цифровой звук pcm или bypass что лучше в приставках
Звук pcm или bypass что лучше
Общие выводы
Ресивер декодирует аудио.
Потенциал для более высокого качества звука.
Ограниченное вторичное качество звука.
Поддержка 5.1 по цифровому оптическому или коаксиальному.
Проигрыватель Blu-ray декодирует аудио.
Требуется более высокая пропускная способность.
Лучше для вторичных аудио каналов.
Ограниченный цифровой оптический или коаксиальный выход.
PCM за и против
Декодирование выполняется в проигрывателе Blu-ray.
Меньше работы для получателя.
Быстрее, прямее и устраняет отставание.
Лучшее качество доступа к дополнительным звуковым дорожкам.
Больше работы сделано игроком.
Качество звука частично определяется проигрывателем Blu-ray.
ИКМ передает двухканальный сигнал через цифровой оптический или коаксиальный.
Если вы планируете использовать функцию вторичного аудио, которая обеспечивает доступ к аудиокомментариям, описательному звуку и дополнительным звуковым дорожкам, используйте PCM. Если вам важен доступ к этим аудиопрограммам, установите проигрыватель Blu-ray на PCM, чтобы обеспечить наилучший результат. Плеер декодирует аудио без проблем с пропускной способностью, что является проблемой для битового потока.
Для цифровых оптических и коаксиальных соединений, хотя опция вывода битового потока может отправлять стандартный сигнал объемного звука Dolby Digital или DTS 5.1 на приемник для декодирования, опция PCM отправляет двухканальный сигнал. Цифровой оптический или цифровой коаксиальный кабель не обладает достаточной пропускной способностью для передачи декодированного, несжатого, полностью объемного аудиосигнала, как это может быть сделано при соединении HDMI.
Битстрим Плюсы и минусы
Домашний приемник декодирует аудио.
Если ресивер предлагает более качественную обработку звука, его можно использовать.
Возможность более качественного звука.
Битовый поток посылает кодированный сигнал 5.1 по цифровому оптическому или коаксиальному.
Больше работы размещено на приемнике.
Требуется высококачественный приемник для достижения лучших результатов.
Дополнительное аудио уменьшается, что снижает качество.
Форматы объемного звука Dolby Atmos и DTS: X доступны только с проигрывателя дисков Blu-ray с помощью параметра настройки битового потока. Нет проигрывателей дисков Blu-ray, которые могли бы декодировать эти форматы внутренне в PCM и передавать их на ресивер домашнего кинотеатра.
HDMI — лучший вариант для вывода. Однако, если вы используете цифровые или оптические коаксиальные выходы, битовый поток — явный победитель. Цифровые оптические и коаксиальные соединения страдают от ограниченной полосы пропускания и не могут передавать полностью обработанный и декодированный сигнал. Поскольку поток битов зависит от приемника для декодирования, он идеально подходит для ситуаций с ограниченной пропускной способностью.
Окончательный вердикт
На ваш выбор должен повлиять ряд факторов, в том числе качество вашего проигрывателя Blu-ray и аудиоприемника. Чаще всего вам понадобится битстрим. Потенциал для более высокого качества звука и гибкости использования коаксиальных выходов ставит его перед PCM.
Единственная ситуация, когда PCM выходит на первое место, — это использование вторичных аудиопотоков. Если вы не планируете этого делать, и качество вашего ресивера не сильно ухудшается, выберите битовый поток.
webOS Forums — форум пользователей телевизоров LG на webOS
eARC на телевизорах LG
Re: eARC на телевизорах LG
narpol » 16 июн 2020, 08:03
Чтобы проходило насквозь то, что пришло, однозначно на ТВ
— выбран вывод звука по HDMI ARC;
— задано сквозное использование;
— принудительно включен режим eARC.
МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ (dimx21 просто это как-то отдельно не отметил как у него это было настроено):
— поменять на ТВ формат аудиовхода HDMI, на который подается сигнал (с Bitstream на PCM или наоборот)
Если все сделано, как надо, далее все проблемы могут быть только либо в настройках/возможностях:
— источника (ПК, плеер, медиаприставка и т.д.)
— приемника (ресивер, саундбар), а именно: не поддерживает eARC/не включен, как это может требоваться, такой режим
И в обоих случаях это является особенностью какого-то конкретного сетапа и при обсуждении тут будет оффтопом, т.к. в целом подтверждение тому, что на участке ТВ все работает, уже получено.
«Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. «
Сообщения: 10660 Зарегистрирован: 27 июл 2017, 06:13 Откуда: РФ, РКС Благодарил (а): 527 раз. Поблагодарили: 2475 раз. Телевизор: 43UJ740 — 49SM9000 — OLED48CX Звук: JBL BAR 9.1; M9702 [Pioneer UDP-LX500]
Re: eARC на телевизорах LG
1laraz » 16 июн 2020, 09:17
Чтобы проходило насквозь то, что пришло, однозначно на ТВ
Подтверждаю, 5.1 lpcm на С9 с новой прошивкой работает, если выставить как описано (если раздавать звук с ПК по hdmi, например). А вот внутренний плеер dts hd так воспроивзодить и не научился. Лучика надежды совсем больше нет?
Добавлено спустя 5 минут 27 секунд:
МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ (dimx21 просто это как-то отдельно не отметил как у него это было настроено):
— поменять на ТВ формат аудиовхода HDMI, на который подается сигнал (с Bitstream на PCM или наоборот)
По умолчанию стоит Bitstream. Я так понимаю, Bitstream это когда LG отправляет на ресивер кодированный сигнал, а ресивер его декодирует. А PCM, когда наоборот, LG декодирует и направляет уже декодированный сигнал на ресивер так что последнему его нужно только преобразовать в аналоговый и вывести на акустику. В таком случае, лучше с декодированием справится ресивер, и лучше оставить эту опцию в положении Bitstream, да?
Сообщения: 19 Зарегистрирован: 16 июн 2020, 09:12 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 1 раз. Телевизор: OLED65C9
Re: eARC на телевизорах LG
narpol » 16 июн 2020, 10:31
1laraz писал(а):А вот внутренний плеер dts hd так воспроивзодить и не научился. Лучика надежды совсем больше нет?
Скорей всего нет, т.к. в моделях текущего года уже просто выпилена поддержка DTS-звука полностью, да и не будет производитель заморачиваться «пиратскими хотелками».
1laraz писал(а):По умолчанию стоит Bitstream. Я так понимаю, Bitstream это когда LG отправляет на ресивер кодированный сигнал, а ресивер его декодирует. А PCM, когда наоборот, LG декодирует и направляет уже декодированный сигнал на ресивер так что последнему его нужно только преобразовать в аналоговый и вывести на акустику. В таком случае, лучше с декодированием справится ресивер, и лучше оставить эту опцию в положении Bitstream, да?
Мы правильно друг друга поняли? Я говорил о настройке на входном HDMI, куда поступает/принимается ТВ полный (видео+аудио) сигнал с источника. Вы же описали механизм того, что происходит при выборе настройки по формату вывода звука (это там при выборе PCM задается необходимость преобразования закодированного цифрового сигнала в линейный).
Как-то до сих пор не вставал вопрос о затрагивании данной настройки (и сходу не скажу, за что она отвечает), но когда пошла речь о добавлении пропуска многоканального PCM в последней прошивке, то обнаружил, что для избежания ситуации
akotlyrov писал(а):Щас всё норм, но идёт только звук музыки, эффектов. А речь не слышна практически.
возникающей, если заставить внешний источник раскодировать и отдавать ТВ звук в виде многоканального PCM
narpol писал(а):необходимо в настройках на ТВ по звуку в дополнительных настройках сменить для HDMI-входа, куда поступает сигнал, формат аудиовхода HDMI с битстрим на pcm, речь вернется
«Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. «
Сообщения: 10660 Зарегистрирован: 27 июл 2017, 06:13 Откуда: РФ, РКС Благодарил (а): 527 раз. Поблагодарили: 2475 раз. Телевизор: 43UJ740 — 49SM9000 — OLED48CX Звук: JBL BAR 9.1; M9702 [Pioneer UDP-LX500]
Re: eARC на телевизорах LG
dimx21 » 16 июн 2020, 11:09
neo32 писал(а):через компьютер получилось вывести тоже самое?
С ПК все работает аналогично. Я не стал трогать настройки, не выставлял там принудительно 7.1. Оставил настройку звука Dolby Atmos for Home Theater. При этом звук в фильмах выводится «как есть» DTS-HD MA, DTS:X, Atmos TrueHD, Dolby Digital. В играх если есть поддержка атмос выводится Dolby Atmos — Linear PCM. Если нет поддержки идет LPCM 5.1 или Dolby Digital, в зависимости какой звук засунули разрабы в игру.
neo32 писал(а):после обновления прошивки тв, у меня в настройких windows появилась возможность вывода 7.1, но в ресивере на приеме 2.0 pcm
Ресивер поддерживает eARC? Пробовали на ПК (подключённом к ТВ) запустить ролики с Atmos TrueHD, DTS-HD MA? Уходит такой звук на ресивер? Есть соответствующая индикация?
Добавлено спустя 7 минут 35 секунд:
narpol писал(а):МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ (dimx21 просто это как-то отдельно не отметил как у него это было настроено):
— поменять на ТВ формат аудиовхода HDMI, на который подается сигнал (с Bitstream на PCM или наоборот)
У меня на всех входах стоит Bitstream. Если поставить там PCM пропадает Atmos, DTS-HD MA и даже Dolby Digital. Любой входной звук отдается на ресивер как 2.0 PCM. Похоже эта настройка для Only Stereo аппаратуры или других специфичных сетапов без поддержки bitstream потоков.
Сообщения: 177 Зарегистрирован: 24 фев 2020, 05:58 Благодарил (а): 40 раз. Поблагодарили: 50 раз. Телевизор: LG OLED65C9PLA Звук: Denon AVR-X4500H | 5.1.4
Re: eARC на телевизорах LG
narpol » 16 июн 2020, 11:21
dimx21 писал(а):если поставить там PCM пропадает Atmos, DTS-HD MA и даже Dolby Digital.
Да это ясно, само собой. А что будет если ее применить/отключить при подаче многоканального PCM-на вход (что пройдет на ресивер/какая будет на нем будет индикация) при прочих равных, включая сквозное использование на выходе?
Последний раз редактировалось narpol 16 июн 2020, 11:53, всего редактировалось 1 раз.
«Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. «
Сообщения: 10660 Зарегистрирован: 27 июл 2017, 06:13 Откуда: РФ, РКС Благодарил (а): 527 раз. Поблагодарили: 2475 раз. Телевизор: 43UJ740 — 49SM9000 — OLED48CX Звук: JBL BAR 9.1; M9702 [Pioneer UDP-LX500]
Re: eARC на телевизорах LG
dimx21 » 16 июн 2020, 11:25
narpol, проверю вечером.
Проверил — ожидаемо не пошло ничего больше PCM 2.0
Сообщения: 177 Зарегистрирован: 24 фев 2020, 05:58 Благодарил (а): 40 раз. Поблагодарили: 50 раз. Телевизор: LG OLED65C9PLA Звук: Denon AVR-X4500H | 5.1.4
Re: eARC на телевизорах LG
1laraz » 16 июн 2020, 20:39
dimx21 писал(а):если поставить там PCM пропадает Atmos, DTS-HD MA и даже Dolby Digital.
Да это ясно, само собой. А что будет если ее применить/отключить при подаче многоканального PCM-на вход (что пройдет на ресивер/какая будет на нем будет индикация) при прочих равных, включая сквозное использование на выходе?
При переключении с bitstream на pcm пропал звук. На ресивере при этом продолжил показываться 5.1 сигнал. Возможно, что то нужно сделать уже в настройках ресивера
Сообщения: 19 Зарегистрирован: 16 июн 2020, 09:12 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 1 раз. Телевизор: OLED65C9
Re: eARC на телевизорах LG
narpol » 16 июн 2020, 23:35
dimx21 писал(а):Проверил — ожидаемо не пошло ничего больше PCM 2.0
1laraz писал(а):При переключении с bitstream на pcm пропал звук. На ресивере при этом продолжил показываться 5.1 сигнал.
Странное все же поведение у этой настройки, особенно с учетом того, что как ранее отметил
narpol писал(а):Как-то до сих пор не вставал вопрос о затрагивании данной настройки (и сходу не скажу, за что она отвечает), но когда пошла речь о добавлении пропуска многоканального PCM в последней прошивке, то обнаружил, что для избежания ситуации
akotlyrov писал(а):Щас всё норм, но идёт только звук музыки, эффектов. А речь не слышна практически.
возникающей, если заставить внешний источник раскодировать и отдавать ТВ звук в виде многоканального PCM
narpol писал(а):необходимо в настройках на ТВ по звуку в дополнительных настройках сменить для HDMI-входа, куда поступает сигнал, формат аудиовхода HDMI с битстрим на pcm, речь вернется
Надо поразбираться, но это уже так, для теории
А так, раз с bitstream по настройке на HDMI-входе ТВ внешний многоканальный pcm полностью в многоканальном виде пролазит наружу, то это и следует использовать.
«Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. «
Сообщения: 10660 Зарегистрирован: 27 июл 2017, 06:13 Откуда: РФ, РКС Благодарил (а): 527 раз. Поблагодарили: 2475 раз. Телевизор: 43UJ740 — 49SM9000 — OLED48CX Звук: JBL BAR 9.1; M9702 [Pioneer UDP-LX500]
Re: eARC на телевизорах LG
dimx21 » 17 июн 2020, 03:48
Для полной картины также стоит добавить, что из внутреннего плеера ТВ по-прежнему не проходит lossless: при включении ролика с многоканальным PCM (5.1, 7.1) — проходит только PCM 2.0. При включении DTS-HD MA — DTS, TrueHD не поддерживается и не выводится в списке дорожек во внутреннем плеере.
Сообщения: 177 Зарегистрирован: 24 фев 2020, 05:58 Благодарил (а): 40 раз. Поблагодарили: 50 раз. Телевизор: LG OLED65C9PLA Звук: Denon AVR-X4500H | 5.1.4
Re: eARC на телевизорах LG
narpol » 17 июн 2020, 03:52
dimx21 писал(а):Для полной картины также стоит добавить, что из внутреннего плеера ТВ по-прежнему не проходит lossless: при включении ролика с многоканальным PCM (5.1, 7.1) — проходит только PCM 2.0. При включении DTS-HD MA — DTS, TrueHD по-прежнему не поддерживается и не выводится в списке дорожек во внутреннем плеере.
Ну это не имеет отношения к возможностям eARC (другие, в т. ч. лицензионные ограничения и ограничения по коммерческим интересам производителя, играют роль — вообщем это «пиратские хотелки», которые никогда не будут реализованы)
«Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. «
Сообщения: 10660 Зарегистрирован: 27 июл 2017, 06:13 Откуда: РФ, РКС Благодарил (а): 527 раз. Поблагодарили: 2475 раз. Телевизор: 43UJ740 — 49SM9000 — OLED48CX Звук: JBL BAR 9.1; M9702 [Pioneer UDP-LX500]
Вернуться в Телевизоры LG — Обсуждение
zhilinskiy » 15 окт 2017, 18:58 170 Ответы 33970 Просмотры Последнее сообщение narpol
Профокл » 07 фев 2020, 09:14 33 Ответы 12310 Просмотры Последнее сообщение AlexMaestro
AMETKO » 04 авг 2018, 11:10 10 Ответы 6355 Просмотры Последнее сообщение dmitry_tarakanov
prettyboy » 16 сен 2019, 10:44 299 Ответы 100130 Просмотры Последнее сообщение belk0
Avou » 29 дек 2014, 01:25 74 Ответы 31931 Просмотры Последнее сообщение Архивариус
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
Что такое обход домашнего кинотеатра? Как работает байпас?
Обход домашнего кинотеатра — это функция, которую можно найти в интегрированных усилителях высокого класса, используемых в системах домашнего кинотеатра. Он используется для подключения внешней двухканальной стереосистемы к системе домашнего кинотеатра с объемным звучанием через RCA. Эта функция позволяет обойти всю сложную цифровую обработку встроенного усилителя.
Когда он активен, сигнал от вашей двухканальной стереосистемы отправляется прямо на основные динамики. Поскольку сигнал проходит в обход цифровой обработки, интегрированный усилитель не влияет на эквалайзер, громкость или усиление. Двухканальный сигнал будет отправлен только на основные левый и правый динамики. В некоторых случаях он также может использовать ваш сабвуфер.
Чаще всего обход домашнего кинотеатра используется для интеграции музыкальных систем высокого качества с вашими высококачественными театральными системами.
Есть ли в моем домашнем кинотеатре байпас?
Самый простой способ определить, есть ли в вашей системе функция байпаса, — это просмотреть руководство. Вы также можете проверить разъемы на задней панели интегрированного усилителя.
Разъем байпаса будет состоять из двух портов RCA и иметь соответствующую маркировку. Иногда обход называется «Прямой вход» вместо «Обход домашнего кинотеатра».
Должен ли я использовать функцию обхода?
Если вы хотите использовать систему домашнего кинотеатра для воспроизведения пластинок или музыки в целом, обходной путь может быть отличным решением. Можно подключить источник музыки напрямую к домашнему кинотеатру без байпаса. Однако это приводит к нескольким проблемам. Большая часть музыки микшируется и мастерируется для двухканальных стереосистем. Фильмы и видеоигры часто микшируются и мастерируются для получения многоканального объемного звука.
При объединении этих двух источников в одну систему может быть сложно управлять относительной громкостью между ними. Параметры эквалайзера могут звучать великолепно с одним, но ужасно с другим. Уровни низких частот могут быть идеальными для фильма, но превосходят вашу музыку.
Если вы не используете обход, вам придется изменить настройки домашнего кинотеатра на значения по умолчанию, чтобы получить чистый сигнал от источника музыки. Даже в этом случае сигнал будет отправлен на все подключенные динамики, что может привести к дезориентации и неприятным звуковым эффектам.
При введении обхода домашнего кинотеатра параметры громкости и эквалайзера не зависят от настроек встроенного усилителя. Это результат отправки сигнала непосредственно на левый и правый динамики. Остальные динамики объемного звука не воспроизводят звук.
Следует ли вам использовать дом театрФункция обхода зависит от того, что вы подключаете к домашней театральной системе. Функция байпаса лучше всего подходит для подключения двухканальной стереосистемы. Подключаемая стереосистема также должна иметь собственный регулятор громкости.
Как использовать байпас домашнего кинотеатра?
При использовании обхода домашнего кинотеатра органы управления встроенным усилителем будут полностью отключены. Интегрированный усилитель будет питать сигнал от вашей двухканальной стереосистемы и передавать его прямо на динамики на полной громкости. Все регулировки должны происходить в самой двухканальной системе.
Если вы подключаете телефон или ноутбук, вы должны регулировать громкость и эквалайзер с помощью программного обеспечения на устройстве. Если вы подключаете проигрыватель грампластинок, вам понадобится предусилитель с собственной ручкой громкости.
Чтобы использовать функцию обхода, подключите левый и правый каналы RCA OUT внешней стереосистемы к портам BYPASS на интегрированном усилителе. Если вы подключаете устройство с выходом AUX, вам понадобится кабель с AUX на RCA, такой как здесь.
Хотя это редкость, возможно, что ваш интегрированный усилитель будет иметь вход «TAPE», который работает как байпас. Если вы не можете найти разъем RCA с надписью «DIRECT» или «BYPASS», было бы неплохо проверить свое руководство.
Как только вы подключите стереосистему через байпас, вам не нужно будет менять кабели или возиться с громкостью или настройками. Как только вы активируете байпас, сигнал будет проходить напрямую без обработки от интегрированного усилителя. Когда вы выбираете другие компоненты на ваших интегрированных усилителях, такие как Blu-Ray, Cable или Game, регуляторы громкости будут работать нормально. Хотя это решение элегантно и удобно, оно может быть дорогим. Приемники с функцией обхода могут стоить от 1200 до 7000 долларов.
Как работает обход домашнего кинотеатра?
Когда дело доходит до воспроизведения звука, есть моно, стерео и объемный звук. Это обобщенные термины, описывающие количество существующих аудиоканалов, а также их расположение. Одноканальная система — это «моно». Система с двумя каналами — «стерео». Все, что выше, называется «объемным звуком».
Стерео обычно состоит из двух динамиков перед вами и микширует звук слева, справа и по центру. Если вы встанете прямо перед динамиками и закроете глаза, это может звучать так, как будто что-то движется с одного места на другое.
Для лучшего погружения были представлены динамики объемного звука. Эти дополнительные динамики обычно идут позади вас, поэтому вы можете закрыть глаза и услышать разные звуки в разных направлениях. Место может пролететь в фильме и звучать так, как будто оно пролетает прямо у вас над головой. Когда вы подключаете источник музыки к системе объемного звучания с 3+ динамиками, музыка, скорее всего, не будет звучать так, как предполагалось. Например, один канал с барабанщиком может звучать так, как будто он находится позади вас. Ознакомьтесь с нашей статьей о различиях между домашним кинотеатром и Hi-Fi аудиосистемой.
Обратный сценарий — это просмотр фильма, смешанный для большего количества каналов, чем настроена для использования вашей системой. Вы можете услышать весь фоновый шум фильма, но канал с голосами полностью исчезнет. Этого не произойдет со стереосистемой, а скорее с неправильно настроенной системой объемного звучания.
Интегрированный усилитель принимает ваш сигнал объемного звука и отправляет его на соответствующие каналы, а обход работает, отправляя соответствующий стереосигнал на левый и правый динамики.
Какие есть альтернативы?
Самое простое решение для объединения домашнего кинотеатра и системы прослушивания музыки — это покупка высококачественной системы, которая полностью заменит ваш двухканальный предусилитель. Это позволяет получить высококачественный звук в двухканальном режиме без необходимости использования двух усилителей. Большинство современных систем имеют функции, позволяющие переключаться между предварительно заданными профилями или каналами.
Хотя эти системы являются самыми простыми, они не обеспечивают получение чистого нетронутого сигнала от источника. Цифровая обработка в этих системах впечатляет, но для некоторых аудиофилов этого все же недостаточно.
Одним из самых недорогих вариантов является установка переключателя или физическое переключение выходов основных каналов со стереоресурсов и предусилителей домашнего кинотеатра. Такой переключатель https://www.amazon.com/dp/B0056DQT1A/ подойдет.
Что мне покупать?
Может быть довольно сложно найти высококачественный интегрированный усилитель с функцией байпаса. Здесь вы можете найти список, в котором представлены все усилители от каждого производителя еще в сентябре 2017 года. В нижней части ценового диапазона находится Marantz PM8005 (щелкните, чтобы узнать текущую цену на Amazon)..
Встроенный Halo от Parasound — отличный выбор по цене около 2500 долларов.
Есть несколько вариантов на выбор, и очень важен тщательный выбор оборудования на основе отзывов и другого опыта пользователей. В конечном итоге, имея дело с оборудованием такого калибра, может быть сложно ошибиться.
Цифровой звук: DSD vs PCM
Цифровой звук. Как же много мифов крутится вокруг этой фразы. Сколько споров возникало между любителями удобства и качества цифры и приверженцами «живого воздушного» винилового звука помноженного на «тёплое ламповое» звучание. Кроме того, есть немало споров и между любителями «цифры»: достаточно ли 16х44.1 или нужно 24х192? Что лучше: мультибит или дельта-сигма? CDDA или SACD? PCM или DSD? В этой статье я попробую простым языком изложить азы цифрового звука, а так же более подробно остановлюсь на сравнении двух типов кодирования аналогового сигнала в цифровой: DSD и PCM.
Для начала ответим на вопрос, что есть цифровой звук? Чем он отличаются от аналогового? Если говорить кратко, математическим языком, аналоговый звуковой сигнал — непрерывная функция, цифровой звуковой сигнал — дискретная функция. Что это значит?
Аналоговый сигнал
Если нарисовать в воображении график синусоиды (именно так в чаще всего изображают звуковую волну): то, как бы мы его не увеличивали, стараясь рассмотреть все детали, — всегда будем видеть плавную гладкую линию: это аналоговый звуковой сигнал (рис. 1).
Рис. 1. Аналоговый сигнал
Аналоговый звук (запись) имеет множество параметров, с помощью которых можно оценить его качество. Рассмотрим три самых важных: частотный диапазон, динамический диапазон, искажения.
Частотный диапазон — набор частот, содержащихся в звуке. Принято считать, что частотный диапазон человеческого слуха 20… 20.000 Гц (иногда указывается 16 — 22.000 Гц). Сам по себе частотный диапазон музыки никакого интереса в плане оценки качества не представляет (к примеру, частотный диапазон все того же взлетающего самолета будет очень широк, а вокальной партии тенора — намного уже). Качественным параметром, скажем, наушников является потенциальный частотный диапазон, а оценивается он с помощью амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Идеальная АЧХ — прямая линия на всем диапазоне частот слуха – означает, что источник звука не усиливает и не ослабляет какие-то отдельные частоты, а значит извлекаемый звук совпадает с оригиналом.
Рис. 2. АЧХ MP3 файла 256 kbps
Динамический диапазон (ДД) — разность между самым тихим и самым громким звуком. Измеряется громкость в децибелах (дБ). Принято считать, что максимальная громкость, не наносящая травм человеку — это 130 дБ — звук взлетающего самолета, а минимальная слышимая громкость — 5… 10 дБ — на уровне шелеста листьев в маловетреную погоду. Естественно, что шелест листьев на фоне взлетающего самолета разобрать будет невозможно, да и слушать музыку с уровнем 130 дБ крайне неприятно. Поэтому принято считать, что комфортный ДД для прослушивания музыки — 80… 100 дБ.
Искажения – не что иное, как отклонение сигнала от оригинала.
Принципы представления звука в цифровом виде
Что же происходит при оцифровке аналогового звука? Не будем углубляться в технические аспекты, разберем все, как говорится, на бумаге: для этого нарисуем нашу воображаемую «идеальную» синусоиду и будем измерять величину сигнала через равные промежутки времени (этот процесс называется дискретизацией или квантованием): мы получим некий последовательный набор значений — это и будет наш цифровой сигнал, полученный методом импульсно-кодовой модуляции (PCM) (рис. 3).
Рис. 3. Преобразование аналогового сигнала в PCM
Два основных параметра качества PCM сигнала — это частота и разрядность. Частота — это количество измерений за одну секунду, чем их больше — тем с большей точностью передаётся сигнал. Частота измеряется в герцах: 44100 Hz, 192000 Hz и др. Разрядность — количество возможных значений величины сигнала (точность передачи величины). Чем больше вариантов — тем больше точность сигнала. Разрядность измеряется в битах: 16 bit (65.536 возможных значений, ДД 96 дБ), 24 bit (16.777.216 значений, ДД 144 дБ) и др.
Рис. 4. Преобразование аналогового сигнала в DSD
Такой вид представления цифрового звука называется импульсно-плотностной модуляцией, чаще всего для него используется аббревиатура DSD. Фактически, единственный качественный параметр такого сигнала — частота. Но так как частоты используются очень высокие (от 2.822.400 Hz), такие цифры сложно запомнить, принято делить частоту DSD сигнала на 44.100 Hz. Полученное число и является показателем качества: DSD64 (ДД 120 дБ), DSD128, DSD256 и т.д.
Восстановление аналогового сигнала из «цифры»
Но оцифровка аналогового сигнала – это полдела. Для прослушивания цифровой музыки нужно выполнить обратное преобразование. Для начала рассмотрим, каким образом превратить в звук цифровой DSD поток. Как мы уже знаем, этот поток представляет из себя высокочастотный (2,8 МГц и более) двухуровневый сигнал, средняя величина этого сигнала меняется со звуковой частотой. То есть, если подходить к решению задачи максимально просто, — нужно отфильтровать все высокочастотные составляющие DSD потока, оставив только полезный звуковой сигнал (частоты до 20. 22 кГц). Делается это с помощью аналогового фильтра низкой частоты (ФНЧ). Простейший ФНЧ – это RC цепочка. Сигнал полученный, после прохождения этой цепочки, показан на рис. 5.
Рис. 5. Восстановление аналогового сигнала из DSD
Как видим, полученный график лишь отдаленно напоминает исходную синусоиду. Но не забываем, что мы «применили» простейший фильтр, улучшая схему фильтра можно добиться практически полного отсутствия высокочастотного шума и получить аналоговый звук с хорошими качественными показателями.
Для восстановления аналогового сигнала из цифрового PCM недостаточно только лишь аналогового ФНЧ, нужно предварительно расшифровать цифровые данные, для этого используются цифро-аналоговые преобразователи (ЦАПы). Бывают они разных типов, но описывать их все в задачи данной статьи не входит. Остановимся на 2-х самых распространённых типах в звуковой технике. Во-первых, это так называемый ЦАП лестничного типа (его ещё называют мультибитным). Как вы, наверное, догадались, такой ЦАП преобразует PCM поток цифровых данных в поток величин звукового сигнала, которые на графике выглядят как лестница (рис. 6). Как и в случае DSD, обязательно использование аналогового фильтра для сглаживания «ступенек».
Рис. 6. Восстановление аналогового сигнала из PCM
Зачастую, в таких преобразователях используется промежуточная передискретизация цифрового PCM сигнала в более высокие значения частоты (например, 192 кГц): это уменьшает «ступеньки», что позволяет упростить схему аналогового фильтра.
Второй тип ЦАП – дельта-сигма – использует передискретизацию в ещё большие значения частоты с одновременным уменьшением разрядности до одного бита. Ничего не напоминает? Это же знакомый нам DSD сигнал! Как далее обработать такой сигнал и превратить его в аналоговый, мы уже рассматривали выше.
Применение PCM и DSD, достоинства/недостатки
Где же мы можем встретить каждый из способов кодирования? PCM формат очень распространён: CDDA диски, DVD Audio, файлы MP3, FLAC, ALAC, AAC, звук в фильмах, и далее, и далее, проще сказать, когда не-PCM. Super Audio CD диски, DSD диски, файлы DSF, DFF — это DSD формат. Что же всё-таки лучше? При воспроизведении какого формата мы получим более качественный звук?
В статьях, посвященных DSD формату, описано множество преимуществ перед PCM, но все ли описываемые преимущества верны или это мифы, придуманные для обывателей, не разбирающихся в технической составляющей, чтобы отвоевывать рынок, плотно занятый PCM форматом? Давайте кратенько пройдемся по списку.
Рис. 7. Динамический диапазон / шум при преобразовании между DSD и PCM