цифровая трансформация цифровое развитие в чем их отличие
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация – это только про бизнес?
Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.
Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.
Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.
Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?
С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.
Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.
Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?
Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.
С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.
Какими компетенциями должен обладать менеджер?
Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.
Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.
Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?
Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.
Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.
А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.
Почему цифровая трансформация может провалиться?
Как узнать больше о цифровой трансформации?
Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.
Также рекомендуем прочитать следующие книги:
«Как работает Google», Эрик Шмидт
«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм
«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд
«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,
«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг
Цифровизация или цифровая трансформация: что выбрать?
Цифровая трансформация идет полным ходом, и пандемия только ускорила этот процесс. Государство и бизнес на собственном опыте почувствовали ее необходимость и убедились, что промедление может привести к отставанию и снижению конкурентоспособности, которые уже невозможно будет наверстать. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences первой в этом году офлайн-конференции «Цифровая трансформация 2021».
Алексей Евстратов: Облако радикально снижает цену цифровой трансформации
Преимущества, которые предоставляют облачные технологии, совпадают практически на 100% с теми задачами, которые решаются в ходе цифровой трансформации. Облака — это идеальный инструмент цифровой трансформации, уверен Алексей Евстратов, директор департамента по работе с крупнейшими клиентами SberCloud.
CNews: Чем, на ваш взгляд, цифровая трансформация отличается от цифровизации?
Алексей Евстратов: Давайте рассмотрим оба понятия и дадим им определение. Что такое цифровизация? Это внедрение цифровых технологий в конкретный бизнес-процесс организации, направленное на увеличение его эффективности. В свою очередь, цифровая трансформация — это сквозное комплексное преобразование всего предприятия, его продуктов, бизнес- и операционной модели организации, которое достигается с помощью внедрения современных цифровых технологий и направлено на увеличение стоимости компании.
Рассмотрим на конкретном примере. Внедрение системы «1С» на предприятии — это цифровизация. А теперь допустим, что руководство некоторой компании пришло к выводу, что работа через дистрибьютора уже не так эффективна с точки зрения выручки. Компания принимает решение работать с контрагентами напрямую, при этом заранее вдумчиво проанализировала свою продукцию и ее продажи на основе накопленных данных, сегментировала заказчиков, определила пики и сезонные всплески. И эта компания принимает решение, что для работы без дистрибьютора нужен полноценный e-commerce, личный кабинет и система электронной торговли, а что и как продавать подскажут умные математические модели, вместо транзакционных систем управления базами данных (СУБД) функционируют хранилища и озера данных, а используемые в компании приложения и системы, внедренные 10 лет назад, требуют кардинальной реновации – вот это уже похоже на полноценную цифровую трансформацию.
Таким образом, цифровая трансформация — это не просто внедрение цифровых продуктов или автоматизация отдельных рабочих процессов. В первую очередь, это изменение подхода к разработке, доставке продуктов и услуг пользователю, взаимодействия с клиентами, изменения структуры организации, стратегии развития, корпоративной культуры, причем это относится не только к сфере ИТ, это гибкое изменение всех бизнес-процессов в компании. То есть цифровая трансформация – это глобальный процесс, затрагивающий все стороны экономики.
CNews: Что чаще всего мешает цифровой трансформации организации?
Алексей Евстратов: Среди основных барьеров можно назвать, во-первых, организационные проблемы — изолированность различных бизнес-юнитов в компании.
Во-вторых, унаследованные, устаревшие и плохо интегрированные ИТ-системы приводят к тому, что все усилия ИТ-отделов сосредоточены только на run-функциях по обеспечению работы уже существующих систем. На изменение и технологическое развитие бизнеса просто не остается ресурсов.
В-третьих, это безопасность. Необходимость хранить и обрабатывать огромные объемы разных данных, поступающих из разных источников, непонимание, как сохранить периметр безопасности в условиях омниканальности, также служит барьером.
В-четвертых, это стоимость ИТ-инфраструктуры.
В-пятых, дефицит ИТ-специалистов, то есть отсутствие достаточного количества сотрудников с высокими цифровыми компетенциями.
Отвечая на этот вопрос, я хотел бы подчеркнуть, что облачная миграция снимает все эти барьеры. Переход на единую облачную платформу, единые инструменты и сервисы автоматически уменьшает энтропию и облегчают перестройку рабочих процессов внутри организации. Значительная часть run-функций ИТ-подразделений передается облачному провайдеру, а ИТ-отдел может фокусироваться на развитии бизнеса и разработке. По объективным причинам (дороговизна решений, дефицит специалистов в области инфобезопасности) очень мало компаний могут сравниться с облачными провайдерами по уровню кибербезопасности ИТ-систем. Облако радикально снижает цену цифровой трансформации на первоначальном этапе и заметно в долгосрочной перспективе. Облачные провайдеры берут на себя заметную часть усилий и компетенций по поддержанию работы ИТ-систем.
CNews: В «Сбере» основой цифровой трансформации стали облака. Какие возможности они предлагают? Как их использование помогает цифровой трансформации?
Алексей Евстратов: Преимущества, которые предоставляют облачные технологии, совпадают практически на 100% с теми задачами, которые решаются в ходе цифровой трансформации. Можно сказать, что облака — это идеальный инструмент цифровой трансформации.
Для компаний экосистемы «Сбера» особенно важна скорость и гибкость. Мир, как мы увидели в прошлом году и видим сейчас, меняется очень быстро, и бизнес должен также быстро реагировать. В такой ситуации сокращение показателя time-to-market становится ключевым преимуществом. Именно облака позволяют быстро и гибко вести разработку новых продуктов и сервисов, и быстро выводить их на рынок.
Помимо этого, неотъемлемыми элементами цифровой трансформации бизнеса являются большие данные и использование искусственного интеллекта (ИИ). Сбор, хранение, обработка, анализ больших данных и принятие решений на основе такого анализа — один из самых ярких примеров огромных возможностей облачных технологий. Объем данных растет такими темпами, что работать с ними без облачных хранилищ, облачных вычислительных мощностей и облачных Big data-сервисов почти нереально. Лавинообразный рост данных и необходимость их обработки для достижения конкурентных преимуществ не оставляют бизнесу других экономически разумных вариантов работы с таким объемом информации, кроме облака.
Облачные платформы SberCloud, такие как SberCloud.Advanced и наша облачная платформа для работы с ИИ — ML Space, базирующаяся на самом производительном российском суперкомпьютере «Кристофари», дают возможность компаниям экосистемы «Сбера» активно задействовать эти технологии в своих рабочих процессах.
Платформу ML Space уже используют команды разработчиков экосистемы. С ее помощью был разработано семейство виртуальных ассистентов «Салют». Для их создания с помощью суперкомпьютера «Кристофари» и ML Space было обучено более 70 различных моделей ASR. И еще большее количество моделей Text-to-Speech.
С помощью ML Space и «Кристофари» была обучена впервые на русском языке самая совершенная и сложная трансформная языковая модель (нейросеть) GPT-3 и реализуются другие проекты.
Как отличить цифровую трансформацию от цифровизации
Не запутаться в терминах
Исследование KDMA показало, что за последние два года российский бизнес осознал важность цифровой трансформации. Если в 2018 году только 33% представителей компаний называли ее необходимым для бизнеса процессом, то в 2020-м их число выросло почти вдвое — до 64%. В трансформацию и связанные с ней инициативы вкладываются огромные средства — от 3% до 10% выручки.
Однако, несмотря на растущую необходимость, запустить процесс и получить от него выгоду удается далеко не всем.
Одно из объяснений — подходы бизнеса к этому вопросу. Треть опрошенных видят цифровую трансформацию как новое название автоматизации, непонятный или искусственно созданный термин.
Кроме того, это определение часто приравнивают к цифровизации или даже оцифровке процессов.
Эти явления могут казаться схожими или даже идентичными на первый взгляд, однако между ними есть существенная разница в масштабе и глубине изменений:
На этом этапе бизнес может создавать и запускать решения, интегрирующие все оцифрованные данные и приложения. Более того, трансформация открывает возможность для создания и реализации принципиально новых стратегий, которые приносят больше выгоды бизнесу и пользы клиентам.
Чтобы достичь таких эффектов, компании требуется не только поменять процессы и операции, но и обновить стратегическое мышление. Это значит постоянно адаптировать свое ценностное предложение к текущей бизнес-модели и концентрировать усилия за ее рамками. И если раньше цифровую трансформацию рассматривали как способ опередить конкурентов, то теперь это вопрос не столько лидерства, сколько выживания.
О цифровой трансформации говорят буквально все, но что она представляет собой на практике?
8 апреля в 18:00 в комнате Clubhouse «Скорость имеет значение. Как ускорение цифровой трансформации развивает бизнес» представители крупнейших российских корпораций поделятся собственным опытом и ответят на главные вопросы о переходе компаний в «цифру». Присоединиться к встрече.
Среди тем обсуждения:
Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0
Журналист, автор издания.
Цифровая трансформация часто ассоциируется с цифровизацией, автоматизацией, оптимизацией, индустрией 4.0 и даже интернетом вещей. Давайте разберемся, в чем разница.
Что такое цифровизация
Цифровизация, или внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний, началась более 50 лет назад. В 1964 году компания IBM анонсировала System/360 — первое семейство компьютеров, предназначенных для охвата всего спектра применения с разной степенью производительности, но с одним и тем же набором команд.
В прошлом программы были написаны для какого-то конкретного оборудования, а это означало, что программный код должен постоянно обновляться при его замене. С S/360 необходимость в этом отпала. Такая особенность позволяла заказчику использовать недорогую модель, после чего обновиться до более сложной системы с ростом компании — без необходимости переписывать программное обеспечение. Это передовая технология привела к выпуску более мощных, небольших компьютеров.
Источник фото: Habr
В 1981 году был представлен IBM PC. Менее чем через десять лет многие компании использовали ПК для оцифровки своего бизнеса (электронные таблицы, различные вычисления и обработка текстов). IBM S/360 и ПК должны были повысить эффективность, а также помочь компаниям стать быстрее и конкурентоспособнее. В 1983 году была представлена NetWare от Novell — сетевая операционная система с набором сетевых протоколов для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключенными к сети. NetWare позволила ПК обмениваться данными внутри организации с низкими затратами.
С появлением более совершенных технологий эффективность бизнеса возросла еще больше: автоматические системы рабочих процессов полностью оцифровывают бизнес-процессы. Вот несколько примеров такой оцифровки:
При чем здесь Индустрия 4.0…
Хайтек-стратегия правительства Германии «Индустрия 4.0» получила мировое признание из-за четкости формирования цели и взята на вооружение многими странами мира. Она описывает концепцию «умного производства» на основе промышленного интернета вещей (IIoT), объединяет физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными. Цифровизация — один из необходимых элементов модели Индустрии 4.0. (Четвертая промышленная революция или переход к Индустрии 4.0 — актуальная для бизнеса тема. Узнайте, что мешает российским предприятиям внедрять новые технологии).
… интернет вещей
Интернет вещей (IoT) — это глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных. Все они подключены к центрам управления, анализа и контроля информации. IoT объединяет реальные вещи в виртуальные системы, способные решать совершенно разные задачи. В зависимости от типа коммуникации устройств IoT-проекты можно условно разделить на два типа: массовые и критические. У каждого свои задачи и требования к сети. Массовые IoT-проекты — это «умные» дома, счетчики, решения для отслеживания грузоперевозок и др. Примерами «критической» машинной коммуникации могут быть автономные автомобили, управление транспортными потоками или промоборудованием, удаленная хирургия.
Ключевая идея концепции — соединить между собой все объекты, которые только можно соединить, подключить их к сети и за счет этого получить синергию.
… и Общество 5.0
В 2016 году Япония поделилась с миром большим планом общественных преобразований — концепцией «Общество 5.0». И если немецкая Индустрия 4.0 — это своего рода «умный бизнес», то Общество 5.0 — это «суперумное общество».
Программа направлена на цифровизацию на всех уровнях японского общества и цифровую трансформацию самого общества. Важную роль в развитии концепции играют интернет вещей, искусственный интеллект, VR/AR, Big Data (аналитика) и так далее. Тем не менее, речь идет не только о технологиях в жизни людей. В концепции описаны проблемы, с которыми сталкивается Япония (старение населения, стихийные бедствия, загрязнение окружающей среды), которые актуальны и для других стран.
Что же такое цифровая трансформация
Поскольку цифровая трансформация выглядит по-разному для каждой компании, сложно дать однозначное определение, которое применимо ко всем. В целом, цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной.
«Цифровую трансформацию можно определить как стратегическую трансформацию бизнеса, когда предпочтения и поведение клиентов определяют решения в области корпоративных технологий. Это сквозное преобразование в масштабах всего предприятия, которое влияет на все части организации»
«Каждое цифровое преобразование будет начинаться и заканчиваться клиентом, и я вижу это в голове каждого генерального директора, с которым общаюсь»
«М.Видео–Эльдорадо»
Руководитель стратегического направления Группы «М.Видео–Эльдорадо» Фёдор Савельев связывает цифровую трансформацию не только с обновлением технологий и бизнес-процессов внутри компании, но в первую очередь с изменением бизнес-стратегии. По его словам, трансформация происходит в моменты, когда у компании получается по-новому оценить меняющийся рынок, потребности своих клиентов и найти новые направления развития с учетом происходящих перемен.
«Цифровая трансформация — это, в первую очередь, изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа “жестких” данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса, — поясняет он. — Другая область цифровой трансформации — это следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни».
Например, с развитием интернета вещей и голосовых помощников роль покупателя будет перетекать к машинам — «Алиса», «Сири» или холодильник будет принимать решение о том, что именно купить, учитывая предпочтения владельца. Человек, в будущем, начнет отдавать все больше полномочий технике, сначала по незначительным вопросам, а с ростом доверия и по более значимым: от выбора конкретной марки молока, до выбора страхового медицинского плана для всей семьи.
«Цифровая трансформация для нас в этом смысле — это в том числе понимание и ответ на потребности новых клиентов — “цифровых алгоритмов”. Ещё один значимый тренд в поведении покупателей — это запрос на персонализацию, товарные предложения под конкретные потребности, зачастую еще не сформировавшиеся, на основе аналитики данных, обогащенных за счёт разных сфер потребления, интеграция в “экосистемы”, поиск синергии в сферах, которые еще недавно считались никак не связанными, например, банковских услугах и доставке еды», — говорит Фёдор Савельев.
«Мир быстро меняется вследствие тотальной диджитализации, и многие технологические компании проходят стадию цифровой трансформации для того, чтобы выйти за рамки традиционного бизнеса и использовать новые информационные технологии. Максимально оперативно это получается реализовать технологическим гигантам и стартапам, которые быстро занимают цифровые ниши на рынке. При этом догнать лидеров невозможно без радикальных изменений, которые, я считаю, можно назвать цифровой трансформацией»
Что цифровая трансформация даёт бизнесу
Директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит» Артем Алексеев объясняет, что цифровая трансформация включает в себя оптимизацию и автоматизацию процессов с использованием цифровых технологий. Данные о бизнес-операциях оцифровываются, и, как только они оцифрованы, алгоритмы, а не люди, могут начать принимать решения.
Алгоритмы не устают и очень быстро учатся, могут работать на самом детальном уровне, быстро адаптироваться и принимать миллионы и миллиарды решений в секунду. Это позволяет не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы.
Как технологии и новые модели меняют бизнес: примеры
Кейс Best Buy
Десять лет назад многие думали, что Best Buy умрет. Даже сотрудники компании не верили, что она сможет выстоять против Amazon. Но новый генеральный директор и цифровая стратегия превратили магазин электроники из места покупки компакт-дисков в цифрового лидера в области технологий. Вместо того, чтобы просто продавать продукты, бренд стремится улучшить жизнь людей с помощью технологий.
Best Buy приложила большие усилия, чтобы сократить сроки доставки. Они ввели программу сопоставления цен и переключили свое внимание на консультирование клиентов, а не просто продажу. Сотрудники Best Buy предлагают консультации на дому, а дочерняя компания Geek Squad теперь будет ремонтировать все в доме клиента за фиксированную годовую плату.
Best Buy также перешла от преимущественно почтового маркетинга к почти полностью цифровой стратегии. Они используют данные для создания профилей клиентов, чтобы предоставить индивидуальные рекомендации и помощь.
Кейс Home Depot
Когда-то это был обычный магазин товаров для дома. Сегодня у Home Depot есть профессиональный отдел данных и информационных технологий. Они инвестировали в улучшение и объединение своих физических и онлайн-покупок, то есть сами отправляются к подрядчикам и привозят в магазин покупки, которые были сделаны в онлайне. Таким образом обеспечивается бесперебойная работа по всем каналам. Home Depot также добавили визуальный и голосовой поиск в свое приложение, чтобы предоставить клиентам еще больше возможностей.
Склад Home Depot. Источник: RIS
Мнения экспертов
Является ли Индустрия 4.0, интернет вещей и цифровизация цифровой трансформацией, или это лишь её составляющие?
«Типичная ошибка на пути цифровой трансформации, особенно актуальная для российских реалий, – путать ее с цифровизацией бизнеса. В результате такой ошибки новые технологии не окупают инвестиций, проекты затухают, а руководство разочаровывается. Цифровизация подразумевает модернизацию IT-составляющей, тогда как цифровая трансформация – это история про модернизацию бизнес-процессов компании, ее организационной системы. И это отражается буквально во всем: появлении новых должностей, таких как CDO (Chief Digital Officer), новых специалистов, например, data scientist, автоматизации процессов. Как следствие, высвобождается время под новые задачи для ряда сотрудников компании».
«На мой взгляд, это всего лишь составляющие цифровой трансформации. Данные тренды порождают большой объем данных. Используя их, технологически развитые компании могут внедрять новые способы для развития бизнеса и улучшения продуктов. При этом не все организации научились обрабатывать и использовать имеющийся объем данных. Я думаю, что основная часть цифровой трансформации — это изменение майндсета компании: ценностей и сознания сотрудников»
Денис Захаркин, генеральный директор VR Concept
«Индустрия 4.0 — это технологический уклад, который подразумевает применение разных технологий, в том числе и интернета вещей. Это дорожная карта цифровой трансформации промышленности и не только. А под интернетом вещей (IoT) в последнее время чаще подразумевают именно конкретную технологию, которая позволяет оцифровать только определенную часть бизнес-процессов, например, удаленный контроль предприятия.
Для достижения цели цифровой трансформации недостаточно использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Это комплексный подход по использованию информационных технологий на всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством. И в большинстве случаев компании для цифровой трансформации необходимо менять процессы, в том числе у партнеров и подрядчиков».
Артем Алексеев, директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит»
«Цифровая трансформация на примере компании — это оптимизация бизнес-процессов. Индустрия 4.0 — набор инструментов этой трансформации. Цифровизация — оцифровка операций, чтобы применять весь спектр этих инструментов. То есть сначала мы оцифровываем процессы (здесь нам помогают технологии захвата данных: распознавание текстов / изображений / видео, датчики, логи работы сервисов, данные об активности пользователей в интернете и пр.), затем используем инструменты Индустрии 4.0 для их оптимизации, в том числе взаимодействуя с физическим миром через роботизированные системы. Все это мы называем цифровой трансформацией».
Коротко о главном
Что такое цифровая трансформация?
В чём особенности цифровой трансформации?
Чтобы узнать, как достичь максимума, начиная цифровую трансформацию, изучите кейсы по вашей теме на Rusbase.