Воспитание социализация образование информатизация что
Функции ПП: информатизация, социализация, развитие
Закономерности педагогического процесса
Закономерность как философская категория – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и процессами, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие.
Эффективность образования, включая правомерность его целей, содержания, предъявленного обучаемым, методы и формы организации их работы, зависит от социально – экономических, политических условий жизни общества, определяется действующим в данных условиях социальным заказом.
Данный закон фактически утверждает, что забегание вперед в постановке целей образования, еще не востребованных обществом, например, воспитание свободной творческой личности, как и отставание от социального заказа, формирование личности вчерашнего дня, обречены на провал через тысячу негативных реакций (недовольство родителей, трудности дидактического обеспечения, неприятие коллег и т. д.). Любой педагог, предлагающий нестандартную педагогическую практику, должен понимать, что делает вызов обществу.
Закономерна связь процесса образования с непосредственными условиями его реализации (материально – техническими, эстетическими, психологическими, духовно – интеллектуальными).
Целостность и единство 3-х компонентов образовательного процесса: обучения, развития и воспитания.
Данная закономерность предполагает тесную взаимосвязь основных компонентов педагогического процесса, а также соответствующих им результатов. Независимо от нас в классе одновременно происходит и обучение, и воспитание, и развитие. Отбросить что-либо невозможно, а искусственные попытки устранить одну из сторон процесса отрицательным образом влияют на эффективность других.
Сам же результат представляет собой единое целое обученности, воспитанности и развитости. Пробелы в одном из них явно говорят о недоработках в другом.
Здесь следует отметить, что существует, вероятно, правомерная, но альтернативная точка зрения, что в формировании человека параллельно протекают обучение, воспитание (в узком смысле слова), развитие и образование как самостоятельный, независимый процесс, заканчивающийся оформлением «образа» человека, строго индивидуального, уникального, из начально заложенного в него и ждущего своего проявления.
Образовательный результат является непосредственной производной деятельности учащегося (его функцией),
В аудитории, где педагог прекрасно изложил материал с использованием одних и тех же методов (для всех), мы всегда имеем разброс знаний, сформированных навыков, так как каждый работал по-своему, в конечном итоге характер деятельности ученика, в частном случае его познавательной деятельности, обуславливает результат обучения.
Результативность педагогического процесса зависит от реальных возможностей ребенка и его мотивации.
Результативность педагогического процесса зависит от взаимообусловленности всех его компонентов.
Образовательный результат складывается в процессе интериоризации внешних действий человека и, в первую очередь, коллективных действий, в которых он участвует.
Принципы целостного педагогического процесса
Принцип: руководящая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей; познанная и возведенная в ранг требования закономерность.
1. принцип гуманизма (уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, принцип опоры на положительное в ребенке)
2. принцип связи школы с жизнью;
3. принцип национального и регионального своеобразия педагогического процесса;
4. принцип гуманитаризации пед. процесса, опоры в обучении и воспитании на достижения мировой и национальной культуры;
5. принцип педагогизации и эстетизации среды;
6. принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив;
7. принцип единства обучения, воспитания и развития;
8. принцип систематичности и последовательности пед. влияний в образовательном процессе;
9. принцип природосообразности, дифференциации и индивидуализации пед. процесса;
10. принцип включения ребенка в разнообразную, педагогически целесообразную деятельность и разумное общение;
11. системности, оптимального отбора содержания, методов, форм, приемов обучения и воспитания в соответствии с целями пед. процесса;
12. принцип опоры на интересы и увлечения ребенка и др.
Функции ПП: информатизация, социализация, развитие
Информатизация – обеспечение условий для усвоения индивидом социально значимой информации:
· организация присвоения детьми выработанной человечеством системы знаний о человеке, обществе, мышлении;
· создание условий для постижения учащимися культурных ценностей;
· создание условий для освоения практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности;
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, социальным общностям граждан и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Развитие – создание условий для физического, психического и социального развития человека.
Второй вариант рассмотрения вопроса: функции образовательная, воспитывающая, развивающая (см. учебники)
Презентация «Воспитание и социализация обучающихся через информационно-образовательную среду ОУ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Воспитание и социализация обучающихся через информационно-образовательную среду ОУ А.Н. Синдеева, учитель информатики МБОУ Избердеевской сош
Цель: создание единого информационного пространства школы. Перевод на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.
Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить:
Информационный центр школы
Роль кабинета информатики Реализация Государственной программы информатизации системы среднего образования предполагает изменение роли кабинетов информатики в школе. В современных условиях кабинет информатики должен стать центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся.
Занятия в кабинете информатики служат: формированию у учащихся современной информационной картины мира; формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе, формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники; формированию творческой личности, развитию у учащихся мышления, памяти, воображения.
В наших кабинетах информатики проводятся: занятия по информатике; занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием вычислительной техники; экспериментальные уроки и практические занятия; внеклассные и факультативные занятия; конференции, вебинары дистанционные занятия (лекции, мастер-классы) онлайн-уроки Занятия дополнительного образования Занятия по обучению населения компьютерной грамотности Компьютерные мониторинги различной направленности
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование ЭОР в образовательных дисциплинах.
Применение учителем на уроках информатики ЦОР позволяет:
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания (тесты-тренажеры, презентации, обучающие компакт-диски, учебные проекты, рефераты).
http://нэб.рф Проект Министерства культуры Российской Федерации, призванный предоставить пользователям Интернет доступ к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской федерации в отношении соблюдения авторских прав.
Воспитание социализация образование информатизация что
Обсуждая возможности информатизации образования, отметим:
1. Возможность системного подхода в организации учебного процесса на основе структурно-логического представления учебного материала, позволяющая задать содержание в виде системы взаимосвязанных модулей, фактически определить ориентировочную основу учебной деятельности по освоению этого содержания.
2. Гибкость и открытость учебного процесса по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальными стилями, темпами обучения, их интересами, позволяющая повысить эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
3. Возможность интенсифицировать учебный процесс на основе мультимедийной формы подачи учебного материала, частичного сокращения конспектирования текста за счет получения его в электронном виде.
4. Возможность организации интерактивного обучения, построенного на взаимодействии студента с учебной средой, которая является областью осваиваемого опыта в условиях реализации его субъектной позиции.
5. Компетентностная направленность образовательного процесса на основе единой методологии применения информационных технологий, позволяющей интегрировать учебную, исследовательскую, самостоятельную и другие виды деятельности студентов. Это определяет формирование у студентов компетентности в области использования информационных технологий в структуре профессиональной компетентности, в целом способствует конкурентоспособности выпускников вуза.
6. Формирование системы непрерывного образования, образования «через всю жизнь», направленного на постоянное развитие личности в условиях единого информационного пространства.
7. Электронная форма учебно-методических материалов (учебных планов, программ, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний, рекомендаций и др.) позволяет студенту иметь такую информационную среду, которая способствует организации самостоятельной работы по усвоению учебной информации в индивидуальном темпе в удобное для него время.
8. Возможность визуализации содержания дисциплины, демонстрации изучаемых явлений и процессов в развитии и динамике.
Традиционная система, реализующая словесно-логический метод обучения, мало опирается на наглядность учебного материала в образовательном процессе. Ориентация на развитие интеллектуальной сферы студентов и возможности новых средств и информационных технологий приводит к необходимости и целесообразности визуализировать содержание дисциплин, сделать его наглядным.
Информатизация образования характеризуется применением компьютерно-ориентированных методических систем на разных стадиях обучения в высших и общеобразовательных учебных заведениях, использованием обучающих информационных технологий, являющихся, в свою очередь, процессуальной составляющей компьютерно-ориентированных образовательных систем. Опираясь на исследования [7], под информатизацией образования будем понимать процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты.
В этом определении актуализируется проблема разработки теории и обоснования практики обучения в информационной среде при реализации психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Проблемное поле, порожденное информатизацией общества и образования, не будет полным, если не обозначить риски, связанные с этим процессом, к которым относится:
— дегуманизация отношений в образовательной системе в силу опосредования личностного взаимодействия субъектов образовательного процесса компьютерными средствами;
— технико-машинная зависимость человека;
— технократическое истолкование процесса социализации;
— замена реальности ее суррогатной виртуальной моделью;
— иллюзия свободы личностного целеполагания и выбора;
— вседозволенность в виртуальном мире [4].
В качестве недостатков информатизации образования Галкин Д.В. выделяет проблему, названную автором, проблемой «эрозии знаний». Ученый подчеркивает, что доступность и обилие в информационной среде «полуфабрикатов» знаний приводит к «разрыву между знанием и опытом познания». «Опыт познания, заложенный в классической процедуре реферирования (работа с текстом, реконструкция содержания), сведен в данном случае на нет: тексты не были прочитаны и главные мысли самостоятельно не выделялись» [3].
Это предъявляет соответствующие требования к мультимедиа, обеспечивающим минимизацию негативных последствий от применения мультимедиа средств (рассеивание внимания, недостаточная интерактивность, информационная перегрузка, нарушение эргономических требований и др.) [4]. В соответствии с логикой нашего исследования для выделения основной проблемы современной педагогической науки в контексте информатизации образования значимым представляется замечание Л.С. Выготского о том, что включение нового средства в деятельности человека, перестраивает структуру этой деятельности (поведения), позволяет исключить ряд процессов, «работу которых теперь выполняет новый инструмент, вызывает к жизни ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управления им» [2]. Возникает необходимость трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации образования. Если в педагогическую систему в качестве «технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая дидактические возможности компьютера» [В.П. Беспалько]. Ученые, обозначая отличие проблем, возникающих в условиях информатизации образования от проблем традиционной педагогики, подчеркивая их важность, определяют необходимость выделения их в отдельный раздел педагогики. В частности, А.А. Андреев подчеркивает, что «для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов в информационно-образовательных средах необходима новая педагогика, которую автор условно предлагает назвать электронной педагогикой «Э-педагогика» [1].
Ряд ученых, исследующих педагогические проблемы «виртуального образования» на основе использования информационных технологий, отмечают необходимость конкретизации понятийно-категориального аппарата и разработки теории и методики обучения в современных информационных средах [1, 7].
В рамках новой теории обучения необходимо определить содержательные изменения элементов традиционной педагогической системы (цель обучения, содержание формы и средства обучения, субъекты образовательного процесса) и общедидактических принципов. Настоящий этап развития теории обучения в условиях информатизации образования естественно определить, по Б.С. Гершунскому, как первый этап становления, который осуществляется «эмпирико-индуктивным» путем.
Опытно-экспериментальная педагогическая деятельность на этом этапе позволяет наблюдать, систематизировать, накапливать и описывать педагогические факты для их дальнейшего объяснения, осмысления, выявления закономерностей, построения гипотез и теоретических концепций.
Педагогический аспект проблемы информатизации образования заключается в необходимости обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Формирование новых образовательных моделей, адекватно использующих закономерности информатизации, на основе изменения содержания образования с ориентацией на развивающие, опережающие методики обучения и индивидуализированное образование, необходимо ориентировать на сохранение ценности образования как процесса развития умений, способностей и свойств личности студента в условиях внедрения современных информационных технологий.
Личностно-развивающей ориентации образовательных процессов способствует внедрение новых технологий, активизирующих субъекта образовательной деятельности, в том числе за счет реализации интерактивного обучения. Сущность интерактивного обучения определяется как:
— специальная форма организации познавательной деятельности учащихся в условиях их вовлеченности в процесс познания и возможности рефлексии этой деятельности (Н.Г. Суворова);
— специальная форма организации образовательного процесса, то есть совместная деятельность учащихся над освоением учебного материала[6];
— диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на создание комфортных условий, когда студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность (В.Д. Назарова);
— личностно-ориентированное взаимодействие всех субъектов профессионального образовательного процесса в специально организованной образовательной среде (Э.Ф. Зеер, А.А. Иванова).
Анализ различных дефиниций понятия «педагогическое сопровождение» позволил определить педагогическое сопровождение и поддержку, как педагогическую деятельность, направленную на раскрытие индивидуального потенциала человека, включающую превентивную и оперативную помощь в решении его индивидуальных проблем, связанных с успешным продвижением в обучении, физическим и психическим здоровьем, общением, с жизненным и профессиональным самоопределением.
При осуществлении психолого-педагогического сопровождения основными задачами педагога становятся:
Таким образом, содержанием педагогической поддержки и сопровождения студента являются совместное со студентом преодоление препятствий, затруднений, разрешение проблем, снятие негативного состояния, вопросов, сомнений, и, в конечном итоге, к запуску механизма самореализации и саморазвития через развитие рефлексивных способностей. Целью психолого-педагогического сопровождения и поддержки является формирование у студентов способов выявления и разрешения проблем в учебной деятельности и других жизненных ситуациях. Именно межличностное, субъект-субъектное взаимодействие по поводу разрешаемых проблем обучаемых определяет содержание педагогической поддержки и сопровождения студентов в процессе их адаптации к учебному процессу вуза. Для того, чтобы поддержка была эффективной, необходимо осуществлять, во-первых, общую педагогическую поддержку (в широком смысле слова), направленную на создание комфортного климата, фона доброжелательности, взаимопомощи между участниками образовательного процесса. Во-вторых, следует осуществлять личностную поддержку студента, способствующую снятию индивидуальных проблем студента в обучении, установлению межличностных отношений, его саморазвитию. В-третьих, необходимо вносить постоянные коррективы в организацию педагогического процесса с целью развития личности и снятия различных негативных явлений.
Подводя итог сказанному выше, считаем, что психолого-педагогическое сопровождение и поддержка студентов в условиях информатизации учебно-воспитательного процесса как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса, актуализирующая процессы самопознания, саморазвития и самореализации потенциальных возможностей личности студентов будет способствовать их успешной деятельности, если оно ориентировано на:
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка студентов в условиях информатизации учебного процесса создает необходимость новых средств и мест осуществления субъект-субъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Нам представляется важным определить место оперативного индивидуального контакта между преподавателем и студентом. Сопровождение и поддержка студентов должна осуществляться не только при непосредственном контакте субъектов учебного процесса, но в случае опосредованного взаимодействия через электронные средства коммуникации. При этом должна обеспечиваться реализация педагогических задач ранее решаемых через личностный контакт, таких как комфортность взаимодействия, развитие волевых характеристик, интеллектуального потенциала студентов, сознательности и самостоятельности в обучении, а также обеспечиваться прочность усвоения знаний.
Развитие интеллектуального потенциала должно осуществляться на основе формирования умений по обработке информации, например, на сайте выкладываются заранее открытые вопросы, на которые студент может ответить только после прохождения курса обучения по дисциплине. Прочность усвоения информации достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции на основе обратной связи, с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности, а также итоговым тестированием, констатирующим продвижение вперед. Помимо самоконтроля и самокоррекции необходимо осуществлять оперативную помощь и поддержку студентов через блог преподавателя, электронную почту или skype [8].
Таким образом, педагогический анализ информатизации образования как объективно существующего и естественного процесса инновационного развития общества позволил сделать следующие выводы:
1. В педагогической науке нет четко определенного понятийно-категориального аппарата, связанного с информатизацией образования, что затрудняет однозначное понимание его педагогической сущности, которая нами представляется как обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты.
2. Наряду с несомненно позитивным эффектом информатизации образования имеются и негативные последствия этого процесса, связанные в первую очередь с дегуманизацией отношений в образовательной системе.
3. Личностная ориентация образования в условиях информатизации требует новой теории обучения, определяющей перестройку образовательного процесса в содержательном, процессуальном и результативном аспектах при оптимальном сочетании новых информационных и традиционных технологий в соответствии с психолого-педагогическими целями образования.
Рецензенты:
Гафурова Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования института педагогики, психологии и социологии ГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;
Кольга В.В., д.п.н., профессор кафедры летательных аппаратов Сибирского государственного аэрокосмического университета, г. Красноярск.
Влияние цифровизации на развитие личности современных детей
Дата публикации: 18.08.2021 2021-08-18
Статья просмотрена: 639 раз
Библиографическое описание:
Трофимова, Е. И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей / Е. И. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83699/ (дата обращения: 03.12.2021).
В статье говорится о влиянии цифровизации на подрастающее поколение. О феномене нашего времени «цифровом детстве». О том какие риски возникают в век всеобщей цифровизации и технологизации. О роли родителей в воспитании «цифрового ребёнка». Рассматривается понятие «цифровая социализация».
Ключевые слова: гаджет, информационное пространство, развитие личности, способы коммуникации, цифровизация, цифровой аутизм, цифровое детство, цифровая социализация.
Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие. Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека. С раннего возраста дети используют электронные информационные устройства, которые становятся неотъемлемой частью жизни. Это позволяет нам говорить о феномене под названием — «цифровое детство» [9]. Цифровые устройства изменяют формы взаимодействия с внешним миром, дополняют жизнь ребёнка, создают новую ситуацию развития и становятся полноправным агентом социализации. Внедряясь во все сферы жизни общества, создают как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде.
Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании современных цифровых технологий повсеместно для повышения качества жизни. В этом мире формируется личность ребёнка. Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей. Дети живут и учатся в цифровой среде, погружены с самого рождения в цифровое пространство. Они не представляют свою жизнь без цифрового поля, так как они никогда не жили без него, в отличие от старшего поколения. Цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека [3]. За последний год, по данным лаборатории Касперского, — 85 % детей не мыслит своей жизни без цифровых устройств. Занятые домашними делами родители дают часто ребёнку мобильный телефон или планшет. С 4–5 лет приучают к гаджетам своих детей 92 % родителей. Свой аккаунт в соцсетях имеют более 40 % младших школьников. Мозг ребёнка развивается в цифровой среде, а должен развиваться в естественных условиях. К цифровому аутизму и общей разобщённости приводит изменение способов коммуникации. Дети не проникают во внутренний мир другого человека, они перестали контактировать друг с другом. Большое количество услуг теперь предоставляется только онлайн, школьники уже знакомы с дистанционным обучением. Сам человек подвергается трансформации — живое общение становится отягчающим. В отличие от взрослых, которые ещё помнят реальность без «цифры», дети «родились со смартфоном в руках». В чём отличие современных школьников от ровесников, которые учились 20–30 лет назад? Дети стали больше сидеть дома, меньше гулять. Ребёнка надо упрашивать, чтобы он вышел на прогулку. Физическую активность, общение с близкими взрослыми, предметную и продуктивную деятельность всё больше подменяет компьютерный экран. Играть в совместные подвижные игры дети не умеют. Они теряют навык командного взаимодействия, лишившись общения на площадках и во дворах. Как дружить по-настоящему дети не знают. «Друзьями» теперь принято называть виртуальных собеседников, подменяя понятия. Количество друзей — это количество подписчиков, которых в любую минуту можно удалить. Когда у ребят возникает конфликт со сверстниками, они не знают, как поступить, ведь виртуальный мир — это не реальность. Кибермания приобретает характер эпидемии, растёт с пугающей быстротой. Риск главный, который часто недооценивают родители, это — диагноз — цифровая зависимость, который введён в международную классификацию болезней (МКБ-11) [10]. К проявлениям компьютерной зависимости можно отнести: резкое снижение учебной успеваемости, снижение учебной мотивации, падение познавательного интереса, девальвацию ценностей. Виртуальный мир очень часто враждебно настроен к виртуальному герою. Герой противостоит миру зла. Человек переносит законы мира виртуального на реальный мир [5]. Высоким уровнем тревожности называют такое отношение человека к окружающем миру. Человек всё меньше интересуется реальным миром и всё больше проводит времени в виртуальном пространстве.
Что же делать в такой ситуации? Ребёнку необходимо предложить альтернативу, которая не угрожает потерей психического и физического здоровья. Зачастую мало времени родители уделяют детям, интересуясь только внешней стороной жизни ребёнка (еда, одежда, оценки в школе). И не пытаются глубже заглянуть в душу, узнать круг интересов, постараться стать «другом» ребёнку в реальной жизни. Находясь в виртуальных играх человек теряет связь с реальностью. Проблема существует! Как же её решить? Надо избежать главной ошибки — детям не надо запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет — вырвать просто из рук его не получится. Необходимо внимание ребёнка перенаправить на то, что ему будет интересно: спорт, творчество. Ребёнку станет гораздо интереснее побеждать в реальном мире, чем в виртуальном, который исчезает с выключением гаджета. И, однозначно, реальные результаты гораздо более значимы и приятны, чем интернет-иллюзия. Победа на соревнованиях или признание таланта в любой деятельности никогда не сравнится с виртуальной победой. Смартфоны, телефоны, планшеты — это просто средства, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное действие гаджетов начинается тогда, когда мы тратим на него всё свободное время. Если ребёнка чем-то увлечь, то вырывать гаджет из рук не потребуется. Крайне важной темой является изучение того, как взаимосвязаны погружённость детей дошкольников в цифровую среду с их личностным развитием. Дошкольный возраст для развития личностной сферы является наиболее сензитивным периодом. В этот период закладываются психологические механизмы личности, основные личностные образования, ребёнок постигает общезначимые ценности и морально-этические нормы. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, которая претерпевает изменения в современном «цифровом» обществе, что конечно же будет влиять на социально-личностное развитие [7].
Необходимо учитывать риски для здоровья, которые несёт цифровизация. Исследователи доказали, что цифровая зависимость в дошкольном возрасте может повлечь риск формирования других видов зависимости: игровой, алкогольной, наркотической. Недостаточная двигательная активность влечёт за собой отставание в развитии кинестетического механизма в работе мозга, и в последствии может повлечь проблемы в развитии речи и мышления [10]. Именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки и происходить активное освоение социального пространства. А у детей современных слабо формируется «социальный мозг» они перестали общаться в реальной жизни, лишились общения на площадках и во дворах. Существуют проблемы с контролем и волевой регуляцией. В связи с тем, что дети используют только непроизвольное внимание, находясь во власти игры [10]. Механизмы целеполагания и контроля не задействованы. Данный механизм в работе мозга очень важен для постановки цели, самоконтроля. Также мы должны понимать, что она является мощным инструментом развития. Мы сегодня рассматриваем «цифрового ребенка», который существует отдельно от нас. Мы пытаемся его изучить в отрыве от ситуации, в которой он воспитывается.
Родителям нужно отложить гаджеты и начать общаться с детьми проявляя эмоции и даря им тепло. Необходимо организовать жизнь так, чтобы у ребёнка были реальные друзья, увлечения, впечатления. Чтобы он мог играть в «дворовые игры», научился разрешать конфликты со сверстниками, стал добрым, справедливым и чутким товарищем.
С помощью родителей у детей должно сформироваться понимание того, что такое современные цифровые технологии, для чего они нужны. В связи с этим, на плечи родителей и педагогов дошкольного образования должно ложиться воспитание правильного отношения к техническим устройствам [8].
Сегодня, повышая качество дошкольного образования, обеспечивая успешную подготовку к школе, в образовательном процессе используется огромный спектр педагогических технологий. В ФГОС указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. По мнению практикующих педагогов — дошкольников, включение цифровых технологий может лечь в основу успешной подготовки к школе.
Подводя итог, хочется сказать, что цифровые технологии — это не зло, просто нужно относиться осознанно к их использованию, чтобы исключить всевозможные риски, грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу.