цмит что это такое
ЦМИТ: условия создания и поддержки. Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы
Еще по теме:
Информация других разделов:
Также может быть полезно:
Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
Что такое ЦМИТ
Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.
Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). Проект вырос из университетского курса профессора MIT Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) все, что угодно».
В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.
Как открыть ЦМИТ
Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием кружка по изобретательству, «очумелые ручки», центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, составить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед!
Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько:
Статьи расхода тоже несложно спрогнозировать:
Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса. Другой вопрос, если речь идет о создании такого центра при наличии господдержки.
Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии федерального бюджета в размере ₽7 млн.
Кто дает субсидии
Субсидию на реализацию проекта можно получить в рамках конкурса «Поддержка центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ)». Заявки на участие в конкурсе принимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, или «фонд Бортника» – прим.ред.).
Кто может рассчитывать на субсидию
На получение субсидии могут рассчитывать юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ:
Компания должна являться участником программы государственной поддержки МСП Минэкономразвития России по созданию или обеспечению деятельности ЦМИТ, либо действовать в интересах уже созданных ЦМИТ, а также иметь ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1.
Заявляемый проект не должен иметь других бюджетных источников финансирования в течение всего периода реализации проекта с использованием гранта и каких-либо других незавершенных отношений с Фондом содействия инновациям. Сами участники проекта – физические лица тоже не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям.
На что тратить деньги
Субсидии федерального бюджета можно использовать только на утвержденные направления деятельности:
Требования к центрам
Существует ряд требований, которым ЦМИТ должен соответствовать:
Кроме того, организаторы ЦМИТ должны обеспечивать его деятельность на протяжении 10 лет с момента создания.
Стандартный набор оборудования
Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.
Мнения
Полина Дятлова, руководитель Фаблаб «Политех» (Россия, Санкт-Петербург):
– В 2011 году Политехнический университет отправил нас с коллегами на стажировку в Фаблаб при архитектурном университете Каталонии (Испания, Барселона). Примерно в это же время в России открылась программа поддержки ЦМИТов от Минэкономразвития России. Наша команда взялась за организацию подобного центра на базе Политехнического университета и получила первый грант от Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития и Правительства Санкт-Петербурга.
Для популяризации инженерного творчества среди молодежи, мы организуем инженерные школы, недели науки, интенсивы для абитуриентов. В основном мы получаем финансовую поддержку от Политехнического университета, а так же в виде грантов от фондов и институтов развития, но бывают и коммерческие заказы. По своему опыту скажу, что главное – ничего не бояться, идти вперед, проверять на практике возникающие проектные и организационные гипотезы.
Руководитель Фаблаба «Политех» Полина Дятлова на награждении Fabacacademy 2016
Гжегош Белика, вице-президент Фаблаб «Лодзь» (Польша, Лодзь):
– Наша формула существования: оставаться независимыми от государственных грантов и субсидий. История фандрайзинга у нас довольно сложная: 90% средств, полученные в течении последних трех, лет были собраны за счет индивидуальной работы с частными фондами. Мы также привлекаем к сотрудничеству бизнес, проводим краудфандинговые кампании…
Целевая аудитория нашего центра – это энтузиасты движения DIY (do it yourself – «сделай сам»). Мы предоставляем творческое и инновационное пространство (в том числе и оборудование) для развития и самореализации. Помимо этого, проводим курсы по 3D-моделированию, программированию, дизайну одежды и даже сварке.
3D-принтер Фаблаба «Лодзь» для ZSP 20
ЦМИТ России
По данным РВК сегодня в стране существуют 226 ЦМИТ в 32 регионах. В наиболее полном списке, который представлен на сайте Сообщества ЦМИТ и фаблабов России, – 154 организации. Согласно исследованию, проведенному компанией Docsourcing, у 65 центров из этого списка есть актуальный сайт или своя страница в соцсетях, где представлены минимальные данные об организации, в том числе адрес и контакты.
41 ЦМИТ из этих 65-ти – полностью некоммерческие, то есть не получают никакой прибыли и действуют за счет грантов и спонсоров. Коммерческую модель существования выбрали 24 организации. Большая их часть проводит платные курсы и тренинги, меньшая – оказывает услуги: изготовление небольших партий продукции, аренду оборудования, площадей и пр.
Ниже – список 65 наиболее активных российских ЦМИТ:
UPD: еще пять ЦМИТ внесены в список, теперь их 70
Название
Город
Сайт
Специализация
Архангельский центр инновационного молодежного творчества
Лазерная резка, фрезерная обработка с ЧПУ, 3D-сканирование
3D-печать, 3D-принтеры, робототехника, моделирование
ЦМИТ всему голова (что это и почему его необходимо посетить!)
«Мы все учились по-немногу чему-нибудь и как-нибудь,» — знакомые широкому кругу читателей строки. Особенно они применимы к сфере дополнительного образования.
Кто-то с ностальгией вспоминает класс фортепиано музыкальной школы, кто-то отправляет ребенка на легкую атлетику в память о собственном «втором юношеском», а кто-то, разговаривая по телефону, выводит на листочке бумаги абстрактные каракули, отдавая должное красному диплому художественной школы. Потом эти «кто-то» выныривают из воспоминаний в реальность и становятся бухгалтерами, журналистами, аналитиками и пр.
Что должно оставлять после себя дополнительное образование? Знания-умения-навыки, применимые в реальной жизни? Интерес к определенным профессиям, перерастающий в поступление в «вуз мечты»? Расширенный кругозор и общую эрудицию? А, может, все вместе?
ЦМИТ — это центр молодежного инновационного творчества. ЦМИТы начали появляться несколько лет назад и являются настоящими «островками счастья» для гиков. Там есть и 3D-принтеры, и станки с ЧПУ, и простые инженерные инструменты, и, что важно, люди, которые помогут претворить в жизнь проект мечты.
Честно, я ничего не имею против классических кружков и секций, тем более, что я сама когда-то посещала подобные. Но инженерные кружки нового поколения способны не просто научить «колотить табуретки», а создавать с нуля свои собственные изобретения.
Итак, почему все-таки стоит найти и посетить ближайший ЦМИТ?
Причина 1. Погружение в новую профессию.
Каждый курс в подобном центре, как и в «Геккон-клубе», к которому я имею непосредственное отношение, профориентирован по определению. Причем уклон делается в сторону инженерного мастерства. Так, любой школьник может попробовать себя в роли инженера, программиста, специалиста по электронике, промышленного дизайнера, авиаконструтора, пилота… Всего не перечислишь!
Упор в инженерных кружках делается исключительно на практику. Не спорим, теоретический багаж крайне важен, но он лишь опора для настоящего познания мира — через практику.
Постепенно каждая группа учеников становится настоящим R& D departament (от «research and development» — отдел исследований и разработок в крупных фирмах), где каждый может пройти путь разработчика от генерации идеи проекта до его создания и эксплуатации.
Причина 2. Приобретение навыка работать руками.
Невольно вспоминается печальная фраза о некоем времени, в котором «сломанные вещи было принято чинить, а не выкидывать». Да и правда, когда это мы последний чинили компьютерные мыши, а не автоматически покупали новые? Когда разбирали капризную кофеварку, а не несли ее в мастерскую? Когда, в конце концов, мы собственноручно лазили за щиток?
Невероятно, но факт. Многие ЦМИТовские ребята с легкостью дадут старшим фору. Да, ни для кого не секрет, что ребенок усваивает все гораздо быстрее взрослого. Но одно дело — новые «приколюхи» в телефонах и сети, а другое — навыки работы с инструментами и смекалка.
Вернувшись домой мама Катя обнаруживает, что ее любимый кот Адам знатно потрудился над ее зарядкой для телефона и перегрыз кабель. Все бы ничего, кто есть кот, да вот только маме Кате от этого не легче.
— Опять 1000 рублей за лицензионный кабель, — вздыхает она. — Ладно, подожду пока Гоша вернется из школы, пусть сходит до магазина
Гоша, выслушав просьбу мамы, предлагает другое решение.
Гоша учится в 3а классе.
Отдельное удовольствие я испытываю, когда ребята приходят ко мне и вместо приветствия начинают хвастаться:
— А вот я придумал обалденную штуковину! Вы знаете, она немного похожа на то, что мы делали раньше, только в 100 раз круче.
Я свято верю в то, что именно навык работы инструментами с различными материалами и небольшой «джентльменский набор» теории способен дать по-настоящему мощный толчок изобретательскому таланту ребенка (да и взрослого! Вспомните фильм «Джой»).
Причина 3. Присутствует частица опасности (и это круто!)
Работа с инструментами может быть связана с некоторой опасностью. И это… По-своему круто!
Я вижу разных детей. Одни ученики не выносит запах картона и его скрип, другим — некомфортно держать в руках деревянные палочки (занозы никто не любит, справедливо), третьи не решаются приложить силу при работе напильником…
Я вижу разных родителей. Вижу тех, кто не готов давать ребенку ножницы без закругленных концов. Вижу тех, кто опасается, не станет ли ребенок пробовать на вкус столярный клей. Вижу тех, кто с опасением заглядывает в класс, когда тестируется двигатель радиоуправляемого самолета.
Но таких учеников и родителей оказывается совсем немного. Большей части — и это просто потрясающе! — присуща смелость искателей приключений. ЦМИТовцы понимают, что за настоящее изобретение, созданное полностью своими руками, приходится, как бы громко это ни звучало, бороться.
Не подумайте, что тут собрались любители анархии. Если видно, что ученик не готов к серьезной работе, то никто не даст ему доступ к оборудованию.
С другой стророны, я часто замечаю, как громкоголосые необузданные задиры становятся собранными и ответственными разработчиками, как только им поручают — а точнее, доверяют! — что-то серьезное.
Причина 4. Вы становитесь частью настоящей гик-тусовки!
Как это здорово — иметь, как говорят французы, свой Jardin Secret — «Тайный сад». Эдакий секретный уголок, где собраны воедины твои интересы, твои друзья, твои наставники и ты сам.
Особенно мне нравится наблюдать за чаепитиями, происходящими на кухне нашего Геккон-клуба. Происходит это так. На перерыве между занятиями вся группа во главе с педагогом идет «перезагрузиться» — подкрепиться печеньем и чаем. Вот учащиеся прибывают на кухню, толкаясь, рассаживаются по местам, и затем начинаются «беседы». О чем? Да обо всем на свете, разве что, с техническим уклоном.
Порой кажется, что разговоры эти ведутся на совершенно непонятном тебе языке. Думается, вроде и русским ты владеешь, и тоже ведешь технические кружки, но все равно суть беседы улавливается с трудом. Зато какое счастье светится в глазах ребят, видящих, что ты ничегошеньки не смыслишь в «их специальности»! 🙂
После занятий мало кто торопится по домам. Многие засиживаются, «часов не наблюдая» вместе с преподавателями, продолжая доделывать свои проекты. И только приход администратора клуба, желающего попасть домой раньше полуночи, вынуждает гик-тусовку отложить работу до следуюей встречи.
Самое здоровское, что многие мальчишки и девчонки, не принятые школьным коллективом, находят свое место в ЦМИТах, где витает дух свободы, технического творчества и, присущего любому инженеру, авантюризма!
Вместо пятой причины.
В процессе чтения статьи могло показаться, что я говорю не о ЦМИТах и «Геккон-клубе», а о каком-то маленьком параллельном мире, в котором обитают странные люди, не похожие на Васю-Петю-Колю и их родных из соседнего подъезда.
На самом деле, все учащиеся и работники клуба такие же как все. Правда-правда. Просто в определенный момент времени мы — и дети, и их родители, и педагоги — увидели, что через призму технического творчества можно делать мир вокруг себя лучше. Что, если уж быть до конца откровенными, любая сумасшедшая идея может быть осуществима, если ты смог представить ее образ у себя в голове.
Центры молодежного инновационного творчества
В Красноярском крае реализуют программу инженерного образования «со школьной скамьи».
Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТы) — перспективный образовательный проект, активно развивающийся в Красноярском крае. Центры представляют собой технические лаборатории с самым современным цифровым оборудованием. Главная задача центров — повышение интереса молодого поколения к новым знаниям, современным технологиям и образованию и профессиям, воспитание проектного типа мышления и навыков работы, создание инновационной среды, способствующей появлению новых проектов.
Первый ЦМИТ в крае был открыт в Красноярском региональном в 2012 г., став одним из первых в сети ЦМИТов в России. Весной 2013 г. пять учебных заведений региона выиграли конкурс и получили комплекты оборудования для организации ЦМИТов. Среди них — красноярские гимназии № 1 «Универс» и № 13, Молодежный центр «Зебра», а также Сосновоборский автомеханический техникум и Железногорский СЮТ. При софинансировании федерального и краевого бюджета был запущен проект ЦМИТ FabLab «Ангар». При участии министерства образования и науки края и компании «РУСАЛ» в 2012 г. была открыта лаборатория прототипирования «САМИ» на базе Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников.
За 2013/14 учебный год ЦМИТы посетили более 3,2 тыс. школьников и студентов, постоянно занимаются около 250 ребят, создано 215 проектов, 25 из них имеют высокий уровень технической сложности.
22 января 2014 г. семь ЦМИТов, а также лаборатория прототипирования краевого Дворца пионеров и школьников объединились в региональную ассоциацию.
Действующие центры
ЦМИТ гимназии «Универс». Центр работает в рамках направлений «радиотехника», «экспериментальная физика», «робототехника и программирование» молодежного исследовательского института гимназии. Создание ЦМИТа способствовало преодолению дефицита технических возможностей гимназии.
ЦМИТ гимназии № 13. В центре команды школьников из 5—7 человек работают над проектами в областях робототехники, технического моделирования, архитектуры и дизайна.
ЦМИТ молодежного центра «Зебра». Здесь функционируют направления «молодежное конструкторское бюро», «андроидная робототехника», Natoinal Instruments, VEX, Roborobo, LEGO, «мобильные системы», Roborace, «автомоделирование», «авиамоделирование», «судомоделирование» и «ракетомоделирование». С появлением ЦМИТа и нового оборудования у ребят появилась возможность создавать новые проекты и дорабатывать созданные изобретения.
ЦМИТ на базе станции юных техников ЗАТО — город Железногорск. В центре команды школьников из 5—7 человек работают над проектами в областях робототехники, технического моделирования, архитектуры и дизайна.
ЦМИТ FabLab «Ангар». Уникальным преимуществом FabLab «Ангар» является наличие большой производственной площадки — ангара, в котором сосредоточено уникальное оборудование для выполнения сложных технических задач. Обладая спектром оборудования, ЦМИТ FabLab «Ангар» сможет оказывать комплекс услуг на коммерческой основе сначала малым, а затем средним и крупным обрабатывающим предприятиям. Проект рассчитан на более взрослую аудиторию: студентов, аспирантов, молодых ученых и изобретателей, но также будут формироваться группы, состоящие из школьников.
ЦМИТ КРИТБИ. После прохождения курса занятий в ЦМИТе ребята могут попробовать свои силы на более функциональном оборудовании Центра прототипирования КРИТБИ.
Лаборатория прототипирования «САМИ» на базе Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников. На базе лаборатории создается краевое детское конструкторское бюро.
В 2014 г. открылся ЦМИТ на базе Аэрокосмической школы СибГАУ в Красноярске со специализацией в разработке конструкций из полимерных композиционных материалов, проектировании и апробации инновационной космической техники и технологий.
ЦМИТ – это Центр молодежного инновационного творчества. Очень интересная статья создателя ЦМИТ в Екатеринбурге с портала хабрахабр
Очень интересная статья создателя ЦМИТ в Екатеринбурге размещена на хабрахабре
Цель данного топика – поделиться своим опытом в создании ЦМИТ.
В первой части предлагается информация об актуальности создания ЦМИТ. Тем читателям, для которых не стоит вопрос актуальности, предлагается его пропустить.
В остальных разделах вы найдете:
Актуальность
Осторожно! Реальность. Реальность, которая за окнами наших квартир и стенами домов. Реальность, которая предлагает нам вызовы, на которые государство не в силах ответить. Ответить на эти вызовы можем только мы – прогрессивная молодежь.
Актуальность со стороны образования
Я работал педагогом, педагогом организатором, начальником научно-технического отдела и и.о. директора в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга. Я создал студию 3D-моделирования и 3D-печати для детей и подростков, которая имела сверхвысокий спрос, особенно на фоне других объединений – макраме, авиамоделирования и т.д. Видео можно посмотреть ниже. В ходе работы пришлось столкнуться с колоссальными трудностями административно-бюрократического характера. Проанализировав их я понял, что школьная система и система дополнительного образования не просто перегружена бюрократией, она находится в системном кризисе, который обусловлен:
1. Оторванность педагогов от современной постиндустриальной, рыночной и индустриальной экономики. Педагоги и учителя школ – это бюджетники, которые просто не видят, не чувствуют и не знают, в каком мире они живут. Это люди давно ушедшей социалистической эпохи, которые просто не могут учить детей жизни в современном мире.
2. Институт образования выключен из производственного процесса. Учеников сегодня просто перегружают оторванными от реальности знаниями, которые не применимы и даже вредны. У системы образования нет возможности включится в экономику производства – для этого нет никакой законодательной базы, и если хоть одна школа начнет что-то производить, то на директора заведут уголовное дело. Сегодняшняя помешанность на ЕГЭ убивает все творческое в детях, или убивает их будущее, если ЕГЭ не сдавать.
3. Нет сильных игроков, заинтересованных в системе образования. Если раньше выпускники отправлялись на промышленные предприятия, то сейчас они просто рассеиваются по маленьким бизнесам, обслуживающего характера, с полностью атрофированными мозгами. В лучшем случае могут свой такой же бизнес открыть. Только самые талантливые могут восстать против своего образования и победить его. Ни бизнес, ни государство, не заинтересованы в школьном образовании высокого качества. Ну а родители? Большинство родителей сдают своих детей в школу как в «банк хранения детей».
4. Сбой преемственности поколений. Последние оплоты инженерного знания – советские инженеры старятся и умирают. Сегодня умер Калашников. Эти люди старались передать свои знания, но теперь их нет. Вместе со мной в Доме детского творчества работал единственный во всем Екатеринбурге педагог спортивного моделирования (конструирование кораблей, самолетов), Тропин Анатолий Петрович, в 2013 году ему исполнилось 70 лет. В ближайшие годы в системе образования не останется реальных инженеров. Школьников уже сейчас элементарно некому учить.
5. Молодым предпринимателям нечего делать в школе. Как уже говорилось, школа не подразумевает НИКАКОГО участия в реальной экономике, поэтому тот, кто хочет там работать должен смириться с нищенскими зарплатами и отсутствием возможности творческой научно-технической самореализации. В школы не идут адекватные люди, но как ни странно, технически школы оснащаются хорошо. Я сам видел целые стеллажи новых наборов для робототехники, детских токарных станков-конструкторов, которые дожидаются своего списания. На новом оборудовании просто некому работать (МАОУ СОШ №128, г. Екатеринбурга).
Образовательная структура ЦМИТ лишена маразма школы, а кроме того, как фабрика идей, нужна бизнесу.
В любом случае, в обозримом будущем институт школы придется или демонтировать или модернизировать. Возможно, ему на смену придет ЦМИТ.
Экономическая актуальность
В мире сейчас завершается, а по некоторым данным, завершился процесс глобализации экономики. Старая экономическая система и экономический рост базировался на расширении рынков, за эти рынки шла борьба и войны. Теперь, когда мир глобален и рынки не могут больше расширяться, экономика изменяется. До сих пор спрос превышал предложение, а теперь предложение превышает спрос на мировом рынке. Это значит, что глобальной рыночной экономике пришел конец. Есть много следствий из этого. Остановимся на тех, которые касаются России.
Россия продает нефть и закупает продукцию, вещи, товары. В следствие падения цен на нефть, Россия не сможет закупать эти продукты. В этом случае есть 2 пути – или умереть, или развивать собственные производства и создать свой собственный внутренний рынок. Я вижу, что для этого создается таможенный союз. Значит, Россия выбирает путь собственного рынка. Громадное преимущество России по отношению к развитым странам состоит в том, что внутренние рынки в России свободны для собственного производителя, а у развитых странах они уже заняты, поэтому их ждет депрессия, а Россию – нет. Россия такая страна, что вроде бы и может быть развитой технически, но как-то пока не хочет, вот войдет кризис в острую фазу, упадет нефть, сразу и захочет.
Создание ЦМИТ – это предвосхищение ситуации и создание современных высокотехнологичных центров, способных стать генераторами продукции новой экономики – инноваций.
Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ
В России сейчас набирает силу движение творческих лабораторий, фаблабов, ЦМИТ. Все центры разноплановые, часть из них создаются ребятами на общественных началах, как клубы, часть – при вузах, как часть инновационной инфраструктуры.
Большинство ЦМИТ организовано инициативными группами, которые ставят целью популяризацию научно-технического творчества. И бОльшая часть из них были основаны в последние 3-4 года, это может означать, что начинается новый тренд – тренд создания подобных научно-технических лабораторий. Процесс пока развивается стихийно, что называется «кто в лес – кто по дрова». Кто-то собирается по вечерам как клуб, кто-то создает курсы по робототехнике, кто-то занимается инновациями, кто-то просто выполняет заказы по 3D-печати, но как-то продвижение и структуризация все равно идет.
Приведу ролик о своей студии 3D-моделирования, которую я создавал, это было довольно стихийно, но опыт получился позитивный:
Оптимальная схема работы ЦМИТ, бизнес-план
Дело создания ЦМИТ – это очень светлое, интересное дело. Это дело будущего –производство инноваций и работа с молодежью. Но даже самое светлое дело останавливается или медленно развивается, если интерес не подкреплен финансово. Возникает вопрос: как сделать свой ЦМИТ приносящим прибыль бизнесом?
Я разработал и оттестировал организационную модель работы ЦМИТ. При использовании этой модели гарантированно можно выйти на положительные обороты в первые 2-3 месяца работы центра.
Как организация ЦМИТ является объединенным центром трех направлений:
1. Выполнение заказов по 3D-печати, робототехнике, автоматике и другим прикладным инженерным изысканиям;
2. Инженерной школой для детей, подростков и взрослых;
3. Мини-производство, выпускающее мелкие серии продукции.
Обучение в ЦМИТ – предметно. Дети на стадии обучения приобщаются к инженерии, учатся разрабатывать и конструировать технику, обретают предпринимательские навыки, тем самым учатся и готовятся к будущей взрослой жизни. Но и от инженерной школы большая польза для других направлений – поток идей и энтузиазм детей колоссально помогает в создании инноваций.
Направление 1 (Центр прототипирования) – это первоначальная база ЦМИТ – она приносит небольшой стабильный доход. Направление 2 (Инженерная школа) – приносит доход, но в основном является фабрикой идей для производства инноваций. направление 3 – (Мини-производство) – это основная организационноая и финансовая часть. Все 3 направления разведены во времени и в пространстве так, что обеспечивается безопасный режим работы центра.
Для тех, кто создает ЦМИТ по такой модели, или как-то по-другому, всегда есть возможность получения грантов и другой фандрайзинговой деятельности. В некоторых случаях, когда основной упор делается на образовательное направление, гранты и фандрайзинг может стать основным источником дохода.
3. Проведение занятий по 3д-моделированию для детей + обучение педагогов и трудоустройство педагогов
Расходы: — 5 000 – 25 000 руб/мес (аренда, зарплата) Доходы: 5 000 – 84 000 руб/мес
4. Для участников, педагогов, детей, подростков появляется возможность выпускать мелкие серии продукции – инновационный бизнес
Расходов нет Прибыль непрогнозируема
Мой бизнес бизнес вышел на окупаемость, а затем и в небольшой плюс уже на 2-3 месяце существования, при этом существенных расходов на аренду помещения и рекламу нет, поскольку бизнес очень мобилен – взял принтер в охапку и пошел. Помещение для занятий берется в почасовую аренду. Печать можно производить прямо у себя дома. Кому интересно, тот может провести исследование спроса на 3D-печать в своем городе и округе через Яндекс. Также можно посмотреть рынок коммерческого дополнительного образования в Вашем городе. Если спрос есть – вперед. В Сети можно найти материалы и вебинары на тему открытия ЦМИТ как бизнеса.
Социальные проблемы, которые решает ЦМИТ
Просто перечислю эти проблемы. Если вы видите еще положительные стороны такого проекта, то напишите, пожалуйста, в комментариях.
• Занятость детей в свободное от школы время (профилактика наркомании, преступности, экстремизма);
• Инженерное образования детей и ликвидация научно-технической безграмотности населения;
• Проблема преемственности поколений в инженерных науках;
• Проблема инженерных кадров в России и перехода к постиндустриальной экономической формации;
• Проблема отсутствия социальных лифтов и молодежного инновационного предпринимательства.
Перспективы открытия ЦМИТ
Когда Вы откроете свой ЦМИТ, это сразу сделает Вас лакомым кусочком для СМИ и органов гос. власти. СМИ очень интересуются всем необычным, ярким, тем, что может заинтересовать публику, в том числе и позитивным, такие новости тоже есть. Ну а органам власти нужны реальные действия – а у Вас только такие и будут. Таким образов, вы становитесь заметной фигурой в Вашем регионе. Эти слова могут подтвердить те, кто уже этим занимается. Далее в Ваших руках оказываются все возможности для развития туда, куда вы захотите. Все это делает открытие ЦМИТ реально действующим социальным лифтом, открытым сейчас для инженеров и педагогов.
ЦМИТ как сетевой проект
Я готов делиться своим опытом и знаниями в организации студий 3D-моделирования и 3D-печати, а также ЦМИТ в целом.
Мы будем делать сетевую структуру центров по всей России. Центры сами по себе будут являться автономными действующими единицами со своими площадками, юридическими лицами, суверенитетом, идеологией, территориальными и другими особенностями. Мы объединяем информационные ресурсы – интерфейсы для связи с клиентами, гос. структурами, бизнесом. Такая структура более производительна.
Прежде чем открыть свой ЦМИТ подумайте, может быть его сразу стоит присоединить к действующей сетевой структуре, ведь это позволит существенно сэкономить свои средства.
Рассмотрим, в чем преимущество кооперации и создания сетевой компании независимых центров.
Экономия за счет:
• Снижения рекламных издержек;
• Снижения репутационных издержек;
• Снижения организационных издержек.
В сетевой структуре возможно тиражирование Ваших проектов, появляется возможность организации глобальных проектов, и общения в кругу единомышленников из других городов.
Подводя итоги, скажу лишь, что искренне считаю, что будущее российского образования, молодежного инновационного предпринимательства и промышленный потенциал страны зависит от новых форм организации труда, и в числе самых перспективных находится ЦМИТ.
Что такое ЦМИТ
Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.
Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). Проект вырос из университетского курса профессора MIT Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) все, что угодно».
В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.
Как открыть ЦМИТ
Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, составить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед! Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько:
Статьи расхода тоже несложно спрогнозировать:
Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса. Другой вопрос, если речь идет о создании такого центра при наличии господдержки.
Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии федерального бюджета в размере ₽7 млн.
Кто дает субсидии
Субсидию на реализацию проекта можно получить в рамках конкурса «Поддержка центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ)». Заявки на участие в конкурсе принимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, или «фонд Бортника» – прим.ред.).
Кто может рассчитывать на субсидию
На получение субсидии могут рассчитывать юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ:
Компания должна являться участником программы государственной поддержки МСП Минэкономразвития России по созданию или обеспечению деятельности ЦМИТ, либо действовать в интересах уже созданных ЦМИТ, а также иметь ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1.
Заявляемый проект не должен иметь других бюджетных источников финансирования в течение всего периода реализации проекта с использованием гранта и каких-либо других незавершенных отношений с Фондом содействия инновациям. Сами участники проекта – физические лица тоже не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям.
На что тратить деньги
Субсидии федерального бюджета можно использовать только на утвержденные направления деятельности:
Требования к центрам
Существует ряд требований, которым ЦМИТ должен соответствовать:
Кроме того, организаторы ЦМИТ должны обеспечивать его деятельность на протяжении 10 лет с момента создания.
Стандартный набор оборудования
Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.
Мнения
Полина Дятлова, руководитель Фаблаб «Политех» (Россия, Санкт-Петербург):
– В 2011 году Политехнический университет отправил нас с коллегами на стажировку в Фаблаб при архитектурном университете Каталонии (Испания, Барселона). Примерно в это же время в России открылась программа поддержки ЦМИТов от Минэкономразвития России. Наша команда взялась за организацию подобного центра на базе Политехнического университета и получила первый грант от Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития и Правительства Санкт-Петербурга.
Для популяризации инженерного творчества среди молодежи, мы организуем инженерные школы, недели науки, интенсивы для абитуриентов. В основном мы получаем финансовую поддержку от Политехнического университета, а так же в виде грантов от фондов и институтов развития, но бывают и коммерческие заказы. По своему опыту скажу, что главное – ничего не бояться, идти вперед, проверять на практике возникающие проектные и организационные гипотезы.
Руководитель Фаблаба «Политех» Полина Дятлова на награждении Fabacacademy 2016
Гжегош Белика, вице-президент Фаблаб «Лодзь» (Польша, Лодзь):
– Наша формула существования: оставаться независимыми от государственных грантов и субсидий. История фандрайзинга у нас довольно сложная: 90% средств, полученные в течении последних трех, лет были собраны за счет индивидуальной работы с частными фондами. Мы также привлекаем к сотрудничеству бизнес, проводим краудфандинговые кампании…
Целевая аудитория нашего центра – это энтузиасты движения DIY (do it yourself – «сделай сам»). Мы предоставляем творческое и инновационное пространство (в том числе и оборудование) для развития и самореализации. Помимо этого, проводим курсы по 3D-моделированию, программированию, дизайну одежды и даже сварке.
3D-принтер Фаблаба «Лодзь» для ZSP 20
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании: