Волюнтаризм что означает простыми словами в кавказской пленнице
«Это как его. Волюнтаризм!». Что же означает это легендарное слово Никулина и почему над ним смеялись
Думаю, все помнят этот отрывок из «Кавказской пленницы», где Никулин произносит слово «Волюнтаризм», а дядя невесты осаждает его:
– В моем доме попрошу не выражаться!
Всю жизнь я смеялся над этим отрывком, хотя понятия не имел, что же это за «волюнтаризм» такой. Мне это казалось не особо важным. Ну, наверное, просто вязли какое-то сложное слово и всё.
Однако, оказалось, что этот эпизод фильма – тончайший политический юмор. И сейчас я расскажу вам его истинный смысл.
Само по себе слово ничего смешного не содержит. Если говорить по-простому, то волюнтаризм – это попытка добиться какой-то цели без учета собственных возможностей и реальных обстоятельств.
Ну, вот, допустим, решил человек резко перейти на ЗОЖ: вставать в 6 утра, бегать в парке и завтракать свежими фруктами. Но при этом у него слабая сила воли, работа до 12 ночи, ближайший парк в другом районе, а на свежие фрукты у него просто нет денег.
Так вот его цель – это волюнтаризм. Он не учитывает объективные обстоятельства, мешающие ему добиться цели.
Короче говоря, волюнтаризм – это постановка цели, больше похожей на мечту. «Вот было бы неплохо. » – рисует человек себе такую цель, совершенно отрываясь от реальности.
Так что, Никулин абсолютно верно использовал это слово.
Так, а что же здесь смешного?
Дело в том, что «Кавказскую пленницу» сняли в 1966-67 годах. То есть в то время, когда только-только ушел Хрущев и пришел Брежнев. А у нас ведь «положено» чтобы, новая власть ругала предыдущую.
Так, Хрущев ругал Сталина за «культ личности». А самого Хрущева ругали уже при Брежневе за тот самый волюнтаризм.
Был даже введен специальный термин – «экономический волюнтаризм». Его приписывали хрущёвским временам.
Вы можете помнить два типичных волюнтаристских проекта Хрущева:
– Выращивать кукурузу по всей стране
В этих проектах Хрущев руководствовался, скорее, мечтой и амбициями, чем реальной экономической целесообразностью. Зачем тратить невероятные ресурсы на целину? Каким образом выращивать теплолюбивую кукурузу в Восточной Сибири?
Эти нюансы не принимались во внимание, а потому волюнтаристские проекты Хрущева оказались провальными и критиковались в середине 60-х.
Соответственно, в эти годы слово «волюнтаризм» так сильно вошло в лексикон СМИ, так прожужжало уши простым гражданам, так им надоело, что Гайдай умело обыграл этот момент, приравняв «волюнтаризм» к нецензурной брани.
Ну, как если бы у нас сейчас в каком-нибудь фильме к нецензурной брани приравняли бы слово «Майдан». Просто потому, что этим Майданом по всем каналам прожужжали уши, он уже так достал простого человека, что впору им детей пугать, кажется.
Вот так же было и с волюнтаризмом в свое время)
Надеюсь, вам было интересно узнать этот любопытный момент из легендарной советской классики.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что означает «волюнтаризм»?
Слово «волюнтаризм» каждый из нас слышал в культовой советской кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Тогда оно было для всех иностранным, непонятным, а впоследствии стало главным политическим ругательством того времени. С тех пор значение этого слова значительно изменилось. Что же означает «волюнтаризм» простыми словами?
Значение и перевод термина «волюнтаризм»
Волюнтаризм (от латинского voluntas – воля, желание, хотение) – это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития. Проявлением такого поведения является руководство следующим лозунгом «Моя жизнь – мои правила». В данном случае для человека нет ничего святого при выборе целей и средств их достижения. Этот термин ввел в обращение в 1883 году немецкий социолог Ф.Теннис и первоначально подразумевал под ним «произвольные решения». Антоним волюнтаризма –детерминизм (поведение, ограниченное определенными общественными рамками и нормами).
Понятие «волюнтаризм»
Значение слова «волюнтаризм» зависит от того, к какой конкретной эпохе оно относится и в какой сфере жизни человека и общества применяется:
Применение в философии
Зачатки философского волюнтаризма прослеживаются в учении такого известного философа как Августин Блаженный. Он в своем христианском учении высказал мысль о том, что человек без воли Божьей не может совершить ни одного поступка, кроме греха. Следующими, кто обратился к изучению волюнтаризма с философской точки зрения, были Артур Шопенгауэр (главная идея: воля человека – первична, разум – вторичен, все существующее вокруг – воля к жизни) и Фридрих Ницше (новизна – ввел в обращение понятие «биологического волюнтаризма» – когда «воля к жизни» перерастает в «волю к власти»).
Обобщая идеи всех философов, которые обращались к изучению волюнтаризма, можно сказать, что это направление идеалистической философии считает превалирующим в развитии природы и общества божественную (сверхъестественную) или человеческую волю. Философский волюнтаризм включает следующие направления:
Применение волюнтаризма в психологии
Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.
Волюнтаризм Хрущева
Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.
Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:
Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».
Применение волюнтаризма в либертарианстве
Либертарианство – это современное течение, главным постулатом которого является убеждение в том, что каждый человек в мире имеет право жить так, как он хочет, если при этом он не затрагивает чужие интересы и не мешает жить другим людям. Это течение очень тесно связано с главной идеей волюнтаризма.
Среди основных его принципов можно выделить следующие:
Крайним ответвлением данной идеологии является правый фашизм.
Что такое волюнтаризм (3 фото + 1 видео)
Волюнтаризм — это.
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
отчуждение народа от политической власти;
бюрократическая модель управления;
отсутствие политической культуры и т.п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Заключение
В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:
«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков