Во что врезался цой
Убийство Виктора Цоя КГБ
15 августа 1990 года программа «Время» сообщила о том, что в Латвии, в автомобильной аварии погиб основатель группы «Кино» Виктор Цой.
Потом вышли центральные газеты, «Комсомолка», где говорили про рыбалку, про «заснул за рулем» и, почему-то, про мотоцикл …
Опытные автомобилисты сразу отметят, что такой маневр с долгой ездой по обочине, а потом резким выруливанием влево, на «встречку», мог быть только в одном-единственном случае: кто-то конкретно, на скорости, все 243 м, прижимал машину Цоя на обочину до самого «слепого» поворота. Потом неизвестная машина обгоняет «Москвич» музыканта и резко останавливается, перекрывая ему путь, тем самым, заставляя машину Цоя остановиться. Цой не подчиняется и пытается слева, на скорости, объехать неизвестную (а может, и известную) машину и выскакивает на встречную полосу…
Следствие рассматривало эту версию, но тогда бы «Дело № 480» о смерти Виктора Робертовича Цоя превратилось бы в конкретный «глухарь». Таинственную машину найти практически невозможно. Тем более в Латвии. Был спущен приказ, что пора быстро заканчивать дело и подписывать документы. «Несчастный случай. Заснул за рулем». Точка…
Однако экс-продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин в интервью «Труду» заявил: «Я до сих пор не могу представить, что Цой заснул за рулем. Тут явно что-то не то! Родственники певца, убитые горем, не смогли настоять на по-настоящему профессиональном и заинтересованном расследовании. Друзья и коллеги тоже не занялись этим. А ведь по многим аспектам это дело выходило за рамки банального несчастного случая».
Не придерживались официальной версии вдова музыканта Марьяна Цой говорившая, что кусает локти от того, что даже с водителем того злополучного «Икаруса» ей не удалось поговорить. В интервью «Труду» вдова тоже повторяла: «Не такой человек был Цой, чтобы уснуть за рулем!».
30 лет спустя. Время вспомнить все версии гибели Виктора Цоя
С официальной версией гибели легендарной рок-звезды согласились далеко не все поклонники его творчества.
Фото © Joanna Stingray / Getty Images
30 лет назад, 15 августа 1990 года, в автомобильной аварии погиб Виктор Цой. Гибель рок-звезды стала шоком для миллионов его поклонников, некоторые из них не могут оправиться от него до сих пор. Несмотря на то что в смертельном ДТП, на первый взгляд, нет никаких загадок, с официальной версией гибели Цоя согласились далеко не все почитатели его таланта.
«Кончится лето». Дворцовый мост в Петербурге впервые разведут под песни Цоя
Около полудня 15 августа 1990 года автомобиль «Москвич-2141», которым управлял Виктор Цой, столкнулся с автобусом «Икарус» в районе 35-го километра трассы Слока — Талси. Автомобиль певца, как установила экспертиза, перемещался с очень высокой скоростью — от 100 до 130 километров в час. Двигавшийся навстречу пустой автобус ехал со скоростью примерно 70 километров в час.
Автомобиль Цоя потерял управление за несколько секунд до аварии. В пользу этого говорит тот факт, что правая колёсная пара автомобиля оставила на обочине дороги след. Проехав по обочине примерно 235 метров, автомобиль резко вывернул на встречную полосу, на полном ходу врезавшись в автобус, выезжавший навстречу из-за поворота. Следов торможения «москвича» обнаружить не удалось. Автомобиль не был оборудован подушками безопасности, поэтому шансов выжить в таком столкновении у Цоя не было. Как подтвердили судмедэксперты, его гибель была мгновенной.
Согласно официальной версии, в которую некоторые почитатели таланта Цоя сразу наотрез отказались верить, музыкант заснул за рулём автомобиля. ДТП случилось около полудня. Время аварии — это один из аргументов противников этой версии. По их мнению, водители достаточно редко засыпают за рулём в середине дня, чаще всего такое происходит или рано утром, или ночью. Тем более что от озера, откуда ехал певец, до места пребывания музыканта было не больше 15–20 минут езды, то есть дорога не была долгой.
Правда, важно отметить, что Цой возвращался с рыбалки, на которую уехал рано утром. А значит, мог не выспаться минувшей ночью как следует и задремать за рулём. Во всяком случае, эта версия объясняет, почему автомобиль Цоя не предпринимал никаких попыток затормозить.
Кроме того, эта версия объясняет и то обстоятельство, что «москвич» Цоя примерно 235 метров перед столкновением ехал по обочине. В момент аварии водитель, вероятно, не контролировал управление. Следов алкоголя и наркотических веществ экспертиза не обнаружила, поэтому наиболее очевидным объяснением этой потери контроля над машиной является состояние сна. Однако у этого следа на обочине, который автомобиль Цоя оставил перед столкновением, может быть и другое объяснение.
Фото © Public Domain
По одной из версий, гибель Цоя стала следствием бытового конфликта. На озере, куда он поехал рыбачить, у него возникла ссора с другими рыбаками. Спасаясь от преследования, музыкант попытался уехать на машине. Однако противники нагнали его на своём автомобиле и попытались столкнуть на обочину, чтобы заставить остановиться. Именно по этой причине автомобиль Цоя и оказался на обочине, прижатый преследователями. Оттуда он попытался на скорости уйти влево, чтобы объехать преследователей, но выскочил прямо на двигавшийся по встречной полосе автобус.
Однако против этой версии есть немало аргументов. Во-первых, ни один из свидетелей ДТП не сообщал ничего о другой машине, которую в таких обстоятельствах просто не могли не заметить. Ни водитель автобуса Янис Фибикс, ни супружеская пара, видевшая, как на большой скорости промчался «москвич» Цоя, не видели второй машины. Очевидных причин, чтобы давать ложные показания, у не связанных друг с другом людей, кажется, нет.
Во-вторых, в автомобиле Цоя нашли три удочки и пойманную им рыбу. Если бы он в спешке покидал озеро из-за конфликта, у него вряд ли нашлось бы время аккуратно укладывать удочки и свой улов.
Козни продюсера или спецслужб
Эта версия базируется не столько на аргументах, сколько на неприятии фанатами группы «Кино» фигуры Юрия Айзеншписа, который выполнял функции продюсера группы на последнем этапе её существования. Это неприятие основывается на том факте, что после смерти Цоя Айзеншпис сотрудничал преимущественно с невзыскательными поп-исполнителями, ни один из которых по своему масштабу не дотягивал до «Кино».
Но в те времена, когда начиналось сотрудничество Цоя и Айзеншписа, этот союз отнюдь не выглядел мезальянсом. Продюсер ещё не имел славы «попсовика», зато имел связи, несомненные природные таланты к организации и администрированию, а также деловую хватку.
Фото © Public Domain
Разумеется, никакого резона уничтожать свою главную звезду у продюсера не было. Даже если теоретически представить, что Цой хотел с ним расстаться (чему нет никаких подтверждений), за время сотрудничества он уже принёс Айзеншпису неплохой капитал, чем тот вполне мог быть доволен.
Айзеншпис действительно подарил Цою злополучный «москвич» за три месяца до аварии. Но вряд ли он делал это с расчётом погубить его. В те времена 41-й был престижной в СССР машиной, достать их было невероятно трудно, и за машину продюсер отдал колоссальные 38 тысяч рублей (порядка шести-восьми миллионов в современных реалиях).
41-й действительно был не лучшей машиной для неопытного водителя, поскольку в управлении был тяжеловат. К тому же это был один из первых советских переднеприводных авто, тогда как все советские водители учились на заднеприводных, а в их управлении есть некоторые нюансы. С другой стороны, машина в те времена считалась невероятно модной и престижной. Так что поверить в злой умысел и коварный расчёт Айзеншписа очень трудно.
Не более убедительной выглядит и версия о кознях спецслужб, которые якобы подстроили аварию, чтобы избавиться от популярного певца протеста. Во-первых, ни одна из многочисленных версий так и не даёт ответа на простой вопрос: как именно эта авария была подстроена? На озере машина должна была постоянно находиться в поле зрения музыканта, незаметно испортить тормоза было бы непросто. Во-вторых, она не даёт ответа, зачем это было сделано. В те времена ещё вполне официально существовала цензура, и ту же песню «Перемен!» при желании просто не выпустили бы, не говоря уже о том, что не включили бы в культовый фильм «Асса».
Из всех популярных рок-музыкантов конца 80-х Цой был наименее политизированным. Даже знаменитая песня «Перемен!», которая сейчас воспринимается как символ перестройки, по словам самого автора, была написана о переменах в самом человеке. В тот период на пике популярности были куда более радикальные исполнители, чем вполне безобидный, с политической точки зрения, Цой.
Что привело к смерти Виктора Цоя 29 лет назад
Виктор Цой на кинофестивале популярных жанров «Золотой Дюк», 1988 год
Галина Кмит/РИА «Новости»
Триумфально отыграв концерт своей группы «Кино» на большой спортивной арене «Лужники» в Москве 24 июня 1990 года, Виктор Цой отправился в туристический поселок Плиеньциемс в Латвии, где вместе с гитаристом Юрием Каспаряном планировал заняться работой над новым альбомом.
Впервые Цой побывал в Латвии в 1986 году. Он дал концерт в актовом зале рижского рок-клуба на 500 человек.
«Помню, здесь стояло человек десять ребят – они стояли и пели: «Группа крови на рукаве…» — хором. Я был поражен. Я не представляю себе, чтобы так же хором пели «I can’t get no satisfaction» или «Smoke on the water». Я понял, что это — явление», — вспоминал позднее президент рижского рок-клуба Андрей Яхимович.
К 13 августа демо-запись была готова, на следующий день Каспарян увез ее с собой в Ленинград, а Цой решил задержаться в курортном поселке, где жил с гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном. Утром 15 августа рано утром он отправился на рыбалку к лесному озеру.
Прорыбачив около пяти часов, в 11 утра лидер «Кино» решил, что пора возвращаться. Столкновение его темно-синего «Москвича-2141» с белым автобусом «Икарус-250» произошло в 11:28 на повороте 35-го километра трассы Слока — Талей.
«Мы когда с женой были около дороги возле своего дома, то мимо нас проехала машина, новенький «москвич», на большой скорости. Я жене говорю, что этот, наверное, не вырулит из поворота. Очень острый поворот на мостике. Там речка Тейтупе. Как я уже говорил, был такой звук — как из пушки выстрел. Мы посмотрели на трассу: эта машина была на середине асфальта, а новенький «икарус» был в левой стороне в речке. Когда мы подошли, шофер уже был мертвый», — рассказывал один из свидетелей в программе «Матадор».
В 11.30 хозяйка дома «Тейтупниеки», расположенного неподалеку, сказала своему внуку вызвать скорую помощь. Когда на место прибыли врачи и полиция, было установлено, что в момент ДТП водитель Янис Фибикс перегонял пустой автобус Талсинского отделения латвийской «Сельхозтехники» на базу из аэропорта, куда перед этим доставил туристов.
В интервью Первому Балтийскому каналу Фибикс рассказывал, что собирался вечером отметить 20-летний юбилей свадьбы. Он резко свернул вправо, пытаясь уйти от аварии, автобус вынесло в речку, а автомобиль Цоя откинуло на 22 метра назад.
«Дверь не открывалась, я увидел, что лежит человек. Подошел, вижу кровь — голова разбита. Побежал звонить. Скорая пришла быстро — через 5 минут. Они констатировали переломы ребер — голова была разбита», — описал Фибикс те события.
Мужчина не знал, что за рулем «Москвича» сидела звезда. С тех пор он каждый год приезжает к месту аварии, чтобы возложить цветы.
«Я стараюсь не общаться с репортерами. Я понимаю, телевидению надо делать рейтинги, деньги. А для меня это оборачивается кошмаром. Я каждый раз с ужасом жду эту дату, которая изменила мою жизнь», — заявил он в интервью «Пятому каналу».
Положение автомобиля Цоя и радиус разброса обломков двигателя позволили установить, что музыкант ехал со скоростью не меньше 100 км/час при разрешенном лимите в 90 км/час. Целой осталась только задняя часть салона, счетчик пробега остановился на 3400 км. Тормозного следа «Москвича» на крутом повороте сотрудники ГАИ не нашли.
След от протекторов говорил о том, что последние 233,6 метра, около семи секунд, Цой ехал по правой обочине дороги. Передний бампер автобуса прошел в салон автомобиля по капоту «Москвича», руль остался погнутым.
«Здравствуйте, товарищи. Печальная весть пришла сегодня из Латвии, где в автомобильной аварии погиб известный рок-музыкант, основатель популярной группы «КИНО» Виктор Цой. Детали происшедшего уточняются. На месте катастрофы работает следственная группа МВД Латвийской ССР…» — зачитал в эфире советского телевидения диктор вечернего выпуска программы «Время».
Ленинградская программа «600 секунд» позднее рассказала, что в городе якобы на 30% подскочило число самоубийств в первые дни после смерти Цоя. Студия ЛенТВ предоставила музыкантам «Кино» время, чтобы обратиться к поклонникам.
Фанатов просили не приходить на похороны из-за массовой истерии, охватившей Ленинград. У ворот Богословского кладбища был организован лагерь желающих проститься с Цоем. По неофициальным данным, его могилу в тот день посетили 30 тысяч человек.
Альбом, записью которого Цой занимался в Латвии, музыканты дописывали без него, взяв в качестве основы демо-запись, которая позволила сохранить голос лидера группы. Премьера последнего альбома «Кино» прошла в январе 1991 года, после чего группа официально прекратила свое существование.
Свидетельница раскрыла новые подробности гибели Виктора Цоя
Трагическую дату вспоминают поклонники Виктора Цоя 30 лет назад, в этот день, погиб в автокатастрофе на трассе под Ригой. Но «Цой жив!» пишут на стенах, а поклонники музыканта до сих пор выдвигают разные версии его гибели.
Янис Фибикс был за рулем автобуса, в который влетел «москвич» Виктора Цоя. Он отчетливо помнит: в тот злополучный день сама судьба его как будто гнала, точнее придерживала для роковой встречи. Возможно, он проехал бы злосчастный поворот раньше, но сначала задержался с выходом из дома, затем автобус не заводился, потом он долго искал, где купить цветы на встречу. И оказался в ненужное время в ненужном месте.
У этой аварии есть и свидетели. Парсла так она просила себя называть живет в 100 метрах от места аварии. 15 августа 1990 года она видела, как мимо ее дома на огромной скорости пролетела машина, резко выскочила на встречку и врезалась в автобус. Во всей округе в то время телефон был только в доме у Парслы. Это она вызывала скорую и милицию к месту трагедии, доставала тело из покореженной машины.
Парсла, местная жительница: «Он влетел под автобус, мотор от удара отлетел к ветле. Столкновение было ужасным. Там уже ничем нельзя было помочь».
На следующий день после аварии Парсла узнала у местных следователей причину аварии: в крови Виктора Цоя якобы было обнаружено 1,2 промилле алкоголя.
Парсла, местная жительница: «А потом это все из документов вымарали. Будто он был кристально трезв».
Следователь Эрика Ашмане, которая вела это дело, сейчас отказывается от любых интервью. Если Цой был нетрезв и пытался это скрыть, нежелание следователя говорить с журналистами вполне объяснимо. Но в 1991 году Эрика Ашмане еще была открыта для общения. В интервью журналу «Вираж» она заявила: «По моему субъективному мнению, Цой задремал за рулем».
Поклонник Виктора Цоя, лидер движения Сергей Елгазин изучил доступные материалы следствия и считает, что расследование было некачественным.
Сергей Елгазин, лидер общественного движения : «Я вижу определенные несоответствия в той схеме, которая появилась после ДТП. И в тех выводах, которые сделали следователи. На мой взгляд, там совершенно точно была недоработка, которая порождает большое количество разных версий».
Виктор Цой. Последний поворот 29 лет спустя (9 фото)
Авария произошла примерно в 11:30 при ясной погоде и представляла собой лобовое столкновение «Москвича-2141» с пассажирским автобусом «Икарус-250». Виктор Цой был за рулем «Москвича», автобусом управлял профессиональный водитель Янис Фибикс. Сведений о других участниках аварии, а также о наличии пассажиров в «Москвиче» и в «Икарусе» нет. Сведения хотя бы об одном свидетеле происшедшего тоже отсутствуют. Говорить о наличии технических средств фиксации у обоих транспортных средств и в непосредственной близости от места ДТП оснований нет.
Следственный отдел РОВД бывшего Тукумского района (на территории которого все произошло) возбудил по факту происшествия уголовное дело № 480. Дело оказалось в производстве следователя Эрики Ашмане – она и выезжала на место аварии сразу после того, как она произошла.
Сегодня в Интернете можно найти лишь одно короткое видеоинтервью с Эрикой Ашмане – его записала программа «Матадор» 1-го канала в 1991 году.
Вот буквальная расшифровка ее слов:
«15 августа 1990 года в 11:30 я в составе оперативной группы выехала на место происшествия на дороге Слока – Талси, 35-й километр. На месте дознанием было установлено, что водитель автомашины «М-2141» Цой Виктор Робертович не справился с управлением автомашиной и заехал на левую сторону дороги и столкнулся с автобусом «Икарус-250». Водитель Цой на месте скончался от тяжелой тупой травмы головы, ушиба головного мозга и многих оскольчатых переломов тела…»
Несколько видеоинтервью записано со вторым участником аварии – водителем автобуса Янисом Фибиксом.
Вот расшифровки фрагментов, имеющих отношение к обстоятельствам ДТП:
«Такое чувство, что сейчас он в перила врежется… Может быть, сантиметров двадцать… Ну очень близко было, ощущение, что сейчас что-то случится. И тогда он оттуда моментально как рванул, и прямо, прямо на меня… Или проснулся, или что-то большое увидел, что автобус…» («Первый балтийский канал», 2010 год)
«Просто видел, что машина та напротив шла в эти перила, в мост. И оттуда прямо она повернула, и прямо машина мне попала в автобус посередине…» («НТВ», 2017 год )
«Вероятно, что он менял кассету. Но, если, может быть, менял что-то, но мало, что посмотрел на дорогу, уже поздно было…» («Факты», Украина, 2018 год)
Снимки получились довольно плохие, большинство слов в документах неразличимо или почти неразличимо. Из более-менее читаемых – схема ДТП с короткими аннотациями на латышском языке и выводы судмедэксперта, проводившего судебно-медицинское исследование трупа Виктора Цоя. Вот эти выводы, зафиксированные в Акте судебно-медицинского исследования трупа № 96 от 16 августа 1990 года (без подробного описания травм, которое мы упускаем из этических соображений):
«На основании судебно-медицинского исследования трупа гр-на Цой В., 1962 г.р. с учетом результатов лабораторных исследований, обстоятельств по делу, прихожу к следующему заключению:
3. Телесные повреждения на трупе гр. Цой В. прижизненного происхождения, могли образоваться непосредственно перед смертью в условиях дорожно-транспортного происшествия при нахождении потерпевшего в салоне автомобиля в период столкновения его с дорожным препятствием, например, с встречным автобусом.
Черепно-мозговая травма получена в результате ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов, например, деформированных частей автомобиля с последующим сдавлением головы в передне-заднем направлении.
Переломы костей …, ушибленные раны тела также возникли от ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов – выступающих частей салона автомобиля.
Множественные ссадины на передней поверхности тела причинены в результате скольжения (трения) по неровной поверхности тупых предметов.
Травмирующая сила действовала спереди назад и справа налево.
4. По своему характеру совокупность телесных повреждений у гр-на Цой В. относится к тяжким, как опасным для жизни. Между полученными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь.
5. Непосредственно перед смертью гр-н Цой В. был трезв, что подтверждается отсутствие этилового спирта в крови трупа (акт № 2594 от 21.08.90 г. – судебно-медицинское химическое исследование крови)…»
На этом доступные сегодня объективные свидетельства той аварии заканчиваются. Мы знаем, что:
Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года около 11:30 в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств – «Москвича» и «Икаруса»;
на момент ДТП за рулем «Москвича» был Виктор Цой, за рулем «Икаруса» Янис Фибикс;
следователь Эрика Ашмане пришла к выводу о том, что Цой не справился с управлением и выехал на встречную полосу;
водитель автобуса Янис Фибикс говорит о том же самом;
эксперт подтверждает, что Виктор Цой мог получить смертельные травмы в результате этого ДТП, и констатирует: он был трезв.
Остальное относится к предположениям, самые растиражированные из которых два:
Виктор Цой уснул за рулем;
на момент ДТП он ехал со скоростью около 100 километров в час.
Оба предположения опубликованы со ссылкой на следователя Эрику Ашмане и, в принципе, не противоречат тому, что она рассказала в своем единственном видеоинтервью.
Откровенно говоря, тут можно бы поставить точку, смирившись со злым роком, традиционно преследующим российских поэтов, когда бы не одно «но». Мы видим его на схеме ДТП, которую по фотографии того времени восстановили специалисты Института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета: