цифровизация образования что это такое простыми словами
Цифровизация образования — основные плюсы и минусы
Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы, заведения общественного питания, обучающие учреждения. Эксперты все чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Когда эта задумка воплотиться в жизнь, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение.
Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от старой. Цифровизация образования — именно так называется процесс перехода на электронную систему.
Цифровизация образования: особенности и свойства
Пока что, подробно говорить о будущих изменениях сложно, но уже сейчас можно сказать, что поменяется.
Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники — все это перейдет на онлайн-версии. Ученик сможет проводить уроки, не выходя из дома, по Интернету. Создадутся электронные ресурсы, на которых обучающийся найдет подробную информацию для занятий.
Школы будут оснащаться современными технологиями: компьютеры, планшетные панели. В каждом заведении проведут Интернет для доступа к информационному контенту.
Учителям придется обучаться новой системе образования. Эта профессия полностью изменится. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости.
Плюсы цифровой системы образования
Недостатки онлайн-образования
Нужны ли информационные изменения
Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.
Как цифровое обучение изменит школы и образование в целом
Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.
Что такое цифровое обучение
Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.
В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.
Обновленный формат школ
Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.
Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.
Учебники будущего
Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.
Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.
Преподаватели как медиаторы
В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие.
В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний.
Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.
Цифровой аттестат
Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.
Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.
Цель цифрового обучения
Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.
Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.
Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.
Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании
Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Медиа
Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.
Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.
Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.
Коммуникационные ресурсы
Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.
Сейчас дистанционное обучение практикуется чаще ввиду пандемии. Многие занятия проводятся онлайн: через Zoom, Teams и другие сервисы, где можно создавать «комнаты» для общения большого числа учащихся.
Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.
Информационные ресурсы
Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.
Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.
Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.
Программы для создания контента
Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.
Программы для создания новых сценариев мышления
IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.
Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.
Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.
Платформы для кооперативной работы
Уже существуют онлайн-площадки, форумы, приложения наподобие Discord, позволяющие создавать некие сообщества в сети и имитировать в них «живое» общение, дискуссии и обмен информацией.
Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.
Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.
Плюсы цифрового образования
Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.
Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.
Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.
Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.
Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.
Мир лишится технологий только в случае ядерной войны или падения метеорита. Если эти события нас не настигнут, то стоит с ними быть «на ты». Даже если не особо и хочется.
Минусы цифрового образования
Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.
Технологии могут негативно повлиять на коммуникационные навыки детей. Были проведены различные эксперименты, доказывающие, что смартфоны и другие гаджеты мешают «живому» общению. Но это не повод отказываться от цифровизации. Это повод внедрить другие виды активности, где требуется общение с глазу на глаз в реальности.
Онлайн-уроки легче прогуливать. Достаточно отключить веб-камеру в большой «аудитории» и лечь спать. Но разве это проблема? Не хочет ребенок учиться, пусть не учится. Привить ему дисциплину смогут только родители.
Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.
Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)
Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.
Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным
Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.
Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение
Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества.
Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение
Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.
Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ
Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.
Цифровизация сделает детей глупее
Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях.
Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох
Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.
Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета
А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?
В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах
Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.
Как происходит цифровизация образования в России
Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.
Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.
Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch
EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.
По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей.
Стандарты «Цифровой школы»
Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.
Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!
Проект ВШЭ и ЦСР
Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.
Создание систем автоматической объективной оценки знаний.
Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.
Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.
Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.
Вместо заключения
Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.
Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.
Семь задач цифровизации российского образования
Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.
Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.
Удаленки.net
Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.
МИФ 1
Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.
МИФ 2
Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.
МИФ 3
«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована»
Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.
МИФ 4
Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.
МИФ 5
«Цифровизация снижает уровень знаний детей»
Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.
Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).
МИФ 6
«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант»
МИФ 7
«Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна»
Раньше все пользовались дисковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.
МИФ 8
«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно»
Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.
Ноу-хау из портфеля
«Год тотальной цифровизации»: 10-летний план уничтожения образования в действии
Уже много писалось, что вторая волна ковида оказалась, во многом, тяжелее и проблемнее первой. Но не по готовности медицины, не по антирекордам заболеваемости и смертности – здесь у России всё значительно лучше, чем во многих странах, включая самые якобы «передовые». Просто весной нападение «злой ковидлы» стало всемирным шоком, но воспринималось как временное бедствие, которое «вот ещё немного и мы победим». Но в середине осени стало понятно, что история эта надолго, если не «навсегда». При этом на глобальном уровне начали ярко проступать некие новые правила жизни, как бы продиктованные самой ситуацией. Среди них — удалённая работа и дистанционное обучение, базирующиеся на резкой активизации и разветвлении цифровых технологий, в рамках которых декларируется ускорение создания тотальной «цифровой среды».
У многих думающих людей закрадывается мысль, что ковид – лишь удобный предлог для осуществления давно задуманного переустройства мира, поверх границ и политических схваток. И Россия здесь – не исключение. Весьма способствуют такому направлению мысли и пресловутые форсайты «Детство – 2030» и «Образование – 2030» (в последнем 2020-й, кстати, значится как «год тотальной цифровизации»), а также нездоровая активность на образовательной ниве «цифровизатора» Германа Грефа, которую он вместе с НИУ ВШЭ и Агентством стратегических инициатив (АСИ) начал проявлять задолго до эпидемии.
Пришла беда – отворяй ворота
Развал и деградация советской, шире – классической системы образования, где знания заменяются «компетенциями», а чёткие предметные программы – «вариативностью», успешно осуществляются с конца 1990-х. Но ныне «новое образование» дополнилось третьим «китом» – дигитализацией и сыном её – дистантом.
Впрочем, летом тема эта как бы ушла в тень под лёгкую эйфорию из-за конца пандемии: широкой публике не хотелось даже думать о том, что осенью повторится весенний мрак с домашним арестом детей и дикой неразберихой уроков через Zoom и «Скайп».
В отличие от учителей, переживших кошмарные месяцы, некоторым школьникам дистанционный расслабон пришёлся даже «по приколу». Особенно – девятиклассникам, у которых волшебным образом отменился переходной ОГЭ. В Минобре же не расслаблялись, за лето технически «подтянув» часть школ, потерпевших весной настоящее фиаско с дистанционкой. А главное – подготовив пакеты директив и регламентов, призванных узаконить школьный дистант всерьёз и надолго.
Когда же с конца сентября кривая заболеваемости принялась опять расти и старшеклассников в больших городах, начиная со столицы, снова отправили по домам, тут уж пришлось взвыть не только преподавателям, но и в большей степени – ученикам и их родителям.
Вместо звонка – Enter
Те, у кого есть дети-старшеклассники, прекрасно знают, о чём речь. Картинки здесь отличаются только степенью гротеска и оттенками тихого ужаса. Урок, начинающийся с мучительного поиска пропавшего неведомо куда соединения с конференцией, звука или видео в ней. А во время урока – ожидание ответа ученика, который почему-то никак не может найти нужную кнопку; тормозящий видеопоток через пресловутый Teams, ответы по «Википедии» в соседнем компьютерном окне. А в итоге – примитивные лекции вместо общения с классом. И как следствие – огромные «домашки», чтобы преодолеть угрожающе растущее отставание от учебного плана, которое всё равно не преодолевается. Многочасовое напряжённое глазение в монитор, «большие перемены» под одеялом, общение с одноклассниками в чатах – полное обрушение всякого распорядка дня. И это ещё в «благополучных семьях», где у ребёнка есть своя комната, стол и компьютер. А если деток много, а комнат и компьютеров – наоборот, а рядом стучат по клавам родители, трудящиеся на удалёнке? Этот дурдом и есть то прекрасное «окно», которое нам, согласно г-ну Шмису, открылось благодаря ковиду?
Наблюдая за дистанционной учёбой собственной дочери-девятиклассницы и расспросив её подруг в разных московских школах, я услышал примерно одно и то же. Единственный плюс дистанционки, экономия времени на поездки в школу и обратно, напрочь перекрывается десятком минусов, главным из которых для нормальных «средних» детей оказалось беспокойство за результаты такого недоучения. То есть вслед за весёлой эйфорией от «игры в школу», где во всеобщем бедламе стираются грани между пятерочниками и троечниками, пришло трезвое понимание, что в итоге спросят знания без всяких скидок. Одна девочка сформулировала это по-взрослому:
Дистанционная учёба впору только бездельникам, которых не волнуют экзамены и вообще знания или же – очень самостоятельным ученикам, которые могут организовать своё обучение и без учителей.
Но для последних и так существовало две формы заочной и полузаочной учёбы. И, надо сказать, что в некоторых семьях в доковидную эпоху всё больше подумывали и прикидывали для своих детей такие варианты, чтобы, мол, не тратить время на дорогу, на «пустые – непроизводительные» часы и переменки, которых-де в школе слишком много. Ныне же, многие, видимо, резко передумали: вместе с «пустым» школьным временем дети, как оказалось, успевали гораздо больше. Мало того – у некоторых подростков от домашнего дистанта начались нервные срывы, были уже и суициды.
Битва с дистантом
Всё это вместе и побудило родителей в октябре и ноябре создавать местные комитеты против дистанта, собираться на митинги протеста не только в онлайне, налаживать протестные связи в масштабах страны, как это было десять лет назад, когда у нас нахрапом пытались внедрить западную ювенальную юстицию. К протестам родителей стали присматриваться и пристраиваться разные политические силы, что напугало власти.
Масла в огонь подлил законопроект № 957354-7 о разграничении полномочий между Минпросвещения и Минобрнауки по дистанционному образованию. После первых слушаний 18 ноября, на которых депутаты его одобрили, в конце ноября должны были ускоренно пройти второе и третье слушания. Но что-то, как говорится, пошло не так и почти готовый закон сняли с думской повестки. Возможно, свою роль сыграло авторитетное заявление зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой о том, что законопроект «идёт вразрез с санитарными правилами и нормами, согласно которым ученику нельзя проводить перед экранами гаджетов более пяти часов в неделю». Напомним, платформа МЭШ обязывает школьников учиться за мониторами по 6-7 часов в день, после чего начинаются домашние задания – тоже в компьютере.
Ранее разразился скандал с увольнением директора НМИЦ здоровья детей Минздрава Владислава Кучмы после публикации им в «Медицинской газете» результатов исследований о вреде цифровизации образования для детского здоровья.
Более чем у 80% школьников были выявлены неблагополучные психические реакции на цифровой дитстант. Среди них – нарушения сна, астенические состояния, депрессивные проявления. К этому автоматически прилагается ослабление зрения.
Менее бурно, чем родители (всё же люди подневольные), заворчали по соцсетям, а самые смелые и в СМИ – также и учителя. Практически общее мнение педагогов: дистант способствует жульничеству для получения оценок, нет личного контакта и эмпатии с учениками, не видно реакций класса. Большинство педагогов соглашается, что преподавание превращается во многом в проформу; о воспитательной функции в таком формате и говорить не приходится. При этом Минпросвещения не снимает с учителей требований многотомной отчётности, требует проводить всероссийские проверочные работы и объяснять, почему их показатели падают. Дополнительное образование, особенно такое специфическое, как музыкальное, изобразительное, театральное, дистанционка и вовсе поставила на грань катастрофы.
Отдельная песня – протесты студентов-платников против дистанционного обучения, за которое они (вернее, их родители) продолжают платить как за очное. Им вроде как всё «разъяснили»: «Профессора на экране видите, слышите? Ну и всё – считайте, что сидите в аудитории». Однако многих из них такие доводы не убедили и они затеяли судебные тяжбы против вузов.
Наш паровоз вперёд летит
Тем временем премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в российских регионах «эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», рассчитанного на два года: с 10 декабря 2020-го по 31 декабря 2022 года. Минпросвещения должно отобрать для этого российские регионы и согласовать с Минцифры дорожную карту проведения эксперимента.
Внедрение ЦОС, о котором идёт речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования,
– поспешил успокоить общественность министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Законопроект, о котором говорилось выше, также сопровождал дружный хор заверений чиновников, что ни о каком полном переходе с очной формы на дистанционную и речи не идёт. Однако формулировки его (по крайней мере, в первой редакции) были настолько размыты, что позволяли предполагать что угодно. Это же относится пока и к «цифровой среде» с неясными очертаниями – как и всё, что идёт у нас под грифом (можно сказать и – «под Грефом») цифровизации.
С одной стороны, Россия чётко следует в русле мирового «дигитального» мейнстрима во всех сферах, включая образование. Однако мы как будто стремимся иногда забегать «вперёд паровоза», а то и переть на пути, ясно отмеченные на Западе предупредительными семафорами. Специалистам прекрасно известно, что опыты создания цифровой школы начали проводить в Евросоюзе ещё в начале этого века. И во всех школах стран, где они проходили, показатели успеваемости резко упали. В 2012–2015 годах организация BISA (Business Information Security Association) по заданию Совета Европы занималась исследованием результатов дистанционного образовательного процесса. Были составлены графики, наглядно показывающие, как падает способность детей к пониманию написанного, уровень математических знаний и другие ключевые показатели. Неслучайно престижные европейские школы и вузы для элиты отказались от этого зыбкого пути, используя «цифру» в обучении ограниченно. Известный немецкий психиатр, исследователь мозга Манфред Шпитцер, автор книги «Антимозг. Цифровые технологии и мозг», пишет, что пытаться научить с помощью компьютера – это «всё равно, что ездить на велосипеде в бассейне».
Кстати, при самом жёстком локдауне в Великобритании, Франции и Германии ученики всех возрастов продолжают ходить в школы. Да, в масках, да с «соцдистанцией», но продолжают. Поскольку власти понимают, что издержки массовой дистанционки окажутся слишком велики для страны и будут долго аукаться.
А как же вирус?
А вирус – есть, он никуда не делся. Да, кривая растёт, в больницах опять не хватает мест, многие болеют тяжко, некоторые умирают. Только вот при чём здесь школы, вузы, музыкальные и художественные детские студии, спортивные секции?
Неудивительно, что против дистанционки выступают те, кто сам и чьи близкие никак не пострадали от инфекции. Из разряда – «пока я не умер, смерти нет». Для людей, которые лично отлежали в красной зоне, как автор этих строк вместе с дочерью, вопрос приоритета, что важнее – иметь живого и здорового ребёнка или ходить в школу любой ценой, не стоит,
– пишет журналистка Екатерина Сажнева в «МК».
Что ж, довод вроде бы сильный – поскольку от человека пострадавшего. Но всё же более по-женски эмоциональный, чем логичный. Звучит иногда и другая, вроде бы более разумная сентенция: «Главное, что педагоги меньше рискуют заболеть. А то кто же тогда будет учить детей?» Логично задать встречные вопросы. А что, младшеклассники не могут заразить учителей или своих старших братьев? А учителя не ездят в транспорте и не ходят в магазины? А родители, работающие не на удалёнке, не могут принести в семью заразу? А в школах федеральной или областной подчинённости, вирус не такой злой, как в московских? Люди недоумевают: неужели так трудно рассадить школьников на расстоянии, не дать им кучковаться на переменах? Или на организационные возможности учебных заведений и разумность учащихся у властей вообще нет никаких надежд?
И здесь у многих возникает когнитивный диссонанс: старшеклассники и студенты обязаны учиться из дома, в то же время работают клубы и бары с танцами, пусть и не в ночном режиме – с QR-кодами. Проходят многотысячные тусовки вроде обернувшегося скандалом концерта рэпера Басты в Питере, где люди сидели и танцевали без всяких дистанций и масок. Но при этом скоро, глядишь, власти опять заговорят о храмах как рассадниках заразы!
Детский фонд при Организации объединённых наций (ЮНИСЕФ) в ноябре предупредил, что будущее целого поколения под угрозой из-за пандемии COVID-19, которая повлияла на образование, питание и здоровье. При этом, по мнению специалистов фонда, польза посещений образовательных учреждений при соблюдении противовирусных мер гораздо выше, чем в случае их закрытия. Представители ЮНИСЕФ подчеркнули, что дети чаще заражаются коронавирусом на улице, а не в школах.
Нет, что-то здесь всё-таки явно не так. Попытка причислить противников дистанционки к «ковид-диссидентам» не прокатывает: подавляющее большинство наших сограждан – люди разумные и согласны на ограничения ради всеобщей безопасности и уставших врачей. Только многие ещё не разучились сопоставлять факты, чтобы понять, что история с цифровизацией образования отнюдь не упирается в заботу о нашем здоровье и жизни и в сочувствие медикам.
Нет у революции конца.
Минпросвещения объявило в конце ноября о планах создания специальной онлайн-платформы коммуникаций (ИКОС), где в том числе будет вестись обучение в дистанционном формате. Внедрение ИКОС начнётся с начала следующего года: пилотные проекты сначала появятся в 15 регионах, а к 2024 году к платформе планируется подключить все школы страны.
Тем временем в Санкт—Петербурге решили начать образовательную революцию в инициативном порядке, не дожидаясь «подхода главных сил». Пока в виде городского эксперимента. Дистанционку в городе трёх революций решили кардинально оптимизировать, развив внутреннюю логику этого формата. Для этого питерские власти создают «виртуальную образовательную среду». В ней, как и в обычной школе, уроки будут идти по расписанию, но присутствовать на них смогут ученики из разных школ, не выходя из дома. Предполагается проводить по четыре урока в день из числа основных предметов, по которым в средней и старшей школе проводится аттестация. Пение, физкультура, изо в такой формат не «лезут». Вести виртуальные занятия будут специалисты Академии постдипломного педагогического образования, которых со второй половины дня сменят «тьюторы» – старшекурсники Педагогического университета имени Герцена. Их сейчас быстренько готовят «помогать школьникам разбираться в трудных темах». Проверка домашних заданий при этом останется на школьных учителях.
Мы создаём условные онлайн-классы для каждой параллели, начиная с пятого класса. Никто ещё таким путём не шёл. Мы берём на себя большую ответственность, разрабатывая параллельный образовательный процесс, понимаем, что будет много вопросов, но учитывая, что весь год, скорее всего, предстоит непростой, – чем раньше начнём, тем быстрее освоим,
«Классный руководитель с родителями должны договориться о формате промежуточной аттестации. Например, это может быть не менее раза в две недели проверка домашних заданий. Тогда школа выделит отдельных педагогов, которые будут эту работу вести, чтобы не нагружать одного предметника», – поведала Ирина Потехина.
Для младшей школы предусмотрен особый формат – обучение через развлечение. «Edutainment – есть такой формат: Education (образование) + Entertainment (развлечение). Это скорее поддержка для родителей – занимательная математика, занимательная грамматика, то есть в большей степени игровые образовательные форматы для младшей школы», – уточнила Потехина.
Представляете, какой прогрессив наметили питерские?! Вместо тысяч учителей с их зарплатами, соцобеспечением – десятки, вместо сотен школ – один офис для преподов-операторов, которые по методичкам погонят терабайты знаний сотням тысяч счастливых школьников, прильнувшим к своим домашним мониторам. Младшеклассников же сами родители играючи выучат. Если им это, конечно, нужно.
А вы ещё спрашиваете, где учителей взять, на что школы ремонтировать и строить! Чем не новый всероссийский стандарт школьного образования? Настоящая мечта чиновников. Идею саркастически развивает депутат Мосгордумы Дмитрий Локтев, который в издании Federalcity предположил, что такой оптимизированный дистант придётся по вкусу и строительному лобби. По его словам, в случае его внедрения можно будет забирать территории школ под застройку или не закладывать их строительство при планировании новых кварталов. Здорово, правда?
Вместо благодарности сограждане, не желающие идти в ногу с прогрессом, устраивают митинги, пишут декларации министру и президенту. Самые заполошные разыскивают в сетях текст форсайта «Образование – 2030», рождённого в недрах Агентства стратегических инициатив и, выпучив глаза, читают там такие пассажи.
Государственные школы остаются, но конкурируют за ученика с негосударственными провайдерами образовательных сервисов. Индивидуализация: классно-урочная система перестаёт быть стержнем обучения. Массовые школы дают школьнику базу, остальное – получает из детских образовательных сервисов под индивидуальные потребности.
Это возможное будущее, как его видят авторы форсайта. А вот другие черты этого дивного нового мира: «Появление школьных холдингов – объединений из нескольких школ под единым управлением, в том числе в составе международных образовательных корпораций». И в завершение – авторитетный прогноз от «прогрессоров»:
Россию ждёт фрагментация школьной системы: расслоение школ с разграничением на элитные, массовые и «отстающие» школы, вплоть до исчезновения единства правил внутри школьной системы.
Фамилий авторов подобных опусов вы в открытой печати не найдёте: это как бы коллективный труд неких «экспертов». В ответ на возмущения непрогрессивной общественности прогрессивные защитники форсайтов обычно возражают, что нужно, дескать, воспринимать их не как программу действий, а лишь как возможный сценарий.
Однако пока все шаги, которые у нас предпринимаются в области цифровизации образования, свидетельствуют как раз о том, что этот сценарий и есть дорожная карта в «распрекрасное» будущее, которое нам хотят нарисовать грефовские весёлые ребята. И ковид здесь вовсе ни при чём.