цветопроба для печати что это

Цветопроба

Цветопроба – это важный элемент предпечатного процесса. Она позволяет заказчику наглядно определить, каким будет результат печати.

Для того, чтобы цветопроба была максимально точной, требуется специальное оборудование и соблюдение единого европейского стандарта под номером ISO 12647-7. Компания «Репроцентр АТАК» выполнит для вас цветопробу на современной технике и с соблюдением всех тонкостей ISO.

Если вы не уверены, нужна ли вам услуга цветопробы, то давайте ознакомимся с теоретической и практической частью этого процесса.

Что такое цветопроба и зачем она нужна?

Цветопроба – это распечатка фрагмента будущего тиража, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в вашем заказе. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати.

Распечатка представляет собой лист любого формата (его выбираете вы), на который наносятся изображение и цветовая палитра. Заказчик может выбрать свой «идеал» цветопередачи, под который подгоняются все оттенки.

Чтобы документ полностью соответствовал тому, что вы получите после печати тиража, нужно использовать специальные материалы и устройства. Для цветопробы берётся бумага высокого качества и плотности, типографская краска применяется та же, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального принтера.

Без цветопробы можно обойтись, но в этом случае вы идёте на большой риск. Изображение на мониторе компьютера или после печати на обычном принтере не всегда совпадает с тем, что получится на выходе из типографии.

Профессиональное оборудование более точно передаёт цвета и их оттенки, нежели домашние устройства. Множество нюансов, которые не были соблюдены на предпечатном этапе, могут привести к порче всего тиража.

Например, одна из самых частых проблем – это недостаточная яркость картинки. На компьютере всё смотрелось красиво и сочно, а на выходе получилась тусклая обложка с нехваткой контрастов. А иногда цвета замещают друг друга из-за программных особенностей – зелёный становится красным, синий – жёлтым, а тираж уход в мусорное ведро.

Избежать этого легко – сделать цветопробу. На распечатке отчётливо видны все цветовые недоработки или их отсутствие. Если вас не устроят оттенки, то их легко исправить на компьютере.

Ещё одно важное назначение документа – контроль за качеством цветопередачи. Например, с помощью цветопробы можно легко отследить и устранить паразитные рисунки и муары. Мы всегда используем наиболее качественную бумагу и краски, поэтому в наших распечатках заметны даже тусклые недостатки.

Плюсы распечатки цветов

Мы рекомендуем вам обязательно делать цветопробу перед релизом тиража. Даже если вы уверены, что все макеты настроены правильно, подстраховать себя не будет лишним. Выделим основные причины необходимости документа:

Стандартизация в полиграфии. Что такое ISO 12647-7?

Цветопроба – это не просто распечатка цветов, это в первую очередь документ, который создаётся по конкретным стандартам. В своей работы мы пользуемся международной стандартизацией ISO 12647-7. Это положение регулирует правила создания контрактной цветопробы, которая требуется и частным заказчикам, и большим типографиям.

В полиграфии в целом и в цветопробе в частности используются цвета CMYK (голубой, пурпурный, жёлтый). Они лежат в основе так называемой триадной печати. Меньший цветовой диапазон схемы по сравнению с RGB позволяет лучше передать на печати цвета и избегать появления паразитных изображений.

В России используется европейский стандарт с соответствующей моделью цветопередачи. Для цветопробы мы используем обозначенный выше ISO 12647-7. Документ, который соответствует данной стандартизации, называется контрактной цветопробой.

Первое, что должно быть на такой распечатке – это контрольная шкала цветов, которая соответствует характеристикам Ugra/FOGRA MediaWedge. Также для контрактной цветопробы характерны определённые проценты отклонения базовых цветов, полей и тонов.

Эти жёсткие условия необходимы для того, чтобы цветопроба могла стать эталоном цвета, по которому в дальнейшем будет выпущен весь тираж. Отклонения от нормы могут привести к неправильной передаче тонов и контрастов.

Контрактный вид документа подразумевает его использование в типографии без подтверждения на то заказчика. В противном случае для ориентирования на неконтрактную цветопробу требуется письменное разрешение.

Именно поэтому данная распечатка является официальным документом, а её характеристики и использование регламентируются договором. Наша компания создаст для вас наиболее качественные контрактные цветопробы, которые станут основой для типографской печати.

Виды цветопробы. Цифровая цветопроба

Самый недорогой и быстрый вид цветопробы – цифровой. Для неё используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки. Источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, который является эталоном цвета по желанию заказчика.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что этоЭтот тип цветопробы занимает лидирующие позиции по популярности у клиентов. Во-первых, для напечатания цифровой палитры не требуется много времени. В нашей компании вы получите распечатку в день заказа.

Второй существенный плюс – низкая стоимость по сравнению с другими видами. Для оттиска документа требуется только типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски. Весь процесс не требует больших ресурсозатрат и сопоставим с печатью на обычном принтере.

Цифровая цветопроба может быть неконтрактной или контрактной, как пожелает клиент. При такой печати изображение легко откалибровать. Возможны детальные настройки цвета, так как цветоподача регулируется прямо во время процесса печати.

Минусы цифрового типа связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах, которые есть в компании «Репроцентр АТАК». Ещё один недостаток – это невозможность воспроизвести растровую точку. Но в большинстве случаев цифровой печати достаточно для определения эталона цвета и для выпуска качественного тиража.

Другие виды цветопробы

Самый быстрый вид цветопробы – экранный. Для него не требуется печать, поэтому материальные затраты невелики. В данном типе цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства. Основное требование к экрану – точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов.

Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени. Она хороша для предварительной корректировки цветопередачи, но специалисты редко используют её в профессиональной полиграфии.

Каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов. Не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати. Экранная цветопроба может использоваться в любительской полиграфии, когда нужно самостоятельно откалибровать цвета.

Ещё один минус – несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK-цвета, тогда как электронное изображение представлено в RGB.

Выделяют также аналоговую цветопробу. Она осуществляется путём нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу. Этот вид позволяет точно определить появление мануаров. Аналоговая печать цвета частично воспроизводит растровую точку.

Минусов у такой цветопробы немало. Во-первых, передача цвета очень приблизительна, поэтому взять этот тип за эталон цвета не получится. Во-вторых, невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу. А изготовление этого вида занимает много времени и требует немалых затрат.

Но аналоговая цветопроба – этомаркер качества печати тиража, так как позволяет точно выявить все артефакты.

Что выбрать?

Сейчас аналоговый тип постепенно замещается цифровым. Мы не рассматриваем экранный вид, так как в профессиональной полиграфии он практически не применяется.

Наша компания рекомендует вам воспользоваться услугами по изготовлению цифровой цветопробы. Этот вариант – самый удобный и быстрый по ряду причин:

Обращайтесь в «Репроцентр АТАК»!

Мы ждём ваших заявок на создание цифровой цветопробы! В течение суток вы получите высококачественную распечатку контрактного типа, которая подойдёт для калибровки цвета и для последующей печати всего тиража.

Выполняем цветопробу на любых форматах: от А1 до А5. Печать осуществляется на современном оборудовании с использованием лучших красок и бумаги. Возможна имитация различных типов печатного материала.

Наши специалисты осуществляют полный контроль за качеством цветопробы. Процесс создания и результат соответствуют европейскому стандарту ISO 12647-7.

Звоните нам по телефону +7 (499) 755-62-25 или закажите звонок на сайте!

Источник

Цветопроба как инструмент предсказуемой печати

О чем пойдет речь в этой статье:

О ЦВЕТОПРОБЕ КРАТКО:

Цифровая цветопроба — незаменимый инструмент в современной полиграфии. Точность воспроизведения цвета зависит от многих технологических и естественных факторов и всегда является разумным компромиссом требований клиента по качеству с приемлемыми затратами. Работа по международным стандартам качества и знание ограничений технологии цветопробы являются надежным способом контроля цветопередачи в офсетной печати.

Цветопроба — это способ получить представление о цвете в будущем тираже. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Цветопробу не следует смешивать с пробной печатью, когда полностью воспроизводится печатный процесс. Очевидное преимущество пробной печати — получение достоверного образца готовой продукции. Главный минус — время производства и стоимость, как у небольшого тиража.

Точность цветопробы

Современная цифровая цветопроба печатается, как правило, струйным способом на специальном носителе — цветопробной бумаге. Вопреки ошибочному мнению, при грамотной настройке она обеспечивает довольно высокую точность передачи цвета.

В конечном счете главный показатель качества цветопробы — ее соответствие реальному тиражу. Говоря проще, цветопроба должна быть «похожа на будущий тираж». Но «похожесть» — понятие очень субъективное. Для одного человека два изображения будут «почти одинаковые», а другой найдет в них массу различий.

В деловых взаимоотношениях принято оперировать формальными критериями. Для цветопробы таким является прохождение контрольного теста на цветовые различия.

Методика проста: берется стандартный набор сочетаний триадных красок (CMYK), который печатается на цветопробе. Например, контрольная шкала UGRA/FOGRA Media Wedge:

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Затем измеряется цвет элементов этой контрольной шкалы. Данные сравниваются с эталонными значениями выбранного печатного процесса — например, листовая офсетная печать на мелованной бумаге по стандарту ISO 12647-2. Если отклонения не превышают определенных допусков, тест считается пройденным.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Пример отчета о прохождении контрольного теста цветопробы в ПО X-Rite i1Profiler

Эта процедура контроля соответствует международному стандарту ISO 12647-7.

Важно понимать, что если цветопроба, успешно прошедшая процедуру контроля, не устраивает заказчика по цвету, необходимо корректировать исходные данные макета. Предъявлять претензии к самой цветопробе в этом случае так же бесполезно, как пытаться украсить картинку в зеркале.

Печать по стандарту

Но для получения желаемого результата — схожести с реальным тиражом — это лишь одна часть уравнения. Для того, чтобы корректная цветопроба соответствовала тиражу, необходимо, чтобы сам тираж был отпечатан с теми параметрами цветопередачи, которые имитировались на цветопробе. То есть печать и цветопроба должны быть ориентированы на один стандарт цветопередачи.

Общепринятой практикой для контроля цвета в тираже является измерение набора параметров по стандарту ISO 12647-2. В нем прописаны эталонные значения показателей цветопередачи и допуски на их отклонения при печати тиража.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Пример контроля параметров печати тиража в ПО Heidelberg ColorToolbox

Если тираж и цветопроба проходят по допускам на значения контрольных параметров — тираж и проба «в стандарте», — можно говорить о приемлемом сходстве цветового восприятия.

Хотим подчеркнуть, что в промышленной технологии печати никогда не идет речь о полном совпадении цвета — так называемая, факсимильная цветопередача. При том, что такое сходство крайне трудно достижимо в повседневной практике, оно еще и неоправданно дорого. Его получение неприемлемо по затратам для большинства бизнес-приложений печати.

В отдельных приложениях полиграфии — например, упаковка, каталоги косметики или лакокрасочных материалов, репродукции произведений искусства — требования к точности воспроизведения цвета могут быть существенно строже тех, что заложены в стандартах. В таких случаях технологические параметры контроля и допуски должны оговариваться отдельно.

Восприятие и ограничения

Кроме собственно цвета есть ряд факторов, существенно влияющих на его восприятие.

Свойства бумаги

Прямое воздействие на цветопередачу оказывает цвет самой бумаги. Даже если бумага кажется чисто белой, она, как правило, имеет некоторый оттенок. Кроме того, для повышения видимой белизны производители добавляют в коммерческие сорта бумаг оптические отбеливатели, которые приводят к сложным сдвигам в цветопередаче и неизбежно снижают точность расчета цвета для цветопробы. Данные факторы особенно сильно влияют на цветопередачу светлых участков изображений. Для повышения точности цветопробы в этом аспекте есть возможность учесть свойства конкретной марки бумаги.

Другим важным параметром является глянец бумаги. Изображения на глянцевых носителях, при прочих равных, выглядят контрастнее, чем на матовых (это свойство используют производители дисплеев).

Не менее сильное воздействие оказывает полупрозрачность бумаги. Чем ниже плотность и толщина бумаги, тем больше сквозь нее просвечивает изображение, напечатанное на обороте листа. Это следует держать в голове дизайнеру при верстке.

Освещение

Влияние освещения на цвет зачастую не принимается в расчет, а между тем оно может радикально поменять цветопередачу. Наверное, каждый сталкивался c явлением искажения цвета в условиях некачественного или неестественного освещения — дешевые светодиодные или люминесцентные лампы, натриевые лампы в метро. Привычные вещи меняют свои оттенки, сдвигаются памятные цвета — например, зелень растений, цвет кожи или ясного неба. Иногда особенности специального освещения используются для намеренного влияния на цвет — например, специальные светильники в отделах мясной продукции супермаркетов делают цвет продуктов особенно аппетитным.

В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному свету. Для приложений полиграфии, чувствительных к точности цветопередачи рекомендуется использовать освещение со спектром, максимально приближенным к D50. В специальных случаях технология управления цветом позволяет учесть характеристики конкретного освещения.

В повседневной практике, если качественное освещение недоступно, рекомендуется проводить сравнение цвета при естественном дневном свете (днем) либо при освещении источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI) — лампы накаливания, галогенные светильники*.

* В последнее время в продаже стали появляться и качественные светодиодные лампы, но пока что они все равно достаточно мало распространены.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Сравнение цвета одной и той же сцены в разном освещении

Существуют технологии, позволяющие снизить сдвиги цветового восприятия при смене освещения. Хорошие результаты дает оптимизация цветоделения для цветопробы и печати.

Финишное покрытие оттисков

Защитное или отделочное покрытие оттиска — такие, как различные виды лака, ламинат, — может внести заметное изменить цвет сюжета. Как правило, цвет под покрытием становится несколько темнее, в случае глянцевых покрытий повышается контраст, под матовыми — напротив, снижается. В зависимости от конкретного покрытия может сдвигаться и цветовой тон.

Для точной цветопробы печати с покрытиями необходима специальная настройка: построение цветового профиля, учитывающего финишную отделку. Если она не проведена, можно использовать стандартные цветовые профили для печати с неким усредненным покрытием (уф-лак, ламинат), предоставляемые организацией European Color Initiative.

Важно отметить, что просто лакирование или ламинирование цветопробного отпечатка в надежде на то, что будет «как в тираже», может привести к неконтролируемым сдвигам в цветопередаче, так как оно по-разному влияет на цвет разных красителей — например, струйных и офсетных.

Сюжет

Возможно, этот пункт следовало бы сделать первым. Дело в том, что мы никогда не воспринимаем цвет отдельных объектов сам по себе, вне окружающей сцены. Сюжет изображения воспринимается целиком, и от того, каков он, очень сильно зависит та самая «похожесть».

Восприятие цвета в рамках сюжетной сцены описывают достаточно сложные теории — Модели цветового восприятия (Color Appearance Models). В настоящее время они начинают применяться в повседневной практике управления цветом.

На прикладном уровне в полиграфии существует классификация типов изображений по сложности воспроизведения цвета, разработанная авторитетной компанией System Brunner. Она делит все изображения на 4 класса по уровню цветового контраста.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

На этой иллюстрации имитируются колебания в воспроизведении цвета сюжетов, различных по цветовому контрасту. Это типичные отклонения как при печати нескольких тиражей по одному макету, так и в рамках одного тиража от листа к листу; они укладываются в допуски стандарта ISO. Очень четко видно, что чем ниже класс цветового контраста изображения, тем заметнее различие в восприятии цвета сюжета.

Таким образом, необходимо осознавать, что при одном и том же уровне точности цветопередачи по формальным критериям — контрольные показатели и допуски — разные сюжеты изображений на цветопробе и печатном оттиске могут восприниматься нашим зрением либо как очень схожие по цвету, либо как весьма различные.

Упрощая, можно сказать, что яркие, насыщенные, красочные сюжеты с множеством разных цветов воспроизводятся как очень схожие довольно просто. Цветопроба таких изображений «похожа» на тираж, даже при сильном отклонении цветопередачи. В то время как в монотонных и нейтральных сюжетах наше восприятие очень легко находит цветовое различие. Для того, чтобы «попасть» в цветопробу таких сюжетов, приходится приложить немало усилий.

Напрямую нивелировать этот фактор невозможно, его нужно иметь в виду. А в тех случаях, когда высокий уровень сходства требуется, несмотря на затраты, применять специальные технологии, повышающие точность цветопередачи.

Смесевые краски (спот-краски, «пантоны») на цветопробе

Воспроизведение смесевых цветов на цифровой цветопробе имеет ряд ограничений:

Качество печати изображений на цветопробе

Как мы уже упоминали выше, цветопробы в большинстве своем печатаются на струйных устройствах. Они обеспечивают высокое качество детализации, но растрирование — то, как изображение формируется из отдельных мельчайших элементов краски, — у них особенное. В связи с этим видимое «качество картинки» на цветопробе может отличаться от тиражного оттиска.

Например, как разумный компромисс между качеством и скоростью печати возможно использование более скоростного режима работы струйного принтера. А для повышения стабильности цвета при смене освещения в цветопробном оттиске применяется максимальное количество черной краски. В результате детализация изображений на цветопробе может выглядеть несколько более грубой (картинка «шершавая»), но для оценки цвета — то есть, основного предназначения цветопробы — ее вполне достаточно.

Цветопроба как образец для печати

Последним хотелось бы отметить необходимость того, чтобы цветопроба была передана на печать тиража в качестве образца цвета. Дело в том, что в процессе настройки печати офсетного тиража — «приладки» — колебания технологических параметров могут быть довольно существенны. А накопленные погрешности, связанные со всеми многочисленными факторами, могут привести к заметному отличию цвета оттиска.

Наличие цветопробы позволяет печатнику проводить тонкую подстройку параметров и значительно точнее получить согласованный цвет. Кроме того, можно указать приоритетные аспекты — фирменные цвета, предметы художественной или коммерческой ценности. Становится возможным сбалансировать воспроизведение цвета разных сюжетов на одном печатном листе.

Источник

Цветопроба — инструмент предсказуемой печати

Что такое цветопроба в понимании заказчика и что она представляет собой глазами специалиста по печати? Почему возникают разногласия при ее утверждении? Какими понятиями оперируют обе стороны при сравнении цветопробы и тиража? Мы попросили ответить на эти вопросы эксперта по работе с цветом типографии «Акцент».

Содержание статьи

КРАТКО О ЦВЕТОПРОБЕ

Цифровая цветопроба — незаменимый инструмент в современной полиграфии. Точность воспроизведения цвета зависит от многих технологических и естественных факторов и всегда является разумным компромиссом требований клиента по качеству с приемлемыми затратами. Работа по международным стандартам качества и знание ограничений технологии цветопробы являются надежным способом контроля цветопередачи в офсетной печати.

Цветопроба — это способ получить представление о цвете в будущем тираже. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Цветопробу не следует смешивать с пробной печатью, когда полностью воспроизводится печатный процесс. Очевидное преимущество пробной печати — получение достоверного образца готовой продукции. Главный минус — время производства и стоимость, как у небольшого тиража.

Точность цветопробы

Современная цифровая цветопроба печатается, как правило, струйным способом на специальном носителе — цветопробной бумаге. Вопреки ошибочному мнению, при грамотной настройке она обеспечивает довольно высокую точность передачи цвета.

В конечном счете главный показатель качества цветопробы — ее соответствие реальному тиражу. Говоря проще, цветопроба должна быть «похожа на будущий тираж». Но «похожесть» — понятие очень субъективное. Для одного человека два изображения будут «почти одинаковые», а другой найдет в них массу различий.

В деловых взаимоотношениях принято оперировать формальными критериями. Для цветопробы таким является прохождение контрольного теста на цветовые различия.

Методика проста: берется стандартный набор сочетаний триадных красок (CMYK), который печатается на цветопробе. Например, контрольная шкала UGRA/FOGRA Media Wedge:

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Контрольная шкала UGRAFOGRA Media Wedge

Затем измеряется цвет элементов этой контрольной шкалы. Данные сравниваются с эталонными значениями выбранного печатного процесса — например, листовая офсетная печать на мелованной бумаге по стандарту ISO 12647-2. Если отклонения не превышают определенных допусков, тест считается пройденным.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Пример отчета о прохождении контрольного теста цветопробы в ПО X-Rite i1Profiler

Эта процедура контроля соответствует международному стандарту ISO 12647-7.

Важно понимать, что если цветопроба, успешно прошедшая процедуру контроля, не устраивает заказчика по цвету, необходимо корректировать исходные данные макета. Предъявлять претензии к самой цветопробе в этом случае так же бесполезно, как пытаться украсить картинку в зеркале.

Печать по стандарту

Но для получения желаемого результата — схожести с реальным тиражом — это лишь одна часть уравнения. Для того, чтобы корректная цветопроба соответствовала тиражу, необходимо, чтобы сам тираж был отпечатан с теми параметрами цветопередачи, которые имитировались на цветопробе. То есть печать и цветопроба должны быть ориентированы на один стандарт цветопередачи.

Общепринятой практикой для контроля цвета в тираже является измерение набора параметров по стандарту ISO 12647-2. В нем прописаны эталонные значения показателей цветопередачи и допуски на их отклонения при печати тиража.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Пример контроля параметров печати тиража в ПО Heidelberg ColorToolbox

Если тираж и цветопроба проходят по допускам на значения контрольных параметров — тираж и проба «в стандарте», — можно говорить о приемлемом сходстве цветового восприятия.

Хотим подчеркнуть, что в промышленной технологии печати никогда не идет речь о полном совпадении цвета — так называемая, факсимильная цветопередача. При том, что такое сходство крайне трудно достижимо в повседневной практике, оно еще и неоправданно дорого. Его получение неприемлемо по затратам для большинства бизнес-приложений печати.

В отдельных приложениях полиграфии — например, упаковка, каталоги косметики или лакокрасочных материалов, репродукции произведений искусства — требования к точности воспроизведения цвета могут быть существенно строже тех, что заложены в стандартах. В таких случаях технологические параметры контроля и допуски должны оговариваться отдельно.

Восприятие и ограничения

Кроме собственно цвета есть ряд факторов, существенно влияющих на его восприятие.

Свойства бумаги

Прямое воздействие на цветопередачу оказывает цвет самой бумаги. Даже если бумага кажется чисто белой, она, как правило, имеет некоторый оттенок. Кроме того, для повышения видимой белизны производители добавляют в коммерческие сорта бумаг оптические отбеливатели, которые приводят к сложным сдвигам в цветопередаче и неизбежно снижают точность расчета цвета для цветопробы. Данные факторы особенно сильно влияют на цветопередачу светлых участков изображений. Для повышения точности цветопробы в этом аспекте есть возможность учесть свойства конкретной марки бумаги.

Другим важным параметром является глянец бумаги. Изображения на глянцевых носителях, при прочих равных, выглядят контрастнее, чем на матовых (это свойство используют производители дисплеев).

Не менее сильное воздействие оказывает полупрозрачность бумаги. Чем ниже плотность и толщина бумаги, тем больше сквозь нее просвечивает изображение, напечатанное на обороте листа. Это следует держать в голове дизайнеру при верстке.

Освещение

Влияние освещения на цвет зачастую не принимается в расчет, а между тем оно может радикально поменять цветопередачу. Наверное, каждый сталкивался c явлением искажения цвета в условиях некачественного или неестественного освещения — дешевые светодиодные или люминесцентные лампы, натриевые лампы в метро. Привычные вещи меняют свои оттенки, сдвигаются памятные цвета — например, зелень растений, цвет кожи или ясного неба. Иногда особенности специального освещения используются для намеренного влияния на цвет — например, специальные светильники в отделах мясной продукции супермаркетов делают цвет продуктов особенно аппетитным.

В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному свету. Для приложений полиграфии, чувствительных к точности цветопередачи рекомендуется использовать освещение со спектром, максимально приближенным к D50. В специальных случаях технология управления цветом позволяет учесть характеристики конкретного освещения.

В повседневной практике, если качественное освещение недоступно, рекомендуется проводить сравнение цвета при естественном дневном свете (днем) либо при освещении источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI) — лампы накаливания, галогенные светильники*.

* В последнее время в продаже стали появляться и качественные светодиодные лампы, но пока что они крайне мало распространены.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Сравнение цвета одной и той же сцены в разном освещении

Существуют технологии, позволяющие снизить сдвиги цветового восприятия при смене освещения. Хорошие результаты дает оптимизация цветоделения для цветопробы и печати.

Финишное покрытие оттисков

Защитное или отделочное покрытие оттиска — такие, как различные виды лака, ламинат, — может внести заметное изменить цвет сюжета. Как правило, цвет под покрытием становится несколько темнее, в случае глянцевых покрытий повышается контраст, под матовыми — напротив, снижается. В зависимости от конкретного покрытия может сдвигаться и цветовой тон.

Для точной цветопробы печати с покрытиями необходима специальная настройка: построение цветового профиля, учитывающего финишную отделку. Если она не проведена, можно использовать стандартные цветовые профили для печати с неким усредненным покрытием (уф-лак, ламинат), предоставляемые организацией European Color Initiative (//www.eci.org/_media/downloads/eci_offset_profiles_surface_finished.zip).

Важно отметить, что просто лакирование или ламинирование цветопробного отпечатка в надежде на то, что будет «как в тираже», может привести к неконтролируемым сдвигам в цветопередаче, так как оно по-разному влияет на цвет разных красителей — например, струйных и офсетных.

Сюжет

Возможно, этот пункт следовало бы сделать первым. Дело в том, что мы никогда не воспринимаем цвет отдельных объектов сам по себе, вне окружающей сцены. Сюжет изображения воспринимается целиком, и от того, каков он, очень сильно зависит та самая «похожесть».

На прикладном уровне в полиграфии существует классификация типов изображений по сложности воспроизведения цвета, разработанная авторитетной компанией System Brunner (//www.systembrunner.ch/basics-knowledge/picture-contrast-theory.html). Она делит все изображения на 4 класса по уровню цветового контраста.

цветопроба для печати что это. Смотреть фото цветопроба для печати что это. Смотреть картинку цветопроба для печати что это. Картинка про цветопроба для печати что это. Фото цветопроба для печати что это

Классы цветового контраста изображений по System Brunner
(источник: //www.systembrunner.ch/basics-knowledge/picture-contrast-theory.html)

На этой иллюстрации имитируются колебания в воспроизведении цвета сюжетов, различных по цветовому контрасту. Это типичные отклонения как при печати нескольких тиражей по одному макету, так и в рамках одного тиража от листа к листу; они укладываются в допуски стандарта ISO. Очень четко видно, что чем ниже класс цветового контраста изображения, тем заметнее различие в восприятии цвета сюжета.

Таким образом, необходимо осознавать, что при одном и том же уровне точности цветопередачи по формальным критериям — контрольные показатели и допуски — разные сюжеты изображений на цветопробе и печатном оттиске могут восприниматься нашим зрением либо как очень схожие по цвету, либо как весьма различные.

Упрощая, можно сказать, что яркие, насыщенные, красочные сюжеты с множеством разных цветов воспроизводятся как очень схожие довольно просто. Цветопроба таких изображений «похожа» на тираж, даже при сильном отклонении цветопередачи. В то время как в монотонных и нейтральных сюжетах наше восприятие очень легко находит цветовое различие. Для того, чтобы «попасть» в цветопробу таких сюжетов, приходится приложить немало усилий.

Напрямую нивелировать этот фактор невозможно, его нужно иметь в виду. А в тех случаях, когда высокий уровень сходства требуется, несмотря на затраты, применять специальные технологии, повышающие точность цветопередачи.

Смесевые краски (спот-краски, «пантоны») на цветопробе

Воспроизведение смесевых цветов на цифровой цветопробе имеет ряд ограничений:

Качество печати изображений на цветопробе

Как мы уже упоминали выше, цветопробы в большинстве своем печатаются на струйных устройствах. Они обеспечивают высокое качество детализации, но растрирование — то, как изображение формируется из отдельных мельчайших элементов краски, — у них особенное. В связи с этим видимое «качество картинки» на цветопробе может отличаться от тиражного оттиска.

Например, как разумный компромисс между качеством и скоростью печати возможно использование более скоростного режима работы струйного принтера. А для повышения стабильности цвета при смене освещения в цветопробном оттиске применяется максимальное количество черной краски. В результате детализация изображений на цветопробе может выглядеть несколько более грубой (картинка «шершавая»), но для оценки цвета — то есть, основного предназначения цветопробы — ее вполне достаточно.

Цветопроба как образец для печати

Последним хотелось бы отметить необходимость того, чтобы цветопроба была передана на печать тиража в качестве образца цвета. Дело в том, что в процессе настройки печати офсетного тиража — «приладки» — колебания технологических параметров могут быть довольно существенны. А накопленные погрешности, связанные со всеми многочисленными факторами, могут привести к заметному отличию цвета оттиска.

Наличие цветопробы позволяет печатнику проводить тонкую подстройку параметров и значительно точнее получить согласованный цвет. Кроме того, можно указать приоритетные аспекты — фирменные цвета, предметы художественной или коммерческой ценности. Становится возможным сбалансировать воспроизведение цвета разных сюжетов на одном печатном листе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *