цифровой человек что это

Как происходит оцифровка человеческой личности и какие виды уже существуют, рассказали на лектории в Новой Голландии

На прошлой неделе в Новой Голландии состоялась очередная встреча в рамках цикла публичных лекций о науке и технологиях, курируемого специалистами Центра научной коммуникации Университета ИТМО. В этот раз перед слушателями выступил Александр Бухановский — доктор технических наук, директор мегафакультета трансляционных информационных технологий Университета ИТМО и директор Научно-исследовательского института наукоемких компьютерных технологий. Он рассказал о современных проектах оцифровки личности и их применении.

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

О понятии цифровой недоличности

На самом деле, к понятию цифровой личности люди шли уже давно. Уже существуют самые разные проекты: социальные сети из виртуальных личностей, бот, который подстраивается под эмоции собеседника, библиотека воспоминаний, даже проект по биозаморозке мозга. Последний позволит взять замороженное сознание и перевести его в цифру, интегральную микросхему, лет через 200-500. Все проекты разные, но вопрос, пожалуй, у них один: как свести человека к электронному результату интеллектуальной деятельности?

Сейчас очень часто, когда говорят про цифровую личность, имеют в виду недоличность, а именно — цифровой профиль. Мы ведь живем в цифровом мире: ходим с мобильниками, залезаем в социальные сети, платим банковскими карточками. Все «следы» нашей деятельности остаются в электронном пространстве. На основе этих данных можно оцифровать и личностные характеристики, и потребности, и окружение, и даже физиологическое здоровье.

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Эту идею достаточно хорошо продвинули коллеги из Сбербанка, которые в 2018 году предложили так называемый резидентный искусственный интеллект. Согласно задумке, он будет формироваться на основе данных из нескольких источников: физиологические и генетические особенности человека, набор знаний, умений, навыков и компетенций, а также информация с набора заменяемых органов вроде протезов и имплантов. Авторы надеются «переварить» эти данные и составить личность, способную жить самостоятельно.

Но тут проблема: цифровую личность построить возможно, но не на основе одних лишь данных. Потому я и говорю про «недоличность». Если мы будем знать о себе все, то это будут лишь пассивные данные. Чтобы личность работала, нам нужны три элемента. В первую очередь данные как аналог нашей память. Но из памяти мы извлекаем информацию, адаптируем ее под текущую ситуацию и используем. С точки зрения математического аппарата, это не что иное, как модель отношения между данными, второй важный элемент. Но модели касаются только того опыта, который является для нас уже осознанным и линейным. А что делать с интуицией и креативностью? Тут необходима третья часть механизмы вывода, те, что используется в классическом искусственном интеллекте. Эта триада действительно позволяет говорить о том, что личность можно оцифровать.

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что этоАлександр Бухановский

Что такое цифровая личность?

Если говорить формально, это система взаимосвязанных данных, моделей и априорных механизмов вывода, которая позволяет имитировать процессы сознательной деятельности человека при работе с различными объектами предметной области и другими личностями. Под это определение подпадает как минимум два класса цифровых личностей (ЦН). Первая абстрактная. Нам совершенно неважно, есть у нее реальный прототип или нет. Это синтетическая личность с «удобными» характеристиками, обучаемая на цифровых профилях, в том числе и реальных людях. Второй класс это ассоциированная ЦЛ. Она сохраняет и развивает особенности оригинальной личности-прототипа, исходя из его цифрового профиля.

В структурные элементы цифровой личности входят искусственный интеллект (то, чем мы управляем), цифровая модель (то, за счет чего мы управляем) и среда для интерпретации (понимание, где мы находимся).

Где стоит современная наука?

В данный момент ученые разрабатывают несколько компьютерных моделей цифровой личности (ЦЛ), которые смогут формализовать связи между данными в ее памяти, представить прогноз состояния ЦЛ и оценить реакцию среды ЦЛ. Они сопоставимы между собой.

Например, простейшая модель инфопсиховоздействия. По сути дела, она описывает первоапрельскую шутку, когда вам говорят, что у вас белая спина. Один раз сказали вы посмеялись. Два сказали тоже посмеялись. На восьмой раз задумались и начали думать, а не проверить ли состояние спины. А после начинаете всех так же разводить. По той же логике описывается и процесс инфопсиховоздействия: через среду и связи мы управляем моделью.

Для работы модели инфопсиховоздействия необходимо собирать большие данные. Они необходимое зло. Им присущи очень малый КПД, разнородность источников, фрагментарность покрытия, информационное загрязнение и сложность доступа. По сути, BIG DATA выступают аналогией пассивного эксперимента, когда мы не планируем данные заранее, а собираем то, что есть.

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Современные модели либо хорошо прогнозируют, но плохо строят сценарии (нет механизмов управления параметрами), либо позволяют строить сценарии, но требуют использования моделей предметной области. Как бы то ни было, множество разных задач укладывается в логику экосистемы цифровой личности. Каждую из них мы разберем по порядку.

HOMO DIGITALIS PHYSIOLOGICA: цифровое туловище для цифровой личности

Это цифровая личность без личности. Модель представляет собой физиологический атлас человека. С его помощью можно решать проблемы персонификации для воспроизведения особенностей физиологии, биометрической и групповой идентификаций. Можно, например, готовить медицинских работников к работе с настоящими людьми. Или же распознавать движение тел на камере и проверять тем самым безопасность.

HOMO DIGITAL DOMUS: цифровая персона с индивидуальным бытовым поведением

Это уже настоящая личность цифровая персона с простым бытовым поведением. По ее принципу работают почти все современные рекомендательные системы. Именно они подсовывают нам контент: что почитать, что посмотреть, о чем поговорить. Они анализируют действия человека в соответствии с определенным контентом и определяют, к какой категории его можно отнести.

Но это не единственное использование подобной модели. Наши студенты развлекаются с автогенерацией окружения. Программа строит модель определенной постройки и проверяет пользователя в навигации в незнакомых условиях. Благодаря подобным системам человек может проверить себя, сможет ли он выбраться из, например, закрытой тюрьмы.

HOMO DIGITALIS PRO: профессиональный ассистент с «человеческим лицом», или… цифровой миньон

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Это не тот цифровой помощник, который следит за вашими тратами и подскажет прикупить соли в случае чего. Он позволит работать с профессиональными системами поддержки принятия решений (СППР). В современном мире подобные системы отвечают на вопрос «а что мне сделать, чтобы достичь цели». Они основаны на логике процессов. Например, СППР предотвращения наводнения в Петербурге отвечает на простой вопрос: когда закрывать затворы, чтобы город не затопило? Однако такого рода системы очень дорогое удовольствие. Процесс один, а вопросов может быть много. Как выйти из ситуации?

Тут мы можем использовать такое объединение систем, как «цифровой профессионал». Он состоит из трех составных частей. Вначале цифровая личность (разговорный интеллект), будто оператор, использует данные цифрового образа (данные, математические модели, априорные знания), чтобы получить ответы на нужные нам вопросы. Можно сказать, что мы подменяем несовершенную память человека совершенной памятью системы. Однако в этом взаимодействии нужен третий элемент цифровой супервайзер (система валидации и обеспечения), который будет проверять действия личности и образа. В серии фильмов «Терминатор» такого супервайзера не было.

Что дальше?

В дальнейшем нас скорее всего ожидает экосистема цифровых личностей. Одни предсказывают погоду, другие ход транспорта, а между собой они общаются и обмениваются данными. Если говорить о направлении развития искусственного интеллекта, то здесь мне видятся две основных метки: либо интеллект братьев наших меньших (распознавание образов, машинное зрение, синтез голоса), либо системы, связанные с поддержкой принятия решения (мыслительная и профессиональная деятельность человека). Туда, наверное, и дорога.

Источник

Все, что нужно знать о цифровых людях

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Фотошоп и немного изобретательности — вот два инструмента, с помощью которых создаются современные знаменитости. Нет, я не об известных Instagram-моделях с отредактированными фотографиями. Я говорю о цифровых людях: созданных с нуля, но очень реалистичных личностях. У них поддельная внешность и биография, но влияние они оказывают настоящее.

Цифровые люди среди нас

Цифровых людей становится все больше, нельзя не обратить на них внимание. Я уже писал о Лил Микеле, знаменитой в модной индустрии «цифровой личности»:

Лил Микела — 19-летняя модель и певица бразильского происхождения. За два года она набрала более миллиона подписчиков, сотрудничала с несколькими крупными модными брендами, получила 6 миллионов долларов инвестиций.

Проблема только в том, что Лил — не совсем человек.

Лил Микела не первая цифровая знаменитость.

Все мы знаем виртуальную группу Gorillaz, созданную музыкантом Дэймоном Албарном и художником Джейми Хьюлеттом. Группа состоит из четырех цифровых людей: вокалиста и клавишника, бас-гитариста Мердока Никкалса, гитаристки Нудл и барабанщика Рассела Хоббса. Они собирают стадионы, сотрудничают с группой D12 и Снуп Догом и даже выигрывают Грэмми.

На каждую цифровую знаменитость приходится тысяча никому не известных цифровых людей. Итак, как цифровые люди завоевывают популярность?

Все начинается с биографии. Подписчики должны считать блогера «своим», разделять его ценности. Подписчики должны понимать, за что блогер борется, какой имидж выстраивает, какую историю может о себе рассказать.

Довольно легко придумать биографию и цель, ради которой такой человек борется. Намного сложнее показать, как цифровой человек выражает себя посредством искусства.

Например, у Авы, цифровой личности с 5000 подписчиков, одной из личностных черт является пансексуальность. Другая цифровая Instagram-блоггерша Перл поддерживает бодипозитив: на многих фотографиях видно пигментное пятно на лице Перл.

Некоторые истории еще глубже: например, Лил Микела в своем инстаграме рассказывала, что ее пытались «продать мировой элите в рабство, в том числе и сексуальное», но ее создатели спасли ее от этого «гнусного заговора».

Довольно легко придумать биографию и цель, ради которой такой человек борется. Намного сложнее показать, как цифровой человек выражает себя посредством искусства. Самовыражение притягивает людей.

Например, определяющая Лил Микелу черта — чувство стиля. Она интересуется модой, следит за тенденциями в уличной одежде. Весь имидж цифровой девушки Мелиссы Коэн связан со сферой питания: она рекламирует продукты Blue Apron, выкладывает много постов о еде.

Я знаю, о чем вы подумали. В чем разница между цифровыми людьми и, например, Гомером Симпсоном? Он тоже сделан с помощью компьютерной графики, у него есть биография, его любят миллионы людей. Гомер Симпсон — цифровой человек?

Не совсем. Я не считаю анимированных персонажей цифровыми людьми: им не хватает одной важной детали.

Полноценная жизнь

Особенность цифровых людей — это иллюзия, что они «просто живут своей жизнью», как и все остальные. Цифровые люди делятся мыслями и чувствами через соцсети: так же, как мы с вами.

Некоторые из них признают, что они ненастоящие. Несмотря на это, благодаря соцсетям цифровые люди создают довольно реалистичный образ. Им просто добиться успеха: им не нужно ни таланта, ни чувства юмора.

Например, Донни Рэд напоминает людям, как прекрасны повседневные радости: катание на американских горках, купание в бассейне, день рождения любимой черепашки. У него больше 125 000 подписчиков. Он не пытается заявить: «Я цифровой персонаж, тратьте на меня свое время и деньги».

Другой пример — Blawko, друг Лил Микелы. Он публикует фотографии, общается с настоящими людьми. Иногда ведет себя, как «обычные люди»: например, ходит на собеседования.

Могу представить, как однажды Blawko будет сотрудничать, например, с компанией Soul Machines: тогда нам придется переосмыслить, как мы взаимодействуем с машинами. Soul Machines недавно представила новый концепт: они показали, как цифровые люди могли бы принимать заказы в McDonald’s.

Такие популярные цифровые люди, как Blawko, вполне могут найти работу через Soul Machines — их похожесть на людей пригодится в корпоративной среде или в сфере обслуживания. Само собой, это еще один источник дохода для их создателей.

Цифровые люди могут постоянно заявлять о себе: социальные сети делают их похожими на настоящих людей, создают иллюзию, что они живут своей жизнью, как и все остальные.

Сравните цифровых людей с Гомером Симпсоном, Микки Маусом или Джорджем Джетсоном: персонажи рассказывают о своей жизни всего дважды в неделю, в заранее отведенные 30 минут. Да, эти персонажи выходят за рамки телевизора благодаря тематическим товарам и паркам развлечений. Тем не менее, это уже вторично.

Цифровые люди сначала появляются в социальных сетях, а уже потом становятся персонажами мультсериалов, начинают заниматься музыкой или другим искусством. Такая последовательность действий доступна только им, антропоморфным отражениям реальности.

Именно поэтому на цифровых людей такой большой спрос.

Скрытые цели

Покупатели больше доверяют людям, а не компаниям. Посмотрите, как быстро Кайли Дженнер заработала миллиард долларов на своем бренде. Девушки ее возраста — чуть старше, чуть младше — с легкостью доверяют ей. Между прочим, весь ее образ тщательно продуман: он помогает лучше продавать косметику, увеличивать аудиторию реалити-шоу.

Таким же образом можно тщательно продумать образ цифрового человека — какими чертами характера он обладает, как и какие жизненные трудности преодолевает. Все это вызывает доверие и продает товар, услугу или идею. Во многих отношениях цифровые люди — идеальный маркетинговый инструмент.

Возьмем, к примеру, фармацевтическую компанию Pfizer: ежегодно она тратит около 3 миллиардов долларов на рекламу.

Антидепрессант Золофт — один из бестселлеров Pfizer. Сейчас Золофт рекламируют с помощью видеороликов на ТВ. Всего за минуту компания должна вызвать интерес к товару, обрести доверие покупателей, заявить о себе. Это очень традиционный подход к рекламе.

Цифровые представители бренда более надежны, на них можно положиться, с ними меньше хлопот, чем с их коллегами из плоти и крови.

Почему бы не потратить немного этого огромного рекламного бюджета на создание нескольких цифровых людей-представителей бренда? Если все сделать правильно, они смогут рассказывать своим подписчикам о депрессии. Со временем, когда они завоюют доверие аудитории, цифровые представители бренда начнут открыто рассказывать о препаратах и рекламировать фармацевтическую компанию.

Кому-то такая фантастика уже сейчас кажется грустной реальностью. Однако такой долгосрочный рекламный нарратив очень эффективно манипулирует покупателем.

Посмотрим на это с точки зрения корпорации. Цифровые представители бренда более надежны, на них можно положиться, с ними меньше хлопот, чем с их коллегами из плоти и крови. Все их действия подконтрольны компании. Они не поведут себя как Джастин Бибер, их не арестуют за опасную езду на Lamborghini. Цифровой представитель бренда не окажется растлителем малолетних, как Джаред Фогл, бывший представитель Subway.

Чтобы продавать своим товары, компаниям нужны представители. Рекламщикам постоянно нужно удерживать внимание потребителей. Цифровые представители брендов и их вымышленные истории как раз для этого подходят. В минусе остается только сам потребитель: его сознательно обманывают (ничего нового).

Да, цифровые личности, которые представляли ли бы корпорации и рекламировали бы товары — это интересная концепция. Тем не менее, я считаю, что цифровые люди в первую очередь изменят индустрию развлечений.

Цифровая знаменитость и ее команда

Создание цифровой личности требует изобретательности, мастерства и времени. Так же создается личный бренд.

Команды людей работают над имиджем цифрового человека примерно так же, как над имиджем реальных знаменитостей. Например, у Дрейка есть свой звукорежиссер, стилист, несколько писателей, специалисты по связям с общественностью и десятки других людей, которые все вместе работают над брендом «знаменитости». То же самое касается политиков, спортсменов и ораторов.

Это не новый подход. Единственное отличие цифровых людей от обычных заключается в том, что в роли «знаменитости» не человек, а аватар. Однако у цифровых людей есть действительно уникальная особенность — они могут быть в нескольких местах одновременно.

Теоретически, «цифровой Дрейк» может записывать музыкальные клипы, сниматься в рекламной кампании Nike и выступать для тысяч поклонников — и все это одновременно, день за днем. Никакой усталости — за личностью «цифрового Дрейка» стоит целая команда.

Современная индустрия кино может оцифровать почти все. Многие сцены снимают на зеленом фоне; различные объекты можно объединить друг с другом с помощью компьютерной графики.

Уже сейчас компьютерную графику применяют не только при создании заднего плана, но и для изменения внешности реальных актеров. В «Загадочной истории Бенджамина Баттона» технологии помогли менять возраст Брэда Питта. В «Аватаре» на основе лиц актеров были созданы лица новых существ.

Любой из упомянутых выше цифровых людей мог бы сыграть в голливудском блокбастере. Технологии помогут студиям снимать кино с цифровыми актерами и устранить затраты на реальных актеров.

К сожалению, есть одна вещь, которая не по зубам цифровой знаменитости: встречи с поклонниками.

Цифровые люди в реальности

В наш цифровой век довольно легко построить бренд, и физическое присутствие при этом необязательно. Тем не менее, взаимодействие с людьми в реальной жизни остается важнейшим аспектом жизни знаменитости.

Фильм S1m0ne предвидел эту проблему. Цифровая знаменитость Симона зажигала на сцене, но когда ей приходилось встречаться с людьми на красной дорожке, возле отеля, в ресторанах — каждый раз ее ждала неудача.

Опять же, «оживать» разные цифровые знаменитости будут по-разному. Например, с помощью дополненной реальности. Как с помощью Pokémon Go и экрана смартфона можно увидеть бегущего по улице покемона, так и цифровые знаменитости появятся на улицах наших городов.

Magic Leap, компания-создатель очков дополненной реальности, недавно рассмотрела такую возможность. MICA — это цифровая концепция человека. По сути, это операционная система, на которой работают цифровые люди. Несмотря на визуальную завершенность, MICA — это адаптивное ПО: бренды и корпорации могут менять его в соответствии со своими потребностями, а затем использовать в дополненной реальности.

Возможно, воплотить цифровых людей в жизнь помогут голограммы. Призрак Пеппера — это техника иллюзионизма, изобретенная 150 лет назад. С ее помощью можно получить голографическое изображение, отражая изображения или видео от органического стекла.

С помощью этой техники компания Pulse Evolution создает гиперреалистичных цифровых людей в сфере развлечений. В 2014 году именно эта компания устроила живое выступление Майкла Джексона на Billboard Music Awards. Эту технику можно использовать повсеместно для «воплощения» цифровых людей.

В обозримом будущем нам все еще нужен будет «портал» для взаимодействия с цифровыми людьми — экран телефона, AR-очки или голограммы. Это неотъемлемая часть этих цифровых существ.

Цифровые люди находятся в «параллельном мире»: они живут совсем рядом, чтобы с ними увидеться, нужно всего лишь достать смартфон из кармана.

Цифровых людей становится все больше: есть все шансы, что они станут знаменитостями и изменят сферу развлечений.

Вред или польза?

Я не знаю, хорошо или плохо влияют цифровые знаменитости на сферу развлечений и на наши представления о реальности.

Тем не менее, наступает эра цифровых людей. Объединившись, специалисты по графике, социальным сетям и сторителлингу могут дать жизнь новым существам.

Они не обязаны вам нравится. Вы не обязаны обращать на них внимание. Просто знайте, что цифровые люди уже здесь. И они изменят наше будущее.

Источник

Цифровой человек

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Содержание

История и этимология

«В результате наличия такой плотной цифровой „окружающей среды“ и постоянного взаимодействия с ней, мышление сегодняшних студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников».

Обоснование

В своих исследованиях Марк Пренски основывался на так называемой «теории поколений» Нила Хау [en] (англ. Neil Howe ) и Уильяма Штрауса (англ. William Strauss ), выдвинутой в 1991 году. Американские учёные разработали классификацию поколений и схемы их чередования. В частности, они исследовали поколения XX и XXI веков в Англии и США. Одними из определённых ими поколений были, в том числе: поколение Y (1982—2004) — поколение, постепенно вовлекавшееся в цифровые технологии; находящееся на переходе в новую эпоху; а также поколение Z (2005-настоящее время) — первые по-настоящему «цифровые люди», с детства вовлеченные в цифровую сферу.

Вероятно, Пренски были изучены и труды канадского учёного Дона Тэпскотта (англ. Don Tapscott ), автора термина «сетевое поколение» (англ. net-generation ) и одноимённой книги «NET-Generation» (1999), а также не менее известных трудов: «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все» (англ. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything ) (2006) и «GROWN UP DIGITAL: How the Net Generation is Changing the World» (2008). Он имел четкие представления о том, каким должно выглядеть это новое поколение и в своей работе представил подробный его портрет.

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Критика

Несмотря на доказательства, выдвинутые Марком Пренски, и наличие некоторых последователей, его идеи показались многим учёным несостоятельными. Некоторые исследователи оспаривают позицию Пренски, в то время как другие выдвигают собственные, порой противоположные, соображения по поводу поколений людей.

Американский филолог Марк Баурлейн [en] (англ. Mark Bauerlein ) издал книгу «Самое тупое поколение» (англ. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future ) (2009). В ней он заявил, что современная американская молодежь, несмотря на технологический прогресс, в особенности развитие Интернета, не стала более образованной и умной. Напротив, она стала меньше уделять времени и внимания чтению и письму. Их восприятие мира и самих себя сузилось до размеров экрана компьютера: они только и делают, что постят тексты, картинки и видео далеко не высокоинтеллектуального содержания.

В 2008 году Гэри Смол и Гиги Ворган (Gary Small&Gigi Vorgan) выпустили книгу «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» (англ. iBrain: Surviving the Technological Alternation of the Modern Mind ) (2011). Освещая тему трансформации человеческого мозга под влиянием смены эпох, они также упомянули «цифровых туземцев». Авторы отметили, что предметы цифровой эпохи могут по-разному влиять на молодой мозг: с одной стороны, развивать его, так и, с другой — поражать некоторые его области, отвечающие за интеллектуальные способности и эмоциональную сферу.

Апостолос Кутруполос (Apostolos Koutropoulos) в статье «’Цифровые туземцы’: 10 лет спустя» (англ. Digital Natives: Ten Years After ) (2011) приводит несколько доказательств ошибочности выводов Марка Пренски.

Автор книги «Техноненависть. Как Интернет отучил нас думать» (2014), белорусско-американский журналист Евгений Морозов не исключает возможности наличия у «сетевого поколения» некоторых особенностей мировосприятия. Однако он считает, что уверенно говорить о существовании «цифровых туземцев» пока не стоит.

Признаки цифровых туземцев

цифровой человек что это. Смотреть фото цифровой человек что это. Смотреть картинку цифровой человек что это. Картинка про цифровой человек что это. Фото цифровой человек что это

Схожие термины

Понятие Digital Native тесно связано с термином Digital Tribe, который объединяет родившихся в веке цифровых технологий в единое цифровое сообщество, именуемое племенем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *