цыгане что за нация и откуда они взялись
Цыгане: откуда произошли, где их родина? История цыганского народа
Цыгане – это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.
Откуда они родом
Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.
Распространение по миру
Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.
Как ромы попали в Россию?
Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:
Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.
Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.
После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.
В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.
Современное расселение
В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.
С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.
Цыганский язык
По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.
В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:
Заимствование слов
Социальная организация
От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.
Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер – «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.
Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.
Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.
По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник – сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.
Религия
На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.
Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.
Средства к существованию, быт
Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров – Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.
Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.
Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.
В заключение
Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.
Откуда пришли цыгане, и почему их нигде не любят?
Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен
Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) – аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.
Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.
Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север – на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время ( XV – XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).
Рисунок 4. Карта переселения цыган с X по XVIII в.в.
Источник:http://dnaconsultants.com/_blog/DNA_Consultants_Blog/post/Gypsy_Migrations/
Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют – как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим – примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.
По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту – общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей – были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.
По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».
Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь – они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.
Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.
Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству – так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца – кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь – работе с металлом).
Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными – передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).
Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.
Рисунок 5. Николай Бессонов. «Предсказание судьбы».
Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.
Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.
Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.
В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.
Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции – так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции – как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.
[1] Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей – с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем – изоляции и уничтожению.
[2] Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII – XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.
[4] Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.
[5] По законам о бродяжничестве было повешено два процента населения Англии.
[6] Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение – без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.
[7] Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган – их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.
Откуда взялись цыгане: загадка кочующего народа
Происхождение цыган окутано легендами, а история полна примеров дискриминации и геноцида.
Назойливые попрошайки, мистические гадалки, виртуозные музыканты — о цыганах ходит великое множество легенд и мифов. Внимание людей всегда обращено на тех, кто разительно отличается от них самих. Вот и цыгане никогда не были им обделены — их полукочевой образ жизни, традиции, язык и способ существования порождали и до сих пор порождают разные фантастические легенды.
Рома, синти, люли — множество разных цыганских общностей существует на земном шаре. Но вышли они все из одной точки. Долгое время учёные не могли установить прародину цыган, пока современные методы анализа не позволили подтвердить теорию, выдвинутую ещё в 18 веке.
Происхождение цыган — индийский след
Главная проблема в изучении истории происхождения цыган — отсутствие письменных источников. Учёные могут полагаться лишь на лингвистические и этнографические методы. В 18 веке немецкий учёный М. Грельман именно на основе последнего выдвинул гипотезу о том, что прародина цыган — Индия. Он сравнил физические особенности цыган и их язык с внешним видом и языком жителей Индии и обнаружил немало общего.
Постепенно к нему стали присоединяться и другие исследователи. Наиболее распространенной версией считается появление цыган на северо-западе Индии. Другие же ученые считают, что предки цыган были родом из центральной Индии и перебрались на север лишь в 5 веке н. э. Одно можно сказать с уверенностью — фантастические теории 18 и 19 веков, согласно которым цыган называли выходцами из Египта (придумка самих цыган, хорошо прижившаяся среди европейцев) или же потомками населения затонувшей Атлантиды, окончательно умерли в двадцатом столетии.
Карта миграций цыган в Европе. Источник: Wikimedia Commons
Родство цыган с индийскими народами ученые доказывают сходством их культуры с традициями индийских кочевых племен. Например, наты до сих пор продают лошадей, водят по селам медведей и обезьян и показывают фокусы. Банджары кочуют от одного поселка к другому и занимаются торговлей.
Саперы знамениты благодаря своим трюкам по заклинанию змей, бади — музыке, а бихари — цирковому искусству. Все эти племена или касты и внешне похожи на цыган, но многие исследователи считают, что на самом деле никакой генетической связи между ними и народом рома нет. Такие племена называют «цыганоподобными».
Банджарская девушка. Источник: Wikimedia Commons
Цыгане-рома: византийское наследие
Теорий происхождения самоназвания европейских цыган, «рома», существует довольно много. До недавнего времени среди учёных преобладала версия, согласно которой это слово происходит от названия одной из низших каст Индии. На нее, указывает, например, самоназвание народа «ром» или «рома» (также «дом» или «лом» в других вариантах).
Лингвисты считают, что это слово восходит к индоарийскому «d`om», где первый звук может произноситься по-разному. Вероятно, это название имеет еще более древние корни. Ученые предположили, что оно происходит от слова «ḍōmba», которое в классическом санскрите означало человека из низшей касты. Но есть и другая версия, согласно которой самоназвание цыган произошло от санскритского слова, означающего «барабан».
Однако современные исследователи ведут историю слова «рома» от византийского периода существования цыган в 12 — 14 веках. Длительное пребывание в «империи ромеев» наложило отпечаток на язык кочевников — они заимствовали множество греческих слов. Эту гипотезу выдвинул в начале 20 века исследователь А. Синклер. Современные учёные склоняются к этой теории, попутно отмечая, что именно в Византии сложилась общность кочевых народов и цыганское самосознание.
Цыганская девушка. Фреска из города Газиантепа. Источник: alantatour.com
В русском языке цыгане получили свое название из «Жития святого Георгия Афонского». Правда, ученые до сих пор спорят, кто именно имелся в виду в документе 11 века. Возможно, «антсинганос» автор называл вовсе не народ рома, а распространенную секту. Как бы то ни было, название в языке закрепилось.
В других языках, например, в английском или испанском, цыган называют похожими словами, которые происходят от Egyptians — египтяне. Такое название появилось неслучайно, поскольку, впервые появившись в Европе, цыгане заявили, что они пришли из Египта. Темная кожа и необычный язык убедили европейцев, и они стали звать народ рома египтянами, а позже — «gitanos» или «Gypsies». Однако есть и другие варианты названий — например, французы именуют рома «богемцами», а во многих языках прижилось название, происходящее от слова «черный».
Цыгане в Европе — от преследований к геноциду
Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно начала миграции предков цыган из Индии. Исследователи сходятся в одном — скорее всего, переходы совершались небольшими группами и в разных направлениях. Часть миграционного потока направилась через Ближний Восток в Египет и страны Магриба — и там и осталась. Другая, нынешние ромы, оказалась в пределах Византийской империи где-то в 11 веке.
Жизнь среди греков была довольно простой — власти не преследовали пришлых кочевников, те спокойно работали кузнецами, помогали местному населению и даже принимали православие. Однако они держались обособленными группами и подальше от своих соседей. Кто знает, к чему бы в итоге привело такое положение вещей, но в 15 веке таборы вновь отправились в путь — уже в Центральную и Западную Европу. Виной всему непрекращающиеся войны и османское завоевание Малой Азии и Балкан.
В Западной Европе цыгане рассказывали, что они — изгнанные из восточных стран христиане, пострадавшие за свою веру, или просто паломники. Первое время местные жители и даже власти помогали им — снабжали деньгами, едой и кровом. Они скитались по разным городам, жили за счёт населения, а потом уходили, довольно часто возвращаясь снова. Конечно, это портило имидж мучеников веры. А закрытость цыганского сообщества порождала у простого люда разнообразные слухи, иногда самые фантастические.
Постепенно почти по всей Европе начинают распространяться антицыганские законы, сначала просто запрещавшие им жить в стране, а затем и просто приговаривавшие мужское население к казням. Так, например, английский закон 1554 года предписывал предавать смерти каждого цыгана-мужчину.
«Испанские цыгане, умоляющие Филиппа III отменить закон об изгнании», Эдвин Лонг, 1872 год. Источник: socialistproject.org
Одним из самых тяжёлых периодов истории этого этноса стала Вторая мировая война. «Нюрнбергские законы», известные прежде всего тем, что касались решения «еврейского вопроса», затрагивали и цыган. От рук нацистов погибло около полумиллиона «синти» (так называли немецкую ветвь «ромы»). Гонениям этот кочевой народ подвергался и в государствах-марионетках гитлеровского режима.
Мужчина-рома в оккупированной Польше, 1940. Источник: theholocaustexplained.org
В наши дни, несмотря на политику ОБСЕ, Совета Европы и правозащитных организаций по борьбе с дискриминацией цыган, ограничивающие их законы отменены далеко не везде. Так, например, в Италии они имеют право жить только в провинции Венето и на острове Сардиния.