ряды?
1) Обычай, прецедент, закон.
2) Эпос, былины, предания, сказки.
3) Сократ, Платон, Аристотель.
Комментарий:1) Источники права 2) Формы народной культуры 3) Древнегреческие философы (мыслители).
4. Задания на составление схемы на основе предложенных терминов и понятий, например:
Продолжите заполнение схемы.
| |
| |
Комментарий: 1) Народная, 2) Массовая.
5. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например:
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Комментарий:1 – Б; 2 – Г; 3 – А; 4 – В.
6. Задания на анализ источника обществоведческой информации, например:
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон».
Комментарий: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
7. Задания по определение обществоведческого термина на основе предложенного текста, например:
1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.
2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Комментарий: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.
8. Задания на работу с иллюстративным рядом, например:
Представленные на изображениях общественные институты способствуют важному социальному процессу.
1. Что это за процесс?
2. Каким социологическим понятием можно объединить изображенные социальные институты в рамках этого процесса?
Комментарий:1)процесс социальной мобильности. 2)каналы вертикальной мобильности («социальные лифты»).
II тур
Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и художников, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего выступления. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.
1. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (Лао-цзы)
2. «…Быть либеральным за счет средневековья – слишком удобно» (К. Маркс)
3. «Власть и честь подданных исчезают в присутствии верховной власти» (Т. Гоббс)
4. «Одна из гибельных наших ошибок портить хорошее дело проведением его в жизнь» (У. Пенн)
5. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье»
6. «Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить» (М. Эбнер-Эшенбах)
7. «Человек – венец природы»
8. «Человек – ошибка природы»
9. «Право есть царство реализованной свободы»
10. «Искусство есть догадка о том, чего еще не знает наука».
11. «Божественность человека» в том, что она … не дана, а достижима» (П. Мирандола)
13. «Покупай не то, что надо, а что необходимо» (М.М. Катон)
14. «Человек – по природе доброе и хорошее существо и … единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным» (Ж.Ж. Руссо)
Выбранную проблему важно раскрыть с привлечением понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знания, которая соответствует данной науке.