цифровая образовательная среда в доу что это
Цифровая образовательная среда ДОУ
Лисина Галина
Цифровая образовательная среда ДОУ
Цифровая образовательная среда ДОУ
Слайд 1 – титульный слайд
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало
неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость.
Прежде всего, давайте попробуем понять, что же такое ЦОС?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая
совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда образовательного учреждения ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средствинформационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Конечно, проще всего представить внедрение этой среды в
образовательную систему на уровне школы и далее, но, в настоящее время,
речь идет и об активном внедрении цифровых технологий на уроне дошкольного образования. Что же представляет собой ЦОС ДОУ?
• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе
цифровые образовательные ресурсы;
• совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное
ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;
• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих
развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.
Целями ЦОС ДОУ является:
• создание единого информационного пространства для качественного
улучшения работы педагогического состава;
• использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности
педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;
• переход к безбумажному документообороту;
• обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к
• сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.
Назначение и задачи ЦОС ДОУ:
• создание ЦОС ДОУ направлено на улучшение организации управления
и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
• создание условий качественной подготовки методических,
педагогических, дидактических материалов;
• обеспечение доступа участников образовательного процесса к
• обеспечение возможностей участия в педагогических проектах,
В сфере взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса ЦОС решают следующие задачи:
• обеспечение информационного взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса;
• интеграция информационных потоков, характерных для основных
видов деятельности дошкольного учреждения;
• обеспечение взаимодействия между родителями (законными
представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
• создание условий дальнейшего развития информационного
пространства дошкольного учреждения.
В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит
организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические
средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную
среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности,необходимо создание и соблюдение ряда условий:
1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу (т. е. гаджет является лишь средством, позволяющим выстраивать коммуникацию в процессе его использования, но не заместителем живого, человеческого общения).
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год.
2. Обращение к «детским» видам деятельности.
В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей.
3. Самостоятельность ребенка.
В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него
4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.
Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер.
С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этом деятельности.
5. Поддержка детского творчества.
Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.
В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ).
Таким образом, возникновение необходимости создания ЦОС,
выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ.
Информационно-коммуникативные технологии в условиях
современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
Требования и безопасность к использованию цифровой образовательной среды для старших дошкольников
Надежда Николаева
Требования и безопасность к использованию цифровой образовательной среды для старших дошкольников
Дошкольный возраст представляет собой очень важный этап в формировании у детей познавательной активности, которая выражается в стремлении детей получить знания об окружающем мире, проявить свои творческие способности. Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, использованию с этой целью инновационных методов, средств и приемов. В соответствии с ФГОС ДО использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых образовательных ресурсов, способствует повышению мотивации и заинтересованности воспитанников к получению новых знаний, детьми старшего дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно образное мышление.
Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе:
•Подбор иллюстративного материала к совместной организованной
деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы,
кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);
•Подбор дополнительного познавательного материала;
•Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
•Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не
писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем
только вносить изменения;
•Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности совместной организованной деятельности с детьми и
педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских
собраний.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Занятия с использованием ИКТ должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей длиною до 30 минут, и не более 10-15 минут за непосредственной деятельности за ПК.
Во время просмотра необходимо интерактивное участие взрослых, которые могут комментировать то, что дети смотрят. Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности ребёнка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами.
Это в первую очередь:
Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
Санитарные правила и нормы 4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата,предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техникой, телевизорами и другими техническими интерактивными устройствами,заключаются в следующем:
•Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.
• Использованиепроекционных экранов:
Высота проекционного экрана над полом должна составлять не менее метра и не более 1,3 метра.
Минимальное расстояние от зрителя до экрана должно равняться полуторной ширине экрана.
Максимальное расстояние до экрана должно равняться шестикратной ширине экрана.
Важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана без световых пятен и бликов.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.
Сообщение «Цифровая образовательная среда в ДОУ»
Цифровая образовательная среда в ДОУ
Слайд 1 – титульный слайд
СЛАЙД 2. Развитие цифровой среды в ДОУ
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Эксперимент по апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды с 1 сентября 2020 г. стартует в следующих регионах РФ:
Алтайском и Пермском крае;
Сахалинской, Тюменской, Челябинской, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской областях;
Ямало-Ненецком автономном округе.
Школы в регионах-участниках получат высокоскоростной доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности. Все учебные заведения оснастят компьютерами, программным обеспечением и презентационным оборудованием. За два года в них должна быть создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
После завершения эксперимента к 2024 году целевая модель ЦОС будет внедрена по всей России. 100% образовательных организаций будут обеспечены скоростным доступом в интернет.
Разберем более подробно, что же такое ЦОС в ДОУ?
СЛАЙД 4. Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе при организации дистанционного обучения.
расширение возможностей построения образовательной траектории;
доступ к самым современным образовательным ресурсам;
растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
расширение образовательных возможностей для ребенка;
повышение прозрачности образовательного процесса;
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного
снижение работы за счет ее автоматизации;
снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий
воспитанниками за счет автоматизации;
повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
формирование новых возможностей организации образовательного
формирование новых условий для мотивации дошкольников при
формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;
облегчение условий формирования индивидуальной образовательной
Работа педагогов при цифровизации учебного процесса:
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации
познавательной деятельности дошкольников в организованной учебной деятельности.
2. Дистанционное образование, повышение квалификации.
3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.
4. Создание Интернет-занятий, интегрированных занятий.
5. Занятия на основе готовых программных продуктов.
6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.
7. Создание банка данных развития дошкольников, базы портфолио.
1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.
2. Начать развивать компьютерную грамотность в рамках дополнительного образования дошкольников.
Использование различных форм ИКТ в учебном процессе
3. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.
4. Создание учебно-методических материалов.
5. Создание презентаций и фильмов по различным разделам.
8. Использование ИКТ в воспитательной работе ДОУ.
Ожидаемые результаты цифровизации:
· Повышение эффективности процесса обучения.
· Активизация познавательной деятельности детей.
· Создание банка данных по различным направлениям деятельности.
· Создание общедоступной коллекции КИМ (компьютерно-игровых методик);
· Распространение опыта успешного использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.
· Обеспечение массового доступа к дистанционным и облачным технологиям всех групп пользователей.
Единое информационно-образовательное пространство детского сада обеспечит:
– создание дополнительных условий для социализации детей;
– формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;
– формирование творческих навыков;
– формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
– развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений;
– проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание).