Во что играл по выходным композитор бенджамин бриттен
Бенджамин Бриттен (1913–1976)
Бенджамин Бриттен (1913–1976)
Английский композитор и дирижер ненавидел романтическое клише «творческий человек в ожидании искры вдохновения». В интервью для телевидения в 1967 г. он заявил:
«Я работаю по другим принципам. Я предпочитаю иметь строгое расписание и часто благодарю судьбу за то, что у меня была суровая школа, там заставляли работать. Мне не составляет труда усадить себя за работу в девять утра и заниматься делом все утро вплоть до обеда, а потом писать письма или выйти на прогулку, во время которой – и это гораздо важнее – я продумываю то, что буду дальше делать за рабочим столом. Вернувшись и выпив чаю, спешу в студию и тружусь до восьми. После ужина меня клонит в сон, и я могу разве что немного почитать и довольно рано укладываюсь спать».
По утрам Бриттен принимал холодный душ, а по вечерам – горячий. Летом он охотно плавал и всегда, когда имел такую возможность, играл по выходным в теннис. Дома от него было мало проку. Долговременный сотрудник и партнер Бриттена Питер Пирс[43] комментировал: «Он может приготовить чай, сварить яйцо и помыть посуду, а больше ничего. Даже свою кровать он приводил в беспорядок, если пытался ее застелить».
Жизнь Бриттена целиком сводилась к работе, постепенно он утрачивал связи с друзьями. «Для него главное было оставаться композитором, – вспоминал Дональд Митчелл[44]. – Творчество всегда было на первом плане… Он приносил творчеству в жертву всех, начиная с себя самого».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Бенджамин Франклин — человек со стодолларовой купюры
Бенджамин Франклин — человек со стодолларовой купюры История успехаБенджамин Франклин был выдающимся человеком. Будучи выходцем из бедной многодетной семьи, получил хорошее образование, достиг семейного и финансового благополучия. Научная и общественная
Бенджамин Грэхем
Бенджамин Грэхем Бенджамин Грэхем считается отцом финансового анализа. Он получил это звание потому, что «до него не было такой области деятельности, как финансовый анализ, а после него эта дисциплина появилась, и ее начали называть именно так» [1]. Самые выдающиеся труды
Бенджамин Франклин (1706–1790)
Бенджамин Франклин (1706–1790) Знаменитый «план Франклина», который великий просветитель включил в свою «Автобиографию», предусматривал достижение морального совершенства за 13 недель. Каждая неделя посвящалась одной конкретной добродетели – умеренности, опрятности,
Агата Кристи (1890–1976)
Агата Кристи (1890–1976) В автобиографии Кристи признает, что и после издания десяти книг она все еще не считала себя «настоящим писателем». Ей не приходило в голову, заполняя анкеты, написать в строке «род занятий» что-то иное вместо «домохозяйка».«Любопытно, что я плохо
Пол Эрдеш (1913–1996)
Пол Эрдеш (1913–1996) Эрдеш был одним из самых блистательных и успешных математиков ХХ в. Он также, как убедительно доказывает Пол Хоффман в биографии «Человек, который любил только числа», был эксцентриком, чем-то вроде «монаха от математики»: хранил вещи в чемодане, ходил в
Во что играл по выходным композитор бенджамин бриттен
ЛИЧНОСТИ: История. Культура. Искусство запись закреплена
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН
Всемирно известный британский композитор, дирижёр и пианист
(22 ноября 1913 — 4 декабря 1976)
К 105-летию со Дня рождения
Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в Лоустофт, графство Саффолк. Занимался в Королевском музыкальном колледже. Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве», хоральные вариации «Младенец родился» привлекли внимание музыкальной общественности.
Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян». В 40-х годах композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» и «Поворот винта» заложили основу новой английской оперы. В 50-х годах заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе восточного турне. Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод».
В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения»; третья из них «Блудный сын» посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.
Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах. Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 гг. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.
Бенджамин Бриттен умер 4 декабря 1976 года в Олдборо.
Что и зачем нужно знать о Бенджамине Бриттене
Рассказываем об одном из самых важных британских композиторов — о его месте в английской культуре, главных произведениях и музыкальном окружении
1 Бриттен прервал «эпоху молчания» в английской музыке
В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Генри Пёрселла в 1695 году и Генделя в 1759 году Британия фактически не вносила ничего нового в развитие классической и позже романтической музыки. Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и остальной мир своим многочисленным и очень разнообразным наследием.
В ХХ веке для всего музыкального мира сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.
2 Бриттен написал музыку практически во всех существующих жанрах
Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра. Как и любой англичанин, Бриттен обожал хоровую музыку и писал много вокальных сочинений: оратории, кантаты, антемы, отдельные хоры и песни. Огромную нишу в его творчестве занимают вокальные циклы — особый жанр, состоящий из песен со сквозным музыкальным сюжетом. Бриттен использовал его и тем самым «продвигал» английских поэтов: Перси Биши Шелли, Альфреда Теннисона, Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Уильяма Блейка, Томаса Мидлтона и других.
Таким образом, Бриттену удалось «заполнить пробелы» тех самых пропущенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было классической симфонии, вокальных циклов, инструментальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть и уже в ХХ веке.
3 Множеством произведений для голоса Бриттен обязан своему возлюбленному
Выдающийся музыкант и певец, артист, переводчик и либреттист Питер Пирс обладал очень красивым тембром голоса. Потому творчество Бриттена само собой «склонилось» в сторону вокальной музыки. Бриттен написал для Пирса множество вокальных циклов и едва ли не все теноровые партии своих опер — страстные «Сонеты Микеланджело», философско-драматичные «Святые сонеты Джона Донна», Серенаду и Ноктюрн, «Зимние слова», «Шесть фрагментов Гёльдерлина», кантикли (род религиозных гимнов).
Бриттен был очень темпераментным и страстным человеком, Пирс обладал более спокойным и рассудительным характером. Встретившись в 1937 году, они не расставались никогда. Трудно предположить, кем был бы Пирс без Бриттена, как неизвестно, какие сочинения писал бы Бриттен без Пирса.
«Я, право, люблю тебя так страшно — не только блистательного тебя, но и твое пение. Я только что слушал трансляцию записи „Зимних слов“, и честно говоря, ты величайший артист из существовавших — каждый нюанс, тонкость и никогда нет пережимов; эти великие слова, такие печальные и мудрые, созданные для того божественного звука, которым ты обладаешь, полного, но всегда окрашенного для слов и музыки. Что сделал я, чтобы заслужить возможность писать для такого артиста и человека?» — писал Бриттен Пирсу.
4 Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
Как самостоятельный жанр музыка для детей появилась в XIX веке у романтиков. В основном это были небольшие и несложные циклы пьес для детского музицирования, которые назывались «Детские альбомы» или «Альбомы для юношества».
В ХХ веке композиторы стали намеренно писать музыку, понятную детям, — такие сочинения, как правило, должны иметь название, содержать понятные детям образы, быть звукоизобразительными, небольшими, в простых формах, с яркими гармониями и запоминающимися мелодиями.
Самыми известными из них стали «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса и бриттеновский «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».
Вообще Бриттен создал много музыки для детей, например песенный цикл «После полудня в пятницу», оперу «Давайте создадим оперу» и другие, но «Путеводитель» стал одним из самых исполняемых в мире.
5 Бриттен пять раз бывал в СССР, учил русский язык по Пушкину и горячо любил Ростроповича
В СССР Бриттен приезжал с кратким визитом на разные международные фестивали, например «Английская музыка» (1963) или «Дни английской музыки в СССР» (1971). В СССР того времени его любили и играли его произведения. Композитор даже посвятил свою «Блудный сын» Шостаковичу, а тот посвятил ему вокальную симфонию.
В годы Бриттен познакомился с Мстиславом Ростроповичем во время его гастролей по Европе, и в 1965 году по приглашению знаменитого виолончелиста и его жены певицы Галины Вишневской Бриттен и Пирс приехали в СССР. Чтобы избежать трудностей советского быта того времени, Ростропович предложил англичанам путешествие не в Москву, а в Армению — в Дом творчества композиторов в горном Дилижане.
Накануне Бриттен с Пирсом начали учить русский язык и по приезде купили прямо в аэропорту томик Пушкина, чтобы практиковаться в чтении. Когда Слава и Галя (так Бриттен называл своих друзей) читали эти стихи вслух, возник замысел небольшого цикла. Бриттен выбрал шесть стихотворений: «Эхо», «Я думал, сердце позабыло», «Ангел», «Соловей и роза», «Эпиграмма» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» — и написал очень короткий цикл общей длительностью чуть больше 12 минут. Галина Вишневская тут же его исполнила.
6 Бриттен был выдающимся пианистом
Вместе со Святославом Рихтером они играли на концертах виртуозные сочинения для двух роялей — сонаты и фантазии Моцарта, Шуберта, Шумана. Кроме того, Бриттен играл концерты вместе со своим другом «Славой» Ростроповичем, со скрипачом Иегуди Менухиным и со многими другими музыкантами. Но главным образом, конечно, он концертировал со своим постоянным партнером Питером Пирсом.
7 произведений, с которых лучше всего начать знакомство с Бенджамином Бриттеном
Военный реквием / War Requiem 1961
Военный реквием: «Offertorium» — «Sed signifer sanctus»Исполняют Хетер Хампер (сопрано), Томас Хемсли (баритон), Питер Пирс (тенор), Melos Ensemble, Cимфонический хор и Cимфонический оркестр Би-би-си. 1964 годГлавным успехом британского композитора считается Военный реквием. В оратории заняты солисты-певцы (сопрано, тенор и бас), мужской, женский хор и хор мальчиков, два оркестра — камерный и симфонический.
Пьеса длится около полутора часов. Бриттен создал не строгую церковную службу на канонический латинский текст, а многослойную гражданскую литургию. Стихи заупокойной мессы прерывают и «комментируют» части, созданные на тексты английского поэта Уилфреда Оуэна. Таким образом внутри мессы возникает песенный цикл.
Заказ на создание произведения был приурочен к открытию мемориала в Ковентри (1961): рядом с законсервированными руинами старинного храма, разрушенного бомбардировкой, был возведен новый кафедральный собор. Реквием Бриттена посвящен событиям Второй мировой войны, тексты же Оуэна написаны под впечатлением от ужасов Первой. Поэт был убит в бою ровно за неделю до ее окончания.
Бриттен основывается на выдающихся образцах европейской музыки, при этом дает показательный пример собственного метода сочинения, гармонического языка. Очевидны культурные связи Военного реквиема с Девятой симфонией Бетховена, «Страстями» Баха, моцартовским Реквиемом и Немецким реквиемом Брамса, «Песнями об умерших детях» Малера.
В 1988 году режиссер Дерек Джармен снял фильм / визуальный ряд к оратории с аллегорическими образами, роли которых исполняют Тильда Суинтон, Лоуренс Оливье, Натаниель Паркер и другие.
«Семь сонетов на стихи Микеланджело» / «Seven Sonnets of Michelangelo» 1940
Сонет XVI: «Sì come nella penna e nell’inchiostro»Фортепиано: Бенджамин Бриттен. Вокал: Питер Пирс. 1956 годОбратиться к сонетам Микеланджело, творца Сикстинской капеллы, как литературной основе для вокального цикла Бриттену посоветовал поэт Оден. Они были близкими приятелями, когда композитор жил в США. Писал Бриттен, используя итальянский оригинал текста. Для премьеры в Англии был сделан перевод стихов на английский. Пластинка «Сонетов», изданная в 1942 году, стала первой совместной записью Бриттена и Пирса. Вокальный цикл стал в музыкальной истории в один ряд с шедеврами Гуго Вольфа, Шуберта и Малера. Бриттен сам переписал копию нот своего сочинения и подарил Альме Малер — вдове Густава Малера, надписав «с любовью».
«Родился мальчик» / «A Boy was Born» 1933
«Родился мальчик»Исполняют Майкл Харнетт (treble), Boys’ Voices of the English Opera Group (основана Бриттеном), Purcell Singers, Choristers of All Saints. Дирижер Бенджамин Бриттен. 1967 годС этим сочинением 19-летний Бриттен дебютировал в эфире Би-би-си. Юный композитор был увлечен нововенской школой Новая венская школа — композиторская школа, результат педагогической и музыкальной деятельности Арнольда Шёнберга. и Стравинским, чуть было не уехал учиться к Альбану Бергу Альбан Берг (1885–1935) — представитель музыкального экспрессионизма и нововенской композиторской школы. в Вену. Но в этой пьесе ясно слышны индивидуальные черты, присущие автору, здесь они заметнее влияний — это и работа с текстом, и выбор исполнителей, гармонизация, построение формы.
По форме пьеса представляет собой тему с вариациями. Всего вариаций шесть, и в каждой использован разный стихотворный текст. Большинство стихов принадлежит анонимным поэтам XV–XVI веков. В своей вариативной технике Бриттен использует приемы и нововенской школы, и ренессансной полифонии. Из короткой темы (всего лишь из четырех нот) композитор строит разнообразное, контрастное произведение около получаса длиной. В хоровом ансамбле участвуют три группы голосов: женские, мужские и детские. Пожалуй, вместе с этим хором, посвященным рождению младенца Христа, был рожден и сам композитор Бенджамин Бриттен.
«Питер Граймс» / «Peter Grimes» 1945
Фрагмент фильма-оперы «Питер Граймс». Производство Би-би-си, 1969 годДействие оперы происходит в Олдборо — местечке у моря, где в 1937 году поселился композитор. Главный герой — рыбак. Жители подозревают его в том, что Граймс насилует и убивает мальчиков. Рыбак находит нового подмастерья. Бриттен строит сложную систему лейтмотивов — то есть музыкальных символов, или формул. С их помощью он исследует и показывает психологические состояния, детали переживаний героев, сложные характеры. Музыка не только иллюстрирует происходящее на сцене, в ней дан подробный и глубокий анализ поступков персонажей.
Премьера «Граймса» (1945) утвердила славу Бриттена как нового «британского Орфея», второго великого английского композитора после Пёрселла.
Третья сюита для виолончели соло / Cello Suite № 3 1971
Третья сюита для виолончели солоИсполняет Арон Зелкович. 1971 год.Три сюиты для виолончели соло Бриттен сочинил для своего друга Ростроповича. Самый знаменитый виолончелист ХХ века был мастером изощренных розыгрышей и мифотворцем. Якобы Ростропович и Бриттен должны были выступить перед особой британского королевского дома. «Слава» репетировал на лужайке особый книксен, предназначенный для ее королевского высочества. Шокированный пластикой советского музыканта, Бриттен умолял его отменить этот церемониальный поклон. Ростропович обменял свой дурацкий книксен на три пьесы для виолончели соло. Бриттен под нажимом «Славы» выполнил свою часть пари.
Бриттен приезжал в Советский Союз неоднократно, его оперы ставились в Большом театре и на фестивале Святослава Рихтера «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее.
«Золотая тщета» / «The Golden Vanity» 1966
«Золотая тщета»Исполняют The Choristers of Christ Church Cathedral, дирижер Стивен ДарлингтонСочинение написано для Венского хора мальчиков и фортепиано. Это мини-опера о встрече двух кораблей в море: один гружен сокровищами, другой — пиратский. Хор мальчиков делится пополам, на две команды, и рассказывает историю от лица каждой из них. Солисты — тоже мальчики из хора: капитаны и боцманы обоих судов и главный герой — юнга. Капитан предает юнгу, отказывается поднять его на борт после того, как благодаря его подвигу пиратский корабль потоплен.
Пьеса — увлекательная игра для исполнителей-детей и отдельный вызов для пианиста. В его руках оказываются все краски и звуки моря.
«Смерть в Венеции» / «Death in Venice» 1973
«Смерть в Венеции»Исполняет English Chamber Orchestra. Из фильма-оперы Тони Палмера «Смерть в Венеции». 1981 годЭта опера по новелле Томаса Манна — прощание композитора. Он создавал ее как свое лучшее сочинение, как музыкальное завещание, как исповедь или даже своеобразный музыкальный психоанализ. Здесь Бриттен позволяет себе высказываться откровенно — но это не покаяние в грехе, а рассказ о потерянном и недоступном рае.
Одноименный фильм Висконти вышел в прокат как раз незадолго до того, как Бриттен взялся за свой последний шедевр. Друзья отговорили композитора идти в кино. И не напрасно: опера Бриттена трактует новеллу Томаса Манна, написанную под влиянием известия о смерти композитора Малера, в совсем ином ключе. Автор кладет на музыку не то, что говорят персонажи, а то, что они переживают. Переживания состоят из воспоминаний, тайных желаний, истинных мотивов поступков. Главным героем партитуры Бриттена можно назвать оркестр. Блеск бриттеновской оркестровки холоден: инструментальная ткань насыщена мотивами-символами, тембры оркестра «вылепляют» характеры сценических персонажей.
Эдвард Бенджамин Бриттен — биография
Инструмент: фортепиано. Жанры: опера и симфония.
Административно разделена на 75 графств (и приравненных к ним территорий), 6 метрополитенских графств (объединяют крупные конурбации) и особый административный регион Большой Лондон. Существует также деление на исторические (церемониальные, традиционные) графства. В пределах Англии находится свыше 70% всех городов Великобритании, 6 (из 7) крупных конурбаций.
1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
Среди сочинений для оркестра:
Бриттен выступал в качестве аккомпаниатора с певцом П. Пирсом (в том числе в СССР). Ему принадлежат обработки произв. Г. Пёрселла, а также английских, шотландских и французских народных песен, музыка для театра, кино Кино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство. и радио и другие сочинения. Неоднократно музыкант приезжал и в СССР (впервые в 1963 году), выступал как дирижёр.
В эти годы Бриттен написал произведения, обратившие на себя внимание британской музыкальной общественности:
1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).
2) Литературный сценарий балета, пантомимы.
3) 3) Изложение содержания оперы, балета.
Совокупность людей, занимающих ключевые позиции в социально-политической системе, являющихся опорой существующего общественного строя и формирующих общественное мнение, а также совокупность институтов, с помощью которых эти люди поддерживают существующий социальный порядок. бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в СССР (1964). В 1948 году Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.
В дальнейшем Бриттен творчески претворил самые разнообразные влияния — от Джузеппе Верди и Густава Малера до Белы Бартока, Альбана Берга и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Углубленное изучение творческого наследия Г. Перселла и других английских композиторов 16-17 веков способствовало становлению индивидуального стиля Бриттена, связанного с английскими национальными традициями. Его музыка отмечена напряженной экспрессивностью, смелым использованием динамических контрастов, острых гармоний Гармония — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд.
Виды полифонии — имитационная, контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни).
В истории европейской полифонии выделяют 3 периода.
1)Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) — органум, мотет.
2)Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры — месса, мотет, мадригал, шансон.
1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.
Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.
Заметное влияние на творчество Бенджамина Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бенджамин выступал как аккомпаниатор Аккомпанимент (франц. accompagnement, от accompagner — сопровождать):
1) Гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.
Музыкальные работы Бриттена
Оперы, оратории, кантаты, балеты
Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.
В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).
1) Вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с начала 19 века получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля — 1820-1840-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра — Эжеб Скриб, Эжен Марен Лабиш.
Оркестровые произведения
Существуют гобои двух систем — немецкой и французской. Более распространен гобой французской системы, имеющий более совершенный клапанный механизм и отличающийся чистотой интонации; звучание его — острое, носового оттенка.
1) Партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора.
2) Низкий детский голос.
Бенджамин Бриттен скончался 4 декабря 1976 года в Олденбурге, Саффолк.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂 |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.