Вода для короля тоже что для бизнеса
Задание 1. Преступление
Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.
Фиаско | Статуя | Спираль |
Океан | Ноготь | Финиш |
Путешествие | Мостовая | Кнопка |
Бумажник | Пальто | Вор |
Дыня | Фанера | Суфле |
Сон | Харизма | Ковбой |
Мотоцикл | Армия | Коробка |
Собака | Нос | Палка |
Преступление | Хоккей | Плод |
Нагревательная спираль потерпела фиаско, когда не смогла в очередной раз нагреть воду в чайнике. Вода в нем была подобна спокойному океану, но и она поняла, что это финиш. Путешествия больше не будет: кнопка не работает. Ничего не подозревающий вор аккуратно взял бумажник, лежащий возле чайника. Выйдя на улицу, он поскользнулся, наступив на кусок дыни в воздушном суфле. Ночью ему приснился сон, что он ковбой, но вместо коня у него оказался мотоцикл, где полным-полно каких-то коробок. Возле них лежит собака и трет свой нос о его ногу. Вор подумал, что неплохо было бы поиграть в хоккей, но новое преступление уже непреодолимо манило его.
Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
1. Вода для корабля то же, что экономика для бизнеса.
2. Цветок вызывает радость так же, как агрессия гнев.
8. Власть – это насилье над людьми.
Вода для короля тоже что для бизнеса
Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.
Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании. Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?
Развитие метафорического мышления
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах.
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.
Чем пахнет слово “участвовать”?
Каково на ощупь число семь?
Какой вкус у голубого цвета?
Как выглядит идея свободы?
Какая форма у среды?
Каков вкус радости?
Создадите командную игру с двумя мячами?
Переконструируете человеческое тело?
Переконструируете человеческое лицо?
Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?
Каждый день принимайте в постели такую позу, какой вы еще никогда не принимали.
Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
Каждый день выдумывайте новую мысль.
Каждый день делайте умственную гимнастику.
В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.
Две минуты на творчество
Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.
Выполните следующие упражнения.
За две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером” с наибольшим количеством различных интонаций.
На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.
Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.
Вода для короля тоже что для бизнеса
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
доктор философских наук,
профессор С. А. Сидоров
© Общество «Знание» СПб. и
Ленинградской обл., 2004
ISBN 5-7320-072″-0 © А. П. Панфилова, 2004
Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9
Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9
вия в профессиональной деятельности
Глава 2. Виды общения 20
Глава 3. Характеристики делового общения 23
Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33
Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49
Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75
Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91
Глава 8. Ответы на вопросы 97
Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114
Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166
Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177
Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194
Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195
Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208
Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213
Раздел III. Формы деловой коммуникации 232
Глава 1. Деловой разговор 233
Глава 2. Деловая беседа по телефону 253
Глава 3. Деловые совещания 263
Глава 4. Пресс-конференция 279
Глава 5. Деловые переговоры 293
Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343
Глава 8. Публичная речь 381
Глава 9. Презентация 400
Глава 10. Самопрезентация 409
Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою
мышления специалистов в деловой сфере 429
Глава 1. Обучающие игры 430
Глава 2. Методы генерирования идей 438
Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453
Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470
Библиографический список 492
Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и
менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему
посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему
велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению
(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает
появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой
коммуникации, весьма актуальным.
В книге широко использованы достижения отечественной и
зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания
автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных
отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и
Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются
практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.
Несомненным достоинством книги является насыщенность
практическими материалами, помогающими освоить описанные в
теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.
Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает
на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как
формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как
выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как
критиковать, как говорить комплименты и т. п.
Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные
стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке
и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд
собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”
(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые
беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.
Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и
интересно изложить современное научное представление о деловой
коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности
целенаправленной человеческой деятельности на практике.
Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не
только учащимися, но и действующими практиками: юристами и
психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и
занятий постоянно вступает в деловое общение.
Заслуженный деятель науки России,
доктор технических наук,
профессор В. А. АБЧУК
Взаимоотношения специалистов в профессиональной
деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.
Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%
управленческих решений принимаются руководителями в устной
J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения
можно сказать, что характер деловых контактов оказывает
решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на
успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-
конференций и дискуссий, торгов и презентаций?
Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-
ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика
преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности” для руководителей и специалистов самых разных
отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и
фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в
авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и
бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также
руководители государственного аппарата, профсоюзных и
партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий
специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и
психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и
эклектика в использовании форм и методов делового
Овладение основами деловой коммуникации позволит
специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные
стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и
сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных
последствий решений при ведении переговоров и
консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование
рациональных программ делового общения, адекватных
коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в
деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их
репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия
разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к
эффективной реализации намеченных целей и программ.
Напишите предложения, включив в них новые профессиональные слова таким образом, чтобы смысл нового слова адекватно вписывался в контекст предложения.
На каждое слово по два предложения:
— Имидж. Фрустрация. Эмпатия. Консенсус. Конформизм. Реноме.
— Инновационность. Креативность. Паблисити. Нонконформизм.
Задание 3.15
Развитие метафорического мышления.
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
Задание 3.16
Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в уме разработайте сценарий,
фиаско статуя спираль
океан ноготь финиш
путешествие мостовая кнопка
бумажник пальто вор
сон харизма ковбой
мотоцикл армия коробка
преступление хоккей плод
ТЕСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ 3
Задание 3.17.
ТЕСТ «УМЕЮ ЛИ Я ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО?»
За каждый пункт (если вам это свойственно) поставить +1 балл.
1. Знаю и учитываю установки слушателей.
2. Подаю информацию с позиции их интересов.
4. Ссылаюсь только на достоверные факты.
5. Говорю обо всех «за» и «против» моей точки зрения.
6. Правильно сочетаю общую и конкретную информацию.
7. Вношу новизну в обсуждаемый вопрос.
8. Выхожу на конкретные идеи и предложения.
9. Выступаю обычно полемично.
10. Свободно владею проблемой.
11. Привлекаю и удерживаю внимание слушателей.
12. Использую неожиданные приемы.
13. Мои речи наглядны и образны.
14. Уважаю своих слушателей.
15. Задаю им вопросы, вовлекаю в дискуссию.
16. Стиль моих выступлений демократичен.
17. Раскрываю смысл, необходимость, актуальность темы.
18. Структурирую тексты для выступления.
19. Облегчаю восприятие и запоминание их.
20. Моя аргументация конкретна.
21. Моя информация нова, необычна.
22. Форма изложения оригинальна.
23. Использую юмор для разрядки.
24. Воздействую на эмоции слушателей.
25. Веду со слушателем диалог.
Подсчитайте сумму положительных баллов. Дальше ставь за каждый пункт отрицательный балл (-1).
1. Ссылаюсь на себя (свое мнение, свой опыт).
2. Не привлекаю внимание слушателей.
3. Не удерживаю их внимание в течение 15 минут.
4. Нет яркого начала в моей речи.
5. Нет хорошей концовки, резюме, обобщения.
6. Речь не структурирую.
7. Нет ясной цели моего выступления.
8. Нет контакта с аудиторией.
9. Хаотично располагаю аргументы.
10. Выступаю без эмоций.
11. Предвзят в своих выводах.
12. Некорректно отношусь к противнику.
13. В речи есть слова-паразиты.
14. Затягиваю выступление в целом.
15. Непропорциональны начало, середина и конец.
16. Говорю слишком быстро.
17. Говорю слишком медленно.
18. Не затронул интересы слушателей.
19. Сложно или неточно для слушателей.
20. Даю только позитивную информацию.
21. Нет конкретных идей и предложений.
22. Поучительный, назидательный или высокомерный тон.
23. Веду публично монолог.
24. Вижу проблему и события субъективно.
25. Неспособен расшифровать обратную связь и скорректировать свою речь.
Подсчитайте сумму штрафных баллов. Суммируйте положительный и отрицательный ответы (суммы баллов). Запомните, что получилось. Нулевой или отрицательный результат показывает, что вы не оратор. Чем больше у вас положительных баллов, тем выше уровень вашего ораторского искусства.
Задание 3.18
К какой категории вы относитесь, дабы избежать крайностей? Вы можете определить это, ответив «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Чувствуете себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?
3. Волнуетесь ли перед выходом на кафедру или трибуну настолько, что должны «преодолевать» себя?
4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?
5. Приходите ли вы задолго до начала выступления?
6. Нужны ли вам три-пять минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно, вас слушать?
7. Стремитесь ливы говорить строго по намеченному плану?
8. Любите ли во время выступлений двигаться?
1. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходуих поступления, не группируя их?
10. Успеваете ли во время выступления пошутить?
Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит, вы владеете индивидуальным ораторским стилем.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Тренировка ума
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Зал интеллектуальных тренажеров Мака
ТОМУ КАЗАЛОСЬ, что в голове у него не мозг, а какая-то манная каша. Весь день он провел в беседах с различными людьми и теперь, к концу работы, чувствовал себя отупевшим и выжатым как лимон. Впрочем, подобное состояние в последнее время стало для него привычным. Ему казалось, что память у него становится все хуже и хуже, а уровень интеллекта медленно, но верно ползет вниз. Никаких свежих идей, никаких нестандартных решений, ничего нового.
Шагая знакомым путем с работы, Том увидел вывеску, которой прежде не было:
О, это что-то интересное. Ни секунды не колеблясь Том толкнул дверь и вошел.
— Мне кажется, я потерял гибкость и остроту мышления.
Мак на мгновение задумался, затем начал задавать Тому вопросы:
— Скажите, когда вы в последний раз заставляли свой ум работать действительно напряженно?
— Как часто вы позволяете себе расслабиться и ничего не делать?
— Ну, иногда я смотрю телевизор. Это помогает мне отвлечься.
— Вы обучаетесь чему-нибудь новому?
— Видите ли, у меня на это нет времени.
— Но какую-то пищу своему уму вы все же даете?
— Я регулярно читаю газеты.
Когда вопросы иссякли, Том спросил:
— Ну и как мои дела? Очень плохи?
Дело в том, что наш разум, в определенном смысле, можно сравнить с нашим телом. Если мы не тренируем тело, мышцы постепенно теряют гибкость и ослабевают. И точно так же, если мы не заставляем наш мозг трудиться в поте лица, “мышцы” ума становятся медлительными и ленивыми. Недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, к перенапряжению, к скуке и, что хуже всего, к умственному застою.
— Люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему разуму дополнительную нагрузку. А это, в свою очередь, происходит, когда нас одолевает самодовольство, когда мы сознательно перестаем искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует большого труда. Это также происходит, когда мы сужаем круг своих интересов. К примеру, некоторые люди обладают блестящими аналитическими способностями, легко находят связь между различными фактами и принимают успешные деловые решения, но они же могут оказаться совершенно беспомощными в том, что касается поиска творческих идей, или организации их собственного времени, или умения поддержать непринужденную беседу, вовремя пошутить и расслабиться. То есть, отлично используя свой мозг в определенном направлении, они забывают о других его возможностях.
Том был ошеломлен. В словах Мака был такой глубокий смысл, и в то же время все было так элементарно просто. Он сказал:
— Я понял, что позволял лениться своему разуму. Я практически не тренировал его или занимался этим спустя рукава. Скажите, еще не слишком поздно исправить положение? Есть у меня шанс снова обрести форму?
Мак тем временем продолжал:
— Нужно быть готовым к тому, что тренировки потребуют не только времени и внимания, вам также придется решительно отбросить старые привычки и заменить их новыми. Но все это воздастся сторицей: энергия, затраченная вами на совершенствование мыслительных способностей, вернется к вам в виде эффективных оригинальных решений. Кроме того, вы узнаете, как работает (или не работает) ваш разум, и, поверьте на слово, получите огромное удовольствие от самого процесса тренировок.